ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Общетеоретические положения понятия и сущности законности и правопорядка 7
§ 1. Понятие, принципы и гарантии законности 7
§2. Понятие и сущность правопорядка 21
§ 3. Соотношение законности и правопорядка в жизни общества 31
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении законности и
правопорядка 38
§ 1. Понятие, основные черты и система правоохранительных органов38 § 2. Значение законности и правопорядка в правоохранительной
деятельности 49
§ 3. Причины нарушения законности и правопорядка в правоохранительных
органах и меры их предупреждения 56
Заключение 67
Список использованной литературы
Глава 1. Общетеоретические положения понятия и сущности законности и правопорядка 7
§ 1. Понятие, принципы и гарантии законности 7
§2. Понятие и сущность правопорядка 21
§ 3. Соотношение законности и правопорядка в жизни общества 31
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении законности и
правопорядка 38
§ 1. Понятие, основные черты и система правоохранительных органов38 § 2. Значение законности и правопорядка в правоохранительной
деятельности 49
§ 3. Причины нарушения законности и правопорядка в правоохранительных
органах и меры их предупреждения 56
Заключение 67
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования состоит в том, что в последнее время, к сожалению, мы вынуждены констатировать факт уменьшения доверия граждан к институтам правоохранительной деятельности в РФ и во многом это связано с тем, что в некоторых случаях такие принципы как законность и правопорядок у сотрудников правоохранительных органов не стоят на первом месте. Для успешного функционирования столь важных для государства органов необходимо слаженность работы всей системы правоохранительных органов, чтобы в результате их деятельности у граждан была уверенность в том, что правоохранительные органы в стране работают эффективно и в случае беды именно они помогут в борьбе с проявлением беззакония.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина . Правоохранительные органы обязаны охранять права и свободы человека и гражданина. Но нельзя сказать, что Правительство РФ, в ведении которого находится вся правоохранительная система не действует над повышением эффективности данной системы.
Законность и правопорядок у любого сотрудника правоохранительных органов должен стоять на первом месте. В. И. Ленин в своей лекции «О Государстве» указывал на необходимость точного и неукоснительного соблюдения законов всеми без исключения. Однако, вместе с тем, законность для него была не просто слепая погоня за формой нормативного акта, а справедливое и осмысленное его применение. «Обязанность быть честным, считаться не только с буквой, но и с
4
духом нашего, коммунистического законодательства» , не допускать ни под ка-
ким условием такого применения закона, которое «формально правильное, а по сути издевательство»5.
В годы СССР, на наш взгляд, правоохранительная система работала более эффективно, и у граждан, проживавших в то время, было в целом к правоохранительной системе больше доверия. ФСБ, которое пришло на смену КГБ не выдерживает того высокого уровня в своей деятельности. Часто по новостям приходится слышать о неудачных операциях, проводимых ФСБ, порою провалы бывают очень громкими, чего не было в СССР. Также, возможно, отрицательное отношение к правоохранительной деятельности у граждан идёт из-за негативного освещения их деятельности на ТВ и в СМИ, а если вспомнить советские годы, то наоборот, даже через мультфильмы для советского зрителя создавался образ доблестного и отважного милиционера.
Для полного обеспечения правильно и системной работы принципа законности и правопорядка, как главенствующего ориентира для регуляции общественных отношений необходимо повышать уровень правовой культуры и правового сознания населения. Именно это позволит достичь высокого уровня регуляции общественных отношений, с тем, чтобы, возможно, в будущем изобрести новый принцип, лежащий в основе деятельности государства.
Целью данного исследования является на основе анализа работ ученых, норм законов и иных актов российского законодательства рассмотреть законность и правопорядок в правоохранительной деятельности.
Для решения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- дать понятие и гарантии законности;
- определить понятие и сущность правопорядка;
- соотнести понятия законности и правопорядка;
- изучить понятие и систему правоохранительных органов РФ;
- изучить значение законности и правопорядка в деятельности правоохранительных органов;
- выявить причины нарушения законности и правопорядка в правоохранительных органах и определить меры их предупреждения.
Объектом исследования является система общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения законности и правопорядка в
правоохранительной деятельности.
Предмет исследования представляет собой механизм обеспечения законности в правоохранительной деятельности, как одно из основных направлений этой деятельности.
