Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ

Работа №84014

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономическая география

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Характеристика школьного географического образования в соответствии с требованиями ФГОС 7
1.1. Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы по географии 7
1.2. Теоретические концепции школьного урока географии 15
1.3. Сравнительная характеристика традиционного, современного и
«фгосовского» уроков 22
Глава 2. Средства обучения как инструмент реализации требований ФГОС.. ..33
2.1. Классификация и функции средств обучения географии 33
2.2. Современные учебно - методические комплексы по географии и приёмы
работы с ними 38
2.3. Приёмы повышения эффективности использования современных
технических средств обучения(ТСО) 52
2.4. Возможности использования школьных геоинформационных систем и их
место в процессе обучения географии (ГИС) 58
Глава 3. Реализация требований ФГОС на уроках географии 67
3.1. Формирование УУД на уроках географии через практическую
деятельность 67
3.2. Подготовка, проведение и результаты современных и фгосовских уроков на практике 76
Заключение 86
Литература 88

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Актуальность. Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Сухомлинский Василий Александрович подчёркивал, что урок является отражением педагогической и общей культуры учителя, показателем его профессионализма, кругозора, эрудиции.
Урок занимает около 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно - иллюстративного до проблемно - развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. И если многие из них не выдержали испытания и не способствовали результативности образования, то сомнению подвергался не урок, а те или иные теоретические положения и рекомендации, вытекающие из них. [3]
Урок является основной формой взаимодействия учителя и ученика. По его результатам оценивают педагогическое мастерство учителя, а также уровень подготовки обучающегося. Современный урок - это сложная система взаимосвязанных компонентов, образующих эффективный учебно-воспитательный процесс. Все остальное в школе играет важную вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в развитии ученика и учителя.
В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль - техника работы, ведь, как известно, учитель на уроке это и артист, и психолог, и, прежде всего, навигатор в получении знаний. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.
География является дисциплиной, позволяющей учащимся узнавать окружающую среду, развить творческий потенциал и возможности индивидуума, помогает сформировать мировоззрение. Способности, таланты имеются у любого ребенка, но без возможности их развития они теряют значение, на место творческого самовыражения приходит процесс угнетения личных дарований, поэтому, одной из задач учителя является руководство деятельностью обучающихся. Методические возможности школьного географического курса безграничны, сложность предмета обусловлена его разнообразием и неограниченностью в выборе методов исследования.
География удивительна тем, что в детстве все переживают периоды увлечения этой наукой. Разница только в том, сможет ли педагог поддержать этот порыв, укрепить его и пронести через школьные годы устойчивый познавательный интерес. Но, к сожалению, в большинстве случаев у учащихся уменьшается интерес к географии. Формируется возрастная периодизация интереса к дисциплине:
- устойчивый интерес к географии и естественным наукам 10 - 13 лет («что вокруг меня?»);
- снижение интереса к учебе в целом 13-15 лет («кто я?» психологический аспект);
- заинтересованность в получении глубоких и прочных знаний по профильным предметам 15 - 18 лет («кем я буду?»).
Анатоль Франс отметил важность нетрадиционной подачи учебного материала: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с
аппетитом». Как молодые, так и опытные педагоги задаются вопросом, как провести необычный, интересный урок? Урок, на который ученики не хотели бы опоздать и не спешили покидать класс со звонком. Как побудить ребят к новым знаниям? Как грамотно скомбинировать приемы и методики, чтобы проводить запоминающийся урок каждый раз?
Цель исследования: рассмотреть особенности современного урока географии в соответствии с требованиями ФГОС, показать возможные пути реализации фгосовских уроков на практике.
Задачи:
- рассмотреть теоретические концепции современного урока географии в соответствии с требованиями ФГОС к освоению общеобразовательных программ по географии;
- сравнить особенности традиционного, современного и фгосовского уроков географии;
- дать комплексную характеристику современных средств обучения как инструмента реализации требований ФГОС;
- раскрыть возможности использования школьных ГИС в процессе обучения географии;
- показать эффективность формирования универсальных учебных действий в процессе проведения уроков, соответствующих требованиям ФГОС.
