Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста (Международный открытый колледж)

Работа №118470

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы51
Год сдачи2023
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ "Нижнеангарская СОШ №1".
Выборка: 26 детей младшего дошкольного возраста.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….6
1.1. Понятие и сущность ритмической гимнастики в научных исследованиях..6
1.2. Особенности физического воспитания детей младшего дошкольного возраста…….11
1.3. Пути и средства использования ритмической гимнастики в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста…………………………….19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………24
2.1. Диагностическое исследование уровней сформированности физической культуры у детей младшего дошкольного возраста…24
2.2. Система занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста……….…….32
2.3. Проверка эффективности системы занятий………………………...………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………42
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность рассматриваемой проблематики исследования обусловлена современными изменениями в общественной жизни, которые затрагивают и сферу образования. На современном этапе развития общества большое внимание уделяется проблеме здоровья, что актуализирует необходимость повышения компетентности в сфере физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Физическое здоровье является фундаментом здоровой личности. Поэтому вполне закономерно, что во многих государственных документах отмечается необходимость укрепления физического здоровья детей и молодежи.
Повышенное внимание к проблеме физического воспитания детей младшего дошкольного возраста связано с увеличением числа детей с низким уровнем развития физической культуры, неоднозначностью критериев ее диагностики, сложностью, стойкостью и вариативностью отклонений в физическом развитии дошкольников.
Современные тенденции в сфере дошкольного образования, диктуют необходимость поиска наиболее эффективных средств физического воспитания.
Особенно актуален данный поиск в дошкольном физическом воспитании, поскольку дошкольный возраст наиболее длительный и сложный этап раннего онтогенеза – период от 4 до 6-7 лет. Именно в это время начинают развиваться механизмы личностного самопостроения (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский).
Проблему физического воспитания детей дошкольного возраста рассматривали М. М. Борисова, Н.И. Дворкина, Н. Н. Кожухова, С. А. Козлова, Л. А. Рыжикова и др. Методические особенности физического воспитания и физической культуры изучали Е.В. Горина, А. П. Кличук и др. Авторы указывали на необходимость использования ритмической гимнастики в системе физического воспитания дошкольников, так как именно ритмические упражнения охватывают все звенья опорно-двигательного аппарата, умеренно развивают мускулатуру и совершенствуют координацию, что особенно важно в младшем дошкольном возрасте.
Однако, несмотря на степень изученности ритмической гимнастики в системе физического воспитания детского сада, остались недостаточно рассмотренными методические особенности использования ритмической гимнастики в работе с детьми младшего дошкольного возраста, что и обусловило постановку проблемы исследования: каковы особенности совершенствования работы по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста?
Исходя из выявленной актуальности и проблемы исследования, мы определили его объект, предмет, цель, задачи.
Объектом исследования является организация работы по физическому воспитанию дошкольников.
Предметом исследования является совершенствование работы по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Целью исследования является разработка и реализация системы занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
2. Провести диагностическое исследование уровней сформированности физической культуры у детей младшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать систему занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
4. Проверить эффективности системы занятий.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теории двигательной и психомоторной активности человека (П.К. Анохин, П.Ф. Лесгафт и др.);
- принципы и технологии физического воспитания, двигательного развития детей дошкольного возраста (М. М. Борисова, С. Вильчковский, С. А. Козлова и др.);
- методические разработки по использованию ритмической гимнастики в детском саду (Е.В. Горина, А. П. Кличук и др.).
Методы:
Теоретические – анализ и синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Экспериментальные – наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент.
Методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ "Нижнеангарская СОШ №1", дошкола , группы «Ежик» и «Кроши».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе были обоснованы подходы к понятию и сущности ритмической гимнастики, изучены и обобщены сведения по проблеме физического воспитания и физической культуры младших дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной и апробированной системы занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в практической работе педагогов ДОО.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование проблемы использования ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста выявило ее актуальность и позволило сделать выводы, согласно поставленным задачам.
