Введение........................................................................................................................... 3
1. Теоретические аспекты текущих расчетов с покупателями и заказчиками ......... 6
1.1. Понятие и экономическая сущность текущих расчетов с покупателями и
заказчиками и их основные формы ............................................................................... 6
1.2. Особенности регулировани текущих расчетов с покупателями и заказчиками
......................................................................................................................................... 16
1.3. Раскрытие информации о текущих расчетах с покупателями и заказчиками 22
2. Оценка организации учета и контроля расчетов с покупателями и
заказчиками.................................................................................................................... 31
2.1. Формирование расчетов с покупателями и заказчиками в учете..................... 31
2.2. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и
заказчиками ................................................................................................................... 43
2.3. Оптимизация учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками ....... 52
3. Анализ расчетов с покупателями и заказчиками .................................................. 63
3.1. Цель и задачи анализа расчетов с покупателями и заказчиками и
его информационная база............................................................................................. 63
3.2. Анализ эффективности расчетов с покупателями и заказчиками..................... 73
3.3.Автоматизированно-информационное обеспечение анализа расчетов с
покупателями и заказчиками ...................................................................................... 79
Заключение .................................................................................................................... 85
Список использованных источников ......................................................................... 89
Приложения
Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями – за проданные ими
товары, с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги. В условиях
нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты
счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности.
Часть этой задолженности в процессе финансово–хозяйственной деятельности
неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
Увеличение оборота денежных и материальных ресурсов приводит к
повышенному вниманию со стороны контролирующих органов к правильности
постановки организации и ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями
и заказчиками. Широкая же номенклатура товаров, различные методы учета,
организация учета расчетов с множеством покупателей, постоянно изменяющаяся
законодательная база делает работу бухгалтера предприятия крайне сложной и
ответственной.
В современных условиях рыночной экономики ни одно предприятие не
сможет существовать без покупателей, так как они являются источником прибыли
и благополучия организации. С проблемой управления расчетами с покупателями
и заказчиками сталкиваются предприятия всех форм собственности независимо от
их размера и сферы деятельности.
В условиях мирового финансового кризиса многие организации
испытывают острый дефицит оборотных средств, вызванный трудностями
привлечения внешнего финансирования в форме банковских кредитов. Такая
ситуация способствует росту неплатежей и возрождению популярных в 90е годы
неденежных форм расчетов.
Столкнувшись с такого рода проблемами, многие предприятия вынуждены
пересмотреть свою политику управления оборотным капиталом. Наибольшее
внимание при этом уделяется учету и контролю расчетов с покупателями и
заказчиками. Из этих категорий основной акцент обычно делается на дебиторской
задолженности покупателей, поскольку входящий денежный поток от ее4
погашения контрагентами является одним из основных источников наличных
средств организации.
В отличие от западных компаний, которые в стремлении повысить
конкурентоспособность проводят широкомасштабные компании, борясь за доли
процентов в улучшении тех или иных показателей, российский бизнес до сих пор
располагает возможностью увеличения экономической рентабельности на десятки
процентов. Однако необходимым условием этого является налаживание
эффективной системы бухгалтерского и управленческого учета и внедрения
определенных контрольных процедур.
Учитывая вышеизложенное, проблема учета, контроля и анализа текущих
расчетов с покупателями и заказчиками представляется особенно актуальной
именно для российских предприятий, включая малый и средний бизнес. Крупные
холдинги, предприятия с иностранным капиталом, а также компании, акции
которых котируются на международных биржах, уже давно позаботились о
внедрении у себя эффективных систем учета и контроля. Для малого и среднего
бизнеса перенимание опыта более передовых коллег может способствовать росту
инвестиционной привлекательности, повышению эффективности финансового
менеджмента, улучшению структуры капитала и лучшему контролю целевого
использования средств.
Все это определило актуальность темы исследования работы.
