Введение 3
Глава 1. Понятие административного правонарушения в области таможенного дела и административной ответственности за их совершение 7
§1. Понятие и состав административного правонарушения в области таможенного дела 7
§2. Понятие административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела 18
Глава 2. Виды административных наказаний назначаемых за совершение таможенных правонарушений и их особенности 23
§1. Понятие и виды административных наказаний за совершение таможенных правонарушений 23
§2. Предупреждение как вид административного наказания за совершение таможенных правонарушений 28
§3. Административный штраф 31
§4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения 36
Глава 3. Назначение административного наказания за совершение таможенных правонарушений 46
§1. Общие правила назначения административного наказания 46
§2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность 50
§3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность 55
§4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких
административных правонарушений 60
§5. Сроки давности привлечения к административной ответственности..64
Заключение 71
Список использованной литературы
Актуальность выпускной квалификационной работы по теме: «Административные наказания за совершение таможенных правонарушений», состоит в том, что в настоящее время нарушение таможенного права наносит серьезный урон экономики Российской Федерации. В этих условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего важные вопросы внешнеэкономической деятельности государства, но и как правоохранительного и контролирующего органа. Это обусловлена тем, что внешнеэкономическая деятельность в настоящее время в России настоятельно требуют укрепления законности в сфере таможенного дела, в частности, путем совершенствования института административной ответственности за таможенные правонарушения.
В современном обществе для поддержания нерушимости конституционного строя и безусловного соблюдения всех законов, помимо организационных мер, используются, и правовые средства с возможностью применения мер принуждения. В первую очередь нужно отметить, что административное право является одной из отраслей публичного права.
Изучение административного права как отрасли публичного права предполагает анализ и исследование ее сущности, специальных правовых норм, правотворчества и применения правовых норм, которые обеспечивают удовлетворение публичных интересов, регулируют деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, а также определяют взаимоотношения государственных органов и граждан.
Административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни. Административное право представляет собой одну из
Современное российское административное право призвано регулировать государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения в различных сферах хозяйственной, социально-культурной и административно-политической.
Главной особенностью административного права является спектр регулируемых им общественных отношений. Они встречаются в области государственного управления и регулирования экономикой, социальной сферой, обороной и безопасностью, культурным развитием. Все это влечет за собой потребность формирования специальных мер охраны данных отношений, где важной особенностью выступает административная ответственность .
Административная ответственность выступает одним из наиболее широко используемых видов юридической ответственности и действенным способом влияния государства на правонарушителей, установленных ими правил и обеспечения законности и правопорядка.
Установленный порядок производства по делам об административных правонарушениях был введен в действие с 1 июля 2002 года Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. В части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве обеспечения учитывается, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок административного управления изменчив, регулярно осуществляются меры по повышения качества государственного управления. К примеру, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" проведена реорганизация целого ряда органов, созданы новые федеральные министерства, службы и агентства. В законодательные акты вписали изменения, направленные на создание основ реформирования федеральных органов исполнительной власти .
Исполнительная власть в системе разделения властей призвана обеспечивать проведение общих требований, правил, сформулированных нормами законодательства, их неуклонное исполнение всеми государственными и негосударственными образованиями, гражданами.
Достижение этих целей предполагает создание специального механизма исполнительной власти, то есть системы государственных органов, в деятельности которых осуществляется практическая реализация исполнительной власти. Это и есть органы исполнительной власти. Их деятельность по своей сути является управленческой, исполнительной, внесудебной.
Таможенные органы специального назначения в государственной власти вправе рассматривать и расследовать дела об административных 4
правонарушениях .
В таможенных органах сформированы специализированные структуры по расследованию административных правонарушений:
Главное управление административных расследований на уровне Федеральной таможенной службы Российской Федерации, отделы и отделения административных расследований на уровне таможен и таможенных постов.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, экономическая и политическая сфера общественной жизни, складывающиеся в процессе реализации административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела.
Предметом исследования данной работы является административная ответственность и административные наказания за административные правонарушения в таможенном деле.
Целью данной выпускной квалификационной работы является, на основе анализа законодательства Российской Федерации, теоретических и практических материалов выявить проблемы правового регулирования административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела.
Для этого следует выполнить ряд следующих задач: раскрыть понятие и признаки административных правонарушений в области таможенного дела; проанализировать виды административных правонарушений в области таможенного дела; раскрыть особенности административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела.
