Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности железнодорожного транспорта России 7
1.1 Основы конкуренции и конкурентоспособности 7
1.2 Модели конкурентоспособности 21
1.3 Особенности конкурентоспособности железнодорожного транспорта 28
Глава 2. Текущее состояние в сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом в России 44
2.1 Место и роль железных дорог на российском и международном рынке грузовых перевозок 44
2.2 Организация транспортного обслуживания грузовых перевозок на железнодорожном транспорте 50
2.3 Современные проблемы в сфере транспортного обслуживания клиентов на железнодорожном транспорте 55
Глава 3. Инструменты эффективной реализации логистического потенциала железнодорожного транспорта России 65
3.1 Критерии оценки логистического потенциала железнодорожного транспорта России 65
3.2 Механизмы совершенствования системы транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте в секторе грузовых перевозок 65
3.3 Оценка преимуществ ОАО «РЖД» от реализации инструментов по совершенствованию системы обслуживания клиентов ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок 88
Заключение 111
Список литературы 115
Актуальность темы исследования. В современных условиях, в условиях усиления конкуренции со стороны речного и автотранспорта, важными задачами ОАО «РЖД» являются комплексное развитие перевозок, привлечение дополнительных грузовых перевозок и укрепление «своих» позиций на транспортном рынке. Одним из способов решения этих проблем является внедрение новых способов развития железнодорожных грузоперевозок в регионах Российской Федерации.
С помощью железной дороги осуществляется своевременный ввоз и вывоз товаров, имеющих жизненно важное значение, в самые отдаленные уголки государства. В то же время автомобильный транспорт представлен наиболее доступным транспортом для большего числа граждан страны [5].
Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются: наличие непрерывного железнодорожного сообщения с большинством сельскохозяйственных и промышленных организаций, сооружений, дорог любой территории страны, высокая пропускная способность и грузоподъемность железной дороги, относительно низкие транспортные расходы, возможность равномерной перевозки в любое время суток и года, обеспечение бесперебойной доставки топлива и сырья на предприятия и вывоз готовой продукции, высокие скорости, сроки доставки, маневренность, если сравнивать железнодорожный транспорт с морским и речным транспортом, более короткие маршруты перевозки грузов по сравнению с водным транспортом.
Среди основных стратегических целей ОАО «РЖД» - рост в масштабах транспортного бизнеса, его производственная и экономическая эффективность, качество и безопасность перевозок и эксплуатации компании, генерация с европейской и азиатской системами, рост финансовой устойчивости.
Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена растущими требованиями к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяется эффективной работой аварийных служб, подразделений гражданской обороны, спецслужб и правоохранительных органов, в результате чего создаются условия для повышения национальной безопасности и снижения рисков, связанных с террористическими актами. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортных и экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения, важности транспорта и его роли как системообразующего фактора вырастет.
Стратегические направления развития транспорта формируются на основе анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальным развитием.
Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, а также иных основополагающих программ развития транспорта позволила существенно модернизировать транспортную инфраструктуру, удовлетворить имевшийся спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.
Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают современным внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в совершенствовании.
Компания осуществляет строительство объектов инфраструктуры, опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, ОАО «РЖД» оказывает социальные услуги и осуществляет другие виды деятельности.
Степень разработанности темы исследования. Фундаментальные исследования проблематики, связанной с эффективностью работы железнодорожного транспорта, отражены в работах следующих ученых: А.Ф. Бородин, Н.Б. Глубокое, И.С. Ермишкин, Ю.В. Елизарьев, Ю.М. Копылов и другие.
Целью настоящего исследования является научное обоснование повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта России за счет эффективной реализации логистического потенциала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Данная цель достигается решением следующих задач:
- исследовать основы конкуренции и конкурентоспособности;
- выделить модели конкурентоспособности;
- рассмотреть особенности конкурентоспособности железнодорожного транспорта:
- определить место и роль железных дорог на российском и международном рынке грузовых перевозок;
- изучить организацию транспортного обслуживания грузовых перевозок на железнодорожном транспорте;
- выявить современные проблемы в сфере транспортного обслуживания клиентов на железнодорожном транспорте;
- выделить критерии оценки логистического потенциала железнодорожного транспорта России;
- охарактеризовать механизмы совершенствования системы транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте в секторе грузовых перевозок;
-дать оценку преимуществ ОАО «РЖД» от реализации инструментов по совершенствованию системы обслуживания клиентов ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок.
