Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Работа №32914

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
983
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 8
1.1 Коммуникативный метод как база развития речевых навыков 8
1.2 Психолого-педагогические особенности развития монологической
речи на среднем этапе 17
1.3 Особенности проведения метода проектов для развития
монологических навыков 23
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 36
2. 1 Констатирующий этап эксперимента по формированию монологических навыков 36
2.2 Формирующий этап эксперимента по формированию
монологических навыков 44
2.3 Анализ результатов и методические рекомендации 53
Вывод по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 73



Современный мир характеризуется глобализацией межличностных и межгосударственных взаимоотношений во всех сферах жизни общества. Открытые границы, тесное взаимодействие, информационная направленность и развитие телекоммуникаций обуславливают также и новые тенденции в обучении иностранным языкам. Именно эти факторы вывели на передний план формирование речевых компетенций, позволяющих ученикам вступать в реальную иноязычную коммуникацию.
Актуальность изучения именно монологического аспекта речевой компетенции через метод проектов определяется, во-первых, недостаточным применением комплексного подхода к методу, в котором ученик умел бы всесторонне развить свои речевые навыки, навыки публичного выступления и представления результатов деятельности, а также проявить личностные качества, а во-вторых, противоречием между недостаточным использованием метода устного представления проекта/ позиции ученика на уроках иностранного языка и увеличением внимания к проектной деятельности, как к форме осуществления и оформления рабочего процесса и форме международного сотрудничества.
Соответственно проблема исследования заключается в попытке повысить у учащихся средних классов уровень сформированности монологических умений и развить культуру презентации и аргументации собственной мысли.
Цель исследования - установить прямую взаимосвязь между развитием презентационных умений, реализуемых в рамках метода проектов, и овладением навыков монологического высказывания.
Объект исследования - процесс формирования монологического речевого умения при обучении иностранному языку на среднем этапе.
Предмет исследования - методика использования метода проектов и подготовительной серии упражнений для развития речевых навыков.
Представленные выше категории следующим образом формируют научную гипотезу настоящего исследования: при активном использовании метода проектов на уроках иностранного языка, включая подготовительные к порождению монологического высказывания упражнения и, учитывая принципы проблемности и ситуативности, используемые в методе проектов, улучшаются навыки монологического высказывания.
Исходя из цели исследования можно определить следующий круг задач:
1) Изучить принципы современного иноязычного образования в рамках коммуникативной направленности обучения, а также психологические и методические характеристики монологического высказывания;
2) Изучить принципы и приемы метода проектов и внедрение настоящих методик на уроке иностранного языка;
3) Разработать систему упражнений, способствующих успешному внедрению и использованию метода проектов на уроках иностранного языка в средней школе;
4) Апробировать представленную гипотезу в естественной образовательной среде, то есть в школе, посредствам проведения экспериментальной работы;
5) Разработать методические рекомендации для учителей иностранного языка на среднем этапе обучения по использованию метода проектов с целью развития монологических навыков, с учетом данных, полученных при опытной проверке.
Научная новизна исследования заключается в разработке системы упражнений, реализация которых в рамках метода проектов, способна качественно повысить навыки владения монологической речью. Со стороны теоретической новизны работы можно говорить о новом осмыслении значимости устной презентации в качестве самостоятельного этапа по формированию монологических навыков.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения последовательно разработанной серии упражнений, формирующих монологические умения, а также поэтапном использовании формы устной презентации для формирования речевой компетенции и навыков публичного выступления для защиты собственной позиции или представления результатов проекта.
К используемым в работе методам исследования относятся:
- анализ психологи-педагогических, методических, лингвистических и других источников;
- синтез и систематизация полученной информации;
- методический эксперимент по формированию навыков монологической речи в рамках метода проектов;
- анкетирование учащихся на предмет направленности к получению знаний;
- педагогическое наблюдение за динамикой развития монологических навыков в ходе эксперимента;
- статистический анализ полученных данных;
- опрос и контрольно-измерительные работы учащихся с целью определения эффективности эксперимента по формированию навыков монологической речи.
Работа состоит из двух глав. В первой главе изложены теоретические принципы современного образовательного процесса, обоснована необходимость производить обучение по формированию монологической речи в рамках коммуникативной направленности. Также даётся теоретическое обоснование использования метода проектов и психологи- педагогическая характеристика учеников средней школы, в особенности развития у них навыков монологической речи. Во второй главе описываются констатирующий и формирующий этап эксперимента по формированию монологических навыков путём использования метода проектов, на основе разработанной системы упражнений и акцентном использовании устной презентации как показателя сформированности ожидаемых навыков.
Список литературы включает 56 источников. Работа сопровождается девятью приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время система образования стремится соответствовать темпам развития всех социальных структур общества, отвечающих запросам современного человека. Поэтому, как и в любой другой сфере в методике преподавания идёт активный поиск новых способов и форм работы с учениками, которые бы соответствовали новым образовательным стандартам.
