Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ СРЕДСТВАМИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Работа №31620

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
515
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования
познавательных универсальных учебных действий учащихся…………11
1.1 Психолого-педагогические основы и особенности формирования
познавательных универсальных учебных действий учащихся…….11
1.2 Формирование познавательных универсальных учебных действий у
учащихся в рамках учебного предмета «Химия»……………………31
1.3 Становление и развитие химического эксперимента в современном
школьном образовании………………………………………………...37
Выводы по главе 1………………………………………………………….44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
познавательных УУД на уроках химии в 9-м классе…………………….46
2.1Констатирующий этап эксперимента по формированию
познавательных УУД ……………………………………………………...50
2.2 Экспериментальная проверка эффективности применения
демонстрационных экспериментов на уроках химии по формированию
познавательных УУД ……………………………………………………...57
2.3 Контрольный этап эксперимента по формированию познавательных
универсальных учебных действий на уроках химии в 9-м классе……...65
Выводы по главе 2………………………………………………………….70
Заключение…………………………………………………………………71
Список использованных источников……………………………………..72
Приложение

Актуальнoсть пpоблемы исследoвания. Данный момент пpоисходит
внедpение федерального государственного образовательного стандарта в
школьное образование. Федеральный государственный образовательный
стандарт направлен в отрасли психологии и педагогике. Они заключаются в
изменении содержания и целей обучения, при этом на первом месте является
сформированность личностных качеств учеников основной школы, а также
более подробное описание общекультурного и творческого потенциала
учащегося. Введение Образовательного Стандарта коренным образом меняет
подход к результатам обучения. Это значит, что учащиеся должны
преобладать как знаниями и умениями по предметам, так и уметь
реализовывать свою деятельность, обладая личностными характеристиками.
Чтобы достичь этой цели необходимо формировать систему универсальных
учебных действий.
Единственный способ для достижения поставленных целей
заключается в формировании предметных учебных действий. Изучая
литературу, широкое значение данного термина означает способность
субъекта, а именно ученика, к саморазвитию с помощью социального опыта.
Узкое значение данного термина звучит так: «Универсальные учебные
действия являются как совокупность действий ученика, которые
способствуют к саморазвитию, получению новых знаний» [13,17]
Учебный предмет – химия – имеет доступ к дидактическим
возможностям, чтобы развить особенностей учеников в учебном процессе, и
самое главное в формировании предметных учебных действий. Сюда можно
отнести практическая значимость данного предмета, вариативность видов
деятельности исследовательского характера и практическая сторона
обучения.
Актуальность изучения такого явления как универсальные учебные
действия выделена из-за социального запроса, новыми правилами общества
непрерывном образовании. Самый хороший метод для формирования
3познавательных универсальных учебных действий является
демонстрационный эксперимент. Демонстрационный эксперимент в данной
исследовательской работе включает этапы реализации в формировании
универсальных учебных действий учащихся.
Современное общество требуют выдвижения вперед целей
образования, которые включают личностные и социальные потребности.
Учитывая вышесказанное, главное место в образовательном пространстве
занимают новые образовательные стандарты. В основу стандартов нового
поколения заложен системно - деятельностный подход, позволяющий
выявить результаты воспитания и обучения подрастающего поколения.
Именно системно-деятельностный подходможет способствовать контролю
проектирования универсальных учебных действий, которыми в конечном
счете должен овладеть каждый ребенок. Перед школой стоит задача –
развивать у учащихся умений учиться и самосовершенствоваться. Данная
мысль существовала десятки лет уже до внедрения федеральных
государственных стандартов второго поколения. Многие ученые старались
показать это в своих исследованиях (Н.Ф Талызиной, П.П Болонского, К.Д.
Ушинского, С.Т. Шацкого и других ученых) [22,28].
Задача современного учителя заключается в определении условий, в
которых универсальные учебные действия формируются и развиваются
более эффективно, благодаря созданию особой методики обучения предмету.
