ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ
|
Введение
I. Теоретические основы использования мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 7
1.1 Теоретические основы обучения аудированию 7
1.1.1 Понятие аудирования 7
1.1.2 Современные подходы к обучению аудированию 9
1.2 Преимущества использование мультимедийных технологий в
процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 14
1.2.1 Использование мультимедийных технологий в процессе
преподавания английского языка как реализация требований ФГОС 14
1.2.2 Преимущества использования динамичных мультимедийных
средств в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 18
I. 3 Психолого-педагогические основы обучения аудированию детей 5 -
9 классов на уроках английского языка 23
Выводы по I главе 30
II. Методические особенности использования мультимедийных
технологий при аудировании в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 33
2.1 Анализ опыта работы учителей по применению мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах
2.2 Перспективы использования современных сайтов и программ при
обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 36
2.3 Использование дидактических принципов на примере разработки урока с использованием мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах...40
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение 1 58
Приложение 2 60
I. Теоретические основы использования мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 7
1.1 Теоретические основы обучения аудированию 7
1.1.1 Понятие аудирования 7
1.1.2 Современные подходы к обучению аудированию 9
1.2 Преимущества использование мультимедийных технологий в
процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 14
1.2.1 Использование мультимедийных технологий в процессе
преподавания английского языка как реализация требований ФГОС 14
1.2.2 Преимущества использования динамичных мультимедийных
средств в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 18
I. 3 Психолого-педагогические основы обучения аудированию детей 5 -
9 классов на уроках английского языка 23
Выводы по I главе 30
II. Методические особенности использования мультимедийных
технологий при аудировании в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 33
2.1 Анализ опыта работы учителей по применению мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах
2.2 Перспективы использования современных сайтов и программ при
обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 36
2.3 Использование дидактических принципов на примере разработки урока с использованием мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах...40
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение 1 58
Приложение 2 60
В последние десятилетия XX века и в начале XXI века в мировой методике обучения иностранным языкам получили распространение новые педагогические технологии. Известно, что обучение иностранным языкам основывается на таких общедидактических принципах, как наглядность, доступность, посильность, индивидуализация, сознательность [2, с. 17]. По мере внедрения в учебный процесс информационных технологий, в частности мультимедийных, из всех вышеперечисленных принципов наглядность реализуется в наибольшей степени.
Согласно некоторым исследованиям, даже люди, имеющие высокий уровень владения иностранным языком, испытывают трудности при понимании естественной речи носителей языка. Психологи так же утверждают, что восприятие и понимание устной речи являются довольно сложной деятельностью.
Таким образом, аудирование оказывается одним из самых сложных видов речевой деятельности и должно развиваться наравне с другими умениями.
Теоретической основой данной работы служит ряд работ по методике преподавания английского языка в школе с использованием новых информационных технологий (в частности, исследование В. Андреева, Е. Полат, А. Сергеевой, Н. Елухиной).
Поиск оптимальных путей в организации учебного процесса является главной задачей любого преподавателя. И предпочтение, конечно же, отдается развивающим методикам.
Каждый преподаватель обладает различными технологиями, позволяющими сделать обучение эффективным, занимательным, интересным. И в настоящее время занятия по иностранному языку невозможно представить без использования мультимедийных презентаций.
Мультимедийные технологии стали неотъемлемой частью современной образовательной системы. Их активное применение в учебном процессе способствует повышению эффективности усвоения знаний, делая процесс обучения более продуктивным и интересным.
Следует отметить, что необходимость внедрения современных технологий в процесс обучения в России признается и рядом государственных инициатив. В частности, требование об информатизации образования в РФ закреплено в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), а также отражено в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется наличием противоречия между:
• заданной ФГОС РФ установкой на информатизацию и компьютеризацию образования, в т.ч. основного общего;
• активной практикой использования современных технологий на уроках английского языка;
• недостаточной разработанностью теоретических аспектов проблемы использования мультимедийных и цифровых технологий в процессе обучения английскому языку в средней школе.
