Реализация законов путем принятия правовых актов управления
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
1.1. Правовые акты управления: понятие и виды 6
1.2. История возникновения и развития института правового акта
управления 12
ГЛАВА II. 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНСТИТУТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Формы и принципы реализации правовых актов
управления 22
2.2. Субъекты реализации правовых актов управления 28
2.3. Стадии и условия реализации правовых актов управления 34
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНА С УЧЕТОМ ВИДА ПРАВОВОГО АКТА УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Реализация норм закона путем принятия нормативных актов 46
3.2. Реализация норм закона через индивидуальный акты 54
3.3. Административный регламент и реализация закона 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
1.1. Правовые акты управления: понятие и виды 6
1.2. История возникновения и развития института правового акта
управления 12
ГЛАВА II. 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНСТИТУТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Формы и принципы реализации правовых актов
управления 22
2.2. Субъекты реализации правовых актов управления 28
2.3. Стадии и условия реализации правовых актов управления 34
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНА С УЧЕТОМ ВИДА ПРАВОВОГО АКТА УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Реализация норм закона путем принятия нормативных актов 46
3.2. Реализация норм закона через индивидуальный акты 54
3.3. Административный регламент и реализация закона 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Общественные отношения одна из самых сложных, многогранных, разветвленных типов отношений, значимость которой является неоспоримой. Регуляторами общественных отношений служат законы и иные нормативные акты. В связи с возложением на нормативные акты такой функции они должны обладать рядом свойств: отражать гуманные ценности общества, гармонировать с уровнем организационной зрелости общества, его культурой, быть направленными на создание равных условий жизни для всех субъектов права, поддерживать морально-этические нормы общественной нравственности, соответствовать объективно существующим социальным связям, выражать общественные полезные устремления и потребности, быть непротиворечивыми и иметь однозначное толкование.
Однако закон теряет своей значимости, если он не реализован. Реализация норм закона зачастую достигается путем издания правовых актов управления. В свою очередь, издание правовых актов управления является в основном прерогативой исполнительной власти. Таким образом, от эффективной работы исполнительной власти в части издания правовых актов управления, напрямую зависит качество (эффективность) правового регулирования в целом и достижение его общей цели - формирования правосознания, правового поведения и правоотношений.
Актуальность выбранной тематики исследования определена пробелами в юридической науке, образовавшимися в связи с отставанием научно-познавательных процессов от динамично развивающейся правовой практики. Несмотря на столь весомое значение правовых актов в системе правового регулирования, вопросам их реализации ни в науке, ни на практике пока не уделяется должного внимания.
Исследованиями в области реализации законов еще занимались советские правоведы Р.Ф. Васильев, В.В. Лазарев, Слесарева Е.С., а на рубеже XX - XXI в.в. появились работы Ю.Н. Старилова, С.В. Бартеневой, А.А. Тесля.
Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся и изменяющиеся по поводу реализации правовых актов управления, а также формирующиеся непосредственно в процессе реализации управленческих актов.
Предметом исследования выступают:
- правовые нормы, определяющие понятие, сущность и различные аспекты реализации законов;
- теории правоведов, раскрывающие суть назначение процесса реализации права как механизма управленческого воздействия и правовых актов управления как формы реализации государственного (публичного) управления;
- юридическая практика реализации правовых актов управления;
- судебная практика в рамках применения правовых актов управления и оспоримости правовых актов
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексное исследование различных аспектов реализации законов путем принятия правовых актов управления с учетом вида правового акта.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих исследовательских задач:
- установить понятие и виды правовых актов управления их развитие как правового института;
- определить основные элементы института правового акта управления;
- показать значение и выявить формы обеспечения законности путем создания правовых актов управления;
Изучение объекта и предмета исследования ведется с помощью системных подходов и частно-научных методов познания: формальнологического, исторического, структурно-функционального, сравнительноправового методов.
Использование этих методов в совокупности позволило всесторонне и комплексно изучить проблему, сделать теоретические обобщения, сформулировать практические выводы и рекомендации относительно проблем процесса реализации законов путем принятия правовых актов управления.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования нашли отражение в следующих научных публикациях: «Реализация норм закона в сфере защиты прав человека от дискриминации» и «Проблема правовых актов в плане их оспоримости и ничтожности» .
Структура работы предопределена целями и задачами выпускной квалификационной работы и включает в себя введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.
Однако закон теряет своей значимости, если он не реализован. Реализация норм закона зачастую достигается путем издания правовых актов управления. В свою очередь, издание правовых актов управления является в основном прерогативой исполнительной власти. Таким образом, от эффективной работы исполнительной власти в части издания правовых актов управления, напрямую зависит качество (эффективность) правового регулирования в целом и достижение его общей цели - формирования правосознания, правового поведения и правоотношений.
Актуальность выбранной тематики исследования определена пробелами в юридической науке, образовавшимися в связи с отставанием научно-познавательных процессов от динамично развивающейся правовой практики. Несмотря на столь весомое значение правовых актов в системе правового регулирования, вопросам их реализации ни в науке, ни на практике пока не уделяется должного внимания.
