СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
1.1. Понятие, признаки, классификация и виды терроризма как явления
современной действительности 6-13
1.2. Основные причины возникновения терроризма 13-18
1.3. Основные руководящие принципы для действий государств в борьбе с
терроризмом 18-31
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
2.1 Международно-правовые акты в борьбе с терроризмом 32-45
2.2 Международные организации в борьбе с терроризмом 45-56
2.3 Борьба с терроризмом в рамках Европейского Союза, стран СНГ... .56-65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66-67
Список использованной литературы 68-73
Терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающий все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.
Факторами, способствующими распространению террористической угрозы являются: затянувшиеся региональные конфликты на национальной и религиозной дискриминации; бедственное положение населения, отсутствие возможностей для развития, перспектив достижения достойного уровня жизни; радикальная идеология; объективная связь с транснациональной организованной преступностью - наркоторговлей, контрабандой оружием, торговлей людьми и коррупцией. Комплекс данных проблем стимулирует пропаганду терроризма в различных странах и облегчает вербовку новых сторонников.
Терроризм во всех его формах и проявлениях наносит удар по ценностям, заложенным в основу Устава Организации Объединенных Наций - принципам уважения прав и свобод человека, верховенства права и мирного урегулирования конфликтов, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств, дестабилизирует законные правительства.
В последние годы меры, предпринимаемые мировым сообществом в ходе борьбы с международным терроризмом, сводились, главным образом, к проведению ответных силовых операций со стороны отдельных стран и укреплению внутренней безопасности. Между тем, концентрация усилий в рамках такого подхода зачастую порождает объективное ослабление государственного аппарата и нарушение демократических устоев, что, в свою очередь, ведет к радикализации групп населения, экстремизму и ксенофобии.
Правительства государств и международные организации неоднократно выражали обеспокоенность по поводу того, что борьба с терроризмом в некоторых случаях подрывает те самые ценности, по которым наносят удар сами террористы: права человека и верховенство права. Очевидно, что силовой подход к проблеме терроризма, сконцентрированный на военных, полицейских и разведывательных мерах, не достигает поставленных целей, ослабляя потенциал коллективных действий против терроризма. Надо использовать политические, экономические, дипломатические и культурные методы, чтобы ликвидировать почву, на которой произрастает терроризм, устранить условия и причины, порождающие террористическую идеологию.
На современном этапе полем обсуждения и подписания документов по противодействию терроризму служат международные организации. На первое место выходит такая глобальная универсальная структура как Организация Объединенных Наций. Другие международные организации, а также региональные интеграционные структуры также вырабатывают собственные правые акты в данной области.
Цели и задачи исследования. Целью дипломного исследования является анализ особенностей международно-правового механизма, проводимых государствами в рамках борьбы с терроризмом.
Для достижения указанной цели в дипломе были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть основные причины, сущность и виды терроризма;
• охарактеризовать международный терроризм как глобальную проблему;
• проанализировать основные международно-правовые акты в сфере противодействия терроризму;
• показать особенности деятельности международных организаций в сфере антитеррора;
• исследовать законодательные меры региональных организаций ЕС и стран СНГ по противодействию терроризму;
• определить дальнейшие перспективы борьбы с терроризмом в мире
Объект и предмет исследования. Объектом дипломного исследования является комплекс общественных отношений, связанный с вопросами правового сотрудничества мирового сообщества в сфере борьбы с терроризмом.
Предметом исследования выступают международные акты в области борьбы с терроризмом, составляющие комплекс двустороннего регионального и международного взаимодействия государств, приобретающие новые качественные характеристики в условиях формирования глобального правового пространства.
Степень научной разработанности темы. Проблема противодействия международному терроризму рассматривается во многих трудах российских и зарубежных авторов.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных представителей науки международного права. Это работы: А.Х. Абашидзе, К.А. Бекяшева, Р.М. Валеева, Г.В. Игнатенко, Ю.М. Колосова, Г.И. Курдюкова, Л.А. Лазутина, В.Н. Лихачева, И.И. Лукашука, С.Ю. Марочкина, Л.Х. Мингазова, О.И. Тиунова, Д.И. Фельдмана, Н.А. Чернядьевой и др.
