Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Работа №61187

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
324
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов 9
1.1. Становление и развитие института антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и их проектов в России 9
1.2. Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и
их проектов в иностранных государствах 15
1.3. Роль и значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и их проектов 19
Глава 2. Состояние и перспективы развития антикоррупционной экспертизы как инструмента противодействия коррупции в государственном управлении России 22
2.1. Понятие, содержание, виды и субъекты антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и их проектов 22
2.2. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых
актов и их проектов: понятие и особенности 31
2.3. Проблемы и перспективы развития института антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и их проектов 35
Заключение 54
Список использованных источников


На сегодняшний день в России осуществляется совершенствование механизмов государственного управления по нескольким направлениям, в том числе в сфере противодействия коррупции. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (далее - антикоррупционная экспертиза) - это превентивная мера противодействия коррупции, направленная на устранение таких правовых норм или их дефектов, которые посредством содержания в законодательстве, создают условия и причины для коррупции. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 года №1789-р., стала основой создания института антикоррупционной экспертизы.
Субъектами антикоррупционной экспертизы являются как государственные органы, так и представители института гражданского общества - независимые эксперты. Включение институтов гражданского общества в число субъектов антикоррупционной экспертизы - это цель административной реформы, установленная в вышеуказанной Концепции. Такой целью выступает повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и их должностных лиц с институтами гражданского общества, заключающееся в сотрудничестве институтов гражданского общества органами публичной власти, осуществление контроля над их деятельностью. Кроме того, в таком взаимодействии предполагается оценка реализации государственных функций и оказании услуг. В целях поиска способов взаимодействия принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р . Однако ни указанная концепция, ни Федеральный закон от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон об АКЭ), ни Постановление Правительства от 26.02.2010 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в котором установлены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы, не имеют положений о механизме взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы. Отсутствие или недостаток правового регулирования в данном направлении приводят к проблемам при осуществлении антикоррупционной экспертизы практике.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения проблем развития института антикоррупционной экспертизы, взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы и анализа действующего законодательства о противодействии коррупции и антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов. Данные обстоятельства обусловлены тем, что коррупцию следует рассматривать с позиции угрозы национальной безопасности России. Создание эффективных мер по противодействию коррупции, в том числе принятие надлежащего законодательства, исключающего нормы-дефекты, является основой борьбы с коррупцией.
Целью исследования являются изучение и анализ нормативно - правовых основ организации и проведения антикоррупционной экспертизы, а также выявление проблем и перспектив развития антикоррупционной экспертизы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) раскрыть особенности становления и развития антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
2) определить значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
3) изучить понятие, виды и субъектов антикоррупционной экспертизы;
4) рассмотреть понятие и особенности независимой антикоррупционной экспертизы;
5) выявить проблемы осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и перспективы ее развития как механизма по противодействию коррупции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении антикоррупционной экспертизы, в том числе независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые основы и практика осуществления независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, научные положения и взгляды учёных.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, аналитический, статистический методы.
Диалектическим методом исследования выполняются все задачи, поставленные для проведения работы.
Формально-логическим методом рассмотрены и проанализированы источники научной литературы по вопросам осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов с обоснованными выводами.
Сравнительно-правовой метод применяется при раскрытии особенностей антикоррупционной экспертизы в иностранных государствах с рассмотрением международно-правовых актов по теме исследования и национального законодательства иностранных государств.
Статистический и аналитические методом исследуются проблемные вопросы развития института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В процессе подготовки исследования проведен анализ действующего законодательства и статистических данных Минюста России и Генеральной Прокуратуры РФ.
Нормативную базу исследования составляют: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172 - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов проектов нормативных правовых актов», Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», Приказ Министерства юстиции РФ от 29.03.2019 № 57 «Об утверждении административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (далее - Приказ Минюста России № 57).
