Введение 3
1. Теоретические основы становления и развития исламского банкинга 9
1.1. Исторические аспекты развития исламского банкинга и его интеграция в
мировой финансовый рынок 9
1.2. Классификация исламских банковских продуктов 24
1.3. Международный опыт развития исламского банкинга 41
2. Анализ практики развития исламского банкинга в России 53
2.1. Состояние исламского банкинга в России 53
2.2. Практические особенности исламских банковских продуктов 63
2.3. Республики Татарстан как регион продвижения исламских финансовых
продуктов 70
3. Проблемы и перспективы развития исламского банкинга в России в
современных условиях 78
3.1. Проблемы продвижения исламских финансовых продуктов на
современном российском рынке 78
3.2. Перспективы использования технологий исламского банкинга 91
3.3. Адаптация действующих банковских продуктов в инструменты
исламского банкинга 96
Заключение 100
Список использованных источников 111
Приложения 115
Актуальность исследования. Функционирование системы исламских финансов - это действительность настоящего времени. Количество исламских финансовых институтов в мире постоянно увеличивается. Появляются новые крупные участники на мировом финансовом рынке: исламские банки, фонды, страховые компании и другие. На рынок приходят традиционные банки, открывая исламские филиалы, и другие игроки, стремящиеся получить доступ к инвестициям и частным капиталам клиентам, для которых важно соблюдение в бизнесе определенных принципов.
Возрастают объемы исламских финансов и масштаб их деятельности. По нашей оценке, только за последнее десятилетие активы исламских финансовых институтов увеличились в 10 раз, причем объем эмиссий исламских ценных бумаг увеличился почти в 81 раз за этот период.
Исламские финансы постепенно отвоевывают часть международного финансового пространства. Исламские ценные бумаги котируются на ведущих биржевых площадках мира в Лондоне, Люксембурге, Ирландии. Ведущие международные банки мира развивают исламскую финансовую деятельность не только в корпоративном, но и розничном сегменте. Лучшими исламскими банками в мире признаны HSBC, Deutsche Bank, Standard Chartered и др. Исламские банки получают лицензии на осуществление деятельности в странах немусульманского мира.
С целью стимулирования развития исламских финансовых институтов на внутренних рынках, отдельные государства разрабатывают стратегии по развитию исламской как части существующей финансовой системы в стране, и принимают пакет мер, стимулирующий данную сферу. В ряде арабских и африканских стран, где до недавнего времени была представлены только традиционные финансовые институты, принимаются новые законы для привлечения исламских финансов. Ярким примером здесь являются Марокко и ЮАР. По этому пути идут и страны развитого мира - Австралия, Франция, Ирландия, Великобритания.
Правительства стран, входящих в сферу исламских финансов, руководствуются не только спросом на услуги со стороны мусульманского населения, но и необходимостью открыть свой финансовый рынок для исламских финансов, которые, благодаря своим принципам организации, сокращают неустойчивость экономики от финансовых потрясений и содействуют сближению финансовой деятельности с реальной экономикой. Развитие исламских финансов в стране содействует интеграции национальных субъектов хозяйствования в глобальную систему исламских финансов. Такие страны как Марокко, Австралия, Казахстан делают ставку на развитие системы исламских финансов как части стратегия по становлению в стране финансового центра.
Деятельность исламских финансовых институтов становится более диверсифицированной и сложной. Возрастают возможности и увеличивается опыт исламских банков по структурированию комплексных крупных сделок. Качественный и количественный прогресс исламской финансовой отрасли безусловно заслуживает изучения.
Оценка опыта развития и распространения исламских финансовых институтов в мире, выявление недостатков и препятствий, упущений со стороны самих финансовых институтов и регулирующих их деятельность органов представляют собой значительный научный интерес, особенно с учетом того, что до недавнего времени изначально существовала только концепция исламского банковского дела без практического его воплощения. Исламские финансовые институты смогли воплотить существующую теорию в практику. Сейчас система исламских финансов эволюционирует вместе с правовым регулированием отрасли.
Развитие исламских финансов сопровождается свойственными им особенностями, исследование которых крайне важно для прогнозирования будущих сценариев развития не только исламской, но и международной финансовой системы.
Г лубокие финансово-экономические кризисы, включая мировой долговой кризис 1982 г., современные потрясения, зародившиеся еще в 2006-2007 гг. в США и прокатившиеся почти по всему миру, европейский кризис задолженности 2012-2013 гг. требуют более внимательного изучения моделей ведения бизнеса, предлагаемых в рамках системы исламских финансов, базирующейся на принципах, запрещающих чрезмерные заимствования, неоправданные риски, неопределенность, спекуляции.
