Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №22073

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
807
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы использования нетрадиционных техник рисования как
средства для развития познавательного интереса дошкольников 8
1.1. Познавательный интерес и критерии его развития 8
1.2. Нетрадиционные техники рисования и их значение для художественно=эстетического развития дошкольников 17
1.3. Анализ методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования 18
2 Опытно-экспериментальное исследование по развитию познавательного интереса посредством использования нетрадиционных техник рисования...27
2.1 Проверка уровня развития познавательного интереса на начало опытно -
экспериментальной работы 27
2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию
познавательного интереса 33
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы и
итоги исследования 40
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А. Программа развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования


Согласно ФГОС ДО, такая образовательная область, как художественно - эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Поэтому, крайне важно помочь дошкольнику в развитии изобразительной деятельности. Данный процесс положительно влияет на развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста. Стоит отметить то, что применение нетрадиционных техник рисований развивает у дошкольников воображение и фантазию. Вопросы применения нетрадиционных техник рисования в развитии, обучении и воспитании дошкольников нашли отражение в работах Е.А. Барановой, Ю. Ю. Березкиной, Т. С. Комаровой, И.Г. Мосина, А.В.Никитиной, Н. Н. Поддьякова, Н.П. Сакулиной, и других.
Развивать познавательный интерес дошкольников могут помочь нетрадиционные подходы. Именно через приобщение к новым видам деятельности воспитатель дает дошкольникам возможность более широко познать окружающий мир. А также через разные виды рисования дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Нетрадиционные техники рисования представляют собой действенное средство изображения, которое содержит иные приемы и способы выразительности для создания оригинальной красочной композиции, обеспечивающие предельную выразительность образа в творческой деятельности.
Творчество дошкольников основано на имитировании, которое является одним из определяющих критериев в формировании его изобразительных умений. Назначение воспитателя, опираясь на влечение детей к подражанию,прививать им качества, позволяющая им проявлять самостоятельность,инициативность в деятельности, создавать условия для формирования критического мышления и целеполагания. В дошкольном детстве очень важно правильно «заложить» фундамент для дальнейшей реализации творческого потенциала, который проявляется в умении представлять сюжет и замысел, компоновать объекты и передавать свое эмоциональное состояние во время деятельности.
Нетрадиционные техники рисования способствуют тому, что у детей возрастает интерес к рисованию. Дошкольники стараются более творчески всматриваться в окружающий их мир, учатся находить разные и новые для них оттенки, приобретают опыт отражения свойств предметов окружающего мира. Дети, проявляя и реализуя свой художественный потенциал, путем проб, самостоятельно находят и выбирают для себя средства для олицетворения окружающей действительности.
Выбранная тема исследования обусловлена необходимостью диагностики детской любознательности детей дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте начинается формирование познавательного интереса. А главной проблемой на сегодняшний день является низкий уровень развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение и апробация приемов и методов,используемых педагогами для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Предмет исследования: приемы и методы работы нетрадиционными техниками рисования, направленные на развитие познавательного интереса дошкольников.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «познавательный интерес» и особенности его развития у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть и проанализировать виды нетрадиционных техник рисования, определить их значение для развития познавательных интересов у дошкольников;
3. Провести анализ методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;
4. Апробировать в работе с детьми нетрадиционные техники рисования и опытно-экспериментальным путем выявить их влияние на развитие познавательных интересов дошкольников.
Гипотеза исследования: если в ходе занятий изобразительной деятельностью с дошкольниками будут активно использоваться нетрадиционные техники рисования, а также будет обращено внимание на взаимосвязь данной техники с особенностями строения объектов окружающей действительности, то это послужит дополнительным стимулом для развития познавательных интересов дошкольников.
Методы: изучение и анализ теоретических и методических источников по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов деятельности.
Теоретическую основу исследования составили основные положения о природе развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста, нашедшие отражение в работах таких ученых, как, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной и др.
Практическая значимость исследования состоит в разработке серии занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, подборе и разработке различных видов дидактических заданий, направленных на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста, а также в написании и публикации научной статьи. Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Общий объем работы 50 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение теоретических источников по проблеме исследования позволило установить, что в дошкольном возрасте формируется познавательный интерес, который в дальнейшем повлияет на обучение в школе. Познавательный интерес характеризуется стремлением проникать в глубину явлений, познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению. В познавательном интересе соединяются интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы. К этому следует добавить, что познавательный интерес начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. И именно этот период наиболее сензитивен для развития любознательности и познавательной мотивации.
Также педагогу необходимо не только сформировать у детей познавательный интерес, но и подобрать наиболее подходящие средства для осуществления этого. Именно с помощью нетрадиционных техник рисования возможно наиболее глубокое развитие познавательного интереса. Теоретические анализ позволил выявить более подходящие для детей старшего дошкольного возраста виды техник, особенности их применения.
Проанализировав разнообразные источники, было обнаружено множество различных приёмов и методов развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Проведённая нами опытно-экспериментальная работа, позволила сделать выводы:
Во-первых, формирование познавательного интереса требует разных по глубине мыслительных процессов, которые также способствуют умственному развитию детей, что является успешным развитием не только познавательного интереса, но и, например, математических способностей детей, любознательности.
Во-вторых, при анализе различных видов нетрадиционных техник рисования, используемых для работы с детьми дошкольного возраста, мы выявили, что правильное их применение способствует развитию таких показателей как сосредоточенности внимания, восприятия, которые, безусловно, влияют на развитие познавательного интереса дошкольников.
В - третьих, разработанная нами система занятий направленная на повышение уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста даёт свои положительные результаты, показателем которых является значительно сокращение низкого уровня познавательного интереса, повышение среднего и высоких уровней, а, следовательно, может быть рекомендована к применению в ДОУ.
В - четвертых, нами была разработана методика использования нетрадиционных техник рисования с применением ее на занятиях по художественному творчеству. Суть данной методики заключалась в том, что знакомство детей дошкольного возраста с новым техническим приемом изображения и использованием какого-либо нетрадиционного способа его выполнения сопровождалось выявлением закономерностей применения в рисунке соответственно структуре и особенностям данного изображаемого объекта. Именно это и являлось определяющим фактором в развитии познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
Подводя итог своему исследованию важно заметить, что применение нетрадиционных техник рисования на занятиях по художественному творчеству у детей дошкольного возраста приводит к формированию у детей познавательного интереса и познавательной мотивации, что непосредственно повлияет в дальнейшем на подготовку к обучению в школе. Важно заметить, что использование данных приемов и методов в совокупности с игрой, способствует развитию у детей познавательного интереса, что положительно влияет на динамику развития дошкольника в целом.



