Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Работа №35136

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
426
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы процесса взаимодействия педагога и родителей в образовательном процессе ДОУ 8
1.1 Взаимодействие педагога и родителей в ДОУ: значение, цели,
задачи 8
1.2 Современные требования, предъявляемые к взаимодействию
педагога и родителей в образовательном процессе ДОУ 15
1.3 Формы и методы взаимодействия педагога и родителей в ДОУ 21
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА II Эмпирическое исследование взаимодействия педагога и
родителей в образовательном процессе ДОУ 27
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 27
2.2 Определение рейтинга ДОУ по району и удовлетворенность
родителей образовательным учреждением 30
2.3 Эмпирическое исследование типов взаимодействия «педагог-
родитель» 36
2.4 Рекомендации педагогу ДОУ по организации взаимодействия с
родителями 43
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Масштабные преобразования в обществе, реформирование системы образования, сложные социально-экономические условия в современном мире требуют необходимости поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимoдействия в образовательной системе ДОУ с различными представителями, в том числе с семьями воспитанников, как социальными партнерами [77].
В законе «Об образовании в Российской Федерации» определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования» [91].
В 2013 году был разработан и принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором определены целевые ориентиры дошкольного образования. Они представляют собой «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования». В этом документе отмечается необходимость в постоянном взаимодействии педагогов, работающих с детьми разного возраста, с их родителями при «формировании общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [72].
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [72, подпункт 9, подраздела 1.6 раздела 1].
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного образовательного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников. От совместной работы представителей ДОУ и родителей зависит дальнейшее развитие дошкольника.
Уровень педагогической культуры родителей зависит от качества работы ДОУ, а, исходя из этого, и уровень семейного воспитания детей.
Перед ДОУ стоит важная задача - использовать большой воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках
педагогического взаимодействия.
Семейное воспитание всегда играло и играет важную роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста. В то же время на развитие личности ребенка также оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ пребывание дошкольника подчинено целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и многое другое.
Любая организация, в том числе дошкольная, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему (в данном случае - систему воспитания, обучения, развития ребенка-дошкольника), включающую свои принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает необходимость в налаживании тесного контакта между ДОУ и семьей.
Современная семья является одним из главных институтов формирования личности ребенка дошкольного возраста. Деятельность представителей семьи (не только родителей, как таковых) и педагогов ДОУ в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать дошкольника, увидеть его в разных ситуациях, понять, прочувствовать, а значит, наметить свою идеальную траекторию развития любимого малыша.
Актуальность исследования заключается в том, что взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников имеет большой воспитательный и образовательный потенциал. Оно способствует установлению положительных взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников, для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания семьи к ребенку, его проблемам, освещение последствий негативных отношений.
Вопросы педагогического взаимодействия интересовали многих ученых: М. Г. Агавелян, И. В. Гребенниковым, А. Ф. Амендом, В. Д. Семеновым, А. С. Коповой, А. С. Федотовой, Ю. В. Гладкову и др. [1, 22, 24, 27, 49].
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались такие педагоги и психологи: Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина [5, 32, 59, 16, 48, 87].
В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагогов с семьями (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).
Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ как субъектов образовательного процесса.
Предмет исследования: психолого-педагогические характеристики взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически выявить психолого-педагогические характеристики взаимодействия педагогов и родителей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, нами были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме взаимодействия воспитателя с родителями в системе ДОУ. Определить значение взаимодействия воспитателя с родителями.
2. Выявить современные требования, предъявляемые к взаимодействию педагога и родителей в образовательном процессе ДОУ.
3. Выявить формы и методы взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.
4. Провести эмпирическое исследование типов взаимодействия педагогов и родителей и степень удовлетворенности родителей ДОУ в районе, проанализировать результаты.
5. Разработать методические рекомендации воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с родителями.