Цель данной работы - проанализировать возможности использования мультимедийных технологий при обучении аудированию.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы использования мультимедийных технологий при обучении аудированию;
- осуществить анализ опыта работы учителей по применению мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе
преподавания английского языка в 5 - 9 классах;
- разработать урок основанный на дидактических принципах с использованием мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах
- выявить психолого-педагогические условия эффективного использования мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах
Методы исследования: 1) теоретические: теоретический анализ литературных источников, педагогического опыта; 2) эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что:
1. Определены психолого-педагогические, организационно-методические, и дидактические условия организации учебного процесса с использованием мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавании английского языка в 5 - 9 классах.
2. Проведен анализ существующих образовательных программ, курсов и сайтов для использования при работе над видами речевой деятельности и аспектами языка.
3. Теоретически обоснован и разработан урок с использованием мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах.
Согласно некоторым исследованиям, даже люди, имеющие высокий уровень владения иностранным языком, испытывают трудности при понимании естественной речи носителей языка. Психологи так же утверждают, что восприятие и понимание устной речи являются довольно сложной деятельностью.
Таким образом, аудирование оказывается одним из самых сложных видов речевой деятельности и должно развиваться наравне с другими умениями.
Теоретической основой данной работы служит ряд работ по методике преподавания английского языка в школе с использованием новых информационных технологий (в частности, исследование В. Андреева, Е. Полат, А. Сергеевой, Н. Елухиной).
Поиск оптимальных путей в организации учебного процесса является главной задачей любого преподавателя. И предпочтение, конечно же, отдается развивающим методикам.
Каждый преподаватель обладает различными технологиями, позволяющими сделать обучение эффективным, занимательным, интересным. И в настоящее время занятия по иностранному языку невозможно представить без использования мультимедийных презентаций.
Мультимедийные технологии стали неотъемлемой частью современной образовательной системы. Их активное применение в учебном процессе способствует повышению эффективности усвоения знаний, делая процесс обучения более продуктивным и интересным.
Следует отметить, что необходимость внедрения современных технологий в процесс обучения в России признается и рядом государственных инициатив. В частности, требование об информатизации образования в РФ закреплено в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), а также отражено в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется наличием противоречия между:
• заданной ФГОС РФ установкой на информатизацию и компьютеризацию образования, в т.ч. основного общего;
• активной практикой использования современных технологий на уроках английского языка;
• недостаточной разработанностью теоретических аспектов проблемы использования мультимедийных и цифровых технологий в процессе обучения английскому языку в средней школе.
Цель данной работы - проанализировать возможности использования мультимедийных технологий при обучении аудированию.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы использования мультимедийных технологий при обучении аудированию;
- осуществить анализ опыта работы учителей по применению мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе
преподавания английского языка в 5 - 9 классах;
- разработать урок основанный на дидактических принципах с использованием мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах
- выявить психолого-педагогические условия эффективного использования мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах
Методы исследования: 1) теоретические: теоретический анализ литературных источников, педагогического опыта; 2) эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что:
1. Определены психолого-педагогические, организационно-методические, и дидактические условия организации учебного процесса с использованием мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавании английского языка в 5 - 9 классах.
2. Проведен анализ существующих образовательных программ, курсов и сайтов для использования при работе над видами речевой деятельности и аспектами языка.
3. Теоретически обоснован и разработан урок с использованием мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах.
В настоящее время внедрение мультимедийных технологий и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках иностранного языка.
Использование мультимедийных средств обучения позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В- третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.
Особое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи. Существуют такие виды упражнений, как:
- упражнения на аудирование (ознакомительное и проверки понимания содержания прослушанной аудиозаписи);
- упражнения на формирование графического и звукового образа слова через мультипликационную презентацию и активизацию новых лексических единиц;
- упражнения на формирование навыков чтения (ознакомительное и тренировка в употреблении; метод звуко-буквенных соответствий; метод восприятия слова или фразы как целостной единицы; нахождение слова на экране по его звучанию; читают самостоятельно без опоры на звук);
- упражнения на семантизацию лексики и развитие орфографической грамотности;
- упражнения на формирование грамматических навыков;
- упражнения на формирование графического и звукового образа слова через мультипликационную презентацию и активизацию новых лексических единиц.
Обучающиеся с большим удовольствием занимаются на уроках, повторяют слова, поют песни, выполняют упражнения. Возможность прослушивать запись несколько раз, неоднократно выполнять задания, заниматься дома придают ученикам уверенность, что все у них получится. Так как большое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи ученики с первых уроков изучения иностранного языка привыкают слушать иноязычную речь, что снимает ряд психологических проблем при общении с носителями языка, т.к. речь становится "живой", а не просто одним из аспектов обучения. Использование информационно¬коммуникационных технологий помогают сделать уроки более яркими, интересными, запоминающимися.
