Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданско-правовое регулирование сетевой торговли в Российской Федерации

Работа №68222

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы52
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
471
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Исторические аспекты развития правового регулирования сетевой торговли в России 7
1.1. Историко-правовой анализ возникновения, развития и функционирования сетевой торговли в России 7
1.2. Проблемы определения торговой сети в правовой науке и отечественном
законодательстве 17
2. Правовые основы функционирования торговых сетей в Российской Федерации 27
2.1. Правовое регулирование отношений ритейлеров и поставщиков 27
2.2. Особенности правового регулирования договоров аренды с участием
хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети 36
Заключение 45
Список используемой литературы 50

В российской экономике сетевая торговля занимает важнейшее место, так как данная сфера в значительной степени способствует удовлетворению интересов населения в приобретении различной розничной продукции, обеспечивает нормальное развитие и функционирование рыночных отношений на основании принципов свободы конкуренции и недопущения злоупотребления доминирующим положением, заключает в себе потенциал роста доходности инвесторов и т.п.
Однако, несмотря на все вышеизложенное сетевая торговля в Российской Федерации имеет относительно не большую историю, соответственно ни наукой, ни правоприменительной практикой не выработано единого подхода к пониманию сути и содержания механизма правового регулирования сетевой торговли. Законодательство, которым регулируются общественные отношения в данной сфере очень неоднозначно и противоречиво. Оно содержит в себе множество пробелов и коллизий, что значительно снижает эффективность парового
Актуальность заявленной темы заключается в том, что исследование вопросов правового регулирования сетевой торговли в Российской Федерации в значительной степени повысит инвестиционную привлекательность гражданского оборота для представителей бизнеса. Разработка эффективного механизма правового регулирования ритейла является так же необходимым условием для реализации законодательно закрепленных гарантий, направленных на сохранение и обеспечение прав и законных интересов всех участников гражданского оборота.
Проведение подобного исследования в условиях глобализации так же позволит выявить общемировые тенденции в формулировании и закреплении нормативных предписаний как рычагов регулирования отношений, которые связаны с ритейлом.
Степень научной разработанности. Правовое регулирование сетевой торговли прямо или косвенно входит в предмет исследования таких юридических наук как гражданское право, международное частное право, предпринимательское право и др. Вопросам правого регулирования торговой деятельности посвящено колоссальное количество работ таких ученных- цивилистов как В.С. Белых, В.В. Витрянский, Б.М. Гонгало, Е.А. Суханов, Л.В. Щенникова, С.П. Гришаев, М.А. Егоров, М.И. Брагинский, А.М. Эрдлевский, Ю.С. Харитонова, С.Ю. Филипова, Т.А. Никулина, В.А. Маслова и др.
Объект исследования: совокупность общественных отношений,
возникающих в процессе создания и реализации правовых предписаний, лежащих в основе организации сетевой торговли в России.
Предмет исследования: анализ законодательства в области правового регулирования и понимания сетевой торговли в Российской Федерации.
Цель исследования: изучить основные теоретико-методологические подходы к пониманию сути и содержания сетевой торговли в Российской Федерации, исследовать особенности их государственно-правового регулирования.
В соответствии с обозначенной целью выделяются следующие задачи:
1. Провести историко-правовой анализ возникновения, развития и функционирования сетевой торговли в России
2. Исследовать проблемы определения торговой сети в правовой науке и отечественном законодательстве
3. Изучить и проанализировать правовое регулирование отношений ритейлеров и поставщиков
4. Рассмотреть особенности правового регулирования договоров аренды с участием хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети.
Методологической основой исследования послужили такие общенаучные методы как диалектический, исторический, логический, а также системный. Так же использовались следующие частно-научные методы: сравнительно-правовой и формально-юридический методы, метод системно-правового анализа, историко-сравнительный и др.
Теоретической основой исследования послужили собрания периодических научных изданий, монографические исследования, посвященные изучению исторических и современных аспектов понимания сетевой торговли, под авторством таких ученых-цивилистов, как Суханов Е.А., Л.В. Щенникова, С.П. Гришаев, М.А. Егоров, М.И. Брагинский, А.М. Эрдлевский, Ю.С. Харитонова, С.Ю. Филипова, Т.А. Никулина, В.А. Маслова и др.
Нормативно-правовая основа: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской федерации, законы и подзаконны акты Российской федерации и субъектов Российской Федерации.
Эмпирической основой исследования послужили решения Верховного Суда РФ, практика арбитражных судов РФ по рассмотрению споров связанных с защитой законных прав и интересов участников гражданского оборота в сфере организации и осуществления сетевой торговли.
