Инновационные практики в преподавании правового компонента обществоведческого образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы инновационных практик в преподавании обществознания 9
1.1. Инновационные практики в образовании 9
1.2. Правовой компонент в структуре обществоведческого образования 13
1.3. Применение инновационных практик в преподавании правового
компонента обществоведческого образования 24
Выводы по главе 1 44
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности
применения инновационных практик в преподавании правового
компонента обществоведческого образования 46
2.1. Программа и методы эмпирического исследования эффективности
применения инновационных практик в преподавании правового
компонента обществоведческого образования 46
2.2. Результаты исследования эффективности применения
инновационных практик в преподавании правового компонента обществоведческого образования 52
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования эффективности
применения инновационных практик в преподавании правового
компонента обществоведческого образования 68
Выводы по главе 2 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы инновационных практик в преподавании обществознания 9
1.1. Инновационные практики в образовании 9
1.2. Правовой компонент в структуре обществоведческого образования 13
1.3. Применение инновационных практик в преподавании правового
компонента обществоведческого образования 24
Выводы по главе 1 44
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности
применения инновационных практик в преподавании правового
компонента обществоведческого образования 46
2.1. Программа и методы эмпирического исследования эффективности
применения инновационных практик в преподавании правового
компонента обществоведческого образования 46
2.2. Результаты исследования эффективности применения
инновационных практик в преподавании правового компонента обществоведческого образования 52
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования эффективности
применения инновационных практик в преподавании правового
компонента обществоведческого образования 68
Выводы по главе 2 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Государство и право существуют на протяжении нескольких тысячелетий. Они представляют собой одни из самых древних институтов, с помощью которых человечество решает происходящие в обществе проблемы. С того момента как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало составной частью всех происходивших событий и процессов. В тесной связи с политикой и правом развивались экономика, социальные отношения, культура. Право есть действенный регулятор общественных отношений, обеспечивающий общественный порядок и справедливость; наряду с государством, относится к тем ценностям, без которых существование современного общества просто невозможно.
С одной стороны, в практике работы школы существует потребность развития правовой культуры и правосознания старшеклассников, а с другой стороны уделяется недостаточно внимания целенаправленному процессу развития этих компетенций.
В течение долгого времени главной особенностью образования было сообщение фактических знаний, но на современном этапе происходят значительные изменения. Применение компьютера и Интернета подразумевает высокие требования и к образовательным технологиям. Необходимо обладать навыками решения нестандартных задач, вести целенаправленный поиск и отбор знаний. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний становится неэффективным. Приоритетным становится деятельностный подход в преподавании, который обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.
Реализация новых целей образования возможна, если ученик не просто пассивно усваивает материал, а готов к самостоятельному поиску. В процессе поиска информации приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия, поэтому для развития личности обучающихся необходимо включить их в самостоятельную учебно- познавательную деятельность.
Современная ситуация развития российского общества и происходящее реформирование образования, повышение роли права в жизни людей поставили ряд социально-педагогических задач по повышению уровня правового образования и воспитания учащихся [27], важными задачами которых станут формирование правовой компетенции на высоком уровне.
В связи с этим правовой компонент в структуре учебного предмета «Обществознание» приобретает особую роль в деле развития правовой компетенции: брать на себя ответственность, поступать в соответствии с правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством, важнейшими институтами гражданского общества, участвовать в функционировании демократических институтов, критически воспринимать социальную информацию, проявлять толерантность, соблюдать обязанности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития образования становится значимой проблема совершенствования методики преподавания обществознания. В этих целях необходимо применять инновационные образовательные практики.
В работе анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, цели правового образования в средней школе, исследуются инновационные практики преподавания правового компонента обществознания. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так и с тем, что знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои права необходимо каждому человеку в современном мире.
Теоретической базой диссертации послужили научно-теоретические положения исследователей различных областей:
Проблемы внедрения инновационных практик в образование освещены в работах И.О. Ивановой, М.В. Кларина, И.М. Осмоловской. Основополагающие подходы к организации правовой подготовки, правового сознания, а также вопросы правового обучения освещены в работах педагогов и ученых: Е.В. Аграновской, В.В. Альхименко, Т.В. Болотиной, Г.П. Давыдова, С.П. Казакова, Л.М. Корниенко, А.В. Коротун, И.Я. Лернер, А.С. Макаренко, С.А. Морозовой, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, С.К. Омарова, Е.А. Певцовой, Л.И Петражицкого, А.В. Плеханова, В.Г. Подзолкова, В.А. Сухомлинского, А.Е. Тараса, Н.И. Элиасберг.
