Введение
1.1 Понятие и сущность универсальных учебных действий.
Классификация универсальных учебных действий 11
1.2 Познавательные универсальные учебные действия и условия их
формирования 15
Глава 2. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики 22
2.1 Особенности формирования познавательных универсальных учебных
действий на уроках физики 22
2.2 Методы и технологии, формирующие познавательные универсальные
учебные действия на уроках физики 26
2.3 Разработка элективного курса «Электрические явления» 28
Глава 3. Проведение эксперимента педагогического исследования 55
3.1 Поиск диагностических инструментов для анализа сформированности
познавательных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов по физике 55
3.2 Проведение констатирующего этапа эксперимента с целью выявления
уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся 59
3.3 Апробация элективного курса с целью формирования познавательных
универсальных учебных действий 64
3.4 Повторная диагностика, анализ и интерпретация полученных
результатов 69
Заключение 76
Список литературы 78
Актуальность темы исследования. Методологической основой федеральных государственных стандартов является системно-деятельностный подход. Поэтому, важнейшей задачей образования становится формирование универсальных учебных действий.
Особенность дисциплины «Физика» состоит в том, что она тесно интегрирована с дисциплиной «Алгебра». Интеграция дисциплин «Физика» и «Алгебра» заключается в том, что компонент алгебры в физике является основным инструментом для формирования познавательных универсальных учебных действий.
С сентября 2018 года обучение среди учащихся восьмых классов будет осуществляться по новым федеральным государственным стандартам. Поэтому формирование познавательных универсальных учебных действий является основным образовательным результатом при изучении физики.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективности формирования познавательных универсальных учебных действий средствами интеграции физики и алгебры
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий и на их основании разработать элективный курс «Электрические явления» для повышения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий
Предмет исследования: педагогические методы и технологии для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках физики
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательных
универсальных учебных действий будет эффективным, если использовать элективный курс «Электрические явления» средствами интеграции физики и алгебры
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования
2) Выявить условия эффективности формирования познавательных универсальных учебных действий и разработать элективный курс «Электрические явления»
3) Апробация элективного курса «Электрические явления» с целью повышения формирования познавательных универсальных учебных действий средствами интеграции физики и алгебры
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретическую основу исследования составили:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвиянский, М.С. Каган, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин и другие подходы:
- личностно-ориентированный (А.Л.Венгер; Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; Д.Б.Эльконин и другие)
Методы и методики исследования: в выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• педагогическое тестирования
• педагогический эксперимент;
Опытно-экспериментальная база исследования:
общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ.
Научная новизна: заключается в составлении элективного курса «Электрические явления», направленный на формирование познавательных
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что на основании изученного теоретического материала можно делать дальнейшие педагогические исследования при исследовании методов формировании познавательных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов по физике по теме «Электрические явления»
Практическая значимость исследования: заключается в том, что будет разработан элективный курс, который решает проблему исследования.
Материалы исследования могут быть использованы учителями лицея Лобачевского
Достоверность результатов исследования: будет обеспечена
анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, экспериментальной проверкой, выдвинутой гипотезы, будут применены оценочные средства и будет применен корреляционный анализ.
Апробация результатов исследования:
Основные положения и результаты исследования представлены на заседании методического совета учителей «Лицея имени Н.И. Лобачевского» КФУ, посвященного теме усиления практической направленности педагогического образования в КФУ.
Результаты исследования отражены в следующих конференциях:
1) Разработка и внедрение в учебный процесс лабораторной тетради по физике для учащихся 8-х классов в соответствии с требованиями ФГОС / Итоговая научная конференция сотрудников. Направление: научное и методическое обеспечение практикоориентированной подготовки учителя в условиях сетевого взаимодействия вуза и школы. Секция: современные технологии обучения студентов педагогического направления. - г. Казань. - 2017г.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1) Электронный образовательный курс по методике обучения физике /
Всероссийская заочная научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования. - г. Елабуга (14 ноября 2016 года). - 186 с.
2) Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов по теме «Электрические явления» / Студенческая международная научно-практическая конференция: «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования». - г. Новосибирск (11 июня 2018 года).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
В ходе педагогического исследования были проанализированы особенности формирования познавательных универсальных учебных действий.
Было установлено то, что универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В результате анализа процесса формирования были выявлены сущность, этапа и показатели познавательных универсальных учебных действий.
Далее было рассмотрено формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики. Выяснилось, что наиболее эффективными для их формирования являются игровые технологии и методы исследовательской деятельности.
Опираясь на данные методы и технологии был разработан элективный курс «Электрические явления» с целью формирования познавательных универсальных учебных действий. Элективный курс «Электрические явления» предназначен для учащихся 8-х классов, он рассчитан на 17 учебных часов и будет проводиться во внеурочное время.
Для проверки на подлинность утверждения о том, что данный разработанный элективный курс способен положительно повлиять на уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий был использован метод педагогического эксперимента. Данный эксперимент подразумевает наличие двух групп учащихся, уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий которых необходимо продиагностировать. В качестве диагностического инструмента была использована....
