Введение 3
1. Теоретические основы изучения систем
электротранспорта города
1.1. Городской пассажирский электротранспорт:
понятийно-концептуальный аппарат
1.2. Городской пассажирский электротранспорт в
современных условиях
1.3. Опыт создания и совершенствования
транспортных систем на примере городов мира
2. Характеристика транспортной инфраструктуры
городов ПФО
2.1. Общая характеристика и анализ состояния
трамвайных сетей городов ПФО
2.2. Общая характеристика и анализ состояния
троллейбусных сетей городов ПФО
2.3. Характеристика подвижного состава городского
пассажирского электротранспорта в городах ПФО
3. Анализ состояния электротранспорта в городах ПФО
3.1. Сравнительный анализ состояния трамвайной
инфраструктуры городов ПФО
3.2. Сравнительный анализ состояния троллейбусной
инфраструктуры городов ПФО
3.3. Рекомендации по развитию городского
пассажирского электротранспорта
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложения 79
Городской пассажирский электротранспорт является важной частью функционирования города как единого организма. Без четкой функционирующей транспортной системы современный город попросту не может существовать. В Приволжском Федеральном округе в 13 городах осуществляется трамвайное движение, доступ к нему имеют примерно 31% жителей округа, троллейбусные системы присутствуют в 23 городах, доступ к троллейбусам имеют 43% жителей ПФО. Города в которых имеется электротранспорт должны представлять собой рациональную комплексную организацию производственных зон, жилых районов, сети общественных и культурных учреждений, бытовых предприятий, транспорта, инженерного оборудования и энергетики, а также отдыха людей. Именно эту задачу призвана решать система городского транспорта, и это определяет его отраслевую специфику. Прежде всего, это своеобразие «продукции» городского транспорта. Эта «продукция» - услуги, то есть пассажирские перевозки, измеряемые количеством перевезенных пассажиров (иногда количеством выполненных пассажиро-километров).
«Продукция» городского электротранспорта в отличие от продукции промышленности или сельского хозяйства - овеществляемой материальной продукцией - не может быть во времени и пространстве оторвана от производственного процесса, не может существовать вне этого процесса.
Поэтому, с одной стороны нельзя за счет перевыполнения плана создать какой-то запас продукции, а с другой - невыполнение плана за некоторый период нельзя компенсировать в последующие периоды без ущерба для интересов пассажиров.
В нашей стране большая часть городского транспорта является общественной, государственной собственностью; часть населения городов имеет личные автомобили.
Актуальность выбранной темы для выпускной квалификационной работы обусловлена тем. что городской пассажирский электротранспорт в настоящее время существенно недооценивается в ПФО и в России в целом. Все больше горожан предпочитают .яичный транспорт общественному, а это негативно сказывается на экономике и экологии города, а также на личной безопасности граждан.
Цель данной работы — определить ключевые перспективы развития городского пассажирского электротранспорта в городах Приволжского федерального округа на основе комплексного сравнительного математико-статистического анализа.
В ходе данной работы предполагается решить следующие задачи:
- составить и изучить показатели городского пассажирского электротранспорта в городах Приволжского федерального округа
- провести их комплексный анализ и создать авторскую систему показателей предоставления качества услуг на городском пассажирском электротранспорте в городах Приволжского федерального округа.
Объектом исследования в данной работе является транспортная инфраструктура городов Приволжского федерального округа.
Предметом исследования в данной работе являются функционирование подвижного состава электротранспорта (трамвай и троллейбус) в городах Приволжского федерального округа, а также качество исследуемых объектов и предоставляемых услуг.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены статистические показатели электротранспорта в городах Приволжского федерального округа, рассмотрен зарубежный опыт развитых стран в сфере функционирования городского электротранспорта общего пользования, на основе которых составлен ряд рекомендаций для городов Приволжского федерального округа.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассмотрен понятийно-концептуальный аппарат городского пассажирского электротранспорта, основные термины. Рассмотрено состояние электротранспорта, качество предоставления транспортных услуг населению муниципальными предприятиями, а также зарубежный опыт функционирования городского пассажирского электротранспорта.
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассмотрены исторические данные об электротранспорте в исследуемых городах, а также составлен сводный график моделей подвижного состава трамвая и троллейбуса в городах Приволжского федерального округа.
В третьей главе автором выпускной квалификационной работы была разработана система показателей эффективности городского пассажирского электротранспорта в городах ПФО, среди которых следующие показатели: количество населения, средний возраст
подвижного состава, количество подвижного состава, процент низкопольности и др. На основе данных показателей разработан интегральный индекс развития городского пассажирского электротранспорта в городах ПФО.
В настоящей выпускной квалификационной работе были составлены и изучены показатели городского пассажирского электротранспорта в городах Приволжского федерального округа, а также проведен их комплексный анализ, на основе которых был составлен ряд рекомендаций по развитию городского пассажирского электротранспорта в городах Приволжского федерального округа.
В данной работе проведен глубокий анализ моделей подвижного состава, эксплуатирующегося на территории Приволжского федерального округа, составлены графики количества подвижного состава в каждом городе, среднего возраста подвижного состава, количества подвижного состава на душу населения и процента низкопольности у трамваев на изучаемой территории.
В данной выпускной квалификационной работе было составлено авторское определение термина «низкопольность».
На основе расчетов интегрального индекса развитости трамвайного и троллейбусного движения были выявлены города с очень низким, низким, средним и высоким показателями качества функционирования городского пассажирского электротранспорта. Данные расчеты показали, что города Казань и Самара обладают высоким индексом развитости троллейбусного и трамвайного движения.
В качестве примеров в сфере развития городского пассажирского электротранспорта был изучен положительный и отрицательный опыт зарубежных городов, таких как: Хельсинки, Лас-Вегас, Сан-Франциско и др., а также были выявлены основные проблемы функционирования городского пассажирского электротранспорта в городах Приволжского федерального округа.
Исследования, проведенные автором в выпускной квалификационной работе показали, что нынешняя ситуация с троллейбусным и трамвайным подвижным составом находится на крайне низком уровне уже не первый год. Городские муниципальные электротранспортные предприятия при участии городских мэрий и правительств субъектов Приволжского федерального округа уделяют мало должного внимания к состоянию городской пассажирской транспортной инфраструктуры. Вовремя не модернизируется и не закупается новый подвижной состав в большинстве городов. Это, в свою очередь, негативно сказывается на пассажиропотоке, все больше горожан предпочитают использовать для передвижения микроавтобусы малой вместимости, которые находятся под управлением частных перевозчиков, у которых отсутствует большинство социальных обязательств перед городом и гражданами. Некоторые горожане предпочитают городскому пассажирскому транспорту личный автомобиль. Из-за этого даже в средних и крупных городах, не говоря уже о мегаполисах, на улицах наблюдаются автомобильные пробки и заторы в часы-пик. Данный факт негативно отображается не только на экологии, но и самым прямым образом влияет на экономику города.
1. Закон города Москвы от 17 января 2001 года N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»,
Книги, монографии
2. Бачурин, А.А. Маркетинг на автомобильном транспорте /
А. А. Бачурин. -М.: Академия, 2005. - 208 с.
3. Браиловский Н.О., Грановский В.П. Моделирование транспортных систем // М.: Транспорт, 1978.- 125с.
4. Вукан, Р. Вучик Транспорт в городах удобных для жизни / Р. Вучик Вукан. - Территории будущего, 2011.
5. Darrin Nordahl, Му Kind of Transit: Rethinking Public Transportation in America (Chicago: The Center for American Places at Columbia College Chicago, 2009), 66.
Печатная периодика
6. Аралбаева Ф.З., Харькова О.М. Развитие общественного транспорта на основе новой системы оплаты проезда. Вестник ОГУ №8 (169)/август 2014
7. Гуктелев Ю.Х.,Ткачева Я.С., Гуктелев Э.Ю. Зарубежный опыт развития городского пассажирского транспорта. Новые технологии. 2016. №4. С. 27-32.
8. Гукетлев Ю.Х. Решонализация как формирование территориальных транспортных систем // Новые технологии. 2012. Вып. 1. С. 92-95.
9. Гуськов А.А. Проблема обновления подвижного состава в автотранспортных предприятиях / Гуськов А.А., Анохин С.А. // Автотранспортное предприятие. - 2016. - №11. - с. 47-51.
10. Енин Д.В. Социологическое исследование потребностей маломобильных групп населения в транспортных услугах и обеспечении доступности объектов
11. Закиров С.С., Матросов В.А., Матвеева Е.В. Положение городского электрического транспорта в России. Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. 2016. №4 (36). С. 12-17.
12. Истомина К.В. Влияние выхлопных газов автомобилей на окружающую среду и человека / Истомина К.В., Ушакова М.А. // Современное состояние и перспективы развитая научной мысли: сборник статей Международной научно - практической конференции (8 октября 2016 г., г. Новосибирск). В 2 ч. 4.1 / - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - 223 с.
13. Курихин З.О., Розалиев В. Вагон трамвайный модели 71- 605 (ТО и РЭ), Челябинск 1988 г. «Трамвай семидесятых» журнал Техника молодежи, Выпуск 9, 2006 г.
14. Михайлов М.Е. Российский и зарубежный опыт реализации политики в сфере общественного транспорта крупных мегаполисов // Муниципалитет: экономика и управление - 2014. - №4 (9). - С. 79-84.
