Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Работа №74110

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы151
Год сдачи2018
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 9 ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ
1.1. Проблема психологического благополучия личности в 9
отечественной и зарубежной психологии
1.2. Особенности психологического благополучия личности педагогов 16
1.3. Отношение к профессиональной деятельности педагогов и его 20
влияние на их психологическое благополучие
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К 28 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
ПЕДАГОГОВ
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения отношения к 30
профессиональной деятельности как условия психологического благополучия личности педагогов
2.3. Общая характеристика развивающей программы, направленной на 48
создание условий для поддержания уровня психологического благополучия личности педагогов
2.4. Рекомендации по созданию условий для поддержания уровня 52
психологического благополучия личности педагогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы исследования. Профессия педагога относится к одному из видов деятельности, приводящему к стрессовым ситуациям, которые превышают реально возможный психический потенциал человека. По степени напряженности стрессы, которые регулярно происходят у учителей, больше, чем у представителей других профессий. К тому же они бывают не только длительными, но и затяжными, представляющими угрозу и для преподавателей, и для детей. Физическое и психическое благополучие педагога - необходимое условие здоровья учеников. Сама по себе профессия педагога связана с интенсивностью межличностных коммуникаций и высокой эмоциональной вовлеченностью в них. Именно поэтому проблема психологического благополучия личности педагогов является актуальной на сегодняшний день.
Психологическое благополучие личности педагога ранее не
исследовалось как отдельная категория. Предметом исследования выступали категории, связанные с психологическим благополучием личности учителя. С одной стороны, это «психологическое здоровье учителя» (И. В. Дубровина, Л. М. Митина, В. Э. Пахальян). С другой стороны, «профессиональные деформации личности учителя» (Э. Ф. Зеер, В. Е. Орел А. А. Рукавишников, А. Р. Каримова, О. Н. Гнездилова, Н. Б. Москвина).
Изучением проблемы психологического благополучия личности занимались такие ученые, как Т.Р. Абсатарова, Д. Биррен, Н. Брэдбёрн, Б. Динер, И.В. Заусенко, А.А. Кроник, Т.В. Лаптева, Э. Ньюгартен, Г.Л. Пучкова, К. Рифф, П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова, М. Яхода и д.р.
Изучение категории «отношение» с момента постановки этой проблемы в отечественной психологии В.М. Бехтеревым, М.Я. Басовым, А.Ф. Лазурским, В.Н. Мясищевым показало, что отношение в существенной мере влияет на успешность деятельности и поведения, на протекание психических процессов, на физическое и психическое здоровье (Б.Г. Ананьев,М. Аргайл, A.A. Бодалев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, У.Уилперт и др.). Исследований, посвященных изучению отношения к профессиональной деятельности как условия психологического благополучия личности педагогов, практически не существует.
Проблема исследования: является ли отношение к профессиональной деятельности условием психологического благополучия личности педагога?
Цель исследования: изучить отношение к профессии как условие психологического благополучия личности педагогов.
Объект: психологическое благополучие личности педагогов.
Предмет: отношение к профессиональной деятельности как условие психологического благополучия личности педагогов.
Гипотеза: отношение к профессиональной деятельности является условием психологического благополучия личности педагогов: педагоги с более высоким уровнем психологического благополучия личности характеризуются такими показателями отношения к профессиональной деятельности, как гуманистической направленностью личности, внутренней мотивацией профессиональной деятельности, высокой степенью привлекательности труда, высоким уровнем удовлетворенности трудом и гуманистической центрацией в педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1) Изучить разработанность в психологии проблемы отношения к профессиональной деятельности как условия психологического благополучия личности педагогов.
2) Исследовать психологическое благополучие личности педагогов.
3) Определить отношение педагогов к профессиональной деятельности.
4) Выявить, является ли отношение к профессиональной деятельности условием психологического благополучия личности педагогов.
5) Разработать развивающую программу, направленную на создание условий для поддержания уровня психологического благополучия личности педагогов.
6) Разработать рекомендации администрации образовательного
учреждения по созданию условий для поддержания уровня
психологического благополучия личности педагогов.
Теоретическая основа исследования:
концепция психологического благополучия личности К. Рифф, Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко; научные труды, посвященные изучению отношения педагогов к профессиональной деятельности (Малашкина Е. С.).
Методы исследования:
1) Организационный (сравнительный).
2) Эмпирический (психодиагностический метод).