Выяснилось, что группы имеют сходный уровень сформированности универсальных учебных действий по большинству показателей. Выпадающие из этого показатель параметр позволил выявить более сильную группу, которая обозначена как контрольная, другая - экспериментальная. Далее была организована внеурочная деятельность учащихся в рамках элективного курса «Электрические явления». Результатом повторной диагностики большинство показателей изменились в лучшую сторону. Таким образом, можно утверждать, что эксперимент прошел удачно, а гипотеза исследования подтверждена практически.
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст]: учебное пособие/ И.В. Абакумова. - Ростов н/Д.: Просвещение, 2010. - 368с.
2. Александровская М.Л., Байкалова Т. П Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях введения и реализации ФГОС ООО : методическое пособие для учителей-предметников / под ред. Л.П. Войновой, Т.П. Байкаловой. - Новокузнецк : МБ НОУ «Гимназия № 62», 2015. - 113 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов // под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159с.
4. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 672с.
5. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия //Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. — 2014. — с. 170-175.
6. Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля /К.Д. Дятлова// Школьные технологии.-2014.-№ 4.- С. 150163
7. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя!
2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6
8. Загвязинский, В. И. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. - М.: Академия, 2011.
9. Емельянова Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе // Воспитатель. 2010. №10, с. 61-67.
10. Ефремов, О. Ю. Педагогика/ О. Ю. Ефремов. - СПб.: Питер, 2010. -
351 с.
11. Краснова В.П. Управление внедрением ФГОС основного общего образования / В.П. Краснова // Практика административной работы в школе. - 2013. - №4. - С.26-30.
12. Ковалева Г.С. Планируемые результаты основного общего образования [Текст] / Под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2012. - 274с.
13. Коджаспирова Г.М. Познавательные УУД как средство развития логического мышления [Текст]: пособие для студентов высших и средних педагогических заведений/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 86с.
14. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
15. Мещерякова, Л. М. Формирование универсальных учебных действий. Система дидактических заданий/Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова, П. А. Оржековский. //Химия в школе.-2013.-№ 1. - С.9-12.
16. Нестерова И.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh- deistvii.html
17. Несмеянова, И.А., Беляевская, Т.Я. Учебная ситуация как средство формирования УУД (мастер-класс) / Несмеянова, И.А.,Беляевская, Т.Я.// Методист.-2014.-№ 6.- С.61-64
18. Носова, Е. П. Формирование логических УУД на уроках физики/Е.П.Носова //Физика в школе.-2014 .- № 5.- С.38-44
19. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в средней школе / В.В. Павлова // Средняя школа. - 2011. - №4. - С.33-36.
20. Педагогический эксперимент -
https://studfiles.net/preview/4189518/page: 11/
21. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в средней школе / В.В. Павлова // Средняя школа. - 2011. - №4. - С.33-36.
22. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М. Просвещение 2010. 191 с. Сост. Е.С. Савинов.
23. Подсвирова С.П. Формирование универсальных учебных действий средствами математических упражнений [Текст] / С.П. Подсвирова // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - №5. - С.74-81.
24. Подсвирова С.П. Формирование универсальных учебных действий средствами математических упражнений [Текст] / С.П. Подсвирова // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - №5. - С.74-81.
25. Поташник, М.М., Левит, М.В. В чём состоит заявленная новизна ФГОС/ Поташник, М.М., Левит М.В.// Народное образование.-2014.-№ 9.- С.79-86
26. Поташник М.М., Левит, М.В. В чём состоит заявленная новизна ФГОС/ Поташник, М.М., Левит М.В.// Управление современной школой. Завуч (для администрации школ).-2014.-№7.- С.4-10
27. Пудова Ю.В.Учебно-методическое и дидактическое обеспечение процесса формирования УУД и способов деятельности для полученмя нового качества образования/ Ю.В.Пудова// Управление современной школой. Завуч (для администрации школ).-2014.-№ 6.- С.22-35
28. Сидорова И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011. - С.32-35.
29. Сущность, понятия и функции универсальных учебных действий - https://infourok.ru/suschnost-ponyatiya-i-funkcii-universalnih-uchebnih-deystviy-935520.html
30. Терентьева С.Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования [Текст] / С.Т. Терентьева // Вестник образования. - 2013. - №11. - С.29-32.
31. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики
согласно ФГОС -
https://kopilkaurokov.ru/fizika/meroprivatia/formirovaniieuudnaurokakhfizikisoghl asnofgos
32. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования
http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/ file doc fgos oo.pdf
33. Формирование учебных действий у учащихся - https://allbest.ru/otherreferats/pedagogics/00308670 0.html
34. Формирование универсальных учебных действий как эффективное средство обучения физики - http: //diplomba.ru/work/104215
35. Чарыкова С. В. "Умение учиться действительности": перспективы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики/С. В. Чарыкова./ /Информатика и образование.-2013.-№ 8. - С. 19-24.
36. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
37. Эльконин Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов/ Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.: издательский центр "Союз", 2009. - С.153-157.