Рассмотрев теоретические аспекты исследования ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста, мы выявили, что физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется как целенаправленный педагогический процесс систематического действия на организм ребенка физическими упражнениями, целью которого является укрепление здоровья, физическое развитие и развитие физической культуры. В учреждениях дошкольного образования физическое воспитание реализуется с помощью различных форм организации детей: занятия, гимнастики, развлечения, подвижные игры и т.д.
В учреждениях дошкольного образования физическое воспитание реализуется с помощью различных форм организации детей: занятия, гимнастики, развлечения, подвижные игры и т.д. Наиболее эффективным средством воспитания физической культуры является ритмическая гимнастика. В процессе занятий ритмической гимнастикой ребенок приобретает многие разносторонние двигательные навыки. Расширяются физические кондиции, укрепляются и крепнут мышцы, увеличивается подвижность суставов, повышается функциональная возможность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а в целом, работоспособность детского организма.
Нами была разработана и апробирована экспериментальная система упражнений по ритмической гимнастике для детей младшего дошкольного возраста с целью формирования физической культуры.
Проведя диагностическое исследование уровней сформированности физической культуры у детей младшего дошкольного возраста, были определены уровни: высокий, средний, низкий с учетом критериев: эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный.
Показателями когнитивного критерия физической воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста были определены следующие знания об основах здоровья; эмоциональная реакция на оздоровительные действия.
Показатели эмоционально-мотивационного критерия: осознание дошкольниками необходимости занятий физической культурой; интерес к двигательной деятельности; самостоятельность выполнения физических упражнений.
Показатель деятельностного критерия: уровень сформированности физических качеств дошкольника.
Для каждого указанного критерия физической культуры были выбраны диагностические методики: «Сформированность положительного отношения к занятиям физической культурой» (Л.И. Казьмина); «Сформированность ценностного отношения к собственному здоровью» (Н.А. Ноткина); Физические качества оценивали по критериям оценки С. Вильчковского.
Констатирующий эксперимент позволил выяснить состояние уровня сформированности физической культуры детей. По данным первого этапа эксперимента была проведена система работы по обучению воспитанников экспериментальной группы средствами ритмической гимнастики.
Разработанная и апробированная система занятий по использованию ритмической гимнастики в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста включала 8 занятий, каждое из которых состояло из следующих этапов: подготовительной, основной и заключительной. Комплексно применялись наглядные, словесные и практические методы
Итак, на основе проведенных исследований можем заключить, что систематическое использование ритмической гимнастики в работе с детьми младшего дошкольного возраста способствует повышению уровня их физической культуры, т.е. эффективность нашей работы доказана.



1. ФГОС ДО (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155) https://porogoosh.edusite.ru/p74aa1.html
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Литература (книги, учебники, монографии):
3. Абарина Е. Н. Психолого-педагогические основы формирования интереса к занятиям физической культуры в дошкольном возрасте // Евразийский науч. журнал. – 2016. – № 8. – С. 195-196
4. АмурскаяО.В. Гимнастика в системе физического воспитания образовательных. учреждений: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / О.В. Амурская, Я.А. Стрелкова, А.В. Прокопенко. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. – 112 с.
5. Анисимова, Т. Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т.Г. Анисимова. - Москва: ИЛ, 2016. - 610 c.
6. Башта Л.Ю. Теоретико-методические основы спортивно-оздоровительных занятий с детьми : учеб. пособие / Л. Ю. Башта. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2019. – 105 с.
7. Безбородова Л.А. Музыкально-ритмическое развитие дошкольников и младших школьников / Л.А. Безбородова, М.Б. Пустовойтова // Наука и шк. – 2012. – № 5. – С. 107-109
8. Борисова, М. М. Модернизация физического воспитания дошкольников с учетом современных фитнес-технологий / М. М. Борисова // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. — Минск: БГПУ, 2012. — С. 53—55.
9. Горина Е.В. Физкультурно-оздоровительная методика музыкально-ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Горина Е.В. ; [Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма]. – М., 2006. – 25 с.
10. Горовой, В. А. Теория и методика физического воспитания в схемах и таблицах : пособие / В. А. Горовой, М. И. Масло; М-во образования Респ. Беларусь, Мозыр. гос. пед. ун-т им. И. П. Шамякина. – 2-е изд. – Мозырь : МГПУ им. И. П. Шамякина, 2016. – 119 с.
