РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ,
ПЕРЕПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ (НА ПРИМЕРЕ
ВЛАДИМИРСКОЙ ТАМОЖНИ)
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО ПОДГОТОВКЕ, ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И РАБОТНИКОВ ............ 8
§ 1. Понятие подготовки, переподготовки и квалификации ...................... 8
§ 2. Особенности работы кадровых подразделений таможенных
органов...........................................................................................................15
§ 3. Региональная система подготовки, переподготовки и повышения
квалификации таможенных кадров ............................................................ 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И
ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ПРИМЕРЕ
ВЛАДИМИРСКОЙ ТАМОЖНИ............................................................35
§ 1. Характеристика таможенного органа .................................................. 35
§ 2. Оценка механизмов подготовки, переподготовки и повышения
квалификации используемых на Владимирской таможне ....................... 42
§ 3. Анализ проблем в подготовке, переподготовке и повышении
квалификации на Владимирской таможне................................................. 56
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ,
ПЕРЕПОДГОТОВКИ, И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НА
ВЛАДИМИРСКОЙ ТАМОЖНЕ ................................................................... 60
§ 1. Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения
квалификации таможенных кадров ............................................................ 59
§ 2. Воспитательно – профилактическая работа в таможенных органах
Российской Федерации в интересах повышения профессиональной
подготовки..................................................................................................... 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ......................................................... 80
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................... 85
Актуальность темы исследования. Установлено, что ежегодно на
пять процентов обновляются теоретические знания в любой области
человеческой деятельности и на двадцать процентов профессиональные
навыки. Более того, введен термин «период полураспада профессиональной
компетентности», когда на пятьдесят процентов устаревают знания,
полученные в вузах, для сегодняшних выпускников этот период составляет
два-три года.
Повышение эффективности работы таможенных органов, освоение
новых управленческих и таможенных технологий во многом определяется
уровнем профессионализма и профессиональной квалификации кадров.
Поэтому особую роль приобретает повышение роли и влияния
профессиональной подготовки кадров на конечные результаты
деятельности таможенных органов.
Степень разработанности темы исследования. Механизмы
организации и функционирования управления персоналом и кадровой
работы в современной таможенной системе отражены в исследованиях
Барамзина С.В., Блинова Н.М., Гуляева В.Н., Иванова В.И., Кухаренко В.Б.,
Махова Е.Н. и др.
Заслуживают внимания научные публикации, в которых
раскрываются проблемы освоения и адаптации зарубежного опыта
повышения квалификации персонала государственной службы, полезные
для российской практики. Данные проблемы нашли свое отражение в
работах Василенко И.А., Журавлева П.В., Литвинцева Е.А., Одегова Ю.Г. и
др.
Объектом исследования является Владимирская таможня.
Предметом исследования являются персональные и корпоративно –
культурные отношения в подготовки, переподготовки и повышения
квалификации персонала на Владимирской таможне.Цель дипломной работы – организация и повышение эффективности
работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации
персонала в таможенных органов.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить
следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации работы по
подготовке, переподготовке и повышения квалификации персонала;
- исследовать общегосударственную систему подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров для таможенной
службы;
- проанализировать систему подготовки, переподготовки и
повышения квалификации персонала на Владимирской таможне;
- предложить направления совершенствования системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации персонала;
Теоретической основой исследования написания дипломной работы
являются труды таких авторов, как Л.Г. Истомин, Е.Ю.Ливанова,
А.С.Логинова, Т.С.Морозова, Е.Н.Петрушко, Пилипчук В.В., Б.Ю.Филичев,
Д.С.Фоменко, М.Ю. Хазан и др.
Информационная база дипломной работы – внутренние
нормативные документы.
Методологическую основу исследования составили методы
диалектического, исторического и логического анализа, сравнения и
обобщения; системно-структурный и системно-функциональный принципы
исследования, а также специфические приемы: качественный анализ и
графическая интерпретация информации.
Структура работы. Объем и структура работы определены целью и
задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованных источников и приложений.Во введении обосновывается актуальность выбранной темы,
определяются объект и предмет исследования, цели и задачи работы,
приводится характеристика практической значимости работы.
Первая глава носит общетеоретический характер. В ней на основе
изучения трудов отечественных и зарубежных авторов излагаются
теоретические основы управления профессиональным развитием
должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Эта глава
служит теоретическим обоснованием следующих двух глав работы.
