СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 5
ГЛАВА 1. РЕТРОСПЕКТИВА НОРМАТИВНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
РОССИИ…………………………………………………………
9
1.1. Семейное законодательство Российской Империи……….. 9
1.2. Советское законодательство о семье и браке……………… 17
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО ПРАВА В РФ…….………… 25
2.1. Анализ семейного законодательства в РФ: общая
характеристика нормативно-правовых актов и характеристика
уровня регулирования………..…………… 25
2.2.
2.3.
Система семейного права и система семейного
законодательства: характеристика и соотношение…………
Общая характеристика концепции государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025
года………………………………………………………….
37
45
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ….…..………… 54
3.1. Проблемы правоприменения семейного законодательства в
РФ…………………………………………………….………….. 54
3.2. Совершенствование системы семейного законодательства в
РФ…………..………………..…………………………………. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………… 80
ГЛАВА 1. РЕТРОСПЕКТИВА НОРМАТИВНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
РОССИИ…………………………………………………………
9
1.1. Семейное законодательство Российской Империи……….. 9
1.2. Советское законодательство о семье и браке……………… 17
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО ПРАВА В РФ…….………… 25
2.1. Анализ семейного законодательства в РФ: общая
характеристика нормативно-правовых актов и характеристика
уровня регулирования………..…………… 25
2.2.
2.3.
Система семейного права и система семейного
законодательства: характеристика и соотношение…………
Общая характеристика концепции государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025
года………………………………………………………….
37
45
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ….…..………… 54
3.1. Проблемы правоприменения семейного законодательства в
РФ…………………………………………………….………….. 54
3.2. Совершенствование системы семейного законодательства в
РФ…………..………………..…………………………………. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………… 80
Актуальность темы исследования. Конституция РФ1 закрепила в
качестве одного из основополагающих конституционных приоритетов защиту
материнства, детства, семьи.
В настоящее время проблема правовой защиты семьи актуальна как
никогда.
Семейное законодательство направлено на защиту семьи. Семья является
базовым фундаментальным условием функционирования российского
общества, важнейшим элементом его самоорганизации. Для того, что бы
полноценно функционировала семья, необходимо что бы действующее
семейное законодательство отвечало современным актуальным тенденциям.
Следует признать, что временной отрезок действия Семейного Кодекса
РФ2 большой - более двадцати лет. За этот период изменилось многое.
Модификация произошла как в личностных отношениях членов семьи, так и в
имущественных. Этому послужил ряд объективных причин. Одной, из которых
является значительный рывок вперед в развитии экономики за последние
двадцать лет. Новые экономические условия развития общества нашли свое
зеркальное отражение в формировании, иных по содержанию, личных и
имущественных семейных правоотношений.
Как отмечается многими авторами, в современных условиях развития
семейных отношений назрела острая необходимость разработки новых
правовых норм семейного законодательства3.
1 Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года //
Российская газета. -1993. -№ 34.
2 Семейный кодекс РФ, принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
//Российская газета. -1996.-№ 17.
3 Нечаева А.М. О Концепции совершенствования семейного законодательства //
Социально-юридическая тетрадь (СюрТе). -2015. - № 5. - С. 5.7
В частности, спорными являются вопросы условий и порядка вступления
в брак, защиты прав ребенка, особенностей устройства детей, оставшихся без
попечения родителей и др..
Таким образом, значимость семейного законодательства, наличие
проблем в нем и определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования является совокупность общественных
отношений, в сфере семьи регулируемых семейным законодательством РФ.
Предметом исследования будет являться совокупность правовых норм,
теоретических материалов и правоприменительной практики, посвященных
системе семейного права РФ.