Исследованиями в области реализации законов еще занимались советские правоведы Р.Ф. Васильев, В.В. Лазарев, Слесарева Е.С., а на рубеже XX - XXI в.в. появились работы Ю.Н. Старилова, С.В. Бартеневой, А.А. Тесля.
Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся и изменяющиеся по поводу реализации правовых актов управления, а также формирующиеся непосредственно в процессе реализации управленческих актов.
Предметом исследования выступают:
- правовые нормы, определяющие понятие, сущность и различные аспекты реализации законов;
- теории правоведов, раскрывающие суть назначение процесса реализации права как механизма управленческого воздействия и правовых актов управления как формы реализации государственного (публичного) управления;
- юридическая практика реализации правовых актов управления;
- судебная практика в рамках применения правовых актов управления и оспоримости правовых актов
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексное исследование различных аспектов реализации законов путем принятия правовых актов управления с учетом вида правового акта.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих исследовательских задач:
- установить понятие и виды правовых актов управления их развитие как правового института;
- определить основные элементы института правового акта управления;
- показать значение и выявить формы обеспечения законности путем создания правовых актов управления;
Изучение объекта и предмета исследования ведется с помощью системных подходов и частно-научных методов познания: формальнологического, исторического, структурно-функционального, сравнительноправового методов.
Использование этих методов в совокупности позволило всесторонне и комплексно изучить проблему, сделать теоретические обобщения, сформулировать практические выводы и рекомендации относительно проблем процесса реализации законов путем принятия правовых актов управления.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования нашли отражение в следующих научных публикациях: «Реализация норм закона в сфере защиты прав человека от дискриминации» и «Проблема правовых актов в плане их оспоримости и ничтожности» .
Структура работы предопределена целями и задачами выпускной квалификационной работы и включает в себя введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.
Реализация закона является важнейшей задачей государства. Одним из способов воплощения закона «в жизнь» является принятие правовых актов управления. Между тем правовой акт управления не имеет точного определения в законодательстве, так и не имеет закрытого списка критериев деления на виды. С учетом признаков и рассмотренных в работе определений под правовым актом управления следует понимать юридический акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное дело с учетом действующего законодательства, носящий императивный характер и издаваемый в соответствии с установленной процедурой в одностороннем порядке уполномоченным органом (должностным лицом).
Многие правоведы отмечают значимость правового акта управления как вида государственного управления. История развития правового акта управления весьма схожа с историей развития законодательства. При этом в разное время к правовым актам относились по-разному. В настоящее время четко отслеживается позиция законодателя на нацеленность упорядочения правовых актов управления.
В ходе изучения института правового акта управления установлено, что при реализации правовых актов управления с одной стороны необходимо придерживаться таких принципов как законность, подзаконность, публичность, системность, с другой, своевременность, непрерывность, соблюдение пределов и реализации компетенции.
Анализ действующих законов и правовых актов управления позволяет выявить закономерность: некоторые управленческие акты реализуются посредством издания актов, направленных на уточнение, некоторые путем исполнения, установленных прав и обязанностей, а некоторые путем лишь воздержания от определенных действий. Тем не менее, существуют некоторые правовое акты, реализация которых представляет с собой более сложный процесс, включающий в себя несколько форм реализации одновременно.
Правовые акты управления могут создаваться с помощью актов федеральных органов исполнительной власти, которые издают федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, актов высших должностных лиц субъектов РФ, актов органов местного самоуправления, когда им делегированы государственно-властные полномочия по конкретным вопросам исполнительно-распорядительной деятельности. Однако законодатель не определил как должны быть реализованы все правовые акты управления. Таким образом, реализация того или иного правового акта управления проходит в индивидуальном порядке, с учетом специфики, изданного правового акта управления, полномочий органа.
Субъект или субъекты, реализующие правовые акты управления непременно столкнуться с условиями, при наличии которых необходимо начать процедуру реализации и с условиями, согласно норме должна протекать реализация управленческих актов. Сами условия можно разделить на виды:
- экономические: материально-техническая оснащенность;
- правовые: проведение правовых экспертиз, согласование актов, между субъектами реализации;
- организационные: кадровое обеспечение, взаимодействие органов власти;
- социально-психологические: готовность общества принять правовой акт управления.
Стоит отметить, что в случае если все вышеизложенные условия будут учтены еще при создании проекта правового акта управления, то его реализация будет наиболее «легкой» и возможно иметь меньше вышеизложенных стадий.
Нормативные акты безусловно влияют на реализацию того или иного закона, нормы закона. Более того, зачастую именно от нормативного акта, от качества нормативного акта зависит дальнейшая жизнь закона, дальнейшая реализация.
