Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Религия и идеология у древних тюрков: вопросы взаимоотношения

Работа №30161

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
370
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Отражение идеи государства в древнетюркской мифологии 11
§ 1. Устройство мира в представлении древних тюрков 11
§ 2. Космогонические и этногонические мифы 21
Глава II. Тенгрианство и древнетюркская государственность 28
§ 1. Культ Тенгри и его роль в устройстве государства 28
§ 2. Пантеон богов и другие культы древних тюрков 37
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 49


Согласно статье 13 Конституции Российской Федерации, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Но все же в современном российском обществе все больше распространяется мнение о целесообразности и даже необходимости введения единой государственной идеологии. Социологические опросы показывают, что эту идею поддерживают более 90% населения страны. Однако формирование государственной идеологии является сложным процессом. Это подталкивает историков, политологов и других ученых к изучению современного и исторического опыта создания общенациональных идеологий. И отличным примером здесь становятся Древнетюркские государства, где, по мнению Г.М. Давлетшина, развитие государственной идеологии достигло небывалых высот . Ключевой проблемой во все времена для крупных государственных образований, будь то Россия или Тюркские каганаты, оставалось сохранение целостности и мощи государства. И решению этой проблемы способствует государственная идеология.
Идеология, как один из элементов системы, никогда не существует отдельно от других компонентов духовной культуры. Мы исходим из того, что изучение духовной культуры позволяет представить ход истории с наибольшей полнотой. Духовная культура является сложным и многоаспектным явлением. Не задерживаясь на рассмотрении отдельных определений термина «культура», которых имеется великое множество, отметим лишь, что в научной литературе закрепилось понятие культуры как способа и результата материальной и духовной деятельности человека в их неразрывном диалектическом единстве. В систему духовной культуры, помимо идеологии, входят такие компоненты, как искусство и мораль, право и политика, наука и литература, нравы и обычаи, мифология и религия, фольклор и т.д.
Также в наше время на фоне интеграционных процессов остро встает вопрос о духовном единстве тюркских народов. Объединяющими факторами являются схожие языки, давние исторические и культурные связи и т.д. Важно помнить и об общей древней религии - тенгрианстве. Она служила объединению народов и племен в рамках Древнетюркских каганатов, она же может служить, как элемент исторической памяти, духовному единению тюркоязычных народов современности.
На наш взгляд, на современном этапе необходимо подробно, комплексно изучать взаимосвязь таких компонентов духовной культуры древних тюрков, как религия и идеология. Интересно то, каким образом переплеталась идея сильного государства, верования и обрядность, а также мировоззрение тюрков. В качестве рабочей гипотезы мы берем принятый многими современными исследователями тезис о синкретизме, неразрывности и слитности религии, идеологии и государства в традиционных обществах. В исторической науке уже имеется солидный объем исследований как по вопросам, касающихся устройства древнетюркских государств, так и по теме религии и мировоззрения древних тюрков, однако закономерной становится необходимость синтеза имеющихся знаний. Религия и идеология населения Древнетюркского каганата почти не изучены в совокупности как духовные инструменты сохранения этноса государства, в первую очередь его целостности и мощи. Отсутствием крупных комплексных исследований конкретной проблемы - вопроса взаимоотношения религии и государственной идеологии у древних тюрков - определяется актуальность выбранной темы.
Степень изученности темы. Как было отмечено выше, и религия, и идеология древних тюрков не раз попадала в поле зрения ученых. Сведения о мировоззренческих и религиозных представлениях древних тюрков нашли отражение во многих работах. Интерес представляет классификация мифологических сюжетов С.Г. Кляшторного, а также его рассуждения о религии древних тюрков . О мифологических воззрениях и религиозных верованиях писали И.В. Стеблева , В.Е. Войтов , Л.П. Потапов . Последний подробно описал представления тюрков о «душе». Этим же занималась У.Г. Гусейнова. Особую ценность для данной работы имели труды великого советского востоковеда Л.Н. Гумилева.
В связи с изучением компонентов духовной культуры (идеологии и религии), закономерным было обращение к исследованиям по этой теме. Ряд работ, посвященных комплексному изучению духовной культуры тюркских народов, был написан Г.М. Давлетшиным. Изучением духовной культуры древних тюрков также занимался Р.Г. Шарипов.
