Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия формирования толерантного отношения к инклюзивному дошкольному образованию субъектов педагогического процесса ДОУ и Реабилитационного Центра

Работа №18397

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
613
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические представления об инклюзивном образовании и 8 толерантности субъектов педагогического процесса
1.1. История становления образования для детей с ограниченными 8 возможностями в Европе и России
1.2. Отношение к инклюзивному образованию в современной 14 России. Понятие толерантного отношения
1.3. Характеристика субъектов образовательного процесса 26 дошкольников
2 Формирование толерантного отношения к инклюзивному образованию в проекте «Я и мир вокруг меня» Реабилитационного 33 центра г. Норильска
2.1. Методика изучения отношения педагогов, администрации ДОУ и родителей г. Норильска к инклюзивному образованию 33 дошкольников.
2.2. Условия формирования толерантного отношения педагогов и родителей к инклюзивному образованию в проекте «Я и мир 42 вокруг меня»Реабилитационного центра г. Норильска
2.3. Оценка эффективности условий формирования толерантного отношения к инклюзии, созданных в Реабилитационном Центре 50 «Виктория» в рамках проекта «Я и мир вокруг меня»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Ж 69


Во всех периодах развития человечество не было безразлично к людям, которые имели физические и психологические нарушения в развитии.
На разных этапах развития цивилизации отношение к инвалидам с физическими и психическими нарушениями существенно различалось. Оно во многом определялось уровнем развития самого общества - его экономикой, политической, нравственными убеждениями, религиозными воззрениями. Отношение к лицам с нарушением в развитии эволюционировало от агрессии и неприязни до признания не только равенства людей вне зависимости от их состояния здоровья, но и их права на самореализацию [36, с.5].
В настоящее время в нашей стране идет процесс внедрения инклюзивного образования, что предусматривает доступность образования для всех детей с ограничением возможности здоровья (ОВЗ) [47, с.21].
В Советской России система специального образования предусматривала создание сети специальных учебных заведений, где, обучаясь, дети с ОВЗ были полностью изолированы от общества. Ведущим типом специального образовательного учреждения были школы-интернаты круглогодичного содержания, при этом ребенок оказывался изолирован от социума, от семьи, от нормально развивающих сверстников.В настоящее время идет процесс включения детей с особыми потребностями в систему общего образования. Этот процесс начался в 90-х гг. прошлого столетия. Внашу педагогику вошло понятие «инклюзия» и стали предприниматься попытки интегрировать обучение детей с ОВЗ в школы, где обучаются «обычные» дети. При этом замысел в отношении детей с ОВЗ опирался на труды Л.С. Выготского [10, с 345],который считал, что воспитывать и обучать ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо с детства, именно в детстве закладываются навыки социального общения.Эти навыки особенно важны для ребенка с особенностями психофизического развития, ведь ему намного труднее, чем ребенку с нормальным развитием, общаться, налаживать контакты, познавать окружающий мир. Еще Л.С. Выготский говорило необходимости создания системы обучения, в которой ребенок с ОВЗ не исключался бы из общества детей с нормальным развитием, а развивался с ними. Он указывал, что узкий школьный коллектив коррекционной школы, очень замкнут, в нем все приспособлено к дефекту ребенка, и фиксирует его внимание к своему недостатку. Такая школа не выводит ребенка из изолированного мира, а ведет к ещё большей изоляции. Л.С. Выготский считал, что основной задачей воспитания ребенка с особенностями психофизического развития является его интеграция в жизнь. Развитие этих идей привело к созданию инклюзивных групп.
Вслед за Н.Н. Малофеевым [18, с,3.] определим инклюзивную группукак место, где дети с инвалидностью и без инвалидности обучаются совместно в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости. Забота о ближнем, оказание помощи ребенку с ограниченными возможностями со стороны детей с нормальным развитием ведет к воспитанию таких нравственных качеств, как: эмпатия, милосердие, доброта, толерантность, великодушие. Совместное воспитание детей ведет к формированию морально¬нравственных качеств ребенка.
Но, к сожалению, практика работы в реабилитационном центре для детей с особыми образовательными потребностями и результаты нашего исследования показали, что родители, воспитывающие детей с нормой развития, в большей части отрицательно относятся к совместному пребыванию в детских садах своих детей и детей с ОВЗ. Они, как правило, против того, что в группе присутствовали особые дети.
Долговременная изоляция детей с особыми образовательными потребностями от общества породила негативное представление об образе человека с физическими и психическими нарушениями. Многие считают, что люди с нарушениями опасны, и вызывают чувство страха Эти страхи обусловлены отсутствием знаний о возможностях, ограничениях и мировосприятии ребенка с ОВЗ. Чувство страха может сопровождаться презрением или брезгливостью к недостаткам ребенка с особыми образовательными потребностями,неадекватными реакциями, например, боязнью заразиться, стать «глупее».
