Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития интереса к культуре разных народов у детей дошкольного возраста 12
1.1. Понятие интереса детей дошкольного возраста в психологопедагогической литературе 12
1.2. Характеристика познавательно - исследовательской деятельности как
одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста 18
1.3. Роль национальной культуры в поликультурном воспитании детей
дошкольного возраста 23
Выводы по 1 главе 38
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития интереса к культуре разных народов в познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста 40
2.1. Изучение уровней проявления интереса к культуре разных народов у
детей в МБДОУ «Малолызинский детский сад» и МБДОУ «Верхнеушминский детский сад» 40
2.2. Планирование и реализация познавательно - исследовательской
деятельности детей старшего дошкольного возраста 49
2.3 Определение результативности проведенной работы
Вывод по 2 главе 63
Заключение 64
Список использованных источников
В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации. Формирование этнической культуры, этнической идентичности как результата этнической социализации в процессе реализации педагогического потенциала народной культуры в российском образовании является одним из важных направлений современной педагогической деятельности. При этом важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов.
Развитие личности ребенка - дошкольника как носителя народной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями народов, культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем самих себя.
Начало XXI века как в России, так и во всем мировом сообществе, охарактеризовалось, с одной стороны, развитием идеи поликультурности как процесса толерантного взаимодействия и сотрудничества разных народов, с другой стороны - различными проблемами межнационального характера: этнические войны и конфликты, нетерпимость и дискриминация, неуважение и равнодушие к людям другой национальности и вероисповедания, морально - психологическая деформация в общественном сознании, связанных, в том числе, с появлением беженцев, мигрантов и вынужденных переселенцев, необходимостью их адаптации к социокультурным условиям жизни Российской Федерации.
Выше обозначенная идея требует поиска адекватных социальнопедагогических ресурсов, механизмов и технологий, позволяющих проводить воспитательно - образовательную деятельность по утверждению самоидентификации граждан страны и, прежде всего, подрастающего поколения. Воспитание и социализация детей - задача государственной важности. Развитие отечественной системы образования ориентирует педагогов на признание ребенка субъектом воспитательно-образовательного процесса, характеризующимся различными личностными качествами, духовно - нравственным, интеллектуальным, волевым и эмоциональнооценочным отношением к миру, подготовленным к жизни в обществе, что обеспечивается его социально-личностным развитием.
В соответствии с концепцией современного дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации воспитания и развития детей. В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам. В последние годы детские сады посещают дети разных национальностей с разными народными, семейными традициями[4]. Не стал исключением и наш «Малолызинский детский сад», что находится в Балтасинском муниципальном районе. Нам, воспитателям, нужно шагать в современном направлении педагогической деятельности — нравственном, гражданском, патриотическом развитии, образовании и воспитании дошкольников, которое будет способствовать позитивной социализации ребёнка, творческому освоению этнокультурных ценностей.
Развитие интереса культуре народов мира посредством познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре от архитектуры - до живописи; от пляски, сказки и музыки до театра.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания окружающего мира и деятельности (О. В. Дыбина, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева) [1, 2].
Детская познавательно-исследовательская деятельность один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведений об объекте. Именно поэтому можно сказать, что в познавательно - исследовательской деятельности идёт саморазвитие ребёнка. В познавательно - исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем и как устроен мир?).
Толчком к началу эксперимента может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то просьба или проблема. Наша главная задача поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиям. Мы должны вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Важно, чтобы дети проводили собственные опыты, они должны делать всё сами, а не быть в роли наблюдателя. В работе с детьми не надо стараться проводить чёткую границу между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. И тогда в сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной, целостной, отражает объективные свойства вещей взаимосвязи. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребёнком этого мира. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
Анализ философской, педагогической, психологической, социологической, культурологической. литературы показал, что в ней раскрыты такие вопросы, как: психолого - педагогические аспекты социально-личностного и познавательного развития ребёнка (В.В. Абраменкова, П.Ф. Лесгафт, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, др.); возможности социокультурной деятельности в развитии личности ребёнка (А.В. Андреев, Н.Е. Веракса, Т.В. Волосовец, А.В. Волохов, М.Е. Дуранов, Е.Б. Евладова, А.М. Егорычев, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, О.В. Лешер, Г.А. Урунтаева, О.С. Ушакова, др.); проблемы социализации, социально-личностного развития ребенка (А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, А.В. Иванов, др.); воспитания в контексте этнопедагогики (Е.П. Арнаутова, Р.З. Хайруллин, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, О.Л. Зверева, М.В. Корепанова, др.); аспекты развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская, О.В. Дыбина, Л.М. Маневцова, И.Э. Куликовская, О.В. Афанасьева, др.); формирование развивающей среды дошкольных учреждений (Е.Н. Герасимова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, М.Н. Полякова, др.).
Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пятишести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного познавательного развития интереса к культуре разных народов детей в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью в развитие интереса дошкольников к культуре разных народов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью условий организации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников - с другой.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: каковы условия организации познавательно исследовательской деятельности для развития интереса детей к культуре разных народов у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Развитие интереса культуре разных народов посредством познавательно - исследовательской деятельности детей».
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса дошкольников к культуре разных народов.
Предмет исследования: условия развития познавательного интереса дошкольников к культуре разных народов в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: выявление и опытно - экспериментальная проверка условий развития интереса к культуре разных народов у детей старшего дошкольного возраста в познавательно - исследовательской деятельности.
Гипотеза: развитие интереса к культуре разных народов в познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если соблюдаются следующие условия:
1) педагог изучает интересы детей и строит эту работу с опорой исключительно на интересах самих детей;
2) в групповой комнате создана насыщенная предметно - пространственная среда, побуждающая детей к исследовательской деятельности;
3) организовано сотрудничество с социумом, а родители являются активными участниками этого процесса.
Задачи:
1. На основе анализа психолого- педагогической и методической литературы изучить теоретические вопросы проблемы исследования.
2. Провести диагностику уровня развития познавательного интереса к культуре разных народов у детей 5-6 лет.
3. Выявить условия, ориентированные на развитие познавательного интереса детей к культуре разных народов, и реализовать их в образовательном процессе МБДОУ «Малолызинского детского сада» Балтасинского района.
4. Провести анализ результативности экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого --педагогической и методической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение, беседа, качественная и количественная обработка результатов.
Теоретической основой для разработки проблемы исследования стали научные положения:
- возрастной педагогики и психологии о самоценности дошкольного детства как значимого для полноценного развития личности ребенка возрастного периода (А.Г.Асмолов, Л.И. Божович, Г.Н. Бреслав, JI.C. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Дьяченко, A.B. Запорожец, Е.П. Ильин, Э. Клапаред, В.С.Мухина, Е.В. Никифорова, Г.А. Урунтаева, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон);
- теории и истории дошкольной педагогики (А.Г. Гогоберидзе, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, М.В. Крулехт, М.Б. Кожанова, Г.П. Новикова, С.Л. Новоселова, Т.В. Фуряева, Р.С.Буре и др.);
- гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А.Сухомлинский, B.C. Селиванова, Л.И. Новикова, В.А.Караковский, В.Д. Шадриков и др.) и психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Г. Олпорт, A.B. Петровский и др.);
- теории личностно - ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, М.Н. Скаткин, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, И.С. Якиманская, A.B. Хуторской, Е.Н.Шиянов, И.Б. Котова, В.В. Сериков и др.);
- диалога культур как принципа и формы культурного взаимодействия (М.М. Бахтин, B.C.Библер и др.);
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Малолызинский детский сад» дети старшей группы и МБДОУ «Верхнеушминский детский сад» дети старшей группы Теоретическая значимость исследования. Автором были исследованы: понятие познавательного интереса детей дошкольного возраста; характеристика познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста; условия развития интереса к культуре разных народов у детей дошкольного возраста. Результаты исследования были представлены на научно - практических конференциях ИПО и статьях сборников конференций: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС» сборник статей и методических материалов VII Приволжского регионального конкурса инновационных идей для системы дошкольного образования, 2015г.; «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» сборник статей и методических материалов международной научно - практической конференции Этнос и культура в межнациональных коммуникациях XXI века, 2016г.; «Сотрудничество с семьей через театрализованную деятельность» сборник тезисов том 2, Итоговая научно - образовательная конференция студентов Казанского федерального университета, 2016 г.; «Культура и традиции народа Татарстана» сборник статей и методических материалов международной научно - практической конференции Этнос и культура в межнациональных коммуникациях XXI века, 2017 г.
Практическая значимость исследования. Предложен долгосрочный проект «Мой цветущий Татарстан», который может быть интересен для педагогов других дошкольных образовательных организаций, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и университетов. Результаты работы с детьми по проблеме отражены в призовых дипломах
Достижения воспитанников:
I место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса детского рисунка и прикладного творчества «Мир растений», 2015г
I место Всероссийского конкурса творческих работ «Парад цветов» 2016 г.
II место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса детского рисунка и прикладного творчества « Мир растений»,2016г.
II места Всероссийского конкурса творческих работ «Парад цветов» 2016г.
II место Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ детей дошкольного возраста «Я-талантлив!» в номинации «Юный чтец» 2016г.
III место Всероссийского творческого дистанционного конкурса «Вот оно какое, наше лето!»2017г.
