Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Соотношение психологического возраста личности и толерантности к неопределенности

Работа №32588

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы33
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
587
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретический анализ понятия психологического возраста и толерантности к неопределенности
1.1 Представление о толерантности к неопределенности в психологии
1.2 Представление о психологическом времени и психологическом возрасте в
психологии
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование психологического возраста и уровня толерантности к неопределенности
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Общая характеристика психологического возраста личности в общей выборке
2.3 Сравнение показателей психологического возраста у групп психологически «молодых» и психологически «старых» респондентов
2.4 Сравнение показателей психологического возраста у мужчин и женщин
2.5 Сравнение показателей психологического возраста в группах, обучающихся по разным направлениям подготовки
2.6 Выявление соотношения разницы психологического и хронологического возрастов в зависимости от хронологического возраста
2.7 Выявление взаимосвязи толерантности к неопределенности и психологического возраста аспирантов в группах мужчин и женщин и в группах, разделенных по направлению образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования - Говоря о специфических особенностях нашего времени, а также о прогнозируемой специфике 21 века в целом, все чаще называют растущую и расширяющуюся неопределенность, затрагивающую все аспекты сегодняшней жизни «изменяющейся личности в изменяющемся мире» (Асмолов, 2001).
Увеличение темпа жизни в мире порождает ощущение все большей неопределенности. Сложная экономическая ситуация страны порождает неопределенность, связанную с безработицей, невозможностью получить хорошее образование, перейти из одной сферы деятельности в другую и т.д. Актуален этот вопрос и у современного молодого поколения России, у которых после обучение в ВУЗах особенно остро стоит задача найти работу по специальности, создать и содержать семью. Большинство людей испытывают страх и даже «отвращение» перед неизведанным, неясным, новым, стремятся уйти от таких ситуаций, лишь некоторым - это может даже доставлять удовольствие, например, это могут быть люди искусства. При этом они явно обладают каким-то преимуществом. Считается, например, что те, кто стремится к определенности, обладают стереотипностью мышления, преувеличенным уважением к власти, неумением понимать людей и анализировать их поступки, а также наличием серьезных личностных проблем. Толерантность является фактором, стабилизирующим систему (личность) изнутри, а также и извне, фактором, направляющим межличностные отношения в обществе в мирное русло и связывающим индивидов с традициями, нормами, культурой и т.д., В столь бурный и непредсказуемый период нашего развития, когда надо готовить подрастающее поколение к жизни в быстро и резко меняющихся условиях, необходима толерантность к неопределенности, готовность к изменениям.
Психологическое время личности характеризуется целостно-интегрируемым представлением о своем времени- настоящем, прошлом и будущим. Человек, структурируя время, создает сценарий своей жизни, таким образом преодолевая неопределенность бытия. Психологический возраст является отражением способа структурирования личностью своего времени.
Поиск личностных факторов, которые поддерживают уровень толерантности к неопределенности или препятствуют ей обратили наше внимание на параметры психологического возраста, как некой переменной которая может иметь взаимосвязь с уровнем толерантности к неопределенности.
Объект исследования - толерантность к неопределенности и психологический возраст личности аспирантов.
Предмет - Особенности толерантности к неопределенности и психологического возраста личности в зависимости о пола и направления подготовки в ВУЗе.
Целью настоящей работы стала проверка существования связи уровня толерантности к неопределенности с психологическим возрастом в зависимости от пола и специальности аспирантов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. сравнение показателей психологического возраста у групп психологически «молодых» и психологически «старых» респондентов;
2. сравнение показателей психологического возраста у мужчин и женщин;
3. сравнение показателей психологического возраста в группах, обучающихся по разным направлениям подготовки;
4. выявление соотношения разницы психологического и хронологического возрастов в зависимости от хронологического возраста;
5. выявление взаимосвязи толерантности к неопределенности и психологического возраста аспирантов в группах мужчин и женщин и в группах, разделенных по направлению образования.
Гипотезы исследования:
1. Толерантность к неопределенности и психологический возраст имеют специфику, зависящую от пола и направления подготовки;
2. Толерантность к неопределенности связана с характеристиками психологического времени личности , структурированием личностью времени жизни.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: методологические принципы единства сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев), принцип системного подхода в психологии (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов). В качестве общетеоретических оснований выступили представление о личности как субъекте жизни (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова), психологическом времени личности (Е.И. Головаха, А.А.Кроник, Р.А. Ахмеров, К.А. Абульханова, Т.Н.Березина), психологии неопределенности (МакКлейн, Д.А. Леонтьев, ТВ. Корнилова, Е.Н. Осин).
