Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологический возраст и креативность у студентов СФУ

Работа №24916

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
571
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретический анализ понятия «психологический возраст» 7
1.1 Понятие психологический возраст в психологических исследованиях 7
1.2 Психологический возраст в исследованиях А. Кроника, Р. Ахмерова и Е. Головахи 14
2 Соответствие возрастов как мощный стимул к креативности 17
2.1 Теоретический анализ понятия «Креативность» 17
2.2 Креативность социальная и предметная 28
2.3 Креативность и психологический возраст 30
3 Эмпирическое исследование психологического возраста и предметной и социальной креативности 34
3.1 Отбор респондентов исследования 34
3.2 Подбор методик исследования 34
3.3 Результаты и интерпретация результатов исследования 35
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение А-Н

Тема жизненного пути поднимается психологами исследователями еще с 70-ых годов XX века и будет актуальна всегда, потому что человечество не стоит на месте, а с развитием науки и технологий меняются формы взаимодействия и вид творческой деятельности, и, конечно же, общение друг с другом приобретает новые формы. В нашем исследовании мы обращаем внимание на малую часть жизненного пути - психологический возраст, который характеризуется субъективным восприятием времени, то есть осознанным восприятием психологического настоящего, прошлого и будущего. Осознанное восприятие причинно-следственных связей очень важно для социализации и адаптированности в быстроразвивающемся мире. Найти для себя свой темп жизни и оставаться в нем помогает человеку достичь больших поставленных перед собой целей, а творческие способности помогают человеку посмотреть на проблему с разных сторон и принять оригинальное решение.
Человеку, который сам осознанно творит свой жизненный путь, будет доступнее его способности к творческой деятельности, как направленной на предмет, так и во взаимодействии с окружающими людьми.
Интерес так же в нашей работе представляет социальная креативность. Этим феноменом исследователи заинтересовались совсем недавно, большинство психологов исследуют больше креативность интеллектуальную и данные этих исследований распространяют на все сферы человеческой активности. Что является неприемлемым, так как социальная креативность рассчитана на субъект-субъектную деятельность и проявляется во взаимодействии между людьми: в их вербальном и невербальном общении, умении придумывать оригинальные стили, в умении предугадать поведение другого.
Актуальность работы состоит в том, что при достаточной изученности самого жизненного пути и места в нем психологического возраста, недостаточно исследован вопрос внутри возраста. Так же малоисследуемым остается то, какое место занимает творчество в психологическом возрасте.
Существует мнение о том, что равенство психологического и хронологического возрастов, которые характеризуются четкой и осознанной перспективой, дает мощные стимулы для творчества.
В связи с этим, представляется интерес в изучении психологического возраста, социальной креативности и предметной.
Цель исследования: изучить проявления креативности в разных сочетаниях психологического и хронологического возрастов.
Исследовательский вопрос: как связаны социальная и предметная креативность и психологический возраст?
Объект исследования: студенты Сибирского Федерального Университета Предмет исследования: Психологический возраст и креативность Гипотеза исследования: у людей, чей психологический возраст равен хронологическому возрасту, показатели креативности будут статистически выше, чем у людей, у которых есть разница между психологическим и хронологическим возрастами.
В исследовании приняли участие 63 студента из разных институтов Сибирского Федерального Университета.
Задачи исследования:
Теоретические:
1. Провести анализ представлений понятий «психологический возраст», «креативность».
2. Изучить сочетания психологического и хронологических возрастов.
3. Провести анализ понятий «социальная креативность», «предметная креативность».
Эмпирические:
1. Подобрать методики для исследования психологического возраста, социальной и предметной креативности;
2. Описать проявления креативности креативности в разных группах сочетаний возрастов;
3. Сравнить качественные проявления предметной креативности между группами;
4. Сравнить проявления социальной креативности между группами;
5. Проверить полученные данные с помощью метода математической статистики.
Для проверки гипотезы исследования были выбраны следующие методы и методики:
1. Методика «Оценка пятилетних интервалов» А. Кроника, Р. Ахмерова, Е. Головахи
2. Методика «Творческого мышления Е. Торренса»
3. Методика «Определение социальной креативности» А.В. Батаршева.
4. Методы математической статистики(Критерий Манна-Уитни (u- критерий))
Этапы исследования:
I этап - проведение исследования психологического возраста у студентов разных институтов Сибирского Федерального Университета с помощью методики «Оценка пятилетних интервалов» А. Кроника, Р. Ахмерова, Е. Головахи.