В диссертационных исследованиях последних лет изучались следующие вопросы: оптимизации процесса обучения учеников с особыми образовательными потребностями (О.О. Малхасьян); средства повышения эффективности преподавания обществознания (В.С. Петрова, А.В. Половникова, О.Б. Соболева); правовое образование в школе (Н.С. Головин, Г.П. Давыдов, В.С. Морозова).
Изучение научной литературы и анализ образовательной практики по проблеме исследования позволили выявить следующие противоречия между:
- социальным заказом на выпускников школ с высоким уровнем знаний в области права, способных осваивать передовые технологии, обладающих правосознанием, правовой культурой и отсутствием четкой системы повышения правовой компетенции учащихся по обществознанию;
- интеллектуальными, информационными возможностями современных школьников и степенью их мотивации к изучению права;
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к знаниям правового компонента обществознания учащихся и дефицитом качественного учебно-методического обеспечения, необходимого для повышения уровня знаний правового компонента обществоведческого образования.
Таким образом, анализ степени изученности проблемы исследования и образовательной практики позволяет констатировать, что проблема эффективности применения инновационных образовательных практик в процессе обучения правовому компоненту обществоведческого образования в средней школе не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике.
Проблема исследования. Какова эффективность применения инновационных образовательных практик в процессе обучения правовому компоненту обществоведческого образования в средней школе.
Объект исследования: процесс преподавания правового компонента при изучении обществознания в старших классах.
Предмет исследования: инновационные практики в преподавании правового компонента при изучении обществознания в 10-11 классах.
Гипотеза исследования: применение инновационных образовательных практик на уроках обществознания способствует повышению уровня знаний правового компонента обществоведческого образования.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать элективный курс по правовому компоненту обществоведческого образования («Основы права») с применением инновационных образовательных практик.
Для решения поставленной цели формируются следующие задачи:
1. проанализировать инновационные образовательные практики в преподавании обществознания;
2. применить инновационные практики при разработке элективного курса «Основы права»;
3. обосновать эффективность применения инновационных практик на основе тестирования уровня знаний обучающихся по праву на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента.
Для того, чтобы решить поставленные задачи исследования, были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы;
- изучение практического опыта учителей, организующих в процессе обучения элективные курсы;
- педагогический эксперимент;
- метод анализа и педагогической интерпретации экспериментальных данных;
- методы математической обработки результатов исследования: критерий Манна-Уитни; критерий t-Стьюдента.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые обоснована эффективность применения инновационных практик при изучении правового компонента обществоведческого образования; разработан элективный курс по правовому компоненту обществоведческого образования («Основы права») с применением инновационных образовательных технологий.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его выводы могут быть полезными для теории школьного обучения обществознанию. Дополнены исследования об инновационных практиках, технологиях, формах и методах обучения в целом и элективных курсах, в частности, за счет уточнения их сущности и роли в обучении школьников правовому компоненту обществознания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в магистерской диссертации выводы проведенного исследования обеспечивают эффективность процесса обучения старшеклассников правовому компоненту обществознания. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической работе учителей среднего общеобразовательного учреждения, образовательного учреждения среднего профессионального образования, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, дополнительного и послевузовского образования. Представленный в магистерской диссертации элективный курс может быть рекомендован для использования в системе школьного образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются оптимальным выбором методологических оснований, опорой научных выводов на разработки педагогики и дидактики, целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью и соответствием методов исследования его объекту, предмету, цели и задачам, непротиворечивостью исходных теоретических положений и их практическим подтверждением результатами экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на II Международной научно-практической конференции «Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук» (Йошкар-Ола, апрель 2017 г.); VI Международной научной конференции «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017 г.) и нашли отражение в 4 научных публикациях автора.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 81 наименование, 2 приложений. Выпускная квалификационная работа включает 8 таблиц и 28 диаграмм
С одной стороны, в практике работы школы существует потребность развития правовой культуры и правосознания старшеклассников, а с другой стороны уделяется недостаточно внимания целенаправленному процессу развития этих компетенций.
