Введение
I. Теоретические основы использования мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 7
1.1 Теоретические основы обучения аудированию 7
1.1.1 Понятие аудирования 7
1.1.2 Современные подходы к обучению аудированию 9
1.2 Преимущества использование мультимедийных технологий в
процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 14
1.2.1 Использование мультимедийных технологий в процессе
преподавания английского языка как реализация требований ФГОС 14
1.2.2 Преимущества использования динамичных мультимедийных
средств в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 18
I. 3 Психолого-педагогические основы обучения аудированию детей 5 -
9 классов на уроках английского языка 23
Выводы по I главе 30
II. Методические особенности использования мультимедийных
технологий при аудировании в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 33
2.1 Анализ опыта работы учителей по применению мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах
2.2 Перспективы использования современных сайтов и программ при
обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах 36
2.3 Использование дидактических принципов на примере разработки урока с использованием мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах...40
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение 1 58
Приложение 2 60
В последние десятилетия XX века и в начале XXI века в мировой методике обучения иностранным языкам получили распространение новые педагогические технологии. Известно, что обучение иностранным языкам основывается на таких общедидактических принципах, как наглядность, доступность, посильность, индивидуализация, сознательность [2, с. 17]. По мере внедрения в учебный процесс информационных технологий, в частности мультимедийных, из всех вышеперечисленных принципов наглядность реализуется в наибольшей степени.
Согласно некоторым исследованиям, даже люди, имеющие высокий уровень владения иностранным языком, испытывают трудности при понимании естественной речи носителей языка. Психологи так же утверждают, что восприятие и понимание устной речи являются довольно сложной деятельностью.
Таким образом, аудирование оказывается одним из самых сложных видов речевой деятельности и должно развиваться наравне с другими умениями.
Теоретической основой данной работы служит ряд работ по методике преподавания английского языка в школе с использованием новых информационных технологий (в частности, исследование В. Андреева, Е. Полат, А. Сергеевой, Н. Елухиной).
Поиск оптимальных путей в организации учебного процесса является главной задачей любого преподавателя. И предпочтение, конечно же, отдается развивающим методикам.
Каждый преподаватель обладает различными технологиями, позволяющими сделать обучение эффективным, занимательным, интересным. И в настоящее время занятия по иностранному языку невозможно представить без использования мультимедийных презентаций.
Мультимедийные технологии стали неотъемлемой частью современной образовательной системы. Их активное применение в учебном процессе способствует повышению эффективности усвоения знаний, делая процесс обучения более продуктивным и интересным.
Следует отметить, что необходимость внедрения современных технологий в процесс обучения в России признается и рядом государственных инициатив. В частности, требование об информатизации образования в РФ закреплено в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), а также отражено в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется наличием противоречия между:
• заданной ФГОС РФ установкой на информатизацию и компьютеризацию образования, в т.ч. основного общего;
• активной практикой использования современных технологий на уроках английского языка;
• недостаточной разработанностью теоретических аспектов проблемы использования мультимедийных и цифровых технологий в процессе обучения английскому языку в средней школе.
Цель данной работы - проанализировать возможности использования мультимедийных технологий при обучении аудированию.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы использования мультимедийных технологий при обучении аудированию;
- осуществить анализ опыта работы учителей по применению мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе
преподавания английского языка в 5 - 9 классах;
- разработать урок основанный на дидактических принципах с использованием мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах
- выявить психолого-педагогические условия эффективного использования мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах
Методы исследования: 1) теоретические: теоретический анализ литературных источников, педагогического опыта; 2) эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что:
1. Определены психолого-педагогические, организационно-методические, и дидактические условия организации учебного процесса с использованием мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавании английского языка в 5 - 9 классах.
2. Проведен анализ существующих образовательных программ, курсов и сайтов для использования при работе над видами речевой деятельности и аспектами языка.