Методы исследования и обработки материала включали в себя: логикотеоретический анализ проблемы; квазиэкспериментальный метод организации эмпирического исследования: тестовый метод сбора данных; методы математической обработки данных (статистическое сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента для независимых выборок и линейная корреляция Пирсона).
В качестве основного эмпирического инструментария использовались следующие методики: Методика экспресс-диагностики психологического возраста, Методика «Оценка пятилетних интервалов» (ОПИ) по изучению психологического возраста. (А. Кроник, Р. Ахмеров, Е. Головаха ) 1984 г, . Шкала толерантности к неопределённости. (Д. МакЛейн в адаптации Д.А.Леонтьева, Е.Н. Осина, Е.Г. Луковицкой) 2016 г.
Выбор адекватных методологических позиций и понятийного аппарата, реализация комплекса соответствующих исследовательских процедур и методов обусловили надежность и достоверность результатов исследования
Для обработки полученных данных применялись математические методы сравнительного и корреляционного анализа. Обработка производилась при помощи компьютерной программы для статистической обработки данных SPSS Statistics (Statistical Package for the Social Sciences). При обработке полученных данных для каждой группы испытуемых вычислялись средние арифметические значения показателей с последующим их статистическим сравнением по t-критерию Стьюдента для несвязанных выборок. Проводился корреляционный анализ по формуле Пирсона.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученное в результате проведенного исследования представление об особенностях психологического возраста и толерантности к неопределенности в зависимости от пола и специальности, имеет практическое значение в практике психологического просвещения и консультирования.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка из наименований и приложений общим объемом машинописных листов; работа проиллюстрирована таблицами


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На этапе теоретического анализа было выяснено, что в настоящее время в психологии остается малоисследованной проблема неопределенности жизни. Недостаточно изученным остается вопрос связанный, с тем какие факторы влияют на возможность преодоления неопределенности. К одному из таких факторов относится структурирование психологического времени, и психологический возраст как один и его критериев. Именно специфика структурирования психологического времени, специфика уровня толерантности к неопределенности и возможная их взаимосвязь определили тему нашего исследования.
Целью настоящей работы стала проверка существования связи толерантности к неопределенности с психологическим возрастом в зависимости от пола и специальности аспирантов.
Мы исследовали специфику психологического возраста в зависимости от пола и направления обучения, а также специфику толерантности к неопределенности во взаимосвязи с психологическим возрастом в зависимости от пола и специальности аспирантов.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Выявлено различие между группами психологически «молодых» и психологически «старых» респондентов по показателям субъективных оценок уровня
реализованности. Показатели субъективных оценок уровня реализованности психологически «молодых» в 2 раза ниже показателей психологически «старых».
2. Психологическое время личности, выражающееся в структурировании ею времени своей жизни, обнаруживает специфику в зависимости от пола человека. При одинаковом хронологическом возрасте психологический возраст женщин на 8 лет старше психологического возраста мужчин, что связано с большими показателями субъективных оценок уровня реализованности женщин.
3. Психологическое время личности, выражающееся в структурировании ею времени своей жизни, обнаруживает специфику в зависимости от направления образования человека. Уровень реализованности аспирантов, обучающихся по направлению биология на 35 % выше ,чем у аспирантов, обучающихся по направлению физика. Также биологи на 11 лет старше физиков по психологическому возрасту.
4. Выявлено, что с повышением хронологического возраста происходит последовательное увеличение количества психологически «молодых» и уменьшение численности психологически «старых» в выборке респондентов.
5. Структурирование личностью времени своей жизни и толерантность к неопределенности являются независимыми параметрами: между показателями уровня толерантности к неопределенности и психологическим возрастом взаимосвязи не обнаружены как в общей выборке, так и в выборках, разделенных по признакам пола и направления образования.
Результаты, полученные в ходе данного исследования, имеют практическую пользу при работе психологов - практиков.
В связи с тем, что способ структурирования времени и уровень толерантности к неопределенности это не связанные между собой параметры, работа психолога с проблемой психологического временем личности не будет кличем к изменению уровня толерантности к неопределенности и наоборот.



1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А.
Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
2. Абульханова, К.А. Идеальность и реальность субъекта // Субъект и личность в психологии саморегуляции / Под ред. В.И. Моросановой. - М.;
Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, 2007. - 31 с.
3. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни / К. А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1977. - 224 с.
4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова- Славская. - Москва: Мысль, 1991. - 299 с.
5. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672с.
6. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. - М.; Воронеж: Ин-т практ. Психологии; НПО «МОДЭК», 1996. - 383 с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 360с.
8. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: Изд-во МГУ,1990. - 367с.
9. Ахмеров, Р.А. Субъективная картина жизненного пути в структуре самосознания / Р.А. Ахмеров // В мире научных открытий. - 2013. - №7.3(43).
190 с
10. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии //Вопросы психологии, 1997. - №5. - С. 3-19.
11. Бруннер Дж. Психология познания (За пределами непосредственной информации). М., 1977. С. 412.
12. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.-М., 1979
13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Собр. Соч. в 6- ти т. - Т.3. - М.: Педагогика, 1983. - 432с.
14. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982а. С. 291-436.
15. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — К.:, 1984. — С. 173-175.
16. Гусев А.И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 300-329.
17. Завершнева Е.Ю. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологических заимствований // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. 2001. N 4. С. 67-77. 2002. N 1. С. 75-80
18. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: Новость или психологическая традиция? // Вопр. Психологии. - 2007. - № 6. - С. 3-20.
19. Крайг Г. Психология развития - СПб.: Питер, 2001. - 992с.: - (Серия «Мастера психологии»).
20. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Толерантность к неопределенности и креативность у преподавателей и студентов // Вопр. психологии. 2012. - № 2. - С. 117-127
21. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Мотивационная недостаточность как
критерий деформации картины жизненного пути // Мотивационная регуляция
деятельности и поведения личности. - М.: Институт психологии РАН, 1988. - 55 -74 с.
22. Кроник А.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики
и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2008. - 294 с.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. - 464с.
24. Леонов И.Н. Толерантность к неопредбленности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмурского университета. УДК 159. 2014. № 4. - с. 43-53.
25. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл,1993.- 43с.
26. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 173 с.
27. Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. / сост., ред. А.С. Обухов. М.: Народное образование, 2001. С. 88-98
28. Мухина В.С. Возрастная психология.-М., 1998;
29. Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. А.А. Бодалева.- М.: Изд-во Института практической психологии, 1995.- 365с.
30. Обухова Л.Ф. Детская психология.-М., 1996;
31. Осин Е.Н. Факторная структура версии шкалы общей толерантности к неопределённости Д. МакЛейна // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 65-86.
32. Петрова Н.И. Толерантность самоактуализирующейся личности // Толерантность и проблема идентичности. Материалы междунар. науч.-практич. конф. Ежегодник Российского психологического общества, 2002. Т. 9 (4). С. 254.
33. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Едиториал УРСС, 2000. 312 с.
34. Психологический словарь /под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-пресс, 1996.- 183с.
35. Психология человека от рождения до смерти под общей редакцией Реана А.А. -
СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656с. - (Серия «Психологическая
энциклопедия»).
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1.- 703с.
37. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Проблемы общей психологии. - 2-е издание. - М., 1976.- С.253-381.
38. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2001. - 224с. - (Серия «Учебник нового века»).
39. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие - М.: АспектПресс, 2001. - 460с.
40. Соколова Е.Е. Нетерпимость толерантных (еще раз о монизме, плюрализме и дискуссиях о методологических ориентациях психологии) // Вопросы психологии. 2008. N 3. С. 138-146.
41. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М., 1980;
42. Хрестоматия по детской психологии / Сост. Г.В. Бурменская.-М., 1996.
43. Юртаева М.Н. Когнитивно-стилевые и личностные характеристики толерантности к неопределенности. - Екатеринбург, 2011. - 164с.
44. Andersen S. M., Schwartz A. H. Intolerance of ambiguity and depression: A cognitive vulnerability factor linked to hopelessness // Social Cognition, 1992. Vol. 10 (3). P. 271298.
45. Mclain D.L. The MSTAT-I: A new measure of an individual's tolerance for ambiguity // Educational and Psychological Measurement, 1993. Vol. 53 (1). P. 183-189.
46. Frenkel-Brunswik E. Intolerance of Ambiguity as an Emotional and Perceptual Variable // Journal of Personality, 1949. Vol. 18. P. 108-143.
47. Frenkel-Brunswik E. Tolerance of Ambiguity as a Personality Variable // American Psychologist, 1948. Vol. 3. P. 268.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