ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ НА АРТ-РЫНКЕ…………................3
1.1 Основные понятия и инструменты инновационного менеджмента 3
1.2 Особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке…………………………………………………………………………16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА МИРОВОМ И РОССИЙСКОМ АРТ-РЫНКАХ 30
2.1. Современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка 30
2.2. Предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление музеем на российском арт-рынке 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
В последнее время все чаще можно услышать понятие «инновации», что означает любые внедряемые изменения и нововведения, востребованные бизнесом. Данное понятие используется как самостоятельно, так и вместе с такими словами, как деятельность, процесс, решения и т.д.
Общество организовано таким образом, что оно находится в постоянном развитии. Потребности меняются, меняется содержание человеческой деятельности. Соответственно, изменения касаются практически всех сфер жизни. Почти в любом учебнике по экономике можно встретить мнение, что инновация - это превращение возможного научно-технического прогресса в реальное, которое, в свою очередь, воплощено в новых продуктах производства или технологиях .
Нынешний этап развития мирового сообщества характеризуется ускоренными темпами научно-технического прогресса и растущей интеллектуализацией основных факторов производства. Интеграция интеллектуальных ресурсов в систему глобальных экономических отношений становится одним из важнейших принципов, определяющих конкурентоспособность национальных экономик, взаимодействие которых в большей степени основано на создании универсальных технологических инноваций с перспективными международными рынками сбыта и интеграции инноваций систем отдельных стран и регионов.
Основателем теоретической базы для инновационных исследований является Й. Шумпетер, который предложил этот термин, определяя его содержание как «непостоянный процесс внедрения новых комбинаций». В концепции инноваций он включал любые изменения в целях внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых видов производства и транспортных средств, форм организации производства и рынков сбыта и выявил следующие пять случаев :
1) производство нового товара, ранее неизвестного потребителям, или создание нового качества того или иного товара;
2) внедрение нового инструмента (способа производства), который может быть основан как на научных открытиях, так и на новом способе коммерческого использования соответствующего продукта;
3) развитие такого рынка, где этот сектор национальной экономики пока не представлен;
4) получение нового источника сырья, независимо от того, существовало оно раньше или просто не принималось во внимание, или считалось недоступным или еще не создавалось;
5) проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством установления доверия) или лишение другого организации этого положения.
1. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ (последняя редакция) // Информационно-правовой портал «Гарант» / Справ.-правовая система ГАРАНТ-Практик. Версия от 27.04.2012. Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/ (дата обращения 03.01.2019).
2. Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 28.12.2017) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2018) // Информационно-правовой портал «Гарант» / Справ.-правовая система ГАРАНТ-Практик. Версия от 27.04.2012. Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/ (дата обращения 03.01.2019).
3. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.12.2017) // Информационно-правовой портал «Гарант» / Справ.-правовая система ГАРАНТ-Практик. Версия от 27.04.2012. Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/ (дата обращения 03.01.2019).
4. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент малого организации, работающего в научно-технической сфере: Учебное пособие / Р.И. Акмаева. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 541 c.
5. Арутюнова А.Г. Арт-рынок в XXI веке: Пространство художественного эксперимента / А.Г. Арутюнова. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 232 с.
6. Бадинова Т. В. Этапы становления художественного рынка в культуре России: дис. … канд. культуролог. наук: 24.00.01 / Бадинова Татьяна Владимировна - СПб., 2015. - 191 с.
7. Барабанов E. Искусство на рынке или рынок искусства /Барабанов Е. К. // Художественный журнал. - 2014. - № 46. - С. 8-24.
8. Бурдье П. Рынок символической продукции /Бурдье П. // Вопросы социологии. - 2014. - № 1/2. -С. 49-62.
9. Введение в социологию искусства. /Дуков Е. В. [и др.]; под редакцией В. С. Жидкова. - СПб.: Алетейя, 2016. - 256 с.
10. Глебовская Н В. Новая экономическая социология. По ту сторону экономического интереса/ Глебовская Н.В. // Журнал социологии и социальной антропологии . -2014. - № 2. - С. 36-42.
11. Грабарь И. Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках/ Грабарь И. Э/- М.: Республика, 2016. - 496 c.
12. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. - М.: Дашков и К, 2016. - 220 c.
