Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмпатийного потенциала личности (19.00.01)

Работа №3965

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы245стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМПАТИИ КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1J . Понятие эмпатии а трудах зарубежных и
отечественных психологов
1,2. Личность и ее эмпатийный потенциал
1.2.1. Понятие о личности, сс развитии
1.2.2. Эмпатийный потенциал личности
1.3. Структура эмпатийного потенциала личности (формы, уровни и функции эмпатии)
1.4. Особенности проявления и развития эмпатии как
личностного образования па ранних этапах онтогенеза, в
раннем и среднем детстве
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 7-8
ЛЕТ)
Основные этапы исследования; методы и методики
изучения эмпатии личности детей в возрасте 7-8 лет
Характеристика системы психологически
ориентированных занятий с детьми 7-8 лет как
совокупности психологических условий развития
эмпатийного потенциала их личности
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
3.1. Анализ состояния эмпатийного потенциала личности малолетних детей. Результаты первого кон стапирующего
эксперимента
3.2. Условия развития эмпатийного потенциала на занятиях с детьми 7-8 лет. Формирующий
эксперимент
3.3. Результаты формирующего эксперимента и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Перемены в области культуры, в политико-экономическом положении нашей страны ведут к изменениям в социальной среде. Все больше общественные интересы перестают быть интересами каждого. Все реже можно встретить искреннее участие человека в жизни коллектива, группы, другого человека, наконец. Заметнее в разных сферах человеческой жизни стал наблюдаться процесс индивидуализации. Приоритетными все чаще становятся личные интересы, мотивы личного успеха, престижа, первенства, благополучия,
К сожалению, такая личностная позиция в последнее время стала многими приниматься как норма. Вместе с тем, «решающим для любого общества является вопрос: какой вид единства и солидарности оно устанавливает и может поддерживать в условиях данной социоэкоиомической структуры» (200, с.287) Либо это стремление к единению с другими в низших формах поведении - актах садизма, террора, агрессии, разрушения, либо стремление к высшим формам поведения - солидарности, основанной на общих идеалах и убеждениях. Поэтому такие феномены человеческой психики, как децентрация, сопереживание, сочувствие, содействие, эмпатия, становятся важнейшим содержанием психической жизни современной личности и «в качестве потребностей» побуждают его к творческой созидательной деятельности [25, с. 174]. Вместе с гем, такая характеристика лpocoiшального поведения человека, как эмпатия, в современном обществе нередко воспринимается даже се обладателями как помеха на пути к достижению жизненных целей, являющихся, в сущности, вторичными, поскольку забываются нравственные ценности. Более того, наши современники порой стараются избегать ситуаций, вызывающих эмпатические переживания, к включению в которые они не гитовы [155; 234; 235],
Л И.БОЖОВИЧ, Т.П.Гаврилова, изучая эмпатию, предположили, что она, «как и всякое другое новообразование в психической жизни человека, развивается от элементарных (натуральных) форм эмоциональной отзывчивости - заражения,

4
сопереживания - к сложным социально обусловленным формам - сочувствию» [25, с. 173]. Далее ими было доказано, что в развитии эмпатии доминирующим компонентом действительно является непосредственное заражение субъекта переживанием, которое имеет место и у объекта эмпатии. В дальнейшем, в структуре эмпатичсских переживаний человека, начинает доминировать иное чувство, обусловленное теми особенностями его личности, которыми оно опосредствуется. Это может быть чувство сострадания. И если первоначальная форма эмоциональной отзывчивости связана с потребностью в собственном благополучии, го последующая возникает в связи с потребностью в благополучии других людей.
Исследования Л.И.Божович и Т,П,Гавриловой [25] привели авторов к выводу, что для возникновения сочувствия как сложной опосредованной структуры необходимо накопить известный опыт взаимоотношений с людьми и проделать определенный путь психического развития. Иначе, ребенок должен уметь встать в позицию другого, понять источники его переживания, отнестись к ним как к значимым; он должен достигнуть определенного уровня нравственного развития.
Нравственное развитие и формирование начинаются на ранних .лапах онтогенеза человека. В возрасте семи-восьми лег имеются большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя общение в процессе учения» труда, игр детей, взрослые получат возможность влиять на их личностное развитие, заботясь о приобретении ими эмоционального опыта, эмоциональной компетентности [40; 42; 56].
Возраст 7-Я лет, который в психологии развития называют периодом сере¬дины детства [3; 93; 232], благоприятен для целого ряда новообразований, подготавливающих детей к вхождению в новую ведущую деятельность - общение. Поэтому вопрос диагностики и развития социально- перцептивных характеристик у детей этого возраста и, в частности, эмпатии, чрезвычайно актуален. Своевременное решение этих и других вопросов лежит

5
ь основе предупреждения трудностей в общении у будущих младших подростков.
Эмпатия даяно стала предметом исследовании отечественных психологов в качестве собственно психологического образования (В.С.Мухина, Т,П.Гаврилова, Н.II.Обозов, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Б.Орлов, И,М,Юсупов и др.). Однако процессу развития эмпатии детей 7-8 лет как сложного личностного образования, заключающегося ft способности понимать переживания другого человека и сопереживать ему в процессе межличностных отношений, уделено недостаточно много внимания в психологической литературе.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Эмпатийный потенциал детей обладает характерными особенностями, и его развитие возможно в процессе организации такого взаимодействия детей друг с другом, при котором создаются особые психологические условия, основанные на партнерских отношениях.
ЦЕЛЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение состояния эмпатийного потенциала личности детей 7-8 лет и возможностей его развития в специально организованных психологических условиях.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ яапяется эмпатийный потенциал личности. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются особенности состояния эмпатийного потенциала личности детей 7*8 лет и его развития в специально организованны* психологических условиях*
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие ЗАДАчИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) теоретический анализ исследований по проблеме эмпатии как личностного образования и развития эмпатийпого потенциала детей;
2) подбор методов исследования и формирование методических процедур, адекватных исследовательским задачам;
3) изучение особенностей эмпатийного потенциала детей 7-8 лет;
4) разработка системы психологически ориентированных занятий как совокупности психологических условий, способствующих развитию эмпатийного потенциала личности детей 7-& лет;