Объект - урок географии
Предмет - современный и фгосовский уроки географии.
Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
■изучение педагогического опыта;
■наблюдения;
■беседы;
■сравнение;
■тестирование;
■ педагогический эксперимент.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе учителями географии, поскольку в работе предлагается анализ современных учебно - методических комплексов по географии и приёмы работы с ними, раскрыты возможности использования школьных геоинформационных систем на уроках географии; приведены примеры современных фгосовских уроков.
Научный интерес состоит в том, чтобы изучить многообразие форм и типов уроков, их особенности, а также отобрать наиболее удачные моменты организации уроков для дальнейшего использования в профессиональной деятельности.
Работа над изучаемой темой привела к поиску форм, методов, приёмов, технологий обучения, которые при удачном сочетании позволяют повысить эффективность формирования географических знаний на современном уроке, помогают распознать индивидуальные особенности каждого обучающегося, дают возможность раскрыть свой научный и творческий потенциал.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении обосновывается выбор данной темы, сформулированы цель и задачи, методы, предмет и объект исследования. В первой главе приведены, задачи современного географического образования, указаны требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по географии, приведены теоретические концепции школьного урока географии, произведено сравнение традиционного, современного и «фгосовского» уроков, выявлено их различие, сильные и слабые стороны. Во второй главе было уделено особое внимание средствам обучения географии, как инструментам реализации требований ФГОС, произведён анализ современных УМК по географии, приведены возможности использования школьных геоинформационных систем в процессе обучения географии. В третьей главе уделено внимание особенностям реализации требований ФГОС ООО в образовательном процессе, сформулировано значение практической деятельности учащихся в формировании УУД, предоставлены результаты педагогического эксперимента. В заключении сформулированы основные выводы, произведён анализ выполненной работы.
Работа содержит 114 стр. текста, таблиц -6, рисунков - 8, диаграмм - 10, приложений - 6.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Каждый урок - сложная система, в которой все компоненты тесно взаимосвязаны между собой и представляют целостный учебно-воспитательный процесс.
Цель работы заключалась в анализе и сравнении различных подходов к обучению географии основной школы с последующим предложением их совершенствования согласно требованиям ФГОС. Данная цель была достигнута путем поиска и анализа информации по изучаемой теме, анализа различных типов уроков, сбора и обработки результатов первой педагогической деятельности, приведения примеров практических работ и целых уроков, допустимых к применению в будущей профессиональной деятельности. Новизна работы заключается в анализе большого числа источников как на русском, так и на английском языках, в приведении примеров использования ГИС в школе и их значении при формировании компетентностей, выведена возрастная периодизация учащихся по уровню устойчивости интереса к предмету.
Сформулированы общие выводы по работе:
1. Современная система образования стремится сделать обучающихся готовыми к различным жизненным ситуациям, так как делается большой упор на формирование универсальных учебных действий и на достижение метапредметных результатов личности;
2. Все современные методы, используемые в образовании имеют истоки от различных этапов развития методики в различные исторические этапы жизни общества;
3. Наибольший интерес у учащихся и наиболее глубокое усвоение материала ими происходит при непосредственном участии на уроке, когда между учителем и учеником происходит диалог;
4. Основное отличие традиционного урока от остальных заключается
в ряде специфических признаков: при знаниевом подходе в обучении, не происходит формирование универсальных учебных действий, отличается постановка цели урока (происходит усвоение знаний и формирование умений, развитие умственных способностей), учитель даёт готовые знания, просит выполнить работу по образцу, учащиеся мало вовлечены в учебный процесс, стиль общения авторитарный (наиболее удачен демократический), скупы по количеству и качеству формы, технологии, методы уроков.
Работа над изучаемой темой привела к поиску форм, методов, приёмов, технологий обучения, которые при удачном сочетании позволяют повысить эффективность формирования географических знаний на современном уроке, помогают распознать индивидуальные особенности каждого обучающегося, дают возможность раскрыть свой научный и творческий потенциал.
В первой главе были указаны требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по географии, приведены теоретические концепции школьного урока географии, произведено сравнение традиционного, современного и «фгосовского» уроков. Во второй главе было уделено внимание средствам обучения географии, как инструментам реализации требований ФГОС, произведён анализ современных УМК по географии, приведены возможности использования школьных ГИС в процессе обучения географии. В третьей главе сформулировано значение практической деятельности учащихся в формировании УУД, предоставлены результаты педагогического эксперимента.
В заключение хочется еще раз отметить высказывание В.А. Сухомлинского: «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». [8] Ведь урок - это форма реализации взаимодействия педагога и учащегося. По результатам урока судят о мастерстве учителя и степени подготовленности обучающегося. Следовательно, педагогу необходимо добросовестно подходить к выбору и реализации современных требований к урокам, регулярно оценивать и вовремя производить коррекцию полученных знаний.



1. Алексеева Н. Н., Климанова О. А., Наумов А. С. Географическое образование в университетах стран Европы и в России // География в школе. — 2015. — № 10. — С. 36-49
2. Архипова Т.Н. Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках географии// Доклад. МОУ «Стемасская средняя общеобразовательная школа» Вешкаймского района Ульяновской области. - Стемасс, 2011.- 32 с.
3. Безрукова В.С. В поисках перспективы//Советская педагогика. - 1986. - №6
4. Бекетова О.А. Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии// Дипломная работа. ТГПУ им. Л.Н.Толстого. - г. Тула, 2006. - 91 с.
5. Беляева Т. Ю. Разнообразие форм организации обучения в современной школе// Реферат. МОУ «Манихинская основная общеобразовательная школа». - Манихино, 2012. - 25 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии// М.: Педагогика,1989. - 192 с. - ISBN 5-7155-0099-0.
7. Борсук О. А. Гуманитарная география - синтез знаний о природе и человеке // География в школе. — 2013. — № 5. — С. 63-64.
8. Борсук О. А. Гуманитарная география, необходимая всем // География в школе. — 2015. — № 7. — С. 61-62
9. Букина Т.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии// Доклад. «Благоевская средняя общеобразовательная школа». - г. Благоево, 2014. - 22 с.
10. Васильева Т.В. Интегративный и компетентностный подходы к современным урокам истории и обществознания//Доклад. Университетский лицей г. Петрозаводска республики Карелия. - г. Петрозаводск, 2012. - 11с.
11. Г алеева Н. Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии// М.: Методическая библиотека, 2006. - 141с.
12. Даниэльян Я.В. Современные концепции школьного учебника// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск№ 39 / том 15. - г.Санкт - Петербург, 2007. С. 278-281
13. Дёмин И. С. Использование информационных технологий в учебно- исследовательской деятельности/ И. С. Дёмин // Шк. Технологии. - 2001г. - №6.
- С.174 -177
14. Джуринский А. Н. История педагогики//Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Владос, 2000. - 432 с.
15. Душина И. В., Таможняя Е. А., Беловолова Е. А. Школьная география: единство в многообразии // География в школе. — 2013. — № 4. — С. 41-46.
16. Евдокимов М.Ю. Катровский А. П. Игры состязания на уроках географии// Журнал «География в школе» №1, 2001г.- С. 54-58
17. Ермолаева М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. // СПб: Каро, 2008. - 160 с.
18. Касимов Н. С. О проблемах и перспективах школьной географии // География в школе. — 2011. — № 9. — С. 41-43.
19. Климанова О. А. Новые подходы к изучению начального курса географии в средней школе // География в школе. — 2004. — № 8. — С. 45-59.
20. Климанова О. А., Марголина И. Л., Левкович-Маслюк И. Л. Использование геоинформационных технологий в экологическом просвещении (на примере ГИС Экологическая карта Москвы // География в школе. — 2011.
— № 9. — С. 42-46.
21. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования// Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2001. - 158 с.
