Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования HR-менеджмента в банках 6
1.1. Концептуальные основы HR-менеджмента 6
1.2. Эволюция HR-менеджмента в банковской сфере 16
1.3. Зарубежный опыт HR-менеджмента в банковской сфере 24
Глава 2. Анализ HR-менеджмента в банке ПАО «Сбербанк» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «»Сбербанк» . 31
2.2. Анализ кадрового потенциала и системы управления персоналом банка
ПАО Сбербанк 46
2.3. Исследование HR-менеджмента в ПАО «Сбербанк» 64
Глава 3. Направления совершенствования системы HR-менеджмента в банке ПАО «Сбербанк» 74
3.1. Предложения по совершенствованию HR-менеджмента в банке ПАО
«Сбербанк» 74
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 83
Заключение 86
Список использованных источников 88
Приложения
Актуальность исследования. Современный HR-менеджмент - это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями.
Кредитные организации ориентированы на персоналоемкие виды деятельности. Их эффективность в значительной степени определяется количеством и качеством услуг, оказываемых клиентам, поэтому профессионализм сотрудников имеет первостепенное значение.
Кроме того, современное финансовое учреждение взаимодействует с огромным числом различных объектов - акционерами, клиентами, партнерами, фирмами, органами власти, населением, конкурентами, средствами массовой информации, страховыми и инвестиционными компаниями, пенсионными фондами и т.д. И к каждому из этих объектов нужен свой подход, своя стратегия. Система HR-менеджмента организации должна учитывать эти особенности.
По данным с сайта подбора персонала HH.ru , актуальность запроса по подаче резюме именно в банковскую сферу составляет 37,4% от всех запросов. Причем 10,1% - кадры возрастом 26-35 лет, 12,3% - 35 и более, и 15% из них выпускники средних и высших учебных заведений, что особенно значимо в моем исследовании.
По данным HH.ru, 16% соискателей на должность кредитного специалиста, 12% будущих операционистов, 11% экономистов и менеджеров по работе с клиентами, а также 9% кассиров не имеют аналогичного опыта работы.
Кажется повсеместно признанным фактом, что эффективность бизнеса в значительной мере зависит от человеческих ресурсов - навыков, умений, знаний персонала. Человеческие ресурсы, рассматриваемые как главная производительная сила общества, являются и на предприятии основным фактором производственной деятельности. С развитием рыночных отношений к основным производительным силам следует отнести и определить ее
Понимая это, сегодня многие предприниматели в различных секторах рынка инвестируют немалые средства в человеческие ресурсы: отбор, оценку, обучение, стимулирование труда и мотивацию сотрудников.
Постепенное осознание важности человеческого фактора для успеха компании приводит к появлению HR-служб (служб управления персоналом). Деятельность таких служб также отличается от деятельности отделов кадров, как ассортимент в магазине в пору дефицита отличается от изобилия в сегодняшнем супермаркете.
До недавнего времени понятие «HR-менеджмент» в российской управленческой практике отсутствовало. Деятельность в этой сфере была рассредоточена между различными подразделениями: отдел кадров оформлял приказы на зачисление работников и хранил кадровую информацию, отдел организации труда и зарплаты осуществлял расчет потребности в сотрудниках по профессиям и квалификации, решал вопросы тарификации работников и рабочих мест, помимо этого существовали отдел обучения и подготовки кадров, отдел социального развития, отдел охраны труда и техники безопасности. Это приводило к тому, что работа с кадрами не была персонализирована, была формальной, за каждого конкретного работника никто не отвечал.
Сегодня HR-менеджмент стал многофункциональным, его задачи гораздо шире и многограннее, чем функции отделов кадров. HR-менеджмент из вспомогательной, обслуживающей становится одной из ведущих функций предприятия. Главная цель HR-менеджмента - повышение эффективности работы сотрудников, разработка и реализация программы развития персонала.
За последние годы выросло число публикаций, статей в различных журналах, уделяющих особое внимание роли HR-менеджмента в современных банках.
Существенный вклад в исследование и разработку HR-менеджмента внесли отечественные ученые, как: Базаров Т.Ю., Виханский О.С., Дорошенко Л.С., Ермаков В.В., Кондратьев О.В., Кочеткова А.И., Кибанов А.Я., Пушкарь А.И., Трифонов А.А., Турчинов А.И. и др.
Из зарубежных ученых необходимо отметить таких как: М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Э. Майклз, Х. Хэндфилд-Джонс, Э. Экселрод.
Цель исследования - исследование отраслевых особенностей HR- менеджмента в банковской сфере.
