НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
|
Введение 3
1. Теоретические, исторические и правовые аспекты становление налогового администрирования в системе государственного управления 7
1.1. Теории государственного управления налоговыми отношениями 7
1.2. Подходы к формированию понятия налогового администрирования, его
функций, форм и методов 15
1.3. Мировой опыт организации налогового администрирования в рамках
национальных и межнациональных границ 33
2. Анализ действующей практики налогового администрирования в России.. .45
2.1. Анализ современной нормативно-правовой базы организации налогового
администрирования в России 45
2.2. Анализ реализации форм и методов налогового администрирования в
России 58
2.3. Анализ эффективности налогового администрирования в России 72
3. Развитие налогового администрирования в России 87
3.1. Развитие национальной системы налогового администрирования 87
3.2. Развитие межнациональной системы налогового администрирования 101
Заключение 111
Список использованных источников 116
Приложение 1 127
Приложение 2 137
Приложение 3 139
Приложение 4
1. Теоретические, исторические и правовые аспекты становление налогового администрирования в системе государственного управления 7
1.1. Теории государственного управления налоговыми отношениями 7
1.2. Подходы к формированию понятия налогового администрирования, его
функций, форм и методов 15
1.3. Мировой опыт организации налогового администрирования в рамках
национальных и межнациональных границ 33
2. Анализ действующей практики налогового администрирования в России.. .45
2.1. Анализ современной нормативно-правовой базы организации налогового
администрирования в России 45
2.2. Анализ реализации форм и методов налогового администрирования в
России 58
2.3. Анализ эффективности налогового администрирования в России 72
3. Развитие налогового администрирования в России 87
3.1. Развитие национальной системы налогового администрирования 87
3.2. Развитие межнациональной системы налогового администрирования 101
Заключение 111
Список использованных источников 116
Приложение 1 127
Приложение 2 137
Приложение 3 139
Приложение 4
За прошедшие годы налоговое законодательство, а также сама практика налоговой работы претерпели значительные изменения. В Российской Федерации начали появляться новые финансовые структуры, совершенствоваться налоговая система, механизмы и инструменты налогового администрирования. В частности, выявлены и устранены пробелы в законах, с помощью которых налогоплательщики имели возможность уклоняться от уплаты налогов и сборов; отрегулированы права и обязанности налогоплательщиков; определены более понятные и прозрачные для налогоплательщиков процедуры налогового контроля. Но, несмотря на принимаемые государством меры, остаются отдельные аспекты налогового администрирования, которые пока не имеют должного отражения в Налоговом кодексе Российской Федерации, что препятствует контрольной работе и создает трудности налогоплательщикам в выполнении ими обязанностей, предписанных налоговым законодательством.
Повышение эффективности функционирования системы налогового администрирования возможно как на основе укрепления стабильности и определенности законодательного регулирования, так и за счет внедрения положительного зарубежного опыта. Но при использовании международных наработок в области управления налогами необходимо учитывать целую совокупность факторов, связанных с экономической и политической ситуацией в государстве, менталитетом российского гражданина, а также спецификой российского налогового законодательства. Разумное внедрение зарубежных методик налогового регулирования и налогового контроля должно привести к совершенствованию системы налогового администрирования в Российской Федерации.
Актуальность темы налогового администрирования в системе государственного управления и особенности его развития в России заключается в том, что налоговое администрирование оказывает значительное влияние на экономику страны. Неэффективное налоговое администрирование негативно влияет на экономику страны, тормозя экономическое развитие и ложится тяжким бременем на налогоплательщиков, а эффективное налоговое администрирование соответственно положительно влияет на экономику.
Фундаментальную основу исследования в области административно - государственного управления составили труды зарубежных авторов, среди них представители американской школы - В.Вильсон, Фрэнк Дж.Гуднау, представители французской школы - Ж.Бюрдо, Ж.Ведель, А,Ориу, А. Файоль.
Организация и понятие налогового администрирования рассматривается во многих научных трудах российских экономистов. Самые известные точки зрения на сущность налогового администрирования были сформированы М.Т.Оспановым, Л.Гончаренко, Л.Я.Абрамчиком, А.В. Ароновым, В.А.Кашиным, Г.Я.Чухиным. Организационные аспекты налогового администрирования рассматривали Е.С.Вылкова, Ю.А.Данилевский, В.Г.Князева.
