Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования системы делопроизводства в системе управления учреждением 6
1.1 Понятие и значение делопроизводства 6
1.2 Актуальные проблемы современного делопроизводства и документооборота 11
2. Анализ состояния и проблемы совершенствования делопроизводства на примере администрации Панкрушихинского района Алтайского края 15
2.1 Краткая характеристика организации 15
2.2 Анализ системы делопроизводства в администрации Панкрушихинского района Алтайского края 17
2.3 Пути совершенствования делопроизводства в администрации Панкрушихинского района Алтайского края 24
Заключение 27
Библиографический список 29
Деятельность, касающаяся управления в нашей стране, реализуется непосредственно через документацию, которая в свою очередь есть источник и результат такой деятельности. Работа с документацией имеет тесную связь с главным производственным процессом организации.
Важнейший недостаток классического управления документами – отсутствие возможности централизованного отслеживания передвижения документов учреждения в режиме реального времени. Чтобы это реализовать требуются колоссальные трудозатраты как на подробное ведение журналов и картотек всех подразделений, так и на быстрое централизованное объединение всей информации. Отсутствие эффективно применяемой технологии управления оборотом документов является результатом того, что в случайно выбранный момент трудно сказать наверняка, какие документы находятся в работе, указать стадию проработанности находится интересующего вопроса, над чем именно трудятся исполнители.
Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. Для упрочения российской государственности рациональное управление документацией может послужить одной из важных опорных точек укрепления аппарата управления и существенным элементом его стабильности.
По сути дела, организация работы с документами является координирующим центром конкретного структурного подразделения, что на практике означает полную осведомленность о местонахождении лиц своего подразделения, правильное оформление переписки, подготовку организацию телефонных разговоров и т.д.
Документ, как процесс динамичного документооборота - есть объект, изучаемый целым рядом дисциплин, при этом основными аспектами, его характеризующими являются: назначение документа, его форма, способ записи и способ воспроизведения информации.
Современные проблемы делопроизводства и документооборота обнаруживают известную инвариантность, что позволяет выделить следующие аспекты.
Во-первых, у современных субъектов хозяйствования (рассматривая некоторый глобальный контекст) - отсутствует понимание объективной необходимости перехода в современных условиях на электронный документооборот (система электронного документооборота - СЭД).
На сегодняшний день внедрение системы электронного документооборота в практику функционирования субъектов хозяйствования является объективным требованием времени, обусловленное актуализацией процесса информатизации.
Во-вторых, в настоящее время не имеется некоторой однозначной «логической схемы» реализации перехода на электронный документооборот.
Все вышесказанное обуславливает актуальность исследуемой темы.
Для написания работы в основном были использованы труды таких авторов как: И.В. Грошев, М. Армстронг, Н.И. Шаталова, О.Е. Алехина, Е.А, Добролюбова, С.Н. Капустина, Е.И. Комарова и т.д.
Объектом исследования является система делопроизводства в администрации Панкрушихинского района Алтайского края.
Предмет исследования – проблемы ведения делопроизвоства.
Целью данной работы является анализ системы делопроизводства в системе управления учреждением на примере Администрации Панкрушихинского района Алтайского края.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты исследования системы делопроизводства в системе управления учреждением;
- провести анализ состояния делопроизводства на примере администрации Панкрушихинского района Алтайского края;
- разработать пути совершенствования делопроизводства в администрации Панкрушихинского района Алтайского края.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по документообороту, государственному управлению, теорией организации, социологии, управлению персоналом; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; системный анализ, наблюдение.
Структурно работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и библиографического списка.
Деятельность любого субъекта хозяйствования связана с необходимостью составления большого количества документов, оформление которых привязано к унифицированным формам, а также носит управленческую и повседневную функцию (справки и приказы, доверенности и распоряжения). Довольно часто появляются вопросы о размерах полей и шрифта, месте постановки печатей и т.д.
Правила оформления документов регламентируются ГОСТами. Эти нормативно-правовые акты разработаны и утверждены на федеральном уровне. Требования, содержащиеся в них, носят рекомендательный характер. Они находят свое применение в распорядительных и организационных документах, которые включены в унифицированную систему. К ним относят распоряжения и постановления, решения и приказы, акты и протоколы, письма и т.д.