В России опыт работы исламских финансовых институтов насчитывает более 20 лет. Исламские технологии в банковской деятельности стали применятся «Бадр-Форте Банком» еще в 1997 г. Усилия по развитию исламской финансовой деятельности на уровне отдельных регионов уже приносят свои плоды. Татарстан, к примеру, благодаря ряду инициатив уже привлекал исламские финансирование на осуществление не малого количества проектов, в том числе и инфраструктурных. К примеру, с помощью исламских финансов были профинансировали строительство объектов Универсиады, которая проводилась в 2013 г.
Выявление тенденций развития исламских финансовых институтов в России и оценка их перспектив имеют особое значение для разработки предложений по стимулированию деятельности системы исламских финансов в рамках программ инновационного развития российской экономики, модернизации финансового рынка, становление в стране международного финансового центра.
Актуальность названных проблем, возрастающая потребность их решения определили выбор темы, объекта и предмета исследования, обусловили постановку цели и задач диссертационной работы.
Степень разработанности темы. Развитие системы исламских финансов, ее элементов, регулирования и отдельных ее направлений в последние годы вызывают повышенный интерес и исследуются многими учеными.
Значительный вклад в изучение теории вопроса внесли такие российские ученые и экономисты, как Бирюков Е.С., Джабиев А.Н., Жданов Н.В., Журавлев А.Ю., Ионова А.И., Мирошник Е.Н., Павлов В.В., Сюкияйнен Л.Р. и др. Если Журавлев А.Ю. и Павлов В.В. в основном посвящали свои исследования исламскому банковскому делу.
Теоретическая концепция системы исламских финансов формировалась на основе трудов представителей ранней исламской экономической мысли - Абу Юсуфа, Яхьи ибн Адама, Абу Убаида Аль-Касима ибн Саляма, Абу Фаража Кудама ибн Джаафара, Абу Джаафара Ахмеда ибн Насера Аль-Дауди и Абу Фаража Абдель Рахмана ибн Ражаба Аль-Ханбали, Ибн Аль-Мукаффы и др. Особый вклад был внесен такими учеными как Аль-Газали, Ибн Таймийя, Ибн Хальдун, Ибн Каййим Аль-Джаузийа.
Среди современных зарубежных теоретиков и исследователей вопросов развития системы исламских финансов необходимо назвать Умара Чапру, Абдель Азима Ислахи, Замира Игбаля, Мохаммеда Таки Османи, Сидуна Харона, Вана Нурсофиза Вана Азми, К. Хассана, Р. Кайеда, Аббас Мирахора и др.
Научная новизна. заключается в том, что на основе анализа современного состояния системы исламских финансов определены общие тенденции и факторы ее развития, разработаны и предложены научно-практические рекомендации по развитию в России исламских финансовых институтов с целью интеграции страны в мировые исламские финансы и как следствие расширение возможностей для привлечения иностранного капитала для осуществления инфраструктурных проектов и финансирования российской промышленности.
Наиболее существенными являются следующие результаты, характеризующие научную новизну и личный вклад автора:
— предложена авторская хронология развития исламской экономической мысли, и обобщены принципы функционирования системы исламских финансов;
— дано авторское определение системы исламских финансов;
— предложено авторское определение исламским банковским продуктам;
— отражены возможности, которые откроют банковские продукты, основанные на исламской модели банковского рынка российской банковской системе.
Цели исследования. Основной целью диссертационного исследования является исследование развития системы исламского банкинга в мире на современном этапе, выявление роли исламских финансовых институтов в ее формировании, факторов укрепления ее позиций, а также изучение возможностей его становления в России для привлечения финансовых ресурсов, улучшения инвестиционного климата.
Задачи исследования. Достижение данной цели предопределяет решение следующих задач:
— изучение исламской экономической мысли, в частности, ее периодизации и финансовой составляющей, определения сущности и основ исламских финансов, принципов и особенностей исламских финансовых институтов и инструментов;
— анализ развития системы исламских финансов в мире и выявление в этом процессе роли государственного и международного регулирования, а также тенденций и факторов, препятствующих и содействующих развитию исламских финансов;
— изучение опыта других стран в развитии исламских финансов и оценка возможностей его применения в России с учетом специфики, необходимости и возможности развития системы исламских финансов в России;
— выявление факторов, влияющих на становление системы исламских финансов в России;
— разработка предложений по развитию системы исламских финансов в России.