Цель работы заключается в раскрытии теоретических и практических
вопросов учета, контроля и анализа текущих расчетов с покупателями и
заказчиками в свете современной нормативно- правовой базы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и экономическую сущность расчетов с покупателями и
заказчиками и их основные формы;
- рассмотреть особенности расчетов с покупателями и заказчиками;
- раскрыть информацию о расчетах с покупателями и заказчиками
- описать формирование расчетов с покупателями и заказчиками в учете;5
- дать оценку системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и
заказчиками;
- разработать мероприятия по оптимизации учета и контроля расчетов с
покупателями и заказчиками
- раскрыть цель и задачи анализа расчетов с покупателями и заказчиками и
его информационную базу;
- провести анализ структуры расчетов с покупателями и заказчиками
- дать характертерисику возможностей автоматизированноинформационному обеспечению анализа расчетов с покупателями и заказчиками.
Объектом исследования является ООО «ТатОйлПром». Предметом
исследования являются процессы учета, контроля и анализа текущих расчетов с
покупателями и заказчиками.
Методологической основой исследования послужили работы следующих
отечественных ученых: Астахова В.П., Богаченко В. М., Вещуновой Н.Л.,
Климовой М.А., Кондракова Н.П., Макаровой Л.Г., Переверзева М. П., Соколова
Я.В., Швецкой В.М. и других. Среди зарубежных авторов по данной тематике нам
известны труды: Й. Бетге, М.Ф.Ван Бреда, Ю. Бригхема, Б. Нидлза, М.Х.Б.
Перера, Дж. Риса, Ж. Ришара, Э.С. Хендриксена, Р. Энтони.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе
представлены подробные теоретические и практические материалы и
рекомендации по учету, контролю и анализа текущих расчетов с покупателями и
заказчиками их применению на предприятии, которые весьма актуальны и
современны на сегодняшний день.
Покупателями являются юридические и физические лица, использующие,
приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или
заказать товары и услуги. Заказчик - лицо (физическое или юридическое),
заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или
приобретении у продавца какого-либо продукта.
Для учета расчетов с покупателями и заказчиками используется счет 62
«Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет активно-пассивный. Начальное
сальдо по дебету отражает размер задолженности покупателей за отгруженную
продукцию, работы, услуги на начало отчетного периода. Начальное сальдо по
кредиту отражает величину задолженности покупателям и заказчикам по
полученным авансам на начало отчетного периода. Аналитический учет по счету
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному
покупателям (заказчикам) счету, а расчетов плановыми платежами - по каждому
покупателю и заказчику.
В существующих формах отчетности организаций отражаются:
- информация о дебиторской и кредиторской задолженности – в
бухгалтерском балансе;
- сведения о движении дебиторской и кредиторской задолженности (то есть
остаток на начало и конец года) – в разделе «Дебиторская и кредиторская
задолженность» пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых
результатах.
Общество с ограниченной ответственностью «ТатОйлПром»
зарегистрировано 30 января 2009 года в Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы №16 по Республике Татарстан. Предприятие зарегистрировано
по адресу республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Большая Покровская, д.5.
ООО «ТатОйлПром» (Российская Федерация, Татарстан, Альметьевск)
занимается проектированием и производством комплекса оборудования для
поддержания пластового давления в нефтяных и газовых месторождениях на
основе горизонтальных электрических центробежных насосов.86
За рассматриваемые три года предприятие имеет отрицательный
финансовый результат (кроме 2014 г.). В целом на ухудшение экономических
показателей предприятия повлияло снижение производительности труда, выручки
и прибыли от продаж. Анализ основных экономических показателей предприятия
свидетельствует, что ООО «ТатОйлПром» имеет трудности для дальнейшего
осуществления деятельности на рынке поставщика оборудования для нефтяной и
газовой отрасли.
Бухгалтерия ООО «ТатОйлПром» является самостоятельным структурным
подразделением предприятия на правах отдела, подчиняется главному бухгалтеру.
Структура бухгалтерии имеет наиболее распространенный линейный тип, то есть
все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
Структура бухгалтерии в организации состоит из 3 человек
Отгрузке продукции покупателям предшествует заключение договоров
поставки. В ООО «ТатОйлПром» при отгрузке продукции покупателям по
договорам возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи
продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, товары, выполненные
работы организация предъявляет расчетные документы: счет-фактуру, товарную
накладную покупателю или заказчику. Аналитический учет по счету 62 «Расчеты
с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям
(заказчикам) счету, а расчетов плановыми платежами - по каждому покупателю и
заказчику.
