Введение
Глава I. Теоретические основания этапов проектирования кафе в этническом стиле 6
1.1. История возникновения кафе 8
1.2. Композиция интерьера кафе в этническом стиле 9
1.3. Теоретические обоснования выбора этнического стиля 14
Выводы по I главе 25
Глава II. Разработка дизайн-проекта кафе в этническом стиле 29
2.1. Анализ пространственной ситуации кафе в этническом стиле 29
2.2. Выбор конструктивных и декоративно-отделочных материалов 30
2.3. Этапы работы над практической частью проекта. Визуальная
концепция 37
Выводы по II главе 51
Заключение 52
Список литературы 56
Приложения 59
В настоящий момент все крупные города России, переживают настоящий ресторанный бум: стремительно растет число ресторанов, кафе, баров, различных клубов. Индустрия массового питания находится в процессе развития - увеличивается как число заведений, так и качество обслуживания. С каждым годом общественное питание все больше проникает в быт широких масс населения, способствует решению многих социальноэкономических проблем.
Сеть предприятий питания, которой пользуется население, представлена различными типами: столовыми, ресторанами, кафе,
закусочными, барами и др. Популярность любого заведения общественного питания напрямую зависит от его внутреннего убранства, от впечатления, которое внутреннее оформление производит на посетителя. Зачастую дизайн интерьера ресторана или кафе для посетителя играет даже большую роль, чем предлагаемые блюда. В ресторанах люди отдыхают. И дизайн интерьера ресторана должен этому способствовать. Тут все должно выглядеть красиво, радовать посетителю глаз. На подсознательном уровне дизайн интерьера предприятия общественного питания уже формирует у посетителя отношение к качеству предлагаемых блюд.
Сейчас в индустрии общественного питания идет жесткая борьба за каждого посетителя. Заведомо проигравшими оказываются те рестораны и кафе, которые не могут похвастаться стильным и запоминающимся образом заведения. И наоборот, интересно выполненный дизайн интерьера может завуалировать для посетителя некоторые недостатки заведения.
Сегодня тенденции в ресторанном бизнесе таковы, что каждое заведение просто обязано иметь свой яркий и запоминающийся образ. Ведь клиенты готовы платить не только за блюда, напитки и качество сервиса, но и за атмосферу, за дизайн заведения.
Методологической базой исследования являются работы таких исследователей, как: Е.Д.Аграновского, В.С. Баранова, Т.Буймистру,
О.Л.Голубевой, В.П.Золина, В.М.Калининой, Л.С.Кучер, Г.М.Логвиненко, З.Х.Матюхиной, С.М.Михайловой, М.П.Могильного, Ю.М.Неруша,
Т.Т.Никуленковой Д.Панеро, Ф.Г.Панкратова, Л.А.Радченко, П.Рэнд, В.Солдатенкова, В.Устина, И.Н.Фурса, О.Е.Цветкова, Н.Щеглова,
Т.В.Шленской, С.С.Шумега, Г.М.Ястиной.
Проблема исследования состоит в том, что в странах и городах Азии узбекский стиль мест общественного питания популярен и востребован, а вот в Европе, в городах России данный стиль очень редко используют в качестве элемента этнического дизайна интерьера.
Гипотеза исследования исследования заключается в том, что разработанный этнический стиль кафе будет призван популяризировать узбекский стиль оформления заведений общественного питания.
Объект исследования: помещение кафе.
Предмет исследования: этапы проектирования кафе в этническом
стиле.
На основании вышесказанного нами была определена цель дипломной работы: разработка дизайн-проекта интерьера кафе в этническом стиле.
Цель, объект и предмет исследования позволяют определить постановку следующих задач:
1. Изучить теоретические основания возникновения проектирования и его этапов.
2. Рассмотреть комплекс нормативных требований (социальные, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические) к проектированию интерьеров предприятий общественного питания.
3. Изучить особенности формирования и историю возникновения этнического стиля.
4. Проанализировать опыт проектирования общественных интерьеров в этническом стиле.
5. Разработать дизайн-проект интерьера кафе в этническом стиле.
Нормативной базой исследования выступили Госты: ГОСТ 50762-95, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 6266-89; СанПины: 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02-89, СНиП 2.08.01-89, СНиП 2.08.02-89, СНиП 11-4-79, СНиП 2.08.02, СНиП 11-4, СНИП 21-01-97; МБТ 5061.
Методы исследования: в процессе работы над выпускной
квалификационной работой были применены метод теоритического анализа документов, анализ СанПинов, Гостов, обобщены материалы научных и периодических изданий по тематике ВКР, макетирование и моделирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный дизайн-проект интерьера кафе в этническом стиле возможно применить и к другим типам и видам помещений общественного питания.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В рамках проекта был разработан дизайн интерьера кафе Караван, расположенного по адресу ул. Мухаммед Икбал, 4/1, Бухара, Республика Узбекистан.