Теоретическая и практическая значимость. На основании проведенного анализа существующих теоретических концепции, выработанных в современной правовой доктрине, мы сформулировали наиболее четкое и лаконичное определение торговой сети. На базе проведенного исследования был разработан перечень предложений по совершенствованию законодательства путем внедрения классификации торговых сетей.
Так же в данной работе содержится перечень практических рекомендаций для поставщиков, арендодателей и иных субъектов правоотношений с участием хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую
деятельность посредством создания торговой сети.
Научная новизна исследования: состоит в попытке наиболее точно сформулировать определение торговой сети, выделить видовые особенности с целью дифференциации правого регулирования. Подобный подход способен в значительной степени повысить продуктивность и эффективность гражданского оборота, обеспечить законные права и интересы участников торговых правоотношений, и предупредить возможные злоупотребления в данной сфере общественной жизни.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе научного исследования обосновывается необходимость разработки и законодательного закрепления наиболее полного понятия торговой сети.
2. В качестве одной из основных причин неэффективности правового регулирования сетевой торговли видится отсутствие дифференциации правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность посредством создания торговой сети по видовому признаку.
3. В ходе исследования сформулированы практические рекомендации для
поставщика как наиболее слабой стороны в отношениях, связанных с заключением и исполнением договора поставки с участием ритейлеров. На основании проведенного анализа типичных договорных конструкций
выделены наиболее важные условия и обстоятельства, на которые следует обратить внимание при заключении договора поставки.
4. Произведен анализ правоотношений возникающих на основании договора аренды с участием ритейлера. Выделены основные проблемы и риски, возникающие в связи с приобретением ритейлером дополнительных торговых площадей на территории отдельно взятого административного образования.
Структура исследования: работа включает в себя введение, два раздела, каждый из которых включает два подраздела, заключение и список используемой литературы. Работа соответствует поставленным целям и задачам, обозначенному объекту и предмету исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сфера сетевой торговли за последние годы стремительно изменяется в качественно лучшую сторону. На практике наблюдается повышение стандартов обслуживания, внедрение современных инновационных технологий, которые являются необходимым системообразующим элементом для эффективного осуществления торговой деятельности в условиях постоянно изменяющейся потребностей общества. Однако, касательно правового регулирования сетевой торговли в Российской Федерации, следует заметить, что на современном этапе развития данная сфера общественных отношений не располагает развитым и структурированным механизмом регулирования. Ни в научной доктрине, ни в правоприменительной практике до настоящего времени не выработано единого подхода к определению тех качественных критериев, на которые следует обратить особое внимание при разрешении вопроса о создании прочной нормативной базы для деятельности ритейлеров.
Следует особо подчеркнуть - отсутствие единой концепции вовсе не означает, что данная сфера не интересна для изучения. Вопросы правового регулирования отношений, связанных с торговлей, в условиях глобализации и установления рыночной экономики, налаживания международных отношений являются актуальной темой исследования. Отсутствие кардинальных законодательных преобразований только подчеркивает всю сложность рассматриваемой сферы, ее многогранность и неоднозначность.
С поправкой на сравнительную «молодость» данных правоотношений, отставание отечественного законодательства уже не кажется чем-то неестественным. На основании проведенного исследования можно заключить, что современное состояние сетевой торговли в России - это закономерное отражение эволюции данной сферы общественных отношений. Так, фрагментарность правового регулирования, неточность и отсутствие системности в иерархии правовых норм являются следствием недостаточной проработанности законодательной политики. Принимаемые наспех правовые нормы, которые могли урегулировать рассматриваемые правоотношения на первых этапах, в настоящее время не только являются малоэффективными, но в некоторых случаях и значительно осложняют гражданский оборот.
Первым этапом для выстраивания эффективного механизма регулирования сетевой торговли в России видится законодательное закрепление наиболее полного и точного определения термина «торговая сеть». Проведя анализ сложившихся в экономической науке концепций и подходов к определению торговой сети, мы пришли к выводу, что восприятие юридической доктриной некоторых рассмотренных положений плодотворно скажется на установлении правового режима таких объектов. Так, целесообразно внести изменения в п.8 ст.2 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и изложить понятие торговой сети в следующей редакции: «торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые имеют стандартизированный порядок обслуживания и унифицированное управление, аналогичный ассортимент предлагаемых товаров и услуг, и принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», и (или) совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации».
Так же необходимым представляется законодательно установить виды торговых сетей, в отношении которых и будет дифференцироваться подход правового регулирования. В данном случае снова следует обратиться к экономической науке, которая уже на протяжении значительного периода времени исследует классификации ритейлеров. Предлагается разграничить торговые сети на малые, средние и крупные в зависимости от количества сотрудников и объема используемых торговых площадей.
В магистерском исследовании отдельное внимание было уделено вопросам правового регулирования отношений, связанных с заключением договора поставки с участием ритейлера.