В качестве основных источников для написания курсовой работы послужил ряд законодательных актов Российской Федерации, такие как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, а также научная и специальная литература авторов таких как, Галузо В.Н. Эриашвили Н. Д Попов Л.Л. Габричидзе Б. Н. Баранов В.А., Приженникова А.Н. Воронцова А.А. и другие.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования были использованы диалектический метод познания, а также общенаучные и специальные юридические методы исследования, в том числе: системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы, состоящего из нормативно правовых актов, специальной литературы, юридической практики.
В заключение данной выпускной квалификационной работы на основаниях исследуемых мною проблем, можно сделать следующие выводы.
Административное правонарушение разрешено квалифицировать, как незаконное, действие юридического или физического лица, с учетом статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение в области таможенного дела, которое посягает на установленный законодательством Российской Федерации порядок перемещения (также включая применения таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, ответственность.
Можно выделить следующие основные признаки административных правонарушений: противоправность - данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права; виновность - данный признак обозначает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию; наказуемость - данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации установлена именно административная ответственность.
Таким образом, административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, которое совершило деяние. Оно обладает всеми признаками состава административного правонарушения, а также посягает на установленный законодательством Российской Федерации порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Также обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, которое выражается в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.
В Кодексе об административных нарушениях выделяют следующие виды административных нарушений.
1) Предупреждение;
2) Административный штраф;
3) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) Лишение специального права;
5) Административный арест;
6) Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) Дисквалификация;
8) Административное приостановление деятельности;
9) Обязательные работы;
10) Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
В отношении юридических лиц на основании статьи 3.2 кодекса об административном правонарушении могут применяться административные наказания:
1) Предупреждение;
2) Административный штраф;
3) Конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения;
4) Административное приостановление деятельности.
За административные правонарушения в области таможенного дела за нарушение таможенных правил предусмотрены следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Важно подчеркнуть, что таможенные органы согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях имеют право: привлекать виновных лиц в совершении административного правонарушения к ответственности, предусмотренной Главой 16; возбуждать дела об административных правонарушениях (статья 28.1КоАП РФ), могут начать производство по делам; составлять протоколы об административных правонарушениях (статьи 28.2, 28.3, 28.6 КоАП РФ); применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (статьи 27.1 - 27.15 КоАП РФ); осуществлять подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях (статья 29.1 КоАП РФ); рассматривать дела о нарушении таможенных правил (кроме части 2 статьи 16.1 КоАП РФ - сокрытие товаров от таможенного контроля, отнесенной к исключительной компетенции суда ввиду особой опасности деяния и строгости санкции, в том числе в виде конфискации) (статья 23.1 КоАП РФ); осуществлять иные действия; при производстве по делу: назначать экспертизу, брать пробы и образцы, направлять запросы и поручения, истребовать сведения (Глава 26 КоАП РФ), опрашивать свидетелей (статья 25.6 КоАП РФ), назначать переводчиков (статьи 25.10 КоАП РФ); в порядке Главы 30 - рассматривать жалобы и протесты прокуроров на постановления по делам о нарушении таможенных правил.
В Главе 3 работы были рассмотрены, общие правила назначения административного наказания, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, сроки давности привлечения к административной ответственности
На практике в некоторых ситуациях к сведению принималась личность виновного, как он относится к данному правонарушению, имущественное и финансовое положение, положения в семье (с учетом сложностей), наличие нахождения на иждивении не достигших совершеннолетия детей. В иных вариантах противозаконного передвижения товаров через таможенную границу. . В частности ввоз товара для собственных потребностей, а не для реализации. Но данные условия в соответствии со статьями 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесены к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, и их необходимо учитывать при назначении административного наказания. В таком случае в данный период времени обстоятельство признанное смягчающим не определяет общественную опасность.
Как показывает практика таможенных органов, исходя из перечисленных в статье 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, встречается правовой пробел, выражающийся в отсутствии механизма учета таких обстоятельств. Изучение административно-юрисдикционной деятельности лиц которые в праве возбуждать и рассматривать дела в области таможенного дела показывает, что в практике работы таможенных органов положения статей 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время практически не действуют. А для субъекта административной юрисдикции открываются безграничные возможности для злоупотребления и коррупции. Из этого следует, что обстоятельства отягчающие административную ответственность, это факты, увеличивающие уровень общественной опасности действий нарушителя и, как следствие, требующие назначения, применения более строгого наказания.