Проблемой инклюзии является что, с одной стороны, внедрение инклюзивного образования в ДОУ является необходимым и закономерным этапом развития Российского образования, и процесс этого внедрения уже запущен. Но, с другой стороны, участники образовательного процесса не готовы к его реализации, при этом на данном этапе эта неготовность существенно обусловлена нетолерантным отношением участников образовательного процесса к детям с ОВЗ. Поэтому для дальнейшего развития инклюзивного образования нужны системные изменения, но самые сложные из них - изменения в профессиональном мышлении педагогов и сознании родителей, способствующие формированию адекватного отношения к людям с ОВЗ и принятию их как равноправных членов общества.
Вышесказанноеопределилоактуальность избранной темы исследования: «Условия формирования толерантного отношения субъектов педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения и Реабилитационного Центра «Виктория»к инклюзивному образованию».
Цель исследования-изучить возможности формирования толерантного отношения к инклюзивному образованию посредством реализации комплекса мероприятий для всех участников педагогического процесса ДОУ и реабилитационный центр « Виктория».
Объект исследования: процесс формирования толерантного отношения к инклюзивному образованию дошкольников у педагогов, родителей, детей и заведующих образовательных учреждений г. Норильска.
Предмет исследования: условия формирования толерантного отношения к инклюзивному образованию дошкольников у участников образовательного процесса в г. Норильске.
Гипотеза исследования. В работе Реабилитационного Центра «Виктория» будут созданы условия для формирования толерантного отношения к инклюзивному образованию,если кроме развивающих мероприятий с детьми:
- будет реализован комплекс мероприятий направленных на просветительскую работу с родителями разных детей и педагогами ДОУ;
- будет организованна совместная творческая, игровая, досуговая деятельность всех участников образовательного процесса, включая детей и их родителей;
- проводимые мероприятия будут поддерживаться дидактическими, иллюстративными, просветительскими материалами;
- будут организованны специальные семинары для педагогических работников ДОУ
Цель и гипотеза исследования позволили сформулироватьзадачи.
1. Изучить понятия «инклюзивное образование», «толерантность», ознакомиться с развитием отношения участников образовательного процесса к лицам с ОВЗ на разных этапах развития общества, изучить требования современного ФГОС к инклюзивному образованию.
2. Разработать анкету и провести исследование отношения педагогов, администрации, родителей к инклюзивному образованию.
3. Разработать и провести в форме проекта «Я и мир вокруг меня» на базе Реабилитационного центра «Виктория» комплекс мероприятий, направленных на создание условий для формирования толерантного отношения к инклюзивному образованию.
4. Оценить эффективность разработанных мероприятий путем сопоставления результатов входного и итогового анкетирования.
В дипломной работе использовались методы исследования: изучение и анализ литературных источников, наблюдение, анкетирование, методы количественной и качественной обработки результатов.
Структура работы: состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретическая значимость: работы заключается в углубленном изучении процесса формирования толерантного отношения к инклюзивному образованию.
Практическая значимость:данное исследование выполнено по заказу Реабилитационного центра «Виктория» и его результаты будут использоваться в работе центра. Также результаты нашей работы могут быть использованы педагогами ДОУ для повышения качества реализации инклюзивного образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты данной работы показали, что для развития практики инклюзивного образования нужны системные институциональные изменения, но самые сложные из них - это изменения в профессиональном мышлении преподавателей и сознании родителей. Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального характера, заключающимися в распространенных установках, стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе родителей, имеющих детей-инвалидов и родителей здоровых детей принять новые принципы образования. Эффективная реализация включения особого ребенка в среду общеобразовательного учреждения зависит от отношения родителей обеих категорий к данной форме обучения.
Негативное отношение, пожалуй, самое огромный барьер для детей с ограниченными возможностями. Такое отношение присутствует на всех уровнях: у родителей, членов общества, воспитателей, у правительственных чиновников и даже у самих детей с ограниченными возможностями. Влияние такого отношения наглядно проявляется в домашней обстановке, саду, обществе и на уровне государственной политики в вопросах планирования бюджета и разработки программ.
Все задачи нашей работы были полностью решены.
Мы разработали комплекс мероприятий, направленных на создание условий для формирования толерантного отношения участников образовательного процесса дошкольников, необходимого для повышения доступа детей с ОВЗ к образованию, совершенствование качества предоставляемых детям с ОВЗ образовательных услуг и развитие инклюзивного образования в нашей стране.
Важной особенностью проводимых мероприятий являлась организация совместной творческой, игровой, досуговой деятельности всех участников образовательного процесса, включая детей с нормой развития, детей с ОВЗ и их
родителей. Совместное общение позволило сделать шаг к преодолению описанного выше барьера. Эффективность проекта «Я и мир вокруг меня» была подтверждена данными анкетирования участников, что подтверждает выдвинутую во введении гипотезу.
В дальнейшем наша работа может быть реализована во всех общеобразовательных учреждения города Норильска с целью повышения информированности о детях с ОВЗ и преодоления негативного отношения к ним.