6
5) анализ и интерпретация полученных данных.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составили общенаучные принципы познания, деятельностный подход, положение о социальной детерминированности психики, психологические основы взаимодействия.
В своих исследованиях мы опирались на положения и выводы, сделанные относительно эмпатии в работах Л И.Божович, С.Б.Борисенко, Т.П.Ганриловой, Ю.Б.Г игшенрейтер, Б.И.Додопова, В. А.Лаиунской, А.Б,Орлова,
Н.И.Сарджведадзе, А.В.Тимохиной, И.МЛОсупова и других отечественных психологов. Вместе с тем. основой для рассмотрения эмпатии и механизмов ее возникновения в общении стали для нас труды М.Аргайла, К.Кларка, Т.Липлса, К.Роджерса, Э.Титченера, Д.Хоустон, М.Хоффмана, Д.Шлиена.
Для подтверждении исходной гипотезы и обоснования результатом работы были использованы следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- теоретический анализ психологической литературы для определения содержа-тельной специфики исследуемого явления;
- включенное наблюдение;
- группа диагностических методик: интервьюирование респондентов; структурированная анкета, основанная на описании характеристик эмпатийного потенциала личности И.М. Юсуповым; методика "Неоконченные рассказы” Т.1 [.Гавриловой; тест изучения личностных особенностей Р.Б.Кетселда, Р.В.Коапа (детский вариант); методика "Диагностика типологических особенностей готовности к взаимодействию детей 7-10 пет" В.А.С'и таропа, В.Г.Мнралова; шкала лиц П.С.Смита, Л.М.Кенделла, СЛ.Хюлина; проективные рисуночные методики " Дом-дерево - чело векf' Д.Бука, "Рисунок семьи" Г.Т.Хоментаускаса;
- формирующий эксперимент, включающий использование системы психологически ориентированных занятий;
- дли обработки эмпирических данных использовались методы математической статистики.

7
ДОСТОВЕРНОСТЬ результатов исследования обеспечивается анализом научных работ (отечественных и зарубежных) по исследуемой проблеме, выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его цели и зала нам, применением известных количественных и качественных методов исследования, сопоставлением психодиагностических показателей, полученных при помощи взаимодополняющих методик и включенного наблюдения в процессе проведения формирующего эксперимента, а также сопоставимостью основных эмпирических данных исследования с результатами других авторов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертационного исследования состоит в следующем:
]. Уточнено содержание понятия эмпатии как личностного образования детей семи-восьми лет.
2. Раскрыта совокупность психологических условий развития эмпатийного потенциала личности, лежащая в основе построения работы с детьми. К этим условиям относятся: организация партнерских отношений и сотрудничества детей; создание эмоционально положительного настроя у них на взаимодействие и сотрудничество; направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литературы, а также анализ этих взаимоотношений. Доказана возможность построения работы с детьми, которая включает эти условия.
3. В психологию развития личности привнесен вклад н виде описании характера эмпатийного потенциала личности мальчиков и девочек семи-восьми лет.
4. Психологически ориентированные занятия аффективно влияют на развитие всех компонентов эмпатийного потенциала личности детей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации: разработана программа психологически ориентированных занятий с детьми семи-восьми лет, которую воз-можно использовать для развития эмпатийного потенциала детей в специально организованных разнообразных видах их взаимодействия; полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в учебных курсах по психологии личности, социальной психологии.
ЛИЧНЫЙ ВКЛАД АВТОРА заключается в самостоятельной разработке программы исследования экспериментальных психологических условий развития эмпатии, системы психологически ориентированных занятий для детей се- ми^восьми лет по развитию у них эмпатийного потенциала личности и реализации этой программы. Собраны данные по самостоятельно подобранным методикам. Систематизированы данные констатирующего и формирующего эксперимента, выполнен их анализ и интерпретация эмпирических данных. Выводы по результатам исследования принадлежат диссертанту.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, которые выносятся ка защиту:
. Эмпатийный потенциал детей характеризуется своей спецификой, определяемой их половозрастными особенностями в контексте ведущею вида дея-тельности.
2. Эмпатия детей различается по форме проявления, уровням, устойчивости, объектам направленности.
3. Развитие эмпатийного потенциала возможно в специально созданных психологических условиях, к которым относятся: организация партнерских отношений и сотрудничества детей; создание эмоционально положительного настроя па взаимодействие и сотрудничество; направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литературы, а также анализ этих взаимоотношений.
4. Система специальных психологически ориентированных занятий с детьми семи-восьми лет способствует развитию у них всех компонентов эмпатии (когнитивного, аффективного, поведенческою).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследованием было охвачено 192 первоклассника МОУ-гимназии №1. МОУ-СОШ №7 г. Армавира Краснодарского края. Формирующий эксперимент проводился в течение года в муниципальной гимназии №1 г. Армавира (1999 - 2000 гг ); в формирующем эксперименте приняли участие 66 детей семи-восьми лет.

9
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ была осуществлена на 5- м (г Пятигорск, Пятигорский государственный лингвистический университет, 1998), 6-м ([ . Элиста, Калмыкский государственный университет, 1999), 7-м (г. Майкоп, Адыгейский государственный университет, 2000) и 8-м (г, Ставрополь, Ставропольский государственный университет, 2001) годичных собраниях Южного отделения РАО, на XVII, XVIII, XIX, XX психолого- педагогических чтении* Юга России. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на Всероссийской научно-практической конференции ‘Личность XXI века: теория и практика" (Москва. Московский открытый социальный университет, 2001), на Всероссийской конференции ’’Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии" (Санкт- Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, Кубанский государственный университет, 2002), на региональных и краевых научных конференциях (Ставрополь, 1996, 199S; Краснодар, 2000; Карачаевск. 2000), на межвузовских научно-практических конференциях {Армавир, 1996; Ростов-на-Дону, 1997, Ульяновск, 2001), на научно-практических конференциях г. Армавира Краснодарского края, па августовских Педагогических чтениях ЗАТО г, Фокино Приморского края (2000-2002).
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Теоретические выводы, а также апробированная в исследовании система психологически ориентированных занятий, направленных па развитие змпатийного потенциала детей 7-8 лет, внедрялись и используются в учебно-воспитательном процессе МОУ-гимназии №!. МОУ-СОШ №7 г. Армавира Краснодарского края, гимназии №259 ЗАТО г. Фокино Приморского края. Материалы исследования используются и лекционных курсах но психологии на факультете педагогики и методики начального образования Армавирского государственного педагогического института.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованных источников и приложения. Список литературы составляет 247 наименований.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИИ
1. Выполненное исследование, в основном, подтвердило гипотезу о воз-можности целенаправленной организации услоний для развитии эмпатийного потенциала детей. В условиях специально организованной системы психологи¬чески ориентированных занятий происходит более успешное развитие эмпатийного потенциала детей как сложного личностного образования, включающего когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты.
2. Уточненное нами рабочее определение эмпатии как сложного, много-уровневого личностного образования, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик чело¬века, заключающихся в постижении эмоционального состояния, проникновении, вчувствовапии в переживания другого, может быть использовано как полезный концептуальный инструмент в практической деятельности педагогов и психологов.
3. Развитый эмпатийный потенциал личности проявляется в умении распознавать эмоциональные состояния других людей и децентрироваться в их мысли, чувства и действия; умении эмоционально отзываться на пережинанин другого; умении выбирать наиболее адекватный ответ на переживания другого, использовать способы взаимодействия, облегчающие неблагополучие другою
4. Характеристикам эмпатийного потенциала детей 7-8 лет свойственны сложность, неоднозначность, противоречивость проявлений по форме, уровням, степени устойчивости, объектам направленности.
5. В характеристике эмпатийного потенциала детей 7-8 лет обнаруживаются гендерные различия. Мальчикам в большей степени, чем девочкам, свойственна неустойчивая эмпатия, а также проявление сопереживания как более простой формы эмпатии.
6. Психологическими условиями для развития эмпатийного потенциала личности и г* нашем исследовании янлчются.
- организация партнерских отношений и сотрудничества детей;

