Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНО-ИНТЕРАКТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

Работа №31015

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-ИНТЕРАКТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ 5
1.1. Понятие и теоретические основы метода квест-технологий в
педагогике и методике преподавания 5
1.2. Классификация веб-квестов 14
1.3. Структура веб-квеста и особенности его создания 17
1.4. Содержание развития коммуникативно-интерактивных умений
студентов-филологов 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕБ-КВЕСТА КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ 29
2.1. Исследование уровня сформированности коммуникативно -
интерактивных знаний у студентов, изучающих русский язык 29
2.2. Разработка веб-квеста по развитию коммуникативно-интерактивных
знаний по русскому языку 35
2.3. Анализ эффективности проведённых занятий с использованием веб-
квест технологий 42
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 57


Современное профессиональное образование значительно отстаёт от тех требований, которые встают перед молодыми специалистами. Так, в современном обществе практически любая профессия требует высоких коммуникационных навыков, с помощью которых возможно решать коммуникационные цели, ориентироваться на особенности собеседника, ситуации и пр. Данный аспект развития часто остаётся без внимания и при обучении русскому языку. Все это обусловило актуальность данного исследования.
Растут и видоизменяются требования, предъявляемые к современной системе образования и с точки зрения использования современных технологий. Современному преподавателю необходимо осваивать новую терминологическую систему, а также методы работы с информационной средой, переосмыслять и модернизировать традиционные дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.
Новое время требует того, чтобы сам процесс обучения носил развивающий характер, в результате чего у студентов развивалось бы самостоятельное критическое и творческое мышление. Для решения данной задачи необходимо широкое информационное поле деятельности, которое формируется за счёт обращения к различным информативным источникам, сбора различных взглядов и точек зрения на одну и ту же проблему. Всё это побуждает учащихся критически осмыслять информацию, и при решении проблемы опираться на различные мнения, определяя собственную позицию, подкреплённую достаточными аргументами.
При создании такого информативного поля необходимо привлекать , в первую очередь, привлекать различные сервисы сети Интернет, которые на данный момент, содержат наиболее полную информацию о проблемах в самых разных сферах человеческих знаний. Веб-квест представляет собой одной важных новшеств в методике преподавания в высших учебных заведениях, которое позволяет внедрять в процесс обучения работу над широким информационным полем, развивать умение ориентироваться в различных информационных источниках, выделяя наиболее важные моменты и критически осмысляя различные точки зрения.
Данные тенденции, несомненно, касаются и преподавания русского языка. Квест-технологии на занятиях русского языка помогают студентам активно включаться в процесс, активизируют мыслительные процессы и, что крайне важно, способствуют активному включению в коммуникативный процесс на изучаемом языке.
Объект исследования - развитие коммуникационно-интерактивных умений у студентов-филологов.
Предмет исследования - технологии веб-квеста как средство развития коммуникативно-интерактивных умений студентов-филологов.
Цель исследования - определить возможности использования технологии веб-квеста для развития коммуникативно-интерактивных умений студентов-филологов. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Исследовать теоретические основы метода веб-квеста;
2. Проанализировать структуру веб-квеста, а также особенности его практической разработки.
3. Провести анализ уровня сформированности интерактивно- коммуникативных навыков среди студентов в экспериментальной и контрольной группе.
4. Разработать и провести на практике веб-квест, направленный на развитие коммуникативно-интерактивных навыков у студентов.
5. Исследовать эффективность проведённых занятий и сформулировать выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование метода квест-технологий с 1995 г. основано на проектном методе. На данный момент веб-квест рассматривается как образовательный проект и как технология обучения. Данная технология подразумевает самостоятельный поиск нужной информации в сети Интернет и направлена на развитие умения обработки информации, критического и творческого мышления, а также на активное приобретение новых знаний. В целом, применение квест-технологий позволяет решать целый ряд учебных задач, среди которых: повышение учебной мотивации, развитие навыков самоконтроля, усвоения базовых знаний, активация исследовательской деятельности и пр.
В современной научной литературе по веб-квестам существуют различные классификации: по сюжетной структуре, длительности,предметной содержательности, по типу задач. Помимо этого, существует обширный список видов веб-квестов. Данное разделение основано на тематике квестов, содержанию заданий и структуре.