Цель работы - комплексный анализ семейного законодательства, а так
же выявление проблем в данной сфере и предложение собственных путей их
решения.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие
основные задачи:
1. Рассмотреть семейное законодательство Российской империи;
2. Проанализировать советское законодательство о семье и браке;
3. Охарактеризовать семейное законодательство в РФ;
4. Рассмотреть систему семейного права и систему семейного
законодательства;
5. Дать общую характеристику концепции государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025 года;
6. Рассмотреть проблемы семейного законодательства в РФ;
7. Проанализировать вопросы совершенствования системы семейного
законодательства в РФ.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют
Конституция Российской Федерации, международные нормативно-правовые
акты (в частности, Конвенция ООН от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка»),
федеральное законодательство (в частности, Семейный кодекс Российской8
Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ, Федеральный закон РФ от 24 апреля
2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»1,), материалы судебной практики
(в частности, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996
г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при
рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»2).
Методологическую основу исследования составили такие методы
научного познания, как общие методы, включающие общеюридические приемы
познания (индукция, дедукция, анализ, синтез), предписания и нормы
философского характера (законы диалектики); общенаучные методы,
включающие эмпирические и теоретические методы (системный,
сравнительно-правовой метод и др.); частнонаучные методы, специфичные для
группы социально-гуманитарных наук, в частности юридических (анализ
документов, сравнительный статистический анализ), а также специальные
методики для решения конкретных исследовательских задач.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается
в том, что представленные в работе теоретические выводы и предложения
могут быть использованы для совершенствования семейного законодательства.
Положения, выносимые на защиту:
1) Признание религиозной формы заключения брака в РФ. Для этого
необходимо внести изменения в СК РФ в п. 1 ст. 10: «Брак, совершенный по
религиозному обряду, регистрируется органами записи актов гражданского
состояния на основании религиозного брачного свидетельства, если
регистрация не противоречит нормам настоящего Кодекса».
1 Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ //
Российская газета. -2008.- № 94.
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Семейного
кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» от
25 октября 1996 г. № 9 :// Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата
обращения 27.12.2016 г.).9
2) Узаконивание «гражданских», незарегистрированных браков. В СК РФ
и ГПК РФ необходимо прописать специальные правила подачи и рассмотрения
заявления о признании «гражданских» браков законными.
3) Совершенствование институтов защиты прав детей по действующему
семейному законодательству. В частности, назрела потребность в создании
специальных ювенальных судов. Для этого необходимо дополнить
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной
системе Российской Федерации», Семейный Кодекс РФ и принять специальный
ФКЗ «О ювенальных судах».
4) Ужесточение правил усыновления российских детей иностранными
гражданами. Видится целесообразным дополнить ч. 4 ст. 124 СК РФ
положением, что «международное усыновление допускается в
исключительных случаях».
Апробация результатов исследования. Основные положения и
результаты исследования нашли отражение в публикациях автора и
сообщениях на научных конференциях : Куликова А. Н. Признание
религиозной формы заключения брака в РФ / А. Н. Куликова // Молодой
ученый: Вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам XXIII Международной
научно-практической конференции «Молодой ученый: Вызовы и
перспективы». – № 21 (23). – М., Изд. «Интернаука», 2016.; Куликова А. Н.
«Гражданский» брак: перспективы узаконивания в РФ / А. Н. Куликова //
Молодой ученый: Вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам XXIV
Международной научно-практической конференции «Молодой ученый:
Вызовы и перспективы». – № 22 (24). – М., Изд. «Интернаука», 2016.
Структура работы соответствует ее цели и задачам. Работа состоит из
введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения,
библиографического списка.
качестве одного из основополагающих конституционных приоритетов защиту
материнства, детства, семьи.
В настоящее время проблема правовой защиты семьи актуальна как
никогда.
Семейное законодательство направлено на защиту семьи. Семья является
базовым фундаментальным условием функционирования российского
общества, важнейшим элементом его самоорганизации. Для того, что бы
полноценно функционировала семья, необходимо что бы действующее
семейное законодательство отвечало современным актуальным тенденциям.
Следует признать, что временной отрезок действия Семейного Кодекса
РФ2 большой - более двадцати лет. За этот период изменилось многое.
Модификация произошла как в личностных отношениях членов семьи, так и в
имущественных. Этому послужил ряд объективных причин. Одной, из которых
является значительный рывок вперед в развитии экономики за последние
двадцать лет. Новые экономические условия развития общества нашли свое
зеркальное отражение в формировании, иных по содержанию, личных и
имущественных семейных правоотношений.