Нормативные законодательные акты
1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; ст.26
2. Всемирная декларация об образовании для всех 1990 г; ст.1
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 1992г.ст.5.
4. Конвенция о правах инвалидов 2008г.ст. 24
5. Конвенция о правах ребенка» 1989г.ст 27-28.
6. Конституции РФ 1993г.ст.43.
Книги одного автора
7. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения И. В. Абрамова Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102.
8. Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефектных детей, Собр.соч.: 6 т.- М., 1983. - Т.5.
9. Выготский, Л.С. Лекции по психологии- СПб: Союз, 1997.
10. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. -- СПб: Лань, 2003. - 654 с.
11. Голиков, Н. А. Интегрированное образование детей-инвалидов со здоровыми сверстниками: проблемы организации, опыт решения / Н. А. Голиков // Проблемы, перспективы, тенденции развития психолого-педагогических инноваций в начале XXI века: межрегион. сб. науч. тр. / ред. 02004. - С. 242-249.
12. Глухова, Е. С. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования / Е. С. Глухова, С. А. Литвина // Психология обучения. - 2013. - № 1. - С. 28-39.
13.3амский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . 2-еизд. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. -368 с.
14.Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М.,2003. Логос, 2004 - 384
15. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е,
16. Леонтьев, А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В --М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж,
1995. - 144с.: ил.
17. Малофеев, Н. Н.Из истории интегрированного обучения: как все начиналось [инклюзив.обучение детей - инвалидов в зарубежных школах] / Н. Н. Малофеев // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 6. - C. 114-123.
18. Малофеев, Н. Н.Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.
19. Малофеев, Н. Н.Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н. Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 71-78; № 2. - С. 86-94.
20. Назарова, Е.Н.Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н. Назарова // Социальная педагогика. - 2010. - N 1. - С. 77-87.
21. Малофеев, Н. Н.Многие дети-инвалиды могут учиться в обычных школах / Н. Н. Малофеев// Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 4. - С. 10¬12.
22. Маркова, А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
23. Митина, Л.М Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: «Дело»,1994. - 216 с.
24. Шевчук, Л. Е.Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении / Л. Е. Шевчук // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 28-31.
25. Шматко, Н. Д.Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н. Д. Шматко // Дефектология. - 1999. - № 1. - С. 41 - 46; № 2. - С. 49 - 56.
26. Шматко, Н.Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности / Н. Д. Шматко // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 52-59.
Книги двух авторов
27. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. -- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973 - 189 с.
Книги трех и более авторов
28. Самсонова, Е.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации / Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, С.И. Сабельникова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Аркелян - Москва - 2012
29. Сластенин, В.А. и др. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
Книги под заглавием
30. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошк. учреждений / Т. В. Волосовец [и др.]; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. - Москва: Мозаика-Синтез, 2011. - 143 с
31. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу/ Н. Я. Семаго // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. - С. 51-59.
32. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. Сост. и науч.ред. Л.М. Шипицина. - СПб., 1997.
33. Психолого - медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации. Науч.ред. Л.М. Шипицина. - СПб., 1999.
34. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности. «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1. - 174 с.
Авторефераты и диссертации
35. Возняк, И.В.Муниципальная модель организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями в г. Белгороде / И. В. Возняк, В. В. Дубинина // Логопед в детском саду. - 2009. - № 1. - С. 22-32.10.
Статья из журналов
36. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменении образовательной практики / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 5-16.3.
38. Аршатская, 0.0 психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2006 - № 8, с. 63-70
39. Багдасарьян, И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Автореф. диссертации на соискание уч. степ.кандидата психологических наук- Нижний Новгород, 2000
40. Войнова, Г.В., Серякина. Готово ли современное общество к инклюзивному образованию? г. Энгельс Саратовской области, Россия
41. Дмитриев, А. А.Т Интегрированное обучение детей: «за» и «против» / А. А. Дмитриев, С. А. Дмитриева // Народное образование. - 2011. - N 2. - С. 198-206.
42. Ильина, О.М.Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементация их в российскую правовую систему / О. М. Ильина // Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 68-72.
43. Полякова, А.М. «Психология развития» Учебно-методический комплекс - Минск 2011г.
44. Романова, Е. «Невозможно» возможно: [инклюзивное обучение] / Е. Романова// Здоровье детей. - 2011. - № 9. - С. 32-36.
45. Семаго, Н. Я.Инклюзия как новая образовательная философия и практика [Текст] / Н. Я. Семаго // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 4. - С. 1-10.
46. Ульенкова, У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы решения / У. В. Ульенкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - № 4. - С. 5-13.
47. Шипицина, Л.М.Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. М. Шипицина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2004. - № 2. - С. 7-9.
48. Шинкаренко, В.И.Обеспечение прав ребенка с ограниченными возможностями на качественное образование [Текст] / В. И. Шинкаренко // Образование в современной школе. - 2012. - № 12. - С. 21-25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