В ходе анализа полученных данных исследования, можно сделать вывод, что учителя в наше время, в большей степени, знакомы с мультимедийными технологиями. Однако применяют их не все.
Таким образом:
1) использование мультимедийных средств в обучении иноязычному аудированию на средней ступени призвано значительно повысить эффективность преподавания, основной целью которого является совершенствование навыков повседневного и профессионального общения (как непосредственного с носителями языка, так и опосредованного через телевидение, прессу, интернет);
2) мультимедийные средства выступают в качестве инструмента образования и воспитания учащихся, развития их коммуникативных, когнитивных, творческих способностей и информационной культуры;
3) использование мультимедийных средств обучения позволяет при отсутствии естественной языковой среды создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на иностранных языках.
Правильно организованная работа учащихся с компьютером и использование мультимедийных средств может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочное время. В заключение следует отметить один важный момент - мультимедийные средства и все их возможности, какими бы хорошими они ни были, не заменят на занятиях учителя, они лишь являются эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и сделать более объективным и наглядным контроль усвоенного материала. Все остальные функции по-прежнему выполняет учитель.
Использование мультимедийных средств обучения позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В- третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.
Особое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи. Существуют такие виды упражнений, как:
- упражнения на аудирование (ознакомительное и проверки понимания содержания прослушанной аудиозаписи);
- упражнения на формирование графического и звукового образа слова через мультипликационную презентацию и активизацию новых лексических единиц;
- упражнения на формирование навыков чтения (ознакомительное и тренировка в употреблении; метод звуко-буквенных соответствий; метод восприятия слова или фразы как целостной единицы; нахождение слова на экране по его звучанию; читают самостоятельно без опоры на звук);
- упражнения на семантизацию лексики и развитие орфографической грамотности;
- упражнения на формирование грамматических навыков;
- упражнения на формирование графического и звукового образа слова через мультипликационную презентацию и активизацию новых лексических единиц.
Обучающиеся с большим удовольствием занимаются на уроках, повторяют слова, поют песни, выполняют упражнения. Возможность прослушивать запись несколько раз, неоднократно выполнять задания, заниматься дома придают ученикам уверенность, что все у них получится. Так как большое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи ученики с первых уроков изучения иностранного языка привыкают слушать иноязычную речь, что снимает ряд психологических проблем при общении с носителями языка, т.к. речь становится "живой", а не просто одним из аспектов обучения. Использование информационно¬коммуникационных технологий помогают сделать уроки более яркими, интересными, запоминающимися.
В ходе анализа полученных данных исследования, можно сделать вывод, что учителя в наше время, в большей степени, знакомы с мультимедийными технологиями. Однако применяют их не все.
Таким образом:
1) использование мультимедийных средств в обучении иноязычному аудированию на средней ступени призвано значительно повысить эффективность преподавания, основной целью которого является совершенствование навыков повседневного и профессионального общения (как непосредственного с носителями языка, так и опосредованного через телевидение, прессу, интернет);
2) мультимедийные средства выступают в качестве инструмента образования и воспитания учащихся, развития их коммуникативных, когнитивных, творческих способностей и информационной культуры;
3) использование мультимедийных средств обучения позволяет при отсутствии естественной языковой среды создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на иностранных языках.
Правильно организованная работа учащихся с компьютером и использование мультимедийных средств может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочное время. В заключение следует отметить один важный момент - мультимедийные средства и все их возможности, какими бы хорошими они ни были, не заменят на занятиях учителя, они лишь являются эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и сделать более объективным и наглядным контроль усвоенного материала. Все остальные функции по-прежнему выполняет учитель.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА
СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Использование компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся старших классов
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков на старшей ступени обучения посредством мультимедийных технологий в английском языке в СОШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: РОССИЙСКИЙ И
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2020 - Использование мультимедийного лингафонного кабинета при обучении иностранным языкам
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2013 - Использование интерактивных методов
обучения английскому языку в средней школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Использование современных мультимедийных технологий для формирования речевых умений обучающихся старшей школы на уроках английского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020