Степень научной разработанности темы. В общетеоретическом плане проблема обеспечения законности и правопорядка в правоохранительной деятельности привлекала внимание ученых и получила разработку в трудах таких авторов, как: С.Н. Алексеев, А.А. Брюхнов, А.А. Венгеров, А.В. Виссаров, В.В. Демидов, М.Ю. Зиновьева, Т.Е. Ерменко, В.Н. Казаков, П.М. Параносенков, Е.В. Стулаченко, О.П. Сауляк, В.В. Чирников и другие ведущие специалисты.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы: исторический, сравнительно-правовой, методы комплексного анализа.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон № 2202-1 «О
прокуратуре Российской Федерации» , Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции» , Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской
о
Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина . Правоохранительные органы обязаны охранять права и свободы человека и гражданина. Но нельзя сказать, что Правительство РФ, в ведении которого находится вся правоохранительная система не действует над повышением эффективности данной системы.
Законность и правопорядок у любого сотрудника правоохранительных органов должен стоять на первом месте. В. И. Ленин в своей лекции «О Государстве» указывал на необходимость точного и неукоснительного соблюдения законов всеми без исключения. Однако, вместе с тем, законность для него была не просто слепая погоня за формой нормативного акта, а справедливое и осмысленное его применение. «Обязанность быть честным, считаться не только с буквой, но и с
4
духом нашего, коммунистического законодательства» , не допускать ни под ка-
ким условием такого применения закона, которое «формально правильное, а по сути издевательство»5.
В годы СССР, на наш взгляд, правоохранительная система работала более эффективно, и у граждан, проживавших в то время, было в целом к правоохранительной системе больше доверия. ФСБ, которое пришло на смену КГБ не выдерживает того высокого уровня в своей деятельности. Часто по новостям приходится слышать о неудачных операциях, проводимых ФСБ, порою провалы бывают очень громкими, чего не было в СССР. Также, возможно, отрицательное отношение к правоохранительной деятельности у граждан идёт из-за негативного освещения их деятельности на ТВ и в СМИ, а если вспомнить советские годы, то наоборот, даже через мультфильмы для советского зрителя создавался образ доблестного и отважного милиционера.
Для полного обеспечения правильно и системной работы принципа законности и правопорядка, как главенствующего ориентира для регуляции общественных отношений необходимо повышать уровень правовой культуры и правового сознания населения. Именно это позволит достичь высокого уровня регуляции общественных отношений, с тем, чтобы, возможно, в будущем изобрести новый принцип, лежащий в основе деятельности государства.
Целью данного исследования является на основе анализа работ ученых, норм законов и иных актов российского законодательства рассмотреть законность и правопорядок в правоохранительной деятельности.
Для решения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- дать понятие и гарантии законности;
- определить понятие и сущность правопорядка;
- соотнести понятия законности и правопорядка;
- изучить понятие и систему правоохранительных органов РФ;
- изучить значение законности и правопорядка в деятельности правоохранительных органов;
- выявить причины нарушения законности и правопорядка в правоохранительных органах и определить меры их предупреждения.
Объектом исследования является система общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения законности и правопорядка в
правоохранительной деятельности.
Предмет исследования представляет собой механизм обеспечения законности в правоохранительной деятельности, как одно из основных направлений этой деятельности.
Степень научной разработанности темы. В общетеоретическом плане проблема обеспечения законности и правопорядка в правоохранительной деятельности привлекала внимание ученых и получила разработку в трудах таких авторов, как: С.Н. Алексеев, А.А. Брюхнов, А.А. Венгеров, А.В. Виссаров, В.В. Демидов, М.Ю. Зиновьева, Т.Е. Ерменко, В.Н. Казаков, П.М. Параносенков, Е.В. Стулаченко, О.П. Сауляк, В.В. Чирников и другие ведущие специалисты.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы: исторический, сравнительно-правовой, методы комплексного анализа.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон № 2202-1 «О
прокуратуре Российской Федерации» , Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции» , Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской
о
Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
Законностью является политико-правовой или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и во главе своей деятельности всегда руководствуются только законом.
Основными принципами законности считаются: верховенство закона в системе нормативных актов; единственность законности; неоспоримость закона в социальной практике; реальный характер законности; обеспечение прав человека; неотвратимость ответственности за правонарушения; взаимосвязь законности и целесообразности, законности и культурности, законности и справедливости и др.
Гарантиями законности являются факторы объективные и субъективные, а также предпосылки соблюдения законов в государстве. В гарантии законности также входят механизмы, направленные на достижения законности в государстве.
Правопорядок является основой в том числе при организации общественного порядок. В государстве невозможно установить общественный порядок без чёткого функционирования правопорядка. В этом и заключается связь правопорядка и общественного порядка.
Для успешного функционирования столь важных для государства органов необходимо слаженность работы всей системы правоохранительных органов, чтобы в результате их деятельности у граждан была уверенность в том, что правоохранительные органы в стране работают эффективно и в случае беды именно они помогут в борьбе с проявлением беззакония.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Правоохранител ные органы обязаны охранять права и свободы человека и гражданина.