Государственной идеологии древних тюрков посвящены статьи М.В. Егорочкина и Ю.И. Дробышева. Отдельно стоит сказать про ряд статей В.Р. Фельдмана и Н.В. Абаева, посвященных рассмотрению состояния идеологии в традиционных обществах в общем, и в номадических обществах Средней Азии в частности.
В ходе исследования применялись общеисторические работы и справочная литература.
Источниковый комплекс исследования довольно разнообразен. Его образуют:
Во-первых, памятники древнетюркского рунического письма (орхоно- енисейские надписи). Они в большом количестве публиковались многими учеными. Нами используются переводы памятников, сделанные С.Е. Маловым и И.Л. Кызласовым . В связи с изучением духовной культуры значимость имеет обращение к таким памятникам, как, например, Большая и Малая надписи в честь Куль-Тегина, надпись с Элегеша и т.д. Была использована и так называемая «Книга гаданий».
Во-вторых, в комплекс источников входят труды средневековых христианских (Феофилакта Симокатта и Михаила Сирийца ) и китайских историков. Они интересны в первую очередь тем, что дают нам оценки извне, мнения иностранцев о культуре древнетюркского общества.
В-третьих, были использованы этнографические материалы и сведения, собранные исследователем Н.Я. Бичуриным, жившим и работавшим в XIX в.
Его работа «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» до сих пор активно используется учеными в качестве незаменимого источника.
Объектом в данной работе является духовная культура древних тюрков. Предметом - религиозный и идеологический компоненты духовной культуры в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом существования Древнетюркских государств (VI-VIII вв. н.э.). Однако при рассмотрении таких явлений, как религия и мировоззрение, нам неизбежно придется обращаться как к более ранним источникам (например, по истории народа хунну), так и к материалам поздних периодов истории тюркских народов.
Под «древними тюрками» в данной работе понимается государствообразующий этнос («тюрк бодун») Великого Тюркского каганата и его государств-преемников - Западного и Восточного Тюркских каганатов. Это, в целом, согласуется с мнениями Л.Р. Кызласова и Г.М. Давлетшина.
Мифология древних тюрков, на наш взгляд, является неотъемлемым основанием их религии. Мы также принимаем идею И.В. Стеблевой о единой религиозно-мифологической системе, о синкретизме религии и мифологии у древних тюрков . Некоторые ученые полагают, что в тенгрианстве было два уровня: народный и имперский . С первым связываются народные верования древности, а монотеистическая имперская стадия, как считается, сформировалась в эпоху Тюркского каганата. Таким образом, время существования первого каганата является периодом динамики, перехода от религиозно-мифологического синкретизма к целостной монотеистической религии. Концепция неразрывности мифологии и религии повлияла на структуру данного исследования.
Определений понятия идеология существует огромное количество. Наиболее широкое дано в Новой философской энциклопедии: «идеология - система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений - и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти, или радикального их преобразования» . Под идеологией в данной работе понимается система ценностей и идеалов, выполняющую в обществе функцию поддержки существующей политической системы, придающую цель и смысл бытия как отдельно взятому человеку, так и конкретному социуму, являющуюся его духовными механизмами организации и самоорганизации. Обычно религию и идеология разделяют, как отдельные друг от друга формы общественного сознания, однако некоторые исследователи считают, что в традиционных обществах имела место религиозная (или религиозно-мифологическая) идеология.
Цель данной работы заключается в исследовании взаимосвязей религии, мифологии и мировоззрения древних тюрков, с одной стороны, и государственной идеологии, с другой.
В соответствии с целью был поставлен ряд задач:
1. Комплексно изучить источники по данной теме;
2. Рассмотреть важнейшие элементы религиозно-мифологических представлений древних тюрков;
3. Найти отражение государственной идеологии в религиозных и мифологических представлениях, а также религиозных обрядах.
4. Выявить взаимосвязи религии, идеологии и государства у древних тюрков.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, делящихся на две параграфа каждая, заключения, а также списка использованных источников и литературы. На структуру исследования, как уже отмечалось выше, повлияла концепция неразрывности мифологии и религии у древних тюрков.