Результаты полученные на данном этапе будут ранжироваться по сочетаниям психологического(ПВ) и хронологического(ХВ) возрастов: ПВ=ХВ, ПВ<ХВ, ПВ>ХВ соответственно.
II этап - проведение исследования социальной креативности у студентов разных институтов Сибирского Федерального Университета с помощью методики «Определение социальной креативности» А. В. Батаршева.
III этап - проведение исследования предметной креативности у студентов разных институтов Сибирского Федерального Университета с помощью методики «Творческого мышления Е. Торренса».
IV этап - данные полученные по трем методикам подвергаются обработке с использованием метода математической статистики (Критерий Манна - Уитни (u-критерий)).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение психологического возраста личности является актуальной проблемой поскольку субъективное восприятие времени отражает активную позицию по отношению к своей жизни. Такая позиция очень важна в современном мире, что бы чувствовать свой темп жизни, строить эффективные взаимодействия и добиваться своей цели.
Несмотря на то, что существует множество исследований направленные на изучение жизненного пути личности, как показывает мой анализ литературы по данному вопросу, психологическому возрасту уделяется очень мало внимания. Благодаря проделанной мною работе, модно выделить основные направления, в котором данный феномен рассматривается: типологический казуальный и мотивационный.
Малоизученность феномена социальная креативность так же указывает на актуальность данной работы. А так же на связь предметная и социальная креативности.
Существуют два противоположных мнения исследователей на этот вопрос о связи двух видов креативности. Благодаря изучению разнообразных исследований мы можем определить общие отличия социальной креативности от предметной. Но данный вопрос требует более глубоких исследований.
Новизна моей работы обосновывается тем, что была проведена работа на выявление параметров креативности и их различия в разных возрастных сочетаниях между психологическим и хронологическим возрастах.
Исходя из этого возникает интерес дальнейших работ в детальном изучении психологического возраста в данных направлениях и как в этих подходах рассматривается креативность и как она себя проявляет.
Так же интересно как показатели креативности будут проявляется в разных возрастных периодизациях вместе с разным сочетанием психологического и хронологического возрастов.



1. Абобвский, Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. М., 1998. - 312 с.
2. Агабабаян, А.Р., Арутюнян Н.Д. К вопросу взаимосвязи креативности с личностными характеристиками // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. - 598 с.
3. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
4. Абульханова, К.А. Идеальность и реальность субъекта // Субъект и личность в психологии саморегуляции / Под ред. В.И. Моросановой. - М.; Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, 2007. - 31 с.
5. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни / К. А. Абуль-ханова-Славская. - Москва: Мысль, 1977. - 224 с.
6. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова- Славская. - Москва: Мысль, 1991. - 299 с.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. Т. 1. - 232 с.
8. Ананьев, Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера: Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956. - 96 с.
9. Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности. Склонности и способности. Л., 1962. - 15 с.
10. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. - М.; Воронеж: Ин-т практ. Психологии; НПО «МОДЭК», 1996. - 383 с.
11. Ахмеров, Р.А. Субъективная картина жизненного пути в структуре самосознания / Р.А. Ахмеров // В мире научных открытий. - 2013. - №7.3(43). - 190 с.
12. Банюхова, А.Е. Социальное поведение творческой личности // Вестник Санкт-Петербургского университета сер.12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - №2-1. - 271 -276 с.
13. Барышева, Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 205 с.
14. Барышева, Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. Учеб. Пособие. СПб: СПГУТД, 2006. - 268 с.
15. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002. - 320 с.
16. Богоявленская, Д.Б. Измерение креативности - описание индивидуальности: психология индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции. М., 2006. - 87с.
17. Богоявленская, Д.Б. О важности метода "креативного поля" // Проблемы психологической диагностики. Теория и практика. - Таллин, 1977. - 67 - 82 с.
18. Бондалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Москва, 1982. - 200 с.
19. Быкова, А.В. Особенности креативности личности студентов различных социальных групп // Вестник Томского Государственного университета. 2008. № 308. - 144 - 148 с.
20. Вассерман, Л.И. Семантический дифференциал времени / Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, К.Р. Червинская. - СПб.: С.-Петерб. Психо- невро.ин-т им. В.М. Бехтерева, 2009. - 43 с.
21. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 807 - 819 с.
22. Выготский, Л.С. Психологические основы творческой деятельности // Свободное развитие личности школьника: Философские и психолого-педагогические основы образования / Сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. - Ставрополь: СКИПКРО, 2000.
23. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. - 96 с.
24. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта, // Психология мышления. М., 1965. - 31 -38, 433 с.
25. Головаха, Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. - 267 с.
26. Дерманова, И. Б., Крылова М.А. Креативность, личные особенности и стратегии совладания старших школьников // Ананьевские чтения, 2004: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2004. - 384 -386 с.
27. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - 101 - 111 с.
28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Академия, 1996. - 224 с.
29. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2010. - 156 с.
30. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб., 2009. - 154 с.
31. Ильиных А.Е. Социальная креативность личности: психологическая структура // Изв. Саратовского университета сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11 - вып. 3. - 74 -77 с.
32. Канн С.Ю. изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов: дис. ... канд. психол. Наук. Рязань, 1997. - 22 с.
33. Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации
времени: Авто-реф. дис. .канд. психол. Наук. - М.: Московский Государственный университет, 1979. - 48 с.
34. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Мотивационная недостаточность как критерий деформации картины жизненного пути // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. - М.: Институт психологии РАН, 1988. - 55 -74 с.
35. Кроник А.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2008. - 294 с.
36. Крылова М.А. Типы креативности и особенности социально-психологической адаптации // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. - 204 -206 с.
37. Линдсей Г. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. - 149 -152 с.
38. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977. - 184 с.
39. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978. - 128 с.
40. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. - 29 -33 с.
41. Нюттен Ж. Мотивация. Действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. - 607 с.
42. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960. - 352 с.
43. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. - 303 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. 1982. - 28 - 34 с.
45. Холодная, М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1994. №1. - 32-39 с.
46. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.). N.Y.: Harper &Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. - 223 с.
47. Amabile, T. M. «Social psychology of creativity: A consensual assessment technique», Journal of Personality and Social Psychology. 1982. 43(5) С. 997-1013.
48. Amabile, T. M., Gryskiewicz, N.D. «The Creative Environment Scales: Work Environment Inventory». Creativity Research Journal. 1989. 2(4), С. 231-253.
49. Baer, J. «Does artistic creativity decline during elementary school?»,
Psychological Reports. 1996. №78 (3, Pt 1). С. 927-930.
50. Baer, J. «The case for domain specificity of creativity», Creativity Research Journal, 11(2). 1998. С. 173-177.
51. Baer, J. «Domains of creativity». In M. A. Runco &S. R. Pritsker (Eds.), Encyclopedia of Creativity (Vol. 1, pp. 591-596), New York, Academic Press. 1999.
52. Barron, F. Creative person and creative process, New York, Holt, Rinehart &Winston. 1969.
53. Barron, F. «Putting creativity to work», in R. J. Sternberg (Ed.), The nature of creativity (p. 76-98), New York, Cambridge University Press. 1988.
54. Barron, F., &Harrington, D. M. (1981), «Creativity, intelligence, and personality», Annual Review of Psychology, 32, 439-476. Baumrind. (1991), «Parenting style and adolescent developement», in R. Lerner &A. C. Peterson &J. Brooks-Gunn (Eds.), The Encyclopaedia of adolescence, New York, Garland.
55. Feldman, D. H., Csikszentmihalyi, M., &Gardner, H., Changing the world: A framework of the study of creativity, Westport (CT), Praeger. 1994.
56. Lubart, T. I. «Models of the creative process: Past, present and future», Creativity Research Journal, 13(3-4), (2000-2001), 295-308.
57. Lubart, T. I. «In search of creative Intelligence», in R. J. Sternberg, J. Lautrey, &T. I. Lubart (eds.), Models of intelligence: International prospectives (p. 279-292). (2003). Washington DC, American Psychological Association.
58. Torrance, E. P. Thinking creatively in action and movement, Bensenville (II.), Scholastic testing service. 1981.
59. Torrance, E. P. Tests de pensee creative, Paris, Editions du Centre de Psychologie Appliquee. 1976.
60. Torrance, E. P. «The nature of creativity as manifest in its testing», in R. J. Sternberg (ed.), The nature of creativity (p. 43-75), New York, Cambridge University Press. 1988.
61. Torrance, E. P. (1994), Creative motivation scale, Unpublished test.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