Задачи исследования:
- изучить концептуальные основы HR-менеджмента;
- рассмотреть эволюцию HR-менеджмента в банковской сфере;
- изучить зарубежный опыт HR-менеджмента в банковской сфере;
- дать организационно-экономическую характеристику ПАО Сбербанк;
-проанализировать кадровый потенциал и систему управления персоналом банка ПАО «Сбербанк»;
- исследовать HR-менеджмента в ПАО «Сбербанк»;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления персоналом в банке ПАО «Сбербанк»;
- оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования настоящей работы является персонал банка.
Предметом исследования является HR-менеджмент в банке.
Методология исследования: изучение и анализ научной литературы, статистический и сравнительный анализ.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений. Работа выполнена 82 страницах (без учета списка литературы и приложений) и содержит: 28 таблиц, 12 рисунков, 55 источников, 6 приложений.
HR-менеджмент - это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом. Характеристики HR-менеджмента в организации определяются рядом внешних и внутренних факторов.
HR-менеджмент в банке подразумевает обеспечение предприятия качественным персоналом, умеющим и способным выполнять свои определенные функции.
Основная цель HR-менеджмента заключается в рациональном использовании трудовых ресурсов, своевременном и полном их соответствии количественным и качественным показателям, необходимым для полноценного функционирования предприятия.
Набор соответствующих функций управления и их тесная связь призваны в полной мере выполнить поставленные перед системой цели.
ПАО «Сбербанк России» является крупнейшим банком Российской Федерации и стран СНГ.
Банк по итогам деятельности в 2017 году продолжил увеличение объема чистой прибыли. Чистая прибыль ПАО «Сбербанк» по итогам 2017 года составила 76,4 млн. рублей. Значение данного показателя превышает уровень 2016 года на 18%. Таким образом, наблюдается сохранение устойчивой позитивной динамики результатов финансовой деятельности банка по итогам 2017 года.
Состав персонала ПАО «Сбербанк» неоднороден, так как люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов банка.
Рассчитанный интегральный показатель эффективности HR-менеджмента ПАО «Сбербанк» равен 4. Расхождение с идеальным составляет 1 балл. Это означает, что существуют проблемные места. Наименьшее количество баллов имеют элементы «оценка персонала» и «организация подбора и отбора персонала».
Для совершенствования HR-менеджмента ПАО «Сбербанк» было предложено:
1) совершенствование системы подбора персонала в банке
- Применение компьютерного тестирования - внедрение системы «Tests for Professional Selection» Комплект WAIS;
- Повышение квалификации менеджера по персоналу - прохождение тренинга «Проведение поведенческого интервью при подборе персонала»;
- Применение технологии прелиминаринг.
Проведенные расчеты показали, что в результате внедрения разработанных предложений в ПАО «Сбербанк» ожидаемое увеличение производительности труда в целом по организации составит 0,5%, годовой экономический эффект с учетом затрат составит 4911,8 тыс. руб.
Подводя итоги, следует отметить необходимость использования в ПАО «Сбербанк» в современных условиях управления социально-психологических методов на всех уровнях менеджмента. Поскольку именно такой подход является залогом повышения эффективности деятельности компании.
Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать выводы об успешном решении поставленных при написании работы задач.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от
02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата
обращения: 10.04.18).
Книги, монографии, диссертации
3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами; пер. с англ. под ред. С.К. Мордвина / М. Армстронг. - СПб. - 2015. - 299 с.
4. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - М.: Юнити,2014. - 361 с.
5. Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. - М.: Экзамен, 2014.- 301 с.
6. Даринская, В.М. Оценка и развитие персонала методом «Ассесмент- центр» / В.М. Даринская - СПб: Речь, 2016. - 224 с.
7. Десслер, Г. Управление персоналом / Г. Десслер. - М.: БИНОМ, 2014.
- 183 с.
8. Дорошенко, Л.С. Управление трудовыми ресурсами / Л.С. Дорошенко.
- Киев: МАУП, 2016. - 299 с.
9. Егоршин, А.П. Управление персоналом / Е.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2016. - 103 с.
10. Ермаков, В.В. Управление персоналом банка / В.В. Ермаков. - М.; ЭКСМО, 2014. - 342 с.
11. Иванова, С. Оценка компетенций методом интервью: универсальное руководство / С. Иванова. - М: Альпина Паблишер, 2015. - 155 с.
12. Иванцевич, Д.М. Человеческие ресурсы управления / Д.М. Иванцевич. - М., 2016. - 246 с.