Универсальные учебные действия (далее УУД) в федеральном
государственном стандарте определяются, как умение субъекта активно и
сознательно саморазвиваться и самосовершенствоваться, передавать
полученный опыт следующему поколению. Другими словами, наш главный
термин понимается как активное действие обучающегося в основной школе,
которое в свою очередь, обладает навыками к самостоятельному
прохождению новых умений, знаний, а также и навыков.
В настоящее время в государственных нормативных документах
отражаются идеи многих исследовательских работ, посвященных этому
4вопросу. В образовательном стандарте универсальные умения обсуждается
как комплекс «универсальных учебных действий». Главной задачей школы
является объединение новых знаний и их отношение с жизненным опытом
ученика на примере применения демонстрационного эксперимента.
Степень разработанности исследования.
Ученые А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский,
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов разработали концепцию учебных действий с
помощью системнодеятельностного подхода. Здесь приняли участие
следующие ученые: Г.В. Бурменская, А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, И.А.
Володарская. Руководителем был сам А.Г. Асмолов. [24,43].
В исследовательских работах Н.П. Анисимова, А.К. Маркова, О.Н.
Молчанова, В.И. Моросанова, В.В. Давыдов, A.B. Захарова раскрыты сами
особенности формирования учебных действий [33,41].
Также в исследованиях А.Б. Воронцова, В.В. Донскова, Л.В. Жаровой,
A.C. Лында, Е.В. Минаева, Э.В. Минздаева, Л.П.Никитина, представлены
приемы формирования учебных действий [14,27].
Если изучить глубже, то можно узнать о мало исследованных
педагогических средствах которые именно помогают при формировании
данного универсального действия. Нельзя выделить в исследовании условия
которые в действительности обеспечивают успешность данного процесса. В
этом случае вопрос об анализе формирования предметных УУД является
проблемным.
Также можно говорить, что при неправильном составлении процесса по
формированию данного понятия может отрицательно влиять на
результативность учащихся.
Подходы к решению проблем формирования познавательных учебных
действий и классификация УУД отражены в работах ученых, таких как Ю.К.
Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А.
5Лошкарѐвой, А.А. Люблинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В.
Усовой, К.Д.Ушинского, С.Т. Шацкого.
Исходя из этого, можно определить противоречия. С одной стороны,
оно возникает между обширными способами обучения в формировании
данного действия, при этом обеспечивает качественное образование, с
другой, мало исследованных работ по формированию данного понятия. А
также можно выделить запросом современного требований Стандарта и
недостаточной готовностью учителя в развитии познавательных действий.
Исходя из противоречия можно выделить проблему: какими должны
быть содержание и система предметных учебных действий, и какова
эффективность методов и форм их формирования при обучении предмета
«Химия».
Выявленная проблема по изучению возможностей уроков химии в
формировании у учащихся девятого класса познавательныхуниверсальных
учебных действий одновременно с освоением учащимися содержания курса
химии 9-го класса выбрали тему ВКР работы: «Фоpмирование
пoзнавательных унивеpсальных yчебных дeйствий yчащихся 9-х классов на
уроках химии средствами демонстрационного эксперимента».
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить
эффективность формирования познавательных универсальных учебных
действий у обучающихся 9 классов средствами демонстрационного
эксперимента в процессе изучения предмета «Химия».
Объектом исследования можно выделить: процесс формирования
пoзнавательных универсальных учебных действий у учащихся в рамках
учебного предмета «Химия» в общеобразовательной школе.
Предметом исследования являлось: методика формирования
познавательных универсальных учебных действий на уроках химии в 9
классе с применением демонстрационного эксперимента.
6В соответствии с поставленной целью была определена гипотеза
исследования: эффективность формирования познавательных УУД учащихся
9-х классов средствами демонстрационного эксперимента повысится, если:
- использовать при организации экспериментальной деятельности
прием мыслительного эксперимента;
- в условиях реального эксперимента применять задания поисковогоисследовательского характера;
- использовать средства визуальной информационной среды такие как
виртуальная лаборатория.
