Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах 5
1.1 Правовой статус полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах 5
1.2 Цели и задачи деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах 10
Глава 2. Практические аспекты деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах 15
2.1 Основные направления взаимодействия полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации 15
2.2 Анализ проблем правового регулирования деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах 20
Заключение 23
Список использованных источников 24
Актуальность исследования института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах обусловлена наличием стремления руководства страны к развитию федерализма и укреплению авторитета государственной власти. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах были созданы для усиления позиции главы государства на территории России. Изначально данный институт предполагал наличие полномочного представителя в каждом субъекте Российской Федерации, но постепенно произошло преобразования и были созданы федеральные округа, вследствие чего количеств полномочных представителей сократилось. Их полномочия, напротив, стали расширяться, но до настоящего времени недостаточно проработаны на уровне нормативных правовых актов, что порождает определенные сложности при осуществлении деятельности.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках курсовой работы.
При написании настоящей работы была поставлена цель проанализировать институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
проанализировать правовой статус полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
раскрыть цели и задачи деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
проанализировать основные направления деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации;
провести анализ проблем правового регулирования деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Предметом исследования в настоящей работе является институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Объектом исследования выступает законодательство России, регламентирующее правовой статус, задачи и полномочия полномочных представителей Президента Российской Федерации, воззрения теоретиков, а также исследования на данную тему, публикуемые в периодических изданиях.
Степень изученности темы деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах можно определить как невысокую. Среди ученых, посвятивших свои труды анализу трансформации института полномочных представителей можно выделить С.А. Авакьяна. В.Р. Авхадеева, В.С. Асташову, Л.В. Андриченко. Однако в большинстве случаев изучению данного вопроса посвящаются отдельные публикации.
В процессе написания настоящей работы были использованы такие общенаучные методы познания, как сравнительно-правовой, метод анализа, синтеза, формально-логический метод.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы по два параграфа в каждой, заключения и списка использованных источников.
Завершая изложение исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
Полномочные представители Президента Российской Федерации как лица, обеспечивающие реализацию его указов и распоряжений, а также контролирующие соблюдение и исполнением федерального законодательства на территории государства, появились уже в период распада СССР, когда в стране была сложная политическая и социальная ситуация. В это время требовалось усиления контроля на местах, вследствие чего представители главы государства назначались в каждый субъект Российской Федерации. Постепенно ситуация в стране стабилизировалось, однако потребность в наличии полномочных представителей Президента Российской Федерации сохранилась. Изменился подход к определению территории, в пределах которой осуществляет деятельность каждый полномочный представитель. Были созданы федеральные округа, включающие определенное количество субъектов Российской Федерации.
Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах осуществляют скорее надзорные функции, поскольку их права на вмешательства крайне ограничены. Подобный подход был определен в настоящем исследовании как проблема, которая нуждается в решении. Несмотря на то, что полномочные представители Президента Российской Федерации взаимодействуют с государственными органами субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами регионов, это взаимодействие ограничено на уровне совещаний. По результатам подобной деятельности обеспечивается доведение информации до руководства и государства. Влияние на деятельность органов государственной власти минимизировано, в результате чего эффективность деятельности снижается.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712 ; 2017. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
3. О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» : федеральный конституционный закон от 29.01.2010 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 5. – Ст. 458.
4. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472 ; 2019. – № 30. – Ст. 4107.
5. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 26 (часть I). – Ст. 3378 ; 2018. – № 1 (ч. I). – Ст. 91.
6. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 13.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 20. – Ст. 2112 ; 2018. – № 51. – Ст. 7984.
7. О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах : указ Президента РФ от 24.03.2005 № 337 (ред. от 25.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 13. – Ст. 1139 ; 2014. – № 52 (ч. I). – Ст. 7755.
8. Об утверждении Положения о порядке согласования кандидатур для назначения на должности федеральной государственной службы и кандидатур для назначения (утверждения) на иные должности в пределах федерального округа с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе : указ Президента РФ от 20.03.2017 № 120 // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 13. – Ст. 1912.