- создание эмоционально положительного настроя па сотрудничество;
• направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литера¬туры, а также анализ этих взаимоотношений.
7, Психологически ориентированные занятия оказывают существенное нлииние на развитие всех компонентов эмпатийного потенциала ЛИЧНОСТИ детей. Эксперимент показал, что в процессе взаимодействия развиваются такие характеристики эмпатийного потенциала личности, которые необходимы в общении и различных видах деятельности. Применение системы психологически ориентированных занятий как формы организации взаимодействия детей, естественные ситуации общения в ходе работы детей в парах (статических, вариационных, динамических) способствовало развитию эмлатических переживаний, партнерства детей. Партнерские отношения во взаимодействии детей предполагают: а) умение чередовать и согласовывать действия; б) совместно выполнять одну операцию, в) контролировать действия партнера, исправлять его ошибки;
г) помогать партнеру выполнять часть его работы; д) принимать замечания, ис-правлять свои ошибки; е) приобретать опыт эмпатического действенного отношения к партнеру.
8. Проведенное исследование позволяет нам дать некоторые рекомендации. В соответствии с выделенными тремя группами детей с различными уровнями развития эмпатийного потенциала мы рекомендуем применение сле¬дующих психологический условий:
При низком уровне рнзничия эмпатии у детей взрослому необходимо ориентировать их на дела, полезные для всей группы. Для этого целесообразнее вссго сформулировать значимую для них цель и направить их энергию на ее достижение. В повседневном взаимодействии взрослому требуется повышенная тактичность в работе с этими детьми и ненавязчивый, но постоянный конфоль, доброжелательное отношение к детям. Внешние стимулы, применяемые к этим детям, должны отвечать следующим требованиям: а) соответствовав внутреннему настрою ребенка в отношении к его делам, к окружающим,

нызмвать необходимость лецен фации; С>) пробуждать непроизвольное внимание с помощью интересных, ярких, сильных, прямо не связанных с их конкретным взаимодействием раздражителей; в) быть внушающими, обеспечивать положительное эмоциональное состояние, вызывать радостные ощущения от включенности в партнерство или совместную с детьми работу; г) включать этих детей в ситуации, когда необходимо найти нужные слова, чтобы успокоить, уте¬шить, порадовать другого человека; д) создавать при анализе литературных произведений из детской художественной литературы такие ситуации для развития эмпатии, а также развития речи детей, которые позволяют определить мо¬тивацию речи, ставят ребенка перед необходимостью высказать моральные суждения, возбуждают у них интерес и желание поделиться своими мыслями, стараться быть хорошим партнером во взаимодействии. Взрослому необходимо проявлять последовательность, настойчивость и требовательность в искоренении ненормативной лексики данных детей и формировать навыки реченого этикета и соответствующих содержанию эм пати чески* переживаний способов невербальное общения.
Иной характер имеют условия, необходимые для детей со средним уровнем развитии эмпатийного потенциала. Внимание ч работе с этими детьми должно быть направлено на то, чтобы усилить их интерес к детям в деятельном плане. С этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, направлять ребенка на осмысливание своих мотивом, поиск путей более рационального удовлетворения своих желаний, преодоление эгоцентризма. В ходе бесед взрослые должны пробуждать интерес ребенка к своим товарищам, родным, близким и другим окружающим людям. Необходимо поощрять стремление детей рассказывать о других, их успехах и достижениях (нужно отвлекать внимание детей от рассказов о неудачах и офицателкных чертах других); взрослым необходимо усилить действенный характер ситуаций, побуждающих на занятиях к змиатическим переживаниям; стимулы для развития эмпатийного потенциала у этих детей должны отвечать следующим требованиям: а) быть эмоционально подкрепленными; б) постепенно переходить к пря^