3) Способы обработки данных (количественный и качественный анализ).
4) Интерпретационные методы (структурный).
Математическая обработка данных была выполнена с помощью критерия Манна- Уитни и коэффицента корреляции Спирмена.
Методики исследования:
1) «Шкала психологического благополучия» (К.Рифф).
2) «Психологический портрет учителя» (Г. Резапкина, З. Резапкина).
3) «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (К.Замфир, модификация А.Реана).
4) «Диагностика привлекательности труда» (В.М. Снетков).
5) «Диагностика центрации педагога» (К.М.Левитан).
Положения, выносимые на защиту:
1. Такие показатели отношения к профессиональной деятельности, как гуманистическая направленностью личности, внутренняя мотивация профессиональной деятельности, высокая степень привлекательности труда, высокий уровень удовлетворенности трудом и гуманистическая центрация в педагогической деятельности, являются условиями психологического благополучия личности педагогов.
2. Реализация развивающей программы для педагогов, направленной на формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности, позволяет создать благоприятные условия для сохранения
психологического благополучия личности педагогов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений педагогической психологии и психологии управления о специфике и психологических особенностях психологического благополучия личности педагогов; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке основ психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа, направленная на создание условий для сохранения психологического благополучия личности педагогов, может быть использована в работе педагогов и классных руководителей, в деятельность психологических служб образовательных учреждений. Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов- психологов, классных руководителей и учителей.
База и выборка исследования:
Исследование проводилось на базе «МБОУ СОШ № 30» г.Старый Оскол. В исследовании приняли участие 65 учителей - предметников возрасте от 25 до 60 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования: Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе МБОУ «СОШ № 30» г. Старый Оскол, а также на кафедре возрастной и социальной психологии НИУ «БелГУ» в рамках студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выдвинутая нами проблема исследования является важной, актуальной и значимой.
Существует несколько подходов к понятию психологического благополучия. В зарубежной литературе выделяется три подхода: гедонистический, эвдемонистический и концепция К.Рифф. В отечественной литературе были следующие подходы: оценка себя и своей жизни (Г. Л. Пучкова, М. В. Соколова, Р. М. Шамионов), психическое состояние (Л. В. Куликов), важные личностные ресурсы, обеспечивающие успешность личности в системе «субъект- среда» (О. С. Ширяева), направленность личности на позитивное функционирование. (П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова). Психологическое благополучие личности - это переживание удовлетворённости своей жизнью как результата положительного функционирования, достигнутого посредством личностного саморазвития.
Педагог это главная фигура в образовательной среде, создающая психологически позитивные взаимоотношения с учениками, коллегами, администрацией и родителями. Психологическое благополучие личности педагога во многом устраивает психологическую атмосферу
образовательного процесса. Свойства психологического благополучия личности педагога позволяют выделить направления психологической поддержки и сопровождения педагогов с целью профилактики эмоционального выгорания и повышению психологического благополучия личности педагога.
Успешность профессиональной деятельности педагога ориентируется постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно прогрессивным запросам, подбором наиболее действенных методов и приемов для их реализации, и достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностных характеристик педагога, его профессиональных знаний.
В ходе проведения исследования выявлено две группы испытуемых: педагоги со средним и низким уровней психологического благополучия личности педагога. Нами было выделено три вида отношений к профессиональной деятельности. У педагогов со средним уровнем психологического благополучия личности было выявлено гармоничное отношение к профессиональной деятельности. У педагогов с низким уровнем психологического благополучия личности было выявлено неопределенное или негативное отношение к профессиональной деятельности.
Мы разработали рекомендации администрации образовательной организации и развивающую программу, которые были переданы педагогу психологу для дальнейшей психологической поддержки педагогов.
Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась. Отношение к профессиональной деятельности является условием психологического благополучия личности педагогов: педагоги с более высоким уровнем психологического благополучия личности характеризуются такими показателями отношения к профессиональной деятельности, как гуманистическая направленностью личности, внутренняя мотивация профессиональной деятельности, высокая степень привлекательности труда, высокая степень удовлетворенности трудом и гуманистическая центрация в педагогической деятельности.
Результаты работы позволяют утверждать, что изучение проблемы психологического благополучия личности педагогов и их отношения к профессиональной деятельности не исчерпывается данным исследованием. Перспективным является изучение особенностей психологического благополучия личности педагогов с разным стажем профессиональной деятельности, а также выявление других условий, способствующих сохранению психологического благополучия личности педагогов.