Теоретическую основу исследования составляют научные труды М. О. Акопджановой, М.С. Бахтиной, Т.П. Виноградова, Н.А. Власенко, С.А. Грачёвой, П.А. Кабанова, М.М. Какителашвили, Е.В. Лоя, Н.Т. Леоненко, А.Н. Миронова, В.А. Непомнящего, Е.Е.Рафалюка, Е.В. Ромашиной,С.В. Филатова, Е.И. Юлегиной.
В качестве эмпирической базы исследования используются:
1) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 2О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»;
2) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»;
3) статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Минюста России.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что на основании выполненных исследований обоснованно, что в целях эффективной реализации антикоррупционной политики государства необходимо создавать нормативно-правовую основу, которая исключает возможность коррупциогенных норм-дефектов. Кроме того, определено, что для развития института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов необходимо совершенствование действующего законодательства.
Теоретическая значимость данной работы обусловлена ее актуальностью, научной новизной, сформулированными выводами, способствующими развитию научных подходов к изучению проблем организации и функционирования института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть применены в правотворческой деятельности органов публичной власти и должностных лиц, в научной, учебной литературе, в том числе в процессе преподавания курсов по антикоррупционной экспертизе, противодействию коррупции.
Апробация результатов исследования осуществлена посредством участия автора в международных, всероссийских конференциях, по итогам которых имеется 3 опубликованных научных статьи, в том числе 1 в соавторстве:
1) Конституционно-правовая модель антикоррупционной политики в современной России: особенности, проблемы и перспективы развития: обзор круглого стола в Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «VI Юридические чтения» // Издательский центр СГУ им. Питирима Сорокина.
2019. С. 105-110;
2) Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как мера реализации антикоррупционной политики и опыт её применения в Республике Татарстан // Вестник научных трудов «Юристъ». 2020. № 8. С. 336-340;
3) Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как способ реализации прав, свобод, законных интересов граждан в сфере противодействия коррупции // Сборник статей по материалам Всероссийской (весенней) научно-практической конференции «Защита прав, свобод, законных интересов субъектов материальных правоотношений» в г. Саратов. 2020. С. 60-63.
Данная выпускная квалификационная работа обусловлена её актуальностью, целью, объектом, предметом, задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведённого исследования сделаны следующие выводы.
Коррупция - это незаконное использование служебного положения должностным лицом, вопреки публичным интересам, в целях получения какой-либо имущественной выгоды в личных целях или для третьих лиц. Коррупциогенные факторы - это положения нормативно-правовых актов и их проектов, установленные законом, то есть нормы-дефекты, создающие условия для проявления коррупции.
Антикоррупционная экспертиза - это исследование нормативных правовых актов или проектов нормативных правовых актов, осуществляемое специальными субъектами, в целях выявления в них правовых норм-дефектов, создающих условия коррупции, а также дача заключения по вопросам их наличия или отсутствия в нормативных правовых актах или их проектах. Существует 4 вида антикоррупционных экспертиз, проводимых: Прокуратурой Российской Федерации, Минюстом России, иными органами публичной власти, независимыми экспертами. Независимая антикоррупционная экспертиза - это исследование, проводимое независимыми экспертами в целях выявления коррупциогенных факторов, имеющихся в нормативных правовых актах либо их проектах.
На основе проведенного анализа института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в России иностранных государствах, в частности, Германии, Великобритании, Франции, странах СНГ, а именно, Казахстане, Молдавии, Республики Беларусь приходим к следующим выводам.
Институт антикоррупционной экспертизы является достаточно новым.
В различных странах имеется несколько подходов к определению данного института. В Германии, Великобритании, Франции он является элементом института правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Главная особенность указанного института в Казахстане заключается в том, что антикоррупционная экспертиза осуществляется только научными организациями посредством участия в закупочных процедурах и оплачивается за счет средств бюджета Республики Казахстан.
В Молдавии и России институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является самостоятельным, основным предназначением которого является создание правовой основы, исключающей возможность злоупотребления должностными лицами служебными полномочиями в корыстных целях, которое причиняет ущерб интересам общества и государства. На уровне стран СНГ, в отличие от европейских, приняты в 2003 и 20122 приняты Модельные законы, регулирующие вопросы осуществления антикоррупционной экспертизы, устанавливающие круг субъектов антикоррупционной политики и запрет на принятие правовых актов без проведения указанной экспертизы.
