Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственный финансовый контроль в бюджетной сфере России

Работа №105927

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы129
Год сдачи2021
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические и методологические основы государственного финансового контроля в бюджетной сфере 9
1.1 Содержание, виды и методы государственного финансового контроля в бюджетной сфере 9
1.2 Правовое регулирование государственного финансового контроля в бюджетной сфере России 31
Глава 2 Анализ эффективности финансового контроля за исполнением бюджета Российской Федерации 39
2.1 Оценка внутреннего государственного контроля за исполнением бюджета России 39
2.2 Реализация полномочий органа внешнего государственного финансового контроля России 52
2.3 Анализ судебной практики в области государственного финансового контроля в бюджетной сфере 67
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования государственного финансового контроля в бюджетной сфере России 85
3.1 Проблемы организации и осуществления государственного финансового контроля в бюджетной сфере 85
3.2 Основные направления совершенствования механизма правового регулирования финансового контроля 93
Заключение 104
Список используемой литературы и используемых источников 107

Государственный финансовый контроль в бюджетной сфере имеет важное значение для существования стабильной бюджетной системы, социально-экономического развития страны и благополучия граждан. От объективности и качества организации и проведения финансового контроля в бюджетной сфере зависит соблюдение бюджетного законодательства, принятие правильных управленческих решений и применение адекватных мер к правонарушителям.
Для России, нуждающейся в построении эффективного механизма государственного финансового контроля, роль данного вида контроля особенно возрастает в условиях массового развития коррупции, мошенничества, хищения, недопоступления бюджетных средств, а также нецелевого и неэффективного их использования. Остаются не решенными и проблемы правового характера, которые негативным образом сказываются на качестве и эффективности государственного финансового контроля. В частности, существующая нормативная база является несовершенной, отсутствует законодательно закрепленный понятийный аппарат, имеющиеся меры юридической ответственности к нарушителям бюджетного законодательства являются неадекватными, отсутствуют единые правила, стандарты и методология, применяемые органами контроля всех уровней , что ведет к различной практике осуществления контроля и реализации его результатов.
Несмотря на постоянное реформирование и попытки совершенствования существующей системы, органы государственного финансового контроля часто бывают перегружены, наблюдается дублирование функций и полномочий различных органов, органы также часто не имеют четкого ритма и скоординированности действий, что приводит к отсутствию общей цели - сохранности, эффективности и целевому расходованию государственных средств, законности и высокой результативности их использования, обеспечению своевременности и полноты формирования ресурсов государства.
На основании изложенного, тема магистерской диссертации является актуальной.
Целью магистерской диссертации является изучение государственного финансового контроля в бюджетной сфере России и предложение мер по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании необходимо решить следующие задачи:
• уточнить понятие государственного финансового контроля в бюджетной сфере, изучив его содержание;
• изучить виды и методы государственного финансового контроля в бюджетной сфере;
• рассмотреть правовое регулирование государственного финансового контроля в бюджетной сфере России;
• провести оценку внутреннего государственного контроля за исполнением бюджета России;
• рассмотреть реализацию полномочию органа внешнего государственного финансового контроля России;
• провести анализ судебной практики по осуществлению государственного финансового контроля в бюджетной сфере;
• выявить и изучить проблемы организации и осуществления финансового контроля в бюджетной сфере;
• предложить основные направления совершенствования механизма правового регулирования финансового контроля в бюджетной сфере.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при осуществлении государством в лице определенных органов контрольных полномочий в бюджетной сфере.
Предмет исследования - государственный финансовый контроль в бюджетной сфере.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных ученых, юридических экспертов и зарубежных исследователей в области финансового права, государственного контроля, государственного финансового контроля, а также финансового контроля в бюджетной сфере.
Эмпирическая база исследования включает Конституцию Российской Федерации, международные акты, федеральные законы, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации и другие законные и подзаконные акты.
Методологическая основа исследования. При подготовке и написании настоящей диссертации использовались такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, системно-структурный, сравнительно-правовой и социологические методы.
Теоретическое значимость исследования заключается в том, что выработанные автором результаты расширяют научную базу тематики исследования.
Научная новизна работы состоит в комплексном теоретическом и практическом исследовании государственного финансового контроля в бюджетной сфере во взаимосвязи с существующей судебной практикой. В результате обозначены определенные теоретические и практические проблемы и разработан механизм государственного финансового контроля в бюджетной сфере.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при подготовке и совершенствовании нормативно-правовых документов по государственному финансовому контролю в бюджетной сфере, а также и при чтении курсов административного права и финансового права.
