Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО И МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №33767

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
864
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы использования подвижной игры для воспитания физической культуры ребенка 8
1.1 Понятие и сущность подвижной игры 8
1.2 Значение подвижной игры в воспитании физической культуры ребенка 17
Выводы по первой главе 24
Г лава 2 Воспитание физической культуры ребенка посредством подвижной игры 25
2.1 Организация и методы констатирующего этапа исследования 25
2.2 Опытно-экспериментальная работа по использованию подвижной игры в
воспитании физической культуры ребенка 38
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы 43
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения


На современном этапе общественного развития, когда остро стоят проблемы формирования подрастающего поколения, подготовки его к полноценной самостоятельной жизнедеятельности, особое значение имеет воспитание устойчивый физических, психических и нравственных свойств личности.
Разработка научных основ максимального использования всех видов деятельности и взаимодействия со взрослыми и сверстниками для развития личности ребенка дошкольника является одной из центральных задач современной педагогики. Особое место среди разнообразных видов деятельности принадлежит игре. Согласно Л.С. Выготскому, С.Л. Рубинштейну, А.Н.Леонтьеву, Д.Б. Эльконину, А.П. Усовой и др., именно игровая деятельность имеет определяющее значение для развития ребенка, его социализации.
Подвижная игра это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Л.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовиться к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Подвижная игра незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов направленных на формирование личности ребенка [15].
Проблем в развития взаимодействия дошкольников в игровой деятельности нашла определенное отражение в исследованиях.
Одной из важнейших проблем теории и практики физической культуры является формирование основных движений у детей дошкольного возраста. Ее изучение неотделимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности.
Методологическая основа научного изучения основных движений заложена в фундаментальных физиологических исследованиях, проведенных И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, А.А.Ухтомским, В.М.Бехтеревым, Л.А.Орбели, а также их учениками и последователями.
Е.А.Аркин отмечал, что под воздействием упражнений в основных движениях совершенствуется не только строение тела, функциональные возможности организма, но и изменяется характер ребенка.
Свободные, раскрепощенные движения порождают свободу личности, воспитывают смелость и решительность, раскованность и активность поведения, доброжелательные отношения со сверстниками.
Правильно организованные основные движения укрепляют как тело, так и душу ребенка, научают владеть собственным поведением, эмоциями, чувствами, что, по мнению Е.А.Аркина, является одним из высших проявлений воли.
Свободу действий, дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство все стороннего развития ребенка. Г лубокий смысл подвижных игр в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических способностей, так и освоению нравственных норм. Правил поведения, этических ценностей общества [3].
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируется социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Основные движения требуют понимания ребенком сущности выполняемых двигательных действий, умения выполнять их правильно и осознанно.
Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно [12].
Но исследования влияния подвижных игр на физическое развитие детей на современном этапе продолжаются. В связи с этим была определена цель исследования.
Цель исследования: выявить влияние подвижных игр на воспитание физической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Анализ теоретического подхода отечественных и зарубежных педагогов по проблеме нашего исследования.
2. Определить принципы отбора подвижных игр, обеспечивающих поэтапное освоение основных движений старших дошкольников в процессе игр.
3. Разработать методику диагностики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основных движений в процессе подвижных игр.
4. Разработать на основе проведенного эксперимента план по формированию основных движений детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижной игры.
Объект исследования: процесс физического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: использование подвижной игры с целью воспитания физической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: воспитание физической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижной игры будет эффективно, если:
- соответствующий подбор подвижных игр, моделирующих разные типы и формы игрового взаимодействия;
- создание предметно-игровой среды в ДОУ, обеспечивающей возможность вариативного использования старшими дошкольниками овладевать основными движениями в процессе подвижных игр, а так же творчески воплощать игровой замысел на основе многофункционального игрового материала.
Методы исследования: анализ научно-исследовательской литературы, авторских программ для дошкольного образовательного учреждения, наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.
Методологическая база исследования: теоретическая значимость отечественных и зарубежных ученых, в концепции целостного развития ребенка дошкольника как субъекта детской деятельности (Т.И. Бабаева, Н.Ф.Голованова); система физического воспитания дошкольников (П.Ф.Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.А. Аркин, Л.И. Чулицкая, А.И. Быкова); идеи об игровой деятельности, как одном из звеньев гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, С.А. Шмаков).
Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения в образовательный процесс ДОУ экспериментальной программы направленной на формирование основных движений в процессе подвижных игр; возможностью использования содержащихся в работе методических материалов при разработке программ по данной проблеме влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МАДОУ детский сад «Сказка» №14 г. Нурлат. Было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста, 15 детей экспериментальной и 15 детей контрольной групп.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подвижная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперниками.