1. Абдуллаева М.М. Психология общения. -М. -Когито-Центр.-
2011. -600с. [Электронный ресурс]. -URL:
http: //www. iprbookshop .ru/15298. html .(дата обращения 12.05.2018).
2. Андриади И. А. Основы педагогического мастерства. - М. - 1999.-160 с.
3. Аргайл М. Психология счастья. — СПБ. —2003. —271 с.
4. Атаханов Р., Бобкова М.Г. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия // Психологическая наука и образование. - 2007. -№ 1. - С. 93-102.
5. Баранова А С. Психологическое благополучие как условие
повышения культуры профессионально- педагогической деятельности. — Вестник ТВГУ. —2017. —№ 3. [Электронный ресурс]—
URL:http://docplayer.ru/53085299-Psihologicheskoe-blagopoluchie-kak-uslovie- povysheniya-kultury-professionalno-pedagogicheskoy-deyatelnosti.html. (дата обращения 30.03.2018).
6. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности. автореф. дисс. ... канд. психол. наук . - Хабаровск. -2004. -40 с.
7. Бейзеров В.А. 105 кейсов по Педагогике. Педагогические задачи и ситуации.-Издательство «Флинта». -2014.-162 с.
8. Бисейнгоджиева М.Л. Тренинг для учителей «Психологическое благополучие личности педагога» [Электронный ресурс].-URL: https://infourok.ru/trening-dlya-uchiteley-psihologicheskoe-blagopoluchie- pedagoga-815537.html(дата обращения 05.05.2018).
9. Бобкова М.Г. Психологическое воздействие и профессиональная
установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия. — Психологическая наука и образование.-2007.-№ 1 [Электронный ресурс]. URL: http: //psyj ournals.ru/psyedu/2007/n 1 /Atahanov Bobkova.shtml . (дата
обращения 08. 03. 2018).
10. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М. —1998. —168 с.
11. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность. - М. -1998. - 288 с.
12. Бочарова, Е.Е. Соотношение эмоциональных компонентов и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации // Проблемы социальной психологии личности. - 2008. -С.41-48.
13. Братусь М.Н. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. - Сер. 14. -1980. -№ 2.-С.3-12.
14. Братчикова Ю.В. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве //Екатеринбург. -2013. - 146 с.
15. Братчикова Ю. В. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. - Екатеринбург.-2013. -146 с.
16. Бучацкая М. В., Капранова М. В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки.// Психологическая наука и образование. -2015. -№ 2. -С.63-69.
17. Вачков И. В. Структура профессионального самосознания учителя.дисс. канд. психол. наук. М. -1995. -200 с.
18. Джидарьян И.А. Проблема счастья в русском менталитете // Сознание личности в кризисном обществе. М. - 1995. - С. 34-48.
19. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. — СПб. — 2016. — 180 с.
20. Ермолаева М.В., Кондратьев П.В. Значение субъектного подхода для изучения развития личности на этапах зрелого возраста // Мир психологии. -2007. - № 1. - С. 79-86.
21. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Психологическое благополучие
учителя в контексте психологической культуры//Вестник ТВГУ. — Серия
Педагогика и психология. —2017. —№ 3.-С. 92-97.
22. Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога.автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Уральский государственный педагогический университет. -2012. -24 с.
23. Заусенко И.В. Психологическое благополучие личности // Психология образования. - 2012. - №2. - С.63-66.
24. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного
профессионального образования. — Екатеринбург . —2000.— 257 с.
25. Кабанченко Е.А. Психологическое благополучие в студенческом
возрасте // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. -№ 1(40) [Электронный ресурс].
URL: https: //nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40). htm (дата
обращения: 15.04.2018).
26. Кан - Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.— М. — 1987.— 190 с.
27. Кан - Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М. - 1990. — 144 с.
28. Кан - Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный. —1976. —286с.
29. Климов Е. А. Психология профессионала. — М. —1996. — 400 с.
30. Климов Е.А. Психология профессионала. — М. —2004. —304 с.
31. Климов Е.А. Пути в профессионализм.— М. —2003.— 320 с.
32. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального
самосознания учителя.дисс... канд. психол. наук. - Л. -1980.-180 с.
33. Козиев В.Н. Структура и содержание профессионального самосознания учителя // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога - практика. - М. -1992. с.30-45.