В первой главе, которая называется «Отражение идеи государства в древнетюркской мифологии», рассмотрены представления тюркютов об устройстве мироздания, а также их космогонические и этногонические мифы.
Во второй главе - «Тенгрианство и древнетюркская государственность» - рассмотрен культ Тенгри, пантеон богов и другие культы тюркютов, такие как почитание священных гор и предков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках написания данной работы мы должны были комплексно изучить взаимосвязь таких компонентов духовной культуры древних тюрков, как религия и идеология. Мы рассмотрели и проанализировали широкий спектр исторических источников и научной литературы, провели сопоставление актуальных данных. Изучив важнейшие элементы религиозно-мифологических представлений древних тюрков, такие как трехсоставная система мироздания, представления о душе, космогонические и этногонические мифы, культы богов тенгрианского пантеона и другие верования тюркютов мы пришли к ряду выводов об их связи с государственной идеологией.
Во-первых, культ небесного бога Тенгри был основополагающим столпом не только тенгрианства, как особой религиозно-мифологической системы, но и государственной идеологии древних тюрков. В особенности это касается периода Восточно-тюркского каганата, так как большинство источников относится именно к нему. Поклонение небу и небесному божеству всегда было распространенным явлением среди кочевников Великой степи и, как общий религиозно-мировоззренческий концепт, способствовало объединению многочисленных племен и народов под единой властью. В Тюркских каганатах культ Тенгри играл множество идеологических функций. Важнейшие из них: функция сакрализации и легитимации власти каганов; системообразующая функция в рамках формирования мировоззрения тюркютов; функция арбитража при дипломатических коллизиях; функция социального и духовного объединения, во-первых, самого народа древних тюрков, и во-вторых, всех жителей каганата в имперском пространстве государства. В связи с этими функциями культа Тенгри и ролью тенгрианства как религии в целом мы можем говорить о его монолатриальном характере. В тюркских каганатах все религиозные культы, которые ранее могли играть большую роль, встраивались в систему тенгрианства, попадали в подчиненное положение к богу неба.
Во-вторых, рассмотрев представления о душе, мы можем заключить, что понятия кута, как особого божественного дара Тенгри, способствовало легитимации и укреплению власти каганов. Именование кагана «неборожденным» или «возникшим на небе» нельзя сводить просто к титулу. Оно отражает видение кагана как человека, родившегося по воле Неба, по воле Тенгри, дающего кут на время земного существования. Кут закреплял особую связь правителя с богом.
В-третьих, родная земля занимала ключевое место в представлениях древних тюрков о пространстве. Она была центром и в вертикальной, и в горизонтальной структурах мироздания. Имели место и противопоставления своей и чужой земли как оппозиции порядка и хаоса. Тюрки обожествляли родину - существовал культ бога Ыдык Йер-Суб. Превознесение своей земли, как пример существования патриотических ценностей, отражает интеграционную функцию идеологии в Древнетюркском каганате, ее антиэнтропийный характер. В рунических памятниках, в целом, культы Неба (Тенгри) и Священной Земли-Воды, освещены наиболее подробно, тогда как про другие народные культы древних тюрков мы знаем чрезвычайно мало. Вероятно, в эпоху каганатов, когда тенгрианство стало играть роль государственной религии, эти два основных культа в первую очередь приняли официальный характер. Это связано с теми функциями, которые выполняли эти культы. Кроме Тенгри и Ыдык Йер-Суб, в различных исторических источниках нашло отражение поклонение богине Умай и священным горам.
В-четвёртых, ключевую роль для государственной идеологии Тюркских каганатов имела идея власти кагана, которая базировалась на принципе происхождения правителей. На основе анализа этногонических мифов мы можем заключить, что изначальные генеалогически преставления рода Ашина, связанные с тотемизмом, в процессе формирования и развития государственности вытеснялись представлениями о небесном происхождении и рода каганов, и их власти.
В-пятых, на основании изученных источников мы можем с большой долей уверенности предположить, что в период существования Великого тюркского каганата шло активное конструирование государственной идеологии, в чем большую роль сыграл религиозный компонент. Наибольшей степени развития идеология достигла во времена Восточно-тюркского каганата.