Объектом исследования выступает система исламских финансов, состоящая из исламских финансовых институтов, инструментов, принципов ведения финансовой деятельности, финансовой инфраструктуры.
Предметом исследования являются особенности функционирования и факторы развития системы исламских финансов на современном этапе в мире.
Методология исследования представляет собой диалектический метод познания, который раскрывает возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Сравнительный подход к объекту исследования реализован с помощью общенаучных методов: научной абстракции, анализа и синтеза, группировки и сравнения, а также метод оценки при помощи абсолютных и относительных показателей.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения результатов исследования государственными структурами в процессе разработки стратегии развития системы исламских финансов в России, а в частности банками, для ее дальнейшего стимулирования.
Оригинальный информационный материал диссертационного исследования представляет также практический интерес для учебного процесса в высших учебных заведениях рамках чтения лекций и ведения семинарских занятий по курсам «Мировая экономика», «Международные финансы», «Финансы и кредит», «Россия в глобальной экономике.
Рассматриваемая в диссертации исламская финансовая система представляет собой совокупность исламских финансовых институтов и инструментов, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате (мусульманском праве). Исламская финансовая система является основой исламской экономики, или исламской экономической модели.
Проведенный в диссертации анализ работы исламских банков и других исламских финансовых институтов и применяемых ими методов финансирования позволяет выявить их потенциал и использовать их возможности в деле развития и совершенствования финансовых систем в их общепринятом понимании как мусульманских, так и немусульманских странах.
Не соответствуют действительности и утверждения о том, что исламская финансовая система обязана своим рождением и существованию исключительно высоким доходам ряда нефтедобывающих государств Персидского залива. Первые исламские финансовые институты появились в Египте, Малайзии и Пакистане — странах, которые имели мало общего в своей структуре экспорта с нефтедобывающими монархиями Персидского залива. Инициатива по созданию данных финансовых институтов была ответом на спрос со стороны местного населения, а не результатом политического решения.
Другое, все еще имеющее широкое распространение заблуждение заключается в утверждении, что исламская финансовая система актуальна лишь для мусульман. Проведенный в диссертации анализ убедительно продемонстрировал, что исламские финансовые продукты могут быть востребованы всеми заинтересованными физическими и юридическими лицами вне зависимости от их религиозных убеждений. Для мусульман же данные продукты имеют дополнительное конкурентное преимущество, поскольку структурируются в соответствии с требованиями шариата.
В основе исламской финансовой системы лежат нормы и принципы мусульманского права, но это вместе с тем не означает, что деятельность исламских финансовых институтов регулируется исключительно нормами мусульманского права. В свое время в Великобритании, где в начале третьего тысячелетия рассматривался вопрос о развитии исламских финансов, у некоторых представителей правительства и членов парламента возникли опасения, что развитие исламского банковского дела будет означать введение в Англии шариата. Однако после того, как стало ясно, что деятельность исламских банков и других исламских финансовых институтов будет регулироваться английским правом, все возражения против развития исламских финансов в стране были сняты.
В настоящее время в мире нет ни одной страны, где бы мусульманское право было единственной правовой системой. Статус и деятельность исламских банков и других исламских финансовых институтов регулируется законодательством тех стран, где они функционируют. Во многих мусульманских странах существует смешанная правовая система, включающая в себя элементы мусульманского права, а также права общего или права континентального. На практике это означает, что исламские методы финансирования в полном или усеченном виде могут применяться практически в любой стране мира, что и происходит в реальности.
Между тем, довольно распространенным заблуждением ряда исследователей является отождествление исламской экономики с экономиками (в значении народных хозяйств) стран-членов Организации Исламская конференция (ОИК).
Ставить знак равенства между экономикой стран ОИК и исламской экономикой некорректно прежде всего потому, что лишь в трех государствах- членах Организации — Пакистане, Иране и Судане — были предприняты попытки исламизации всей хозяйственной жизни. В других же государствах подобные реформы не производились совсем. Более того, в некоторых странах- членах ОИК вообще отсутствуют какие-либо исламские финансовые институты, например, в большинстве бывших среднеазиатских республик СССР, ряде государств Африки (Мозамбик, Сьерра-Леоне и др.) и Латинской Америки (Гайана, Суринам).