Как отмечается многими авторами, в современных условиях развития
семейных отношений назрела острая необходимость разработки новых
правовых норм семейного законодательства3.
1 Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года //
Российская газета. -1993. -№ 34.
2 Семейный кодекс РФ, принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
//Российская газета. -1996.-№ 17.
3 Нечаева А.М. О Концепции совершенствования семейного законодательства //
Социально-юридическая тетрадь (СюрТе). -2015. - № 5. - С. 5.7
В частности, спорными являются вопросы условий и порядка вступления
в брак, защиты прав ребенка, особенностей устройства детей, оставшихся без
попечения родителей и др..
Таким образом, значимость семейного законодательства, наличие
проблем в нем и определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования является совокупность общественных
отношений, в сфере семьи регулируемых семейным законодательством РФ.
Предметом исследования будет являться совокупность правовых норм,
теоретических материалов и правоприменительной практики, посвященных
системе семейного права РФ.
Цель работы - комплексный анализ семейного законодательства, а так
же выявление проблем в данной сфере и предложение собственных путей их
решения.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие
основные задачи:
1. Рассмотреть семейное законодательство Российской империи;
2. Проанализировать советское законодательство о семье и браке;
3. Охарактеризовать семейное законодательство в РФ;
4. Рассмотреть систему семейного права и систему семейного
законодательства;
5. Дать общую характеристику концепции государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025 года;
6. Рассмотреть проблемы семейного законодательства в РФ;
7. Проанализировать вопросы совершенствования системы семейного
законодательства в РФ.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют
Конституция Российской Федерации, международные нормативно-правовые
акты (в частности, Конвенция ООН от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка»),
федеральное законодательство (в частности, Семейный кодекс Российской8
Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ, Федеральный закон РФ от 24 апреля
2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»1,), материалы судебной практики
(в частности, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996
г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при
рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»2).
Методологическую основу исследования составили такие методы
научного познания, как общие методы, включающие общеюридические приемы
познания (индукция, дедукция, анализ, синтез), предписания и нормы
философского характера (законы диалектики); общенаучные методы,
включающие эмпирические и теоретические методы (системный,
сравнительно-правовой метод и др.); частнонаучные методы, специфичные для
группы социально-гуманитарных наук, в частности юридических (анализ
документов, сравнительный статистический анализ), а также специальные
методики для решения конкретных исследовательских задач.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается
в том, что представленные в работе теоретические выводы и предложения
могут быть использованы для совершенствования семейного законодательства.
Положения, выносимые на защиту:
1) Признание религиозной формы заключения брака в РФ. Для этого
необходимо внести изменения в СК РФ в п. 1 ст. 10: «Брак, совершенный по
религиозному обряду, регистрируется органами записи актов гражданского
состояния на основании религиозного брачного свидетельства, если
регистрация не противоречит нормам настоящего Кодекса».
1 Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ //
Российская газета. -2008.- № 94.
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Семейного
кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» от
25 октября 1996 г. № 9 :// Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата
обращения 27.12.2016 г.).9
2) Узаконивание «гражданских», незарегистрированных браков. В СК РФ
и ГПК РФ необходимо прописать специальные правила подачи и рассмотрения
заявления о признании «гражданских» браков законными.
3) Совершенствование институтов защиты прав детей по действующему
семейному законодательству. В частности, назрела потребность в создании
специальных ювенальных судов. Для этого необходимо дополнить
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной
системе Российской Федерации», Семейный Кодекс РФ и принять специальный
ФКЗ «О ювенальных судах».
4) Ужесточение правил усыновления российских детей иностранными
гражданами. Видится целесообразным дополнить ч. 4 ст. 124 СК РФ
положением, что «международное усыновление допускается в
исключительных случаях».