Несмотря на то, что указанные ученые в своих работах затрагивают широкий круг вопросов, непосредственно связанных с налоговым администрированием, необходимость углубления теоретико-методологического анализа его экономических и организационных основ обусловлена многогранностью и сложностью задач обеспечения финансовой стабильности государства на фоне высокого уровня конфликтного потенциала институциональной неопределенности налоговых отношений.
В связи с тем, что в настоящее время все чаще в законодательных актам упоминается понятие «налоговое администрирование», объективной необходимостью является конкретизировать данное понятие.
Так же, стоит отметить, в связи с тем, что экономическая деятельность осуществляется не только в рамках одной страны, налоговое администрирование уже выходит из рамок регулирования в одной юрисдикции, следует классифицировать данное понятие.
Цель диссертационный работы - исследование особенности налогового администрирования в системе государственного управления и особенности его развития в России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть теории государственного управления налоговыми отношениями;
б) изучить подходы к формированию понятия налогового
администрирования, его функций, форм и методов;
в) исследовать мировой опыт организации налогового администрирования в рамках национальных и межнациональных границ;
г) проанализировать современную нормативно-правовую базу
организации налогового администрирования в России;
д) проанализировать реализацию форм и методов налогового администрирования в России;
е) проанализировать эффективность налогового администрирования в России;
ж) рассмотреть развитие национальной системы налогового администрирования;
з) рассмотреть развитие межнациональной системы налогового администрирования.
Объект исследования - система налогового администрирования.
Предметом исследования является развитие национальной и межнациональной системы налогового администрирования.
Информационную базу исследования составили монографии по налоговому администрированию, статьи периодических изданий и ресурсы Интернета (официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ и Федерального казначейства Российской Федерации).
В проведенном исследовании использованы монографический метод, метод формальной логики, научное абстрагирование.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Повышение эффективности функционирования системы налогового администрирования возможно как на основе укрепления стабильности и определенности законодательного регулирования, так и за счет внедрения положительного зарубежного опыта. Но при использовании международных наработок в области управления налогами необходимо учитывать целую совокупность факторов, связанных с экономической и политической ситуацией в государстве, менталитетом российского гражданина, а также спецификой российского налогового законодательства. Разумное внедрение зарубежных методик налогового регулирования и налогового контроля должно привести к совершенствованию системы налогового администрирования в Российской Федерации.
Актуальность темы налогового администрирования в системе государственного управления и особенности его развития в России заключается в том, что налоговое администрирование оказывает значительное влияние на экономику страны. Неэффективное налоговое администрирование негативно влияет на экономику страны, тормозя экономическое развитие и ложится тяжким бременем на налогоплательщиков, а эффективное налоговое администрирование соответственно положительно влияет на экономику.
Фундаментальную основу исследования в области административно - государственного управления составили труды зарубежных авторов, среди них представители американской школы - В.Вильсон, Фрэнк Дж.Гуднау, представители французской школы - Ж.Бюрдо, Ж.Ведель, А,Ориу, А. Файоль.
Организация и понятие налогового администрирования рассматривается во многих научных трудах российских экономистов. Самые известные точки зрения на сущность налогового администрирования были сформированы М.Т.Оспановым, Л.Гончаренко, Л.Я.Абрамчиком, А.В. Ароновым, В.А.Кашиным, Г.Я.Чухиным. Организационные аспекты налогового администрирования рассматривали Е.С.Вылкова, Ю.А.Данилевский, В.Г.Князева.
Несмотря на то, что указанные ученые в своих работах затрагивают широкий круг вопросов, непосредственно связанных с налоговым администрированием, необходимость углубления теоретико-методологического анализа его экономических и организационных основ обусловлена многогранностью и сложностью задач обеспечения финансовой стабильности государства на фоне высокого уровня конфликтного потенциала институциональной неопределенности налоговых отношений.
В связи с тем, что в настоящее время все чаще в законодательных актам упоминается понятие «налоговое администрирование», объективной необходимостью является конкретизировать данное понятие.
Так же, стоит отметить, в связи с тем, что экономическая деятельность осуществляется не только в рамках одной страны, налоговое администрирование уже выходит из рамок регулирования в одной юрисдикции, следует классифицировать данное понятие.