13. Карпов, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / А.А. Карпов. - М.: Центр, 2014. - 364 с.
14. Карташова, Л.В. Поведение в организации / Л.В. Карташова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 258 с.
15. Крайнин, Н.М. Экономика предприятия / Н.М. Крайнин. - СПб.: Наука, 2014. - 348 с.
16. Кудрявцева, Е.Н. Управление персоналом / Е.Н. Кудрявцева. - СПб.: Питер, 2015. - 169 с.
17. Ларин, Н. Управление персоналом / Н. Ларин. - СПб.: Питер, 2014. -269 с.
18. Лифоренко, Р. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Р. Лифоренко. - СПб.: Питер, 2015. - 351 с.
19. Лоутон, А. Развитие кадрового потенциала / А. Лоутон. - М., 2015. -301 с.
20. Майклз, Э. Война за таланты. Пер. с англ. / Э. Майклз, Х. Хэндфилд- Джонс, Э. Экселрод. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 272 с.
21. Масягина, Н.В. Управление деловой карьерой в банковских организациях / Н.В. Масягина. - М.: Дело, 2015. - 286 с.
22. Мескон, М. Основы менеджмента: монография / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - СПб, 2014. - 708 с.
23. Николаева, Е.Р. Управление персоналом предприятия / Е.Р. Николаева. - СПб.: Питер, 2016. - 201 с.
24. Паратов, Е.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Е.М. Паратов. - СПб.: Питер, 2015. - 154 с.
25. Петров, О.В. Управление персоналом организации / О.В. Петров. - М.: Дело, 2017. - 258 с.
26. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика / З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
27. Семенов, Б.Д. Менеджмент / Б.Д. Семенов. - Мн.: ФУАинформ, 2015. - 251с.
28. Тимофеев, А.А. Менеджмент персонала / А.А. Тимофеев. - СПб.: Наука, 2014. - 205 с.
29. Трифонов, А.А. Новые технологии управления персоналом / А.А. Трифонов. - СПб.: Речь, 2015. - 240 с.
30. Управление персоналом / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 403 с.
31. Управление персоналом организации: учебник / под ред. проф. А.Я. Кибанова. - М., Инфра-М, 2014. - 635 с.
32. Щеколдина, А.А. Должностной переход в профессиональном становлении специалиста: Дисс. ... канд. психол. наук. / А.А. Щеколдина. - М.,2016. - 99 с.
Печатная периодика
33. Бердичев, А. Анализ внутренней среды организации / А. Бердичев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - №5. - С. 15-19.
34. Воронцова, М. Оценка эффективности системы управления персоналом организации / М. Воронцова // Управление персоналом. - 2017. - № 4 С. - 34-38.
35. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Н.Новг.: НИМБ, 2012. - С. 320.
36. Жданов, В. Особенности управления персоналом в банковской сфере /
В. Жданов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №4. - С. 49-53.
37. Касьяненко, Т. Г. Оценка стоимости бизнеса: учебник для бакалавров; рекомендовано ГОУ ВПО "Государственный институт управления" / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. - 2016. -№2. -С. 33-36.
38. Кожевина, О. В. Управление изменениями: учеб. пособие; допущено Советом УМО вузов России в области менеджмента / О. В. Кожевина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - С. 286.
39. Коноваленко, М. Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров; рекомендовано УМО высшего образования / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - С. 415.
40. Коробов, А. Методы оценки эффективности персонала / А. Коробов // Директор-инфо. - 2017. - №5. С. - 18-22.
41. Круглова, И. Особенности управления персоналом банка / И. Круглова // Персонал-Микс. - 2016. - №2. - С. 25-29.
42. Лакеева, К.В. Оценка сотрудников в системе процесса управления персоналом: взаимосвязь и взаимовлияние / К.В. Лакеева // Управление человеческим потенциалом. - 2016. - №01(17). - С.8-16.
43. Ларионов, К. Эффективность оценки персонала / К. Ларионов // Управление персоналом. - 2017. - №2. - С. 19-23.
44. Мамонова, И.Ф. Оценка персонала как инструмент развития сотрудников / И.Ф. Мамонова // Управление человеческим потенциалом. -
2015. - №1(17). - С. 40-46.
45. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - С.176.
46. Николаева, Е. Управление персоналом банка / Е. Николаева // Директор. - 2017. - №4. - С. 25-28.
47. Новикова, И. Трудовые ресурсы / И. Новикова // Управление персоналом. - 2016. - №7. - С. 28-32.
48. Седдон, Д. Свобода приказов и контроля. Путь к эффективному сервису / Д. Седдон. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2009. - С. 232.