Апробация результатов исследования. Основные положения и
результаты исследования нашли отражение в публикациях автора и
сообщениях на научных конференциях : Куликова А. Н. Признание
религиозной формы заключения брака в РФ / А. Н. Куликова // Молодой
ученый: Вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам XXIII Международной
научно-практической конференции «Молодой ученый: Вызовы и
перспективы». – № 21 (23). – М., Изд. «Интернаука», 2016.; Куликова А. Н.
«Гражданский» брак: перспективы узаконивания в РФ / А. Н. Куликова //
Молодой ученый: Вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам XXIV
Международной научно-практической конференции «Молодой ученый:
Вызовы и перспективы». – № 22 (24). – М., Изд. «Интернаука», 2016.
Структура работы соответствует ее цели и задачам. Работа состоит из
введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения,
библиографического списка.
Семейное законодательство в РФ регулируется большим количеством
нормативно- правовых актов, образующих целостную систему, состоящую из
следующих уровней правового регулирования:
Во-первых, конституционный уровень. Конституция РФ закладывает
основы семейного законодательства.
Во-вторых, уровень международных актов. Традиционно
международные акты имеют приоритет перед внутренним семейным
законодательством.
В-третьих, уровень федеральных законов. Центральное место занимает
Семейный кодекс РФ. Это основной кодифицированный источник семейного
права от 1 марта 1996 г. Среди иных федеральных законов можно выделить:
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон «О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
и др.
В-четвертых, уровень подзаконных актов. В данную группу входят
нормативно - правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Данная
группа актов не должна противоречить Семейному кодексу РФ и иным
федеральным законам.
В-пятых, уровень законодательных актов субъектов РФ. Законы
субъектов РФ регулируют отношения, которые входят в предмет
регулирования: отнесен к ведению субъекта РФ; непосредственно не
урегулирован Семейным кодексом РФ.
В-шестых, уровень судебных прецедентов. Официально судебная
практика не являются источниками права в Российской Федерации. Однако
Постановления Пленума Верховного Суда РФ имеют важное значение в сфере
семейного права как акты официального толкования законодательства.78
В-седьмых, уровень обычаев. Обычаи и традиции иногда имеют также
важное правовое значение (например, присвоение отчества ребенку
осуществляется по имени отца, если иное не предусмотрено законами
субъектов РФ или не основано на национальном обычае).
К источникам семейного права не относится научная доктрина (мнения
отдельных ученых, которые обладают специальными знаниями в данной
области).
За прошедшие 20 лет, с момента принятия Семейного кодекса РФ,
произошли серьезные изменения: по сути, изменились и страна, и общество, и
общественные отношения. Все более настойчиво стал обозначаться
общественный запрос на государственную семейную политику,
ориентированную на укрепление, развитие и защиту института семьи как
фундаментальной основы российского общества. Это сохранение
традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в
жизни общества, укрепление нравственных начал семейно-правового
регулирования. Вслед за этим неизбежно должно было измениться и стало
меняться отраслевое законодательство.
Как следствие, назрела необходимость основательного
совершенствования семейного законодательства. Поэтому, в 2014году
Правительством РФ была принята Концепция государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025 года, целью которой
является существенное обновление семейного законодательства. Последние
результаты показывают, что данная цель постепенно реализуется. В частности,
вносятся изменения в семейное законодательство.
Несмотря на это, в настоящее время проблем в семейном
законодательстве РФ предостаточно.
Первая группа проблем, которую хотелось бы осветить, является
проблемы заключения брака, а именно: признание религиозной формы
заключения брака в РФ. В России признается только брак, заключенный в79
органах ЗАГСа, несмотря на это высказываются идеи о признание религиозной
формы заключения брака в РФ. Для решения данных проблем необходимо
внести изменения в СК РФ в п. 1 ст. 10: «Брак, совершенный по религиозному
обряду, регистрируется органами записи актов гражданского состояния на
основании религиозного брачного свидетельства, если регистрация не
противоречит нормам настоящего Кодекса». Данная законодательная новелла
положительно скажется на семейно-брачные отношения. Религиозные
семейные обраты издавна присутствовали в нашем обществе. Кроме того, такие
смешенные формы брака присутствуют и во многих иностранных государствах;
Кроме того, одной из актуальных проблем семейного права является
существование так называемых «гражданских», незарегистрированных браков.
