Введение 3
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью 6
организации
1.1. Функции управления конкурентоспособностью 6
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности организации 13
1.3. Методы анализа и оценки конкурентоспособности организации 23
2. Анализ конкурентоспособности организации ООО «Ситилайф» 33
2.1. Анализ положения на рынке и конкурентной среды 40
функционирования организации ООО «Ситилайф»
2.2. Организационно-экономическая характеристика организации, ее 41
системы управления и анализ маркетинговой политики ООО «Ситилайф»
2.3. Оценка конкурентоспособности исследуемой организации 48
3. Рекомендации по совершенствованию управления 57
конкурентоспособностью ООО «Ситилайф»
3.1. Разработка мероприятий по масштабированию организации 57
3.2. Разработка и внедрение рекомендаций по повышению 61
конкурентоспособности организации
3.3. Обоснование социально-экономической эффективности 67
предлагаемых мероприятий
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложения
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи. В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Большое внимание компании уделяют использованию новых стратегий по завоеванию и удержанию рынка.
В настоящее время каждый предприниматель и организация борются за рынок физических лиц, чтобы выжить в условиях насыщенности рынка и высокой конкуренции необходимо постоянно использовать новые маркетинговые инструменты и повышать конкурентоспособность компании. Данная тема востребована и актуальна для любой сферы бизнеса.
Таким образом, актуальность выбранной автором темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения стратегических инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью организации (на примере ООО «Ситилайф»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью организации, основные функции, критерии, методы анализа управления конкурентоспособностью;
- проанализировать положение на рынке и конкурентную среду функционирования организации ООО «Ситилайф»;
- дать организационно-экономическую характеристику организации, ее системы управления и анализ маркетинговой политики ООО «Ситилайф»;
- предложить рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью ООО «Ситилайф»;
- разработать мероприятия по масштабированию организации, а также рекомендации по повышению конкурентоспособности организации;
- обосновать социально-экономическую эффективность предлагаемых мероприятий;
Предмет исследования - отношения возникающие в процессе управления конкурентоспособностью в компании ООО «Ситилайф».
Объектом исследования в данной работе является управлению конкурентоспособностью в компании ООО «Ситилайф».
В работе использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, метод прогнозирования, сравнительный метод, математический метод.
Методологическую и теоретическую основу данной работы составили фундаментальные труды и исследования западных ученых, а также труды ведущих российских ученых в области экономики и менеджмента, таких как:
Информационную базу исследования составили документы компании ООО «Ситилайф», представленные на официальном сайте, финансовая отчетность компании, а также данные информация из глобальной сети Интернет.
Практическая значимость данной работы заключается в анализе состояния и применения методики повышения конкурентоспособности конкретной организации.
Структура дипломной работы представлена следующими разделами:
Введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения. Во введении обоснована актуальность темы, цель задачи, предмет и объект исследования дипломной работы.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности, способов повышения уровня конкурентоспособности организации на рынке, а также рассмотрены функции управления конкурентоспособностью, критерии и факторы конкурентоспособности организации, методы анализа и оценки конкурентоспособности организации.
Вторая глава представленной работы раскрывает проведенный анализ положения на рынке и конкурентной среды функционирования организации ООО «Ситилайф», организационно-экономическую характеристику организации, ее системы управления и анализ маркетинговой политики компании». На основе результатов проведенного анализа оценивается конкурентоспособность исследуемой организации.
В третьей главе представлена практическая часть работы, в которую включена разработка мероприятий по масштабированию организации, внедрение рекомендаций по повышению конкурентоспособности организации, обоснование социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий и оценка предложенных рекомендаций. Список использованных источников составляют 40 наименований.
Анализ положения на рынке компании «Ситилайф» показал, что Общество занимает лидирующие позиции в отрасли по привлекательности как программа лояльности, так и клиентский кэшбэк сервис, как у партнеров, так и у конечных потребителей, а также выявил ближайших конкурентов в сегменте: «Y-CLIENTS» и «UDS GAME».
Для определения конкурентоспособности предприятия как хозяйствующего субъекта, были рассмотрены и проанализированы организационно-экономические характеристики общества.
Был проведен анализ отчета о прибылях и убытках. Анализ показал прирост доходов в 2017 году относительно периода с 2016-2015 г., следует отметить, что возросли как доходы, так и расходы по основным и прочим видам деятельности компании. При этом темп роста прочих доходов и расходов значительно выше, чем темп роста доходов и расходов по основным видам деятельности. Это может быть связанно с расширением направлений деятельности компании.