Назначение административных наказаний проводится с учетом сопоставимости санкции и предусмотренных возможностей назначения наказаний одного вида, предупреждений или денежных взысканий, в виде административного штрафа. Вместе с тем необходимо учитывать положения о применении основных и дополнительных видов административных наказаний (статья 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Рассматривая Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно наказания за совершение административных правонарушений, стоит отметить, что за каждое совершенное наказание за административное правонарушение предусмотрены сроки давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, законодательство об административных правонарушениях считает момент в течение кППППого, человек подвергается административному наказанию. В следствии статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, кППППому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, должен считаться подвергнутым данному наказанию в течение года с момента окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. По истечении одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания лицо считается не подвергавшимся административной ответственности и при назначении нового административного наказания не может учитываться такое отягчающее обстоятельство, как повторность. Повторность не может рассматриваться в данном случае и в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.
Для раскрытия всех проблем, связанных с привлечением к ответственности за совершение административных нарушений в таможенном деле, и поиска возможных путей их решения требуется более детальное изучение данной темы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)//Официальный сайт Евразийского экономического союза 12.04.2017;
3. Постановления Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П и Определения Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О;
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [в ред. от 29.12.2010] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25.
5. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 1 сентября 2010 года № 1613 об утверждении реестра таможенных представителей Приказ ФТС РФ от 01.09.2010г. № 1613 «Об утверждении реестра таможенных представителей».
6. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях: федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001: [в ред. от 16.02.2016];
7. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федеральный закон № 114-ФЗ от 21.07.1997: по состоянию на 16.02.2016;
8. Письмо ГТК России от 2 августа 2000 г. № 01-06/41014 «О применении мер обеспечения по делам об административных правонарушениях, возбужденным по части 1 статьи 16.18, части 1 статьи 16.19 КоАП РФ» // СПС «Кодекс».
9. Письмо ФТС России от 9 марта 2005 г. № 01-06/6814 «О квалификации административных правонарушений при периодическом временном декларировании российских товаров» // Таможенный вестник. - 2005. - № 7.
10. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 23.06.2016 г. №207-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 6 (ч.1). Ст. 3876.
11. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017)// Собрание законодательства РФ.29.07.2002, N 30, ст. 3012.
12. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 29.11.2010, N 48, ст. 6252.
13. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"// Собрание законодательства РФ. 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 (ред. от 25.06.2015) "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 и от 24 июня 2015 г. N 320".
Специальная литература:
15. Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник для вузов / А. Б. Агапов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2015. - 436 с.
16. Бакаева О.Ю. Таможенное право: Практикум / О.Ю. Бакаева, Ю.М. Литвинова, Г.В. Матвиенко, И.А. Цидилина; Отв. ред. О.Ю. Бакаева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160 с.
17. Беженцев А.А. Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: монография / А.А. Беженцев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. - 255 с.
18. Бекяшев К.А. Таможенное право: учебник / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Московская гос. юрид. акад. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: [ТК Велби]: Проспект, 2015. - 360 с.
19. Брунер Р.А. Административное приостановление деятельности [Электронный ресурс]: монография / Р.А. Брунер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 119 с.
20. Воронцов Г.А. Административное право: краткий курс: За три дня до экзамена Учебно-методическое пособие / Г.А. Воронцов, - 2-е изд. - Рн/Д:Феникс, 2017. - 124 с.
21. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе. - Москва: НОРМА: ИНФРА-М, 2017. - 448 с.
22. Галузо В.Н. Таможенное право: учебник / В.Н. Галузо, - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 367 с.
23. Дугенец А.С. Административное право: Учебник / А.М. Волков, А.С. Дугенец, - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
24. Дюжиков С.А. Административное право Российской Федерации: учебно-методический комплекс вузовского компонента ОПД по специальности 12.00.03 - финансовое право, административное право / Сост. Э.В. Дригола, С.А. Дюжиков, - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2015. - 96 с.
25. Калинина Л.А. Административная ответственность: учеб. пособие / Л.А. Калинина; Отв. ред. Л.Л. Попов. - М.: Норма, 2015. - 496 с.
26. Кикоть, В.Я. Административное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.Я. Кикоть; под ред. В.Я. Кикотя, П. И. Кононова, И. Ш. Килясханова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. - 759 с.
27. Килясханов И.Ш. Таможенное право [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. И.Ш. Килясханова, И.Б. Кардашовой, С.Н.
Бочарова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016.- 223 с.
28. Колоколов Н.А. Рассмотрение дел об административных правонарушениях. Практика судов общей юрисдикции [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.А. Колоколов. - М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2016.- 439 с.
29. Кононов П.И. Административное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / П.И. Кононов; под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право,
2015. - 559 с.