Некоторые авторы, анализируя возможности исламской экономики и исламских финансов в частности, сознательно или по незнанию рассматривают экономическую и финансовую систему арабских или даже мусульманских стран. Например, автор «Исламской концепции миропорядка» Н.В. Жданов утверждает, что несостоятельность исламской экономики можно проследить на примере Саудовской Аравии, где существует разрыв между теорией и практикой: многие банки в королевстве практикуют операции, ничем не отличающиеся от аналогичных операций в западных банках. Подобное утверждение свидетельствует лишь о некомпетентности автора, который не знает, что в Саудовской Аравии оперируют не только исламские банки.
Исламская финансовая система, а точнее исламские финансовые институты и инструменты представляют собой нишевое явление в финансовых системах большинства стран - за исключением Судана и, с рядом оговорок, Ирана. В некоторых странах в силу ограничений, налагаемых действующим законодательством, исламские банки рассматриваются в качестве небанковских финансовых организаций.
Учитывая тот факт, что исламская финансовая система составляет основу исламской экономической модели, не вызывает сомнений, что решение целого ряда экономических задач будет адресовано прежде всего исламским финансовым институтам, в том числе и тех задач, которые в принципе не относятся к сфере финансов.
Некоторых экономистов, знакомящихся с основами исламской экономики, вводит в заблуждение значительное число правовых дефиниций в работах, посвященных исламской экономике и финансам. Это неудивительно, поскольку первыми авторами, писавшими на тему исламской экономики, были как раз мусульманские юристы. И по сей день среди авторов, пишущих об исламской экономике, немало правоведов. Однако данное утверждение справедливо в основном для работ, посвященных вопросам собственности, а также земельным, трудовым и иным отношениям. Что касается финансовой проблематики, то здесь безусловно преобладают экономисты, многие из которых окончили экономические факультеты престижных западных университетов.
Очевидно, любому виду предпринимательской деятельности сопутствуют риск и неопределенность. Но одно дело — неизбежный предпринимательский риск, другое — сделки, в результате которых хотя бы одна из сторон принимает на себя неоправданный риск и может при этом потерпеть убыток. Иными словами, все зависит от того, что понимать под гараром. Если трактовать гарар как любой риск, то следует отдавать себе отчет в том, что он присущ контрактным отношениям. Если же рассматривать гарар как чрезмерный риск, то оценка его чрезмерности относится к исключительной компетенции мусульманских правоведов.
На практике любой гарар означает информационную асимметрию, выражающуюся в том, что одна из сторон сделки обладает меньшей (или недостаточной) информацией об предмете договора и потому несет неоправданно высокий риск. Смысл запрещения гарара в исламской экономике — предотвратить несправедливое преобладание одной стороны над другой, выражающееся в приобретении ею интерналий, или выгод, не отраженных в контракте. Это в принципе согласуется с взглядами представителей неоклассической школы, полагающих, что неопределенность является препятствием на пути эффективного использования ресурсов. Снизить степень гарара в договоре должны сами участники сделки. Однако поскольку люди не всегда ведут себя этично, немалая роль в мусульманской экономической доктрине отводится государству, призванному регулировать экономическое поведение экономических агентов и вмешиваться в случае нарушения их прав.
Детальное изучение проблемы запрета ссудного процента не только в контексте ислама, но и других монотеистических религий: иудаизма и христианства важно, прежде всего, для понимания причин распространения исламских финансов за пределы мусульманского мира. При этом диссертант обращает внимание не только и не столько на религиозные аспекты рассматриваемой проблемы, сколько на экономические доводы в пользу запрета ссудного процента.
В связи с вышесказанным, как нам представляется, для более глубокого понимания причин неудач реформ по исламизации экономики в ряде стран необходимо провести более масштабное исследование с участием специалистов по психологии и социологии.
В настоящее время исламские банки в таких странах как Малайзия, Бахрейн и др. предлагают аналоги практически всех существующих традиционных банковских продуктов. Некоторые из них вызывают заслуженную критику со стороны большинства мусульманских правоведов.
Однако исламский банк, как и любой другой исламский финансовый институт не может существовать автономно — особенно в условиях традиционной финансовой системы. Поэтому рано или поздно вслед за исламскими банками стали учреждаться исламские страховые компании. Так, первая в мире исламская страховая компания — «Исламик Ин-шурэнс Компани» была учреждена в Судане в 1979 г. с целью страхования в соответствии с принципами шариата экспортно-импортных операций, финансируемых исламскими банками.
