Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №33081

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
863
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию деятельности творческих групп в развитии продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной организации
1.1. Теория и практика продуктивного взаимодействия педагогов в
дошкольной образовательной организации 8
1.2. Отечественный и зарубежный опыт деятельности творческих
групп в процессе развития продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации 18
1.3. Особенности деятельности творческих групп в процессе развития продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации 32
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальное исследование деятельности творческих групп в процессе продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации
2.1. Организация педагогического эксперимента деятельности
творческих групп в процессе развития продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации 42
2.2. Реализация цикла мероприятий с привлечением творческих групп
в процесс развития продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации 50
2.3. Проверка эффективности деятельности творческих групп в процессе развития продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации 64
Выводы по второй главе 69
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 81



Концепция модернизации российского образования на 2016-2020 годы, утвержденный Правительством РФ (№ 2765-р), определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики. Повышение качества образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров [15].
В современных условиях реформирования образования меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.
Профессиональная компетентность педагога представляет собой единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, его профессионализм [3].
Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [3].
В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе развития, образования и воспитания дошкольника.
Требования к деятельности педагогов предъявляются в следующих документах:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 N 1155.
3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011 г. N 448н.
4. «Профессиональный стандарт педагога» - (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования - «воспитатель», «учитель») - приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н).
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов требуется пересмотр методической деятельности в дошкольной образовательной организации.
Таким образом, основное направление методической работы с педагогическими кадрами - это создание педагогических условий в системе непрерывного образования для самореализации педагога, развития его ключевых профессионально-значимых компетенций: воспитательных,коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных.
В век глобализации взаимодействие педагогов является ключевым фактором, поскольку, построенное на основе сотрудничества и кооперации взаимоотношения способствуют продуктивной модели совместного сосуществования.
Способность эффективно кооперироваться с другими людьми - составная, насущная потребность подготовки к жизни в демократическом обществе, поэтому образовательные организации должны отвечать этому социальному запросу, а обучение техникам продуктивного взаимодействия должно занять подобающее место среди обязательных элементов содержания общего образования.
Актуальность исследуемой проблемы связана с необходимостью продуктивного взаимодействия педагогического коллектива в среде дошкольной образовательной организации. Поиски в области позитивных межличностных взаимодействий ведутся не только на территории нашей страны, но и за рубежом. Под «продуктивным взаимодействием» принято понимать - процесс успешного взаимодействия всех сфер общественной жизни и деятельности, с постоянным инновационным поиском адекватного раскрытия личностных качеств субъекта; констатацией существующей зависимости эффективности педагогического процесса от состояния реального взаимодействия всех ее участников; переходом от традиционного понимания педагогической деятельности как формы взаимовоздействия педагогов на поддержку процессов, связанных с развитием способностей у молодых специалистов к самоопределению и самореализации, основанных на продуктивном взаимодействии [40:134-147].
Цель исследования: разработать педагогическую модель деятельности творческих групп в процессе развития продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс развития продуктивного взаимодействия педагогов в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогическая модель деятельности творческих групп педагогов в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза нашей исследовательской работы состоит в том, что процесс развития продуктивного взаимодействия окажется более эффективным, если методическая деятельность в детском саду будет организована посредством создания творческих групп педагогов при соблюдении следующих условий:
- оптимизации методической работы в дошкольной образовательной организации;
- разработки педагогической модели деятельности творческих групп в процессе развития продуктивного взаимодействия педагогов в дошкольной образовательной организации;
- внедрения комплекса мероприятий для эффективного взаимодействия педагогического состава дошкольной образовательной организации.
При этом критерием эффективности продуктивного взаимодействия педагогов может выступать развитие инновационной, организационной культуры самоорганизации педагогов в творческой деятельности педагогического коллектива дошкольной организации .
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития продуктивного взаимодействия педагогов дошкольных организаций в России и за рубежом.
2. Изучить уровни процесса развития продуктивного взаимодействия педагогов в педагогических коллективах дошкольных организаций.
