Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические последствия воздействия на человека чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций

Работа №3400

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы49стр.
Год сдачи2012
Стоимость1470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1058
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление

1 Введение 2
2 Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях 7
3 Психические состояния людей в экстремальных ситуациях 13
4 Внешние проявления, характеристика и классификация психоэмоциональных состояний 18
5 Посттравматическое стрессовое расстройство 23
6 Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации 29
6.1 Влияние эмоций на физиологические процессы 29
6.2 Классификация психосоматических последствий воздействия экстремальных ситуаций 32
7 Последствия экстремальных ситуаций для пострадавших 34
7.1 Формы поведения жертв экстремальной ситуации 34
7.2 Периоды в динамике развития посттравматических психических расстройств 36
8 Формы поведения спасателей в экстремальных ситуациях 40
9 Заключение 42
10 Глоссарий 44
11 Литература 49




Введение

История изучения психологических, медико-психологических и психосоциальных последствий воздействия на человека различных чрезвычайных обстоятельств насчитывает не одно десятилетие. Этой темы так или иначе касались известные психологи и психиатры У. Джеймс, П. Жане, З. Фрейд, В. Франкл. Психоэмоциональные состояния, развивающиеся у личности, побывавшей в экстремальной ситуации, изучаются и в отечественной науке в рамках экстремальной психологии и отрасли психиатрии, занимающейся проблемами психогений8. Однако большинство публикаций по данной проблеме тематически разрознены.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Под экстремальной ситуацией можно понимать измененные, необычные и непривычные условия существования человека, к которым его психофизиологическая организация не готова. В социальной науке все еще нет единой теории, которая описывала бы особенности психической деятельности и поведения человека в необычных условиях существования.
Экстремальная ситуация является:
- условием функционирования: внешняя детерминация;
- свойством, состоянием самих социальных систем: внутренняя детерминация.
Для понимания механизма действия экстремальных ситуаций важно иметь четкое представление об их типах, разновидностях. Есть несколько подходов к определению типов чрезвычайных ситуаций:
- по масштабам сферы действия: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные;
- по динамике развития и времени ликвидации последствий: стратегические, приводящие быстро к катастрофическим последствиям, медленно развивающиеся, оперативные с локальным характером последствий;
- по видам нанесенного ущерба: с человеческими жертвами, с материальным ущербом;
- по источнику возникновения: природные, техногенные, биолого-социальные и военные.
На содержательном уровне экстремальными являются ситуации:
- космические и авиационные полеты;
- глубоководное подводное плавание;
- пребывание в труднодоступных районах земного шара;
- пребывание глубоко под землей (в шахтах);
- стихийные бедствия: наводнения, пожары, ураганы, снеговые заносы, землетрясения, извержения вулканов, обвалы горных пород, сходы горных снежных лавин, оползни и сели;
- испытания новой высокосложной техники;
- катастрофы транспортные, промышленные, экологические;
- военные действия;
- эпидемии;
- бытовые бедствия, например, пожары;
- криминальные ситуации: совершение террористических актов, взятие заложников;
- политические перевороты реакционного типа;
- массовые беспорядки и др.
Критериями классификации чрезвычайных ситуаций по масштабам являются: численность пострадавшего населения, размер материального ущерба, а так же границы зон распространения поражающих факторов. Однако социальный резонанс зависит очень часто не от числа пострадавших, а от условий, при которых произошла катастрофа. В качестве примера можно привести атомную подводную лодку "Курск", затонувшую в августе 2000 года, в результате аварии, на которой погибло 118 человек. В результате многочисленных терактов, совершаемых на территории нашей страны, техногенных аварий и природных катаклизмов гибнет больше людей, однако эти события не получают столь широкого освещения в средствах массовой информации.
С развитием цивилизации, с применением всё более новых технологий, прогрессом научных исследований постоянно возрастает угроза техногенных катастроф. В мире имеется большое количество складов с запасами горючих, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ. Кроме того, имеется огромное количество химического и бактериологического оружия. Все эти запасы долгое время хранятся, зачастую, без надлежащей ревизии и утилизации, хранилища нередко находятся в аварийном состоянии. Износ оборудования часто превышает допустимые нормативы: так, например, отслужили свой срок 40% трубопроводов для перекачки газа и нефти. Зоной повышенной опасности являются транспортные коммуникации, объекты электроэнергетики. Считается, что в опасных зонах проживает 30% населения, в чрезвычайно опасных – 10%. В условиях низкой технологической дисциплины, хронической нехватки финансовых и материальных ресурсов для поддержания основных фондов в рабочем состоянии, возрастает вероятность массовых аварий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.
При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т.е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.
Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.
Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.
Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий — это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т.е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т.д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.
Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми11 явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.
Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.









Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение

Нормальное состояние является важнейшей частью всей психической регуляции, играет существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Однако теория психических состояний далека от завершенности, очень многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены. По мнению доктора психологических наук Л.В. Куликова, «остаются мало исследованными потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние».
Анализу влияния эмоционального напряжения на организм посвящены исследования авторов – специалистов в области социологии, психологии и физиологии. Прежде всего, в таких ситуациях нужно учитывать возможность нормальной положительной адаптации к фрустрациям. «Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели». Человек, которому часто приходится находиться в чрезвычайных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. Возможно обучение разным способам элиминации страха. Значительна и роль положительного опыта, чувство удовлетворения в связи с выполняемой задачей. Все это приводит к росту доверия к себе, что способствует лучшей адаптации к экстремальным ситуациям, которые могут возникнуть в результате чрезвычайных ситуаций.
В заключении также можно сделать вывод о том, как следует поступить, чтобы избежать подавленного состояния людей в условиях чрезвычайной ситуации.
Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой- либо физической работе и не одного, а в составе группы.
Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие на человека, нужны постоянная подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств.
В-третьих, особое значение приобретает подготовка к психологическим нагрузкам, повышение стойкости, развитие выносливости, самообладания, неуклонного стремления к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия.
Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.



Литература

1. Александер Ф. «Психосоматическая медицина. Принципы и применение» - М. Институт Общегосударственных Исследований, 2011
2. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.Н. «Психогении в экстремальных условиях» - М.: Медицина, 2007 г
3. Архипова Н.И., Кульба В.В. «Управление в чрезвычайных ситуациях» - М., 1998
4. Гринберг Дж. «Управление стрессом» – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004
5. Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю., Макарова О.Л., Матафонова Т.Ю., Павлова М.В., Шойгу Ю.С. «Психология экстремальных ситуаций» - М., 1997
6. Дружинин В.Ф. «Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях» - М., 1996
7. Золотова Т.Н. «Психология стресса» – М.: Книголюб, 2008
8. Кашник О.И. «Личность в условиях экстремальности: методологи¬ческие аспекты. Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе» — Новосибирск, 1999
9. Ковалев А.Г. «Психология личности» - М., 2005
10. Колодзин Б. «Как жить после психической травмы» - М., 2006 г
11. Кондаков И.М. «Психология. Иллюстрированный словарь» – СПб.: Прайм-ЕВРОзнак, 2007
12. Колос И.В., Вахов В.П., Назаренко Ю.В. «Психическое состояние сотрудников правоохранительных органов, переживших землятресение» - Военно-медицинский журнал. - 2006 г. № 1
13. Кулаков С.А. «Практикум по психотерапии психосоматических расстройств» - СПб.: Речь, 2007
14. Лебедев В.И. «Личность в экстремальной ситуации» — М., 1989
15. Маклаков А.Г. «Общая психология: Учебник для вузов» - СПб.: Питер, 2007
16. Малкина-Пых И.Г. «Телесная терапия» - М.: Эксмо, 2005
17. Пезешкиан Н. «Психосоматика и позитивная психотерапия» – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006
18. «Практическая психология в местах, или как научиться понимать себя и других» - М., АСТ-ПРЕСС., 1997
19. Сандомирский М.Е. «Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство» – М.: Независимая фирма "Класс", 2005
20. Стреляков Я. «Роль темпераментов в психологическом развитии» - М.,1982
21. Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. «Учебник спасателя» - М., 1997
22. Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Герокарис А.В. «Охрана труда спасателя» - М., 1998


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