Другой важной проблемой, вставшей на пути развития рынка исламских облигаций, стал риск несоответствия шариату. Вынесенное в 2008 г. специалистами Организации по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых организаций (ААОИФИ) заключение о несоответствии более 80 % сукук шариату вызвало если не панику, то сильное замешательство среди инвесторов как начавших работу с проектами с использованием сукук, так и намеревавшихся сделать это. Возросшие издержки на шариатскую оценку сукук и других исламских финансовых продуктов безусловно скажутся на I их конечной цене на рынке.
Риск несоответствия шариату остро стоит и перед другими исламскими финансовыми институтами. Например, некоторые инструменты, применяемые исламскими банками в Малайзии, не находят одобрения у более консервативных мусульманских правоведов в арабских странах.
Проблема унификации в вопросах шариата таит в себе как плюсы, так и минусы для исламских финансовых институтов. С одной стороны, отсутствие единых жестких шариатских стандартов позволяет развиваться еще не окрепшему сектору исламских финансовых услуг, с другой стороны возникающие противоречия в интерпретации отдельных положений шариата при работе исламских финансовых институтов не способствует укреплению доверия к ним.
Учреждение в 1990 г. ААОИФИ на Бахрейне сдвинуло с мертвой точки вопрос о стандартизации услуг исламских финансовых институтов, однако проблема еще далека от своего разрешения.
Задача усложняется за счет того, что не все исламские финансовые институты отличаются прозрачностью. Недостаточная транспарентность не позволяет оценить точное число исламских финансовых институтов по всему миру, оценить их реальные активы. Клиенты исламских банков не всегда могут получить исчерпывающую информацию о том, каким образом банк распоряжается их средствами.
Эмпирический анализ опыта исламских финансов тем более важен, что в настоящее время практика исламских финансов порою значительно опережает теоретическое осмысление многих актуальных проблем в данной сфере. Исламские финансы представляют собой не статичную структуру, а динамично развивающуюся систему. Если первые исламские банки строили свою работу в соответствии с теоретическими наработками мусульманских ученых, то в настоящее время последние едва успевают осмыслить стремительно развивающуюся практику исламских финансовых институтов. Это относится как к новым исламским финансовым институтам и инструментам типа суку к, так и к новым типа вакфа.
Таким образом, здоровый прагматизм, а не цели исламской солидарности лежат в основе проводимой мусульманскими странами экономической политики. Переломить ситуацию помогут не громкие лозунги, а проведение серьезных экономических реформ, осуществление политики открытости, которая позволила бы привлечь капитал из других мусульманских стран не в виде грантов и льготных кредитов, а в форме долгосрочных инвестиций.
Одним из наиболее перспективных партнеров для сотрудничества в мусульманском мире считается Россия. Однако развитие мусульманских стран с Россией в сфере финансов во многом будет зависеть от наличия в России исламских банков, к чему Россия сейчас стремится.
На протяжении шести лет в стране функционировал исламский «Бадр- Форте Банк», однако его опыт едва ли сможет пригодиться и будет востребован теми, кто захочет создать в России исламский банк. Причин тому несколько: во-первых, «Бадр-Форте» не был ни розничным, ни инвестиционным банком и специализировался на обслуживании внешнеторгового оборота России со странами третьего мира в Африке и Азии, что не очень привлекает большинство отечественных финансистов; во-вторых, банк не был прозрачной структурой и отсутствие объективной информации от представителей банка с лихвой компенсировалось различными слухами и домыслами, лишь усилившимися после отзыва лицензии у «Бадр-Форте» в декабре 2006 г.; и, наконец, в-третьих, никто из российских бизнесменов не захочет, чтобы его проект ассоциировался с банком, у которого отозвали лицензию в соответствии с законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Иными словами, развитие исламского банка в России начнется с чистого листа.
Когда пропоненты исламского банковского дела в России пишут о необходимости применения исламских методов финансирования, они указывают на значительное число мусульман, проживающих в стране, тем самым априори предполагая наличие спроса на исламские финансовые продукты. Но в реальности серьезных исследований, которые позволили бы
установить спрос на исламские финансовые продукты ни по России в целом, ни по отдельным регионам не проводилось.
Постановка вопроса о спросе на исламские финансовые продукты во главу угла тем более некорректна, что в соответствии с действующим законодательством и в силу фактического положения дел время розничного исламского банкинга придет не скоро, а лишь вслед за успешным стартом корпоративных финансов, соответствующих требованиям шариата. По мнению диссертанта, о перспективах исламских финансов целесообразнее рассуждать не с позиции спроса, который, как известно, в информационном обществе не формирует предложение, а скорее наоборот следует за ним, а в контексте тех экономических выгод, которые сможет получить Россия от развития исламских финансовых продуктов. Одной из очевидных выгод является привлечение инвестиций из стран Ближнего Востока, что тем более актуально в условиях кризиса. Как нам представляется, одним из наиболее вероятных сценариев развития исламских финансов в России будет привлечение средств в соответствии с механизмом сукук.
