Введение
1. Теоретические аспекты банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса
1.1. Экономическая сущность банковских продуктов и их значение
1.2. Классификация банковских продуктов для малого и среднего бизнеса
1.3. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе
2. Анализ рынка банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса на современном этапе
2.1. Анализ источников финансирования субъектов малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
2.2. Анализ существующих предложений банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан
2.3. Анализ банковских продуктов для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и Республике Татарстан
3. Проблемы развития рынка банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса и пути их решения
3.1. Проблемы развития рынка банковских продуктов на современном этапе
3.2 Рекомендации по развитию рынка банковских продуктов для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и его перспективы Заключение
Список использованных источников Приложения
Одним из наиболее перспективных направлений оздоровления российской экономики, наполнения потребительского рынка товарами, создания новых рабочих мест является развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Эти предприятия обладают наибольшей мобильностью в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры и внедрения новых форм хозяйствования и технологий.
Однако кризисные процессы, начавшиеся в России с осени 2008 г. затронули и малые предприятия, что проявилось в снижении их инвестиционной активности. В. современных условиях усложняется доступ субъектов малого предпринимательства к банковским продуктам, в частности банковскому кредитованию, как с целью пополнения оборотных средств, так и для расширения бизнеса. Ситуация усугубляется трудностью получения ими займов и субсидий из средств государственных и муниципальных фондов поддержки. В силу чего развитие малого и среднего предпринимательства тормозится многочисленными проблемами, среди которых не последнее место занимают проблемы банковского кредитования.
Вопросы поддержки предпринимательства имеют особое значение для всего бизнес-сообщества, в том числе для регионов, где экономические и политические преобразования являются необходимым условием повышения общей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. От качества проводимых в этой сфере преобразований зависят все процессы социально-экономического развития нашей страны.
Проблемы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса в своих работах рассматривали В.Я. Горфинкель, T. Ибадова, М.Г. Лапуста, А.Ю. Чепуренко, В.А. Швандар, О.М. Шестоперов. К работам, посвященным изучению малых предприятий и особенностей кредитования малого и среднего предпринимательства, относятся труды Е.М. Бухвальда, A.B. Виленского, Ю.В. Г оловина, Н.Е. Егоровой, А. Бергера.
Проблемы управления банковскими продуктами в части их формирования, совершенствования, а также организации работы банка с потребителями рассматриваются рядом исследователей: Г. Белоглазовой; П. Брайеном; X. Керном; Г. Коробовой Д.; Курмановой; К. Лавлоком; В. Марковой и Д. Радченко; А. Пуховым; А. Тавасиевым и др.
Рассмотрение дефиниций «банковский продукт» и «розничный банковский продукт», раскрытие экономической сущности и структуры этих явлений банковской деятельности содержатся, в той или иной степени детализации, в трудах следующих авторов: Н. Глушковой; Ю. Головина; Е. Жукова; Ю. Зеленского; С. Ильясова; А. Иванова; Н. Калистратова, В. Кузнецова и А. Пухова; Л. Курмановой; В. Марковой и Л. Радченко; Ю. Масленченкова и А. Дубанкова; А. Мирецкого, В. Перехожева; В. Платонова и М. Хиггинса; И. Спицына и Я. Спицына; А. Тавасиева; А. Тютюнника и А. Турбанова; А. Яцевича.
Однако следует отметить, что вопросы определения и взаимной связи понятий «банковская операция», «банковская услуга», «банковское обслуживание», «банковский продукт», «розничный банковский продукт» являются в настоящее время дискуссионными. Отсутствие единства в их толковании существенно затрудняет дальнейшие разработки в области формирования и совершенствования банковских продуктов. Таким образом, недостаточная проработанность вопроса актуализирует тему исследования и определяет постановку цели и задач исследования.
Цель исследования состоит в исследовании теоретических основ банковских продуктов для малого и среднего бизнеса, а также разработке практических рекомендаций по совершенствованию банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса.
В соответствии с целью данного исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить экономическую сущность и значение банковских продуктов;
- исследовать классификацию банковских продуктов для малого и среднего бизнеса;
- проанализировать тенденции развития малого и среднего бизнеса в экономике России, а также исследовать механизм их взаимодействия с коммерческими банками;
- проанализировать источники финансирования субъектов малого и среднего бизнеса в России и за рубежом;
- провести анализ существующих предложений банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан;
- проанализировать банковские продукты для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и Республике Татарстан;
- выявить проблемы развития рынка банковских продуктов на современном этапе;
- разработать рекомендации по развитию рынка банковских продуктов для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и выявить его перспективы.
Объектом исследования являются банковские продукты для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования выступают экономические отношения в области формирования, использования и совершенствования банковских продуктов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Теоретической и методологической основой работы стали общие методы научного познания: абстракция, дедукция и индукция, сравнение, методы институционального подхода, комплексного анализа и синтеза, логической оценки экономических явления, взаимосвязи теоретических и практических аспектов исследования, экономико-математического моделирования.
Информационно- эмпирической базой исследования послужили работы отечественных исследователей по вопросам формирования и использования банковских продуктов, официальные источники информации, представленные на сайтах Федеральной службы государственной статистики, Банка России, Министерства финансов Российской Федерации, материалы научных публикаций и периодической печати.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из трех логически связанных между собой глав, введения, заключения и приложений. Главы разделены на параграфы, позволяющие акцентировать внимание на отдельных проблемах в рамках определенного вопроса.
Развитие малого и среднего бизнеса является крайне важным для экономики России. Малые и средние предприятия способствуют решению общеэкономических проблем, таких как создание новых рабочих мест, рост жизненного уровня населения, формирование конкурентной среды и поддержание стабильной среды в экономике. Создание развитого сектора малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации приведет к увеличению числа наукоемких предприятий, укрепит инновационный вектор развития российской экономики, и способствовать перестройке народного хозяйства.
В современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.
В экономике России субъекты малого и среднего предпринимательства имеют сравнительно небольшой удельный вес. По официальным данным на 2018 г. в Российской Федерации было зарегистрировано почти 2,8 млн. таких предприятий.
В структуре субъектов малого и среднего предпринимательства наибольшую долю составляют индивидуальные предприниматели - 62,8%, остальная часть (37,2%) представлена юридическими лицами, которые в свою очередь имеют в своем составе малые предприятия - 4,2% и средние предприятия - 0,3%.
Наибольшее число субъектов среднего бизнеса осуществляют свою деятельность в обрабатывающих производствах и торговле — соответственно 29,42% и 22,12% на начало 2018 г. Чуть меньше участников представлены в охоте и сельском и лесном хозяйстве (около 14,7% на обе даты), в операциях с недвижимым имуществом (порядка 13,6% на обе даты) и в строительстве (около 10% на обе даты).
Таким образом, по итогам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что за последние несколько лет субъекты малого и среднего предпринимательства продолжают развиваться и набирать обороты, однако существует определенные проблемы, которые ощутимо сказываются на их деятельности.
В целях осуществления своей деятельности предприятие может задействовать финансовые ресурсы, поступающие из различных источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние. На долю внутренних источников приходится значительный объем финансирования малыми и средними предприятиями своей деятельности. В США нераспределенная прибыль является средством финансирования оборотного капитала и капитальных расходов для 58% и 47% малых предприятий соответственно.
В Канаде показатель использования малыми и средними предприятиями нераспределенной прибыли для финансирования своей деятельности в 2016 г. составлял 54%. В Российской Федерации вложения из собственной прибыли наряду с личными сбережениями учредителей или средствами, зарабатываемыми в других фирмах, являются главным источником финансирования малых предприятий.
В Канаде личные сбережения владельца предприятия в качестве инструмента финансирования используют 57% малых и средних предприятий, при этом для предприятий на начальном этапе деятельности этот показатель составляет 77%.
Зарубежный опыт подтверждает, что кредитование является важнейшим внешним источником формирования финансовых ресурсов малых и средних предприятий. Так, в США в 2017 г. более 70% малых предприятий имели кредит в форме кредитной линии, ссуды (на приобретение транспортных средств, оборудования, ипотечной ссуды) или финансового лизинга (по сравнению с 55% в 2010 г.). Также в США 82% владельцев малых предприятий как минимум один раз за время ведения бизнеса обращались за получением кредита. В странах «Европы-19» в 2017 г. 79% малых и средних предприятий имели кредитные линии в одном или более банке. В Канаде показатель использования кредитных линий несколько ниже (в 2017 г. ими обладали 62% от общего числа малых и средних предприятий), однако данная форма кредита является наиболее популярной среди традиционных источников финансирования.
Российские малые и средние предприятия используют банковский кредит в гораздо меньшей степени, чем зарубежные. Для создания предприятия кредиты банков привлекали 25% малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в России, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.
Проведенное нами исследование показало, что основными банковскими продуктами на современном этапе развития банковской системы являются:
- во-первых, кредиты на различные цели, отличающиеся друг от друга по срокам, сумме и способам погашения основной суммы долга и процентов по кредиту;
- во-вторых, вклады (депозиты), т.е. любые операции, связанные с хранением или приумножением средств клиента в форме как денег, так и драгоценных металлов, ценных бумаг, а также их перемещением (ведение счетов клиента) от одного клиента к другому. Данные продукты отличаются между собой по срокам, суммам и способам возврата денежных средств клиенту;
- в-третьих, банковские продукты, связанные с обменом валюты, инкассацией, посредническими операциями.