11. Дворкина Н.И. Физическая культура как составной компонент системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 3 (54). - С. 105-110.
12. Дворкина, Н.И. Система формирования базовой личностной физической культуры дошкольников: монография / Н.И. Дворкина – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. – 464 с.
13. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжикова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 312 с.
14. Лях, В. И. Развитие координационных способностей у дошкольников / В. И. Лях. – М.: Спорт, 2016. – 129 с.
15. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду: Вторая младшая группа. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.- 80 с.
16. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: метод. пособие для руководителей физ. воспитания дошк. учреждений / под. ред. С. О. Филипповой. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 416 с.
17. Тесты для определения развития ребёнка. Сенсорика. Физическое развитие. 3+ / С.Е. Гаврина и др. – М.: Экзамен, 2016. – 163 c.
18. Фомина Н.А. Музыкально-двигательное направление физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 7. – С. 57-58
Статьи из периодических изданий (научные журналы, газеты) и сборников статей:
19. Болдырева В. Б., Кузьменко М. В., Кейно А. Ю., Богданов М. Ю. Развитие физических качеств у дошкольников на занятиях ритмической гимнастикой // Вестник ТГУ. 2019. №181
20. Кличук, А. П. Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста / А. П. Кличук // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 777-779
21. Козлова И. П. Проблема поиска новых форм и видов оздоровительной деятельности, направленных на укрепление здоровья дошкольников // Наука и образование сегодня. 2018. №2 (25)
22. Кравченко А. А., Брыкина В. А., Карагодина А. М. Музыкально-ритмическая гимнастика в режиме дня дошкольника // Наука-2020. 2021. №6 (51).
23. Крестьянинова Н.Ю. Ритмическая гимнастика как средство реализации интегрированного подхода к физическому и художественно-эстетическому воспитанию детей предшкольного возраста // Инновационные процессы в теории и практике современного отечественного дошкольного образования : материалы рос. науч.-практ. конф., Владимир, июнь 2010 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Владимирский гос. гуманитар. ун-т. – Владимир: ВГГУ, 2010. – С. 142-145.
24. Кузьменко М. В., Болдырева В. Б. Эффективность применения предметов на занятиях ритмической гимнастики в учреждениях дошкольного образования // Вестник ТГУ. 2021. №192.
25. Мартынова В.А. Модель формирования здоровьесберегающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.А. Мартынова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 105-106.
26. Мещерякова, Е. А. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования / Е. А. Мещерякова, Н. М. Воронина. // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 60-62.
27. Нематов Б. И. Основные формы организации физического воспитания в детском саду // The Newman in Foreign policy. 2019. №47 (91).
28. Никитина С. В., Романова С. П. Физическое развитие детей дошкольного возраста средствами аэробики: программа и условия реализации // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №1 (39).
29. Павлихина, С. В. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка / С. В. Павлихина, Н. М. Юдина // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 89-91.
30. Романенко Н.И. Современные технологии физического воспитания дошкольников / Н.И. Романенко, В.А. Распопова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 31 октября 2019 года. - Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. - С. 274-275.
31. Сафронова, Я. Ю. Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника / Я. Ю. Сафронова. // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46635/ (дата обращения: 16.02.2023).
32. Скородумова Л. В. Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ // Специальное образование. 2015. №XI.
33. Сударь В. В., Голикова И. В., Романенко Н. И. Влияние занятий ритмической гимнастикой на показатели физического развития и физической подготовленности детей 4-5 лет // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №10 (200)
34. Сударь В.В. Эффективность применения физкультурно-оздоровительной программы в условиях дошкольного образовательного учреждения / ВВ. Сударь, И.В. Голикова // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование: материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 18 февраля 2021 года. - Краснодар : Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2021. - С. 228-230.
35. Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как компонент комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 4. – C. 15-19.
36. Ходячая Е. П. Использование ритмической гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2020. №14 (17). С. 83-87.
37. Шкурпит М.Н., Ткаченко Н.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. №40.
38. Якубовская О. И., Романенко Н. И. Методика повышения физической подготовленности и двигательной активности дошкольников на основе физкультурно-оздоровительных технологий // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. №10 (164).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