Однако не следует недооценивать и потенциал внутреннего рынка. Но подходить к этому нужно не с твердой установкой, что стоит только объявить о создании исламского банка, и половина населения выстроиться в очередь за выгодными кредитами, а формируя этот спрос и привлекая средства людей, старающихся не пользоваться услугами банков в силу своих религиозных убеждений.
В дальнейшем, по мере формирования спроса на исламские финансовые услуги и появления полноценных исламских розничных банков, которые не на словах, а на деле докажут свою эффективность, допустимо вести дискуссии о внесения поправок в законодательство. Одним из условий реализации поставленной президентом России задачи по превращению России в мировой финансовый центр является создание максимально благоприятных условий для функционирования различного рода финансовых институтов. Как нам представляется, чтобы составить конкуренцию таким мировым финансовым центрам как Лондон, Дубай и др., где исламские банки и другие финансовые институты получили широкое распространение, необходима будет подготовка поправок в банковское, гражданское и налоговое законодательство.
Отсутствие фиксированного процента и замена его системой разделения прибылей и убытков делают услуги исламских банков привлекательными не только среди бизнесменов-мусульман. В свете программы поддержки малого и среднего бизнеса, предложенной председателем правительства Д.А. Медведевым исламские банки могут проявить себя в этом направлении и сконцентрироваться на финансировании социально значимых проектов, что полностью согласуется с базовыми принципами исламских финансов. Однако не только банки, но и другие исламские финансовые институты могут проявить себя в качестве активных участников программы поддержки малого и среднего бизнеса.
Россия - одна из немногих немусульманских стран, имеющая богатую культуру функционирования таких институтов благотворительности как вакф и занят. Потенциал этих двух института благотворительности вполне могут быть использованы для поддержки малого и среднего бизнеса. При этом не требуется внесения поправок в законодательство. Помощь малому и среднему бизнесу не обязательно должна выражаться в предоставлении «живых» денег, но и может заключаться в помощи в порою существенном сокращении расходов малых и средних предпринимателей. Бесценными в этом плане могут оказаться бесплатное предоставление помещения для ведения бизнеса, оказание безвозмездных информационных и консультационных услуг, финансируемых за счет ванфа или квазивакфа.
Поскольку в России отсутствует значительное число специалистов по исламским финансам, то рано или поздно встанет вопрос о подготовке необходимых кадров. Собственно говоря, этот процесс уже начался: созданный при поддержке ИБР Центр исламской экономики и финансов в Казани ведет тематические программы по исламским финансам для профессионалов и всех желающих.
Вопросы о возможных формах сотрудничества России с ИБР обсуждались еще до получения нашей страной статуса наблюдателя при ОИК. По мере укрепления политического и военного сотрудничества России со странами мусульманского Востока встал вопрос о развитии кооперации в сфере финансов. Очевидно, что интеграция России в такую авторитетную международную организацию, как ОИК, имеет под собой не только политические, но и экономические основания. Россия объективно заинтересована в притоке иностранных капиталов из мусульманского мира, прежде всего из стран Персидского залива. В свою очередь, инвесторы с Ближнего Востока давно присматриваются к российскому рынку.
В настоящее время Россия, не будучи членом ИБР, тем не менее может претендовать на финансирование банком различных проектов на своей территории. Уже имеется небольшой опыт участия ИБР в финансировании образовательных семинаров руководителей духовных управлений мусульман, посвященных вопросам исламской экономики.
Данные семинары проводились под эгидой ИБР, российского «Бадр- Форте Банка» и Совета муфтиев России в первой половине 2000-х гг. В Казани в Российском исламском университете 5-6 июня 2008 г. состоялся при спонсорской поддержке Исламского банка развития 1-й Международный семинар «Исламские финансы — банкинг и страхование» в преддверие Международной инвестиционной конференции, также проведенной под патронажем ИБР.
Первый шаг на пути экономического сотрудничества с ИБР сделан в Татарстане. 9-12 июня 2008 г. в Казани прошла Международная инвестиционная конференция под эгидой банка. Ранее, в мае 2007 г., между Татарстаном и ИБР был подписан Меморандум о взаимопонимании. ИБР не может напрямую инвестировать в Татарстане, так как республика не является и не может быть членом банка. Однако в качестве инвесторов в республике могут выступить фонды - партнеры ИБР.