Правила оформления документов устанавливают перечень реквизитов, которые в них содержатся, а также требования к их оформлению. В приложениях к ГОСТам имеются образцы бланков. В связи с тем, что нормы по оформлению документов носят рекомендательный характер, каждый субъект хозяйствования должен издать локальный нормативный акт. В нем и будет закреплен его порядок делопроизводства.
В функции системы делопроизводства входят:
- грамотная организация документооборота, обеспечивающая оперативную передачу документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени, позволяющая контролировать прохождение любого документа и его исполнение в назначенные сроки;
- автоматизированная система регистрации и учета всей входящей, исходящей и внутренней документации;
- архивация документов, позволяющая систематизировать их по формальным признакам и формировать их в дела;
- создание номенклатуры дел – системы кодов по перечням заголовков дел, облегчающей их систематизацию и определяющую сроки хранения архивов, установленные законодательными или отраслевыми нормативными актами.
К организационно–правовым документам, регламентирующим деятельность администрации Панкрушихинского района Алтайского края, относятся:
Правила внутреннего трудового распорядка;
Инструкция по делопроизводству;
Штатное расписание.
Коллективный договор;
Положение об отделе кадров;
Стандарт «Альбом первичных учетных форм кадровых документов».
Согласно проведенному анализу системы управления делопроизводством на примере администрации Панкрушихинского района Алтайского края можно охарактеризовать положительно, так как в учреждении разработаны локально – нормативные акты регламентирующие деятельность кадровой службы и ведения делопроизводства в рамках выбранной кадровой политики.
1. Андреева, В. И. Делопроизводство: организация и ведение: учебник / В. И. Андреева. – М.: Издательство КНОРУС, 2017. – 256 с.
2. Басовская, Е. Н. Делопроизводство: учебное пособие / Е. Н. Басовская, Т. А. Быкова, Л. М. Вялова, Е. М. Емышева. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 256 с.
3. Белов, С. П. Подготовка предприятий к внедрению систем электронного документооборота: монография / С. П. Белов. – М.: Мир науки, 2016. – 210 с.
4. Бобылева, М. П. Управленческий документооборот от бумажного к электронному: учебное пособие / М. П. Бобылева. – Спб.: Самиздат, 2015. – 327 с.
5. Быкова, Т. А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство) / Т.А. Быкова, Т.В. Кузнецова, Л.В. Санкина. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 304 с.
6. Демин, Ю. М. Подготовка служебных документов: учебное пособие. – 4-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2017. – 260 с.
7. Доронина, Л. А. Основы делопроизводства в государственном и муниципальном управлении: учебник / Л. А. Доронина. – М.: КноРус, 2018. – 360 с.
8. Каширина, Е. И. Анализ документооборота // Политематический сетевой электронный журнал КубГАУ. – 2017. - №129. - С. 1-11.
9. Кузнецов, И.Н. Делопроизводство: учебно-справочное пособие / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2016. - 520 c.
10. Кузнецов, И.Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство: учебник и практикум / И.Н. Кузнецов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
11. Могзоев, А. М. Совершенствование документооборота в делопроизводстве органов муниципальной власти // Муниципалитет: экономика и управление. - 2018. - С. 97-105.
12. Оболенская, А. Г. Модель профессионального опыта государственного служащего Среднего Урала // Педагогическое образование в России. – 2017. - №10. - С. 15-21.
13. Панасенко, Ю. А. Делопроизводство: документационное обеспечение управления : учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. – 112 с.
14. Раздорожный, А. А. Документирование управленческой деятельности: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 304с.
15. Румынина, Л. А. Документационное обеспечение управления: учебник / Л. А. Румынина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 224 с.
16. Рыженко, А. А. Электронный документооборот: учебное пособие / А. А. Рыженко, Н. Ю. Рыженко, А. П. Сатин.– М.: Академия ГПС МЧС России, 2016.– 147 с.
17. Смирнов, А. В. Социальная включенность личности и ее связь с уровнем проявлений профессионально важных качеств руководителя // Педагогическое образование в России. – 2018. - №11. - С. 124-131.
18. Сологуб, О. П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов: учебное пособие / О. П. Сологуб. – М.: Омега – Л, 2016. – 207 с.
19. Филатов, Д.Г. Системы электронного документооборота: учебное пособие / Д. Г. Филатов. – А.: Издательство Абакан, 2015. – 105 с.
20. Шишин, И. О. Информационные технологии управления документами: учебное пособие / И. О. Шишин. – Спб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. – 78 с.