Всего в исследовании приняли участие: 77 педагогов ДОУ и 434
родителей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методические рекомендации педагогу ДОУ по организации взаимодействия с родителями, в возможности внедрения эффективных психолого-педагогических условий в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Методы исследования: анализ литературы, анализ педагогической документации, диагностические методики изучения процесса взаимодействия педагога и родителей в ДОУ: анкета «Изучение
удовлетворенности родителей работой ДОУ» (Методика Е.Н.Степановой), Тест-опросник К.Томаса на поведение в конфликтной ситуации (Методика Томаса), беседа с педагогами.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются применением современной методологии научного исследования, совокупности методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»
Семейное воспитание всегда играло и играет важную роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста. В то же время на развитие личности ребенка также оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ пребывание дошкольника подчинено целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и многое другое.
Любое учреждение, в том числе дошкольное, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему ценностей, включающую свои принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает необходимость в налаживании тесного контакта между ДОУ и семьей.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования поставленная цель достигнута посредством решения всех задач, доказана, что стиль взаимодействия педагога с родителями взаимосвязан с удовлетворенностью родителей ДОУ и рейтингом детского сада в районе. А также доказана, что сотрудничество является наиболее эффективным стилем взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе ДОУ для достижения основных целевых ориентиров развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Проведенное исследование позволило констатировать его значимость: разработка методических рекомендаций воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с родителями.
Выявлены современные требования, предъявляемые к взаимодействию педагога и родителей в образовательном процессе ДОУ; составлена программа, направленная на повышение результативности взаимодействия педагога и родителей; разработаны рекомендации педагогу ДОУ по организации взаимодействия с родителями.
Практическая значимость работы имеет исключительное значение: полученные результаты исследования могут быть использованы в работе всех педагогов дошкольных учреждений при планировании и осуществлении работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников.
В вопросе работы с родителями важно заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к сотрудничеству с ДОУ.
В работе с законными представителями нужно применять дифференцированный подход, так как это необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Педагогу необходимо заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия, то есть способы организации их совместной деятельности и общения.
Таким образом, взаимодействие современного дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на обеспечение достижения основных целевых ориентиров развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.



1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г.Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
2. Алиева, Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства / Т. Алиева, А. Стасюк, Е. Фадеева, Ю. Асланова, Г. Уварова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 39 - 42.
3. Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
4. Арапова, М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2007. - № 5. - 94 с.
5. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2012. - 264 с.
6. Атемаскина, Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.
7. Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2012.-№25.-С.8.
8. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
9. Белая, К. Ю. Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу / К. Ю. Белая, О. П. Горелова, Т. В. Синицина// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 4. - С. 28-31.
10. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 110 с.
11. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики. -М.: ИЦ «Академия»,
2010. -192 с.
12. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. - №1. - С.82-92.
13. Бодалев, А. А. Психология общения: избранные психологические труды. - М., 2004. - 250 с.
14. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. - метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.
15. Виноградова, Л.И., Волжина О.И. Педагогическое сопровождение
семейного воспитания: Программы родительского всеобуча/ Л.И.
Виноградова, О.И. Волжина.С. - Пб.: Каро, 2005. - 127 с.
16. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003. - 145 с.
17. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей./ Т.Н.Доронова, Е.В.Глушакова, Т.И.Гризик и др. // М: Просвещение, 2005. - 224 с.
18. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М. В. Матюхина, Т.С. Михальчик. - М., 2004. - 300 с.
19. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.В. Загик, Т.А. Марковой. - М.: Владос, 2011.-192с.
20. Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования/ Ю.А. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. - с.41.
21. Глебова, С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2011.- 111с.
22. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Сфера, 2013.- 197с.
23. Григорьева, Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С.23-31.
24. Громова, У. Родительское собрание на дому? Возможно ли такое? // Дошкольное воспитание - 2012. - № 1. - С. 41 - 43.
25. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер-М.: ТЦ Сфера, 2011. - 144 с.
26. Давыдова, О. И. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 52 - 55.
27. Данилина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.-2010.-№2.- С. 44-49.
28. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт. - сост. С.В. Глебова. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005. - 111 с.
29. Дешеулина, Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг/ Р.П. Дешеулина. М.: Творческий Центр, 2004. - 112 с.
30. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2012. - 120 с.
31. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2009. - 190 с.
32. Доронова, Т.Н., Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2014. - 224с.
33. Дуброва, В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. - Минск, 2013. - 234с.
34. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 96 с.
35. Егорова, Н.В. Педагог глазами родителей // Практика управления ДОУ. - 2012. - № 05 (9). - С. 42 - 44.
36. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.П. Елисеева. - Мн.: Лексис, 2004. - 126 с.
37. Загик, Л.В. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик. - М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
38. Зверева, О.Л., Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект/ О. Л. Зверева, Т.В. Кротова- М.:ТЦ Сфера, 2012.-80 с.
39. Зеленцова, С. А., Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка / С. А. Зеленцова, И. И. Заздравных// Педагогика: традиции и инновации - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 82-84.
40. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М.: 2004. - 384 с.
41. Канаева, С.В. Ребенок и семья. Диагностика социальной ситуации.// Управление ДОУ. 2005. №3. С.56
42. Калина, М.А. Родительское собрание в нетрадиционной форме // Практика управления ДОУ. - 2012. - № 6 (10). - С. 29 - 32.
43. Кальянова, Н.Д. Взаимодействие педагогов и родителей в интересах ребёнка/ Н. Д. Кальянова // Семья в современном обществе (сб. тезисов III окруж. конференции психологов). - Н - Мар, 2007. - с.7-11.
44. Козлова, А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. ДешеулинаМ.: ТЦ Сфера, 2005. - 230 с.
45. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным
образовательным учреждением: Концептуальное, программное и
методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008. - 184 с.
46. Коротаева, Е. В. Основы педагогических взаимодействий. - Екатеринбург :УрГПУ, 2010.-118с.
47. Кощиенко, И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема //Проблемы педагогики и психологии. -2011.-№1.-С.209.
48. Кротова, Т.В. Формы взаимодействия с семьей в ДОУ / Т.В. Кротова. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 116 с.
49. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 232 с.
50. Левков, Ю.Я. Формирование педагогической культуры родителей. - Иркутск: ИГПИ, 2014.-125с.
51. Лебедева, Е.И. Сущность социального партнёрства педагогов и родителей в современных условиях ДОУ //Сборник конференций НИЦ Социосфера.-2014.-№26.-С.8.
52. Леонтьева, А., Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. - С. 57 - 59.
53. Лукина, Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.40.
54. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети. - М.: Астрель, 2002. -
284 с.
55. Маркова, Т.А. Детский сад и семья / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
56. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. - СПб: Речь, 2009. - 150 с.
57. Меренков, А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2009. - 143 с.
58. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 144 с.
59. Митрофанова, О.Н. Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. - № 2. - С. 44-46.
60. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные
психологические труды / Пд ред. А.А. Бодалева. - М.: Модэк МПСИ, 2010. - 150 с.
61. Нерода, М.В., Педагогическое сопровождение семейного воспитания / М. В. Нерода, Т. Н. Тебенева// Управление ДОУ. 2005. №6. С.91
62. Ожегов, С.И. Словарь русского языка 70000 слов. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 2010.-921с.
63. Осипова, Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Синтез», 2013. - 64с.
64. Основы дошкольной педагогики. /Под ред. А.В. Запорожца, Т. А. Марковой.- М.: Сфера, 2010.-272с.
65. Петрущенко, Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество / Н. А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко. - 2009. - 135 с.
66. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Режим доступа: URL:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
67. Программа психолого-педагогической коррекции детскородительских отношений / Сост. Н.Р. Айвазова, Е.В. Фасыкова. - Волжск: МарГУ, 2005. - 27 с.
68. Прохорова, С.Ю. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. - М.: Скрипторий, 2003, 2011. - 104 с.
69. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт. - сост. И. А. Дядюнова. - М.: АПК и ПРО, 2012. - 32 с.
70. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014
№ 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» Режим доступа:
http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
71. Рылеева, Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №11. С.57.
72. Санатуллина, А. Взаимодействие педагогов, детей и родителей // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 38 - 42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