22. Конаржевский Ю.А. Анализ урока// Изд.3/ М.: НОУ Центр
«Педагогический поиск», 2013 С. 4-6
23. Концепция содержания географического образования в 12 - летней школе / А. А. Лобжанидзе, В. П. Максаковский, В. П. Дронов и др. // География в школе. — 2000. — № 2. — С. 37-45.
24. Королёв В. А. Проблемы экологии в геологическом образовании школьников // География в школе. — 1996. — № 3. — С. 63-68.
25. Косенко Ю.А. Современный урок: проблемы и перспективы//Доклад/ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Мариинска». - г. Мариинск, 2013.¬4 с.
26. Котовская О.И. Проектирование урока с позиций формирования УУД - А что же с традиционными видами работы?// По материалам сайта "Учительская газета"www.ug.ru, 2013. - 18 с.
27. Крейдер О.А. Информационная среда использования ГИС-технологий // Геоинформатика, 2005, №4, С. 49-52
28. Летягин А. А. Заседание УМК по географии // География в школе. —
2013. — № 2. — С. 63-63.
29. Летягин А. А. Заседание УМК по географии в ФГБОУ ВПО Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена // География в школе. — 2013. — № 7. — С. 59-62.
30. Летягин А. А. Программа и тематическое планирование по курсу Начальный курс географии (5-6 классы) // География в школе. — 2012. — № 8. — С. 23-34.
31. Лобжанидзе А. А. География России: проблемы содержания школьного курса и преподавания // География в школе. — 2013. — № 7. — С. 36-39.
32. Лобжанидзе А. А. Инновационный учебно-методический комплекс «Сферы» как средство реализации стандартов второго поколения по географии // География в школе. — 2011. — № 6. — С. 51-55.
33. Лобжанидзе А. А. Оценка качества географического образования в России и мире // География в школе. — 2015. — № 1. — С. 44-53.
34. Лобжанидзе А. А. Проблемы школьного географического образования (выступление на Ученом Совете РГО) // География в школе. — 2013. — № 3. — С. 29-35.
35. Лобжанидзе А. А. РГО и школьное географическое образование // География в школе. — 2015. — № 1. — С. 3-7.
36. Максаковский В.П. Географическая культура // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 416 с.
37. Методика обучения географии в школе// Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии/ Л. М. Панчешникова, И. В. Душина, В. П. Дронов и др.; Под ред. Л. М. Панчешниковой./ М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.- 320 с.
38. Новенко Д.В. Использование геоинформационных технологий в школьном географическом образовании// География в школе, 2007,-№7, С. 36¬41
39. Новосельцева О.Н. Возможности применения современных средств мультимедиа в образовательном процессе // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом. - Таганрог: ГОУ НПО ПУ, 2006. - №2.
40. Ольгомец Л.Г., Современный урок. Повышение эффективности преподавания географии// Доклад. ГУО «Средняя школа № 6», г. Борисово,
2013. - 11 с.
41. Пидкасистый П.И. Педагогика// Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
42. Планируемые результаты обучения по географии для
общеобразовательной школы / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, А. А. Летягин, Е. А. Таможняя // География в школе. — 1997. — № 4. — С. 3-19.
43. ПРИКАЗ МО от 6 октября 2009 г. № 413
44. ПРИКАЗ МО от 17 декабря 2010 г. № 1897
45. Пятунин В. Б. Анализ подготовки выпускников по курсу География России // География в школе. — 2007. — № 3. — С. 46-49.
46. Пятунин В.Б. «ФГОСовский» урок географии// «География в школе» №3,
2014, с 78-81
47. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии 6-10 классы// Пособие для учителя - М.: Просвещение, 2010. с.43-73
48. Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
49. Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе. — 2004. — № 4. — С. 46-50.
50. Таможняя Е. А. О новом учебнике Методика обучения географии для студентов педагогических вузов // География и геоэкология: проблемы науки, практики и образования: материалы международной научно-практической конференции (г.Москва, 19 мая 2016 года).- Москва: ИИУ МГОУ, 2016.- 382 с. - С. 365-368. — ИИУ МГОУ Москва, 2016. — С. 365-368.