Методологическая основа дипломного исследования состоит из общенаучных (метод материалистической диалектики, раскрывающий закономерности взаимосвязи и развития явлений и метод комплексного анализа) и частно-научных методов, как: историко-правовой метод, показывающий объективные закономерности развития категорий «терроризм» и «террористический акт» на различных этапах процесса международно-правового регулирования, формально-юридический метод, системно-структурный, метод контент-анализа источников.
Эмпирическую основу дипломного исследования составили общепризнанные принципы международного права, комплекс норм международного права: международных конвенций, резолюций, деклараций.
Привлекались материалы деятельности ООН, в первую очередь Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, Комитетов Совета Безопасности по санкциям, Контртеррористического комитета ООН, Комиссии международного права ООН, иных международных организаций и конференций
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Терроризм как явление обладает всеми признаками, характерными для глобальных проблем человечества. Во-первых, терроризм затрагивает судьбу всего человечества, оказывает влияние на развитие всех государств и социальных слоев общества. Во-вторых, терроризм может привести к значительным социальным и экономическим потерям, угрожать существованию самого человечества. В-третьих, для устранения этой проблемы требуется сотрудничество в мировом масштабе без предварительных условий и двойных стандартов, совместная работа различных международных организаций и правительств всех государств.
Мировое сообщество осознало, что отсутствие ответных мер приведет к тому, что глобальная проблема международного терроризма превратится в третью мировую войну, в которой не будет победителей.
Это понимают все, но в силу различных, прежде всего политических интересов средства для достижения общей цели выбирают разные.
На Ближнем Востоке сохраняется очаг напряженности. Сирийские войска Асада при поддержке ВКС России успешно освобождают страну от боевиков запрещенных исламистских группировок, но не стоит впадать в эйфорию и праздновать полную победу над террористической организацией ИГИЛ. Слишком много филиалов разбросано у нее по всему миру. Победить терроризм сегодня возможно только совместными усилиями мировых держав. Мир действительно нуждается в широкой антитеррористической коалиции, которая в своей деятельности опиралась бы на устав ООН, нормы международного права и решения Совета Безопасности ООН.
На фоне беспрецедентного по масштабу действия террористов направленного против всей человеческой цивилизации, представляющего собой системный вызов миропорядку, основанному на международном праве и нормах цивилизованного поведения, западные страны во главе с США до последнего времени и не думали отказываться от «двойных стандартов», которые охватывают всю их политику в сфере антитеррора. Они последовательно и цинично, раз за разом обкатывают один и тот же сценарий. Пытаясь закрепить свое доминирование на международной арене, взращивают, а затем помогают самым разнообразным радикальным силам, которые потом натравливают на «неугодные режимы». Действуют недобросовестно, нарушают все договоренности с одной лишь целью: принести стране «демократию», после которой остается хаос, потом используют кризисную ситуацию с выгодой для себя. При этом забывают, что заигрывать с террористами нельзя. Террористов нельзя приручить, приманить, приучить к чему-то. Это невозможно. Исламисты иногда выходят из-под контроля своих кураторов. Последствия же такой недальновидной политики получаются одинаково печальными и для западных стран, и для их граждан.
Тем не менее, несмотря на существенные разногласия, Россия и США остаются естественными партнерами в сфере антитеррора. Развитие и укрепление такого партнерства отвечают обоюдным интересам наших стран. Потребуются немалые усилия, чтобы наладить встречное движение в русле укрепления международной антитеррористической солидарности и отказа от политизации в сфере борьбы с глобальным злом терроризма. Именно в силу культивировавшихся американцами «двойных стандартов» пробуксовывают усилия мирового сообщества по созданию по инициативе российского президента под эгидой ООН и на основе международного права широкого антитеррористического фронта с участием всех стран в меру их возможностей и с согласия государств, на территории которых ведется борьба с террористами.
На фоне беспрецедентного разгула терроризма сама жизнь заставит отложить в сторону политические разногласия и попытаться, наконец, взаимодействовать в области антитеррора честно и открыто.
1. Устав Организации Объединенных Наций, 26 июня 1945 г. // Департамент общественной информации [Б.м.: ООН, 1994]. - 96 с.
2. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, 12 августа 1949 г. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/law/ictr/charter.shtml.
3. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на
борту воздушных судов, подписана в Токио 14 сентября 1963 г. [Электронный ресурс] -
URL:http://untreaty.un.org/English/Terrorism/Conv1.pdf
4. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, от 16 декабря 1970 г. [Электронный ресурс] - URL: http://untreaty.un.org/English/Terrorism/Conv2.pdf
5. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г [Электронный ресурс] - URL: http://untreaty.un.org/English/Terrorism/Conv3.pdf
6. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Принята резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1973 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/law/ictr/charter.shtml
7. Европейская конвенция по пресечению терроризма. Принята в Страсбурге 27 января 1977 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/law/ictr/charter.shtml.
8. Конвенция по борьбе с захватом заложников. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/146 от 7 декабря 1979 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/law/ictr/charter.shtml.
9. Конвенция ООН о физической защите ядерного материала, от 3 марта 1980 г. Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала. Приняты
8 июля 2005 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/law/
10. Региональная конвенция СААРК о пресечении терроризма, от 4 ноября 1987 г. [Электронный ресурс]. - URL: http: http://context.reverso.net/
11. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г. //МЖМП, № 2, 2001, С. 392-406.
12. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 24 февраля 1988 г. [Электронный ресурс]. - URL: http: http://www.un.org/ru/sc/ctc/laws.html
13. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, 1991 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimes_aboard.shtml
14. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Резолюциия ГА ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г.// Действующее международное право: сб. документов. Т. 3. М., 1999. - С. 90-94.
15. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом: принята в
г. Нью-Йорке 15.12.1997 Резолюцией 52/164 на 72-ом пленарном заседании ГА ООН [Электронный ресурс] - URL:
http://untreaty.un.org/English/Terrorism/Conv11.pdf
16. Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, от 4 июня 1999 г.
17. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. Принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/documents/
18. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, от 15 ноября 2000 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/documents/
19. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом: заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 г. [Электронный ресурс]
- URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/markconv.htm//
20. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма. Заключена в Варшаве 16 мая 2005 года. [Электронный ресурс] - URL:rchive.mid.ru//ns- dos.nsf/
21. Протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленны против безопасности морского судоходства. Принят в Лондоне 14 октября 2005 года. [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/sc/ctc/laws.html
22. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН от 13 июня 2014 г. A/RES/68/276. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/terrorism/resolutions.shtml.
23. Резолюция ГА ООН 40/61, от 9 декабря 1985 г. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] - URL:http://www.un.org/ru/sc/ctc/resources/res-sc.html
24. Резолюция ГА ООН. A/RES/60/1, от 24 октября 2005 г.
25. Резолюция СБ ООН №1373 - S/RES/1373 (2001), от 28 сентября 2001 г.
26. Резолюция СБ ООН 2170(2014), от 15 августа 2014 г.
27. Резолюция СБ ООН 2249 «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами». S/RES/2249 (2015) от 20 ноября 2015 г.
28. . Федеральный закон от 20.04.2006 N 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» / Собрание Законодательства РФ, 24.04.2006, N 17 (1 ч.), ст. 1785
29. Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 21-ФЗ «О ратификации Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс]. - URL http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html
Книги, монографии
30. Абашидзе А.Х. Мирное разрешение международных споров: современные проблемы: монография / А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев - М.: РУДН, 2012. - 307 с.
31. Карпец И.И. Международная преступность / И.И. Карпец - М.: Наука, 1988. - 112 с.
Учебная литература
32. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России: учебно-практическое пособие. - М., - 1997. - С. 12.
Научные статьи, тезисы, выступления, сообщения и другие материалы
33. Авдеев Ю.И. Современный терроризм - угроза международной инациональной безопасности (Эволюция терроризма во второй половине ХХ века /Ю.И. Авдеев //Проблемы борьбы с терроризмом и организованной преступностью: материалы научно-практической конференции. - Уфа: УЮИ МВД РФ, - 1999. С.7.
34. Байльдинов Е.Т. Новое международное право: к вопросу о сущности. / Е.Т. Байльдинов // Московский журнал международного права. - 2013. - № 2 (90). - С. 91.
35. Варфоломеев А.А. Пределы квалификации террористических преступлений на международном и национальном уровне / А.А. Варфоломеева // Государство и право. - 2012. - № 9. - С. 79-85.
36. Веселовский С.С. Многостороннее сотрудничество в борьбе с транснациональным терроризмом / С.С. Веселовский. - М.: Навона. - 2009. - С.33-34.
37. Водянов А.В. Международно-правовая значимость включенности Интерпола в противодействие преступлениям, связанным с легализацией доходов, полученных преступным путем / А.В. Водянов // Государство и право. - 2012. - № 11. - С. 114-119.