На основании исследования, проведенного в первой части, была рассмотрена история первых кафе. Элементы узбекского стиля были выбраны в качестве творческого источника. В первой части проекта были рассмотрены вопросы композиции интерьера, разработан СанПиН, связанный с кейтерингом. С точки зрения обоснования выбора дизайнерского и композиционного решения на основе исследования, проведенного в первой части, определены общие стилистические и композиционные формы.
1. Выделены основные принципы дизайна кафе:
- дизайн интерьера кафе должен быть полностью завершен, чтобы не осталось занижения интерьера. Каждый отдельный элемент интерьера или аксессуар должен гармонично дополнять общую картину интерьера;
- проект кафе должен полностью соответствовать всем законам эргономики. То есть дизайн интерьера кафе не должен создавать ненужных неудобств для персонала заведения и посетителей. В проекте кафе необходимо правильно распределить всю свободную площадь помещения. Также необходимо учитывать, как различные зоны учреждения будут взаимосвязаны.
2. Этностиль - это совокупность цветов, предметов декора, мебели, материалов, характерных для убранства дома той или иной страны, региона. Этнический стиль в интерьере является сборным понятием. Он включает в себя множество различных стилистик, которые объединяет одно - дань традициям культуры. Впрочем, есть и еще несколько характерных особенностей, общих для всего этно стиля:
- этно стиль подразумевает использование только натуральных материалов. Камень, древесина и прочие природные материалы используются и в отделке, и в мебели, и в аксессуарах, и в предметах декора;
- традиционные цвета стиля отображают характерные оттенки той или иной страны, но все они, как правило, яркие, сочные, насыщенные, повторяющие цвета природы;
- большинство этно стилей архаичны, хотя встречаются и современные вариации;
- характерные предметы быта и элементы декора той или иной страны - основные составляющие этнической стилистики;
- обязательно присутствуют в интерьере типичные узоры и рисунки выбранной страны.
Также кратко рассмотрели особенности некоторых самых интересных подвидов этнического стиля в дизайне: африканского, японского,
английского, итальянского, скандинавского. Подробно рассмотрели узбекский стиль.
3. Композиция интерьера - это пропорциональное, закономерное, рациональное расположение и соотношение его частей с учётом особенностей стиля и эстетического вкуса. Слово «композиция» (compositio) по-латыни означает «соединение» или «приведение в порядок». «Компоновать» - значит складывать отдельные части в целостное произведение.
4. Выделены пункты данного проектирования.
Во второй главе нашего исследования мы занимались конкретно разработкой дизайн-проекта кафе в этническом стиле.
1. Проанализировали пространственную ситуацию кафе в этническом стиле: площадь заведения, количество мебели, окон, дверей, светильников и т.д.
2. При оформлении интерьера ресторана использовались следующие принципы:
- наиболее эффективное использование площади ресторана;
- планировка помещения, количество посадочных мест проводилось с учетом пожеланий заказчика и эргономических требований;
- цветовое решение интерьера определялось узбекским стилем;
- в оформлении стиля использованы только натуральные материалы.
3. Далее была рассмотрена визуальная концепция ресторана: выбор отделочных материалов, проектирование систем водоснабжения, освещение, нормы противопожарной безопасности, конструкция рабочего места и т.п.
4. Проект разработан на основе проектной спецификации, измерительных чертежей, фотоматериалов, анализа аналогов и прототипов.
5. После изучения и анализа аналогов дизайн интерьера ресторана был выполнен в виде рисунков и трехмерных решений.
При оформлении интерьера кафе «Караван» мы постарались как можно лучше воссоздать атмосферу с элементами узбекского стиля. Основными средствами достижения этой атмосферы были деревянная мебель, антиквариат, декоративная резьба по дереву. Также основным атрибутом была экологичность и естественность отделочных материалов. Интерьер кафе оказался не только привлекательным, но и удобным для большого количества людей, которые могли бы одновременно находиться в одной комнате. В техническом разделе проектной части проекта была разработана необходимая документация в виде чертежей, планов, перспектив, аксонометрической проекции рассматриваемого объекта проектирования, эти материалы представлены в заявке на проект. В ходе работы над проектом были отобраны материалы, необходимые для будущего интерьера кафе, и было сделано обоснование для этого выбора. При подборе мебели и предметов интерьера был представлен целый ряд необходимых предметов. Вся мебель, предложенная в проекте, соответствует эргономическим требованиям и выбранному стилю. Графическое изображение объекта дизайна наглядно демонстрирует наиболее значимые по цвету типы, цветовую палитру оформленного интерьера. Таким образом, помимо эстетических функций, интерьер обеспечивает оптимальные условия для обслуживания, оказывает непосредственное влияние на уровень корпоративной культуры, создает комфорт, как материальный, так и моральный. Этот проект полностью удовлетворяет пожелания заказчика.
1. Аграновский Е.Д., Аносова М.М., Лифанова Р.Ф. "Организация производства на предприятиях общественного питания". М: Экономика, 2010. - 254 с.