Одним из таких методов является метод проектов, представляющий собой синтез таких современных тенденций как: 1) личностно ориентированный подход в обучении; 2) ситуативность в решении коммуникативных задач; 3) высокая самостоятельность и активность обучающихся; 4) развитие критического мышления; 5) интеракция в отношениях «ученик» - «учитель» и «ученик» - «ученик» на основе сотрудничества.
При таком не стандартизированном подходе, не требующем от ученика заранее подготовленного и единственно правильного варианта ответа учитель помогает сформировать у ученика как общеучебные навыки и умения, такие как работа с источниками информации, синтез и анализ полученных данных, так и речевых коммуникативных компетенций, как логическое и корректное оформление и высказывание мыслей, на основе использования иноязычной речи, так, и что в настоящее время является наиболее актуальным - воспитание целостной личности, способной критически и самостоятельно мыслить, излагать и отстаивать свою позицию. Последнее особенно важно реализовать на этапе средней школы, в период, когда мышление подростка меняется, и учится правильно оперировать такими приемами как абстрактное мышление, позволяющее в последствии отвлеченно и объективно мыслить.
Обучение с использованием интерактивного метода проектов позволяет также повысить интерес учащихся к иностранному языку как к средству общения и источнику необходимой информации. Повышенная мотивация к занятию иностранным языком объясняется здесь ещё и тем, что, имея большое поле для самостоятельной деятельности и выражения личностных характеристик, ученики средней школы хотят утвердить себя как взрослую личность и реализоваться, в том числе, посредствам владения иностранным языком и представления проделанной проектной работы.
Проведённое исследование также показало, что при использовании в рамках проекта разработанной серии упражнений, основанных на поэтапном развитии навыков монологической речи, сформулированных Н. Д. Гальсковой, закономерным является повышение уровня сформированности монологических навыков.
По истечении экспериментальной работы, группа, 7А класс, занимавшаяся на уроках с внедрением проектной методики, на итоговом тестировании значительно улучшила свои показатели. Количество учеников, получивших оценку «отлично» увеличилось в три раза, учеников, получивших оценку «хорошо» в два раза, количество неудовлетворительных оценок сократилось в два раза. В то время как в контрольной группе, 7Б класс, результат остался на уровне входного тестирования, не показав значительных изменений в развитии.
Анализ полученных данных также показал, что систематическое внедрение проектной методики на уроках иностранного языка способствует постепенному снятию у учеников языкового барьера, развитию логического мышления, аргументации собственной позиции и культуру представления собственной идеи. Кроме того, ученики учатся взаимодействовать в социуме, что способствует не только личностному развитию, но и реализации главных положений коммуникативного обучения, а именно обучение иностранному языку через речь, через общение, через прямое и ситуативно взаимодействие.
Проведённая работа показала, что метод проектов является высокоэффективным методом и позволяет добиться высоких результатов не только на уровне владения языком, но и реализуя другие педагогические задачи, развивающего, образовательного и воспитательного характера.
Для успешной реализации этой методики и формирования навыков монологической речи необходимо, прежде всего, провести серию подготовительных упражнений, которые позволяют ученикам усвоить структуру высказывания, а затем, поняв его логику, самостоятельно производить речевой акт.
После подготовительных упражнений, являющихся предварительным этапом метода проектов является непосредственная проектная работа, в процессе которой ученики обращаются к иностранному языку для поиска необходимой информации в учебных и сторонних материалах, а также взаимодействуют между собой, аргументируя собственную точку зрения и обосновывая необходимый выбор того или иного содержания проекта и других рабочих вопросов.
Завершающим этапом метода проектов является презентация, которая является показателем всей предварительно проделанной работы. Презентация показывает, как ученик усвоил структуру изложения мысли, как и какими средствами он может донести свою позицию и убедить в ее правильности остальных.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что метод проектов является органическим продолжением коммуникативного обучения в ее интерактивной и социальной форме, что играет большую роль в формировании коммуникативной компетенции и в особенности в формировании навыков монологической речи.



1. Айвазян О.О. Коммуникация и речь. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 3. - С. 123-127.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Алиева Р.Х., Обучение говорению - один из аспектов изучения русского языка как неродного. // Вестник Таджикского национального университета. Серия Филология / Паёми Донишгоаи миллии толикистон. Бахши Филолог!'. - 2014. - № 4-6. - С. 85-89.
4. Ариян М.А. Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты / М.А. Ариян, А.Н. Шамов. - М.: Флинта: Наука, 2017.
5. Багрова Алевтина Яковлевна Формирование навыков и умений
монологического высказывания в средней школе - основа обучения коммуникативной компетенции на иностранном языке // Вестник Московской международной академии. 2017. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-i-umeniy-
monologicheskogo-vyskazyvaniya-v-sredney-shkole-osnova-obucheniya-
kommunikativnoy-kompetentsii-na (дата обращения: 21.05.2019).
6. Беляев Б. В. О соотношении языка и речи в процессе обучения иностранным языкам. - Иностр. Языки в школе, 1957 №3
7. Бекниязова Г.И. Обучение монологической речи на уроках английского языка. // Вестник инновационного евразийского университета. - 2012. - № 4. - С. 170-176.
8. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235 с.
9. Бим И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. - М., 1999.
10. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. М.: Айрис Пресс, 2004. - 220 с.
11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика Учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
12. Гозалова М.Р. Проектная деятельность как один из методов развития коммуникативной компетенции. // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 89-97.
13. Гордина Е. А. Эффективное проведение презентаций: Учеб. пособие. Новосибирск: НГУ-ЭУ, 2005. - 75с.
14. Гузиекова С.М. Инновационные подходы в методике преподавания иностранных языков / С.М. Гузиекова, С.К. Хачак. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 68-71.
15. Даминова С.О. Устная иноязычная речь в аспекте подготовки магистров-нефилологов // Известия высших учебных заведений. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - № 1 Том 5. - С. 61- 66.
16.Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М .: Просвещение, 1985. - 159с.
17.Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
18.Зиятдинова Е.В. Метод проектов как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции учащихся профильных классов общеобразовательных учреждений // Вестник Башкирского университета. - 2010. - № 1. - С. 229-235.
19.Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление Л.: Наука, 1972. - 213 с.
20. Коваль О.И. Коммуникативным подход при обучении иностранному языку студентов вуза // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта - 2014. - № 41. - С. 144-157.
21. Коваль О.И. Проблема выбора оптимальных подходов и методов обучения иностранному языку // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2015. - № 45. - С. 233-239.
22. Кон И. С. Психология ранней юности. Кн. для учителя, - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
23. Корягина Н.А. Психология общения: Учебник и практикум / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 440с.
24. Косицына И.Б. Мультимедийная презентация при обучении иностранному языку. // Амурский научный вестник. - 2009. - № 1. - С. 91-95.
25. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования. //Народное образование. - 2005. - № 2.
26. Леонтьев А. А. Основы речевой деятельности М.: Наука, 1974. -368с.
27. Малетова М.И. Опыт зарубежных вузов в подготовке проведения презентаций / М.И. Малетова, Е.Л. Пантюхина. // Вестник Удмуртского университета. - 2009. - № 1(серия 2). - С. 44-52.
28. Масликова Н.Е. Реализация коммуникативной компетенции в учебной проектной деятельности // Rhema. Рема -2013. - № 3. - С. 99-106.
29. Милованова Л.А. Обучение студентов культуре презентации средствами предмета «иностранный язык» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 127-131.
30. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ. // Иностранные языки в школе, № 4, 2000.
31. Новейший философский словарь./ под ред. А. А. Грицанова. - Минск: Книжный дом, 2003. -1280с.
32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; подред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
33. Пардакулова Г.Х. Развитие монологической речи студентов на занятиях русского языка. // Вестник Таджикского национального университета. Серия Филология / Паёми Донишгоаи миллии толикистон. Бахши Филолог!. - 2014. - № 4-4. - С. 80-83.
34. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению М.: Академия, 1985. - 600с.
35. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. - М.: Просвещение, 2000. - 171с.
36. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
37. Пирогова М.А. Методика подготовки презентации в практике преподавания английского языка как иностранного // Теоретическая и прикладная лингвистика - 2015. - № 3. - С. 92-100.
38. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.
39. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 3-10.
40. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. /Е.С.Полат. - Иностранные языки в школе. 2000.
41. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
42. Потапова В. В. Федоренко М. В. Психология развития: норма и патология: Учеб. пособие для студентов - Казань: К(П)ФУ, 2014. - 138с.
43. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. - М : Издательство «Просвещение», 2013. - 144 с.
44. Рябцева Ольга Михайловна Пути повышения мотивации в изучении
иностранного языка // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. №10. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-motivatsii-v-
izuchenii-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 29.05.2019).
45. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М : «Издательство Астрель», 2008. - 240 с.
46. Степанова Т. Ю. Специфика применения коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам // Интеграция образования. -2012. - №2. - С. 37-41.
47. Темкина В.Л. Роль монологической и диалогической речи в формировании лингвокоммуникативной культуры // Вестник ОГУ. 2003. №4. URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/rol-monologicheskoy-i- dialogicheskoy-rechi-v-formirovanii-lingvokommunikativnoy-kultury (дата обращения: 21.05.2019).
48. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и
инновации: Сборник статей международной научно-практической
конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. - М.:
ТЕЗАУРУС, 2013. - 331с.
49. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т)
50. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего(полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oo-kalina.ru/fgos
51. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе : Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2103 "Иностр. яз." - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1986. - 221 с.
52. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. 2-е изд. - М., 1974. - 108 с.
53. Щербакова И. А. Метод проектов при обучении английскому языку:
взаимосвязь учебы и практики // КПЖ. 2011. №5-6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-pri-obuchenii-angliyskomu- yazyku-vzaimosvyaz-ucheby-i-praktiki (дата обращения: 31.05.2019)
54. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Филоматис, 2006. - 450с.
55. Wunderlich D. Pragmatik, Sprechsituation, Deixs // Zeitschrift fur Literaturwissenschaft und Linguistik. - 1971
56.Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М. : «Тривола», 1994. - 167 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