Объектом исследования является ОАО «РЖД».
Предметом исследования являются процесс повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта России за счет эффективной реализации логистического потенциала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Для реализации поставленных в диссертационном исследовании задач использовались эмпирические и теоретические методы научного исследования, такие как сбор и анализ информации, дедукция, моделирование, сравнение, технико-экономический расчет, экономико-статистический метод.
В качестве теоретической и методологической основы исследования использованы фундаментальные труды классиков в области экономики железных дорог и прогнозирования транспортных потоков, законодательные и иные правовые акты РФ, публикации результатов научных исследований.
Основные результаты диссертационного исследования, имеющие научную новизну и выносимые на защиту следующие:
- исследованы пути повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта России за счет эффективной реализации логистического потенциала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- выработаны рекомендации по применению моделей конкурентоспособности транспортного обслуживания, внедрения дополнительного филиала на базе ЦФТО, который будет искать такие возможности по всей сети РЖД, и это касается всех грузов и всех маршрутов. Всегда можно найти маршруты, по которым можно оптимизировать обратный порожний пробег вагонов, тем самым привлекая дополнительный доход для РЖД, операторов подстанций, обеспечивая стабильную транспортировку товаров клиентов и освобождая инфраструктуру.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Итак, конкурентоспособность железнодорожных предприятий и транспортных продуктов в целом зависит от оптимального соотношения цены и качества. Нет ограничений по улучшению качества обслуживания железнодорожной компании. Для развития и модернизации этой отрасли крайне важно привлечь значительные инвестиционные ресурсы, которые еще не доступны. Это подразумевает необходимость постоянного мониторинга сектора железнодорожных грузоперевозок через эффективную систему индикаторов для мониторинга и контроля рынка железнодорожных грузоперевозок, которая отвечает современным требованиям и современным международным стандартам.
После тщательной проработки в июле 2016 года была утверждена Политика клиентоориентированности холдинга «РЖД» в области грузовых перевозок. Определенный в ней подход стал ключевым для всех территориальных подразделений Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). Сегодня в рамках принятой концепции продолжается совершенствование системы продаж услуг ОАО «РЖД» и его дочерних обществ. Ведется подготовка проекта развернутых мероприятий, направленных на организацию кросс-продаж транспортно- логистических услуг холдинга и их активное продвижение на рынке.
Цели, которые при этом преследуются, сводятся к обеспечению клиентоориентированности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок, увеличению доли высокомаржинальных грузов и повышению внутренней операционной эффективности холдинга. Для развития системы продвижения услуг холдинга «РЖД» предполагается усилить функции дифференцированного маркетинга и активных продаж и построить оптимальную модель взаимодействия бизнес-единиц транспортно-логистического бизнес-блока с ориентацией на единый финансово-экономический результат. ЦФТО теперь не просто участвует в организации железнодорожных перевозок, но и является тем подразделением, которое служит единым окном для клиентов и рекомендует им, в зависимости от специфики их потребностей, услуги других бизнес-единиц холдинга (АО «ФГК», АО «РЖД Логистика», GEFCO, ПАО «ТрансКонтейнер »). Каждая из них предоставляет свой перечень услуг, сопутствующих железнодорожной перевозке, на более привлекательных, чем на конкурентных видах транспорта, условиях.
В непростых экономических условиях особенно важно бороться за каждого клиента – как потенциального, так и существующего. Сегодня формирование востребованного портфеля услуг подразумевает не разрозненные предложения, а комплексный сервис, отвечающий запросам клиентов в различных сегментах рынка. На основе тесного сотрудничества бизнес-единиц холдинга «РЖД» успешно реализуются услуги как для ключевых клиентов с большой грузовой базой, так и для представителей среднего и малого бизнеса. Кроме того, наращивается доля интермодальных перевозок с привлечением разных видов транспорта. Территориальные подразделения ЦФТО применяют проактивные методы работы с клиентами, в том числе с теми, кто пока отправляет грузы автотранспортом. Кроме ценового фактора, решающую роль играет доступность услуг. Именно поэтому важно ускорить процесс согласования запросов грузоотправителей, внедрить на всех железных дорогах автоматизированные системы, связанные с перевозками грузов.