При разработке веб-квеста важно опираться на её общую структуру. Среди обязательных элементов веб-квеста можно выделить: введение, задачи (или задания), информационные ресурсы, критерии оценок, заключение - итоговая работа. Разработка веб-квеста представляет собой достаточно трудоёмкий процесс, при котором необходимо выбрать тему, актуальную для той или иной группы учащихся, грамотно определить список заданий (шагов), отобрать информацию и пр.
Коммуникативно-интерактивные умения определяются как система знаний, навыков, умений, направленных на решение задач по построению успешного речевого и неречевого взаимодействия.
Существуют различные подходы к пониманию содержания развития коммуникативно-интерактивных способностей студентов при изучении иностранного языка. Так, в частности, предлагается разделять процесс данного развития на следующие этапы:
- мотивационно-целевой;
- имитационно-моделирующий;
- организационно-деятельностный.
Существует и более сложное разделение развития коммуникативно - интерактивных навыков и умений, которое предполагает следующие элементы: мотивационно-целевой, содержательный; организационно-
технилогический и критериально-уровневый.
0. М. Осиянова предлагает субъектно-ориентационный подход, с точки
зрения которого коммуникативно-интерактивные задачи решаются с помощью следующих ориентиров: ориентиры-цели, ориентиры-знания, ориентиры-опыт, ориентиры-стимулы.
На первом этапе исследования была проведена диагностика уровня развития коммуникативно-интерактивных навыков у студентов в экспериментальной и контрольной группе. Были выделены следующие актуальные для исследования методы диагностики:
1. Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях [32] - направлена на анализ по мотивационно-ценностному критерию [25].
2. Комплекс упражнений, направленный на определение таких критериев, как:
- уровень знания грамматики и стилистики языка;
- культурологические знания;
- знания языка невербального общения.
Анализ результатов исследования показал, что в экспериментальной группе значительно ниже развиты коммуникативные навыки, нежели в группе экспериментальной. В связи с этим, можно говорить об актуальности проведения занятий по развитию данных навыков в аспекте изучения русского языка.
На формирующем этапе был разработан и проведён веб-квест на развитие коммуникативно-интерактивных умений в контрольной группе.
Для проведения квеста студенты были поделены на группы. Пошаговые задания содержались в специально созданной частной группе в ВК «Поговорим». Там же необходимо было выкладывать отчёты с выполненными заданиями (в комментариях под задачей-постом). В результате студенты изучили различные аспекты коммуникативного общеничя, а также развили свои коммуникативные навыки.
Повторная диагностика уровня сформированности коммуникативно - интерактивных навыков показала, что проведённые занятия были эффективными. В экспериментальной группе наблюдается повышения уровня коммуникационных ориентаций, а также уровня знаний, необходимых для общения. Так, на практике было доказано, что метод веб- квеста может стать эффективным инструментом для развития коммуникативно-интерактивных умений у студентов при изучении русского языка.



1. Астафуров С.В. Развитие иноязычных коммуникативных умений переговорного процесса у студентов-нефилологов: дисс. ... канд. Пед. наук. - Волгоград, 2007. - 221 с.
2. Багузина Е.И. Веб-квест как современная форма промежуточного и итогового контроля при обучении иностранному языку. [Электронный ресурс] URL: https: //mgimo .ru/upload/iblock/5f6/5 f678979d4 edc26dc3 elf 975a13d39a6.pdf (дата обращения: 9.02.2019).
3. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. [Электронный ресурс] URL: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html (дата обращения: 6.02.2019).
4. Гизатулина Р.Ф. Роль аутентичных текстов при развитии
коммуникативной компетенции студента-филолога // Текст как единица филологической интерпретации: сборник статей V
Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, посвящённой 25-летию Куйбышевского филиала НГПУ. Новосибирск: Немо Пресс, 2015.
5. Дзивакова М. Развитие коммуникативной компетенции студентов с помощью Интернета // Социокультурные проблемы языка и коммуникации: сб. науч. тр. / отв. ред. Д.Ф. Аяцков. - Саратов: Поволж. ин-т им. П.А. Столыпина, 2011. - Вып. 7.
6. Дружинина Р.В. К вопросу о развитии коммуникативной компетенции студентов в образовательных программах на неязыковых факультетах // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. -
2014. - № 29.
7. Игумнова Е.А. Опыт применения квест-технологии в профильном лагере экологической направленности. / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая, И.Ю. Сорока // Учёные записки ЗабГУ. - 2016. - т.11. - №5. - С. 17-27.