В качестве предварительного контроля необходима проверка сведений
потенциальных покупателей и заказчиков, внесенных в единый государственный
реестр юридических лиц. Также желательно внедрить практику предоплаты со
стороны покупателей и заказчиков, в том числе по первой поставке отгруженной
продукции и выполненных работ.
Текущим контролем расчетов с покупателями и заказчиками ООО
«ТатОйлПром» будет являться проведения сверок с контрагентами. Данная
процедура заключается в установлении контактов с контрагентами для выявления87
остатков задолженностей на текущую или конкретную дату. Фактический остаток
задолженностей документально должен фиксироваться в актах сверки взаимных
расчетов.
Последующим видом контроля расчетов с дебиторами и кредиторами
является инвентаризация расчетов, которая проводится по приказу руководителя
ООО «ТатОйлПром».
В качестве совершенствования учета расчетов с покупателями можно
порекомендовать проверку сведений потенциальных поставщиков и покупателей
на официальном сайте федеральной налоговой службы России по Республике
Татарстан. - https://www.nalog.ru/rn16// и с помощью сервиса «Контур-Фокус»-
http://kontur-f.ru/. С помощью сервиса «Контур - Фокуса» можно не только
получить ключевую информацию о компании, но и установить ее связи с другими
организациями и физическими лицами.
Дебиторская задолженность предприятия полностью является
краткосрочной. Данные таблицы показывают, что к началу 2017 г. сумма остатка
дебиторской задолженности возросла на 1 318 тыс. руб., или на 3,38%. Это
увеличение было связано с ростом краткосрочной дебиторской задолженности
расчетов с покупателями и заказчиками из-за увеличения задержек платежей
клиентов.
В составе дебиторской задолженности наибольший удельный вес
приходится на задолженность покупателей и заказчиков, которая к началу 2017 г.
возросла на 3,19%. В результате ее доля в структуре дебиторской задолженности
сократилась с 94,90% на начало 2015 года до 94,73% к началу 2017. При этом
возрос удельный вес выданных авансов и прочей дебиторской задолженности на
0,16% и 0,01% соответственно. Это произошло из-за увеличения предоплаты
поставщикам и задолженности подотчетных лиц.
Состояние расчетов с дебиторами в 2016 году по сравнению с 2014 годом
улучшилось. Если в 2014 году дебиторская задолженность совершала 0,97
оборотов, то в 2016 году 1,59 оборотов, что свидетельствует о значительном
ускорении оборачиваемости дебиторской задолженности из-за снижения задержек88
платежей со стороны покупателем. В результате средний срок погашения
дебиторской задолженности снизился на 143,80 дня и составил 227,11 дня в
отчетном году.
Анализ данных представленных в таблице свидетельствует о
распыленности дебиторской задолженности в разрезе покупателей. При этом
происходит рост дебиторской задолженности с 39 017 тыс. руб. до 40 335 тыс.
руб. Анализ дебиторской задолженности показал, что на долю 10 основных
должников приходится 89,35% всей задолженности.
Из-за влияния инфляции предприятие потеряет 854,4 тыс. руб., или 2,12 %
(854,4 тыс. руб. * 100 / 40 335 тыс. руб.) общей суммы дебиторской задолженности. Безнадежные долги могут быть покрыты за счет специально
сформированных ресурсов, в частности за счет резерва по сомнительным долгам.
В ООО «ТатОйлПром» ведение бухгалтерского учета осуществляется по
комбинированной форме учета, с использованием бухгалтерской программы «1С:
Предприятие 8.3». В данной программе не в полной мере реализовано
возможность анализа расчетов с покупателями и заказчиками. Программное
решение «БИТ. Управление задолженностью» предназначено для оперативного
учета и контроля договорных обязательств компании, а также своевременностью
их выполнения контрагентами (как физическими, так и юридическими лицами).
Дебиторская задолженность как актив компании имеет свою стоимость.
Управленцам надо понимать, что чем больше проходит времени, тем меньше
вероятность вернуть долги клиентов. Таким образом, чем раньше погашается
дебиторская задолженность, тем выше финансовые результаты компании.