Положения, выносимые на защиту:
• уточнено определение понятия «государственный финансовый контроль в бюджетной сфере», которое отличается от существующих, выделением следующих его элементов: цель, задачи, субъекты, объект, принципы, методы. Предложено дополнить данным определением статью 6 Бюджетного кодекса РФ, а также включить в терминологию предлагаемого Федерального закона «О государственном финансовом контроле»;
• предложена классификация видов государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Рассмотрено определение метода государственного финансового контроля в бюджетной сфере и следующие их виды: проверка, ревизия, обследование, мониторинг, экспертиза, санкционирование операций, анализ;
• установлено, что вопросы, связанные с осуществлением государственного финансового контроля в бюджетной сфере России, регламентируются международными правовыми актами. Основным из них является Лимская декларация руководящих принципов контроля;
• уточнен состав механизма государственного финансового контроля, включением таких элементов, как цель, задачи, субъекты, объекты, предмет, виды, методы, функции, а также управленческое и экономическое обеспечение, нормативно-правовую, научно-исследовательскую и учебную базу, финансовое, кадровое, методическое и информационное обеспечение;
• в целях исключения коллизий, пробелов и дублирования норм предложено принять Федеральный закон «О государственном финансовом контроле», включающий такие разделы, как общие положения, принципы, нормативно-правовое регулирование, классификация видов, форм и методов, субъекты, объекты, стандартизация, информационные системы, правовой статус и социальные гарантии работников, эффективность государственного финансового контроля;
• разработана концепция государственного финансового контроля в бюджетной сфере, имеющая следующую структуру: общие положения, цель, задачи, принципы, проблемы и современное состояние, приоритеты, основные направления проведения контроля, критерии и показатели оценки эффективности контроля, заключительные положения;
• предложено закрепить в законодательном порядке определение понятия «неправомерное использование бюджетных средств» с ведением административной и уголовной ответственности за данное правонарушение, дополнив главу 30 Бюджетного кодекса РФ, главу 15 Кодекса об административных правонарушениях РФ и главу 30 Уголовного кодекса РФ;
• обоснована необходимость ведения ответственности за неэффективное использование бюджетных средств в зависимости от суммы средств, мотивов и количества нарушителей по соответствующему правонарушению и (или) преступлению;
• предложено дополнить статьи 15.15 Бюджетного кодекса и 285.1 Уголовного кодекса РФ путем ужесточения мер ответственности за нецелевое использование бюджетных средств с ведением запрета на лиц, ранее привлеченным к ответственности за данный вид нарушения занимать руководящие посты в бюджетных учреждениях и организациях;
• указано на необходимость введения дисциплинарной и административной ответственности за принятие неправомерных решений контрольными органами и (или) его сотрудниками.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертации обсуждались в рамках осуществляемой на LIV Международной научно-практической конференции «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия» дискуссии в г. Москва, а также были опубликованы в виде тезисов докладов соответствующей конференции.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного диссертационного исследования необходимо сделать следующие выводы.
В ходе исследования в первой главе диссертации выявлены и уточнены элементы государственного финансового контроля в бюджетной сфере, что позволило сформулировать определение данного юридического явления; была предложена классификация видов государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Рассмотрено определение метода государственного финансового контроля в бюджетной сфере и следующие их виды: проверка, ревизия, обследование, мониторинг, экспертиза, санкционирование операций, анализ.
На основе проведенного обзора нормативно-правовых актов в области государственного финансового контроля в бюджетной сфере стало возможным установить отсутствие законодательно закрепленного понятийного аппарата по данному вопросу, единых правил, стандартов, четкого разграничения функций и полномочий. Отсутствует нормативный документ, содержащий весь перечень функций и полномочий органов контроля, что иногда приводит к их дублированию. При этом вопросы, связанные с осуществлением государственного финансового контроля в бюджетной сфере России, регламентируются не только национальным законодательством, но и международными правовыми актами. Основным из них является Лимская декларация руководящих принципов контроля.
Во второй главе рассмотрены полномочия органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля в бюджетной сфере, приведены нормативные правовые документы, регламентирующие вопросы данного контроля, проведена оценка государственного контроля за исполнением бюджета, предусмотрена реализация полномочий органа внешнего государственного контроля в России и проведен анализ судебной практики по вопросам финансового контроля в бюджетной сфере России.