Во второй главе проводится рассмотрение и анализ подготовки,
переподготовки и повышению квалификации должностных лиц
таможенных органов на примере Владимирской таможни.
В третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию
методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации на
Владимирской таможни.
В заключении обобщены основные результаты дипломной работы,
выводы и общие рекомендации.
Целью данной работы был анализ и организация повышения
эффективности работы по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации персонала в таможенных органов.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические аспекты организации работы по подготовке,
переподготовке и повышения квалификации персонала; исследована
общегосударственную систему подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров для таможенной службы; проанализирована систему
подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на
Владимирской таможне; предложены направления совершенствования
системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
персонала.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие
выводы:
1. С экономической точки зрения, подготовка квалифицированных
кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки
ниже издержек организации на повышение производительности труда за
счет этого фактора. Однако определение конкретных результатов,
достигнутых с помощью подготовки квалифицированных кадров, -
достаточно сложная задача.
Различают три вида обучения: подготовка, повышение квалификации
и переподготовка.
Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и
выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой
деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений,
навыков и способов общения.Повышение квалификации кадров - обучение кадров в целях
усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с
ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка кадров - обучение кадров в целях освоения новых
знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой
профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам
труда.
2. Владимирская таможня была создана в соответствии с Приказом
ГТК РФ от 20.04.1992 г. № 135 со штатной численностью 21 человек.
Регионом ее деятельности была определена территория Владимирской
области. На сегодняшний день Владимирская таможня занимает достойное
место в таможенной системе, неоднократно подтверждая свою способность
решать сложные задачи в период реформирования таможенного
законодательства, при освоении новых информационных технологий,
модернизации таможенной службы.
Прошедшие годы отмечены планомерной работой по наполнению
доходной части федерального бюджета, упрощению и ускорению
таможенных операций, повышению эффективности контроля, борьбой с
недостоверным декларированием товаров, развитием партнерских
отношений с деловыми кругами.
3. На общероссийском уровне главную роль в подготовке
профессионалов таможенного дела играет Российская таможенная академия
и ее филиалы, (Владивостокский филиал Российской таможенной академии,
Ростовский филиал Российской таможенной академии, СанктПетербургский филиал Российской таможенной академии).
Повышение квалификации и дополнительное профессиональное
образование должностных лиц таможенных органов – залог актуальности
знаний и профессионального мастерства современных таможенников.
Кадровая служба Центрального таможенного управления выстраивает этуработу используя не только традиционные методы, но и электронные
средства, а также дистанционные методики.
4. Оценивая результаты деятельности по подготовке таможенных
кадров во Владимирской таможне, сформулированы основные проблемы и
задачи.
- формирование высококвалифицированной государственной службы
требует создания такой системы профессиональной подготовки и
дополнительного образования государственных служащих, которая
строилась бы на основании программ в соответствии с их
профессиональным развитием и организацией должностного роста.
- в связи с интеграционными процессами на евразийском
пространстве необходимо создание общего образовательного пространства,
а также дальнейшая гармонизация образования в таможенной сфере.
- на уровне Российской таможенной академии ее филиалов и
Владимирской таможни необходимо улучшить качество учебнометодических комплексов, актуализировать учебный материал и
откорректировать тестовые задания для обучения должностных лиц
таможенных органов в дистанционной форме.
Отмечено, что в большинстве случаев, обучение строилось на основе
электронных текстов, размещенных на серверах образовательных
организаций, а обезличенные тексты изобиловали, мягко скажем,
некоторыми не точностями, то обучение носило скорее формальный
характер. На этапе внедрения и развития дистанционных технологий
обучения, организаторы обучения, стремились к выполнению
установленного показателя - доли обученных к фактической численности.
5. В работе рассмотрены новые технологии по совершенствованию
подготовки, переподготовки и повышения квалификации таможенных
кадров.
В современных условиях знания таможенника это, прежде всего,
знания, умения и навыки опытного пользователя современных программноприкладных средств в области таможенного дела. Таможенные органы
являются пользователем более ста программно прикладных средств.
Эффективность таможенного администрирования зависит от компетенций
должностных лиц в использовании программными средствами.