1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая и подготовительная группы). - Москва : Просвещение, 2011. - 178 с.
2. Баранова, Е.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - Москва : Речь, 2011. - 121 с.
3. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. - Новосибирск : Арта, 2013. - 223 с.
4. Березкина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю.Березкина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - 8. - С.192-195.
5. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. - Москва : Теревинф, 2006. - 26 с.
6. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. - Москва : Аграф, 2012. - 115 с.
7. Виноградова, Н.Ф.Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. Москва : Просвещение, 2013. - 546 с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт - Петербург : Союз, 2010. - 222 с.
9. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - Москва : Академия, 2014. - 272 с.
10. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - Москва : Парад, 2010. - 156 с.
11. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2. - Москва : Скрипторий 2003, 2007 - 80 с.
12. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе "Радуга". - Москва : Просвещение, 2011. - 160 с.
13. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности /Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1, с.17-23.
14. Казакова, Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности. - Москва : Просвещение, 2012. - 159 с.
15. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - Москва : Педагогика, 2013. - 110 с.
16. Казакова, Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - Москва : Сфера,2012. - 128 с.
17. Кириенко, В.И. Психология способностей к изображению. - Москва : Пресс - бук, 2010. - 250 с.
18. Комарова, Т.Н. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей./Т.Н. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2011. -№10, с.65-67.
19. Комарова, Т.С. Развитие способностей к изобразительной деятельности /Т.С.Комарова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №6, с.44-50.
20. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - Москва : Педагогика, 2010. -144 с.
21. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - Москва : Просвещение, 2011. - 256 с.
22. Коротких, О.В. Нетрадиционные техники работы с бумагой / О.В. Коротких // Воспитатель ДОУ. - 2012. - №5. - С.80.
23. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - Москва : Просвещение, 2006. - 114 с.
24. Кудрявцев, В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности к развивающему дошкольному обучению. - Москва : Арт - Пресс, 2009. - 150 с.
25. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва : КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2009. - 144 с.
26. Мосин, И.Г. Рисование: учебное пособие для родителей. - Екатеринбург : У - Фактория, 2006. - 94 с.
27. Мотоленко, А.В. Бумага и ее свойства / А.В. Мотоленко // Воспитатель ДОУ. - 2014. - №11. - С.60.
28. Маркова, А.К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности. - Москва : Просвещение, 2000. - 291 с.
29. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - Москва : Педагогика, 2011. - 274 с.
30. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Санкт - Петербург : КАРО, 2012. - 176 с.
31. Немов, Р.С. Психология: Словарь- справочник в 2-х частях: Ч1. - Москва : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2013. - 304 с.
32. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - Москва : Азбуковник, 2013. - 944 с.
33. Петухова, Л.В. Педагогическая технология развития художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности / Л.В. Петухова // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2012. - №2. - С.1-6.
34. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - Москва : Академия, 2011. - 199 с.
35. Поддъяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. - Волгоград : Астория, 2004. - 221 с.
36. Пузакова, Е.Я. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования / Е.Я. Пузакова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - №35. - С.19-21.
37. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва : Просвещение, 2012. - 208с.
38. Филева, Т.И. Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста / Т. И. Филева // Наука и современность. - 2012. - №17. -С.146-150.
39. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. - Москва : ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
40. Шорыгина, Т.А. Красивые сказки: эстетика для малышей. - Москва : Книголюб, 2003. - 157 с.
41. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - Москва : Педагогика, 2011. - с. 22-33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