В целом, мы можем сказать, что принятая нами гипотеза о синкретизме, неразрывности и слитности религии и идеологии (в своей религиозной форме) в древнетюркском обществе, как одном из примеров традиционного общества, полностью подтверждается данными источников. К сожалению, дальнейшие исследования идеологии в древнетюркских государствах на нынешнем этапе сильно ограничены имеющейся источниковой базой. Перспективным для данного направления исследований все еще остается привлечение этнографических материалов, хотя работа с ними требует глубокого и системного анализа.



1. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.1. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1950. - 382 с.
2. Второй памятник с Тубы // Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1952. - С. 66.
3. Надписи Ялбак-Таш IV/VI // Кызласов И.Л. Новости тюркской рунологии. Вып. 1. Енисейские надписи на горе Ялбак-Таш (Горный Алтай).
- М.: Гуманитарий, 2003. - С. 21-26.
4. Надпись Ялбак-Таш XIV // Кызласов И.Л. Новости тюркской рунологии. Вып. 1. Енисейские надписи на горе Ялбак-Таш (Горный Алтай).
- М.: Гуманитарий, 2003. - С. 16-17.
5. Онгинский памятник // Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. - М.-Л., 1959. - С. 7-11.
6. Памятник в честь Кюль-Тегина // Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и переводы. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1951. - С. 19-55.
7. Памятник в честь Тоньюкука // Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и переводы. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1951. - С. 56-73.
8. Памятник Минусинского музея // Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1952. - С. 75-78.
9. Памятник с Элегеша // Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1952. - С. 25-28.
10. Памятник хану Могиляну // Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. - М.-Л., 1959. - С. 11¬25.
11. Первый памятник с Алтын-кёля // Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1952. - С. 52-55.
12. Симокатта Феофилакт История / Перевод С. П. Кондратьева. - М.: Издательство АН СССР, 1957. - 224 с.
13. Сюнну // Ханьшу (Хроника династии Хань) [Электронный ресурс]
URL: https: //ctext.org/han-shu/xiong-nu-zhuan/ens (дата обращения:13.04.2018).
14. Третий памятник с Уйбата // Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1952. - С. 61¬64.
15. Irk Bitig (Книга гаданий). [Электронный ресурс] URL: http://vatec2.fkidg1 .uni-frankfurt.de/vatecasp/Irk_Bitig.htm(дата обращения: 09.03.2018).
16. Michel le Syrien. Chronique / Chabot J.-B. Т. III. - Paris, 1905. - 538 p.
Литература
1. Абаев Н.В. Влияние тэнгрианской идеологии на социальную организацию и государственность в империях хунну и монголов: некоторые методологические аспекты // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 6. - С. 134-141.
2. Багдасарян В.Э. Государственная идеология как фактор национального суверенитета // Государственная идеология и современная Россия. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Москва, 28 марта 2014 г. - М.: Наука и политика,2014. - С. 27-46.
3. Бакиров М.Х. Феномен параллелизма древнейших мифологических теонимов // Филология и культура. 2012. № 1 (27). - С. 13¬17.
4. Безертдинов Р.Н. Тенгрианство - религия тюрок и монголов. - Набережные Челны: Аяз, 2000. - 448 с.
5. Бичелдей У.П. Тюрко-монгольское тэнгрианство как культурно-исторический вариант арийско-туранской «небесно-солнечной» религии (Из материалов IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 9-10 октября 2013 г., Улан-Батор, Монголия) [Электронный ресурс] URL:http://tengrifund.ru/tengrianstvo-kak-variant-arijsko-turanskoj-religii.html#_ftri2(дата обращения: 12.04.2018).
6. Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI-VIII вв. - М.: Изд-во ГМВ, 1996. - 152 с.
7. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М.: Наука, 1967. - 504 с.
8. Гумилев Л.Н. История народа хунну. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 700 с.
9. Гумилев Л.Н. Три исчезнувших народа [Электронный ресурс] URL:http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article 105.htm(дата обращения: 09.03.2018).
10. Гусейнова У.Г. Концепт «Смерть» в древнетюркской языковой картине мира // Вестник ВятГУ. 2015. №5. - С. 100-105.
11. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). - Казань: Татар. кн. Изд-во, 2004. - 431 с.
12. Давлетшин Г.М. Духовная культура предков татарского народа (истоки, становление и развитие): Автореф. дис. д-ра ист. наук. - Казань, 2002. - 54 с.
13. Давлетшин Г.М. Некоторые сюжеты из области духовной культуры древних тюрков // Древнетюркский мир: история и традиции.
Материалы одноименной научной конференции. Казань, 24-25 января 2001
г. - Казань, 2002. - С. 10-24.
14. Давлетшин Г.М. История духовной культуры тюрко-татар: учебное пособие. - Казань: Gumanitarya, 2004 . - 99 с.
15. Давлетшин Г.М., Зеленеев Ю.А. Представления о родине и родной земле у тюрко-татар // Вестник КазГУКИ. 2015. №4-2. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-rodine-i-rodnoy-zemle-u-tyurko-tatar(дата обращения: 13.03.2018).
16. Дэулэтшин Г.М. Борынгы теркилэрнец карашында, ышануларында дэулэтчелек мэсьэлэлэре // Актуальные проблемы истории государственности татарского народа. Материалы научной конференции «История государственности татарского народа». - Казань, 2000. - С. 13-20.
17. Древнетюркский словарь. / Под ред. В.М. Наделяева, Д.М. Насилова, Э.Р. Тенишева, А.М. Щербака. - Л.: Наука, 1969. - 677 с.
18. Дробышев Ю.И. О некоторых различиях в государственной идеологии Первого и Второго каганатов древних тюрков // Власть и насилие в незападных обществах: актуальные проблемы исследований: сборник тезисов. - М.: Издательство ГБПОУ Московский государственный образовательный комплекс, 2016. - С. 43.
19. Егорочкин М.В. Военная идеология древних тюрков (по материалам орхонских и енисейских письменных памятников) // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. 2009. № 3. - С. 63-76.
20. Кляшторный С.Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. - СПб.: Наука, 2006. - 592 с.
21. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии. - СПб.: Фарн, 1994. - 166 с.
22. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. - 560с.
23. Кодар А.А. Тенгрианство в контексте монотеизма // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 2. - С. 225-229.
24. Кызласов Л.Р. Первый Тюркский каганат и его значение для истории Восточной Европы // ТА. 1998. №2 (3). - С. 24-31.
25. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы.
- М.-Л.: Издательство АН СССР, 1952. - 118 с.
26. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1959. - 111 с.
27. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и переводы. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1951. - 451 с.
28. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1992. - 719 с.
29. Новая философская энциклопедия: в 4 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 2010.- 634 с.
30. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. - Л.: Наука, 1991. - 321 с.
31. Потапов Л.П. Умай - божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник, 1972. - М.: Наука, 1973. - С. 265-286.
32. Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы // Тюркологический сборник, 1971. - М.: Наука, 1972. - С. 213-226.
33. Тишин В.В. К интерпретации сочетания kok turk // Проблемы востоковедения. 2014. № 1 (63). - С. 78-83.
34. Тишин В.В. Отражение двух уровней верований древних тюрков VI-VIII вв. в культах почитания территории // Народы и религии Евразии. 2014. № 7. - С. 90-106.
35. Фельдман В.Р. Идеологические функции "тэнгрианства" // Новые исследования Тувы. 2011. № 2-3 (10-11). - С. 243-247.
36. Фельдман В.Р. Идеология в социально-исторической динамике // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 4-вып. 1 (20). - С. 107-113.
37. Худяков Ю.С. История дипломатии кочевников Центральной Азии. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2003. - 239 c.
38. Хузин Ф.Ш. У истоков тюрко-татарской цивилизации // Татарстан: из века в век / Галлямова А. Г. и др. - Казань: Изд-во «Заман» - Татар. кн. изд-во, 2013. - С. 7-32.
39. Шарипов Р.Г. Духовная культура древнетюркской цивилизации: Менталитет. Религия. Искусство. Эпос. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2015. - 154 с.
40. Roux J.-P. La mort chez les peuples altai’ques anciens et medievaux. - Paris, 1963. - 215 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