3. Экспериментально проверить модель организации деятельности творческих групп в развитии продуктивного взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций.
4. Выявить эффективность организации деятельности творческих групп в процессе развития продуктивного взаимодействия педагогов в ДОО.
Методологической основой исследования являются: теория личности, деятельности, общения; положения системного подхода и моделирования развивающихся образовательных систем; современные концепции непрерывного профессионального образования педагога и структуры его деятельности; теоретические положения развивающего и личностноориентированного обучения; теория педагогического проектирования в сфере дошкольного образования.
Для решения поставленных в исследовательской работе задач использовалась совокупность исследовательских методов. Общенаучные методы: анализ философской, психолого-педагогической, социалогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы: констатирующий и моделирующий эксперимент, наблюдение, анкетирование педагогов дошкольной организации; анализ программно-методической документации и нормативно-правовых актов; методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что осуществлен анализ влияния организации деятельности творческих групп на развитие продуктивного взаимодействия среди педагогов, культуры самоорганизации педагогического персонала в творческой деятельности.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная и апробированная модель творческих групп в развитии продуктивного взаимодействия педагогов позволяет эффективно решать задачи методического характера в дошкольной образовательной организации.
Апробация результатов данного исследования осуществлялись путем проектирования и реализации авторских программ, участия в международных и всероссийских конкурсах педагогического мастерства, ежегодных региональных и городских научно-практических конференциях и семинарах, публикаций в образовательном портале и печатных изданиях.
База исследования: эксперимент проводился на базе МАДОУ «Детский сад №161 комбинированного вида» Приволжского района и МАДОУ «Детский сад №184 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Московского района г. Казани. Были задействованы 4 творческих групп педагогов - экспериментальная и контрольная, численностью в каждой по 10 человек (по 20 человек с каждого детского сада).
Структура исследовательской работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы (54 источника), приложения (Положение о творческой группе дошкольной организации, приказ, протоколы обследования участников творческой группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, таблицы, модель, тесты, анкета для педагогов, материалы районных, региональных и федеральных конкурсов, благодарность, грамоты и сертификаты педагогов).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития профессионального и продуктивного взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации относится к числу наиболее актуальных в современных условиях. Повышение социального статуса и профессионализма педагогов — первостепенные задачи, необходимые условия модернизации системы образования.
Проведенное нами исследование по совершенствованию продуктивного взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в целом подтвердило гипотезу. В ходе анализа литературных источников и теоретического обобщения нами раскрыта сущность продуктивного взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения. В нашем понимании продуктивное взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения — это взаимодействие, направленное на решение поставленных перед коллективом воспитательно-образовательных задач.
Под развитием продуктивного взаимодействия мы понимаем непрерывный процесс упорядочивания профессиональных взаимоотношений, результатом которого являются качественные преобразования в профессиональном сознании педагогов, ценностносмысловой и коммуникативной сферах специалиста.
Среди наиболее важных условий развития продуктивного взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения можно выделить следующие:
- формирование у педагогов мотивации к непрерывному образованию и развитие способов самообразования;
- личностно-ориентированный характер взаимодействия специалистов;
- обеспечение субъектной позиции каждого участника образовательной деятельности;
- расширение пространства продуктивного взаимодействия педагогов творческих групп (выставки-презентации, конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции, участие в экспериментальной деятельности, распространение педагогического опыта и пр.);
- опора на имеющийся у педагогов личный и профессиональный опыт;
- стимулирование проявления у педагогов инициативы и творчества.
Результатом развития и совершенствования продуктивного взаимодействия является профессиональная зрелость педагогов (профессиональная компетентность как система знаний и умений педагога; педагогическое мастерство как способность к творческому, нестандартному решению профессиональных задач; педагогическая направленность профессиональной деятельности как система доминирующих мотивов работы в дошкольном учреждении), готовность педагогов к профессионально-творческой деятельности, ценностносмысловое единение с командой единомышленников.