38. Выступление В.В. Путина 28 сентября 2015 н. на пленарном заседании юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50385.
39. Каламкарян Р.А. Концепция господства права в современном международном праве / Р.А. Каламкарян // Государство и право. - 2003. № 6.- С.50-57
40. Каламкарян Р.А. Международное право как регулятор современных международно-правовых отношений / Р.А. Каламкарян, Ю.А. Мигачев //Государство и право. - 2013. - № 11. - С.46.
41. Капустин А.Я. Международное право в интерпретациях современных западных юридических теорий / А.Я. Капустин // Современное международное право: теория и практика. М.: Оригинал-макет, - 2015. - С. 226-240.
42. Колосов Ю.М., Левитт Дж. М. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом / Ю.М. Колосов, Д.М. Левитт //Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны: сб.ст./отв.ред.: Л.Дэмрош, Г.Даниленко Амер.ассоц. международного права. - М.: Спарк, - 1996. - С. 157.
43. Контртеррористический комитет (КТК) | Методы работы//[Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/sc/ctc
44. Курдюков Г.И. Взаимодействие международного и
внутригосударственного права как правовых систем /Г.И.Курдюков//Современное международное право: теория и практика. - М.: Оригинал-макет, - 2015. - С.274- 275.
45. Лазутин Л.А. Некоторые вопросы немеждународного вооруженного конфликта на примере гражданской войны на Украине /Л.А. Лазутин // Российский юридический журнал, - 2015. - № 4. - С. 12-23.
46. Ляхов Е.Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом / Е.Г. Ляхов // М.: Международные отношения. -1979. - С. 168.
47. Марочкин С.Ю. Верховенство права на внутригосударственном и международном уровнях: динамика развития и взаимодействия /С.Ю. Марочкин //Государство и право. - 2013. - № 10. - С.93-94.
48. Марочкин С.Ю. Взаимодействие правовых систем как общий вектор развития (отношение международного сообщества к принципу верховенства права: намерения и реальности) / С.Ю. Марочкин //Российский юридический журнал. - 2014. - № 5. - С. 56-64.
49. Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел / Л.А. Моджорян // - М.: Юридическая литература, - 1983. - С.196.
50. Наумкин В. Цивилизации и кризис наций-государств / В. Наумкин //Россия в глобальной политике. - 2014. - № 1. - С.78
51. Одесский М.П., Фельдман Д.М. Поэтика власти. Тираноборчество. Революция. Террор М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - 263 с
52. Паненков А.А. Борьба с финансированием терроризма (российский и зарубежный опыт) / А.А. Паненков // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2013. - № 6. - С. 10-14.
53. Петрищев В.Е. Заметки о терроризме / В.Е. Петрищев // М., - 2001. - С.11-12. Петрищев В.Е. Что такое терроризм, или введение в террорологию: Монография.- М.: Изд. КРАСАНД, - 2013.-С.10-12
54. Примаков Е.М. Мысли вслух / Е.М. Мысли вслух// М.: - 2011. - С. 154.
55. Синякин И.И. Терроризм как международное преступление / И.И. Синякин //Московский журнал международного права. - 2009. - № 3(75). - С.137-139.
56. Стратегическая концепция Североатлантического союза // [Электронный ресурс]. URL: http://www.nato.int/docu/other/ru/1999/p99-065r.htm
57. Тиунов О.И. О некоторых доктринах имплементации норм международного права в современных условиях / О.И. Тиунов /Актуальные теоретические вопросы современного международного права: материалы международной научно-практической конференции /под ред. академика РАН А.В. Торкунова, профессора А.Н. Вылегжанина - М.: МГИМО-Университет.
- 2015. - с. 240.
58. Чернядьева Н.А. Конвенционная модель терроризма в универсальном соглашении ООН / Н.А. Чернядьева // Российский ежегодник международного права. - СПб. - 2015. - С. 217-236.
Судебная практика
59. В Татарстане осуждены члены международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» на основании материалов следствия Управления ФСБ России по РТ Татпресса.ру № --- | 05.04.2017
60. Динк против Турции [Dink v. Turkey] (№№ 2668/07, 6102/08, 30079/08, 7072/09 и 7124/09). // Бюллетень Европейского Суда по правам человека № 3/2016