В России данный институт имеет следующие особенности:
1) расширен перечень субъектов, которые вправе осуществлять антикоррупционную экспертизу, а именно, допускается возможность участия независимых экспертов;
2) урегулирован специальным законом;
3) отсутствует легальное определение антикоррупционной экспертизы в федеральном законодательстве.
Значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в механизме противодействия коррупции состоит в следующем:
1) призвана обеспечить устранение коррупциогенных факторов, содержащихся в законодательстве, а также в разрабатываемых проектах законов, подзаконных и иных правовых актов;
2) имеет превентивный характер;
3) способствует реализации прав, свобод, законных интересов граждан.
Содержанием антикоррупционной экспертизы является непосредственное исследование нормативных правовых актов, их проектов, на предмет наличия или отсутствия коррупциогенного фактора, по результатам которого составляется заключение.
На основании проведенного анализа действующего законодательства в зависимости от субъекта, осуществляющего антикоррупционную экспертизу, определены несколько ее видов:
1) прокуратуры РФ;
2) Минюста России и иных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ;
3) независимая антикоррупционная экспертиза;
4) антикоррупционная экспертиза локальных актов организаций.
В данной работе проведено исследование по вопросам осуществления независимой антикоррупционной экспертизы. Независимая антикоррупционная экспертиза - это антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, осуществляемая независимыми экспертами, аккредитованными Минюстом России в установленном порядке, в целях выявления и последующего устранения коррупциогенных факторов, содержащихся в нормативных правовых актах или их проектах. Она имеет только рекомендательный характер, что установлено в законе об АКЭ.
По результатам проведенного исследования выявлены проблемы развития института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и предложены способы их решения.
1. Проблема «отсутствие легального определения антикоррупционной экспертизы антикоррупционной экспертизы в федеральном законодательстве».
На основе проведенного анализа, для решения данной проблемы предлагаем статью 1 Закона об АКЭ дополнить частью 3 следующего содержания: «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является комплексной деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления при разработке и принятии нормативных правовых актов, с учетом исследования ранее принятых актов, в целях выявления и устранения коррупциогенных факторов».
2. Проблема «минимальное участие независимых экспертов в осуществлении антикоррупционной экспертизы».
Для решения данной проблемы предлагаем на уровне субъектов Российской Федерации внедрять практику проведения ежегодных конкурсов среди независимых экспертов на основе опыта Республики Татарстан или иных мероприятий, направленных на повышение активности независимых экспертов. Для этого считаем необходимым статью 5 Закона об АКЭ дополнить частью 4 следующего содержания: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно проводят мероприятия, направленные на повышение активности независимых экспертов. Перечень, порядок организации данных мероприятий устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации».
3. Проблема рекомендательного характера заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Для решения данной повысить статус заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, в связи с чем внести изменения в часть 3 статьи 5 Закона об АКЭ, заменив слово «рекомендательный» словом «обязательный».
4. Проблема ограничения прав независимых экспертов по результатам рассмотрения их заключений, когда не определены способы устранения коррупциогенных факторов. Данная проблема напрямую взаимосвязана с рекомендательным характером заключения независимых экспертов. На основании анализа положений действующего законодательства, в том числе устанавливающего порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, и источников научной литературы, считаем концептуально неверным существование данного ограничения. Следовательно, в части 3 статьи 5 Закона об АКЭ формулировку после слов «мотивированный ответ» предлагаем исключить. Часть 3 статьи 5 Закона об АКЭ изложить в следующей редакции: «Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит обязательный характер и подлежит рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения».
5. Проблема отсутствия юридической ответственности независимых экспертов за неучастие в антикоррупционной экспертизе. Предлагается внести дополнение в подпункт 2 пункта 113 Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России № 57 , при длительном невыполнении (в течении 1 года со дня подготовки заключения по результатам антикорруцпионной экспертизы) независимым экспертом деятельности по осуществлению антикоррупционной экспертизы.