Цель диссертационный работы - исследование особенности налогового администрирования в системе государственного управления и особенности его развития в России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть теории государственного управления налоговыми отношениями;
б) изучить подходы к формированию понятия налогового
администрирования, его функций, форм и методов;
в) исследовать мировой опыт организации налогового администрирования в рамках национальных и межнациональных границ;
г) проанализировать современную нормативно-правовую базу
организации налогового администрирования в России;
д) проанализировать реализацию форм и методов налогового администрирования в России;
е) проанализировать эффективность налогового администрирования в России;
ж) рассмотреть развитие национальной системы налогового администрирования;
з) рассмотреть развитие межнациональной системы налогового администрирования.
Объект исследования - система налогового администрирования.
Предметом исследования является развитие национальной и межнациональной системы налогового администрирования.
Информационную базу исследования составили монографии по налоговому администрированию, статьи периодических изданий и ресурсы Интернета (официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ и Федерального казначейства Российской Федерации).
В проведенном исследовании использованы монографический метод, метод формальной логики, научное абстрагирование.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В результате проведенного исследования можно сделать следующий вывод, что анализ различных источников, посвященных вопросам правового регулирования государственного налогового администрирования в различных сферах жизнедеятельности, как личности, общества, так и государства в целом, позволил констатировать, что вопросам администрирования посвящены работы, прежде всего, представителей финансового, налогового, бюджетного, таможенного и других отраслей права, а также экономистов и политологов, однако административно-правовой аспект данной проблематики остался за рамками научных исследований.
Исследование зарубежного опыта налогового администрирования показало, что общим для экономически развитых стран является четкая регламентация процедур налогового контроля и строгих мер принуждения; высокий уровень развития информационной автоматизации налогового администрирования и доступ налоговых служб к обширным информационным ресурсам.
Проведенный анализ современных тенденций реформирования и модернизации систем управления налогами в развитых зарубежных странах выявляет необходимость решения ряда задач в целях повышения эффективности российской системы налогового администрирования:
а) рационализация процедур регистрации и учета налогоплательщиков и объектов налогообложения. Целесообразно рассмотреть возможность передачи в ведение налоговых органов функции регистрации и учета объектов недвижимости;
б) совершенствование сервиса «Личный кабинет», который должен стать не только местом доступа к информации ФНС России, но и сервисом для взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов бесконтактным способом, включающим проведение регистрации, сверки расчетов, запросы документов, осуществление зачетов и возвратов налогов;
в) повышение действительной роли налоговых консультантов в российской налоговой системе. Они должны стать функциональными посредниками между налогоплательщиками и налоговыми органами, значимым элементом системы партнерских взаимоотношений.
Указанные мероприятия, способствуя развитию системы налогового администрирования, естественно, потребуют определенных затрат со стороны государства, но позволят в будущем уменьшить финансовые и временные расходы, производимые налоговыми органами в рамках отдельных мероприятий налогового контроля.
В качестве научной новизны была дана классификация налогового администрирования, разграничив его на национальное и межнациональное налоговое администрирование.
Изучив различные понятия налогового администрирования, а так же разработав классификацию налогового администрирования в рамках исследования, было дано определение понятию налогового администрирования. Налоговое администрирование - это система управления налоговыми отношениями на макро и микро уровнях, включающая национальные и межнациональные подсистемы деятельности уполномоченных органов власти по осуществлению функций планирования, регулирования, учёта и контроля в налоговой сфере в целях эффективной реализации положений законодательства о налогах и сборах.
Проанализировав деятельность национального налогового администрирования разных стран и межнационального налогового администрирования, была дана сравнительная характеристика национального и межнационального сегментов налогового администрирования.
Так как налоговое администрирование можно выразить как форму управления на государственном уровне, то рамках теории управлении можно выделить основные выполняемые функции: планирование, учет, контроль, регулирование. В рамках исследования была систематизирована нормативно-правовая базу организации налогового администрирования в России в зависимости от выполняемых функций.
В рамках исследования был проведен анализ реализации форм и методов налогового администрирования в России, рассматриваемый через выполняемые функции (планирование, учет, контроль, регулирование).
Проведенный анализ показал, что налоговые органы Российской Федерации являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогового администрирования. Анализ результативности налоговых проверок в России показал, что в последние годы наблюдается рост проведенных камеральных и снижение выездных налоговых проверок. Несмотря на это, их эффективность, выражающаяся в объеме начисленных платежей, имеет обратную динамику. В целом можно говорить о повышении эффективности проводимых налоговых проверок.