Регулирование отношений, возникающих между поставщиком и хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность посредством создания торговой сети, очень сложны и многогранны. В связи с чем действующее законодательство, которое содержит огромное количество коллизий и пробелов, не соответствует, а в некоторых случаях противоречит правоприменительной практике, не может в должной мере обеспечить эффективное правовые регулирование.
Целесообразным является пересмотр п. 12 ст. 9 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», так как содержащаяся там норма не только не вписывается в общую концепцию законодателя, но и порождает значительные возможности для злоупотребления правом. На наш взгляд, целесообразно закрепить общий порядок внесения в договор положений об оказании маркетинговых услуг ритейлерами. Была сформулирована общая рекомендация для поставщиков, которые планируют вступить в отношения поставки с крупными торговыми сетями:
1) Необходимо определить все условия взаимодействия еще на преддоговорной стадии. Особо следует подчеркнуть, что типовой договор поставки, размещенный на сайте ритейлера, не делает его договором присоединения, что дает возможность заранее обговорить все важные аспекты договора.
2) В процессе переговоров поставщикам следует использовать различные средства фиксации, которые помогут подтвердить или опровергнуть неправомерные действия сторон в случае возникновения спора.
3) Исходя из судебной практики, в случае принятия на себя обязательств даже не выгодных или явно кабальных, поставщик принявший их на себя при заключении типового договора фактически утрачивает шансы доказать их незаконность в суде.
При рассмотрении законодательных ограничений, установленных законодателем для ритейлнров, мы приходим к следующему выводу. Целесообразным будет включить в ФЗ «Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» понятие «доминирующее положение торговой сети», доля участия которой на рынке превышает 25% и установить перечень запретов, признающихся
злоупотреблением им.
Для того, чтобы предупредить обход закона путем создания параллельных торговых сетей необходимо внедрить понятие «коллективного доминирования торговых сетей», в основе которого будут лежать не только процент от доли участия на рынке, но и такие признаки как:
1) Разделение бизнеса происходит между несколькими участниками
гражданского оборота, при этом оказывает влияние на условия и
экономические результаты предполагаемых участников схемы разделения бизнеса;
2) Аналогичный вид экономической деятельности тех участников, у которых усматривается общность фактических действий;
3) Создание нового юридического лица в течение небольшого промежутка времени, непосредственно перед расширением производственных мощностей;
4) Несение общих расходов всеми предполагаемыми участниками схемы дробления бизнеса друг за друга;
5) Прямая или косвенная взаимосвязь между хозяйствующими субъектами (родственные отношения между участниками органов управления, подконтрольность служебного характера и т.д.);
6) Внутренне перераспределение персонала без предварительного изменения их должностных обязанностей;
7) Минимальный набор или полное отсутствие у подконтрольных субъектов необходимых оборотных средств и кадровых ресурсов;
8) Совпадение у хозяйствующих субъектов адреса регистрации, контактных данных (телефон, факс, электронная почта, сайта в сети "Интернет"), использование единых вывесок, бланков, терминалов и т.п. ;
9) Фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
10) Единые службы, осуществляющие ведение отчетной деятельности
хозяйствующих субъектов: бухгалтерского учета, кадрового
делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику;
11) Представление интересов нескольких хозяйствующих субъектов во взаимоотношениях с государственными органами и другими контрагентами осуществляется одними и теми же лицами и т.д.
Таким образом, в результате проведения научного исследования были достигнуты все поставленные задачи и реализована основная цель выпускной квалификационной работы: «изучить основные теоретико-методологические подходы к пониманию сути и содержания сетевой торговли в Российской Федерации, исследовать особенности их государственно-правового регулирования».


1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»// «Собрание законодательства РФ»,-1996, - №3, - ст. 140.
2. Федеральный закон Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ»,-2010, №1, - ст. 2.
3. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»//
"Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, - № 31 (1 ч.),- ст. 3434,
4. Указ Президента РФ от 29.12.1991 N 341 «Об ускорении приватизации
государственных и муниципальных предприятий»// СПС
«КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 217/ (Дата обращения
10.03.2020 г.).
5. Указ Президента РФ Указ Президента РФ от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли»// "Ведомости СНД и ВС РФ", 1992. - № 6,- ст. 290.
6. Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 г. № 297 «О мерах либерализации цен»// «Ведомости СНД и ВС РСФСР»,- 1991, № 52, - ст. 1878.
7. Указ Президента РСФСР от 12.12.1991 №269// «Ведомости СНД и ВС
РСФСР», - 1991.- №51, - ст. 1830.
8. «ГОСТ РФ 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации.
Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) (ред. от 29.03.2016)// СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http: //www.consultant.ru/(Дата обращения
15.03.2020 г.).