6. Несовершенство методики проведения антикоррупционной экспертизы.
Методикой определен перечень коррупциогенных факторов, но не указаны способы их выявления. Данную позицию поддерживают С.Н. Шевердяев, А.В. Полукарпов, Л.А. Чернышева. Для решения данной проблемы предлагаем на федеральном уровне рассмотреть опыт применения практических рекомендаций по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, утвержденных Приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 31.07.2017 № 01-02/862 (далее - практические рекомендации), в которых содержатся:
1) порядок осуществления действий эксперта при осуществлении данной экспертизы;
2) признаки наличия коррупциогенных факторов.
7. Проблема отсутствия законодательного регулирования понятия «коррупционные риски». Согласно Методическим рекомендациям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруда РФ) коррупционный риск - возможность совершения работником организации, а также иными лицами от имени или в интересах организации коррупционного правонарушения. Однако полагаем, что подобное определение должно быть установлено в Законе об АКЭ, поскольку рекомендации не являются обязательными для исполнения. Вместе с тем, проведение объективной антикоррупционной экспертизы без четкой регламентации коррупционных рисков. Следовательно, предлагается дополнить статью 1 также и частью 4, расширив данное понятие, чем установленное Минтрудом РФ: «Под коррупционным риском понимается ситуация, при которой у должностного лица или иного работника органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций имеется возможность совершения коррупционного правонарушения».
8. Проблема «рекомендательный характер заключения Минюста России по результатам антикоррупционной экспертизы».
Данная проблема возникает в силу того, что Минюст России, не смотря на установленные полномочия в сфере осуществления антикоррупционной экспертизы, не обладает надзорными полномочиями при подготовке заключений по результатам исследования, например, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или их проектов. Анализ статистических данных, представленных в основной части исследования, позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении экспертизы данных актов, нередко возникают разногласия в оценке коррупциогенных факторов. В случае не устранение коррупциогенного фактора, установленного заключением Минюста России, оно направляется в органы прокуратуры в целях принятия окончательного решения. Полагаем, что происходит фактическое дублирование Минюста России органами прокуратуры, что противоречит требованиям законодательства, а также необоснованно увеличиваются сроки принятия окончательного решения по таким нормативным актам и их проектам.
Считаем, что вышеперечисленные предложения по решению проблемных вопросов, рассмотренных в процессе осуществления магистерского исследования, будут оказывать позитивное воздействие на развитие института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в механизме противодействия коррупции.
На основании проведенного анализа теоретических и нормативно- правовых основ института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в механизме противодействия коррупции приходим к выводу, что в настоящее время данный институт является развивающимся, имеет свои особенности и проблемы.
Дополнительно отметим, что эффективная реализация антикоррупционной политики государства невозможна без развития антикоррупционной экспертизы в механизме противодействия коррупции. Следовательно, процессы развития механизма осуществления антикоррупционной экспертизы имеют важнейшее значение в сфере противодействия коррупции.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7- ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 №273 - ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. №28. Ст. 6228.
3. Федеральный закон от 17.07.2009 №172 - ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. №29. Ст. 3609.
4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2006. №95.
5. Федеральный закон от 31.05.2002. № 63 - ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Российская газета. 2002. №100.
6. Федеральный закон от 21.07.2014 №212 - ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета. 2014. №163.
7. Федеральный закон от 17.01.1992. №2202-1 (ред. от 06.02.2020) «О
прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472.
8. Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции» // Российская газета. 2010. №162.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (в ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета. 2010. № 46.
10. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р (ред. от
10.03.2009) «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.» // Собрание законодательства РФ. 2005. №46.
11. Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 (ред. от 13.03.2018) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» // Законность. 2009. №4.