30. Косаренко, Н.Н. Таможенное право России. Курс лекций [Электронный ресурс] / Н.Н. Косаренко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2017. - 216 c.
31. Мелехин, А.В. Административное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник / А.В. Мелехин. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2017. - 624 с.
32. Миронов А.Н. Нотариат: Учебное пособие / А.Н. Миронов. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2016. - 224 с.
33. Осинцев, Д.В. Административное принуждение [Электронный ресурс]: Монография / Д.В. Осинцев. - Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт: Институт социально-экономического развития, 2017. - 332 с.
34. Панкова О.В. Административные правонарушения в области дорожного движения: Комментарий к Главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / Панкова О.В. - М.:Статут, 2016. - 600 с.
35. Панов А.Б. Административная ответственность юридических лиц: Монография / А.Б. Панов. - М.: Норма, 2016. - 192 с.
36. Пожидаева Е.С. Таможенная статистика: учебник / Е.С. Пожидаева.— М.: ИНФРА-М, 2018. — 208 с.
37. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник / В.В. Покровская. - М: Юрайт, 2016. - 731 с.
38. Попов Л.Л. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной, - 2-е изд. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.- 704 с.
39. Попова Л.Л. Административное право: учебник / Московская государственная юридическая академия; Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. - М.: НОРМА, 2015. - 992 с.
40. Россинский Б.В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 352 с.
41. Сафоненков П.Н. Административное принуждение, применяемое таможенными органами / П.Н. Сафоненков, - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М,2016. - 226 с.
42. Сафоненков П.Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник для вузов / П.Н. Сафоненков, А.В. Зубач, О.А. Сафоненкова. — Издательство Юрайт, 2017. - 356 с.
43. Свинухов В.Г. Таможенное право: учебник / В.Г. Свинухов. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с.
44. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль: Учебное пособие / С.В. Сенотрусова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 144 с.
45. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях /А.Ю. Соколов - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
46. Старостин С.А. Административное право России. Общая часть: Учебник / Московская гос. юрид. академия им. О.Е. Кутафина; Под ред. С.А. Старостина - М.: ИНФРА-М, 2016. - 506 с.
47. Стахов А.И., Румянцев Н.В. Административная ответственность [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.В. Румянцев и др.; под ред. Н.В. Румянцева, А.И. Стахова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 223 с.
48. Студеникина М.С. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной, - 2-е изд. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 704 с.
49. Тимошенко И. В. Таможенное право России: учебник для вузов / И.В. Тимошенко; [отв. ред. А. Михайленко]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 461 с.
50. Четвериков В.В. Административное право: Учебное пособие / В.В. Четвериков, В.С. Четвериков. - 5-e изд. - М.: ИД РИОР, 2016. - 246 с.
51. Четвериков В.С. Административное право: Учебник / В.С. Четвериков. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2014. - 384 с.
52. Щербанин Ю.А. Таможенное дело: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Н.Д. Эриашвили, Ю.А. Щербанин, В.Н. Галузо; Под ред. Эриашвили Н.Д. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - 375 с.
53. Эриашвили Н.Д. Таможенное дело: учебник для студентов вузов / Эриашвили Н.Д., Щербанин Ю.А., Галузо В.Н.; под ред. Н.Д. Эриашвили - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - 375 с.
54. Эриашвили Н.Д. Таможенное право [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Таможенное дело» / Н.Д. Эриашвили и др.; под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 463 с.
Материалы юридической практики:
55. Решение по делу № 21-241/2011, 17 августа 2011г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт некоммерческая бесплатная справочно-правовая система по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/files/21-241_2011_-_ Reshenie_ot_17.08.2011.doc.
56. Решение по делу № А60-66896/2017, 28 февраля 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт некоммерческая бесплатная справочно-правовая система по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/files/А60-66896-2011_-_ Reshenie_ot_28.02.2011.doc.
57. Решение по делу № 12-118 1 июля 2011 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт некоммерческая бесплатная справочно-правовая система по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/files/12- 118_-_ Reshenie_ot_1.07.2011.doc.
58. Постановление от 09 февраля 2012 года по делу № 5-165/12 [Электронный ресурс] // Официальный сайт некоммерческая бесплатная справочно-правовая система по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/files/5-165-2012_-_ Reshenie_ot_9.02.2012.doc.
59. Решение по делу № 12-506/11 20 сентября 2011 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт некоммерческая бесплатная справочно-правовая система по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/files/12-506_2011-_ Reshenie_ot_20.09.2011.doc.
Интернет-ресурсы
60. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ -http://www.customs.ru.
61. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru.