Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Работа №29360

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

семейное право

Объем работы124
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
682
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 5
ГЛАВА 1. РЕТРОСПЕКТИВА НОРМАТИВНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
РОССИИ…………………………………………………………
9
1.1. Семейное законодательство Российской Империи……….. 9
1.2. Советское законодательство о семье и браке……………… 17
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО ПРАВА В РФ…….………… 25
2.1. Анализ семейного законодательства в РФ: общая
характеристика нормативно-правовых актов и характеристика
уровня регулирования………..…………… 25
2.2.
2.3.
Система семейного права и система семейного
законодательства: характеристика и соотношение…………
Общая характеристика концепции государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025
года………………………………………………………….
37
45
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ….…..………… 54
3.1. Проблемы правоприменения семейного законодательства в
РФ…………………………………………………….………….. 54
3.2. Совершенствование системы семейного законодательства в
РФ…………..………………..…………………………………. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………… 80

Актуальность темы исследования. Конституция РФ1 закрепила в
качестве одного из основополагающих конституционных приоритетов защиту
материнства, детства, семьи.
В настоящее время проблема правовой защиты семьи актуальна как
никогда.
Семейное законодательство направлено на защиту семьи. Семья является
базовым фундаментальным условием функционирования российского
общества, важнейшим элементом его самоорганизации. Для того, что бы
полноценно функционировала семья, необходимо что бы действующее
семейное законодательство отвечало современным актуальным тенденциям.
Следует признать, что временной отрезок действия Семейного Кодекса
РФ2 большой - более двадцати лет. За этот период изменилось многое.
Модификация произошла как в личностных отношениях членов семьи, так и в
имущественных. Этому послужил ряд объективных причин. Одной, из которых
является значительный рывок вперед в развитии экономики за последние
двадцать лет. Новые экономические условия развития общества нашли свое
зеркальное отражение в формировании, иных по содержанию, личных и
имущественных семейных правоотношений.
Как отмечается многими авторами, в современных условиях развития
семейных отношений назрела острая необходимость разработки новых
правовых норм семейного законодательства3.
1 Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года //
Российская газета. -1993. -№ 34.
2 Семейный кодекс РФ, принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
//Российская газета. -1996.-№ 17.
3 Нечаева А.М. О Концепции совершенствования семейного законодательства //
Социально-юридическая тетрадь (СюрТе). -2015. - № 5. - С. 5.7
В частности, спорными являются вопросы условий и порядка вступления
в брак, защиты прав ребенка, особенностей устройства детей, оставшихся без
попечения родителей и др..
Таким образом, значимость семейного законодательства, наличие
проблем в нем и определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования является совокупность общественных
отношений, в сфере семьи регулируемых семейным законодательством РФ.
Предметом исследования будет являться совокупность правовых норм,
теоретических материалов и правоприменительной практики, посвященных
системе семейного права РФ.
Цель работы - комплексный анализ семейного законодательства, а так
же выявление проблем в данной сфере и предложение собственных путей их
решения.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие
основные задачи:
1. Рассмотреть семейное законодательство Российской империи;
2. Проанализировать советское законодательство о семье и браке;
3. Охарактеризовать семейное законодательство в РФ;
4. Рассмотреть систему семейного права и систему семейного
законодательства;
5. Дать общую характеристику концепции государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025 года;
6. Рассмотреть проблемы семейного законодательства в РФ;
7. Проанализировать вопросы совершенствования системы семейного
законодательства в РФ.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют
Конституция Российской Федерации, международные нормативно-правовые
акты (в частности, Конвенция ООН от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка»),
федеральное законодательство (в частности, Семейный кодекс Российской8
Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ, Федеральный закон РФ от 24 апреля
2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»1,), материалы судебной практики
(в частности, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996
г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при
рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»2).
Методологическую основу исследования составили такие методы
научного познания, как общие методы, включающие общеюридические приемы
познания (индукция, дедукция, анализ, синтез), предписания и нормы
философского характера (законы диалектики); общенаучные методы,
включающие эмпирические и теоретические методы (системный,
сравнительно-правовой метод и др.); частнонаучные методы, специфичные для
группы социально-гуманитарных наук, в частности юридических (анализ
документов, сравнительный статистический анализ), а также специальные
методики для решения конкретных исследовательских задач.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается
в том, что представленные в работе теоретические выводы и предложения
могут быть использованы для совершенствования семейного законодательства.