В рамках исследования проведена оценка эффективности налогового администрирования на основе экономико-математической модели (множественного уравнения регрессии), где в качестве результативного признака Y выступает поступление налогов в бюджетную систему РФ, а в качестве факторов Х используются: количество налогоплательщиков, задолженность, доля результативных камеральных проверок, дополнительно начисленные платежи.
Полученная экономико-математическая модель характеризует следующее изменение суммы налоговых поступлений в бюджет РФ, при прочих равных условиях:
а) при увеличении задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации на 1 млрд. руб. сумма налоговых поступлений в бюджет РФ увеличивается на 25,62 млрд. руб.;
б) при увеличении дополнительно начисленных платежей (включая налоговые санкции и пени) на 1 млрд. руб., сумма налоговых поступлений в бюджет РФ уменьшается на 30,035 млрд. руб.
Построенная экономико-математическая модель - множественное уравнение регрессии, описывающая влияние факторов (в количестве 7) на зависимую переменную (сумму налоговых поступлений в бюджет РФ). В результате расчетов при помощи построения матрицы парных коэффициентов корреляции были отобраны наиболее взаимовлияющие факторы с Y и использованы для построения модели. Конечная скорректированная модель показала, что наиболее сильная взаимосвязь суммы налоговых поступлений в бюджет РФ наблюдается с задолженностью по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации, а также с дополнительно начисленными платежами (включая налоговые санкции и пени). Построенная модель позволяет определить сумму налоговых поступлений в бюджет РФ при изменении вышеуказанных показателей, которые, в свою очередь, могут быть спрогнозированы.
Анализ мнений и рекомендаций специалистов и экспертов по вопросам развития и совершенствования налогового администрирования, а так же результаты собственного исследования позволили сделать следующие рекомендации:
- для решения проблем, связанных с учетом и регистрацией налогоплательщиков в виде фирм-однодневок, организаций-мигрантов, организаций на стадии реорганизации, рекомендуем ужесточить контроль на стадии регистрации, а именно, расширить права налогового органа в рамках данной функции налогового администрирования, а именно, отказывать в приеме документов от массовых учредителей и по доверенности от таких учредителей, установить ограничения регистрации фирм на один юридический адрес;
- для преодоления проблемы уклонения от уплаты налогов рекомендуем повысить роль налоговых консультантов в российской налоговой системе. Они должны стать функциональными посредниками между налогоплательщиками и налоговыми органами, значимым элементом системы партнерский взаимоотношений;
- для решения проблем, связанных со злоупотреблением налоговыми соглашениями целесообразно расширить состав международных налоговых соглашений, заключением двусторонних договоров о противодействие уклонению от уплаты налогов, либо расширить уже действующие договоры.
Исследование зарубежного опыта налогового администрирования показало, что общим для экономически развитых стран является четкая регламентация процедур налогового контроля и строгих мер принуждения; высокий уровень развития информационной автоматизации налогового администрирования и доступ налоговых служб к обширным информационным ресурсам.
Проведенный анализ современных тенденций реформирования и модернизации систем управления налогами в развитых зарубежных странах выявляет необходимость решения ряда задач в целях повышения эффективности российской системы налогового администрирования:
а) рационализация процедур регистрации и учета налогоплательщиков и объектов налогообложения. Целесообразно рассмотреть возможность передачи в ведение налоговых органов функции регистрации и учета объектов недвижимости;
б) совершенствование сервиса «Личный кабинет», который должен стать не только местом доступа к информации ФНС России, но и сервисом для взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов бесконтактным способом, включающим проведение регистрации, сверки расчетов, запросы документов, осуществление зачетов и возвратов налогов;
в) повышение действительной роли налоговых консультантов в российской налоговой системе. Они должны стать функциональными посредниками между налогоплательщиками и налоговыми органами, значимым элементом системы партнерских взаимоотношений.
Указанные мероприятия, способствуя развитию системы налогового администрирования, естественно, потребуют определенных затрат со стороны государства, но позволят в будущем уменьшить финансовые и временные расходы, производимые налоговыми органами в рамках отдельных мероприятий налогового контроля.
В качестве научной новизны была дана классификация налогового администрирования, разграничив его на национальное и межнациональное налоговое администрирование.
Изучив различные понятия налогового администрирования, а так же разработав классификацию налогового администрирования в рамках исследования, было дано определение понятию налогового администрирования. Налоговое администрирование - это система управления налоговыми отношениями на макро и микро уровнях, включающая национальные и межнациональные подсистемы деятельности уполномоченных органов власти по осуществлению функций планирования, регулирования, учёта и контроля в налоговой сфере в целях эффективной реализации положений законодательства о налогах и сборах.