Исходя, из цели и гипотезы определены задачи исследования:
1. Определить структуру и содержание познавательных универсальных
учебных действий и рассмотреть особенности их формирования у учащихся
9-х классов на уроках химии.
2.мВыделить преимущества экспериментальной деятельности
обучающихся на уроках химии в формировании познавательных
универсальных учебных действий.
3. Экспериментально проверить эффективность формирования
познавательных универсальных учебных действий на уроках химии с
применением демонстрационного эксперимента.
Работы по изучению особенностей педагогического сопровождения
формирования универсальных учебных действий у старших школьников
следующие авторы: Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин,
Н.А.Лошкарева, А.А.Люблинская, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий [12,17]
являются теоретико-методологической основой данного исследования.
По данной проблеме Д.В.Воровщиков, Г.К.Селевко, Д.В.Татьянченко,
А.В.Усова и др. выделили отдельные виды умений и саму методику для
формирования данного термина. Впервые эти методики предложили
следующие ученые: Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Л.Е.Журова,
Г.А. Цукерман [8,21].
7Отдельно подходы для формирования учебных действий изучался А.Г.
Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой.
Формирование предметных учебных действий, а именно способностью у
учеников умений учиться произвел интерес многих ученых, таких как
Ю.К.Бабанского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, А.К.Маркову,
С.Л.Рубинштейна, В.В.Репкина, Н.Ф.Талызину, Т.И.Шамову, Д.Б. Эльконина
и других. Они в основном обсуждали проблему по учебной деятельности.
Метoды и методики исследования. Для решения поставленных задач
и проверки предыдущих положений были задействованы взаимосвязанные
между собой следующие методы исследования:
- теоpетический анализ педагогической и мeтодической литературы;
- изучение и анализ передового педагогического опыта;
- диагностика формирования предметных унивеpсальных учебных
действий у учащихся 9-х классов;
- математическая обработка полученных результатов диагностирования
учащихся.
Опытно-экспериментальная база. Исследования проводились на базе
трех образовательных учреждений. А именно, «Алатская основная
общеобразовательная школа» Высокогорского района, «Берескинская
средняя общеобразовательная школа» Атнинского района и
«Образовательная школа-интернат IT-лицей» г. Казани в 9-х классах в три
этапа.
На первом этапе осуществлялся анализ психолого – педагогической и
методической литературы по исследуемой проблеме, определялась
методология исследования: объект, предмет, цели, задачи, методы
исследования.
На втором этапе проводился педагогический эксперимент по
формированию предметных учебных действий на уроках химии с
применением демонстрационного эксперимента.
8На третьем этапе осуществлялся анализ, обобщение результатов
педагогического эксперимента, формировались выводы, оформлялась
выпускная квалификационная работа.
Научная новизна исследования заключается в применении реального
эксперимента в формировании предметных универсальных учебных
действий у учащихся 9-х классов на уроках химии. Использование реального
эксперимента планируется с 2020 года при итоговой аттестации учащихся
основной школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1) конкретизировано представление о данном термине -
познавательных учебных действиях обучающихся;
2) сформированы познавательные учебные действия с средствами
демонстрационного эксперимента при изучении химии в 9-м классе
Практическая значимость проводимого исследования заключается
в следующих особенностях:
- спроектированы и реализованы задания для учащихся 9-х классов
которые формируют предметные действия;
- спроектированные задания с реальным экспериментом могут быть
использованы учителями химии при подготовке к итоговой аттестации в
основной школе и в урочное время;
- полученные результаты могут быть использованы для разработки
заданий с применением реального эксперимента по другим темам.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обусловлены:
- теоpетическим обоснованием полoжений исследования и
пpактической реализацией построенной системы задач;
- опоpой основных положений нa дoстижения педагогическoй науки;
- pациональным сочетанием теоpетических и эмпиpических методов
исследoвания, адекватных eго цели и задaчам;
9- кoличественным и качественным анализом pезультатов проведенного
опытно-экспеpиментального исследoвания;
- широтой апробации результатов исследования;
- экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы;
- математической обработкой результатов исследования.
