ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….…….....4
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ………………………………………….….. 9
§ 1. Понятие и содержание финансового контроля ………………....… … 9
§ 2. Формы и виды финансового контроля ………………………………. 21
§ 3. Правовая основа финансового контроля в Российской
Федерации…………………………………………………………..…………..32
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ….... 36
§ 1. Особенности реализации норм о финансовом контроле …....….... ...36
§ 2. Правоприменительная практика и совершенствование
законодательства Российской Федерации о финансовом
контроле...…….……………………………………………...…………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………………... 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………...………………………… 65
Актуальность темы исследования. Финансовый контроль
необходимое условие функционирования любой экономики. Назначение
финансового контроля заключается в том, что его целью является содействие
реализации финансовой политики государства, а также обеспечение процесса
формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех
сферах народного хозяйства. Выступая, в качестве формы реализации
контрольной функции финансов, контроль также является необходимым
элементом общего процесса выстраивания государственного управления.
Следует отметить, что именно от финансового контроля во многом зависит
реализация намеченных задач, которые стоят перед бюджетной системой РФ.
В целом, финансовый контроль призван обеспечивать:
- правильность составления бюджетов различных уровней и их
исполнения;
- соблюдение действующего бюджетного и налогового
законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления
отчетности;
- эффективное и целевое использование средств государственного
бюджета и внебюджетных фондов;
- правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках
и других кредитных учреждениях;
- выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
- успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и
обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
- пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление
финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам;
компенсацию последствий незаконных действий;
- улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и5
разъяснительной работы.
Таким образом, от успешной реализации механизма финансового
контроля во многом зависит эффективное не только функционирование
предприятий, организаций и учреждений на территории государства, но и в
свою очередь, существенно влияют на эффективное функционирование всего
национального хозяйства.
Степень разработанности темы исследования. В целом в
отечественной доктрине имеются исследования, направленные на раскрытие
конкретных аспектов финансового контроля.
С позиции общей теории вопросы финансового контроля
исследовались в трудах таких авторов как: Э.А. Вознесенский,
A.A. Васильев, P.E. Артюхин, В.В. Бурцев, Ю.М. Воронин, И.А.
Белобжецкий, В.А. Артамонов, Е.Ю. Грачева, Ю.А. Данилевский и др.
Некоторые аспекты финансового контроля нашли свое отражения в
трудах: А.Е. Алехина, C.B. Гвоздева, А.Н. Козырева, O.A. Ногиной, Е.В.
Ивановой, Н.Д. Погосяна, В.В. Бутько, Т.Д. Садовской, Н.С. Малеина и др.
Исторический аспект становления финансового контроля в российском
государстве исследовалась в научных трудах: О.В. Владимировой, В.А.
Осмининой, А.Г. Андреева, И.Б. Лагутина, Д.М. Львова, A.A. Ялбулганова и
др.
Изучением вопроса финансового контроля в рамках отраслевой науки
занимались такие ученые как: Л.А. Фадеева, А.Т. Тлипиева, О.В. Кулажина и
др.
Объектом исследования выступают общественные отношения,
которые складываются между государственными органами и субъектами
управления, а также хозяйствующими субъектами, в процессе осуществления
в отношении последних операций и действий по проверке финансовых
вопросов деятельности в рамках действующего законодательства.6
Предметом исследования выступает действующие нормативноправовые акты, определяющие основание и порядок проведения финансового
контроля уполномоченными государственными органами.
Цель исследования – охарактеризовать и исследовать отдельные
теоретические и практические вопросы, которые возникают в связи с
осуществлением государственными органами РФ своих полномочий в сфере
финансового контроля, а также предложить пути совершенствования
действующего механизма финансового контроля.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие
задачи:
- определить понятие и содержание финансового контроля;
- исследовать формы и виды финансового контроля;
- исследовать особенности реализации правовых норм о финансовом
контроле;
- выявить практические проблемы, возникающие при осуществлении
процедуры финансового контроля государственными органами;
- определить пути совершенствования законодательства о финансовом
контроле в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили диалектический
метод научного познания, позволивший отразить взаимосвязь теории и
практики, а также выявить содержание предмета исследования. Были
использованы общенаучные методы: логический метод, анализ, синтез,
системный подход. Также применялись частнонаучные методы: историкоправовой, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Применение данных методов в совокупности позволило исследовать
рассматриваемые вопросы в их целостной взаимосвязи.
Теоретическую основу исследования составили научные труды
отечественных ученых в области общей теории права, конституционного,
административного и финансового права, а именно: P.O. Халфиной, А.В.7
Малько, С.С. Алексеева, Д.Н. Бахраха, О.Н. Горбуновой, И.Л. Бачило, В.М.
Манохина, И.В. Пановой, Л.Л. Попова, B.М. Горшенева, С.В. Степашина,
Ю.Н. Старилова, М.И. Байтина, Н.М. Конина, JI.A. Вороновой, Ю.М.
Козлова, Ю.А. Тихомирова, Ю.А. Крохиной, С.О. Шохина, М.В. Карасевой,
Н.И. Матузова и др.
Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция
РФ1; действующее федеральное законодательство содержащие нормы
финансового и административного контроля: Бюджетный кодекс РФ2,
Налоговый кодекс3, Кодекс об административных правонарушениях4,
постановления Правительства РФ.
Положения, выносимые на защиту:
1) Исследовано, что наряду с частным характером финансовый
контроль имеет и публичный характер, который нацелен прежде всего на
поиск, охрану и защиту публичных интересов в сфере финансовой
деятельности государства, что иначе говоря составляют основу финансовоправовой политики государства. Таким образом, одним из направлений
публичной финансовой деятельности выступает финансовый контроль.
2) Выявлено, что на сегодняшний день в Российской Федерации не
определена структура органов финансового контроля, механизм
взаимодействия между ее структурными элементами, а также существуют
определенные пробелы в определении и разграничении полномочий
государственных органов, которые осуществляющих финансовой контроль.
Такое положение дел во многом объясняется отсутствием законодательной
базы, которая бы отвечала современным от экономических реалиям и
задачам государства в финансовой сфере.
1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 25 декабря. – 1993. – № 237.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. –
1998. – № 31. – Ст. 3823.
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ //
СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3824.
4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря
2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 1 (ч.1). – Ст. 1.8
3) Предложены, конкретные меры по совершенствованию
действующего законодательства в сфере финансового контроля.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на
пять параграфов, заключения и библиографического списка.
На основании вышеизложенного следует отметить ряд ключевых
моментов:
Финансовый контроль можно определить как деятельность органов
государственной власти, подразделений внутреннего контроля
государственных организаций регламентированная соответствующими
нормативно - правовыми актами, и направленная на пополнение доходов в
бюджеты разных уровней, призванная дать объективную оценку
деятельности объекта контроля, экономической эффективности совершаемых
хозяйственных операций для выявления резервов и недопущению потерь и
нарушений.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его
проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного
правопорядка в процессе финансовой деятельности органами
государственной власти и местного самоуправления, предприятиями,
учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая
обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их
задачам государства и муниципальных образований.
Эта деятельность осуществляется посредством различных форм и
методов контроля и призвана обеспечить эффективное функционирование
государственного сектора и хозяйственных субъектов и реализацию права
государства осуществлять контроль над финансовыми потоками и
соблюдением имущественных прав.
На сегодняшний день в Российской Федерации не определена
структура органов финансового контроля, механизм взаимодействия между
ее структурными элементами, а также существуют определенные пробелы в
определении и разграничении полномочий государственных органов,
которые осуществляющих финансовой контроль. Такое положение дел во64
многом объясняется отсутствием законодательной базы, которая бы отвечала
современным от экономических реалиям и задачам государства в
финансовой сфере.
В качестве мер по повышению эффективности реализации
государственными органами полномочий в сфере финансового контроля
следует отметить:
1.Основные положения (как минимум, статус и компетенция основных
органов, их система) должны быть закреплены в специальном Федеральном
законе «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации».
Кроме того, Федеральный закон законодательно должно быть определено
понятие государственного финансового контроля, его цели, задачи и
основные направления деятельности.
2.Разработка и принятие стандартов государственного финансового
контроля является установление норм, правил и характеристик,
справедливых для всех участников контрольной деятельности, в целом
стандартизация будет одним из проявлений организационнораспорядительных методов управления государственным финансовым
контролем, одним из важнейших средств улучшения, упрощения его
организации, осуществления национальной политики контроля.
3.Меры по улучшению социально-бытовых условий жизни
сотрудников контрольных органов (например, повышение уровня их
заработной платы, предоставлении льготы (жилье, проезд, пенсия)) для
обеспечения их независимости и эффективности, чтобы обеспечить, в случае
необходимости, их физическую защиту.
4.Формирование современной системы подготовки и переподготовки
кадров, а также содействие профессиональному самосовершенствованию,
развитию и росту сотрудников государственного аппарата управления,
периодическая аттестация и ротация персонала госфинконтроля и др
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российской газете. – 25
декабря – 1993. – № 237.
2. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской
Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712.
3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6–ФЗ «Об общих
принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // СЗ РФ.
– 2011. – № 7. – Ст. 903.
4. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском
контроле» // СЗ РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 2304.
5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173–ФЗ «О валютном
регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. – 2003. – № 50. – Ст. 4859.
6. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ «О
бухгалтерском учете» // СЗ РФ. – 1996. – № 48. – Ст. 5369.
7. Федеральный закон от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. – 2002. – № 28. – Ст. 2790.
8. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате
Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1649.
9. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской
деятельности» // Российская газета. – 2008. – № 267.
10. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №
145-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля
1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3824.66
12. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 1
(ч.1). – Ст. 1.
13. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О
Министерстве финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. – № 31. –
Ст. 3258.
14. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198
«Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора // СЗ РФ. –
2004. – № 15. – Ст. 1490.
15. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 № 703 «О
Федеральном казначействе» // СЗ РФ. – 2004. – № 49. – Ст. 4908.
Учебные пособия и монографии
16. Ялбуганов А.А. Государственный финансовый контроль:
современное правовое регулирование. - М., 2014. – 126 с.