13. Быстрицкий В.Е. Управление предприятием и персоналом в условиях инновации. - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - 243 с.
14. Вишняков Я.Д. Инновационный менеджмент. Практикум: Учебное пособие / Я.Д. Вишняков, К.А. Кирсанов, С.П. Киселева. - М.: КноРус, 2013. - 326 c.
15. Денисов Б.А. Несколько мыслей на тему «рынок и культура»/Денисов Б. А. // Российский экономический журнал. - 2015. -№ 7. - С. 109-111.
16. Денисов Б.A. К экономическим критериям ценности произведений изобразительного искусства/ Денисов Б.А. //Российский экономический журнал. - 2016. - № 4. - С. 105-109.
17. Денисов Б.А. Не продается вдохновенье /Денисов Б.А. // Наука и жизнь. - 2016. - № 1. - С. 50 – 54.
18. Денисов Б. А. Арт-рынок: общие черты и генезис / Денисов Б.А. // Маркетинг. -2016. -№ 3. - С. 58- 67.
19. Денисов Б.А. К экономическим критериям ценности произведений изобразительного искусства/Денисов Б. А. // Российский экономический̆ журнал. - 2015. - № 4. - С. 105-109.
20. Зенгин С.С. Проекты и проектная деятельность в социокультурной сфере: Учеб. пособие. - Краснодар: Краснодарский гос. ин-т культуры, 2016. - 171 с.
21. Инновационный менеджмент. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки (Серия «Magister»). / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 391 c.
22. Кадиев И.Г. Инновационный менеджмент / И.Г. Кадиев, А.Н. Мардас. - СПб.: Гиорд, 2016. - 208 c.
23. Как продавать искусство / под ред. Дж. Ф. Мелилло. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2016. - 200 с.
24. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: Практикум / В.М. Кожухар. - М.: Дашков и К, 2015. - 200 c.
25. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.М. Кожухар. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 c.
26. Кузнецов Б.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов… - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 367 c.
27. Кукушкин Н.В. Аукционные продажи как наиболее среда ценообразования на рынке произведений изобразительного искусства/Абрамова Л. Д. // Экономика. Управление. Культура. -2016. - № 13. - C. 43-57
28. Кукушкин Н.В. Механика художественного аукциона / Абрамова Л.Д// Экономика. Управление. Культура. – 2016. - №14. - С. 166-169.
29. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Г. Медынский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 295 c.
30. Метелицын И.Г. Диалог: художник - критик - арт-дилер /Метелицын И.Г. // Декоративное искусство. - 2014. - № 1.- С. 78-79.
31. Моль А. Социодинамика культуры /Моль А.; перевод с французского Бирюкова Б. В. - М.: Прогресс, 2014. - 475 с.
32. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 176 c.
33. Новикова Г.Н. Технологические основы социокультурной деятельности: Учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2016. - 178 с.
34. Онуфриенко Г. Художник в мире западного арт-бизнеса /Онуфриенко Г. В. // Вопросы искусствознания. -2015. -№ 1. - С. 63-100.
35. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. - № 4. - 2010. – 112 c.
36. Рубинштейн А. Я. Искусство в контексте социальной экономии. / Рубинштейн А.Я . - СПб.: Дмитрий Буланин, 2016. - 352 с.
37. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.Н. Соколова. - М.: КноРус, 2013. - 208 c.
38. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2013. - 476 c.
39. Торнтон С. Семь дней в искусстве. / Торнтон С.; перевод с английского Обрадович А.- СПб: «Азбука-Аттикус», 2014. - 349 с.
40. Уколов В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: учебник / В.Ф. Уколов. - М.: Экономика, 2009. - 400 c.
41. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2013. - 448 c.
42. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент 3-е изд. учебник и практикум для академического бакалавриата / О.М. Хотяшева, М.А. Слесарев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 326 c.
43. Экономика искусства. Опыт зарубежных исследований / Под ред. А. Я. Рубинштейна. - М.: РИК «Культура», 2016. -110 с.
44. Якобсон А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я. Якобсон. - М.: Омега-Л, 2014. - 176 c.
45. Bowness, Alan. The Conditions of Success: How the Modem Artist Rises to Fame. / A. Bowness - London: Thames and Hudson, 2016. - 342 p.
