ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы межличностных отношений у детей дошкольного возраста 6
1.1 Межличностные отношения у детей дошкольного возраста 6
1.2 Проблемы и особенности адаптации детей мигрантов дошкольного
возраста 11
1.3 Взаимоотношение дошкольников в мультикультурной среде 18
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
позитивных межличностных отношений со сверстниками у детей мигрантов
дошкольного возраста 21
2.1 Диагностика адаптации детей мигрантов к условиям ДОО и
диагностика межличностных отношений дошкольников 21
2.2 Развитие позитивных межличностных отношений у детей
мигрантов 28
2.3 Анализ результатов после проведенного эксперимента 33
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы межличностных отношений у детей дошкольного возраста 6
1.1 Межличностные отношения у детей дошкольного возраста 6
1.2 Проблемы и особенности адаптации детей мигрантов дошкольного
возраста 11
1.3 Взаимоотношение дошкольников в мультикультурной среде 18
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
позитивных межличностных отношений со сверстниками у детей мигрантов
дошкольного возраста 21
2.1 Диагностика адаптации детей мигрантов к условиям ДОО и
диагностика межличностных отношений дошкольников 21
2.2 Развитие позитивных межличностных отношений у детей
мигрантов 28
2.3 Анализ результатов после проведенного эксперимента 33
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения
Актуальность темы. Наше общество стремительно развивается. Оно изменяется, совершенствуется. Люди переезжают из одного города в другой, из одной страны в другую. В современном мире становится актуальным вопрос мультикультурного воспитания и образования. Меняя свое место, жительство человек адаптируется к новым условиям, легко или трудно. Но процесс адаптации проходит и человек начинает чувствует себя полноценном членом общества. У кого-то этот процесс происходит очень быстро, у кого-то процесс адаптации занимает больше времени.
Задача принимаемого общества - принять мигрантов, создать им такие условия, в которых они бы смогли бы легко адаптироваться. Ведь человек, приехавший из другой страны, испытывает немалый стресс. Если общество его не принимает, то человек не сможет адаптироваться в новом социуме. Не только перед взрослыми стоит проблема интеграции в новое общество. Труднее всего адаптироваться к новому обществу детям.
В последние годы количество семей мигрантов в России растет. Детские сады, принимающие детей мигрантов должны быть готовы к поддержке таких детей, им необходимо создать благоприятные условия для вхождения в новое окружение.
Проблемами адаптации детей мигрантов занимались А.В. Можейко, Я.Э.Галоян, М.Ю. Сапрыкина и др. В своих работах они доказали, что ведущая роль в этом процессе принадлежит межличностным контактам и общению. Задача педагогов сделать процесс адаптации более успешным. Для этого необходимо изучать закономерности межкультурной адаптации, разрабатывать и применять программы по развитию навыков межличностного общения в детском коллективе.
Цель работы: выявить эффективность программы формирования позитивных межличностных отношений со сверстниками у детей мигрантов дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование доброжелательных
межличностных отношений в детском коллективе позволяют быстрее адаптироваться детям мигрантов к условиям ДОО.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить научно-методическую литературу;
- рассмотреть как развиваются межличностные отношения у дошкольников
- изучить особенности адаптации мигрантов
- провести опытно-экспериментальную работу по созданию позитивных межличностных отношений
Объект исследования - межличностные отношений у дошкольников.
Предмет исследования - формирование позитивных межличностных отношений со сверстниками у детей мигрантов дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использована совокупность следующих методов исследования:
- теоретические: анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в психолого-педагогической литературе.
- эмпирические: изучение и обобщение опыта работы педагогов - практиков;
Констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент;
- психодиагностические средства (диагностика межличностных отношений «Два домика», «Изучение степени адаптации ребенка к ДОО» по методике А. Остроуховой).
Экспериментальной базой исследования служит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-Детский сад № 25» и «Детский сад № 43 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, которые включают теоретический и эмпирический материал, выводов, заключения, списка использованной литературы и 9 приложений.
Задача принимаемого общества - принять мигрантов, создать им такие условия, в которых они бы смогли бы легко адаптироваться. Ведь человек, приехавший из другой страны, испытывает немалый стресс. Если общество его не принимает, то человек не сможет адаптироваться в новом социуме. Не только перед взрослыми стоит проблема интеграции в новое общество. Труднее всего адаптироваться к новому обществу детям.
В последние годы количество семей мигрантов в России растет. Детские сады, принимающие детей мигрантов должны быть готовы к поддержке таких детей, им необходимо создать благоприятные условия для вхождения в новое окружение.
Проблемами адаптации детей мигрантов занимались А.В. Можейко, Я.Э.Галоян, М.Ю. Сапрыкина и др. В своих работах они доказали, что ведущая роль в этом процессе принадлежит межличностным контактам и общению. Задача педагогов сделать процесс адаптации более успешным. Для этого необходимо изучать закономерности межкультурной адаптации, разрабатывать и применять программы по развитию навыков межличностного общения в детском коллективе.