Финансовое состояние ООО «Ситилайф» на 31 декабря 2018 года может быть оценено как стабильное и развивающееся. Компания явно нацелена на дальнейшее расширение и осуществляет серьёзный вклад как в развитии Общества в целом, так и в развитие новых видов деятельности.
ООО «Ситилайф» активно ведет инновационную деятельность. За последние три года компания разработала и внедрила следующие новшества:
- в клиентском мобильном приложении, была ускорена работа с личными кабинетами клиентов, внедрили функционал чатов;
- введено получения кэшбэка по QR-коду;
- разработка и внедрение в пользование умного кольца со встроенным чипом, данное нововведение позволило совместить красоту ювелирного изделия с информационными технологиями. По средствам кольца доступна оплата проезда, пропускная система для работы, а также возможно использование изделия как платежной системы;
Создан первый успешный кейс жилищного комплекса «Спутник»;
Изменения расширений мобильных приложении по категориям пользователей: для пользователей, для дистрибьюторов и для торговосервисных предприятий.
Устойчивое финансовое положение, активное финансирование новых разработок и поиски новых сфер деятельности указывает на высокую конкурентоспособность предприятия как хозяйствующего субъекта, компания имеет большие перспективы развития, но при разработке стратегии управления конкурентоспособностью предприятия необходимо включить во внимание слабые стороны Общества и предпринять меры по их нивелированию. Основной стратегической целью компании является масштабирование компании ООО «Ситилайф».
Масштабирование компании «Ситилайф» возможно по средствам расширения территориального покрытия, то есть путем открытия представительств в новых регионах и странах.
Ключевая проблема масштабирования организации ООО «Ситилайф» отсутствие задокументированного регламента с инструкцией для партнеров компании. В работе сформированы и проанализированы основные этапы открытия представительства. Данный регламент решит проблему затягивания запуска новых регионов.
В качестве примера, проведя анализ субъектного состава Округа объектом апробирования регламента, была выбрана Республика Дагестан, так как она имеет одну из экономически привлекательных территорий, а также данный регион граничит с Азербайджаном, и Чечней где уже представлен филиалы «Ситилайф», имеет наибольшую численность городского населения
Изучая рынок клиентского кэшбэк сервиса и программ систем лояльности для малого и среднего бизнеса Республики Дагестан, были сделаны следующие выводы: На рынке благоприятная среда для развития данной отрасли бизнеса. Основными конкурентами в направлении кэшбэк сервисов являются компании «UDS GAME», «Летишопс», «Махачкала прайс».
В направлении систем лояльности конкурентов в данном регионе нет. Используя данные анализа рынка отрасли и особенности местного региона были определены основные маркетинговые инструменты по продвижению компании на местный рынок.
Для анализа оценки эффективности предлагаемого проекта по открытию нового региона компанией ООО «Ситилайф» были рассчитаны и проанализированы прогнозируемые показатели эффективности деятельности по реализации и запуску открытия представительства в Республике Дагестан.
Таким образом, в результате проведенных расчетов было выявлено, что коэффициент эффективности реализации проекта высокий. (9.4%)
Срок окупаемости проекта составит 1,2 месяц. Общая суммарная чистая прибыль за вычетом общих затрат составит 12 023 994 руб.
Проект по открытию представительства в Республике Дагестан является перспективным, можно принимать на рассмотрение и внедрение в план по масштабированию организации ООО «Ситилайф».
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.:
Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Гражданский кодекс РФ: [Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года];
3. Налоговому кодексу РФ: [Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года];
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: [закон от 24 августа 2007 №209-ФЗ];
5. Федеральный закон «о защите конкуренции»: [закон от 26 июля 2006 N 135-ФЗ];
6. Федеральному закону «О естественных монополиях»: [закон от 17 августа 1995 № 147-ФЗ];
7. Федеральный закон РФ “Об общественных объединениях” [закон от 7 мая 1997 № 11-ФЗ];
8. Федеральному закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»»: [закон от 12 июля 1999 № 30 -ФЗ];
9. Конституция Республики Дагестан: офиц. текст - 2012. - 17 с.