46. Buck L. and Greer J. Oaming Art: The Contemporan Art Collector's Handbook. / L. Buck - London: Cultureshock Media, 2016. - 156 p.
47. Button V. The Turner Prize./ V. Button - London: Tate Publishing, 2015. - 257 p.
48. Crane D. The Transformation of the Avant-Garde: The New-York Art World, 1940-2015./ D. Crane. - Chicago: University of Chicago Press, 2016. - 17-23 p.
49. Crow T. Modern Art in the Common Culture. / Crow T. - London: Yale University Press, 2016. -34-38 p.
50. De Coppet L., Jones A. The Art Dealers. / L. De Coppet. - New York. Cooper Square, 2014. - 158 p.
51. Fitzgerald M.C. Making Modernism: Picasso and the creation of the Market for Twentieth-Century Art. / Fitzgerald M.C. - New York: Farrar, Straus and Giroux, 2015. - 234 p.
52. Foster H. Art Since 1900: Modernism, Antimodernism and Postmodernism. / H. Foster. - London: Thames and Hudson, 2015. - 237 p.
53. Haden-Guest A. True Colors: The Real Life of the Art World. /A. Haden- Guest - New York: Atlantic Monthly, 2016. - 342 p.
54. Halle D. Inside Culture: Art and Class in the Home./ D. Halle- . Chicago: University of Chicago Press, American 2014. - 258 p.
55. Helguera P. Manual of Contemporary Art Style./ P. Helguera. - New York: Jorge Pinot, 2016. - 342 p.
56. Jones C. A. Machine in the Studio: Constructing the Postwar American Artist./ C.A.Jones. - London: University of Chicago Press, 2016. - 11-17 p.
57. Lindemann A. Collecting Contemporary /A. Lindemann. -London: Taschen, 2016. - 254 p.
58. Mason C. The Art of the Steal Inside Sotheby's Christie's Auction House Scandal / C. Mason. - New York: Putnam, 2015. - 412 p.
59. Horowitz N. Art of the Deal: Contemporary Art in a Global Financial Market./ N. Horowitz. - New York :Cooper Square, 2011. - 298 p.
60. Thornton S. Club Cultures: Music, Media and Subcultural Capital./ S. Thornton. - Cambridge:Polity, 2015. - 342 p.
61. Tomkins C. The Bride & the Bachelors: The Heretical Courtship in Modern./ C. Tomkins. - New York: Capsian, 2014. - 645 p.
62. Velthuis O. Talking Prices: Symbolic Meanings of Prices on the Market for Contemporary Art. - New York: Princeton University Press, 2015. - 17-23 p.
63. Warhol A. The Philosophy of Andy Warhol: From A to B and Back Again./ A. Warhol. -London: Verso, 2016. - 213 p.
64. Watson P. From Manet to Manhattan: The Rise of the Modern Art Market./ P. Watson. - London: Hutchinson, 2014. - 501 p.
65. Wolfe T. Radical Chic & Mau-Mauing the Flak Catchers. / T. Wolfe.-London: Bantam, 2016. - 413 p.
66. Гурова О. Арт-рынок в 2015 году: инвестиционная привлекательность подтверждается, статья от 18.03.2016. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://artguide.com/posts/995. (дата обращения: 03.01.2019)
67. Инвестиционный портал интернет арт-аукциона ARTinvestment.RU, Статистика от 18.11.2016. [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://artinvestment.ru/indices/artimx/?ffc1=/charts/0100000000&ffc2=/charts (дата обращения: 03.01.2019)
68. Попкова К.Е. Мировой рынок предметов искусства: специфика, структура, динамика // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-3. С. 426-429. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13159. (дата обращения: 03.01.2019)
69. ОБОРОТ МИРОВОГО АРТ-РЫНКА В 2017 ГОДУ ДОСТИГ $63,7 МЛРД [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://in-art.ru/news/press-review/oborot-mirovogo-art-rynka-v-2017-godu-dostig-63-7-mlrd/ (дата обращения: 03.01.2019)
70. Экономическое развитие России. Электрон. журн. Том 23. № 1.Январь–февраль 2016 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.vedi.ru/red_r/2016/. (дата обращения: 03.01.2019)