ВВЕДЕНИЕ 5
1 Анализ предметной области 7
1.1 Обзор технологического процесса мониторинга транспорта 8
1.2 Анализ существующих решений 14
1.2.1 CRM для транспортных перевозчиков Cargo Run 14
1.2.2 Сервис услуг дистанционного наблюдения «Где Мои» 15
1.2.3 Программное обеспечение Wialon 17
1.3 Выводы по главе 18
2 Проектирование автоматизированной системы управления парком
грузовых автомобилей 18
2.1 Цели проекта 19
2.2 Формализованное описание задачи 19
2.3 Результаты проекта 20
2.4 Функции системы 20
2.5 Допущения и ограничения проекта 21
2.6 Выводы по главе 21
3 Реализация аппаратной части системы управления 22
3.1 Разработка структуры АСУ 22
3.2 Выбор аппаратной части АСУ 23
4 Реализация аппаратной части 25
4.1 Типовая структура системы управления 25
4.2 Обоснование выбора архитектуры приложения 27
4.3 Обоснование выбора инструментов для разработки приложения 28
4.3.1 Обоснование выбора языка программирования 28
4.3.2 Обоснование выбора СУБД 29
4.3.3 Обоснование выбора инструмента для реализации
пользовательского интерфейса 32
4.3.4 Обоснование выбора инструментов для реализации модуля
картографии 33
4.3.5 Обоснование выбора инструмента для тестирования
разрабатываемого приложения 34
4.3.6 Обоснование выбора инструмента для взаимодействия между
модулями 38
4.4 Выбор входных и выходных данных 39
4.5 Правила расчёта рейтинга водителя 40
4.6 Концептуальная модель данных 41
4.7 Проектирование макетов для реализации пользовательского
интерфейса 42
4.8 Выводы по главе 47
5 Реализация приложения 47
5.1 Описание коллекций базы данных 47
5.2 Архитектура приложения 53
5.3 Описание классов 54
5.4 Результаты работы разработанного приложения 59
5.5 Результаты тестирования 65
5.6 Выводы по главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
В настоящее время, в условиях высокой информатизации общественных процессов множество предприятий активно начинают использовать и интегрировать интернет технологии в свои отрасли. Одной из основных задач современных интернет-технологий является автоматизация жизни людей. Умело комбинируя их, специалистам удаётся создавать целые системы управления, основное назначение которых - это сделать выполнение необходимых им задач быстрее, легче, как бизнес-процесс. Так, и у организаций, обладающих автопарком, будь то такси, либо компания, занимающаяся грузоперевозками, либо организация с сельскохозяйственной техникой, появилась потребность в гибкой системе для отслеживания парка транспортных средств, с целью повышения экономической эффективности предприятия, упрощения логистических и экономических задач, контроля своих сотрудников на предмет кражи дизельного топлива или нарушения правил дорожного движения.
В связи с развитием современных технологий, содержать в организации операторский отдел с отдельными сотрудниками, становится все менее выгодно и неактуально. Данный вопрос решают системы мониторинга (отслеживания) транспортных средств. Это перспективное направление, получившее в последние годы огромную популярность. Данные системы помогают снизить затраты организаций на обслуживание своего парка транспортных средств.
Следует понимать, что такая автоматизированная система мониторинга - это комплексная система, состоящая из нескольких модулей. Основным из таких модулей является аппаратная часть. Включает в себя мониторинговый терминал (GPS/ГЛОНАСС трекер), который устанавливается в транспортное средство и комплекс различных цифровых датчиков, установленных в различных частях транспорта (на топливных баках, в кабинах и т.д.).
Вторым, не менее важным модулем - является обработка всей информации, получаемой с терминала и датчиков. Этот модуль предназначен для владельца парка транспортных средств и служит ему помощником. Данный модуль должен представлять из себя гибкую, удобную, информативную систему, которую пользователь может легко настроить под свои потребности и желания.
Таким образом, возникает необходимость в создании вебориентированной автоматизированной системы управления для мониторинга парка транспортных средств.
Сегодня система мониторинга транспорта — это система, построенная на основе систем спутниковой навигации. Это позволяет отслеживать текущее местоположение автомобиля, что помогает организациям решать задачи, связанные с транспортной логистикой, организовывать системы по управлению перевозок.
Также помимо отслеживания геопозиции, существует возможность установить в транспорт специальные цифровые датчики, которые позволяют собирать другую востребованную информацию такую как:
- Уровень контроля топлива;
- Режим работы двигателя;
- Текущая скорость транспорта;
- Нагрузка на ось;
- Изменение массы груза;
- Различные неисправности транспортного средства.
Помимо всего этого, есть возможность установить в транспорт акселерометр, который фиксирует любое ускорение и торможение. На основе этих данных можно делать выводы о качестве вождения автомобилем. Таким образом, автомобиль, оснащенный множеством датчиков, способен отправлять огромное количество информации о себе и водителе.
Целью данной работы является повышение эффективности процесса управления парком грузовых автомобилей:
- Провести анализ процесса управления автопарком;
- Разработать функциональную модель управления;
- Разработать требования к автоматизации процесса записи на ремонт;
- Разработать архитектуру системы;
- Разработать алгоритмы системы;
- Разработать модели системы;
- Реализовать разработанные решения.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы было реализовано клиент-серверное приложение «Автоматизированная система мониторинга транспортных средств», отвечающее всем требованиям поставленной задачи.
В ходе работы были решены следующие задачи:
- Описание предметной области;
- Описание предметной области;
- Технологии проектирования архитектуры приложения;
- Реализация аппаратной и программной частей автоматизированной системы управления парком грузовых автомобилей на основе технологии GPS/ГЛОНАСС мониторинга.
Приложение имеет перспективы дальнейшего развития, например, за счет добавления нового функционала, распределения функционала по пользователям (администраторы, обычные пользователи), создания версии приложения для мобильных платформ, создания модуля приложения для водителя. Благодаря спроектированной архитектуре приложения, дальнейшее его расширение и масштабирование не будет требовать много ресурсов, что позволит быстро и качественно улучшать продукт.
1 ГОСТ 7.1-2003. Хрусталев Е. Ю., Чумичкин А. А. Методический подход к проектированию сервисов упрощенной интеграции распределенных IT ресурсов //Информационные ресурсы России. - 2012. - №. 3. - С. 2-6.
2 ГОСТ 7.1-2003. Бэнкер К. MongoDB в действии. - Litres, 2017.
3 ГОСТ 7.1-2003. Уоллс К. Spring в действии. - Litres, 2017.
4 ГОСТ 7.1-2003. Бегг К. и др. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика.(Database Systems. A Practical Approach to Design, Implementation, and Management). - 2000.
5 Gurtam: мониторинг транспорта нового поколения Wialon. URL: https://gurtam.com/ru/ (дата обращения 12.09.18).
6 Где Мои. Спутниковый онлайн. URL: https://www.gdemoi.ru/ (дата обращения 21.10.18).
7 Cargo Run. CRM для транспортных перевозчиков. URL: http://cargorun.ru/ (дата обращения 07.12.18).
8 ГОСТ 7.1-2003. Арнольд К., Гослинг Д. Язык программирования JAVA. - СПб. и др. : Питер-пресс, 1997
9 Wialon Hosting. Сервис GPS/ГЛОНАСС мониторинга автотранспорта. URL: https://hosting.wialon.com/ (дата обращения 25.12.18).