34. Комиссарова А.А. Тренинг «Мир эмоций».- Усть-Каменогорск-
2013.-90 с.-[Электронный ресурс].URL: http: //infourok.ru/trening-po-
psihologii-mir-emociy-76310.html. (дата обращения 13.05.2018).
35. Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. -М. -1998. -224 с.
36. Кроник, А.А., Кроник, Е.А. Диагностика удовлетворенности в значимых отношениях // Вопросы психологии.- 1989. - № 5. -С. 112-121.
37. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М. —1990.—119 с.
38. Куликов Л. В., Дмитриева М. С., Долина М. Ю., Иванов О. В., Розанова М. А., Тимошенко Т. Г. Факторы психологического благополучия личности//Теоретические и прикладные вопросы психологии. - СПб. -1997. - С. 342-350.
39. Куликов Л.В. Психология настроения. СПБ. - 1997. - 228 с.
40. Куликов, Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. - СПб. -2000. - С. 476-510.
41. Кулюткин Ю.Н., СухобскаяГ.С.Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. - СПб. - 1996. — 175 с.
42. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Функциональные роли учителя// Творческая направленность деятельности педагога. - Л. -1978. -С. 19-24.
43. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов. —1991—135 с.
44. Левченко Е.В. История и теория отношений. - СПб. -2003-312 с.
45. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкалы
психологического благополучия» К.Рифф // Психологический журнал. - 2007- №3. - С. 24-37.
46. Леготина А.И. Программа тренинга для молодых учителей «Учитель-школа».- Симферополь.- 2016.- 205 с.
47. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности. — М. — 2006—624 с.
48. Малашкина Е. С. Феномен отношения учителя к
профессиональной деятельности. автореф. дисс. ... канд. психол. наук . -
Москва. -2006. -123 с.
49. Малашкина Е.С. К проблеме отношения в психологии // Сборник работ молодых ученых МГПУ. - М. - 2003. -С.49-55.
50. Малашкина Е.С. Миссия: учитель.// Негосударственное
образование. . -№ 7. . -2005. -.С.6-9.
51. Малашкина Е.С. Тендерные различия отношения к себе как профессионалу.// Имиджелогия : состояние, направления, проблемы. - М. - 2004. -С. 199-200.
52. Маралов В.Г. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми. М. - 2005-288 с.
53. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М. - 1993 . - 192 с.
54. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М. - 1996. — 309 с.
55. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. — М. —2004. —320 с.
56. Митина, Л.М., Митин, Г.В., Анисимова, О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. — М. —2005. —346с.
57. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. -1957. -№.5. -С. 142—155.
58. Мясищев В. Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии - М. . -1965. - С. 273-285.
59. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М. - 2005. -158 с.
60. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — М. — 2006. — 944 с.
61. Пахоль Б. Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы . - Украинский психологический журнал. - 2017. - No 1 (3). - С. 80 - 104.
62. Пучкова, Г. Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности.автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск: Дальновосточный институт психологии и психоанализа. - 2003. - 17 с.
63. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб. -2000.-416 с.
64. Реньге В. Психотехническая помощь учителей за рубежом (обзор литературы США 60-70 годов). — Московский Психотерапевтический журнал. —1993. —№ 2. [Электронный ресурс]—URL: http://psyjournals.ru/files/25775/mpj 1993 n2 Renge.pdf. (дата обращения02. 02. 2018).
65. Сластенин В. А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности .- М. - 1996. - С.17-28.
66. Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. -2006. - №4. -С. 105-114.
67. Фесенко П.П., Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. - 2005. - №3. - С. 95-129.
68. Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дисс. ... — М. —2005. —206 с.
69. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия // Вопросы социальной психологии личности. -2003. - №4. - С. 27-41.
70. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия
личности. - Саратов.- 2004. -180 с.
71. Шамионов, Р. М. Социальная психология субъективного благополучия личности. - LAP LAMBERT AcademikPablishing. - 2010. - 328 c.
72. Шевеленкова Т.Д. Методика исследования психологического благополучия личности. - М. -2005. -34 с.
73. Ширяева, О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. дисс. ... канд. психол. наук . - Петропавловск-Камчатский. - 2008. - 254 с.
74. Щербаков А. И. Отношения как проблема психологии воспитания. — Л. —1973. —220 с.
75. Эммонс Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности. — М. — 2004— 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