В рамках работы по упрощению доступа грузоотправителей к услугам железной дороги с мая 2016 года отменено согласование заявок на внутрироссийские контейнерные перевозки. Привлечению дополнительных грузопотоков способствует также заметное сокращение сроков предоставления заявок на перевозку грузов в международном сообщении.
Совершенствование системы обслуживания клиентов холдинга «РЖД» включает в себя также выстраивание технологического взаимодействия с потенциальными клиентами – производителями продукции, которые осуществляют как поставки сырья и комплектующих, так и отправки своего конечного продукта на рынки сбыта. Холдинг «РЖД» готов полностью закрывать потребности клиентов в транспортно-логистическом обслуживании с привлечением своих дочерних обществ, а при необходимости – и внешних подрядчиков. Результатом достижения поставленных целей станет укрепление позиций холдинга «РЖД» на ключевых рынках. Также будет обеспечен рост рентабельности активов. Получит свое дальнейшее развитие кадровый потенциал. Все это в совокупности даст возможность повысить эффективность деятельности холдинга в сфере грузовых перевозок.
Можно сформулировать основные направления повышения эффективности управления вагонными парками:
1) Необходимо усилить значение экономических факторов для оценки эффективности поставок автомобилей для данного транспорта. Такой подход требует отказа от рекламы за предоставленные услуги.
2) Заключение соглашений с другими владельцами вагонов о взаимной возможности одинакового использования парка друг друга в различных встречных поездках или на маршрутах возврата порожних транспортных средств.
3) Использование системы территориально дифференцированных тарифов для максимизации спроса на перевозки в определенных направлениях с увеличением доли инфраструктуры в тарифе на наиболее загруженных участках и маршрутах и снижением тарифа на менее посещаемых участках и маршрутах.
4) Поскольку РЖД являются владельцами инфраструктуры и заинтересованы в их развитии, а с другой стороны, они заинтересованы в равномерном и предсказуемом использовании своей инфраструктуры, такие типы контрактов должны разрабатываться как контракты на гарантированные объемы поставок с ключевыми грузоотправителями.
Учитывая, что осуществление этих мероприятий затруднено в условиях государственной компании, которая строит Российские железные дороги из-за административной структуры холдинга, на его деятельность накладывается ряд ограничений (в частности, в отношении тарифной политики и ограничений в отношении Публичный статус договора перевозки и поскольку крупные компании являются негибкими, предлагаемые меры (в отношении инфраструктуры РЖД) могут быть реализованы в различных дочерних компаниях РЖД.
Основные результаты диссертационного исследования, имеющие научную новизну:
- исследованы пути повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта России за счет эффективной реализации логистического потенциала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- выработаны рекомендации по применению моделей конкурентоспособности транспортного обслуживания, внедрения дополнительного филиала на базе ЦФТО, который будет искать такие возможности по всей сети РЖД, и это касается всех грузов и всех маршрутов. Всегда можно найти маршруты, по которым можно оптимизировать обратный порожний пробег вагонов, тем самым привлекая дополнительный доход для РЖД, операторов подстанций, обеспечивая стабильную транспортировку товаров клиентов и освобождая инфраструктуру.
1. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. ГОСТ 30595-97 Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества
3. Балыков Ю. В. Совершенствование организации перевозок строительных грузов железнодорожным транспортом в рамках реализации национальных проектов России
4. Бородин, А.Ф. Совершенствование системы фирменного транспортного обслуживания пассажиров / А.Ф. Бородин // Железнодорожный транспорт. Экономические исследования. - 2004. - №3. - С. 45 -50.
5. Глубокое, Н.Б. Создана Дирекция пассажирских сообщений МПС России / Н.Б. Глубокое // Железнодорожный транспорт. Экономические исследования. - 2003. - №7. - С. 4 – 15.