В течение долгого времени главной особенностью образования было сообщение фактических знаний, но на современном этапе происходят значительные изменения. Применение компьютера и Интернета подразумевает высокие требования и к образовательным технологиям. Необходимо обладать навыками решения нестандартных задач, вести целенаправленный поиск и отбор знаний. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний становится неэффективным. Приоритетным становится деятельностный подход в преподавании, который обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.
Реализация новых целей образования возможна, если ученик не просто пассивно усваивает материал, а готов к самостоятельному поиску. В процессе поиска информации приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия, поэтому для развития личности обучающихся необходимо включить их в самостоятельную учебно- познавательную деятельность.
Современная ситуация развития российского общества и происходящее реформирование образования, повышение роли права в жизни людей поставили ряд социально-педагогических задач по повышению уровня правового образования и воспитания учащихся [27], важными задачами которых станут формирование правовой компетенции на высоком уровне.
В связи с этим правовой компонент в структуре учебного предмета «Обществознание» приобретает особую роль в деле развития правовой компетенции: брать на себя ответственность, поступать в соответствии с правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством, важнейшими институтами гражданского общества, участвовать в функционировании демократических институтов, критически воспринимать социальную информацию, проявлять толерантность, соблюдать обязанности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития образования становится значимой проблема совершенствования методики преподавания обществознания. В этих целях необходимо применять инновационные образовательные практики.
В работе анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, цели правового образования в средней школе, исследуются инновационные практики преподавания правового компонента обществознания. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так и с тем, что знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои права необходимо каждому человеку в современном мире.
Теоретической базой диссертации послужили научно-теоретические положения исследователей различных областей:
Проблемы внедрения инновационных практик в образование освещены в работах И.О. Ивановой, М.В. Кларина, И.М. Осмоловской. Основополагающие подходы к организации правовой подготовки, правового сознания, а также вопросы правового обучения освещены в работах педагогов и ученых: Е.В. Аграновской, В.В. Альхименко, Т.В. Болотиной, Г.П. Давыдова, С.П. Казакова, Л.М. Корниенко, А.В. Коротун, И.Я. Лернер, А.С. Макаренко, С.А. Морозовой, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, С.К. Омарова, Е.А. Певцовой, Л.И Петражицкого, А.В. Плеханова, В.Г. Подзолкова, В.А. Сухомлинского, А.Е. Тараса, Н.И. Элиасберг.
В диссертационных исследованиях последних лет изучались следующие вопросы: оптимизации процесса обучения учеников с особыми образовательными потребностями (О.О. Малхасьян); средства повышения эффективности преподавания обществознания (В.С. Петрова, А.В. Половникова, О.Б. Соболева); правовое образование в школе (Н.С. Головин, Г.П. Давыдов, В.С. Морозова).
Изучение научной литературы и анализ образовательной практики по проблеме исследования позволили выявить следующие противоречия между:
- социальным заказом на выпускников школ с высоким уровнем знаний в области права, способных осваивать передовые технологии, обладающих правосознанием, правовой культурой и отсутствием четкой системы повышения правовой компетенции учащихся по обществознанию;
- интеллектуальными, информационными возможностями современных школьников и степенью их мотивации к изучению права;
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к знаниям правового компонента обществознания учащихся и дефицитом качественного учебно-методического обеспечения, необходимого для повышения уровня знаний правового компонента обществоведческого образования.
Таким образом, анализ степени изученности проблемы исследования и образовательной практики позволяет констатировать, что проблема эффективности применения инновационных образовательных практик в процессе обучения правовому компоненту обществоведческого образования в средней школе не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике.
Проблема исследования. Какова эффективность применения инновационных образовательных практик в процессе обучения правовому компоненту обществоведческого образования в средней школе.
Объект исследования: процесс преподавания правового компонента при изучении обществознания в старших классах.
Предмет исследования: инновационные практики в преподавании правового компонента при изучении обществознания в 10-11 классах.
Гипотеза исследования: применение инновационных образовательных практик на уроках обществознания способствует повышению уровня знаний правового компонента обществоведческого образования.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать элективный курс по правовому компоненту обществоведческого образования («Основы права») с применением инновационных образовательных практик.
Для решения поставленной цели формируются следующие задачи:
1. проанализировать инновационные образовательные практики в преподавании обществознания;
2. применить инновационные практики при разработке элективного курса «Основы права»;
3. обосновать эффективность применения инновационных практик на основе тестирования уровня знаний обучающихся по праву на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента.