Постоянная работа мысли узнавание, запечатление, сохранение, воспроизведение способствует развитию и мышления, и произвольной логической памяти на движения.
Большое значение для совершенствования двигательных действий имеет обучение старших дошкольников умению мысленно воспроизводить движения.
Важной задачей подвижных игр является воспитание у дошкольников внимательности, корректности, готовности прийти на помощь, коллективизма, честности, бескорыстности, требовательности, критичности, доброжелательности в отношении ко всем людям.
Хорошим средством воспитания указанных качеств могут служить различные подвижные игры и соревнования. Выполняя в играх роли капитана команды, помощника руководителя (ведущего), водящего, защитника, нападающего, дошкольники учатся не только хорошо выполнять свои собственные обязанности, но и управлять действиями других людей, организовать их на решение общих задач.
Исходя из этого, дети, играя в подвижные игры, реализуют различные формы активности. Они познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Учитывая вышеизложенное были разработаны рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию подвижных игр в разных формах работы:
1. При планировании различных форм работ по физическому воспитанию использовать различные виды подвижных игр: сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы и др.
2. Большое значение уделять коллективному сотрудничеству, т.к. в коллективной подвижной игре участники все время взаимодействуют друг с другом, что является ценным для воспитательного воздействия на детей.
3. Не давать детям заранее готовые способы действий в игре это способствует развитию умений и навыков самостоятельно находить решение поставленной перед ним задачи.
4. Использовать командные игры повторно, для полного усвоения и адаптации детей в игровой деятельности.
5. При смене действия в игре, педагогу необходимо усиливать наблюдение за поведением играющих и влиять на них, добиваясь правильных товарищеских взаимоотношений.
6. Необходимо чаще ставить участников игры в условия, требующие от них наибольшей ловкости, расторопности и других качеств, и тем самым обновлять и накапливать их опыт.
7. Для совершенствования воспитуемых педагогу нужно заранее предусматривать возможные изменения в игре, а также по ходу игры искусственно вызывать их, вводя в игру новые правила, создавая препятствия, и т. п.
8. В ходе игры, необходимо постоянно изменять условия, это заставляет каждого играющего оценивать зачастую очень быстро свое положение в игре и решать различные тактические задачи.
9. Педагог не должен забывать о тех разнообразных эмоциях, которые возникают в игровой деятельности. Удовлетворение от преодоления препятствия влечет за собой еще большее желание одолевать предстоящие трудности. Желательно, чтобы играющие сами справлялись со всеми своими чувствами и переживаниями, поэтому надо создавать условия для того, чтобы они могли упражняться в управлении собой. С другой стороны, сам педагог должен содействовать тому, чтобы у участников игры возникали положительные эмоции, и помогать им лучше проявиться.
10. Воспитательное влияние игры значительно возрастает, если педагог отчетливо представляет себе ее цель и методические задачи и перед каждой игрой обязательно объяснять их своим воспитанникам.
11. Педагогу необходимо каждый раз оценивать итоги игры, действия, поступки и всю коллективную деятельность играющих в целом, т.к. это способствует повышению их сознательности.



1. Абросимова, Л.И., Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей [Текст] / Л.И. Абросимова, Г.П. Юрко. - М.: Протос, 2014. - 256с.
2. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском
саду. [Электронный ресурс]. Режим доступа -
https://detskieradosti.ru/load/329-1-0-36533. Дата обращения 10.03.2019.
3. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.twirpx.com/file/307870/. Дата обращения 10.03.2019.
4. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://search.rsl.ru/ru/record/01008510205. Дата обращения 10.03.2019.
5. Березин, И.П., Дергачев, Ю.В. Школа здоровья [Текст] / И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. - М.: Сфера, 2014. - 378 с.
6. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.litmir.me/br/?b=3303&p=1. Дата обращения 10.03.2019.
7. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.twirpx.com/file/2282936/. Дата обращения 10.03.2019.
8. Бутин, И.М. Лыжный спорт [Текст] / И.М. Бутин. - М.: Просвещение, 2015. - 334с.
9. Быкова, А.И. Основные средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста в свете принципа всесторонности [Текст] / А.И. Быкова. - М.: Просвещение, 2014. - 256с.
10. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 2016. - 369с.
11. Вавилова, Е.Н Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 2015. - 227с.
12. Введение в теорию физической культуры [Текст] / Под ред. Л.П.Матвеева. - М.: Просвещение, 2014. - 312с.
13. Воробьев, В.И. Слагаемые здоровья [Текст] / В.И. Воробьев. - М.: Просвещение, 2014. - 314с.