9. Об утверждении перечня должностей, кандидатуры для назначения (утверждения) на которые подлежат согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе : распоряжение Президента РФ от 03.09.2017 № 303-рп // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 36. – Ст. 5417.
10. Об утверждении Временного положения о представителях Президента РСФСР в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Ленинграде : распоряжение Президента РСФСР от 31.08.1991 № 33-рп. Документ опубликован не был // Справ.-правовая система Гарант. Документ утратил силу.
11. Об утверждении Положения о Представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт - Петербурге : указ Президента РФ от 15.07.1992 № 765 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1992. – № 3. – Ст. 102. Документ утратил силу.
12. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации : Указ Президента РФ от 09.07.1997 № 696 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 28. – Ст. 3124. Документ утратил силу.
Научная и учебная литература
13. Авакьян, С.А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 11. – С. 40 - 47.
14. Авхадеев, В.Р. Договор как общеправовая ценность: Монография / В.Р. Авхадеев, В.С. Асташова, Л.В. Андриченко и др.. – М.: ИЗиСП, Статут, 2018. – 381 с.
15. Бекмурадов, К.А. Значение конституционных согласительных процедур в системе разделения властей Российской Федерации / К.А. Бекмурадов // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 9. – С. 94 - 100.
16. Бородин, В.В. Федеральные округа Российской Федерации: понятие и содержание / В.В. Бородин // Юридическая мысль. – 2016. – № 1 (93). – С. 52-55.
17. Гороховатский, С.М. Конституционно-правовое регулирование процесса формирования и развития федеративных отношений в России после 2000 г. / С.М. Гороховатский // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 9. – С. 39 - 43.
18. Гриб, В.В. Президент РФ - объект общественного контроля? / В.В. Гриб // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 8. – С. 34 - 36.
19. Ким, Ю.В. О целеполагающих началах, паллиативах и фикциях в конституционном регулировании / Ю.В. Ким // Конституционное и муниципальное право. – 2019. – № 6. – С. 3 - 11.
20. Матросов, С.Н. Разделение властей в Российской Федерации: теория и практика / С.Н. Матросов, П.Р. Петров // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. – № 2 (28). – С. 123-125.
21. Мархгейм, М.В. Вопросы правового статуса полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе / М.В. Мархгейм // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – № 11 (78). – С. 78-81.
22. Морозов, В.Е. Территориальные органы в системе федеральной исполнительной власти: к вопросу определения организационно-правового статуса / В.Е. Морозов // Административное право и процесс. – 2016. – № 4. – С. 73 - 76.
23. Панов, А.А. Участие субъектов Российской Федерации в принятии решений на федеральном уровне / А.А. Панов // Lex russica. – 2017. – № 1. – С. 78 - 93.
24. Рябова, Т.М. Профессионализм и компетентность государственных служащих в России / Т.М. Рябова, О.В. Рогач // Материалы Афанасьевских чтений. – 2017. – С. 31-39.
25. Смирнова, О.О. Новый взгляд на функции полномочный представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в свете требований к стратегиям макрорегионов / О.О. Смирнова // Отечественная юриспруденция. – 2016. – № 2 (4). – С. 4-9.
26. Территория в публичном праве / И.А. Алебастрова, И.А. Исаев, С.В. Нарутто и др. – М.: Норма, Инфра-М, 2013. – 320 с.
27. Филиппова, Н.А. Меры кадровой политики аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе по борьбе с коррупцией / Н.А. Филиппова // Развитие государственности и права в Республике Крым Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией С. А. Буткевича. – 2016. – С. 374-377.
28. Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С.М. Шахрай. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: Статут, 2017. – 624 с.
29. Щипанов, А.В. Формирование и развитие Администрации Президента Российской Федерации / А.В. Щипанов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 10. – С. 3 - 6.