Содержание законности и правоприменительной практики следует рассматри ать с учетом требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка от любого произвола. Таким образом, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политич ской жизни, органическую связь права и власти, права и государства. А значит, основное предназначение законности - обеспечивать реализацию требований права, создавать такую атмосферу в обществе, которая характеризовалась бы господством закона в общественных отношениях. Что отвечает пониманию термина «право», не как совокупности норм, закрепл нных в актах гос дар тва и обеспеченных силой его принуждения, а как средства достижения целей людей, в рамках правового поля.
Режим законности и правопорядка - необходимое условие существования правопорядка, который характеризует общественные отношения с точки зрения их системности, упорядоченности, наступившей в результате реализации правовых норм в соответствии с требованиями режима законности. Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности и правопорядка можно лишь при обязательном учете уровней той или иной системы государ твенных правоприменительных органов, ее внутренних и внешних связей. Очень важное значение в защите и упрочении законности и правопорядка имеет внешний по отно ению к отрас евой системе административный контроль, осуществляемый органами государственной власти.
Законность и правопорядок играют важную роль в выполнении правоохранительными органами главную функцию - охрану и защиту прав граждан.
Следует отметить, что в основе нарушения принципа законности и правопорядка в правоохранительных органах лежат: слабая воспитательная работа подразделений по воспитательной работе, недостаточная профессиональная подготовка сотрудников, профессиональная деформация, ложно понятые интересы службы, сложившаяся в ряде подразделений практика игнорирования правовых норм, личная недисциплинированность и ненад еж щее ис олнение своих служебных обязанностей. Недостаток профессионализма, отсутствие должного контроля со стороны непосредственн х руководи ел й как за повед нием подчиненных при исполнении ими служебных обязмшостей, так и за прини аемыми ими решениями приводит к необоснован ому применению фи ической си ы, специ льных средств, нарушени м админ страт вного и уголовнопроцессуального законодательства.
Следовательно, что актуальной является и проблема профилактики нарушений законности сотрудников ОВД, предусматривающая выработку комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности организационно-управленческой структур, проведение индивидуально
воспитательной работы со всеми категориями личного состава, обеспечение психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности.
Таким образом, для полного обеспечения правильно и системной работы принципа законности, как главенствующего ориентира для регуляции общественных отношений необходимо повышать уровень правовой культуры и правового сознания населения. Именно это позволит достичь высокого уровня регуляции общественных отношений, с тем, чтобы, возможно, в будущем изо- брес и новый принцип, лежащий в основе деятельности государства.
В Российской Федерации необходимо повышать, в том числе на уровне го ударственных программ развития, уровень правосознан я гр жд н РФ для поддержания в стране правопорядка.
Мы часто сталкиваемся тем, что меня нас просят молчать или намекают, что хватит, люди, которым не нравится, когда про них говорят или пишут журналисты, в основном касается государственных служащих. Иногда после таких действий мы боимся, а иногда хотим добиться правды ещё сильнее, даже если человек за олчит, то своей то ки зр ния он придерживаться будет и в дальнейшем. Для безопасности можно размещать факты о проявлениях нарушения закона, о которых вы знаете, в газетах и социальных сетях анони но, по ому что надо поним ть, что жить бо ее ме ее норма ьно тоже всё-таки хочется, а угрозы, в том числе физической ра пр вы, от нарушителей закона в результате деят льности могут осуществиться.
В государстве, где людям гарантируют законность, где царит правопорядок, люди не должны страдать за то, что говорят правду. Пусть кому-то это не нравится, но только так можно победить. Можно найти поддержку в своих друзьях и близких и продолжать отстаивать ту позицию, которая верная, а также говорите о всех нарушениях, которые происходят вокруг. Тогда, ко да каждый гражданин задумается об этом, мы будем жить в правовом государстве, где наши права действительно будут охраняться.
Основными принципами законности считаются: верховенство закона в системе нормативных актов; единственность законности; неоспоримость закона в социальной практике; реальный характер законности; обеспечение прав человека; неотвратимость ответственности за правонарушения; взаимосвязь законности и целесообразности, законности и культурности, законности и справедливости и др.
Гарантиями законности являются факторы объективные и субъективные, а также предпосылки соблюдения законов в государстве. В гарантии законности также входят механизмы, направленные на достижения законности в государстве.
Правопорядок является основой в том числе при организации общественного порядок. В государстве невозможно установить общественный порядок без чёткого функционирования правопорядка. В этом и заключается связь правопорядка и общественного порядка.