Исследование показало, что как таковых инновационных банковских продуктов на российском рынке не создавалось ранее и не создается сейчас. Все они развивают первичную базу (депозит, кредит, обмен) путем модернизации.
Основными банковскими продуктами, пользующиеся популярностью у предприятий малого и среднего бизнеса являются зарплатные проекты и кредитование. На современном этапе крупнейшим банком по объему зарплатных карт остается ПАО «Сбербанк России». На его долю из общего количества зарплатных карт для предприятий малого и среднего бизнеса приходится свыше 60 % пластиковых карт. Анализируя показатели кредитования данного сегмента экономики, следует отметить, что наблюдается снижение объемов кредитования малого и среднего бизнеса, что отрицательно повлияло на увеличение кредитного портфеля банковского сектора экономики, который преимущественно увеличивается за счет ссудной задолженности. Однако наблюдалось и увеличение просроченной задолженности.
В настоящее время существует немало проблем в сфере кредитования российских малых и средних предприятий банками. Центральной же из них выступает доступность кредитных продуктов для предпринимателей.
Направлениями развития кредитования МСБ в России в ближайшей перспективе являются:
- создание крупными банками широкой филиальной сети для развития региональных кредитных рынков;
- совершенствование продуктовой линейки, использование различных форм кредитования;
- кредитование покупки и модернизации основных средств, расширения производства и внедрения инноваций;
- повышение качества обслуживания клиентов;
- взаимодействие банков с институциональными инвесторами и государственной инфраструктурой поддержки МСБ.
Изменение показателя объемов кредитования банков России малого и среднего бизнеса зависит от большого числа факторов, но из них лишь некоторые оказывают существенное воздействие на исследуемый показатель и это:
- общая оборачиваемость средств по счетам малого и среднего бизнеса, в млрд. руб.;
- уровень просроченной задолженности по кредитам малого и среднего бизнеса или уровень кредитного риска по кредитам малому и среднему бизнесу России, в %;
- инфляция, в %;
- среднедушевые доходы населения в месяц, в руб.
В процессе осуществления прогноза нами были использованы приемы корреляционно-регрессионного анализа, итого которого стала эконометрическая модель. При построении модели были использованы множество факторов, которые в принципе и образуют спрос и предложение на кредиты малого и среднего бизнеса в России. Таким образом, по итогам построения модели были спрогнозированы объемы предоставления кредитов на каждый квартал, вплоть до 2020 г. Из построенной модели видно, что в будущем возможен рост активности малого и среднего бизнеса на рынке кредитных продуктов банков России, в силу улучшения деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) //
Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.01.2017.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 02.12.1990 г., № 395-1-ФЗ (ред. от 29.12.2017) //
Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.04.2018.
3. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.04.2018.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209- ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.01.2017.
5. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 г. № 702 // Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.01.2017.
6. Азрилян Г.Н.. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2015 - 725с.
7. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. Краткий курс. Под ред. Балабанова И.Т. СПБ.: Питер, 2016. — 256 с.
8. Веретенникова О.Б., Шатковская Е.Г. Банковские продукты: сущность и характеристика / Веретенникова О.Б., Шатковская Е.Г. // Известия Уральского государственного экономического университета. -2016. -№ 1 (39). -С. 42-46.
9. Горелая Н. В. Основы банковского дела: Учебное пособие / Н.В. Горелая; Под ред. А.М. Карминского. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2014. - 272 с.
10. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия / Гражданкина Е.В. - М.: ГроссМедиа, 2016. - 245 с.
11. Долгоаршинных Ю.Ф. Обобщенная классификация банковских продуктов и банковских услуг как средство повышения рентабельности и конкурентоспособности банка / Долгоаршинных Ю.Ф. // Перспективы науки. - 2017. -№ 1 (40). -С. 100-102.
12. Жарковская Е.П. Банковское дело: курс лекций. - М: Омега-Л, 2015. - 278 с.
13. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - М: Банки и биржи, 2015. - 243 с.
14. Кальсина Е.А. Рынки инновационных банковских продуктов, их сущность и классификация / Кальсина Е.А. // В сборнике: Сборник научных трудов по материалам международной очно-заочной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития финансов в условиях глобализации" под общей редакцией Л.В. Вороновой.- 2016. -С. 160-165.
15. Кейлер В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2016. - 267 с.
16. Климович В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / В.П. Климович. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 336 с.
17. Корнилова Е.Ю. Новый банковский продукт: понятие, виды,
классификация / Корнилова Е.Ю. //Креативная экономика. -2017. -№ 8 (80). -С. 97-108.
18. Коробова Г. Г. Банковские операции: Учебное пособие для средн. проф. образования / Г.Г. Коробова, Е.А. Нестеренко, Р.А. Карпова; Под ред. Ю.И. Коробова - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
19. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки : учебник / коллектив авторов; под
ред. О.И. Лаврушина. — 13 е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 448 с.