В результате проведенного анализа установлено, что до сих не разработан механизм государственного финансового контроля в бюджетной сфере, обнаруживается наличие проблем коррупционного характера, нецелевого использования бюджетных средств, отсутствие законодательно закрепленных адекватных мер к правонарушителям, принятие контрольными органами необоснованных и неправомерных решений, слабое взаимодействие между контрольными и правоохранительными органами, а также отсутствует координация между ними. Также в настоящее время установлено сокращение количества и суммы проведенных органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля мероприятий по контролю, изменением их структуры в связи с введением ограничений из-за коронавирусной инфекцией по всей стране.
В третьей главе диссертационного исследования приводятся имеющиеся проблемы по организации и проведению государственного финансового контроля в бюджетной сфере, предлагаются основные направления совершенствование механизма правового регулирования финансового контроля в бюджетной сфере.
Для решения обозначенных в исследовании проблем уточнен состав механизма государственного финансового контроля, рассмотрены связи и иерархия между элементами.
Для исключения коллизий, пробелов и дублирования норм предложено принять Федеральный закон «О государственном финансовом контроле», обладающий предлагаемой в работе структурой.
Обосновано и указано на необходимость ведения административной и уголовной ответственности за неэффективное использование бюджетных средств и неправомерное использование бюджетных средств с закреплением в законодательном порядке определения понятия последнего. Также предусмотрено внесение изменений в законодательство, внесение дополнений в статьи 15.15 Бюджетного кодекса РФ и 285.1 Уголовного кодекса РФ, направленных на ужесточение мер ответственности за нецелевое использование бюджетных средств с ведением запрета на лиц, ранее привлеченным к ответственности за данный вид нарушения занимать руководящие посты в бюджетных учреждениях и организациях. Указано на необходимость ведения дисциплинарной (или административной ответственности за принятие неправомерных решений контрольными органами и (или) его сотрудниками.
Разработана концепция государственного финансового контроля в бюджетной сфере, имеющая следующую структуру: общие положения, цель, задачи, принципы, проблемы и современное состояние, приоритеты, основные направления проведения контроля, критерии и показатели оценки эффективности контроля, заключительные положения.
Полагаем, что разработка и принятие нормативного и программно-целевого документа, а также внесение указанных выше изменений и дополнений в действующее законодательство приведет к постепенному устранению коррупции, хищений бюджетных средств, сокращению нецелевого, неэффективного, неправомерного использования этих средств и сокращению других нарушений, исключат возникающие проблемы и вопросы, приведет к повышению эффективности применения мер финансового контроля и надзора.


1. Алешина С.А. Правовые основы расходов на пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск в системе МВД России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. • 213 с.
2. Ахильгов М.А. Совершенствование процессов проведения внутреннего финансового контроля в системе государственного и муниципального управления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 4(110). - С. 20-24
3. Барашов Э.А. Финансовый контроль за использованием средств публично-правовых образований // Финансовое право. 2017. № 8. - С. 36-38.
4. Беликов А.П. Особенности механизма государственного финансового контроля // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. • с. 434-435.
5. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика: [Монография] / В. В. Бурцев. - М.: Дашков и К°, 2002. - 495 с.
6. Бурцев В.В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления Российской государственности // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2 С. 75-90. URL: https://www.cfin.ru/press/management/2001-2/burcev.shtml (дата обращения: 01.05.2021)
7. Быков В.А. Организация финансового контроля в бюджетных организациях: учебное пособие / Быков В.А., Туманов Д.В. Ярославль: Канцлер, 2019. - 163 с.
8. Быковкая Ю.В. Проблемы финансового контроля в современной России и пути их решения // Вестник экономической безопасности. 2019. № 1. - C. 202-209.
9. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. - СПб.: Питер, 2008. - 576 с.
10. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]: СПС Гарант. URL:
http://ivo.garant.rU/#/document/12112604/paragraph/10692866:0 (дата обращения: 18.06.2021).
11. Дудиева И.Р., Политов И.В. Эволюция государственного финансового контроля в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017, №1 A. Т. 7. - С. 238-248.
12. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188- ФЗ (ред. от 11.06.2021) [Электронный ресурс]: СПС Гарант. URL: http: //ivo. garant.ru/#/document/12138291/paragraph/591682:0 (дата обращения: 18.06.2021).
13. Измоденов А.К. Основы государственного контроля, надзора и аудита: учеб. пособие / А.К. Измоденов, А.В. Курдюмов; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон.ун-та], 2018. - 109 с.
14. Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Правовая доктрина финансового контроля // Финансовое право. 2014. № 4. - С. 14-23.
15. Ильин А.Ю., Царева О.Е., Андреев С.А. Виды, формы и методы государственного финансового контроля в бюджетной сфере // Государственный и муниципальный финансовый контроль. 2016. № 3. - С. 10-17.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