При этом часто возникают конфликтные ситуации имущественного и личного
характера, вытекающие из подобного рода семейных отношений, например,
связанных с разделом имущества, незаконнорожденными детьми, правом на
жилье и так далее. Из-за отсутствия механизма узаканивания «гражданских»
браков на практике возникает множество проблем. Для совершенствования
законодательства в этой сфере необходимо прописать в СК РФ и ГПК РФ
специальные правила подачи и рассмотрения заявления о признании
«гражданских» браков законными. Это позволит защитить права граждан,
вступающих в подобного рода семейные отношения, а также права внебрачных
детей.
Следующей проблемой является проблема защиты прав детей по
действующему законодательству. Сегодня система правосудия выстроена для
«взрослых». Ювенальная юстиция нуждается в совершенствовании.
В этой связи, назрела потребность в создании специальных ювенальных
судов. Для этого необходимо дополнить Федеральный конституционный закон
от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»,
Семейный Кодекс РФ и принять специальный ФКЗ «О ювенальных судах». В
данных нормативно-правовых актах необходимо указать, что в целях защиты80
прав несовершеннолетних создаются ювенальные суды, которые в пределах
своей компетенции рассматривают дела, одним из участников которых
являются несовершеннолетние.
Другой проблемной сферой являются проблемы усыновления
российских детей иностранными гражданами. Действующее отечественное
законодательство предусматривает механизм международного усыновления.
При этом, российское семейное законодательство в области усыновления
исходит из приоритета российского усыновления перед международным
усыновлением. Однако, на практике проявляются случаи приоритета
устройства российских детей в семьи иностранных граждан. Как следствие,
это ставит под угрозу интересы усыновляемого ребенка и делает само
усыновление рискованным.
Поэтому, видится целесообразным дополнить ч.4 ст. 124 СК РФ
положением, что «международное усыновление допускается в
исключительных случаях…..». Данное правило является актуальным и требует
немедленного включения в действующее законодательство (по аналогии с
Законом «Димы Яковлева», устанавливающим запрет гражданам США
усыновлять наших детей)
нормативно- правовых актов, образующих целостную систему, состоящую из
следующих уровней правового регулирования:
Во-первых, конституционный уровень. Конституция РФ закладывает
основы семейного законодательства.
Во-вторых, уровень международных актов. Традиционно
международные акты имеют приоритет перед внутренним семейным
законодательством.
В-третьих, уровень федеральных законов. Центральное место занимает
Семейный кодекс РФ. Это основной кодифицированный источник семейного
права от 1 марта 1996 г. Среди иных федеральных законов можно выделить:
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон «О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
и др.
В-четвертых, уровень подзаконных актов. В данную группу входят
нормативно - правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Данная
группа актов не должна противоречить Семейному кодексу РФ и иным
федеральным законам.
В-пятых, уровень законодательных актов субъектов РФ. Законы
субъектов РФ регулируют отношения, которые входят в предмет
регулирования: отнесен к ведению субъекта РФ; непосредственно не
урегулирован Семейным кодексом РФ.
В-шестых, уровень судебных прецедентов. Официально судебная
практика не являются источниками права в Российской Федерации. Однако
Постановления Пленума Верховного Суда РФ имеют важное значение в сфере
семейного права как акты официального толкования законодательства.78
В-седьмых, уровень обычаев. Обычаи и традиции иногда имеют также
важное правовое значение (например, присвоение отчества ребенку
осуществляется по имени отца, если иное не предусмотрено законами
субъектов РФ или не основано на национальном обычае).
К источникам семейного права не относится научная доктрина (мнения
отдельных ученых, которые обладают специальными знаниями в данной
области).
За прошедшие 20 лет, с момента принятия Семейного кодекса РФ,
произошли серьезные изменения: по сути, изменились и страна, и общество, и
общественные отношения. Все более настойчиво стал обозначаться
общественный запрос на государственную семейную политику,
ориентированную на укрепление, развитие и защиту института семьи как
фундаментальной основы российского общества. Это сохранение
традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в
жизни общества, укрепление нравственных начал семейно-правового
регулирования. Вслед за этим неизбежно должно было измениться и стало
меняться отраслевое законодательство.