Для того, чтобы решить поставленные задачи исследования, были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы;
- изучение практического опыта учителей, организующих в процессе обучения элективные курсы;
- педагогический эксперимент;
- метод анализа и педагогической интерпретации экспериментальных данных;
- методы математической обработки результатов исследования: критерий Манна-Уитни; критерий t-Стьюдента.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые обоснована эффективность применения инновационных практик при изучении правового компонента обществоведческого образования; разработан элективный курс по правовому компоненту обществоведческого образования («Основы права») с применением инновационных образовательных технологий.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его выводы могут быть полезными для теории школьного обучения обществознанию. Дополнены исследования об инновационных практиках, технологиях, формах и методах обучения в целом и элективных курсах, в частности, за счет уточнения их сущности и роли в обучении школьников правовому компоненту обществознания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в магистерской диссертации выводы проведенного исследования обеспечивают эффективность процесса обучения старшеклассников правовому компоненту обществознания. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической работе учителей среднего общеобразовательного учреждения, образовательного учреждения среднего профессионального образования, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, дополнительного и послевузовского образования. Представленный в магистерской диссертации элективный курс может быть рекомендован для использования в системе школьного образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются оптимальным выбором методологических оснований, опорой научных выводов на разработки педагогики и дидактики, целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью и соответствием методов исследования его объекту, предмету, цели и задачам, непротиворечивостью исходных теоретических положений и их практическим подтверждением результатами экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на II Международной научно-практической конференции «Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук» (Йошкар-Ола, апрель 2017 г.); VI Международной научной конференции «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017 г.) и нашли отражение в 4 научных публикациях автора.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 81 наименование, 2 приложений. Выпускная квалификационная работа включает 8 таблиц и 28 диаграмм
Проанализировав проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе; исследовав инновационные практики преподавания правового компонента обществознания, мы пришли к выводу, что именно инновационные образовательные практики являются такими образовательными системами или технологиями, с помощью которых возможно современное решение актуальных проблем в сфере образования.
Элективные курсы по обществознанию прочно вошли в жизнь школ, реализующих, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, профильное обучение на старшей ступени общего образования. С каждым годом количество разработанных и опубликованных элективных курсов возрастает. В основном их созданием занимаются школьные учителя, профессиональные методисты, а также авторы вузовских и школьных учебников.
В связи с тем, что на сегодняшний день вопросы применения инновационных практик в преподавании правового компонента обществознания остаются изученными не в должной степени, нами проведено педагогическое исследование и предпринята попытка внедрения одного из элементов информационно-образовательных практик.
В соответствии с задачами исследования, проведенный нами педагогический эксперимент связан с применением инновационных практик в процессе проведения элективного курса по обществознанию. Основная идея заключалась в доказательстве эффективности применения инновационных практик в преподавании правового компонента обществоведческого образования в старших классах.
Характерной особенностью инновационной практики является то, что в ее основу положена оригинальная авторская идея или концепция.
На формирующем этапе эксперимента нами был разработан элективный курс с применением инновационных образовательных практик. В основу элективного курса легло применение информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к обществознанию, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета обществознания, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность учеников.
Реализация элективного курса предполагала повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; ознакомление старшеклассников с основными вопросами прав потребителя, семейного, конституционного, информационного права, а также права социального обеспечения. Здесь же ставилась задача развить интерес школьников к изучению обществознания; сформировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, освоения правовых знаний, необходимых для успешного получения профессионального образования.
Как показали результаты опытно-экспериментального исследования, уровень знаний правового компонента обществознания экспериментальной и контрольной групп (10 «Б» класс и 10 «В» класс соответственно) на контрольном этапе эксперимента после проведения формирующего этапа значительно отличаются. Учеников, показавших высокий уровень знаний среди экспериментальной группы больше по сравнению с контрольной группой. Средний уровень знаний на контрольном этапе эксперимента показало практически равное количество учеников в обеих группах. Низкий же уровень знаний у контрольной группы наблюдается чаще, чем у экспериментальной группы.
Проанализировав показатели контрольного и констатирующего этапов эксперимента в каждой группе отдельно, мы получили следующие результаты.
У обучающихся экспериментальной группы в ходе формирующего этапа эксперимента повысился уровень знаний правового компонента обществоведческого образования. На контрольном этапе эксперимента показатель низкого уровня заметно понизился. У контрольной же группы результаты улучшились незначительно.