15. Пеныыин Н.В. Организация автомобильных перевозок: учеб, пособие / Н.В. Пеныпин. А.А. Гуськов, Н.Ю. Залукаева. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2014. - 86 с.
16. Федоров В. Современные модели функционирования общественного транспорта в социальном пространстве города (на примере Санкт-Петербурга) (№1 [274] 10.01.2014)
17. Шальнова Н. С. Проблемы и перспективы развитая пассажирского транспорта // Молодой ученый. - 2011. - №12. Т.1. - С. 61-64.
Электронные ресурсы
18. Протяженность эксплуатационных троллейбусных линий
и наличие троллейбусной инфраструктуры по городам [электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.gks.ni/bgd/regl/B09 55flssWWW.exe/Stg/02-49.htm
19. СТТС. База данных подвижного состава [электронный ресурс].-Режим доступа: http://ti*ansphoto.ni/listphp?did=160
20. Трамвай, Ижевск — список подвижного состава [электронный ресурс].- Режим доступа:
http://ti*aiisphoto.ni/list.php?t=l&cid=139
21. Трамвай, Казань — список подвижного состава [электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ru/list.php?t=l&cid=85
22. Трамвай, Набережные Челны — список подвижного
состава [электронный ресурс].- Режим доступа:
http://ti*ansphoto.ru/show.php?did=367
23. Трамвай, Нижнекамск — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://ti*ansphoto.ni/list.php?did=382
24. Трамвай, Нижний Новгород — список подвижного
состава [электронный ресурс].- Режим доступа:
http://ti*ansphoto.ni/list.php?t=l&cid=27
25. Трамвай, Новотроицк — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ru/list.php?did=363
26. Трамвай, Орск — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://ti*aiisphoto.ni/list.php?t=l&cid=190
27. Трамвай, Пермь — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ru/list.php?t=l&cid=258
28. Трамвай, Салават — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://traisphoto.ru/list.php?did=516
29. Трамвай, Самара — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ru/list.php?t=l&cid=86
30. Трамвай, Саратов — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ru/list.php?t=l&cid=213
31. Трамвай, Ульяновск — список подвижного состава
[электронный Ресурс].- Режим доступа:
http ://transphoto.ru/list.php?t=l&cid=59
32. Трамвай, Уфа — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ni/list.php?t=l&cid=102
33. Троллейбус, Альметьевск — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://ti*ansphoto.n.i/list.php?did=223
34. Троллейбус, Балаково — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://traisphoto.ru/list.php?t=2&cid=179
35. Троллейбус, Березники — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http ://tr ansphoto.ru/list.php ?did=655
36. Троллейбус, Дзержинск — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ru/list.php?did=66
37. Троллейбус, Ижевск — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ni/list.php?t=2&cid=139
38. Троллейбус, Йошкар-Ола — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http ://ti*aiisplioto.iTi/list.php?did=l 71
39. Троллейбус, Казань — список подвижного состава [электронный ресурс].- Режим доступа:
http://ti*ansphoto.ni/list.php?t=2&cid=85
40. Троллейбус, Киров — список подвижного состава [электронный ресурс].- Режим доступа:
http://ti*ansphoto.ni/list.php?t=2&cid=228
41. Троллейбус, Нижний Новгород — список подвижного
состава [электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ni/list.php?t=2&cid=27
42. Троллейбус, Новокуйбышевск — список подвижного
состава [электронный ресурс].- Режим доступа:
http ://transphoto.ru/list.php?did=l 64
43. Троллейбус, Новочебоксарск — список подвижного
состава [электронный ресурс].- Режим доступа:
http://ti*ansphoto.n.i/list.php?did=221
44. Троллейбус, Оренбург — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ni/list.php?t=2&cid=144
45. Троллейбус, Пенза — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.nj/list.php?t=2&cid=250
46. Троллейбус, Пермь — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ni/list.php?did=504
47. Троллейбус, Самара — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ru/list.php?t=2&cid=86
48. Троллейбус, Саранск — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://traisphoto.ru/list.php?t=2&cid=166
49. Троллейбус, Саратов — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ra/list.php?t=2&cid=213
50. Троллейбус, Стерлитамак — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://ti*ansphoto.ni/list.php?t=2&cid=103
51. Троллейбус, Тольятти — список подвижного состава
[электронный Ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ru/list.php?t=2&cid=133
52. Троллейбус, Ульяновск — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http ://transphoto.ru/list.php?did=l 12
53. Троллейбус, Уфа — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://ti*ansphoto.in/list.php?t=2&cid=102
54. Троллейбус, Чебоксары — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://traisphoto.ru/list.php?t=2&cid=105
55. Троллейбус, Энгельс — список подвижного состава
[электронный ресурс].- Режим доступа:
http://transphoto.ru/list.php?t=2&cid=212