9. Постановление Госстандарта РФ от 22.08.2000 №61 «О принятии и введении
в действие Правил сертификации"»// СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http: //www.consultant.ru/(Дата обращения
20.03.2020 г.).
10. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», - 2003,- № 21, - ст. 1957,
11. Письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ «О направлении обзора
судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам мероприятий налогового контроля, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц»// СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/ (Дата обращения 11.05.2020 г.).
Учебные пособия:
1. Гражданское право: учебник для среднего профессионального образования / отв. ред. С. П. Гришаев. - 4-e изд., перераб. и доп. - Москва: Норма: ИНФРА- М, 2020. - 688 с.
2. Егорова М.А. Концепция совершенствования механизмов
саморегулирования: pro et contra: монография. М.: Юстицинформ, 2017. 180 с.
Переодическая литература:
3. Андреева Л.В. «Антимонопольные нормы в законодательстве о торговле: проблемы правоприменения» / Л.В. Андреева // Юрист. 2017. - №9. - С. 4 - 8.
4. Никулина Т.А. Понятие, признаки и классификация розничных торговых сетей / Т.А. Никулина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 5. - С. 115.-125.
5. Маслова В.А. Понятие «продовольственный товар» и его юридическое значение для договоров между торговыми сетями и поставщиками / В.А.Маслова // СПС "КонсультантПлюс". 2017 [Электронный ресурс] URL: http: //www.consultant.ru/СДата обращения 26.03.2020 г.)
6. Перечень важных документов на стадии принятия// "Главная книга", - 2019,-
№5 СПС "КонсультантПлюс". [Электронный ресурс]
URL: Ыф://^^^.сопьи11аПл'и/(Дата обращения 04.05.2020 г.)
7. Дубкова Е. М. . Малый и средний бизнес как стратегический фактор экономической безопасности России / Е. М. Дубкова, А. Ю. Карпунин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019.- №8 - С. 77-80.
8. Gibson Т., van der Vaart H.J. Defining SMEs: A Less Imperfect Way of Defining Small and Medium Enterprises in Developing Countries. Brookings Global Economy and Development. - 2008. - 29 p.
9. Kushnir K. A Universal Definition of Small Enterprise: A Procrustean bed for SMEs? World Bank Group, 2010.
10. Брагин А. Сомнения в достижении целей / А. Брагин // ЭЖ-Юрист. 2016.- № 31. С. 4-5
11. Егорова А.О. За что торговые сети и их поставщиков привлекают к ответственности? / А.О. Егорова// Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. - №12. - С. 49 - 53.
12. Варламова А.Н. Конкурентное право и отраслевые товарные рынки: рынок продовольственных товаров / А.Н. Варламова // Конкурентное право. 2019. - №4. - С. 3 - 8.
13. Спиридонова А.В. Антимонопольные ограничения доли торговых сетей на рынке продовольственных товаров / А.В. Спиридонова // Актуальные проблемы российского права. 2018. - №11. - С. 103-109.
14. Харитонова Ю.С. Признаки торговой сети в законодательстве о торговле и конкуренции /Ю.С.Харитонова// Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. - №1. - С. 20 - 22.
Диссертационные исследования:
15. Козинец Н.В. Особенности правового регулирования трансграничной
электронной торговли [Текст]: дис к.ю.н: 12.00.03.: защищена 18.04.17 -
16. Котова Е.А. Гражданско-правовое регулирование торговой деятельности
(торговли) [Текст]: дис к.ю.н: 12.00.03.: защищена 20.12.11 - Москва, 2010.
- 183 с.
17. Рзаев Р.Б. Правовое регулирование сетевой торговли в Российской
Федерации [Текст]: дис к.ю.н: 12.00.03.: защищена 24.12.11 - Москва, 2011.
- 199 с.
18. Салиев М.Р. Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в
России: современная правовая модель [Текст]: дис к.ю.н: 12.00.03.:
защищена 01.07.2013 - Казань, 2013. - 198 с.
Интернет издания
19. Сухорукова Е. Картофель опередил все социально значимые продукты по росту цен// РГБ Новости [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/ (Дата обращения 21.03.2020 г.)
20.Общие требования к СМК поставщиков продовольственных товаров от 01.08.2014 Утвержденные Генеральный директор ООО «Городской
супермаркет»// Азбука вкуса [Электронный ресурс] URL: https://av.ru/about/suppliers/ (Дата обращения 04.05.2020 г.)
21. Условия договора поставки // Х5 Retail Group [Электронный ресурс] URL: https://www.x5.ru/ru/Pages/Partners/SupplyContract.aspx (Дата обращения 04.05.2020 г.)
22. Общие сведения для поставщиков и производителей // Магнит [Электронный ресурс] URL: https://magnit-info.ru/partners/about/ (Дата обращения 05.05.2020 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