17. Ильин А.Ю., Котов В.В. Моисеенко М.А. Механизм правового
регулирования внутреннего государственного финансового контроля:
монография. – М.: Проспект, 2015. – 96 с.
18. Ендовицкая Е.В., Колесникова Е.Ю., Тулинова Е.И. Финансовый
контроль и аудит: учебное пособие. – ВГУИТ, 2013. – 132 с.
19. Балакина Р.Т., Гаранина С.А. Государственное регулирование и
контроль финансовых рынков: монография. – ОмГУ, 2012. – 272 с.
20. Павлов П.В. Финансовое право: учебное пособие. – М.: Омега-Л,
2013. – 302 с.
21. Терехова Е.В. Негосударственный финансовый контроль. - М.: Издво МГУ, 2006. - 152 с.67
22. Государственное управление финансовой и банковской
деятельностью: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. -
63 с.
23. Большой финансовый словарь. В 2-х томах. Т. II. Русскоанглийский словарь. - М.: Междунар. отношения, 2011. - 696 с.
24. Налоговое право : учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой, О. В.
Болтиновой. – М.: Проспект, 2015. - 376 с.
25. Финансовое право: учебник для бакалавров / отв. ред. Е. Ю.
Грачева. – М.: Проспект, 2014. - 648 с.
26. Финансовое право: схемы с комментариями : учебное пособие. - 2-е
изд., доп. и перераб. – М.: Проспект, 2015. - 112 с.
Научные статьи
27. Белых В.С. Теория хозяйственного права в условиях становления и
развития рыночных отношений в России // Государство и право. 1995. № 11.
С. 54 – 63.
28. Беляев В.П. Контроль как форма юридической ответственности и
гарантия законности // Закон. 2012. № 6. С. 17 – 26.
29. Беляев В.П. Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к
вопросу о разграничении понятий // Право и политика. 2014. № 2 (170). С.
248 – 255.
30. Карепина О.И. Развитие аудита эффективности государственных
расходов // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 30. С. 42 - 50.
31. Козырин А.Н. Правовые основы государственного и
муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Реформы
и право. 2014. № 1. С. 75 – 81.
32. Кондрат Е.Н. Создание единой правовой основы регулирования
финансового контроля как условие обеспечения финансовой безопасности68
государства // Административное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 17 –
22.
33. Лапина М.А. Понятие и виды финансового контроля //
Юридический мир. 2012. № 4. С. 28 - 31.
34. Рябова Е.В. Государственный аудит: возможность закрепления
данного понятия в российском законодательстве // Юридический мир. 2013.
№ 2. С. 13 - 16.
35. Лагутин И.Б. Региональный финансовый контроль как форма
финансового контроля (финансово-правовые основы) // Известия ЮгоЗападного государственного университета. 2011. № 2 (35). С. 122 -129.
36. Саттарова Н.А. Финансовый контроль как фактор эффективной
финансовой политики в условиях экономического кризиса: вопросы
правового регулирования // Вестник Московского университета.
Государственный аудит. 2010. № 1. С. 83 – 90.
37. Конюхова Т.В. Проблемы совершенствования законодательства о
финансовом контроле в Российской Федерации // Журнал российского права.
2008. № 2 (134). С. 48 - 58.
38. Сабитова Н.М. О принципе системности в законодательстве о
государственном финансовом контроле // Казанский экономический вестник.
2014. № 6 (14). С. 98 - 112.
39. Шишов А.В. К вопросу о региональном и муниципальном
финансовом контроле в РФ // Фундаментальные и прикладные исследования
в современном мире. 2015. № 12. С. 169 - 172.
40. Носкова Ю.С. Внутренний контроль в системе финансового
контроля: история и современность // Российское предпринимательство.
2011. № 10. С. 10-18.
41. Саунин А.Н. О понятийном аппарате государственного
финансового контроля // Финансы и кредит. 2014. № 13. С. 78 – 86.69
42. Каратонов М.Е. «Насущные» проблемы развития и повышения
эффективности государственного финансового контроля // Финансовое
право. 2006. № 11. С. 101 – 109.
43. Селиванов А.С. Налоговый контроль как вид государственного
финансового контроля // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 1.
С. 276-279.
44. Колескников Ю.А. Государственный аудит эффективности
бюджетных расходов: правовое регулирование и способы
совершенствования // Административное и муниципальное право. 2015. № 6.
С. 548 - 553.
45. Саттарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле
// Финансовое право. 2006. № 1. С. 12 – 18.
46. Головина М.М. К вопросу о правовом положении органов
внутреннего государственного финансового контроля // Налоги. 2016. № 2. С.
24 - 26.
47. Куприянова Т.Б., Бокатая С.В. Нормативные основы организации
системы внутреннего финансового контроля предприятий // Финансовый
вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2016. № 3. С. 40
- 51.
48. Трубников В.М. Становление финансового контроля в России //
Финансовое право. 2013. № 7. С. 42 - 45.
49. Ильина М. Финансовый контроль и его значение // Российский
бухгалтер: электрон. журн. 2015. № 12. С. 37 - 48.