Для успешного функционирования столь важных для государства органов необходимо слаженность работы всей системы правоохранительных органов, чтобы в результате их деятельности у граждан была уверенность в том, что правоохранительные органы в стране работают эффективно и в случае беды именно они помогут в борьбе с проявлением беззакония.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Правоохранител ные органы обязаны охранять права и свободы человека и гражданина.
Содержание законности и правоприменительной практики следует рассматри ать с учетом требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка от любого произвола. Таким образом, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политич ской жизни, органическую связь права и власти, права и государства. А значит, основное предназначение законности - обеспечивать реализацию требований права, создавать такую атмосферу в обществе, которая характеризовалась бы господством закона в общественных отношениях. Что отвечает пониманию термина «право», не как совокупности норм, закрепл нных в актах гос дар тва и обеспеченных силой его принуждения, а как средства достижения целей людей, в рамках правового поля.
Режим законности и правопорядка - необходимое условие существования правопорядка, который характеризует общественные отношения с точки зрения их системности, упорядоченности, наступившей в результате реализации правовых норм в соответствии с требованиями режима законности. Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности и правопорядка можно лишь при обязательном учете уровней той или иной системы государ твенных правоприменительных органов, ее внутренних и внешних связей. Очень важное значение в защите и упрочении законности и правопорядка имеет внешний по отно ению к отрас евой системе административный контроль, осуществляемый органами государственной власти.
Законность и правопорядок играют важную роль в выполнении правоохранительными органами главную функцию - охрану и защиту прав граждан.
Следует отметить, что в основе нарушения принципа законности и правопорядка в правоохранительных органах лежат: слабая воспитательная работа подразделений по воспитательной работе, недостаточная профессиональная подготовка сотрудников, профессиональная деформация, ложно понятые интересы службы, сложившаяся в ряде подразделений практика игнорирования правовых норм, личная недисциплинированность и ненад еж щее ис олнение своих служебных обязанностей. Недостаток профессионализма, отсутствие должного контроля со стороны непосредственн х руководи ел й как за повед нием подчиненных при исполнении ими служебных обязмшостей, так и за прини аемыми ими решениями приводит к необоснован ому применению фи ической си ы, специ льных средств, нарушени м админ страт вного и уголовнопроцессуального законодательства.
Следовательно, что актуальной является и проблема профилактики нарушений законности сотрудников ОВД, предусматривающая выработку комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности организационно-управленческой структур, проведение индивидуально
воспитательной работы со всеми категориями личного состава, обеспечение психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности.
Таким образом, для полного обеспечения правильно и системной работы принципа законности, как главенствующего ориентира для регуляции общественных отношений необходимо повышать уровень правовой культуры и правового сознания населения. Именно это позволит достичь высокого уровня регуляции общественных отношений, с тем, чтобы, возможно, в будущем изо- брес и новый принцип, лежащий в основе деятельности государства.
В Российской Федерации необходимо повышать, в том числе на уровне го ударственных программ развития, уровень правосознан я гр жд н РФ для поддержания в стране правопорядка.
Мы часто сталкиваемся тем, что меня нас просят молчать или намекают, что хватит, люди, которым не нравится, когда про них говорят или пишут журналисты, в основном касается государственных служащих. Иногда после таких действий мы боимся, а иногда хотим добиться правды ещё сильнее, даже если человек за олчит, то своей то ки зр ния он придерживаться будет и в дальнейшем. Для безопасности можно размещать факты о проявлениях нарушения закона, о которых вы знаете, в газетах и социальных сетях анони но, по ому что надо поним ть, что жить бо ее ме ее норма ьно тоже всё-таки хочется, а угрозы, в том числе физической ра пр вы, от нарушителей закона в результате деят льности могут осуществиться.
В государстве, где людям гарантируют законность, где царит правопорядок, люди не должны страдать за то, что говорят правду. Пусть кому-то это не нравится, но только так можно победить. Можно найти поддержку в своих друзьях и близких и продолжать отстаивать ту позицию, которая верная, а также говорите о всех нарушениях, которые происходят вокруг. Тогда, ко да каждый гражданин задумается об этом, мы будем жить в правовом государстве, где наши права действительно будут охраняться.
Подобные работы
- Правоохранительная деятельность в Российской Федерации,
ее сущность и значение
Курсовые работы, законодательство и право. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - Институт правоохранительной деятельности в механизме защиты конституционных прав и свобод граждан в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2021 - Законность и правопорядок (Российский Государственный Университет им. Плеханова)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Соотношение правоохранительной, полицейской деятельности и деятельности спецслужб по обеспечению национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, организация правоохранительной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Место и роль прокуратуры и прокурорского надзора в правоохранительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Правоохранительные органы России и их роль в охране прав и законных интересов граждан
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Прокуратура Российской Федерации: её роль в системе правоохранительных органов
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019