Цель работы: выявить эффективность программы формирования позитивных межличностных отношений со сверстниками у детей мигрантов дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование доброжелательных
межличностных отношений в детском коллективе позволяют быстрее адаптироваться детям мигрантов к условиям ДОО.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить научно-методическую литературу;
- рассмотреть как развиваются межличностные отношения у дошкольников
- изучить особенности адаптации мигрантов
- провести опытно-экспериментальную работу по созданию позитивных межличностных отношений
Объект исследования - межличностные отношений у дошкольников.
Предмет исследования - формирование позитивных межличностных отношений со сверстниками у детей мигрантов дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использована совокупность следующих методов исследования:
- теоретические: анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в психолого-педагогической литературе.
- эмпирические: изучение и обобщение опыта работы педагогов - практиков;
Констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент;
- психодиагностические средства (диагностика межличностных отношений «Два домика», «Изучение степени адаптации ребенка к ДОО» по методике А. Остроуховой).
Экспериментальной базой исследования служит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-Детский сад № 25» и «Детский сад № 43 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, которые включают теоретический и эмпирический материал, выводов, заключения, списка использованной литературы и 9 приложений.
В современном обществе растет число мигрантов, которые по тем или иным причинам меняют свое место жительство. Это вызывает необходимость адаптироваться к новому обществу, где иные культурные традиции, другой язык. В связи с ростом миграционных потоков во всем мире встает вопрос адаптации мигрантов в новое общество. Наша страна не является исключением. В крупных городах страны увеличивается приток мигрантов, которые пребывают в страну вместе с детьми. Задача педагогов адаптировать детей мигрантов в группу сверстников, чем раньше ребенок попадает в новую среду тем лучше, так как именно в дошкольном детстве легко обучиться новому языку, адаптироваться в новом обществе и далее успешно обучаться в школе.
Дошкольное детство - является ответственным периодом в воспитании. В дошкольном возрасте у ребенка со сверстниками возникают непростые порой сложные взаимоотношения со сверстниками, которые существенно влияют на развитие его личности.
Изучив, как развиваются отношения между детьми в дошкольном детстве, на какие аспекты необходимо уделить внимание, взрослые могут оказать помощь детям мигрантам адаптироваться в детском коллективе, организовать воспитательную работу с дошкольниками таким образом, чтобы в группе была дружелюбная атмосфера.
Как показало исследование на констатирующем этапе эксперимента, развитие межличностных отношений нуждалось в коррекции в обеих группах. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что в обеих группах количество общительных детей было небольшим. При таком значении адаптация детей мигрантов проходила значительно дольше. В ходе формирующего эксперимента мы работали со всей группой: проводили игры и упражнения в виде детского тренинга, который помог нам улучшить взаимоотношения детей в группе.
И в результате гипотеза, выдвинутая на начальном этапе нашей работы, подтвердилась. Действительно, чтобы у детей мигрантов формировались позитивные отношения со сверстниками необходимо проводить коррекционную работу со всей группой.
Дошкольники в экспериментальной группе стали более активны, охотно вступали в игры, дети мигрантов стали более доверчивы к своим сверстникам.
Таким образом, данная проблема формирования позитивных межличностных была решена, поставленные цели и задачи были достигнуты.
Дошкольное детство - является ответственным периодом в воспитании. В дошкольном возрасте у ребенка со сверстниками возникают непростые порой сложные взаимоотношения со сверстниками, которые существенно влияют на развитие его личности.
Изучив, как развиваются отношения между детьми в дошкольном детстве, на какие аспекты необходимо уделить внимание, взрослые могут оказать помощь детям мигрантам адаптироваться в детском коллективе, организовать воспитательную работу с дошкольниками таким образом, чтобы в группе была дружелюбная атмосфера.
Как показало исследование на констатирующем этапе эксперимента, развитие межличностных отношений нуждалось в коррекции в обеих группах. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что в обеих группах количество общительных детей было небольшим. При таком значении адаптация детей мигрантов проходила значительно дольше. В ходе формирующего эксперимента мы работали со всей группой: проводили игры и упражнения в виде детского тренинга, который помог нам улучшить взаимоотношения детей в группе.
И в результате гипотеза, выдвинутая на начальном этапе нашей работы, подтвердилась. Действительно, чтобы у детей мигрантов формировались позитивные отношения со сверстниками необходимо проводить коррекционную работу со всей группой.
Дошкольники в экспериментальной группе стали более активны, охотно вступали в игры, дети мигрантов стали более доверчивы к своим сверстникам.
Таким образом, данная проблема формирования позитивных межличностных была решена, поставленные цели и задачи были достигнуты.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА -МИГРАНТА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - Специфика страхов детей дошкольного возраста из семей мигрантов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020