10. Закон Республики Дагестан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан»: [закон от 16 июля 2008 г. №34];
11. Закон Республики Дагестан «об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года»: [закон от 15 июля 2014 г. №38];
12. Постановление Правительства Республики Дагестан: «Об
утверждении республиканской программы Развитие малого и среднего предпринимательства на 2015-2019 годы» [закон от 29 декабря 2015 г. №517].
Книги, монографии
13. Вайсман А.Б. Стратегия менеджмента: 5 шагов к успеху / Вайсман А.Б. - М.: АО Интерэксперт, Экономика, 2017. - 344 с.
14. Данилов, И.П. Конкурентоспособность регионов России. Теоретические основы и методология / И.П. Данилов. - М.: Канон «Реабилитация», 2016. - 368 c. Рубин, Ю.Б. Высшее образование в России. Качество и конкурентоспособность / Ю.Б. Рубин. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2019. - 448 c.
15. Котлер, Ф.А. Маркетинг в третьем тысячелетии: как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер. - М.: 2017. - 272 с.
16. Котлер, Ф.А. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. - М.: 2017. - 246 с.
17. Купцов, М.М. Инновации как основа конкурентоспособности предприятия / М.М. Купцов. - М.: Синергия, 2017. - 246 с.
18. Кэмпбел Д.А. Стратегический менеджмент: учебник / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон - М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. - с 320;
19. Маркетинговые исследования: учебное пособие для студентов специальности "Менеджмент организаций"/ О.В. Михненков, Е.В. Генкин, Г.Я. Сороко. - М.: Государственный университет управления, 2018. - 55 с.
20. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение. Цели. Изменения. Учебно-практическое пособие / Попов С.А. - М.: Юрайт,
2016. - 448 с.;
21. Портер М.Э. Конкуренция: Учебное пособие / Портер М.Э. - М.: И.Д. Вильямс, 2017. - 608 с.;
22. Портер М.Э. Конкуренция: Конкурентные силы и формирование стратегии / Энис, К.Т. - М.: 2016. 2017. - 608 с.;
23. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение. Цели. Изменения. Учебно-практическое пособие / Попов С.А. - М.: Юрайт, 2016. - 448 с.;
24. Роберт Каплан Награда за блестящую реализацию стратегии / Роберт Каплан, Дэйвид Нортон. - М.: Олимп-Бизнес, 2012. - 344 с.;
25. Управление бизнесом: сборник статей. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2016. - 246 с.
26. Фатхутдинов, Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю: моногр. / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Стандарты и качество, 2017. - 464 c.;
27. Фидельман, Григорий Альтернативный менеджмент. Путь к глобальной конкурентоспособности / Григорий Фидельман , Сергей Дедиков , Юрий Адлер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 192 c.;
28. Черников, А. В. Конкурентоспособность предприятия: понятие и этапы развития / А.В. Черников. - М.: Синергия, 2016. - 205c.
Электронные ресурсы
29. Галяутдинов Р.Р. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия [Электронный ресурс] / Р.Р. Галяутдинов / Сайт преподавателя экономики - 2017 - Режим доступа: http://galyautdinov.ru/post/tipy-rynochnyx-struktur;
30. POWERBRANDING — лучшие инструменты анализа
конкурентоспособности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/, свободный;
31. Стратегическое управление и планирование — Цели и основные этапы портфельного анализа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/theory/stanaliz.htm/, свободный;
32. Официальный сайт ООО «Ситлайф» - о компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cLworld/ru, свободный;
33. Официальный сайт ООО «Ситлайф» - продукты компании
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cl.world/ru, свободный;
34. Официальный сайт ООО «Ситлайф» - история компании
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cl.world/ru, свободный;
35. Официальный сайт ООО «Ситлайф» - заведения в городе
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cl.world/ru/stocks, свободный;
36. Официальный сайт ООО «Ситлайф» - онлайн партнёры
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cl.world/ru, свободный;
37. Стратегическое управление и планирование — Цели и основные этапы портфельного анализа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/theory/stanaliz.htm/, свободный;
38. ЮЗГУ - курс лекций по дисциплине «Стратегический анализ коммерческих организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.swsu.ru/structura/up/ef/fik/nocfinans/StrategAnaliz/, свободный;
39. ЮЗГУ - курс лекций по дисциплине «Маркетинговые инструменты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.swsu.ru/structura/up/ef/fik/nocfinans/StrategAnaliz/, свободный;
40. Инвестиционный портал Северо-Кавказского Федерального
округа- административное деление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://investkavkaz.ru/administrative_division, свободный.