Целесообразно развитие и совершенствование продуктивного взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе деятельности творческих групп - осуществлять свою деятельность на основе разработанной нами модели, основанной на принципах личностнодеятельностного подхода (субъектности, сотрудничества, диалогичности, творчества, самоактуализации) и включающей взаимосвязанные элементы: цель, задачи, организационно-педагогические условия, индивидуальнопсихологические особенности и результат.
В ходе опытно-экспериментальной работы по внедрению модели и технологии создания творческих групп специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе совместной деятельности, существенно изменилось личностное отношение педагогов друг к другу: отчужденность, равнодушие уступили место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности, сотворчеству.
Включение педагогов в процесс совместной творческой деятельности способствовало интеграции внутренней (профессиональные отношения) и внешней (профессиональное общение) подструктур профессионального взаимодействия. В режиме коллективной деятельности специалисты оказались функционально связаны друг с другом общими профессиональными интересами. Успех общего поиска определялся интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого отдельного педагога. Результат поиска осознавался путем индивидуальной и коллективной рефлексии.
Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволили сделать следующие выводы: процесс развития продуктивного взаимодействия педагогов в коллективе оказался более эффективным в той дошкольной образовательной организации, где педагогическая деятельность построена на основе организации творческих групп, в котором используется сочетание высокого уровня педагогического мастерства, проявление эрудиции, культуры педагогического труда.
Таким образом, модель и технология развития и совершенствования продуктивного взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения посредством организации деятельности творческих групп, подверглись опытно-экспериментальной проверке, результатом которой выступило подтверждение эффективности и целесообразности их применения в деятельности дошкольных учреждений, а результаты проведенного исследования свидетельствуют о реализации его цели, задач, подтверждают выдвинутые положения гипотезы.
Проведенное исследование и изложенные в нашей работе выводы не претендуют на исчерпывающее решение проблемы развития и продуктивного взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации, а представляют лишь один из вариантов ее решения.



1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
4. Асаева, И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений // Современные проблемы науки и образования. - 2008. № 4. URL: www.science-education.ru/25-981 (дата обращения: 29.10. 2018)
5. Атмахова, Л.Н. Новые подходы, квалификация, мастерство.
Методическая служба как условие развития профессиональной
компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С. 24 - 31.
6. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ:диагностический журнал/ Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2013. -115 с.
7. Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам/ К.Ю. Белая. - М.: Просвещение, 2008. - 125 с.
8. Белая, К.Ю. Научно-методическая работа в ДОО.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - № 10. - С. 22-25.
9. Волобуева, Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2010. - № 6( 32). - С. 70-79.
10. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - Воронеж: МОДЭК, 2014. - 752 с.
11 .Жеребятьева, С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - № 10. - С. 5-15.
12. Иванченко, В.Н. Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации: дис. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2010. - 210 с.
13. Казаркина, Л. В. Педагогические объединения в ДОУ. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - № 9. - С. 16-28.
14. Кирзиенок, И.В. Организация работы творческой группы в образовательном учреждении. // Управление дошкольным образовательным учреждением - научно-практический журнал, № 7/2007 г. - . C. 21-24.
15. Концепция развития образования [электронный ресурс] - Режим
доступа: http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-
уоёу(дата обращения: 10. 11. 2018)
16. Лебедева, С.С. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства: учебнометодическое пособие / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова. СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2005. - 144 с.
17. Ломов, Б.Ф. Совместная групповая деятельность людей: формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления /Б.Ф. Ломов. -М., 1972. 192 с.
18. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ: приложение к журналу «Управление ДОУ» / П.Н. Лосев. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 160 с.
19. Майер, А.А. Программа развития ДОУ: построение и реализация: приложение к журналу «Управление ДОУ» / А.А. Майер. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.
20. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. № 1/2007. - С. 12-14.
21. Мартишина, Н.В. Творческий потенциал педагога: теория и опыт развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 29-35.
22. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху [электронный ресурс] - Режим доступа: https://psycabi.net/testy/271 - metodika-diagnostiki-lichnosti-na-motivatsiyu-k-uspekhu-t-elersa-oprosnik-t- elersa-dlva-izucheniva-motivatsii-dostizheniva-uspekha (дата обращения: 2.12.2018)
23. Миронова, К.В.Развитие творческого потенциала личности педагога как условие профессиональной успешности // Образование: традиции и инновации: матер. науч.-практ. конф. - Прага, 2017. - С. 100-103.
24. Мониторинг становления професиональной компетентности дошкольного образовательного учреждения [электронный ресурс] - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/monitoring-stanovleniva-professionalnov- kompetentnosti-pedago ga-do shkolno go-obrazovatelno go-uchrezhdeniva- soderzhatelnvv-aspekt(дата обращения: 21.11. 2018)
25. Морозова, В.Е. Программа диагностики, анализа и развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования: методическое пособие / В.Е. Морозова. Барнаул: АКИПКРО, 2007. - 47 с.
26. Немов, Р.С. Психология: учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. - 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000. - 496 с.
27. Орлов, А.Н. Педагогическая антропология как условие повышения качества образования личности / А.Н. Орлов, Н.И. Шипулин // Вестник Алтайской науки. Барнаул, 2001. - С. 14-23.
28. Особенности взаимодействия педагогов Китая [электронный ресурс] - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/osobennosti- vzaimodevstviva-pedagogov-v-uslovivah-shkolnogo-obrazovaniva-kitava (дата обращения: 2.12.2018)
29. Панько, Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада / Е.А. Панько. Минск, 1986. - 160 с.
30. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. М., 2001. - 243с.
31. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Б.Д. Парыгин. Д.: Наука, 1981. - 192 с.
32. Полякова, О.Б. Творческий потенциал как предпосылка предупреждения профессиональных деформаций // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 2. - С. 238-245.
33. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009.
34. Поташник, М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2011.
35. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. М., 1998. - 260 с.
36. Ребус, Б.М. Психологические основы управления школой / Б.М. Ребус. -Ставрополь, 1990. 144 с.
37. Родионова, Е.А. Общение как условие формирования личности / Е.А. Родионова // Психология формирования и развития личности / отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. - С. 177-197.
38. Ситникова И.К. Организация работы творческой группы педагогов ДОУ//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 5/ 2008 г.
39. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности / В.А. Сластенин, P.M. Асадуллин // Сибирский педагогический журнал. 2005. - № 5. — С. 3-19.
40. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-192 с.
41. Тимофеева, И.В. Управление ДОУ в аспекте философскопсихологического знания / И.В. Тимофеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2003. - № 6. - С. 8-11.
42. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. М.: Новая школа, 2001. - 304 с.
43. Уманский, Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. Коллектив и личность / Л.И. Уманский. М.: Наука, 1975. 200 с.
44. Управление развитием школы: пособие для руководителей
образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
45. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. М.: АРКТИ, 2003. - 262 с.
46. Федорова, Г. Повышение компетентности: внутренние резервы / Г. Федорова // Обруч 1999. - № 4. - С. 38-39.
47. Филиппов, В.Н. Философия труда и капитала в дихотомии «социализм — капитализм» / В.Н. Филиппов. — Барнаул, 2005. — 432 с.
48. Фишман, Б.Е. Личность основополагающее понятие педобразования / Б.Е. Фишман // Педагогика. - 2004.- № 5. - С. 57-61.
49. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивацион-ный программно-целевой подход / под ред. И.К. Шалаева. Барнаул, БГПУ, 2003.-820 с.
50. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова / под ред. Т.И. Шамовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-384 с.
51. Широкова, Г.А. Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д.:Эдэлника, 2008. - 279 с.
52. Яковлева, Г.В. Управление инновациями в ДОУ / Г.В. Яковлева // Управление ДОУ. 2008. - № 2. - С. 8-11.
53. Яковлева, Н.В. Проектирование как педагогический феномен / Н.В. Яковлева // Лучшие страницы педагогической прессы 2002. - № 6. - С. 41-47.
54. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