Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Понятийная система нормативного правового акта

Работа №29070

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
509
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕИТИЧЕСКИ-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЙНОЙ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА 7
§ 1.1. Норма права в российской правовой системе: понятие и значение 7
§ 1.2. Классификация правовой нормы 18
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ, ИНТЕРПРИТАЦИОННОЙ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 23
§ 2.1. Структура и значение понятийной системе нормативного правового акта 23
§ 2.2. Концепция нормативного правового акта как направление совершенствования понятийной системы нормативного правового акта 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54


Актуальность темы исследования. Нормативный правовой акт - одна из важнейших правовых категорий, вызывающая повышенный интерес юридической науки. И это очевидно: законы и подзаконные нормативные акты являются основными источниками права, с их помощью происходит регулирование общественных отношений, а в конечном счёте они являются важнейшим фактором существования любого государства.
Конституция Российской Федерации провозгласила Россию правовым государством. Это, среди прочего, означает и повышенные требования, предъявляемые к нормативным правовым актам, их форме, содержанию, порядку подготовки, принятия и опубликования, а также к вступлению указанных актов в юридическую силу, их действию и утрате ими юридической силы. Реально же сложилась ситуация, когда до настоящего времени не принят федеральный закон о нормативных правовых актах, отсутствует его законодательное определение и единая научная концепция понимания сущности данного явления.
Повышенную актуальность представляет эта проблема и на уровне субъектов Федерации, в которых сформированы и действуют законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, наделённые правотворческими полномочиями. Связано это с тем обстоятельством, что нормативное обеспечение правотворческой деятельности, установление компетенции органов государственной власти субъектов Федерации не было своевременно осуществлено должным образом федеральными органами государственной власти, что в результате привело к тяжёлым последствиям для страны, до конца не преодолённым до настоящего времени.
Федерации позволит разработать научные основы и качественно повысить уровень правовых форм и методов деятельности указанных органов, а также преодолеть негативные тенденции пробелов федерального законодательства, выработать меры по стабилизации активно формирующихся правовых систем субъектов Федерации, свести к минимуму коллизии между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.
Таким образом, тема «Понятийная система нормативного правового акта» является актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении, что и обусловило её выбор в качестве исследования.
Степень научной разработанности темы следует учитывать исходя из комплексного характера рассматриваемой проблемы, находящейся в сфере интересов многих юридических наук, среди которых прежде всего можно выделить теорию государства и права, государственное право Российской Федерации, административное право Российской Федерации и др. Важное значение имеют труды по общетеоретическим и методологическим проблемам сущности законов и актов управления таких учёных, как С.С. Алексеев, А.П. Алёхин, Р.Ф. Васильев, В.М. Горшенев, Б.В. Дрейшев, Д.А. Керимов, Д.А. Ковачев, Ю.М. Козлов, Н.М. Конин, В.О. Лучин, А.В. Мицкевич, М.Н. Марченко, А.С. Пиголкин, И.С. Самощенко, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, А.Ф. Шебанов, А.В. Юсупов, Ц.А. Ямпольская и др.
Объектом являются нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, их общие понятия, структура, виды.
Предметом являются вопросы понятия, общей характеристики нормативных правовых актов, правовые отношения, связанные с их принятием и действием.
Цель состоит во всестороннем изучении, анализе и определении сущности такого сложного явления, каковым представляется нормативный правовой акт.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе научного решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность норм в российском праве.
- изучить структурное и видовое многообразие норм российского права,
- исследовать структурное значение понятийной системы нормативного правового акта,
- сформировать значение концепцию нормативного правового акта как направление совершенствования понятийной системы нормативного правового акта.
Методологическую базу составляет совокупность современных общенаучных (анализ, синтез, дедукция, абстрагирование и др.) и частно¬научных (сравнительно-правовой, историко-юридический, структурно¬функциональный и др.) методов.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Нормативные правовые акты являются внешне-объективированным результатом основной правовой формы деятельности органов государственной власти.
2. Понятийная система нормативного правового акта, включает в себя в первую очередь это само понятие нормативного правового акта, а так же все его составляющие признаки. это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.. Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.
3. Концепция нормативного правового акта в настоящее время определяется тем, что правовая система Российской Федерации характеризуется достаточно большим количеством различных нормативных правовых актов как законодательного, так и подзаконного характера. Данная особенность осложняет процесс применения нормативных правовых актов, кроме того, она негативно отражается на таком качестве системы нормативных правовых актов, как ее внутренняя согласованность и непротиворечивость.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Форма и качественные характеристики нормативных правовых актов напрямую зависят от правотворческого процесса. Поэтому рассмотрению вопросов, связанных с подготовкой, принятием, опубликованием и вступлениием в силу указанных актов в предлагаемом исследовании было уделено повышенное внимание. В процессе создания правовых предписаний со всей очевидностью прослеживаются уровни и степень взаимоотношений законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. От установления правильного соотношения законов и подзаконных нормативных правовых актов напрямую зависят важнейшие конституционные принципы законности и верховенства закона, а также своевременная и полная реализация законов. Поэтому можно согласиться с О.М. Кулинченко, по мнению которого «взаимодействие законодательной и исполнительной власти осуществляется таким образом, что законодательная власть определяет меру возможного и необходимого, а исполнительная служит тому, чтобы возможность и необходимость стали действительностью. Управление основывается на законе, и в силу этого исполнительная власть имеет своим назначением направление государственной жизни в определённое законом русло».
В настоящее время на уровне Российской Федерации не существует официального, нормативно закреплённого определения нормативного правового акта, отсутствуют его признаки и не выработаны чёткие критерии отличия нормативных правовых актов от индивидуальных правовых актов. В научной литературе также отсутствует единый подход к обозначенному явлению.
издаваемые органами государственной власти, играют важнейшую роль в правовом регулировании общественных отношений и формировании правовой системы государства. Поэтому становится очевидным необходимость дальнейшего развития теории нормативных правовых актов.
Говоря же о затронутой в данной роботе проблеме следует отметить, что в России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Юридическая сила нормативных правовых актов в Российской Федерации имеет свои особенности в связи с ее федеративным устройством.
Если какой-либо вопрос находится согласно Конституции РФ в исключительном ведении РФ (это, в частности, вопросы территориального устройства, войны и мира, обороны и безопасности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и др.), то ее нормативные правовые акты имеют безусловную юридическую силу, а в субъектах РФ по этому вопросу нормативные правовые акты приниматься (издаваться) не могут.
Исходя из сказанного, можно сделать общий вывод о том, что рассмотрение и развитие теории нормативных правовых актов, а также подробное изучение правотворческих отношений является перспективным и необходимым для нормализации правового регулирования общественных правоотношений.