Положения, выносимые на защиту:
1) Признание религиозной формы заключения брака в РФ. Для этого
необходимо внести изменения в СК РФ в п. 1 ст. 10: «Брак, совершенный по
религиозному обряду, регистрируется органами записи актов гражданского
состояния на основании религиозного брачного свидетельства, если
регистрация не противоречит нормам настоящего Кодекса».
1 Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ //
Российская газета. -2008.- № 94.
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Семейного
кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» от
25 октября 1996 г. № 9 :// Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата
обращения 27.12.2016 г.).9
2) Узаконивание «гражданских», незарегистрированных браков. В СК РФ
и ГПК РФ необходимо прописать специальные правила подачи и рассмотрения
заявления о признании «гражданских» браков законными.
3) Совершенствование институтов защиты прав детей по действующему
семейному законодательству. В частности, назрела потребность в создании
специальных ювенальных судов. Для этого необходимо дополнить
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной
системе Российской Федерации», Семейный Кодекс РФ и принять специальный
ФКЗ «О ювенальных судах».
4) Ужесточение правил усыновления российских детей иностранными
гражданами. Видится целесообразным дополнить ч. 4 ст. 124 СК РФ
положением, что «международное усыновление допускается в
исключительных случаях».
Апробация результатов исследования. Основные положения и
результаты исследования нашли отражение в публикациях автора и
сообщениях на научных конференциях : Куликова А. Н. Признание
религиозной формы заключения брака в РФ / А. Н. Куликова // Молодой
ученый: Вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам XXIII Международной
научно-практической конференции «Молодой ученый: Вызовы и
перспективы». – № 21 (23). – М., Изд. «Интернаука», 2016.; Куликова А. Н.
«Гражданский» брак: перспективы узаконивания в РФ / А. Н. Куликова //
Молодой ученый: Вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам XXIV
Международной научно-практической конференции «Молодой ученый:
Вызовы и перспективы». – № 22 (24). – М., Изд. «Интернаука», 2016.
Структура работы соответствует ее цели и задачам. Работа состоит из
введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения,
библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семейное законодательство в РФ регулируется большим количеством
нормативно- правовых актов, образующих целостную систему, состоящую из
следующих уровней правового регулирования:
Во-первых, конституционный уровень. Конституция РФ закладывает
основы семейного законодательства.
Во-вторых, уровень международных актов. Традиционно
международные акты имеют приоритет перед внутренним семейным
законодательством.
В-третьих, уровень федеральных законов. Центральное место занимает
Семейный кодекс РФ. Это основной кодифицированный источник семейного
права от 1 марта 1996 г. Среди иных федеральных законов можно выделить:
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон «О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
и др.
В-четвертых, уровень подзаконных актов. В данную группу входят
нормативно - правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Данная
группа актов не должна противоречить Семейному кодексу РФ и иным
федеральным законам.
В-пятых, уровень законодательных актов субъектов РФ. Законы
субъектов РФ регулируют отношения, которые входят в предмет
регулирования: отнесен к ведению субъекта РФ; непосредственно не
урегулирован Семейным кодексом РФ.
В-шестых, уровень судебных прецедентов. Официально судебная
практика не являются источниками права в Российской Федерации. Однако
Постановления Пленума Верховного Суда РФ имеют важное значение в сфере
семейного права как акты официального толкования законодательства.78
В-седьмых, уровень обычаев. Обычаи и традиции иногда имеют также
важное правовое значение (например, присвоение отчества ребенку
осуществляется по имени отца, если иное не предусмотрено законами
субъектов РФ или не основано на национальном обычае).
К источникам семейного права не относится научная доктрина (мнения
отдельных ученых, которые обладают специальными знаниями в данной
области).
За прошедшие 20 лет, с момента принятия Семейного кодекса РФ,
произошли серьезные изменения: по сути, изменились и страна, и общество, и
общественные отношения. Все более настойчиво стал обозначаться
общественный запрос на государственную семейную политику,
ориентированную на укрепление, развитие и защиту института семьи как
фундаментальной основы российского общества. Это сохранение
традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в
жизни общества, укрепление нравственных начал семейно-правового
регулирования. Вслед за этим неизбежно должно было измениться и стало
меняться отраслевое законодательство.
Как следствие, назрела необходимость основательного
совершенствования семейного законодательства. Поэтому, в 2014году
Правительством РФ была принята Концепция государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025 года, целью которой
является существенное обновление семейного законодательства. Последние
результаты показывают, что данная цель постепенно реализуется. В частности,
вносятся изменения в семейное законодательство.
Несмотря на это, в настоящее время проблем в семейном
законодательстве РФ предостаточно.
Первая группа проблем, которую хотелось бы осветить, является
проблемы заключения брака, а именно: признание религиозной формы
заключения брака в РФ. В России признается только брак, заключенный в79
органах ЗАГСа, несмотря на это высказываются идеи о признание религиозной
формы заключения брака в РФ. Для решения данных проблем необходимо
внести изменения в СК РФ в п. 1 ст. 10: «Брак, совершенный по религиозному
обряду, регистрируется органами записи актов гражданского состояния на
основании религиозного брачного свидетельства, если регистрация не
противоречит нормам настоящего Кодекса». Данная законодательная новелла
положительно скажется на семейно-брачные отношения. Религиозные
семейные обраты издавна присутствовали в нашем обществе. Кроме того, такие
смешенные формы брака присутствуют и во многих иностранных государствах;
Кроме того, одной из актуальных проблем семейного права является
существование так называемых «гражданских», незарегистрированных браков.
При этом часто возникают конфликтные ситуации имущественного и личного
характера, вытекающие из подобного рода семейных отношений, например,
связанных с разделом имущества, незаконнорожденными детьми, правом на
жилье и так далее. Из-за отсутствия механизма узаканивания «гражданских»
браков на практике возникает множество проблем. Для совершенствования
законодательства в этой сфере необходимо прописать в СК РФ и ГПК РФ
специальные правила подачи и рассмотрения заявления о признании
«гражданских» браков законными. Это позволит защитить права граждан,
вступающих в подобного рода семейные отношения, а также права внебрачных
детей.
Следующей проблемой является проблема защиты прав детей по
действующему законодательству. Сегодня система правосудия выстроена для
«взрослых». Ювенальная юстиция нуждается в совершенствовании.
В этой связи, назрела потребность в создании специальных ювенальных
судов. Для этого необходимо дополнить Федеральный конституционный закон
от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»,
Семейный Кодекс РФ и принять специальный ФКЗ «О ювенальных судах». В
данных нормативно-правовых актах необходимо указать, что в целях защиты80
прав несовершеннолетних создаются ювенальные суды, которые в пределах
своей компетенции рассматривают дела, одним из участников которых
являются несовершеннолетние.
Другой проблемной сферой являются проблемы усыновления
российских детей иностранными гражданами. Действующее отечественное
законодательство предусматривает механизм международного усыновления.
При этом, российское семейное законодательство в области усыновления
исходит из приоритета российского усыновления перед международным
усыновлением. Однако, на практике проявляются случаи приоритета
устройства российских детей в семьи иностранных граждан. Как следствие,
это ставит под угрозу интересы усыновляемого ребенка и делает само
усыновление рискованным.
Поэтому, видится целесообразным дополнить ч.4 ст. 124 СК РФ
положением, что «международное усыновление допускается в
исключительных случаях…..». Данное правило является актуальным и требует
немедленного включения в действующее законодательство (по аналогии с
Законом «Димы Яковлева», устанавливающим запрет гражданам США
усыновлять наших детей)


онституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ,
от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля
2014 года № 11-ФКЗ // Справочная правовая систем «КонсультантПлюс».
2. О правах ребенка: Конвенция от 20 ноября 1989 года// Сборник
международных договоров СССР. – 1993. -выпуск XLVI.
3. О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам: Конвенция от 22 января 1993 года // Бюллетень
международных договоров. - 1995.- № 2.
4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных
Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила) от 29.11.1985 года // Сборник международных договоров
СССР. -выпуск XLVI. -1993.
5. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный
конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ // Собрание
законодательства РФ. - 1997. -№ 1. - Ст. 1.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 года № 138-ФЗ // Российская газета. -2002.-№ 220.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №
223-ФЗ // Российская газета. -1996. -№ 17.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30
ноября 1994 года № 51-ФЗ // Российская газета. -1994. -№ 238-239.
9. О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и
статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации:
Федеральный закон от 30 декабря 2015 года // Российская газета. -2016.- № 2.82
10. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 года №
48-ФЗ // Российская газета. -2008.- № 94.
11. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации:
Федеральный закон от 24.07.1998 года N 124-ФЗ //
Российская газета. -1998.- № 147.
12. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей; Федеральный закон от 16.04.2001 года № 44-ФЗ// Российская газета.
-2001. -№ 78.
13. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017
годы: Указ Президента от 01.06.2012 N 761 // Собрание законодательства РФ. -
2012.- № 23. - Ст. 2994.
14. О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых
производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей:
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года №
841 // Российская газета. - 1996.-№ 144.
15. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в
Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства
РФ от 25.08.2014 года № 1618-р// Собрание законодательства
РФ. -2014.-№ 35.- Ст. 4811.
16. Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2018 годы по
реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в
Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства
РФ от 09.04.2015 года № 607-р // Собрание законодательства
РФ. -2015.- № 16.- Ст. 2411.
17. О Координационном совете при Правительстве Российской
Федерации по реализации Концепции государственной семейной политики в
Российской Федерации на период до 2025 года: Постановление Правительства
РФ от 06.02.2016 года № 85 // Собрание законодательства РФ. -
2016.- № 7.- Ст. 995.83
18. О порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста
шестнадцати лет: Закон Владимирской области от 26 сентября 1996 года № 32-
ОЗ // Вестник Законодательного Собрания Владимирской области. - 1996.- № 4.
19. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства: Закон СССР от
22.05.1990 года № 1501-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР.- 1990.- № 23.-
Ст. 422 (документ утратил юридическую силу).
20. Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР: Закон РСФСР от
30.07.1969 года // Ведомости ВС РСФСР. - 1969. -№ 32.- Ст. 1086 (документ
утратил юридическую силу).
21. О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами:
Указ Президиума ВС СССР от 15.02.1947 года // Ведомости ВС СССР. - 1947.-
№ 10 (документ утратил юридическую силу).
22. О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР
от 8 июля 1944 года в отношении детей, родители которых не состоят между
собой в зарегистрированном браке: Указ Президиума ВС СССР от 14.03.1945
года // Ведомости ВС СССР. - 1945. -№ 15 (документ
утратил юридическую силу).
23. Об увеличении государственной помощи беременным женщинам,
многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об
установлении высшей степени отличия - звания «Мать-героиня» и учреждении
ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства: Указ Президиума
ВС СССР от 08.07.1944 // Ведомости ВС СССР. - 1944. - № 37 (документ
утратил юридическую силу).
24. О запрещении абортов, увеличении материальной помощи
роженицам, установлении государственной помощи многосемейным,
расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении
уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в
законодательстве о разводах: Постановление ЦИК СССР № 65, СНК СССР №84
1134 от 27.06.1936 года // СЗ СССР. - 1936. -№ 34.- Ст. 309(документ утратил
юридическую силу).
25. О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке:
Постановление ВЦИК от 19.11.1926 года // СУ РСФСР. -1926. -№ 82. - Ст. 612
(документ утратил юридическую силу).
26. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном,
семейном и опекунском праве (принят ВЦИК 16.09.1918 года) // СУ РСФСР. -
1918. - № 76 - 77.- Ст. 818 (документ утратил юридическую силу).
27. О расторжении брака: Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 19.12.1917 года
// СУ РСФСР. - 1917.- № 10.- Ст. 152 (документ утратил юридическую силу).
28. О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния:
Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 18.12.1917 года // СУ РСФСР. - 1917.- № 11.- Ст.
160 (документ утратил юридическую силу).
Судебная практи

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