Таким образом, проанализировав и сопоставив полученные данные, мы приходим к выводу, что результаты экспериментальной апробации элективного курса по основам права с применением инновационных практик позволяют положительно оценивать эффективность применения инновационных образовательных практик на уровень знаний правового компонента обществоведческого образования, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
В ходе работы над магистерской диссертацией нами был проведен теоретический анализ инновационных образовательных практик в преподавании обществознания. Был разработан и апробирован элективный курс «Основы права». На завершающем этапе исследования мы провели анализ полученных результатов опытно-экспериментального исследования и выявили, что предложенный и апробированный в нашей магистерской диссертации элективный курс эффективен в целях повышения уровня знаний правового компонента обществознания. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что работа по теоретическому выявлению и экспериментальному обоснованию эффективности применения инновационных образовательных практик в процессе преподавания правового компонента обществоведческого образования доведена до логического завершения.
Элективные курсы по обществознанию прочно вошли в жизнь школ, реализующих, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, профильное обучение на старшей ступени общего образования. С каждым годом количество разработанных и опубликованных элективных курсов возрастает. В основном их созданием занимаются школьные учителя, профессиональные методисты, а также авторы вузовских и школьных учебников.
В связи с тем, что на сегодняшний день вопросы применения инновационных практик в преподавании правового компонента обществознания остаются изученными не в должной степени, нами проведено педагогическое исследование и предпринята попытка внедрения одного из элементов информационно-образовательных практик.
В соответствии с задачами исследования, проведенный нами педагогический эксперимент связан с применением инновационных практик в процессе проведения элективного курса по обществознанию. Основная идея заключалась в доказательстве эффективности применения инновационных практик в преподавании правового компонента обществоведческого образования в старших классах.
Характерной особенностью инновационной практики является то, что в ее основу положена оригинальная авторская идея или концепция.
На формирующем этапе эксперимента нами был разработан элективный курс с применением инновационных образовательных практик. В основу элективного курса легло применение информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к обществознанию, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета обществознания, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность учеников.
Реализация элективного курса предполагала повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; ознакомление старшеклассников с основными вопросами прав потребителя, семейного, конституционного, информационного права, а также права социального обеспечения. Здесь же ставилась задача развить интерес школьников к изучению обществознания; сформировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, освоения правовых знаний, необходимых для успешного получения профессионального образования.
Как показали результаты опытно-экспериментального исследования, уровень знаний правового компонента обществознания экспериментальной и контрольной групп (10 «Б» класс и 10 «В» класс соответственно) на контрольном этапе эксперимента после проведения формирующего этапа значительно отличаются. Учеников, показавших высокий уровень знаний среди экспериментальной группы больше по сравнению с контрольной группой. Средний уровень знаний на контрольном этапе эксперимента показало практически равное количество учеников в обеих группах. Низкий же уровень знаний у контрольной группы наблюдается чаще, чем у экспериментальной группы.
Проанализировав показатели контрольного и констатирующего этапов эксперимента в каждой группе отдельно, мы получили следующие результаты.
У обучающихся экспериментальной группы в ходе формирующего этапа эксперимента повысился уровень знаний правового компонента обществоведческого образования. На контрольном этапе эксперимента показатель низкого уровня заметно понизился. У контрольной же группы результаты улучшились незначительно.
Таким образом, проанализировав и сопоставив полученные данные, мы приходим к выводу, что результаты экспериментальной апробации элективного курса по основам права с применением инновационных практик позволяют положительно оценивать эффективность применения инновационных образовательных практик на уровень знаний правового компонента обществоведческого образования, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
В ходе работы над магистерской диссертацией нами был проведен теоретический анализ инновационных образовательных практик в преподавании обществознания. Был разработан и апробирован элективный курс «Основы права». На завершающем этапе исследования мы провели анализ полученных результатов опытно-экспериментального исследования и выявили, что предложенный и апробированный в нашей магистерской диссертации элективный курс эффективен в целях повышения уровня знаний правового компонента обществознания. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что работа по теоретическому выявлению и экспериментальному обоснованию эффективности применения инновационных образовательных практик в процессе преподавания правового компонента обществоведческого образования доведена до логического завершения.
Подобные работы
- Особенности модульного обучения в процессе преподавания права в современной школе (Педагогическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Методика организации и проведения учебных занятий по праву в старших классах (Педагогическое образование, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - Методика преподавания обществознания в 11 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности по физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024