мым, связанным с взаимодействием способам влияния на этого ребенка, побуждая его оказывать помощь другим; в) переходить к более широкому привлечению этих детей к социально полезной деятельности в ipvnne; г) создавать условия и поощрять самостоятельные попытки детей данной фуппы оказывать помощь, сочувствовать; д) последовательно и непременно заботиться об употреблении детьми формул речевого этикета; с) доброжелательно авансировать любые попытки детей со средним уровнем развития эмлатичсско- го потенциала в проявлении эмпатии 1уманистического характера и тактично предупреждать проявления у детей показного, демонстративного, эго¬центрического поведения в отношении с другими.
По отношению к детям с высоким уровнем развития эмпатии также необходимо создавать рял психологических условий. Основной падачей в работе с этими детьми является стабилизация уже имевшихся у них проявлений гуманистической эмпатии. На этом уроине эмпатического развития детей семи¬восьми лет необходимо а) расширять круг знаний детей об эмпатии в жизни лю¬дей (надо отмстить, что это нужно учитывать и в работе с детьми других групп);
б) поощрять инициативу эмпатическою взаимодействия, исходящую от них де¬тей; в) поддерживать их положительные почины, создавать ситуации, чтобы дети данной группы наиболее полно могли реализовать свою эмпатию (создавая 'иррадиацию1' эмпагни в ipvnne); г) стимулировать убежденность этих детей в том, что они нужны другим. Вместе с тем, взрослому необходимо позаботиться о создании условий для проявления терпимости этих детей по отношению к всевозможным насмешкам, шуткам по поводу их чувствительности со стороны сверстников. Необходимо предупреждать у этих детей проявление слишком высокой эмпатийности, т.к. это может стать причиной психологических сложностей на данном возрастном этапе, и далее, подростковом возрасте; целесообразно обращать внимание этих детей на то, что, слишком интенсивно переживая радости и несчастья других, они могут попасть в зависимость от настроен и я и эмоциональных состояний других людей.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Абалакина М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимании. - М.: Знание, 1990. - 64 с.
Абраменкока В В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. - №1.- С.3-1 6. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузоь. - М.: Издательский центр «Академия»; Раритет. 1997. - 704 с. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.-335 с.
Авдеева Н.И. Понятие идентификации и его применение к проблеме по¬нимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар: Ияд-во Кубанско¬го ун-та. 1975. - Сб-9.
Авдеева Н.Н. Развитие эмоционального самоощущения у ребенка первого сода жииш // Новые исследования в психологии, 1978. - №2. - С.75-79. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А.Каиропа и О.С.Богдановой. - М.: Просвещение. 1975. - 320 с.
Алексеев К.И. Понимание и распознавание метафоры детьми 8-10 лет // Вопросы психологии. - 2001, - №3. - С.27-39.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /7 Избранные психологиче¬ские труды. - VI.: Педагогика, 1 9R0. - Т. 1. - С.1 3-1 78.
Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // чело¬век и общество. — JI.: Изл-во Ленингр. ун-та. 1967, вып. 2.- С.235-249. Андреева ГЛ1. Социальная психология. Учебник для высших учебных за¬ведений. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 376 с.
Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. - Ярославль: Академия развития, 1997. -224 с.

161
13. Анпыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изуче¬нию личности // Психологический журнал. - 1981. '1.2. - .№2. - С-8-18.
14. Анцыферова Л.И. Психология самоактуалнзиругощейся личности в рабо¬тах Абрахама Маелоу // Вопросы психологии. 1973. - JVeK - С, 173-1 SO.
15. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воро¬неж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.
16. Лсмолов А.Г, Личность как предмет психологического исследовании. - М.: Изд-во1ГУ, 1984. - 104 с.
17. Атватер И, Я Вас слушаю, - М.: Экономика, 1988, - 110 с.
18. Бедерханова В.П, Факторы становления гуманистической позиции педа¬гога // Актуальные проблемы школьной и куювской педагогики / Под ред. В.К.Г урина. - М.; Краснодар: АГ1СН; КубГУ, 2000. - С.64-72.
19. Бен А. Психология, - М: Изд-во Н.Н. Прокоповича, 1906. - Т.21. - 104 с.
20 Берн 111. Тендерная психология. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2002. - 320 с.
21. Берне Р. Развитие Я-концспции и воспитание, ■ М.: Прогресс, 1986. - 424 с.
22. Битяноьа МР., Азарова ТВ,, Афанасьева Г.И., Васильева II.Л. Работа психолога в начальной школе, - М,; Совершенство, 1998. - 352 с.
23. Бодалев А.А, О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психоло¬гии. - 1994. - №1. - С. 1 22-127,
24. Бодалев А.Д. Психология о личности. - М.: Изд-во Московского универ¬ситета, 1988,- 188 с,
25. Божович Л.И. К развитию аффекгивно-потребностной сферы человека // Проблемы обшен, возрастной и педагогической психологии / Под ред.
В,В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - С. 168-1 79
26. Божович Л И. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д.И.Фельдттейпа. - М.: Издательство «Институт практической психоло¬гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.

162
27. Вольтой толконый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). В 2-х т. - М.: Вече, ACT, 2000.
28. Борисенко С.Ь>. Методы формирования и диагностики эмпатии у учите¬лей: Автореф. дисс. ... канд. псд. наук. - Д., 1988. - 14 с.
29. Борисова А.А. Восприятие эмоционального состояния человека по инто-национному рисунку речи // Вопросы психологии - 1989. - №1. - С. 117-
121,
30. Борисова А.А. Проницательность как проблема психологии общения // Вопросы психологии. - 1990 - №4. - С.117-1 22.
31. Боуэн М.В-В. Духовность и личностно-центрированный подход // Во¬просы психологии. - 1992, - 3-4.
32. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
33. Братусь Ь.С. К проблеме человека н психологии // Вопросы психологии. 1997. -Ж>5 - С.3-20.
34. Бреслав Г.М.. Хасан Б.И, Половые различия м современное школьное об-разование // Вопросы психологии* - 1990. - №3, - С.64-69.
35. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.; Просвещение, 1967,
196 с
36. Василюк Ф.Е, Психология переживания; Анализ преодоления критиче¬ских ситуаций. - М.: Ичд-по Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
37. Вачкон И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 216 с.
38. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990.-288с.
.39. Вопросы психологии межличностного познания и общения. Сборник на¬учных трудов /Под ред. 0.1 .Кукосяна. - Краснодар: КубГУ, 1985. - 192 с.

16')
40. Воронкина С.И. О некоторых фокусах внимания н профессиональном становлении психологов // Содержание сопиалько-гуманитарпого образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход У Под ред. А.Н.Кимбсрга и О.А Оберемко- Краснодар: КубГУ, 2000 - С,72-73.
41. Воронкина С.И. Особенности понимания личности студента преподава¬телями вуза: Лвтореф. дисс. ...канд. мсихол. наук, - М,, 1986. - 17 с,
42. Воронкина С.И. Размышления об эмоциональной и соматической компе-тентности и путях ее обретения // Бюллетень Ассоциации телесно* ориентированных психотерапевтов - М.: Ассоциации телесно- ориентированных психотерапевтов, 2002. - № 3,- С.41-54.
43. Выговская Л.11. Эмпашйные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. - 1996. - Г. 17,- №4.
44. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1 984. - Т.4. - С.243-403.
45. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти томах, - М,: Педагогика, 1983. - Т.З - С.5-328.
46. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч.: В 6-ти томах - М.: I Lc- джигика, 1984. - Т.6. - С.91-3 1 8.
47. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего школьного возраста: Дисс. ... канд. психол, наук, -М,, 1977, - 178 с,
48. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - СЛ47-158.
49. Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и сс роль в развитии ‘змпагии Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1979. - С. 10-11.
50. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. - 1974, - №5. - С.107-114.

164
.51. 1 а ври лова Т ГГ. Эмпатия и ее сьязь с доминирующими потребностями .чинности Проблемы формирования социогенных потребностей. - Тбилиси: Меинисреба, 1974. - С.62-65.
52. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания людьми друг друга // Тсорстическис и прикладные проблемы познания людьми дру[ друга. - Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1975. - CJ7-19.
53. Галигузова Л.Н., Земляиухииа Т.М. Зарождение общения между детьми □ раннем возрасте // Генетические проблемы психологии. - Мн.: Нар. аспекта, 1985. -С.41-7К
54. J еодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. - М.: Паука, 1989. С.1 7Ы 89.
55. Гиппенрейтер Ю.Ь., Карягина Т.Д., Козлова F.H. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993, - №4. - С.61- 68.
56. Горская Г.Б, Программа «Учение всю жизнь в Ивропе»: пели и пути осу-ществлении // Содержание социально-гуманитарно: о образования н меняющемся мире: междисциплинарный подход > Под ред. А.Н.Кимберга и О.Д.Оберемко. - Краснодар: КубГУ, 2000. - С.31-32.
57. Горянина В.А. Психология общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
58. Границкая А С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. * М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
59. Турин В.Н. Концепция нравственного воспитания учащихся И Современ¬ные проблемы школьной и вузовской педагогики, - М., Краснодар: АПСП; КубГут 1998. - С.33-44.
60. Турин I3.R Нравственное воспитание как ведущий компонент системы непрерывного образования школьной и вузовской молодежи // Актуаль¬ные проблемы школьной и вузовской педагогики. - М.; Краснодар: АПСН; КубГ'У, 2000. - С.11-14.

165
61. Давыдов В.В. О понятии личгюсти в современной психологии '/ Психо-логический журнал. - 1988. - №4. — С.22-32.
62. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика. 1986. - 240 с.
63. Давыдов В.В , Слободчиков В.И., 1 (укерман Г,А. Младший школьник как субъект учебной деятельности /У Вопросы психологии, - 1992. - № 3-4. - С,14-19.
64. Дарвин Ч. Происхождение человека и подбор по отношению к полу. - СПб.: Кн. маг, Черкесова* 1 87 L - Т.I. - 481 с,
65. Дерябин B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность, - JL: Паука, 1980,- 199 с,
66. Джонсон И., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке: Методы обработки данных. - М.: Мир, I 980. -612 с.
67. Джрназян Л.Н, Механизмы эмпатии в межличностных отношениях: Ав¬тореф. дисс, ...канд. психол, наук, - Тбилиси, !984. - 29 с.
68. Добрович Л.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кни¬га для учителя и родителей, - М,: Просвещение* 1 9S7. — 207 с.
69. Добрынин Н Ф, О некоторых существенных социогенных потребностях и их развитии // Проблемы формирования социогенных потребностей. - Тбилиси: Мецниерсба, 1974. - С.77-79.
70. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978, - 272 с.
71. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. - М., 1991.
72. Запорожец А.В., Неверович ЯЗ. К вопросу о генезисе, функции и струк¬туре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии, - 1974.
- №6. -С. 59-73.
73. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологи¬ческие трулы: В 2-х т, - М.: Педагогика, 1986. - Т,1. - 320 с.

166
74. Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций // Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: 11сдагогика, ) 986. -1.1.
- С.276-285.
75. Защиринская О-В. Сказка & гостях у психологии. Психологические тех¬ники: сказхотерапия. - CI16.: Издательство ДНК, 2001. - 152 с.
76. Зелен и кий В.В. Аналитическая психологии. Слонарь. — СПб.: БСК, 1998.
- 24Н с.
77. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 464 с,
78. Ильенков Э.В, Что такое личность? // С чего начинается личность / Под ред. Р.И.Косолапова, - М., 1979. - С. 1 83-237.
79. Ильин Е,П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
80. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 _itrг // Вопросы психологии. 2000. - №2. С.65-69.
81. Кимберг А.Н., Тиводар А.Р, Социальные трансформации и становление гендерных конструктов // Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населения. - Краснодар: КРО РПО, 2000. -CS6-57.
82. Ковалев А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубанского уп-та, 1975. - С.32-
33.
83. Колмогорова Jl.C,f Холодкова ОЛ . Особенности становления психологи¬ческой культуры младших школьников // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С 47-56.
84. Коломинский Я.Л. Познание человека человеком в свете проблем меж-личностных отношений // Теоретические и прикладные проблемы психо¬логии познания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубанского уп- та. 1975. - С.33-35.

167
85. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие. - Ми.: ТетраСистемс, 2000. 432 с.
86. Кон И.С. В поисках ссбя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. -335 с
87. Кон И.О. Ребенок и общество: (Истори ко-этнограф и чес кая перспектива).
- М.: Главная редакция восточной литературы издательство издательства «Нуука», 1988, - 270 с.
88. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников - СПб.: Изд-во О.-Петерб. ун-та. 2000, - 232 с.
89. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996. -224 с,
90. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С.Ткачснко. - М>; ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.
91. Котова И.Б., Шиянов Е.11. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на- Дону: Издательство Ростовскою ледунивереитеча, 1997. - L12 с.
92. Кочетов А.И. Теория формирования личности: В 2 ч. 4.1. Факчоры, структура, сущность формирования личности. - Мн.: НИО. 1997. - 207 с.
93. Крайг J Психология развития - Cl J6.: Издательство «11итер». 2000. - 992 с.
94. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Яроптевского. - М.: Политиздат, 1985, - 431 с.
95. Кроник Д.А. Методика экспериментального исследования взаимопони¬мания в диаде Н Психологический журнал. - 1985. - Т.6. - №5. С. I 24-
130.
96. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психо¬логии. - 1990. - №3. - С.113-120.
97. Кукосян О.Г. Вторая всесоюзная конференция по теоретическим и прикладным проблемам психологии познания людьми друг друга (в соавт. с ЕМ.Крутовой, Г.В.Дкяконовим) // Психолого-педагогическме