3. Теоретически обоснован и разработан урок с использованием мультимедийных технологий при обучении аудированию в процессе преподавания английского языка в 5 - 9 классах.
В настоящее время внедрение мультимедийных технологий и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках иностранного языка.
Использование мультимедийных средств обучения позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В- третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.
Особое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи. Существуют такие виды упражнений, как:
- упражнения на аудирование (ознакомительное и проверки понимания содержания прослушанной аудиозаписи);
- упражнения на формирование графического и звукового образа слова через мультипликационную презентацию и активизацию новых лексических единиц;
- упражнения на формирование навыков чтения (ознакомительное и тренировка в употреблении; метод звуко-буквенных соответствий; метод восприятия слова или фразы как целостной единицы; нахождение слова на экране по его звучанию; читают самостоятельно без опоры на звук);
- упражнения на семантизацию лексики и развитие орфографической грамотности;
- упражнения на формирование грамматических навыков;
- упражнения на формирование графического и звукового образа слова через мультипликационную презентацию и активизацию новых лексических единиц.
Обучающиеся с большим удовольствием занимаются на уроках, повторяют слова, поют песни, выполняют упражнения. Возможность прослушивать запись несколько раз, неоднократно выполнять задания, заниматься дома придают ученикам уверенность, что все у них получится. Так как большое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи ученики с первых уроков изучения иностранного языка привыкают слушать иноязычную речь, что снимает ряд психологических проблем при общении с носителями языка, т.к. речь становится "живой", а не просто одним из аспектов обучения. Использование информационно¬коммуникационных технологий помогают сделать уроки более яркими, интересными, запоминающимися.
В ходе анализа полученных данных исследования, можно сделать вывод, что учителя в наше время, в большей степени, знакомы с мультимедийными технологиями. Однако применяют их не все.
Таким образом:
1) использование мультимедийных средств в обучении иноязычному аудированию на средней ступени призвано значительно повысить эффективность преподавания, основной целью которого является совершенствование навыков повседневного и профессионального общения (как непосредственного с носителями языка, так и опосредованного через телевидение, прессу, интернет);
2) мультимедийные средства выступают в качестве инструмента образования и воспитания учащихся, развития их коммуникативных, когнитивных, творческих способностей и информационной культуры;
3) использование мультимедийных средств обучения позволяет при отсутствии естественной языковой среды создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на иностранных языках.
Правильно организованная работа учащихся с компьютером и использование мультимедийных средств может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочное время. В заключение следует отметить один важный момент - мультимедийные средства и все их возможности, какими бы хорошими они ни были, не заменят на занятиях учителя, они лишь являются эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и сделать более объективным и наглядным контроль усвоенного материала. Все остальные функции по-прежнему выполняет учитель.
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
2. Барменкова О. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О. Барменкова. - М.: Истина. - Вып. III: Иностранные языки в школе, 2007. - С. 20-25.
3. Богданова Д. Телекоммуникации в школе / Д. Богданова - М.: Образование и информатика. - Вып. II: Информатика и образование., 2007. - С. 35.
4. Верисокин Ю. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку / Ю. Верисокин. - М.: Истина. - Вып. V: Иностранные языки в школе, 2014. - С. 31.
5. Владимирова Н. Интернет на уроках иностранного языка / Н. Владимирова. - М.: Истина. - Вып. II: Иностранные языки в школе, 2002. - С. 52-55.
6. Вильямс Р., Макли К. Компьютеры в школе. - М.: АСТ, 2008. - 220 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224 c.
8. Гальскова Н. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка / Н. Гальскова, З. Никитенко. - М.: Истина. - Вып. I: Иностранные языки в школе, 2010. - С. 15-21.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
10. Говорун С.В. Стратегии учебного аудирования / С. Говорун. - Тамбов: Грамота. - Вып. V: Филологические науки, 2015. - С. 76 - 81.
11. Глазов Б. Новые информационно-педагогические технологии / Б. Глазов, Д. Ловцов. - М.: Педагогика. - Вып. VI: Педагогика, 2005. - С. 119¬125.