III места Всероссийский конкурс творческих работ «Парад цветов»2016г.
III место Всероссийского конкурса творческих работ «Этих дней не смолкнет слава» 2016г.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы (55), таблицы (2).
В теоретических исследованиях о формировании познавательного интереса к культурам других народов детей дошкольного возраста, мы опирались на теоретические положения: Л.С. Выготского, М.Я. Заикина, П.П. Блонского, Е.А. Аркина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкой, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, В.А. Петровского. Это позволило нам определить следующие теоретические положения:
Для нас важно было определить, что понимается под познавательным интересом дошкольника. Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в современном образовании. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное звено его разумной деятельности - познавательную потребность, являющуюся источником его познавательной активности и лежащую в основе развития познавательного интереса человека. Важной характеристикой познавательного интереса является побуждение к деятельности. Процесс познания окрашен эмоциями, которые вызваны процессом умственного труда, предметом познания, перспективой, которая увлекает за собой.
Познавательный интерес имеет несколько трактовок. В исследовании использовалось следующие определение: интерес - это познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление действительности, связанная с положительным эмоциональным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью, т.е. один из наиболее существенных стимулов приобретения знаний и расширения кругозора. Он имеет сложную структуру, куда включаются интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный интерес развивается по стадиям: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес. Определяется особенностями, такими как предметная направленность, действенность, широта, глубина и устойчивость. Для развития интереса необходимо создавать определенные условия.
Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
В качестве одного из основных условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, в Федеральном государственном образовательном стандарте ДОО выделена организация условий, способствующих позитивным, доброжелательным отношениям между детьми, в том числе тем, которые принадлежат к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. В качестве целевых установок в ФГОС указано, что в старшем дошкольном возрасте ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; эмоционально откликаться на разнообразные произведения культуры и искусства.
Учет особой значимости работы данной направленности, а также особенности предназначения детского сада как самой первой ступени в системе непрерывного образования, определяет тот факт, что в процессе образовательной деятельности детей важно приобщать к культуре, как своего народа, так и разных народностей.
Целью исследования было выявление и опытно - экспериментальная проверка условий развития интереса к культуре разных народов у детей старшего дошкольного возраста в познавательно - исследовательской деятельности.
На констатирующем этапе эксперимента были выявлены уровни проявления интереса к культуре разных народов у детей старшего дошкольного возраста.
В результате констатирующего эксперимента нами были получены данные о представлениях детей 5-6 лет о культуре разных народов и уровни проявления у них интереса к культуре разных народов. Преобладание низкого уровня свидетельствует об отсутствии должного внимания в семье и детском саду к проблеме воспитания детей на этнокультурных традициях.
Диагностическое исследование показало необходимость решения проблемы приобщения дошкольников к этнокультурным традициям, конструирования воспитателями и родителями единого процесса социализации ребенка, когда он приобщается к национальным и общечеловеческим ценностям. Данные выводы позволили нам определить задачи формирующего этапа исследования и проведения дальнейшей работы.
На формирующем этапе экспериментальной группе был предложен разработанный долгосрочный проект “Мой цветущий Татарстан”, призванный достичь следующей цели: формирование интереса детей к культуре разных народов. В образовательном процессе старшей группы детского сада «Малолызинский» были созданы условия для развития интереса детей к культуре разных народов:
1) педагог изучает интересы детей и строит эту работу с опорой исключительно на интересах самих детей;
2) в групповой комнате создана насыщенная предметно - пространственная среда, побуждающая детей к исследовательской деятельности;
3) организовано сотрудничество с социумом, а родители являются активными участниками этого процесса.
Результаты повторной диагностики на контрольном этапе эксперимента подтвердили эффективность проведённой работы на формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе.
Таким образом, можно констатировать, что поставленная цель достигнута, обозначенные в исследовании задачи решены, а гипотеза подтвердилась.
1. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М.: Норма, 2011. - 244 с.
2. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева [и др.]. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПб.: Речь, 2012. - 121 с.
4. Безматерных, Т.В. Развитие интереса к познавательно
исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 63-65.
5. Блонский, П.П. Дошкольный возраст. - М.: Наука, 2010. - 176 с.
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л.Р.
Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М: Академия, 2013. - 218 с.
7. Бромлей, Ю.В. Еще раз к вопросу о типологизации
этносоциальных общностей // Социализация.- 2016. -№ 6.-С.11.
8. Буре, Р.С. Воспитатель и дети: учебное пособие / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская, - М.: Ювета, 2010. - 212 с.
9. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Наука, 2010.-154с.
10. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. -
М.:Норма, 2011. - 234 с.
11. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Верекса. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.
12. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Норма, 2010. - 190 с.
13. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебновоспитательного процесса.- М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2011. - 160с.
14. Волосова, Е. Развитие ребенка дошкольного возраста. - М.: Инфра-М, 2010. - 344 с.
15. Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами / В. Воскресенская // Ребенок в детском саду. - 2011. - №1. - С. 77-79.
16. Выготский, Л. С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - 379 с.
17. Габдулхаков, В.Ф. О языковом образовании в детских садах Татарстана / В.Ф. Габдулхаков.// Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». - М., 2010г. - № 6.
18. Голицын, В.Б. Познавательная активность дошкольников // Педагогика. - 2011 - № 3.- С.23-27.
19. Данюкова, В.Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования [Текст] / В.Н. Данюкова, В.Н. Выборнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - №10.- С.12-15.
20. Дейкина, А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника.-2012. -163 с.
21. Деркунская, В. Новые формы совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду: ситуационные задачи для старших дошкольников [Текст] / В. Деркунская // Детский сад от А до Я: журнал. - 2012 .- №6 .- С. 12-22.
22. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64с.
23. Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с
дошкольниками.- М.: Норма, 2010.-178с.
24. Жуковская, Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. - М., 2002.
25. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 112 с.
26. Карпичева, Е.Л. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника / Е.Л. Карпичева // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012 .- №4 .- С. 28-31.
27. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. - М.: Норма, 2010. - 230с.
28. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2010. -
416 с.
29. Кудинов, С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты. Монография. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2010. - 270 с.
30. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование [Текст] / И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2010.95с.
31. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте - Возрастная и педагогическая психология [Текст]: тексты / А.Н. Леонтьев, Е.И. Исенина. - М.: Норма, 2012. - С.122-138.
32. Лосик, Е.И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 47-49.
33. Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2013. - 223 с.
34. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ / Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. - 2010.- №2 - С.7.
35. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
36. Морозов, И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения / И. А. Морозов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. -С. 49-52.
37. Панько, Е.А. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности дошкольников [Текст] / Е. А. Панько // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 47-49.
38. Педагогическая диагностика как инструмент познания и
понимания ребенка дошкольного возраста: научное издание, пособие: В. 3 ч. 2: педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка
дошкольного возраста. - 2 - изд., стереотип - СБб.: Изд. - во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 383с. URL : http://freeref.ru/wieviob.phpPich1009077
39. Поддъяков, Н.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Аспектъ-пресс, 2010.211с.
40. Поддъяков, Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. - М.: Ассоциация Профессиональное образование,
2012. - 375с.
41. Петрова, В.Ф. Проектная технология формирования
этнопедагогической компетентности у будущих бакалавров дошкольного образования / В.Ф. Петрова. // Развивающее обучение в условиях государственно-общественного управления: Сборник статей и методических материалов Международной научно-практической конференции. 10 апреля 2015 года. / Под ред. В.Ф. Габдулхакова, М.А. Ильиной Й.Й. Подгурецки И.Л. Меняйло. - Казань: Казанский федеральный университет, 2015г.
42. Рамонова, К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. - М.: Норма, 2011. - 85 с.
43. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. - Самара: Фёдоров, 2010. - 128 с.
44. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Инфра-М, 2010. - 256 с.
45. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Академия, 2012. - 576 с. - 495с.
46. Тюлепаева, Э.Р. Становление первоначальной этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в многонациональном детском саду / Э.Р. Тюлепаева // Детский сад от А до Я.- 2010. - № 4. -С.91-98.
47. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Владос, 2011. - 391 с.
48. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка. Том 1.Под редакцией Д.Н.Ушакова.- М.: АСТ, 2010. - 848 с.
49. Федорова, С.Н. Ф 33 Диагностическое сопровождение развития этнокультурной личности дошкольника: Учебное пособие. - Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013. - 84 с.
50. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М.: Норма, 2010. -160 с.
51.Эльконин, Д.Б. Детская психология. - М.: Наука, 2014. - 432 с.
52. Ясинская, А. Сенситивные периоды в развитии дошкольников и их роль в педагогической практике [Текст] / А. Ясинская // Детский сад от А до Я: журнал. - 2012 .- №4 .- С. 85-94.
53. Литвиненко, С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период [Текст] / С.В. Литвиненко // Журнал научнопедагогической информации [Электронный ресурс]. - 2010. - 4. - Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko (дата обращения 12.10.2015 г.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения 12.10.2015г)
55. Шикина, К.Д. Приобщение к культуре разных народов детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности //Культура и образование. - 2015. - № 3 [Электронный ресурс]. URL:
http://vestnik-rzi.ru/2015/03/3450 (дата обращения: 30.06.2015).