168
*
Е.М.Крутовой, Г.В.Дьяконовым) // Психолого-псдагогические проблемы оГниеобрачонателгщой системы: Соч. в 5-ти томах. — 1.4. - Краснодар: КубГУ, 2001.-C.4.V52.
98. Кукосян О.Г. Об использовании некоторых выводов психологии позна¬нии людьми Apyj друга (в соавт. с В.И.Журавлевым) // Психолого- педагогические проблемы общеобразовательной системы: Соч. в 5-ги то¬мах. Т.4, - Краснодар: КубГУ, 2001. - С.5-7,
* 99. Кукосян ОТ. О некоторых особенностях познания студентами препода¬
вателя (в соавт. с С И.Воронкиной) // Психолого-псдагогические пробле¬мы общеобразовательной системы: Соч. в 5-ти томах, — Т.4. - Краснодар: КубГУ, 200 1. - С.40-42.
100. Кукосян О,Г. Первая всесоюзная конференция по теоретической и при¬кладной психологии познания людьми друг друга (о соавт. с
Э.А.Фарапоновой) II Психолого-педагогичсские проблемы общеобразо¬вательной системы: Соч. в 5-ти томах. - Т.4, - Краснодар: КубГУ, 2001. -
9-
0.8-14,
101 Куницына В.П., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное обще¬ние. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
102. Лабунская В.А, и др. Психология затрудненного общения: Теория. Мето¬ды. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А.Менджерицкая. Е.Д.Бреус. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
103. Лабунская В.Д. Нспсрбалыгое поведение. Сокиалмю-перцептипнмй под¬ход. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского Ун-та, 1986. - 135 с.
104. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения, - М.: Знание, 1982. - 62 с.
105. Лате Г. Душевные движения - СПб.: ИЗД-DO Паьлеикова. 1986. - 89 с.
106. Лейбин R.M. Словарь-спракочник tю психоанализу. - М.: Академия, 1999.
- 463 с.

169
107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психоло¬гические произведения: В 2-х томах. - Т.2. М.: Педагогика, 1483 - С.94-232.
108. Леонтьев А.П. О предмете психологии личности /7 Избранные психоло¬гические произведения: 13 2-х томах. УЛ. М.: Педагогика, 1983. - С.384-385.
109. Леонтьев A.1J. О формировании способностей П Вопросы психологии. -
1960, - .No]. - С,9-1 7,
■ 10. Леонтьев А.П. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: ИЗД-RO МГУ* 1971. - 38с.
111. Леонтьев Д.А. Личносгь: человек в мире и мир в человеке* // Вопросы психология, - 19&9. - №3. - С.11-2 L
112. Липпс Т. Руководство к психологии - СПб: Изд-ко О.Попова, 1907 - 394 с.
I 13. Лисина М.И. Возникновение и развитие у детей потребности в общении со взрослыми Н Проблемы формирования социогенных потребностей. - Тбилиси: Мецниереба. 1974. - С. 1 83-] 87.
114. -Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. -- 144 с.
115. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии - М.: Наука, 1984. - 445 с.
I 16. Лэндрег Г. Игровая психотерапия: искусство отношений. - М.: Междуна¬родная педагогическая академия, 1994. - 365 с.
117. Майерс Д. Социальная психология. - CI16.: 11итер, 1997. - 688 с.
I 18. Маркова А.К. Психология груда учителя: Кн. для учителя. - М.. Просве¬щение, 1993. 192 с.
119. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. - М.: Смысл, I 999. - 425 с.

1 70
120. Мешерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в ссмьс и в домах ребенка И Лишенные родительского попечительства. - М.: Просвещение, |991 -
С.48-58.
121. Митина Л.М., Асмакокеи Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психо-логическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Московский пси¬холого-социальный ИНСТИТУТ: Флинта, 2001. - 192 с.
122. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «Дело». 1994. 216 с.
123. Мухина B.C. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
124. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. - М.: Просвещение, 1986 - 144 и.
125. Мясищсв В.II. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 426 с.
126. Насиковскаи t Е. Роль пмопиональньтх переживаний альтруистической мотивации /7 Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельно¬сти: Тезисы Всесоюзной научной конференции молодых ученых. - Сим¬ферополь: Изд-во «Таврида», 1983 - С.52-54.
127. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.; Речь, 2000.-507 с.
128. Обозов Н.Н. Межличностные отношения, - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979 - 151с.
129. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Во¬просы психологии. - 1993. - К°4. - С.68-73,
130. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотера¬пии, образовании и политике (К 100-летию со дня рождения К.Роджерса) // Вопросы психологии. - 2002, - Ns2. - С.64-85.
131. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. - М.: Просвещение, 1993. 239 с.

171
132. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Нракчичсскос пособие дли психологом, педагогов и родителей. - М.' «Из-дательство П ЮМ и Л», 2000. 160 с.
133. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии ! Под ред.
С.А.Смирнова. - М.: Издательский центр «Академии», 1998. — 512 с.
134. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально¬психологический тренинг. - М.: Иэл-во МГУ, 1989. - 216 с.
135. Петровский А.В. Личность и психологии с позиций системного подхода Вопросы психологии. ■ 1981. - №1. - С.57-66.
136. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. - 19S7, - М°1С. 15-26,
137. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. - 1991. - КеГ - С,7-18.
138. Петровский В .А. Личность в психологии: парадигма еубъектноети. - Рос¬тов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
139. Платонов К.К, Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.
140. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метол, по¬собие. - М.: 1 уманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000, - 288 с,
141. Потреба М.С. Проблема рефлексии и ее использование в процессах об¬щения // Общение и формирование личности: Сб. паучн. тр. - Гродно: Изл-во Гродненского ун-та, 1984. - С.40-48,
142. Проблемы общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука, 19Й1. - 280 с.
143. Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Особенности психических состояний млад¬ших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1998.
- №4. * С.42-53.

17?
144. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. - М.: Педагоги¬ка, 1983. - 424 с.
145. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мешерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440 с.
146. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и началь¬ного школьного образования, преподавателей, психологов / Под ред.
3. А.Петровского. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 1 52 с.
147. Психология межличностного познания / Под ред. А.А.Бодалева. - М.; Пе-дагогика, 1981. - 224 с.
148. 11сихологин с челонеческим литтом: гуманистическая перспектива в пост-советской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, B.I'.Hlyp. - М.: Смысл,
1997, - 336 с.
149. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Руз¬ской; Науч.-исслед. мн-i общей и педагогической психологии Акад. псд. наук СССР, - М.: Педагогика, 19S9. - 2 16 с,
150. Развитие социальных эмоиий у детей дошкольного возраста: Психологи¬ческие исследования / Под ред, А,ВЗапорожца, Я.З.Неверович. Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. лед. наук СССР. - М.: 11еда- гогика, 1986. - 176 с,
151. Речевые уроки; Кн. для учителя нач. классов / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: Просвещение, 1995. - 159 е.
152. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: Педагогика, 1990.- 336 с.
153. Рибо Т. Психология чувств. - Киев: Южнорусское книгоиздательство Ф.А.Иогансона, 1 897. - 378 с.
154. Poi он Е,И. Настильная клига практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995 - 529 с.
»