Апpобация и внедpение результатов исследoвания:
Основные положения и результаты исследования обсуждались на
заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла
основной общеобразовательной школы МБОУ «Алатская ООШ»
Высокогорского муниципального района, в педсоветах, а также
апробировались в образовательном процессе МБОУ «Алатская ООШ»
Высогорского района, «Берескинская СОШ» Атнинского района, а также в
общеобразовательной школы-интерната ―IТ-лицей (ФГАОУ ВО К(П)ФУ‖)
Приволжского района г. Казани.
Результаты исследования будут отражаться в следующей публикации:
- Ганиева Р.Й., Халикова Ф.Д. Формирование познавательных
универсальных учебных действий с применением демонстрационного
эксперимента (5 п.л); («Школа науки»;.- 2018.- №3.- С.19-20.)
- Ганиева Р.Й., Халикова Ф.Д. Влияние реального эксперимента на
познавательную деятельность у учащихся 9-х классов (10 п.л).
(Современные проблемы науки и образования)
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из
введения, двух глав, выводов по представленным главам, заключения, списка
литературы, включающего 78 источников, в том числе 3 на иностранном
языке. Объем работы будет составлять 89 страниц, содержание исследования
будет иллюстрировано 20 таблицами,

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подтверждена гипотеза исследования: эффективность формирования
познавательных УУД учащихся на уроках химии повысилась, применяя на
уроках химии демонстрационные эксперименты, используя различные
задания, объясняя обучающимся алгоритм выполнения познавательных
учебных действий именно с применением демонстрационного эксперимента.
1. Определена структура и содержание познавательных универсальных
учебных действий и рассмотрено особенности их формирования у учащихся
девятых классов на уроках химии.
2. Выделены преимущества экспериментальной деятельности
обучающихся на уроках химии в формировании познавательных
универсальных учебных действий.
3. Экспериментально проверена эффективность формирования
познавательных универсальных учебных действий на уроках химии с
применением демонстрационного эксперимента.
Выполненное диссертационное исследование не охватывает всех
аспектов проблемы формирования познавательных универсальных учебных
действий учащихся 9-х классов на уроках химии средствами
демонстрационного эксперимента.
Перспективными направлениями дальнейшего исследования
проблематики выпускной квалификационной работы являются: создание
методического указания для обучения педагогов по разработке и реализации
реальных химических экспериментов на уроках химии в основной школе.


Александрова М.М., Суровцева Р.П. Методика проведения
комплексных экскурсий в процессе обучения химии: Методические
рекомендации. – М., 2009.
2. Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах
гуманитарного профиля. – М.: Вентана Граф, 2012. –176с.
3. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения //
Известия АПН РСФСР. –Вып. 73. – М., 2008. – С. 3-14.
4. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия ‒ в центре наук. В 2-х частях.
Пер.с англ. ‒М.: Мир, 2012. ‒ 448с.ч 1.
5. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии: Книга для
учителя. ‒ М., 2007.
6. Быстрицкая Е.В. Составление и решение расчетных задач с
прикладным содержанием // Химия в школе. 2010. №7. с. 56-59.
7. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Модернизация
общего образования. ‒ Санкт- Петербург. : изд-во КАРО , 2009. ‒ 128с.
8. Верховский В.Н., СмирновА.Д.. Техника химического эксперимента.
‒ М.: Просвещение, 2007 ‒ т.І ‒ 368 с.; 2008 ‒ т.2 ‒ 384с.
9. ВилламоX. Косметическая химия / перевод с финского/ ‒ М.:
Мир, 2013. ‒ 281с.
10. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6т. Т.4. Детская психология /
Под.ред. Д.Б.Эльконина. ‒М.: Педагогика, 2014. ‒ 432с.