20. Марамыгин М.С., Поваров А.В. Понятие розничного банковского продукта / Марамыгин М.С., Поваров А.В. // Известия Уральского государственного экономического университета. -2017.- № 2 (34).- С. 22-28.
21. Маркова О. М. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник / Маркова О.М. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 496 с.
22. Осиповская А. В. Розничные банковские услуги и их развитие в России: дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2015. - 143 с.
23. Острожкова П.А. Особенности развития регионального рынка банковских продуктов / Острожкова П.А. // Социально-экономические явления и процессы. -2016. -Т. 11. -№ 4. -С. 55-59.
24. Пилипенко H.H. Словарь предпринимателя / Пилипенко H.H. - М.: Дашков, 2017. - 197 с.
25. Романовская С.А. Банковский менеджмент. - М: Дело Лтд, 2015. - 405с.
26. Саушкина Ю.А. Наиболее перспективные банковские продукты и клиентские сегменты / Саушкина Ю.А. // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. -2015.- № 2. -С. 269-272.
27. Степанова В.С., Синельников Д.С. О сущности понятий «банковская услуга», «банковский продукт» / Степанова В.С., Синельников Д.С.// Приоритетные направления развития науки и образования. -2017. -№ 2 (5).- С. 461-462.
28. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Теория и практика: учебник / под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 2016. - 531 с.
29. Тавасиев А. М. Банковское кредитование: Учебник/Тавасиев А. М., Мазурина Т. Ю., Бычков В. П. - 2 изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 366 с.
30. Терёхин С.Е. Банковский продукт в системе менеджмента качества кредитной организации: понятие, особенности и принцип формирования / Терёхин С.Е.// Проблемы современной экономики (Новосибирск). -2017. -№ 13. -С. 201-205.
31. Тушова И.В., Малхасян А.Е. Особенности современного маркетинга банковских продуктов и услуг / Тушова И.В., Малхасян А.Е. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2016. -№ 4-2. -С. 109-111.
32. Фаизова А.Х., Губарьков С.В. Экономическое содержание понятия «банковский продукт» / Фаизова А.Х., Губарьков С.В. // Вестник научных конференций.- 2015. -№ 3-2 (3). -С. 156-157.
33. Чапек В.Н., Максимов Д.В., Богуславский В.В. Малое предпринимательство в Росси / Чапек В.Н. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 251 с.
34. Информационный портал banki.ru [Электронный ресурс]: Банковские продукты - Официальный сайт портала, 2018. - Режим доступа: http: //www.banki. ru.
35. Информационное агентство bankir.ru [Электронный ресурс]: Банковские продукты - Официальный сайт информационного агентства, 2018. - Режим доступа: http://www.bankir.ru.
36. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: Сущность банковских продуктов - Официальный сайт научной электронной библиотеки,
2018. - Режим доступа: http://www.elibrary.ru.
37. Опора России [Электронный ресурс]: Официальный сайт
общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», 2018. - Режим доступа: http://www.opora.ru
38. Росбизнесконсалтинг [Электронный ресурс]: Банки по объему
выданных кредитов МСБ в 2015-2017 гг. - Официальный сайт Рейтингового агентства Росбизнесконсалтинг, 2018. - Режим доступа: http ://www.rbk. ru.
39. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальная статистика. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2018. - Режим доступа: http://www.gks.ru
40. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: Информационно-аналитические материалы по банковскому сектору. - Официальный сайт Центрального Банка РФ, 2018. - Режим доступа: http: //www. cbr.ru.
41. АО «Альфа-Банк» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт АО «Альфа-Банк», 2018. - Режим доступа: https://alfabank.ru
42. АО «Газпромбанк» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт АО «Газпромбанк», 2018. - Режим доступа: www.gazprombank.ru/
43. ООО Банк «Аверс» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ООО Банк «Аверс», 2018. - Режим доступа: https://www.aversbank.ru/
44. ПАО «Ак Барс» банк [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ПАО «Ак Барс» банк , 2018. - Режим доступа: https://www.akbars.ru/
45. ПАО «Акибанк» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ПАО «Акибанк», 2018. - Режим доступа: www.akibank.ru/
46. ПАО «ВТБ» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ПАО «ВТБ», 2018. - Режим доступа: https://www.vtb.ru/
47. ПАО «Россельхозбанк» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ПАО «Россельхозбанк», 2018. - Режим доступа: https://www.rshb.ru/
48. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ПАО «Сбербанк России», 2018. - Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/person
49. ПАО «Тимер Банк» [Электронный ресурс]: Информация о банковских
продуктах банка. - Официальный сайт ПАО «Тимер Банк», 2018. - Режим доступа: https://timerbank.ru/
50. ПАО АБ «Девон-Кредит» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ПАО АБ «Девон-Кредит», 2018. - Режим доступа: https://www.devoncredit.ru/