14. Голощекина, М.П. Лыжи в детском саду [Текст] / М.П. Голощекина. - М.: Просвещение, 2017. - 197с.
15. Детские народные подвижные игры [Текст] / Сост. А.В. Кенеман, Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 2015. - 224с.
16. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://psychlib.ru/mgppu/ZRp-1960/ZRp-431.htm. Дата обращения 10.03.2019.
17. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст] / Ю.Ф. Змановский. - М.: Просвещение, 2016. - 336с.
18. Карманова Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада [Текст] / Л.В. Карманова. - Минск: Слово, 2015. - 423с.
19. Карманова, Л.В., Шебеко, В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. Методическое пособие [Текст] / Л.В. Карманова, В.Н. Шебеко. - Минск: Речь. 2017. - 94с.
20. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://elib.bspu.by/bitstream/doc/2494/1. Дата обращения 10.03.2019.
21. Кенеман, А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.ckofr.com. Дата обращения 10.03.2019.
22. Кистяковская, М.Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / М.Ю. Кистяковская. - М.: Просвещение, 2016. - 421с.
23. Кистяковская, М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни [Текст] / М.Ю. Кистяковская. - М.: Просвещение, 2014. - 378с.
24. Коростелев, Н.Б. От А до Я [Текст] / Н.Б. Коростелев. - М.: Просвещение, 2017. - 465с.
25. Лейкина, М.В. Подвижные игры [Текст] / М.В. Лейкина. - М.: Просвещение, 2015. - 77с.
26. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http: //elib. gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=lesgaft_sps- t2_rukovodstvo_1952&bookhl=. Дата обращения 10.03.2019.
27. Лескова, Г.П., Буцинская, И.И., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду [Текст] / Г.П. Лескова, И.И. Буцинская, В.И. Васюкова. - М.: Просвещение, 2016. - 211с.
28. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2014. - 326с.
29. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в
детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. [Электронный ресурс]. Режим доступа -
http://a2b2.ru/storage/files/methodologicals/2887/3556_programma_vospitanija_i_ obuchenija_v_detskom_sadu_.pdf. Дата обращения 10.03.2019.
30. Методические рекомендации по обучению плаванию в детских садах [Текст] / Под ред. Т.И. Осокиной. - М.: Просвещение, 2014. - 58с.
31. Осокина, Т. И. Как научить детей плавать [Текст] / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 2015. - 67с.
32. Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А., Богина, Т.Л. Обучение плаванию в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 2016. - 211с.
33. Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А., Фурмина, Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева,Л.С. Фурмина. - М.: Просвещение, 2015. - 93с.
34. Осокина, Т.И. Учите детей плавать [Текст] / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 2015. - 214с.
35. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 2016. - 328с.
36. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятие с детьми 5-6 лет [Текст] / Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 2015. - 29с.
37. Поздняк, Л.В., Бондаренко А.К. и др. Организация работы детского сада [Текст] / Л.В. Поздняк, А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2015. - 271с.
38. Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://search.rsl.ru/ru/record/01001750824. Дата обращения 10.03.2019.
39. Родниченко, Н.Н. Влияние плавания на состояние здоровья детей раннего возраста [Текст] / Н.Н. Родниченко. - СПб.: Здоровье, 2015. - 213с.
40. Рунова, М.А, Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М.А. Рунова. - М.: Просвещение, 2014. - 205с.
41. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://e- heritage.ru/ras/view/publication/general.html?id=47009644. Дата обращения 10.03.2019.
42. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Просвещение, 2014. - 256с.
43. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://docs.google.com/document/d/13. Дата обращения 10.03.2019.
44. Фирсов, З.П. Плавание для всех [Текст] / З.П. Фирсов. - М.: Просвещение, 2014. - 88с.
45. Фирсов, З.П. Плавать раньше, чем ходить [Текст] / З.П. Фирсов // ФиС. - 2017. - №6. - С.55-57.
46. Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду [Текст] / А.И. Фомин. - М.: Просвещение, 2014. - 336с.
47. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.twirpx.com/file/1102489/. Дата обращения 10.03.2019.
48. Шебеко, В.Н., Ермак, Н.Н., Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М.: Просвещение, 2016. - 356с.
49. Шишкина, В.А. Движение + движение. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://archive.org/details/B-001-022-913. Дата обращения 10.03.2019.
50. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://iknigi.net/avtor- tatyana-kim/154393-fizicheskoe-vospitanie-detey-rannego-i-doshkolnogo- vozrasta-tatyana-kim/read/page-2.html. Дата обращения 10.03.2019.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