11. Габриелян О.С, Казанцев Ю.Н. Химия для всех и каждого:
дидактическое пособие к учебникам О.С.Габриеляна. ‒ М.:
Сиринъпрема, 2017. ‒ 104с.
12. Ганиева Р.Й., Халикова Ф.Д. Формирование познавательных
универсальных учебных действий с применением демонстрационного
эксперимента/ науч. Рук. Ф.Д. Халикова // «Школа науки»;.- 2018.- №3.-
С.19-20.
7213. Гильманшина С.И. Педагогические условия профильного
обучения в условиях непрерывного химического образования / С.И.
Гильманшина, Ф.Д Халикова // Фундаментальные исследования. – 2014.
– №1. – С. 115–118.
14. Давыдов В. В. Возрастные аспекты развития всесторонней и
гармоничной личности // Психолого-педагогические проблемы
становления личности и индивидуальности в детском возрасте. ‒М.
2013. С. 3-14.
15. Журин А.А., Зазнобина Л.С. Начала химического
эксперимента: Практические занятия по химии: 8-й класс средней
общеобразовательной школы. М.: Школа Пресс, 2012. – 31.
16. Журин А.А. Компьютер в кабинете химии. Пособие для
учителя. ‒ М.: Школьная пресса, 2011. ‒ 128с.
17. Зайцев О.С.: Методика обучения химии. Теоретический и
прикладной аспекты. ‒ М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2015. ‒ 384с.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. ‒ Ростов-на-Дону:
Феникс, 2007. ‒480 с.
19. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.
Л. И.Божович и Л. В. Благонадежиной. ‒ М., 2009, с. 22-29.
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. ‒ СПб.: Питер, 2012. ‒ 512 с.
21. Кирюшин Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии. ‒ М.:
Просвещение, 2013. ‒ 70с.
22. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения ‒
М.: Педагогика, 2009. ‒ с. 193-195.
23. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука,
2009. ‒192 с.
24. Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных
результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для
администраторов и педагогов общеобразовательной школы. ‒ СПб.:
КАРО, 2016. ‒ 112с.
7325. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе
межпредметной интеграции: 8-9классы: Учебно-методическое пособие.
‒ М.: Вентана Граф, 2014. ‒ 352с.
26. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справ. пособие. ‒М.:
Высшая школа, 2012. ‒ 192с.
27. Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой. - М.: ИКЦ
Академкнига, 2015. ‒ 287с.
28. Леенсон И.А. Удивительная химия. ‒ М.: Изд-во НЦ ЭНАС,
2016. ‒ 176с.
29. Лезер Ф. Тренировка памяти. Изд-во „Мир", ‒ М., 2009. ‒168с.
30. Лизинский В.М, Приемы и формы в учебной деятельности. ‒
М.: Центр «Педагогический поиск», 2014. ‒160с.
31. Манфред фон Макензен. Феноменологическое преподавание
химии в 7-м и 8-м классах вальдорфской школы. ‒ М.: Парсифаль. 2013.
‒ 280С.
32. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном
возрасте: Пособие для учителя. ‒ М.: Просвещение, 2011. ‒ 157 с.
33. Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С, Смирнова Т.В. Химия:
Учебник для 8-го класса средней общеобразовательной школы. М.:
Школа Пресс, 2008.
34. Минченков Е.Е., Корощенко А.С., Зазнобина Л.С., Журин А.А.
Методика обучения химии в 8-9классах. ‒М.: Школьная Пресса, 2010.
‒160с.
35. Минченков Е.Е., Цветков Л.А., Зазнобина Л.С. Химия:
Учебник для 9-го класса средней общеобразовательной школы. М.:
Школа Пресс, 2009.
36. Минченков Е.Е. и Лисичкин Г.В. Концепция школьного
химического образования // Химия в школе. 2013.№6. с.2-8.
37. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. Изд.
Знание. ‒ М., 2009. ‒ 466 с.
7

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