51. Таможняя Е. А. О профессиональной подготовке учителей географии // География в школе. — 2000. — № 5. — С. 52-55.
52. Таможняя Е. А. Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения // География в школе. — 2012. — № 3. — С. 29-38.
53. Таможняя Е. А. Формирование творческой активности и навыков
самостоятельной работы студентов-географов в ходе изучения дисциплины Теория и методика обучения географии // Учитель XXI века: Содержание географического образования: Материалы VI межвузовской научно¬
практической конференции. — МГПУ Москва, 2007.
54. Тульская Н.И. Космические снимки как источник информации на уроках
географии. Использование изображений Земли из космоса на уроке для формирования образа территории// Материалы конференции "Опыт
использования космических снимков на уроках географии". М.: Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского, 2014.
55. Тупицына М.Н. Технология организации групповой работы// Статья по материалам педагогического совета Екатеринбург: МОУ СОШ № 183, 2009. - 6 с.
56. Уленгов Р.А. К вопросу изучения геологии и геоморфологии в курсе географии // Научный альманах. - 2015. - N12-1(14). С. 642-646
57. Уленгов Р.А. Применение информационных технологий в изучении физической географии (2 часть)// Учебно-методическое пособие. - Казань, 2010.
58. Цыпина Э.М. Тематические карты и геоинформационные системы для всех// География. - 1991. - № 9. С. 20-24
59. Шмырёв С.С. Какой он - современный урок?// Доклад. Саранск: МОУ « СОШ № 36», 2011. - 5 с.
60. Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии // «География в школе», №5, 2004.
61. Шутилов Ф.В. Современные компьютерные технологии в образовании// Научная работа / Преподаватель 2000., 2000, №3.
62. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала школьника// Вопросы психологии/ Диссертация/Е.Л. Яковлева.- Москва: №3, 1996. - 368 С.
63. Mustafa G. Korucu. GIS and types of GIS education programs// Procedia - Social and Behavioral Sciences 46 ( 2012 ) - Nicosia, North Cyprus, 2012. С. 209 - 215.
64. Penny Van Bergen, Soon Singh Bikar Singh, Grant Kleeman. Opportunities To Implement GIS In Teaching And Learning Geography: A Survey Among Smart Schools In Sabah, Malaysia// Procedia - Social and Behavioral Sciences 69 (2012) - Sydney, Australia, 2012. С. 884 - 889.
65. Tim T. Favier ,Joop A. van der Schee. Exploring the characteristics of an
optimal design for inquiry-based geography education with Geographic Information Systems// Journal«Computers & Education» 58 (2012) - Amsterdam, The
Netherlands, 2012. С. 666-677.
66. Белова Н.Ю. Требования к уроку согласно ФГОС// “Электронный ресурс/ Режим доступа/ http://festival.1september.ru/articles/643511/
67. Задачи современного географического образования и проблема выбора и использования современного учебника географии// 2014г./ Электронный ресурс Режим доступа/ http://studopedia.org/1-71176.html
68. Пояснительная записка к примерной программе для среднего (полного) общего образования (профильный уровень)// Электронный ресурс/ Режим доступа/ http://window.edu.ru/resource/231/37231/files/14-2-s.pdf.
69. Шурыгина Л. Г. Организация самостоятельной работы учащихся на
уроках технологии// Электронный ресурс/ Режим доступа/
http://festival.1september.ru/articles/517670/.
70. Электронный ресурс/ Режим доступа/http://kur-mok.ru/obychenie/metod-kopilka/26-geografiya/119-formirovanie-universalnyx-uchebnyx-dej stvij -na-urokax-geografii.html
71. Электронный ресурс/ Режим доступа/ https://infourok.ru/statya-
sovremennie-podhodi-k-podgotovke-i-provedeniyu-urokov-geografii-s-ispolzovaniem-ikt-951858.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