Для того чтобы в полной мере использовать возможности ИБР, России необходимо стать его членом. Тогда России, как члену ИБР, открылись бы широкие возможности для привлечения льготных кредитов на долгосрочные проекты, в том числе в социальной сфере. Членство в ИБР позволяет принять участие в тендерах, проводимых банком в государствах-членах. Вместе с тем очевидно, что в условиях, когда Россия является лишь наблюдателем при ОИК, преждевременно ставить вопрос о членстве страны в ИБР. Но, даже не будучи членом ИБР, Россия может осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с банком при наличии соответствующей политической воли со стороны ее руководства.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 22.06.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - ст. 3301.
2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 31.12.2017) "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 6. - ст. 492.
Монография, диссертации
3. Авдеева О.А., Тишибаева А.Р. Перспективы развития исламского банкинга // В сборнике: Молодёжь третьего тысячелетия Сборник научных статей. - 2017. - С. 626-629.
4. Айдрус И.А. Развитие исламских финансов: роль королевства Бахрейн // Финансы и кредит. - 2014. - № 47. - С. 39-42.
5. Алискеров М.С. Исламское банковское дело в Египте на современном этапе развития финансовой системы страны // Проблемы современной экономики. - 2017. - № 3 (63). - С. 243-247.
6. Антропов В.В. Исламские банки в мировой финансовой системе // Деньги и кредит. - 2017. - № 7. - С. 57-64.
7. Асяева Э. А., Мягкова Ю. Ю. Предпосылки развития
альтернативного финансирования в России: Социально-экономические и
правовые основы развития экономики: коллективная монография. Уфа, 2016. -С.15.
8. Исламские финансы и банковская система мира: философия, принципы и практика. -М.: Линова-Медия, 2012. -395с.9.
9. Габбасов Р.Р., Вахитов Г.З. Исламский банкинг в России и странах ЕврАзЭС. Часть 2 // «Банковское дело». - 2014. - № 8. - С.17.
Статьи и материалы периодической печати
10. Гафаров З.М., Курилов К.Ю. Исследование возможности применения исламского банкинга в России // Устойчивое развитие науки и образования. - 2016. - № 1. - С. 15-22.
11. Дмитриев Н.И. Использование опыта исламских финансов для развития российского рынка банковских продуктов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. -
2017. - № 1 (17). - С. 121-128.
12. Ибадов Э.С., Шмырева А.И. Услуги, предоставляемые банками в Исламской Республике Иран // Финансы и кредит. - 2015. - № 4. - С. 55-63.
13. Исупова Э.Р. Исторические аспекты развития исламского банковского дела // В сборнике: Приоритетные научные направления: от теории к практике сборник материалов XXXVIII Международной научнопрактической конференции. - 2017. - С. 213-218.
14. Коран / пер. с арабск. И. Ю. Крачковского. - М: НПО «Вектор». 1991. - С.200.
15. Мокина Л.С. Оценка развития исламского банкинга как альтернативного инструмента финансирования и возможности его применения в условиях России // Российское предпринимательство. - 2017. Т. 18. - № 16. -С. 2399-2412.
16. Ниворожкина Л.И., Синявская Т.Г. Моделирование воздействия экономических факторов на рост социальной напряженности // Финансовые исследования. - 2017. - №1. - С.51.
17. Рыжкова Е.А. Мусульманские финансы в системе публичных финансов стран арабского Востока // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: в 5-ти томах. - 2017. - С. 392403.
18. Таилов И.Г., Махдиева Ю.М. Исламский банкинг как инструмент развития банковского сектора региона // В сборнике: Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет». - 2016. - С. 187-190.
19. Филоник А. Исламские финансы и вызовы современности // Россия и мусульманский мир. - 2017. - № 10 (304). - С. 71-85.
20. Харон С., Ван Азми В.Н. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика. - Казань: «Линова-Медиа», 2012. -С.235.
21. Шайхутдинова Д.Р., Дибаева М.Р. Исламский банкинг: сущность, возможности, риски и проблемы развития в отечественной финансовой системе // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 5-1 (83). - С. 264-268.
22. Юсупова Д.Н. Развитие исламских финансов в современных условиях // В сборнике: Роль инноваций в трансформации современной науки сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. - 2017. - С. 225-227.
23. Яндиев М.И. Исламские финансы: неблизкие перспективы формирования полноценной финансовой модели // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 4 (77). - С. 65-71.