6. Гришин, Г.Г. Расширение диапазона услуг, повышение доходности / Г.Г. Гришин // Железнодорожный транспорт. Экономические исследования. - 2002. - №7.- С. 42 – 45.
7. Гуляев, В.Г. Организация туристских перевозок: учебник / В.Г. Гуляев. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 512 с.
8. Давтян Микаел Анушаванович. Конкурентоспособность компании во внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / М. А. Давтян, В. С. Игнатьев; Академия труда и социальных отношений, Кафедра мировой экономики, финансов и страхования. - Москва: АТИСО, 2018. - 130 с.
9. Евдокименко, В.М. О мерах по повышению эффективности государственного ценового (тарифного) регулирования на железнодорожном транспорте общего пользования в Российской Федерации / В.М. Евдокименко // Бюллетень транспортной информации. - 2005. - №12. - С. 38- 44.
10. Елизарьев, Ю.В. Роль регионов в развитии пригородных сообщений / Ю.В. Елизарьев // Железнодорожный транспорт. Экономические исследования. - 2002. - №7. - С. 18 – 25.
11. Елизарьев, Ю.В., Маркетинг пассажирских перевозок / Ю.В. Елизарьев// Железнодорожный транспорт. Экономические исследования. - 2002. - №7. С. 32 – 38.
12. Ермишкин, И.С. Создание вагонов для скоростных поездов / И.С. Ермикшин, А.А. Юхневский // Железнодорожный транспорт. Экономические исследования. - 2002. - №7. С.46 - 52
13. Ершов В. А. Государственное и муниципальное управление; ГроссМедиа, РОСБУХ - Москва, 2019. - 256 c.
14. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / гл. ред. Н.С. Конарев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 559 с.
15. Иловайский, Н.Д. Сервис на транспорте (железнодорожном): учебник для вузов/ Н.Д. Иловайский, А.Н. Киселев. - М.: Маршрут, 2003. - 585 с.
16. Ильин, И.П. Уроки новейшей экономической истории железнодорожного транспорта / И.П. Ильин // Бюллетень транспортной информации. -2005. - №12. - С. 29 – 38.
17. Исследование журнала «РЖД-партнер» в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом, удовлетворенность стоимостью услуг ОАО «РЖД» в II квартале 2019 года
18. Концептуальные основы управления мотивацией трудовой деятельности на предприятиях в современных условиях // Железнодорожный транспорт. Экономические исследования. - 2004. - №3. С. 25 – 32.
19. Копылов, Ю.М. Государственная транспортная политика начала 21-го века: Реформирование железнодорожного транспорта России / Ю.М. Копылов, Р.Г. Леонтьев. - М.: ВИНИТИ РАН, 2003. - 556 с.
20. Кривуля, С.Д. Санитарно-противоэпидемиологическое обеспечение пассажирских перевозок / С.Д. Кривуля // Железнодорожный транспорт. Экономические исследования. - 2002. - №7. С. 18 - 24
21. Кушлин В. И. Государственное регулирование экономики; Экономика - Москва, 2018. - 496 c.
22. Кушлин В.И., Волгин Н.А. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2017.
23. Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики; Омега-Л - Москва, 2017. - 336 c.
24. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. − М.: Юрайт, 2018. − 288 с.
25. Модернизация российской экономики и государственное управление; КомКнига - Москва, 2018. - 376 c.
26. Неруш, Ю. М. Логистика: учебник и практикум для СПО / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. - 5-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 559 с.
27. Неруш, Ю. М. Логистика. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 221 с.
28. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики. Калининград, 2016.
29. Никитина А. Н. Доступность пассажирского транспорта для населения с точки зрения формирования тарифа // Молодой ученый. - 2018. - № 8. - С. 134-136.
30. Никонов В. А. Государственное управление имеет значение; Издательство МГУ - Москва, 2018. - 898 c.
31. Орлова Е.Р., Инвестиции: учебное пособие. – М.: Омега−Л, 2018. − 240 с.
32. Панфилов В.С. Оценка текущей экономической ситуации и варианты развития на 2018-2019 годы: денежно-финансовый аспект // Проблемы прогнозирования. 2018. №5.