2. Айсмен Л. Дао цвета. М.: Эксмо, 2005. - 173 с.
3. Баранов В.С., Мглинец А.И., Алешина Л.М, и др. Технология производства продукции общественного питания. М.: Экономика , 2012.-400 с.
4. Бергер К. Путеводные знаки. Дизайн графических систем навигации. Пер. Гилим С. —М.: РИП-Холдинг, 2005. - 176 с.
5. Буймистру Т. Колористика. Цвет — ключ к красоте и гармонии. - М.: Ни-ола-Пресс, 2007. - 236 с.
6. Бхаскаран Л. Дизайн и время. М.: Издательство: "Арт-Родник", 2009.
- 256 с.
7. Голубева О.Л. Основы композиции. М.: Изд. дом «Искусство», 2004. -120 с.
8. Даниленко В.Я. Академия классического дизайнерско-художественного образования. //Техническая эстетика и дизайн. - Киев, 2002.-116 с.
9. Золин В.П. «Технологическое оборудование предприятий
общественного питания» , Москва 2000.-320 с.
10. Калинина В.М. Техническое оснащение и охрана труда в общественном питании. Издательство Мастерство 2001.-425 с.
11. Калинина В.М. Охрана труда на предприятиях пищевой промышленности, Образовательно- издательский центр «Академия», 2010-316 с.
12. Кучер Л.С., Шкуратова Л.М. «Организация обслуживания
общественного питания»: Учебник. - М: Издательский дом «Деловая литература», 2002.-544 с.
13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: Гуманитар. изд. центр "Владос", 2012. — 144 с.
14. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера. От античности до наших дней. М.: Искусство, 1990.- 784 с.
15. Матюхина З.Х. Основы физиологии питании, гигиены и санитарии / З.Х. Матюхина- Издательский центр "Академия", 2004. - 184 с.
16. Михайлов С. М. История дизайна: Учебник. - М.: Союз дизайнеров России, 2002. - 279 с.
17. Могильный М.П., Шленская Т.В., Могильный А.М. Справочник работника общественного питания. - М.: Дели принт, 2011 - 656 с
18. Неруш Ю.М. Логистика: учеб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 389 с.
19. Никуленкова Т.Т., Маргелов В.Н. "Проектирование предприятий общественного питания": М. "Экономика" 2011.-247 с.
20. Огилви Д. Огилви о рекламе. - М.: Эксмо. 2007 . - 232 с.
21. Панеро Д. Основы эргономики. Человек. Пространство.-М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2012. - 320 с.
22. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учеб. - М.: Дашков и К,
2007. - 52 с.
23. Радченко Л.А. Организация производства предприятий общественного питания. - М.: Эксмо, 2001. - 73 с.
24. Рэнд П. Дизайн. Форма и хаос. Пер. Форонов И. — М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2013 - 244 с.
25. Саттон Т., Виллен Б. Гармония цвета. М.: АСТ, Астрель 2004. - 505 с.
26. Стармер А. Цвет. Энциклопедия. Перевод с английского Лейтес Е. Г., Лейтес И. А. М.: Арт-родник, 2005. — 256 с.
27. Солдатенков В. Восточный ресторан. Создание и управление. М.: Ресторанные ведомости, 2005.-184 с.
28. Туэмлоу Э. Графический дизайн: фирменный стиль.- М.: Отдельное издание, 2006 .-256 с.
29. Устин В. Композиция в дизайне (методические основы композиционно - художественного формообразования в дизайнерском творчестве) М.: Ниола-Пресс, 2007 - 406 с.
30. Фурс И.Н. «Технология производства продукции общественного питания». - Минск, 2002.-799 с.
31. Цветков О.Е. Стили интерьера: от классики до авангарда издательство Ниола-пресс, 2010.- 96 с.
32. Черневич Е. Графический дизайн в России. М.: СЛОВО/SLOVO, 2008 -
124 с.
33. Чидзиива Х. Гармония цвета. - М.: АСТ, Астрель, 2003.- 86 с.
34. Числетт Х. Дом Келли Хоппен. От замысла до воплощения. М.: Издание: Арт-Родник, 2009.- 192 с.
35. Чинь Ф. Архитектурная графика. М.: Астрель, АСТ, 2007. - 123 с.
36. Щеглов Н., Гайворонский К.А. Технологическое оборудование предприятий общественного питания торговли. - М.: Эксмо, 2001. - 59 с.
37. Шленская Т.В., Шабурова Г.В. , Курочкин А.А. , Петросова Е.В. Проектирование предприятий общественного питания. -Спб: Троицкий мост , 2011-288 с.
38. Шумега С.С. Технология художественных изделий из древесины. - М.: Мир,2001.-360с.
39. Эвами М. Logo. Создание логотипов. Самые современные разработки. М.:Питер,2009.-352с.
40. Ястина Г.М., Несмелова С.В. Проектирование предприятий общественного питания (с основами Аи1:оСАВ).-Спб: Троицкий мост , 2012-288 с.