I м
*
lii. Роджерс K.P Взгляд на психотерапию. Становление человека. IIер. с англ. / Общ. ред. и пред иен. Исенинои Е.И. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Упивсрс», 1994. -480 с.
156. Роджерс К.Р. Клиептоиснтрированная психотерапия. - М.: «Рефл-бук», К,: «Ваклер», 3 997. 320 с.
157. Роджерс К.Р. Эмпатия // 1 кихслогия эмоций Тексты / Под ред. В.К Ви- люнаса, Ю.Ь.1 иппсирейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. - С.235-237.
«
158. Розен Г.Я. Влияние представления о себе [[а формирование представле¬ния о личности другого человека // Теоретические и прикладные пробле¬мы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубан¬ского ун-та, 1975, - С.50-52.
159. Романова ЕС., Потемкина О.Ф. Графические методы R психологической диагностике, - М.: Дидакт, 1992. -256 с.
160. Рояк А.А. Особенности развития эмпатии в условиях «мотивационных»
*
трудностей общения у дошкольников // Теоретические и прикладные проблемы психологии иознаник людьми друг друга. - Краснодар: Mv'i-но Кубанского ун-та, 1975. - С.219-220,
161. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. - М.: Педагогика,
1989. -Т.2. - 328 с.
162. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы со-отношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психоло¬гии. - 1998. Ne5.-C.49-59.
163. Рутксвич Л.М. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенци¬ального психоанализа. - М.: Политиздат, 1985.- 175 с.
164. Рыданопа И.И. Основы педагогики общения. - Мн.; Беларуская навука,
1998. -320 с.
165. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост
в • Краснодар: Кубанский государственный университет, 1995. 170 с.

1 7'J
166. Рябикина З.И., Ожигова Л.Н. Общество и человек: объективное в субъек¬тивном пространстве личности // Человек. Сообщество. Управление. - 1999 - №4. - С-5-26.
167. Рябикина З.И. Развитие личности и профессиональный рост. Автореб. лисе. ...док. психол. наук. - Минск, 1997. - 47 с.
168. Рябикина З.И,, Воронкина С.И. К проблеме психологического обеспече¬ния инновационных процессов в образовании // Личностно- ориентированное образование, проблемы, поиски, перспективы. - Арма¬вир: А1Т1И, 1996. - С.З 11-317.
169. Сарджвелндзе Н.И. О балансе проекции и ннтроекции в процессе апати¬ческого взаимодействия // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси: Меиниереба, 1978, - Т.З, - С,485-489
170. Сидоренко Ь.В. Методы математической обработки у психологии. СПб.: ООО «Речь»: 2000 - 350 с.
171. Ситаров В.А., Маралов В.Г, Педагогика и психология ненасилия в обра-зовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе¬ний / Под ред. В.Л,Сластеии[[а, - М.: Академия, 2000. - 2 16 с.
172. Скрип кина Т.П. Взаимодоверие кдк основание межличностных взаимо¬действий //Вопросы психологии. - 1999. - .Уз5. - С.21-30.
173. Слободчиков В.И., Исаев Е,И, Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.
174. Слободчиков Н.И., Пукерматт Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1990. - №3. - С.25-
36.
175. Смирнова Г.О.. Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С.26-36.
176. Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика. 1997.-351 с.

I 7?
177. С об кин fl.C. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в обшении // Теоретические и прикладные проблемы психологии незнания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубанско¬го ун-та, 1975. - С.55-57.
178. Соловьев ЭЯ. Этикет. - М.: МВФ Антал., 1994. - 96 с.
179. Сопиков А.П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людь¬ми друг л руг *а и самопознания. - Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та.
1977. - С,89-95.
180. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. Пособие / Под. ред. проф. В. А. Лабу некой, - М.: Тардарики, 1999. - 397 с.
181. Степанов С.С, Проникновенное сопереживание // Школьный психолог. - 2002. - №21. С,5.
182. Степанский В.И. Свойства субъективности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. -1991. - №5. - С.98-103.
18.3. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития чмпатии у до-школьников: Автореф, дисс, . ,,канд. психол. наук, - М., 1987. - 24 с.
184. Стрелкова Л.П. Теоретико-методологический подход к проблеме -»мо- пионально-эмнатийной регуляции поведения дошкольников // Эмоцио¬нальная регуляция учебно-трудовой деятельности: Тезисы. - М., Одесса: Одесский поли граф из дат, 1986. - С.34-35.
185. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. - М.: Педагогика, 1989. - 128 с,
186. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественно¬го произнедения !> Ризничие социальных шоций у детей дошкольною возраста: Психологические исследования. - М.: Педагогика, 1986. - С.70- 100.
187. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, J988, - 270 с.
188. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия,
] 97.5. 240 с.

176
189. 'Тенлов Б.М. Психология индивидуальных различий // Избранные труды: В 2-х г. М.: Педагогика, 1985. - Т.1. - С.14-223.
190. Тсплов Б.М. 1 кихологич. - М.: Учпедгиз, 1952. - 253 с.
191. Тимохина А.В., Борисенко С.Ь. Исследования эмпатических возможно¬стей старшеклассников и учителей // Психология - практике обучения и воспитания. - М.: АПН СССР НИИ обшей и педагогической психологии, 1990. - 4.2. С. 106-11 I.
192. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н.Ушакова. - В 4-х томах.
- М.: Государственное издательство иностранных и национальных слова-рей, 1938,
193. Трофимова Я.И , Чудинову. К.В. Как младшие школьники понимают, что такое развитие // Вопросы психологии. - 1998, - N<-'2. - С.33-45.
194. Трусов В.П, Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. - 1982, - №5.-С.144-147,
195. Улько К.В. Психологическая интерпретация феномена невнимательности младших школьников; Автореф, дисс, , ,,капд. психол. наук. - Краснодар, 1997.- 21 с.
196. Учимся общаться с ребенком / В.А,Петровский, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и др. - М.: 11роевсщепис, 1993. - 191 с.
197. Федеральный компонент государс i нейного обра^сжательного стандарта общего образования // Учительская г-азета, - 2002, - №26,
198. Франкл В. Философия человеческой ответственности // Человек в поис¬ках смысла: Сборник: 11ер. с англ. и нем. - М.: Прогресс. 1 990. - 368с.
199. Фрейд 3. Избранное. Книга 1, - М.: Изд-во «Московский рабочий» с со¬вместным совете ко-запад но-германским предприятием «Вся Москва»,
1990. - 160 с.
200. Фромм Э Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или Быть?- К : Ника-Цеитр, 1998. -400 с.
9