12. Приказ Министерства юстиции РФ от 29.03.2019 № 57 «Об утверждении административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 15.06.2020
13. Приказ Минюста России от 03.03.2014 № 26 (ред. от 26.12.2019) «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» // Российская газета. 2014. № 68.
14. Приказ Минюста России от 04.03.2013 № 187 (ред. 27.09.2018) «Об утверждении Порядка организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации»
15. Приказ МВД России от 24.02.2012 № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России» (ред. от 03.10.2017) // Российская газета. № 112. 2012.
16. Приказ Минздрава России от 24.09.2012 № 218н «Об утверждении Порядка организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // Российская газета. №77. 2013.
17. Приказ Минкультуры России от 15.12.2010 № 774 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства культуры Российской Федерации» (ред. от 01.06.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №10. 2011.
18. Постановление Госсовета РК от 15.12.2016 № VI-3/118 «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов Республики Коми, проектов постановлений Государственного Совета Республики Коми нормативного характера, а также законов Республики Коми, постановлений Государственного Совета Республики Коми нормативного характера» // Сетевое издание "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации"http: //www.law.rkomi.ru. 21.12.2016.
19. Указ Главы Республики Коми от 01.02.2016 № 9 «О проведении
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Главы Республики Коми» // Сетевое издание "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации"http: //www.law.rkomi.ru. 01.02.2016.
20. Постановление Правительства Республики Коми от 02.02.2016 № 39 «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Правительства Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Коми» // Сетевое издание "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации"http://www.law.rkomi.ru. 03.02.2016.
21. Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 31.07.2012. № 01-02/86 (ред. от 24.07.2018) «Об утверждении практических рекомендаций по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения». СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 28.10.2019.
22. Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 № 34 - ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» // Республика Татарстан. 2006. № 93.
23. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2009
№ 883 (ред. от 11.02.2019) «Об утверждении Порядка проведения
антикоррупционной экспертизы отдельных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и о внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан» // Республика Татарстан. 2009. № 258.
24. Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 31.07.2012. № 01-02/86 (ред. от 24.07.2018) «Об утверждении практических рекомендаций по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения». СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 28.10.2019.
25. Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, утвержденные Минтрудом России // Солидарность. № 36. 2019
Международные правовые акты
26. Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003. СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 15.06.2020.
27. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 15.11.2003. СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 15.06.2020.
28. Модельный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 17.05.2012. СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 15.06.2020.
Судебная практика
29. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. 2009. № 207.
30. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (в ред. от 03.12.2013) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Российская газета. 2013. №154.
31. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50
«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Российская газета. 2019. № 6.
Монографическая и учебная литература
32. Авакьян С.А., Баженова О.И., Ежукова О.А. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ. 2016. 568 с.
33. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
Научные статьи
34. Акопджанова М.О. Особенности применения законодательства об антикоррупционной экспертизе // Административное и муниципальное право. 2014. №8.
35. Астанин В.В. Антикоррупционная экспертиза в вопросах доктрины и практики // Российская юстиция. 2016. № 8. С. 5 - 9.
36. Бахтина М.С. Актуальные проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры РФ // Административное и муниципальное право. 2015. № 2. С. 209 - 214.
37. Виноградов Т.П. Экспертиза законопроектов в России: современное состояние и пути развития // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 12. С. 24 - 28.
38. Власенко Н.А., Грачёва С.А., Рафалюк Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 68 - 80.
39. Долотов Р.О., Крылова Д.В. Перспективы повышения эффективности института независимой антикоррупционной экспертизы // Журнал российского права. 2019. № 10. С. 163 - 173.
40. Кабанов П.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов: опыт правового
регулирования субъектов Российской Федерации // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 173.
41. Кабанов П.А. Независимая антикоррупционная экспертиза: понятие, содержание, правовое регулирование и перспективы повышения качества экспертной деятельности // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 57 - 64.
42. Казанцева О.Л. Независимая антикоррупционная экспертиза: оправдались ли ожидания? // Евразийская адвокатура. 2015. № 1 (14). С. 51 - 53.