Для реализации того или иного закона также используются индивидуальные акты. Однако необходимо помнить «природу» индивидуального акта: их адресность и ненормативность. Между административными регламентами, подзаконными актами и законами имеется тесная связь: административные регламенты создаются в соответствии с действующим законодательством для упорядочения действий исполнительных органов, чьи действия направлены на реализацию законов. Таким образом, административные регламенты не создаются напрямую с целью реализации того или иного закона, однако их значимость в процессе реализации законов не оспаривается, поскольку именно регламенты систематизируют действия органов.
С помощью правовых актов управления осуществляется государственное управление, поэтому без глубокого и всеобъемлющего научного осмысления природы таких актов, выявления их признаков и классификации по различным основаниям невозможно исследовать государственное управление во всех формах его проявления
В силу высокой значимости правового акта управления как формы реализации государственного управления разработка легального определения нормативного и индивидуального правовых актов приобретает особую важность. Сложные экономическая и политическая ситуации в стране, трудности в социальной сфере и внешнеполитические вызовы — вот далеко не полный перечень основополагающих проблем, которые требуют эффективного разрешения на уровне государственного управления. Закрепление легальных определений данных правовых категорий имеет существенное значение для повышения эффективности государственного управления и формирования единообразной правоприменительной практики.
Многие правоведы отмечают значимость правового акта управления как вида государственного управления. История развития правового акта управления весьма схожа с историей развития законодательства. При этом в разное время к правовым актам относились по-разному. В настоящее время четко отслеживается позиция законодателя на нацеленность упорядочения правовых актов управления.
В ходе изучения института правового акта управления установлено, что при реализации правовых актов управления с одной стороны необходимо придерживаться таких принципов как законность, подзаконность, публичность, системность, с другой, своевременность, непрерывность, соблюдение пределов и реализации компетенции.
Анализ действующих законов и правовых актов управления позволяет выявить закономерность: некоторые управленческие акты реализуются посредством издания актов, направленных на уточнение, некоторые путем исполнения, установленных прав и обязанностей, а некоторые путем лишь воздержания от определенных действий. Тем не менее, существуют некоторые правовое акты, реализация которых представляет с собой более сложный процесс, включающий в себя несколько форм реализации одновременно.
Правовые акты управления могут создаваться с помощью актов федеральных органов исполнительной власти, которые издают федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, актов высших должностных лиц субъектов РФ, актов органов местного самоуправления, когда им делегированы государственно-властные полномочия по конкретным вопросам исполнительно-распорядительной деятельности. Однако законодатель не определил как должны быть реализованы все правовые акты управления. Таким образом, реализация того или иного правового акта управления проходит в индивидуальном порядке, с учетом специфики, изданного правового акта управления, полномочий органа.
Субъект или субъекты, реализующие правовые акты управления непременно столкнуться с условиями, при наличии которых необходимо начать процедуру реализации и с условиями, согласно норме должна протекать реализация управленческих актов. Сами условия можно разделить на виды:
- экономические: материально-техническая оснащенность;
- правовые: проведение правовых экспертиз, согласование актов, между субъектами реализации;
- организационные: кадровое обеспечение, взаимодействие органов власти;
- социально-психологические: готовность общества принять правовой акт управления.
Стоит отметить, что в случае если все вышеизложенные условия будут учтены еще при создании проекта правового акта управления, то его реализация будет наиболее «легкой» и возможно иметь меньше вышеизложенных стадий.
Нормативные акты безусловно влияют на реализацию того или иного закона, нормы закона. Более того, зачастую именно от нормативного акта, от качества нормативного акта зависит дальнейшая жизнь закона, дальнейшая реализация.
Для реализации того или иного закона также используются индивидуальные акты. Однако необходимо помнить «природу» индивидуального акта: их адресность и ненормативность. Между административными регламентами, подзаконными актами и законами имеется тесная связь: административные регламенты создаются в соответствии с действующим законодательством для упорядочения действий исполнительных органов, чьи действия направлены на реализацию законов. Таким образом, административные регламенты не создаются напрямую с целью реализации того или иного закона, однако их значимость в процессе реализации законов не оспаривается, поскольку именно регламенты систематизируют действия органов.
С помощью правовых актов управления осуществляется государственное управление, поэтому без глубокого и всеобъемлющего научного осмысления природы таких актов, выявления их признаков и классификации по различным основаниям невозможно исследовать государственное управление во всех формах его проявления
В силу высокой значимости правового акта управления как формы реализации государственного управления разработка легального определения нормативного и индивидуального правовых актов приобретает особую важность. Сложные экономическая и политическая ситуации в стране, трудности в социальной сфере и внешнеполитические вызовы — вот далеко не полный перечень основополагающих проблем, которые требуют эффективного разрешения на уровне государственного управления. Закрепление легальных определений данных правовых категорий имеет существенное значение для повышения эффективности государственного управления и формирования единообразной правоприменительной практики.
Подобные работы
- Действие правовых актов управления в пространстве, во времени и по
кругу лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02.)
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Понятийная система нормативного правового акта
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Муниципальные нормативные правовые акты
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовые основы управления сферой образования органами местного самоуправления (на примере Республики Тыва)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Антикорупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020