Как следствие, назрела необходимость основательного
совершенствования семейного законодательства. Поэтому, в 2014году
Правительством РФ была принята Концепция государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025 года, целью которой
является существенное обновление семейного законодательства. Последние
результаты показывают, что данная цель постепенно реализуется. В частности,
вносятся изменения в семейное законодательство.
Несмотря на это, в настоящее время проблем в семейном
законодательстве РФ предостаточно.
Первая группа проблем, которую хотелось бы осветить, является
проблемы заключения брака, а именно: признание религиозной формы
заключения брака в РФ. В России признается только брак, заключенный в79
органах ЗАГСа, несмотря на это высказываются идеи о признание религиозной
формы заключения брака в РФ. Для решения данных проблем необходимо
внести изменения в СК РФ в п. 1 ст. 10: «Брак, совершенный по религиозному
обряду, регистрируется органами записи актов гражданского состояния на
основании религиозного брачного свидетельства, если регистрация не
противоречит нормам настоящего Кодекса». Данная законодательная новелла
положительно скажется на семейно-брачные отношения. Религиозные
семейные обраты издавна присутствовали в нашем обществе. Кроме того, такие
смешенные формы брака присутствуют и во многих иностранных государствах;
Кроме того, одной из актуальных проблем семейного права является
существование так называемых «гражданских», незарегистрированных браков.
При этом часто возникают конфликтные ситуации имущественного и личного
характера, вытекающие из подобного рода семейных отношений, например,
связанных с разделом имущества, незаконнорожденными детьми, правом на
жилье и так далее. Из-за отсутствия механизма узаканивания «гражданских»
браков на практике возникает множество проблем. Для совершенствования
законодательства в этой сфере необходимо прописать в СК РФ и ГПК РФ
специальные правила подачи и рассмотрения заявления о признании
«гражданских» браков законными. Это позволит защитить права граждан,
вступающих в подобного рода семейные отношения, а также права внебрачных
детей.
Следующей проблемой является проблема защиты прав детей по
действующему законодательству. Сегодня система правосудия выстроена для
«взрослых». Ювенальная юстиция нуждается в совершенствовании.
В этой связи, назрела потребность в создании специальных ювенальных
судов. Для этого необходимо дополнить Федеральный конституционный закон
от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»,
Семейный Кодекс РФ и принять специальный ФКЗ «О ювенальных судах». В
данных нормативно-правовых актах необходимо указать, что в целях защиты80
прав несовершеннолетних создаются ювенальные суды, которые в пределах
своей компетенции рассматривают дела, одним из участников которых
являются несовершеннолетние.
Другой проблемной сферой являются проблемы усыновления
российских детей иностранными гражданами. Действующее отечественное
законодательство предусматривает механизм международного усыновления.
При этом, российское семейное законодательство в области усыновления
исходит из приоритета российского усыновления перед международным
усыновлением. Однако, на практике проявляются случаи приоритета
устройства российских детей в семьи иностранных граждан. Как следствие,
это ставит под угрозу интересы усыновляемого ребенка и делает само
усыновление рискованным.
Поэтому, видится целесообразным дополнить ч.4 ст. 124 СК РФ
положением, что «международное усыновление допускается в
исключительных случаях…..». Данное правило является актуальным и требует
немедленного включения в действующее законодательство (по аналогии с
Законом «Димы Яковлева», устанавливающим запрет гражданам США
усыновлять наших детей)
Подобные работы
- СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы семейно-брачных отношений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование семейных прав
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Семейное право в системе права Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Реализация права ребенка на общение с родителями и родственниками по законодательству России и зарубежных стран
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Брачный договор по законодательству России и зарубежных стран
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления региональной системой здравоохранения в новых экономических условиях
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Источники современного российского права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Брачный договор: условия, порядок и правовые средства заключения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