Проанализировав деятельность национального налогового администрирования разных стран и межнационального налогового администрирования, была дана сравнительная характеристика национального и межнационального сегментов налогового администрирования.
Так как налоговое администрирование можно выразить как форму управления на государственном уровне, то рамках теории управлении можно выделить основные выполняемые функции: планирование, учет, контроль, регулирование. В рамках исследования была систематизирована нормативно-правовая базу организации налогового администрирования в России в зависимости от выполняемых функций.
В рамках исследования был проведен анализ реализации форм и методов налогового администрирования в России, рассматриваемый через выполняемые функции (планирование, учет, контроль, регулирование).
Проведенный анализ показал, что налоговые органы Российской Федерации являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогового администрирования. Анализ результативности налоговых проверок в России показал, что в последние годы наблюдается рост проведенных камеральных и снижение выездных налоговых проверок. Несмотря на это, их эффективность, выражающаяся в объеме начисленных платежей, имеет обратную динамику. В целом можно говорить о повышении эффективности проводимых налоговых проверок.
В рамках исследования проведена оценка эффективности налогового администрирования на основе экономико-математической модели (множественного уравнения регрессии), где в качестве результативного признака Y выступает поступление налогов в бюджетную систему РФ, а в качестве факторов Х используются: количество налогоплательщиков, задолженность, доля результативных камеральных проверок, дополнительно начисленные платежи.
Полученная экономико-математическая модель характеризует следующее изменение суммы налоговых поступлений в бюджет РФ, при прочих равных условиях:
а) при увеличении задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации на 1 млрд. руб. сумма налоговых поступлений в бюджет РФ увеличивается на 25,62 млрд. руб.;
б) при увеличении дополнительно начисленных платежей (включая налоговые санкции и пени) на 1 млрд. руб., сумма налоговых поступлений в бюджет РФ уменьшается на 30,035 млрд. руб.
Построенная экономико-математическая модель - множественное уравнение регрессии, описывающая влияние факторов (в количестве 7) на зависимую переменную (сумму налоговых поступлений в бюджет РФ). В результате расчетов при помощи построения матрицы парных коэффициентов корреляции были отобраны наиболее взаимовлияющие факторы с Y и использованы для построения модели. Конечная скорректированная модель показала, что наиболее сильная взаимосвязь суммы налоговых поступлений в бюджет РФ наблюдается с задолженностью по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации, а также с дополнительно начисленными платежами (включая налоговые санкции и пени). Построенная модель позволяет определить сумму налоговых поступлений в бюджет РФ при изменении вышеуказанных показателей, которые, в свою очередь, могут быть спрогнозированы.
Анализ мнений и рекомендаций специалистов и экспертов по вопросам развития и совершенствования налогового администрирования, а так же результаты собственного исследования позволили сделать следующие рекомендации:
- для решения проблем, связанных с учетом и регистрацией налогоплательщиков в виде фирм-однодневок, организаций-мигрантов, организаций на стадии реорганизации, рекомендуем ужесточить контроль на стадии регистрации, а именно, расширить права налогового органа в рамках данной функции налогового администрирования, а именно, отказывать в приеме документов от массовых учредителей и по доверенности от таких учредителей, установить ограничения регистрации фирм на один юридический адрес;
- для преодоления проблемы уклонения от уплаты налогов рекомендуем повысить роль налоговых консультантов в российской налоговой системе. Они должны стать функциональными посредниками между налогоплательщиками и налоговыми органами, значимым элементом системы партнерский взаимоотношений;
- для решения проблем, связанных со злоупотреблением налоговыми соглашениями целесообразно расширить состав международных налоговых соглашений, заключением двусторонних договоров о противодействие уклонению от уплаты налогов, либо расширить уже действующие договоры.
Подобные работы
- Налоговое администрирование в системе государственного управления
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Налоговое планирование в системе корпоративного управления
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Налоговое планирование в системе корпоративного управления
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4905 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Налоговые органы и развитие налогового администрирования в Российской Федерации» (на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан).
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Налоговый контроль как основной элемент налогового администрирования (Томский Государственный Университет)
Курсовые работы, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Налоговое администрирование в России: организация и развитие
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