43. Клеймёнов М.П. Административно-правовое регулирование производства антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов // Юридический мир. 2014. №4.
44. Какителашвили М.М., Непомнящий В.А. Взаимодействие органов прокуратуры с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы // Вестник Академии Генеральной прокуратуры. 2011. № 1. С. 15 - 19.
45. Качалов В.В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как одна из мер профилактики коррупции на муниципальном уровне // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. №
1. С. 26 - 29.
46. Леоненко Н.Т. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: осмысление теории и практики // Развитие территорий. 2016. № 3-4 (6). С. 28 - 34.
47. Лой Е.В. Перспективы совершенствования института антикоррупционной экспертизы в рамках проведения административной реформы // Административное право и процесс. 2017. N 12. С. 64 - 67.
48. Малявкина Н.В. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2017. № 1. С. 20 - 23.
49. Миронов А.Н. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 32 - 38.
50. Полукарпов А.В. Коррупциогенные риски в социальном законодательстве и административно-правовые средства противодействия им // Административное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 79 - 94.
51. Прудентов Р.В. Общественный контроль как инструмент противодействия коррупции // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 10. С. 37 - 42.
52. Ромашина Е.В. Классификация научных подходов к определению коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 7. С. 32 - 34.
53. Семёнова Е.Н. Сравнительно-правовой анализ законодательства стран СНГ по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Правовая информатика. 2013. № 4. С. 61 - 67.
54. Синельщикова Е.Ю., Ильяков А.Д. Меры прокурорского реагирования на нарушения законов о противодействии коррупции // Законность. 2019. № 8. С.
7 - 11.
55. Соколова Н.Г. Трансформация правил законодательной техники в антикоррупционную экспертизу // Право и современные государства. 2015. №
2. С. 78 - 87.
56. Толстикова И.Н. Об обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов локальных нормативных правовых актов организации // Административное и муниципальное право. 2018. № 3. С. 43 - 51.
57. Филатов С.В. Антикоррупционная экспертиза: практика и проблемы реализации // Законность. 2014. № 9. С. 40 - 42.
58. Хазанов С.Д., Бахтина М.С. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как средство снижения коррупционных рисков // Российский юридический журнал. 2016. N 3. С. 59 - 67.
59.Чернышева Л.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: проблемы теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 6. С. 50 - 53.
60. Шаломенцева Е.Г. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, применяемых в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, проблемы правового регулирования // Юридический мир. 2013. № 12. С. 36 - 39.
61. Шевердяев С.Н. Формирование основ правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных актов и вопросы совершенствования официальной методики ее проведения // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 20. С. 5 - 11.
62. Шокот И.Ю. К вопросу о понятии коррупции, ее сущности и признаках // Военно-юридический журнал. 2015. № 7. С. 8 - 12.
63. Шугрина Е.С. Понятие и признаки коррупции: особенности правового просвещения учащихся // Административное право и процесс. 2015. № 6. С. 54 - 57.
64. Цирин А.М. Антикоррупционная экспертиза в России и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. N 4. С. 138 - 145.
65. Южаков В.Н., Ефремов А.А. Судебная практика по вопросам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: современные тенденции и пути совершенствования // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. N 10. С. 23
- 29.
Диссертации и авторефераты диссертаций
66. Юлегина Е.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в системе взаимодействия ее субъектов (административно
- правовой аспект): Дисс... к.ю.н. Москва, 2014. 203 с.
Интернет-ресурсы
67. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: https://genproc.gov.ru(дата обращения 20.06.2020).
68. Минюст Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisimyh-ekspertov-poluchivshih- akkreditaciyu-na-provedenie/fizicheskie(Дата обращения 10.06.2020).
69. Минюст Республики Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minjust.tatarstan.ru/ezhegodniy-respublikanskiy-konkurs-ekspertov-po.htm. Дата обращения 10.06.2020.
70. Официальный сайт Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан [Электронный ресурс] Режим доступа: https://anticorruption.tatarstan.ru/index.htm/news/1612521.htm(Дата обращения 20.06.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