12. Гостин А.М., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде // Современные информационные технологии в образовании /под ред. А.М. Гостина, А.С. Чернышова. - Рязань: Издательство РГРТУ, 2008. - С.162-171.
13. Гез Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иностранной речи // Иностранные языки в школе. - М.: Академия, 1999. - С.38-41.
14. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Общая методика обучения иностранным языкам. / Леонтьев А.А. - М., 1991. - С. 20-28.
15. Зимняя И.А. ТСО и наглядность в обучении иностранному языку. - М.: Академия, 2013. - 220 с.
16. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. - М.: АСТ, 2012. - 224 с.
17. Карпов К.Б. Применение технических средств в обучении иностранным языкам. - М.: АСТ, 2011. - 216 с.
18. Клейман Г.Б. Компьютеры в процессе обучения. - М.: АСТ, 2016. - 316 с.
19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: Издательство МГУ, 1981. - 584 с.
20. Мосолова Е.М. Проблема аудирования на уроках иностранного языка как вида речевой деятельности // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. Сборник материалов IX-й международной научно-практической конференции. - Липецк: «РаДуши», 2015. - С.70-79.
21. Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования (внедрение ФГОС нового поколения в практику обучения иностранному языку): учеб. пособие / М-во образования Моск. обл., Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Моск. гос. обл. ун-т; [Л. В. Сарычева и др.]. - М: МГОУ, 2014. - 160 с.
22. Паршукова С.С. Преимущества использования мультимедийных технологий при обучении иностранному языку // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016 - №4 (7) октябрь-декабрь. [Электронный ресурс]. URLhttp://e-ioumal.omgau.ru/mdex.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/473-00218(дата обращения: 15.03.2018).
23. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык. Курсы, 1989. - 568 с.
24. Полилова Т.А., Пономарёва В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков // Иностранные языки в школе. - М.: Истина, 2011. - №4. - С.115-123.
25. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - М.: Истина, 2001. - №2,3. - С.27-34.
26. Савченко Н.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании // Иностранные языки в школе. - М.: Истина, 2013. - №1. - С.83-87.
27. Семенов А.А. Обучение студентов аудированию на иностранном языке с использованием интернет-ресурсов в неязыковом вузе // Вестник Российского университета кооперации. - М.: РУК, 2013. -№ 4(14). - С. 107¬109.
28. Сергеева А.М. Новые информационные технологии // Информатика и образование. - М.: Образование и информатика, 2011. - №1. - С.14-22.
29. Суворова Л.С., Помазан Н.Г. Цикл лекций по дисциплине «Иностранный язык» в вузе и мультимедийная презентация // Тематический научно-технический сборник. - Серпухов: СВИ РВ, 2011. - С.52-54
30. Садомова Л.В. Развитие творчества учителя иностранного языка при работе с учебником и книгой для учителя. Автореф. канд. диссерт. - М., 1993. - 19 с.
31. Соколов С.А. Сборник лексико-грамматических упражнений для работы с магнитофоном. - М.: Наука, 1968. - 268 с.
32. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
33. Тарасов Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации. - М.: Наука, 1979. - 147 с.
34. Ткаченко Р.Г., Роговская Б.И., Карлайл М.С. Урок английского на английском. - М.: Просвещение, 1993. - 176 с.
35. Трикоз А.Е. Технология обучения аудированию на уроках английского языка / А.Е. Трикоз // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (10). - С. 51-52.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2014. - 48 с.
37. Ястребцева Е.Н. Особенности образовательного Интернета // Педагогика. - 2015. - №9. - С.28-33.
38. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 17-31.
39. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. - С. 19- 34.
40. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2103 «Иностранные языки». - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
41. Эльконин Б.Д. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 141 с.
42. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
43. Aviram A., Eshet-Alkalai Y. Towards a theory of digital literacy:
Three scenarios for the next steps // European Journal of Open, Distance and E-Learning. - 2006. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.eurodl.org/index.php?p=archives&year=2006&halfyear=1&abstract=223 (Дата обращения: 23.02.2018).
44. Dean Ch., Whitlock Q. A Handbook of Computer-Based Training. - New York: Nichols Publishing, 1998. - 284 p.
45. Vandergrift L., Goh C. Teaching and Testing Listening Comprehension // The Handbook of Language Teaching. - New Jersey: Blackwell Publishing, 2009. - P. 395-411.
46. Knowles L. Recursive Hierarchical Recognition: A Brain-based Theory of Language Learning. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dyned.com/pdf/Teacher-Guides/TGTHEORY.PDF(Дата обращения: 23.03.2018).
47. Young L. Listening Strategy Instruction in a Higher French Class // Scottish Languages Review. - 2012. - Issue 25. - P. 7-18.
48. Sharma P., Barret B. Blended Learning. - Oxford: Macmillan Publishers, 2007. - 160 p.
49. Boyd D. It's Complicated: The Social Lives of Networked Teens. - New Haven, Connecticut: Yale University Press, 2014. - 296 p.
50. Boyd D. Streams of content, limited attention: the flow of information
though the social media // EDUCAUSE Review, 45(5), 26-36. [Электронный ресурс]. URL: https://er.educause.edu/~/media/files/article-
downloads/erm1051.pdf (Дата обращения: 11.03.2018).
51. Crystal D. 2b or not 2b? // The Guardian. [Электронный ресурс]. URL:https://www.theguardian.com/books/2008/jul/05/saturdayreviewsfeatres.guar dianreview (Дата обращения: 21.02.2018).
52. Crystal D. Internet Linguistics: A student guide. - London: Routledge, 2011. - 179 p.
53. Curran J. Implementing the Digital Technologies Curriculum.
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.digitaltechnologieshub.edu.au/teachers/australian-curriculum/ict-vs- digital-technologies(Дата обращения: 16.03.2018).
54. Dudeney G., Hockly N., Pegrum M. Digital Literacies. - Harlow: Pearson, 2013. - 387 p.
55. Dudeney G., Hockly N. How to teach English with Technology. - Harlow: Longman, 2007. - 192 p.
56. Haider A., Dall E. Guideline for media literacy in education // European Center for Media Literacy Report. - ECML, 2004. - P. 2-6.
57. Hobbs R., Martens H. «How media literacy supports civic engagement in a digital age» // Atlantic Journal Of Communication. - 2015. - №23 (2). - P. 120-137.
58. Kemp N. Mobile technology and literacy: Effects across cultures, abilities and the lifespan // Journal of Coputer Assisted Learning. - 2011. - №27(1). - P. 1-3.
59. Livingstone S. Online risk, harm and vulnerability: Reflections on the evidence base for child Internet safety policy / S. Livingstone // ZER: Journal of Communication Studies. - 2013. - Volume 18. - № 35. - P. 13-28.
60. Rheingold H. Net Smart: How to thrive online. - Cambridge, MA: MIT Press, 2012. - 336 p.
61. Rowling J. K. Harry Potter and the Chamber of Secrets / J. K. Rowling. - USA, 2008. - 359 p.
62. Shirky C. Does the Internet Make You Smarter? // Wall Street
Journal. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.wsj.com/articles/SB10001424052748704025304575284973472694334 (Дата обращения: 28.02.2018).
63. Teaching with Digital Technologies // State Government of Victoria. -
Australia, 2017. [Электронный ресурс]. URL:
57 http://www.education.vic.gov.au/school/teachers/support/Pages/elearningcurriculuт^рх_(Дата обращения: 23.01.2018).
64. Warschauer M., Matuchniak T. New Technology and Digital Worlds: Analyzing Evidence of Equity in Access, Use, and Outcomes // Review of Research in Education. - 2010. - № 34. - P. 179-225.