1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
2. Указ Президента РФ от 8 мая 2001 г. № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов» // СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 2000.
3. Постановление Правительства РФ от 2 апр. 2002 г. № 207 «Об утверждении Типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти» // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1307.
4. Приказ Минюста РФ от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // РГ. 2007. 24 мая.
5. Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» (в ред. от 08.11.2011); Приказ ФТС России от 31 марта 2010 г. № 665 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы и их государственной регистрации» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Правила подготовки нормативных правовых актов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их государственной регистрации, утв. Приказом МЧС России от 23 марта 2004 г. № 140.
Научная и учебная литература
7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов норматив. правовых актов: организ...: Уч. пос./ С.Ю. Кабашов, Ю.С. Кабашов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 240 с.
8. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов норматив. правовых актов: организ...: Уч. пос./ С.Ю. Кабашов, Ю.С. Кабашов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 240 с.
9. Дмитриев Ю.А., Казьмин И.Ф., Лазарев В.В. и др. Общая теория права: Учеб. для юрид. вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп. М., 1996. - 201 с.
10. Карпова С.И. Нормы гражданского права (юридико-технический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8.
11. Кириенко, Г.С. Проблемы вступления в силу нормативных правовых актов в Российской Федерации: направления совершенствования [Электронный ресурс] / Г.С. Кириенко. - М.: Инфра-М, 2015. - 9 с.
12. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб.-метод. пособие. М., 1999. С. 186.
13. Мирошник С.В. Теория правового стимулирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. - 147 с.
14. Определения Верховного Суда РФ по делам об оспаривании нормативных правовых актов субъектов РФ, 2011: Сб. / Верховный Суд РФ; Отв. ред. В.М.Лебедев; Сост. Л.А.Калинина и др. - М.: Норма, 2012-880с.
15. Пестова Н.В. Функции государственной регистрации правовых актов управления // Правовая наука и реформы юридического образования: Сб. научных трудов. Вып. 15. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003.
16. Правовая экспертиза российского законодательства: Учебно-практическое пособие / Н.В. Мамитова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 с.
17. Протасов В.Н. Строение нормы права в свете теории охранительных правоотношений: Сборник научных статей в честь 60-летия Е.А. Крашенинникова / Отв. ред. П.А. Варул. Ярославль, 2011. - 125 с.
18. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие. М., 1999. - 496 с.
19. Спасенников, Б. А. Теория государства и права: [Электронный ресурс]: курс лекций по дисциплине «Теория государства и права» по направлению 030900 «Юриспруденция». - М.: ФЛИНТА, 2013. - 290 с.
20. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. Киев, 2003. - 126 с.
21. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 213 с.
22. Тулиглович М.А. Структура уголовно-правовой нормы: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006. - 203 с.
23. Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие. Казань, 2003. - 365 с.
24. Фокин Т.Б. Социально-юридическая природа нормы права: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 78.
25. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учеб. для вузов. М., 2002. 458 с.
26. Шиянов В.А. Правовая система и правовая жизнь общества: теоретический аспект взаимодействия: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 46.
Статьи в периодических изданиях
27. Баранов И.Н. Муниципальный нормативный правовой акт: понятия и признаки // «Муниципальная служба: правовые вопросы», 2012, № 2.
28. Григорьева М.А. Соотношение понятий «структура», «отношение» и «связь» и его значение для правовых исследований // Известия ИГЭА. 2009. № 6. С. 161 - 162.
29. Гущина Н.А. Система права и система законодательства: соотношение и некоторые перспективы развития // Правоведение. 2003. № 5. С. 198.
30. Касумов А.М.-оглы Понятие и система локальных нормативных правовых актов // «Трудовое право в России и за рубежом», 2013, № 2
31. Павин Д.В. Понятие и содержание исполнительного документа: проблемы теории и практики // «Исполнительное право», 2012, № 4.
32. Рогачева О.С. От административных регламентов к административным процедурам: постановка задачи и пути ее практической реализации // Административное право и процесс. 2013. № 6. С. 48 - 52.
33. Старилов Ю.Н. Административная реформа и административные процедуры в контексте преодоления «избыточного» административного регулирования // Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. Омск, 2012. № 7. С. 49 - 83.
34. Тихомиров Ю.А. Ведомственные акты: проблемы законности и целесообразности // Российское правосудие. 2007. № 12 (20).
35. Уманская В.П. Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления как часть административного процесса: воздействие идей профессора В.Д. Сорокина // «Административное право и процесс», 2014, № 3
36. Ходунов М. Судебная практика как источник права // Социалистическая законность. 1956. № 6.
37. Чамаров В.Б. Правовая судьба ведомственного правотворчества // «Административное право и процесс», 2015, № 1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