I 77
201. Фромм Э. Человек для самого себя if Психоанализ и этика. - М.: Респуб¬лика, 1993. - С.19-192.
202. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений ■> Вопросы психологии. - 1986. - №1.-
С.165-171.
203. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. • (JI16.: 11итер 1 fpecc, 1997. - 608с.
204. Цукермаи Г.Л., Елизарова НО., Фру мина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - C.35-4.V
205. Цукермаи Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1999. - №6. -
С.3-17,
206. Цукермаи Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологи¬ческая проблема// Вопросы психологии, - 2001, - №5. - С. 19-34.
207. Цукермаи 1 .А, Что развивает и чего не развивает учебная деятельпость младших школьников? // Вопросы психологии, - 1998. - №5. - С.68-8 I.
208. Цукермаи Г.А., Романеева М,П. Кооперация со сверстниками как сущест¬венное условие обучения младших школьников// Вопросы психологии. - 1982. - JV°1, - С,50-58.
209. Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Поведение младших школьников в коллек¬тивной учебной работе // Вопросы психолог ии. - I 983. - №4. - С.46-53.
210. Чебыкин А.Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учашихся // Вопросы психологии. - 1991. - JVi?5. - С.74-80.
211. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно- гтознавательной деятельности школьников //' Вопросы психологии. - 1989.
- №6. - С.42-49.
212. Черненко Н.В. Проектирование учебно-познавательной деятельности младших школьников с использованием учебно-познавательных барье¬ров: Автореф. диее. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2000. 2 1 с.

178
213. Чистикоиа М.И. HCHXOIимнасти ка / Пол рел. М.И.Буянова. - М.: Просве¬щение: В ЛАДО С, 1995.- 160 с.
2'А. Чулновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: J 1сихологичсскос исследование. - М.: Педагогика, 1981.-208 с.
215. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 2001. - 295 с.
216. Шахонский В.И. О роли эмоций в речи /■ Вопросы психологии. - 1991. - №6. -СМ 1-1 16.
217. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. ЧЛ, Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995,- 544 с.
218. Штсйимсц А.Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопросы психологии. - 1983. - №2. - С.78-83.
219. Экспериментальная психология эмоций / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. - М.: Прогресс, 1975. - Вьш,5. - 284 с.
220. Эльконмн Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной дея¬тельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по йозрастпой и педагогической психологии / Пол ред. И.И.Ильясова, Н.Я.Ляуяис. - М.: Излнтельстно Московского упииерсите-Fa, 1 9К1. С.Й4-Х6.
221. Эриксон Э. Дететко и общество. СПб.: ООО «Речь», 2000. 416 с.
222. Юсупов И.М. Вчувствование, Проникновение. Понимание. - Казань: Изд- во Казанского ун-та, 1993, - 199 с.
223. Юсупов И.М. Психология взаимодействия. - Казань: Таткниюичдат,
1991. - 192с.
224. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспек¬ты): Дисс. ... док. психол. наук. - СПб., 1995.- 229 с.
225. Якобсон I I.M Психология чувств. - 2-е тл. - М.: Изд-во АПН РСФСР,
1961. - 216 с.
226. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика. 1984. 143 с.

179
227. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Епроп. ин-т экспертов. - СПб.: Изд-по Михайлова В Д.: Изд-ко «Полиус». 1998 -
639 с.
228. Яновская МЛ . Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. - М.: I [роскещение, I 986. - 1 60 с.
229. Argyle VI. The psychology of interpersonal behavior. - London: Penguin Books, 1978, - 322 p,
230. Bronfcnbrenner U., Harding G. & GalJway M. The measurement of skill in so¬cial perception. In "'Talent and society". - Princeion. N.Y., 1 958. - 243 p.
231. Clark K.B, Empathy: a neglected topic in psychological research. American psychologist, 1980, February, vol.35. - P, 187-190,
232. Fidelberg 1. (ed.), Encyclopeding of psychoanalysis. - N.Y., I 968. - 57 I p.
233. Goldstein F.P., Michaels G.Y. Empathy: development training consequences. - N.Jersey, London, 1985, - 287 p.
234. Hoffman MX. Toward a theory of empathic arousal and development // The development of affect, Ed, by M.Lewis and L.A.Rosenblum. - N.Y. and Lon¬don: Plenum Press. 1978. - P.227-256.
235. Houston D.A. Empathy and the Self: Cognitive and Emotional Influences on the Evaluation of Negative Affcct in Others /7 Journal of Personality and So¬cial Psychology. 1990. Vol. 59. - №5. P.43-54.
236. Patterson G,R., DeBarishe B.D,> Ramsey E, A Development Perspective on Antisocial Behavior//American Psychologist. - 1989. - February. -1 18-27.
237. Rcich Th. A psychologist looks at love. - N.Y.: Lancer Books, 1972. -255 p.
238. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as develop in the client-centered framework // Psychology: a study of science. - N. Y.„ 1959. - V.3. -P.184-256.
239. Rogers C.R. Freedom to learn for the 30*S: Columbus, Ohio, 1983. - 3 1 2 p.
240. Rogers C.R., Stevens B. Person to person. The problem of being human. - N.Y.: Pocket Books, 1967.-286 p.

1Х[)
*
241. Scheler M. Wesen und Formcn der Svmpathie. Dcr “Phanomenologie dei Sympaiieg,eruhle' - Bonn, Cohen, 1926. - 312 p.
242. Shlien J.M. A Client-centered approach to schizophrenia // Burton A. Psycho-therapy of the psychoses. • N.Y.: Basic Books, 1961. - 262 p.
243. Smith PC., Kendall L.M, Hulin C.L. I he measurement of satisfaction in work and retimetent: a strategy for the study of attitudes. ■ Chi.. Ш., 1969. 186 p.
244. Stoliand E. a. o. Empathy and birth order. Some experimental explorations. -
* Lincoln, Univ, of Nebraska Press, 197 I. - L 47 p,
245. Sullivan H.S. The interpersonal theory of psychiatry. N.Y., London: W.W.Norion, 1953.-393 p.
246. Tilchener E.B. A primer of psychology. - N.Y.. Macmillan, I 899. - 2 I 7 p.
247. Zahn-Waxier.C, & Srmth.K.D, The development of prosocial behavior. In V.B.Van Hasselt & M.Hersen (Eds,), Handbook of social development: A life¬span perspective, - New York Plenum, 1992. - P,229-255.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