33. Пасяда Н.И. Логистика и управление проектами жилищного строительства. – СПб.: Изд−во СПбГУЭФ, 2016. – 195 с.
34. Пелих, С.А. Логистика: учебное пособие / С.А, Пелих, Ф.Ф. Иванов. – Минск: Право и экономика, 2018. – 556 с.
35. Пеньшин Н. В., Бычков В. П. Государственное регулирование автотранспортной деятельности в регионе; Академический Проект, 2017. - 192 c.
36. Пехтерев Ф.С., Махлин Е.М., Просторов С.В. Задачи развития железнодорожного транспорта северных районов Западно-Сибирского нефтегазового комплекса // БТИ. 2018. № 8.
37. Полещук, И.И. Логистика: учебное пособие для вузов / И.И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2018. – 431 с.
38. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2018 №1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.
39. Регулирование транспортной деятельности: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Кононовой Г. А. / СПбГИЭА. – СПб., 2018.
40. Регион и Федерация: в поисках оптимума. Невельск, 2016.
41. Региональное управление. Зарубежный опыт / Отв. ред. Г.И. Иванов. - М., 2018.
42. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Под общ. ред. Б.М. Штульберга. - М., 2017.
43. Репушевская О.А., Марьина И.А. Инвестиции: учебное пособие. – М.: Московский филиал ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. − 157 с.
44. Романова М. В. Управление проектами: учеб. пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА−М, 2017. – 256 с.
45. Русаков, С.В. Логистика: курс лекций / С.В. Русаков, С.Н. Селиванов. – Москва: Элит, 2017. – 176 с.
46. Сергеев, В. И. Логистика снабжения: учебник для СПО / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. - 3-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 384 с.
47. Смирнова, Е.А. Управление цепями поставок: Учебное пособие / Е.А, Смирнова. – Санкт-Петербург: Изд-во: СПбГУЭФ, 2016.– 120 с.
48. Степанов, В.И. Логистика: учебник / В.И. Степанов. – Москва: Проспект, 2016. – 488 с.
49. Сергеев В.И. Стратегические аспекты управления цепями поставок // Логистика и управление цепями поставок. − № 1. – 2016. − С. 54−55.
50. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе – М.: ИНФРА−М, 2016. – 608 с.
51. Серебренников Г.Г. // Управление затратами на предприятии: учебное пособие – Тамбов: Изд−во Тамб. гос. техн. ун−та, 2017. – 80 с.
52. Современная логистика / Джонсон С. Джеймс, Вуд Ф. Дональд, Вордлоу Л. Дэниел, Мэрфи−мл. Р. Поль. – М.: Вильямс, 2017. − 624 с.
53. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. – М.: ИНФРА−М, 2016. − 430 с.
54. Стерлигова А.Н., Фель А.В. Операционный (производственный) менеджмент. Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «ИНФРА−М», 2016.−187 с.
55. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник –М.: ИНФРА−М, 2018.
56. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. −М. ИНФРА−М, 2015.
57. Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Латышева Л.А. Инвестиции: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 236 с.
58. Степанов, А.Г. Государственное регулирование экономики региона; М.: Финансы и статистика, 2016. - 240 c.
59. Тяпухин, А.П. Логистика в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / А. П. Тяпухин. - 3-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 386 с.
60. Фазрахманова, А. И. Оценка эффективности формирования и реализации инвестиционной политики предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А. И. Фазрахманова. – Уфа, 2019. – 27 с.
61. Фетисова В. А. Правовое регулирование экономики постсоциалистических государств в условиях мирового кризиса; Юриспруденция - Москва, 2016. - 184 c.
62. Фунтов В.Н. Основы управления проектами в компании: учебное пособие. 3−е изд., доп. – СПб.: Питер, 2017. – 400 с.
63. Highway Capacity Manual 2016. - Transportation Research Board, National Research Council. - Washington, D C., (USA), 2016. - 1134 p.
64. Исследование в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом. III квартал. 2018. ОАО «РЖД» №ВХ-45641 14.12.2018 на 1 л. прил. 39.
65. Проект транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года.