Электронные ресурсы
24. Евстегнеева А. Исламский банкинг в России может появиться раньше шариатских судов [Электронный ресурс] // Веб-сайт «Banki.ru». - Режим доступа: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=3876705.
25. Информационный портал // http://banki.ru/, дата обращения 14.12.2017.
26. Исламские банки выиграли от мирового финансового кризиса [Электронный ресурс] // Веб-сайт «TATARMOSCOW.RU». - Режим доступа: http: //tatarmoscow.ru/index.php.
27. Касаев Э.О. О финансовой системе Катара [Электронный ресурс] // Веб-сайт «Институт Ближнего Востока». - Режим доступа: http://www.umes. ru/rus/stat/2012/06-09-12a.htm.
28. Сабуров А.М., Антропов В.В. Исламские банки в мире и в России // Финансы. - 2013. - № 1. - С. 41-48.
29. Сардаров Д.Э. Становление и развитие исламского банкинга в Турции // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 5-2 (82-2). - С. 347351.
30. Сардаров Д.Э. Развитие индустрии исламских финансов в Великобритании // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 5-1 (82-1). -С. 144-148.
31. Седов П.Д., Сигарев А.В. Специфика исламских финансов // В
сборнике: Научное сообщество студентов сборник материалов XIV
Международной студенческой научно-практической конференции. - 2017. - С. 255-257.
32. Сукук. Шариатский стандарт No 17. // Москва, Исламская книга, 2014. - С.77.
33. Кияткин А. На фоне кризиса западной финансовой системы исламские банки чувствуют себя прекрасно [Электронный ресурс] // Веб-сайт «Banki.ru». - Режим доступа: http://www.banki.m/news/bankpress/?id=877831.
34. Котов А. Исламский банкинг наступает на Европу [Электронный ресурс] // Веб-сайт «Banki.ru». - Режим доступа: http://www.banki.ru/news/ bankpress/?id=457647.
35. Мировые исламские финансы в 2014 году составят 2,1 трлн. долл. // [Электронный ресурс] // Веб-сайт «Islam News». - Режим доступа: http: //www.islamnews .ru/news-144242. html.
36. Официальный сайт ПАО «Ак Барс» Банк // http://www.akbars.ru/, дата обращения 14.12.2017.
37. Официальный сайт ВТБ Капитал // http://www.vtbcapital.ru/, дата обращения 14.12.2017.
38. Официальный сайт ООО «Финансовый дом «Амаль». [Электронный ресурс]: http://fdamal.ru/
39. Павленко М. «Исламское окно» в Россию [Электронный ресурс] // Веб-сайт «Кавполит». - Режим доступа: http://kavpolit.com/articles/islamskoe_ okno_v_rossiju-11354.
40. Партнеры «Булгар банка» начали вывод денег из него задолго до того, как проблемы всплыли на поверхность // KazanFirst URL: https://kazanfirst.ru/article/361708 (дата обращения: 13.12.2017).
41. Перечнева И. Банк по законам шариата [Электронный ресурс] // Вебсайт «Эксперт Online». - Режим доступа: http://expert.ru/ural/2012/44/bank- po-zakonam-shariata.
43. Титова Ю. Бизнес ради Аллаха [Электронный ресурс] // Веб-сайт «Banki.ru». - Режим доступа: www.banki.ru/news/daytheme/?id=6993781.
44. ЦБ отозвал лицензию у Булгар Банка // banki.ru URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9483617 (дата обращения: 13.12.2017).
45. Islamic Finance: A Catalyst for Shared Prosperity? Global Report on Islamic Finance 2016. Jeddah: Islamic Research and Training Institute (IRTI), 2016.- С..15
46. A New Frontier for Islamic Finance. Kazakhstan Islamic Finance 2016. Almaty: Mutual Insurance Society «Takaful» Halal Insurance». 2016.
47. Information portal about Kazan and Tatarstan. URL: http://kazan.bezformata.ru/listnews/islam skoj-ekonomiki-v-2016-godu/56823666/.
48. Islamic Finance for Asia: Development, Prospects, and Inclusive Growth. Manila: Asian Development Bank. 2015.
49. Islamic Financial Services Industry Stability Report 2016. Kuala Lumpur: Islamic Financial Services Board, 2016.
50. Islamic finance [Электронный ресурс] // Исламский банкинг: основные инструменты. - Режим доступа: http://islamic-finance.ru/board/8-1-0- 11. - Загл. с экрана. - 20.12.2017.