8. Костин А.В., Сапожникова О.В. Развитие учебной мотивации как
фактор формирования коммуникативной компетенции // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку Межрегиональная конференция. 2015.
9. Куриленко Н.В. Веб-квест как технология формирования экологической компетенции учащихся основной школы в процессе изучения физики. - 2014. - №20. - С. 92-99.
10. Лазарева А.В. Развитие коммуникативных компетенций студентов посредством тренинговых программ // Вестник МГИМО Университета. - 2013. - № 5 (32).
11. Луткова Н. Технология веб-квест как средство повышения познавательной активности учащихся. [Электронный ресурс] URL: http://iyazyki.prosv.ru/2013/04/webquest-activity/ (дата обращения:
8.02.2019) .
12. Напалков С.В. Возможности и перспективы применения web-квест технологий при изучении школьниками гуманитарных дисциплин. // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 11. - С. 87-91.
13.Осиянова О.М., Вдовиченко М.С. Развитие интерактивных умений студентов-филологов в процессе решения коммуникативных задач // Вестник оренбургского государственного университета. - 2016. - С. 32-38.
14.Осиянова О.М. Субъектно-ориентационный подход как методологическая основа решения коммуникативно-интерактивных задач в процессе иноязычного образования студентов вуза // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - №2(23). - С. 32-38.
15. Платова, Е.Д. Развитие интерактивного взаимодействия студентов в кросскультурной коммуникации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Д. Платова. - Оренбург, 2014. - 24 с.
16. Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - №3. - С. 3-9.
17. Пуляевская А. Доски выбора (Think-Tac-Toe, BINGO и другие). [Электронный ресурс] URL: https://nitforvou.com/doski-vvbora1/ (дата обращения: 6.02.2019).
18. Симкина Н.В. Что такое веб-квест? [Электронный ресурс] URL: https://itteachers.jimdo.com/создание-веб-квестов/ (дата обращения: 6.02.2019) .
19. Суслова О.В. Развитие коммуникативно-интерактивной компетенции студентов вузов: дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2007. - 218 с.
20. Толмачева Е.В. Инновационное обучение РКИ на основе
информационно-коммуникативной веб-квест технологии: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2015. - 321 с.
21. Шмидт В.В. Технология веб-квеста при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей. [Электронный ресурс] URL: http://winner.seua.net/ page26/1/10/ (дата обращения: 6.02.2019).
22. Шубкина О.Ю. Формирование коммуникативной компетентости студентов технических направлений: дисс. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2016. - 266 с.
23. Шульгина Е.М. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест. - Томск: ИД Томского гос. ун-та, 2015. - 340 с.
24. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
25.Эльконин Б.Д. Образовательные результаты и результаты развития / Б.Д. Эльконин // Материалы XV конференции Педагогика развития: образовательные результаты, их измерение и оценка. [Электронный ресурс] URL: http://www.ippd.m/resources/Hbrary?file=708 (дата обращения: 9.02.2019).
26.Эсаулова О.В. Использование квест-технологии в обучении
английскому языку. [Электронный ресурс] URL: http://nethash.ru/ seminar-ispolezovanie-kvest--tehnologii-v-obuchenii-angliiskom.html (дата обращения: 9.02.2019).
27. Communication across the curriculum, the University of North Corolina,
Greensboro [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. uncg. edu/cac/wisipro gram/forms. php (дата обращения: 6.02.2019) .
28. Dodge B. WebQuest Taxonomy: A Taxonomy of Tasks/ [Электронный ресурс] URL: http://webquest.sdsu.edu/taxonomy.htmla (дата обращения: 6.02.2019) .
29. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационнокоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы международной научно-практической конференции. М., 2004
30. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7 - http://vio.fio.ru/vio 07
31.Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест.
http: //ikt-ylka. blogspot.com/2009/02/5.html
32. И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева. Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях [Электронный ресурс] URL: bstudy.net>710513/pedagogika.. .ladanov urazaeva
33. Dodge B. Some Thoughts About [Электронный ресурс] URL: http://webquest.sdsu.edu/about webquests.html
34. The WebQuest Page. Reading http://webquest. sdsu.edu/materials.htm
35. Сурикова М.В. Развитие коммуникативной компетенции студентов
нрофессионально- педагогического вуза на занятиях по языковым дисциплинам [Электронный ресурс] URL: new-
disser.ru> avtoreferats/01007527952.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