49. Селезнева, Е. В. Лидерство: учебник для бакалавров; допущено УМО высшего образования / Е. В. Селезнева. - М.: Юрайт, 2013. - С.429.
50. Семенова, Т. Управление и формирование кадрового резерва / Т. Семенова // Директор-инфо. - 2013. - №6. - С. 52-55.
51. Сидоров, П. И. Деловое общение: учебник; рекомендовано МО и науки РФ / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013.- С. 384.
52. Система государственного и муниципального управления: учебник для бакалавров; допущено МО РФ / ред. Ю. Н. Шедько. - М.: Юрайт, 2013. -
С.570.
53. Скамай, Л. Г. Страховое дело: учебник для бакалавров; допущено МО и науки РФ / Л. Г. Скамай, И. А. Клепальченко, Н. А. Мыльцева. - М.: Юрайт, 2013. - С. 343.
54. Стрелкова, Л. В. Труд и заработная плата на предприятии: учеб. пособие для студентов вузов; рекомендовано Учебно-методическим центром "Профессиональный учебник"/ Л. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. - С.351.
55. Теория менеджмента: учебник для бакалавров; допущено МО и науки РФ / ред. Л. С. Леонтьева. - М.: Юрайт, 2013. -С. 287.
56. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров; рекомендовано научно-техническим советом Санкт-петербургского государственного университета экономики и финансов / ред. И. А. Максимцев.
- М.: Юрайт, 2013. -С. 525.
57. Федоров, А. Управление персоналом коммерческого банка / А. Федоров // Управление персоналом. - 2016. - №4. - С. 52-55.
58. Фигурнова, Н. П. Международная экономика: учеб. пособие / Н. П. Фигурнова. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - С. 304.
59. Фомичев, А. Н.Риск - менеджмент: учебное пособие/ А. Н. Фомичев.
- 2-е изд. - М.: "Дашков и К", 2009. -С. 376.
60. Харрингтон, Дж. Совершенство управления ресурсами / Дж. Харрингтон. - М.: Стандарты и качество, 2008. - С. 352.
61. Хасбулатов, Р. И. Международные экономические отношения: учебник для бакалавров; рекомендовано УМО по образованию в области финансов / Р. И. Хасбулатов. - М.: Юрайт, 2012. - С. 910.
62. Шекова, Е.Л. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: Практикум: Учебное пособие / Е.Л. Шекова, Г.Л. Тульчинский, В.Н. Евланов. - СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. - С. 160.
63. Яковлева, И. Управление персоналом в организации / И. Яковлева // Управление персоналом. - 2017. - №5. - С. 24-26.
64. Якушева, М. Обучение персонала банка / М. Якушева // Банковское дело. - 2016. - №2. - С. 37-41.
Интернет-источники
65. Адизес, И. 12 проблем менеджмента России [Электронный ресурс] / И. Адзиес - Режим доступа: http://www.hr-academy.ru. (дата обращения:
10.04.18) .
66. Годовой отчет ПАО «Сбербанк» / Сайт ПАО «Сбербанк».
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sberbank.ru (дата
обращения: 10.04.18).
67. Захарова, Т.И. Особенности HR-менеджмента в России // Научное
сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. [Электронный ресурс] / Т.И. Захарова, И.П. Стуканова - Режим доступа:
http://sibac.mfo/archive/ecommy/9(12).pdf (дата обращения: 10.04.18).
68. Исакова, С. Что посеешь - то и пожнешь? Или как компании
формируют кадровый резерв // Человеческие ресурсы России. 2016. №7. [Электронный ресурс] / С. Исакова - Режим доступа: http://www.hr-
portal.ru/node/624 (дата обращения: 10.04.18).
69. Обязательные нормативы ЦБ. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.banki .ru/wikibank/obyazatelnyie_normativyi_tsb/ (дата обращения:
10.04.18) .
70. Особенности национального HR-менеджмента [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.careerist.ru (дата обращения: 10.04.18).
71. Проблемы HR-менеджмента в России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hr-portal.ru (дата обращения: 10.04.18).
72. Сайт ПАО «Сбербанк» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sberbank.ru (дата обращения: 10.04.18).
73. Стандартизированный профотбор. «Tests for Professional Selection»
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://
www.psycom.ru/profotbor/profotbor_v_fsb.htm. (дата обращения: 10.04.18)
74. HR-Менеджмент в России. Мнение директора по персоналу Philips в России Цезари Пискорц [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hr- portal.ru (дата обращения: 10.04.18).