Развитие должностных лиц таможенных органов должно проходить
прежде всего, в области освоения новых информационных перспективных
технологий. Внедрение информационных систем и перспективных
технологий должно осуществляться с учетом соответствующих
международных стандартов и обеспечения требований информационной
безопасности, установленных законодательством государств - членов
таможенного союза. Наиболее важными и перспективными в соответствии с
требованиями таможенного кодекса таможенного союза в таможенных
органах являются: электронное декларирование, предварительное
информирование, удаленный выпуск, автоматический выпуск.
Практика показывает, что наиболее эффективно, обучение по
указанным технологиям должно проводится на базе ЦЭД и использовать в
учебных целях учебный программно-аппаратный комплекс «Электронное
декларирование».
В целом использование автоматизированной информационной
системы в процессе управления развитием кадрового потенциала
таможенных органов позволяет: автоматизировать формирование плана
обучения на текущий, трехлетний и более периоды; повысит достоверность
и автоматизировать формирование установленных форм отчетности;
проведение аналитических исследований по эффективности развития
кадрового потенциала; исключить обмен информации на бумажных
носителях при организации и проведения обучения кадрового потенциала;
автоматизировать занесение данных по обучению кадрового потенциала в
материалы личных дел; оптимизировать процесс планирования служебной
деятельности кадров.Совершенствование интеллектуальных информационных систем в
процессе управления развитием управления профессиональным развитием
должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и перенос их
в практическую плоскость позволит таможенной службе соответствовать
вызову времени - готовить высококвалифицированных, компетентных
специалистов в области таможенного дела.
6. Также в работе уделено внимание вопросу воспитательнопрофилактической работы в таможенных органах Российской Федерации.
Отмечено, что успешное решение задач, стоящих перед таможенной
службой России, прямо зависит от состояния целого ряда факторов. Для
руководителей структурных подразделений таможенных органов
Российской Федерации особое значение имеет человеческий фактор.
Поскольку постоянными объектами каждодневных усилий начальников
структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации,
являются должностные лица таможенных органов, а профессиональной
задачей - осуществление воспитательно-профилактической работы в
интересах повышения профессиональной подготовки, сплочения
коллектива, развития необходимых качеств защитника экономических
интересов государства. Опыт показывает, что большую роль играет умение
начальников структурных подразделений практически осуществить
индивидуальных подход к каждому должностному лицу и работнику
бюджетной сферы таможенного органа, организовать и компетентно
провести индивидуально-воспитательную работу с подчиненными всех
уровней. Актуальность и значимость воспитательно-профилактической
работы в таможенных органах, необходимость ее коренного улучшения
вызываются снижением уровня морально-психологического состояния
личного состава, которое проявляется в росте нарушений служебной
дисциплины и законности, утратой профессионализма и сокращением
уровня общей культуры, снижением эффективности информационного и психолого-педагогического обеспечения оперативно-служебной
деятельности должностных лиц и работников бюджетной сферы.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации
[Текст] : федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Собр. законодательства
Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
3. О противодействии коррупции [Текст] : федер. закон от
25.12.2008 № 273-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. -
2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228;
4. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст]
: федер. закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ // Собр. законодательства Российской
Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586;
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Текст] : федер.
закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ // Собр. законодательства РФ, 08.04.2013, N 14,
ст. 1652
6. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016).// Собр. законодательства РФ,
31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598
7. Об оптимизации численности федеральных государственных
гражданских служащих и работников федеральных государственных
органов [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря
2010 г. № 1657 // Собр. законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 195
8. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 -
2015 годы [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014
№ 226 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 15. - Ст.
1729.9. «Об утверждении Ведомственной программы Министерства
обороны Российской Федерации по реализации государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 –
2015»» годы: Приказ Министра обороны РФ от 23.03.2011 N 353
[Электронный документ]// Режим доступа: http://base.consultant.ru/
10. Об утверждении Методических рекомендаций начальникам
таможенных органов по организации и проведению воспитательнопрофилактической работы [Электронный ресурс] : Распоряжение ФТС
России от 23.01.2006 № 21-Р // Справочная правовая система «Консультант
Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
11. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц
таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ
ФТС России от 14.08.2007 № 977 // Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия
Проф».
Статьи:
12. Абдурахманова К.К., Бычкова Н.А. Повышение квалификации
государственных гражданских служащих РФ.// NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. №
36. С. 97-101.
13. Антонов К. Современная технология модернизации таможенной
службы: сб. матер. международной научно-практической конференции. М.:
РТА, 2011. С. 11-18.
14. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. М.:
ЮНИТИ, 2002. 560 с.
15.Баранова А.В. Механизм формирования кадрового потенциала
таможенных органов на основе компетентностного подхода.// В сборнике:
Актуальные направления институционального регулирования
экономической деятельности хозяйствующих субъектов Сборник
материалов межвузовской молодежной научно-практической конференции.
Российская таможенная академия. 2014. С. 161-16414. Биндиченко Е.В., Биндиченко Т.Е. Социальная ориентация
таможенной службы в глобализационном пространстве стран ШОС и
БРИКС.// Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 3. С. 87-90
15. Гордеева Н.Н. Проспектированная профессиограмма
специалиста как средство управления это профессиональным развитием.
Екатеринбург: 1995. - 46 с.
16. Жуковский В.П., Щербакова О.В., Коростень А.В. Требования,
предъявляемые к государственным служащим в современных условиях:
профессиографический подход.// Вестник Поволжского института
управления. 2009. № 1. С. 139-146.
17. Кибанов А.Я. Система управления персоналом: учебнопрактическое пособие. М.: Проспект, 2012. 64 с.
18. Лисейкина О.В. Информационные технологии, используемые в
процессе профессиональной подготовки кадров для таможенных органов.//
В сборнике: Особенности государственного регулирования внешнеторговой
деятельности в современных условиях материалы научно-практической
конференции : В 2 частях. Российская таможенная академия, Ростовский
филиал. Ростов-на-Дону, 2015. С. 314-319.
19. Панкина Г.В., Белоусова М.Г., Чернецова Е.И. Таможенный
союз. подготовка кадров в области технического регулирования.//
Компетентность. 2014. № 8 (119). С. 5-7
20. Пилипчук В.В., Филичев Б.Ю. Современное состояние и задачи
развития системы профессиональной подготовки таможенных кадров для
дальневосточного региона.// Таможенная политика России на Дальнем
Востоке. 2014. № 1 (66). С. 91-101
21. Поспелов Д.А. Совершенствование системы управления
персоналом в таможенных органах.// Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13).
С. 480-482
22. Рудакова Е.Н. Система показателей эффективности
таможенного дела: особенности формирования и совершенствования //Вестник Московского государственного областного университета. Серия
«Экономика». 2014. № 1. С. 90-94.
23. Рыхлова Е.А. Вопросы подготовки кадров в таможенных
органах в контексте изучения проблематики эффективности
государственной службы.// В сборнике: Особенности государственного
регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях
материалы научно-практической конференции : В 2 частях. Российская
таможенная академия, Ростовский филиал. Ростов-на-Дону, 2015. С. 345-
351
24. Саралинова Д.С., Гайрбекова Р.С. Профессиональная
подготовка кадров как технология развития кадрового потенциала
государственной и муниципальной службы.// Экономика и
предпринимательство. 2015. № 12-2 (65-2). С. 816-819
25. Управление таможенным делом: учебное пособие / под общ.
ред. В.В. Макрусева и В.А. Черных. СПб.: Троицкий мост, 2010. 448 с.
26. Федоренко Д.Н. Профессиональная подготовка кадров как
элемент противодействия коррупции в таможенных органах России.// В
сборнике: Особенности государственного регулирования внешнеторговой
деятельности в современных условиях материалы научно-практической
конференции : В 2 частях. Российская таможенная академия, Ростовский
филиал. Ростов-на-Дону, 2015. С. 388-394.
27. Фоменко Д.С., Истомин Л.Г. Система подготовки кадров для
таможенного дела и таможенной деятельности.// В сборнике: Проблемы
развития современных социально-экономических систем (ПАУЭР-2014)
Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирский
государственный университет путей сообщения. Новосибирск, 2015. С. 439-
443
28. Шумакова Н.Ю. Деловое общение как одно из условий
профессиональной подготовки кадров в таможенной сфере.// В сборнике:
Особенности государственного регулирования внешнеторговойдеятельности в современных условиях материалы научно-практической
конференции : В 2 частях. Российская таможенная академия, Ростовский
филиал. Ростов-на-Дону, 2015. С. 409-414
29. Информация с официального сайта РТА РФ [Электронный
документ]// Режим доступа:www.donrta.ru/
30. Информация с официального сайта ФТС Центральное
таможенно управление [Электронный документ]// Режим доступа:
http://ctu.customs.ru/