Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Работа №29252

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1029
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность предпринимательства 6
1.2. Гражданско-правовой статус образовательной организации 15
1.3. Анализ понятий, используемых в сфере экономической деятельности
образовательных организаций 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 35
2.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
образовательных организаций 35
2.2. Особенности и ограничения осуществления предпринимательской
деятельности для образовательных организаций 43
2.3. Контроль и надзор за расходованием образовательными организациями
средств, полученных от предпринимательской деятельности 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 60

Актуальность темы исследования. Несмотря на популяризацию концепции непрерывного образования в течение всей жизни и массовизацию образования, одними из наиболее значимых отрицательных тенденций, влияющих на рынок образовательных услуг, являются снижение государственного финансирования сферы образования, что усугубляется снижением покупательской способности населения. Усиление конкуренции на рынке труда и нестабильная социально-экономическая ситуация в обществе в значительной мере вынуждает руководителей образовательных организаций искать новые пути «выживания» на рынке образовательных услуг. Вышеназванные факторы приводят к признанию сферы образования предметом предпринимательской деятельности. Социальная значимость образования определяет ее одним из важнейших факторов развития общества.
Экономические отношения в сфере образования (как и в любой другой социальной сфере) являются двойственными с точки зрения экономической природы образовательных услуг. С одной стороны, деятельность образовательных организаций рассматривается как частное благо, поскольку его получение является сферой творческого, профессионального развития личности. С другой стороны, это и общественное благо, поскольку образовательные организации выполняют государственный и общественный заказ по воспитанию и развитию населения.
Из этого следует вывод о том, что в сфере образования необходимо функционирование, как общественного сектора образования, так и частного сектора, которые взаимно дополняя друг друга, не вступали бы в противоречия, то есть на сегодняшний день назрела необходимость сочетания рыночного и государственного регулирования сектора образования, как наиболее эффективного варианта развития сферы образования.
В сложившихся социально-экономических условиях осуществления образовательной деятельности сложились следующие объективные тенденции:
1. Развитие частного сектора в сфере образования, и как следствие, возрастание уровня конкуренции на рынке образовательных услуг;
2. Снижение уровня государственного финансирования;
3. Изменение структуры спроса на образовательные продукты;
4. Возникновение новых форм и методов обучения;
5. Интеграция в международное образовательное сообщество.
По данным официальных источников исполнительной власти Российской Федерации на 2018 год доля расходов бюджета Российской Федерации на образование планируется лишь в размере 4% от общих средств. Более того, эта доля расходов бюджетных средств на образование ежегодно снижается начиная с 2013 года, тогда она составляла 5% от общих бюджетных средств. По итогам 2017 года доля расходов на образование составила 3,5%. В таких условиях образовательные организации вынуждены искать дополнительные источники доходов и формирования имущества. Одним из способов является осуществление предпринимательской деятельности. Однако в настоящий момент правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательных организаций развито слабо. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы данного исследования.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при осуществлении образовательными организациями предпринимательской деятельности.
Предмет исследования - нормы права, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере образования.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей и правового регулирования предпринимательской деятельности образовательных организаций.
Для реализации указанной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и признаки предпринимательской деятельности;
- выявить основы правового статуса образовательных организаций;
- проанализировать концептуальные подходы к определению деятельности образовательных организаций в экономической сфере;
- оценить совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность образовательных организаций;
- исследовать основные направления предпринимательской деятельности образовательных организаций;
- раскрыть особенности контроля и надзора за осуществлением предпринимательской деятельности образовательными организациями.
Источниковая база исследования. Нормативную основу выпускной квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», а также иные федеральные законодательные акты, нормативные материалы Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации.
Данная работа основывается на общих теоретических положениях о предпринимательской деятельности, изложенных в трудах классиков российской цивилистики В.Ф. Попондопуло, В.В. Лаптева, С.В. Роженцева, К.К. Лебедева. Вопросы регулирования приносящей доход деятельности в сфере высшего образования отражены в работах О.В. Трачук, А.Е. Балашова, вопросы осуществления предпринимательской деятельности образовательными организациями освещены в монографии И.Ф. Сюбаревой.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части в виде двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведения данной исследовательской работы были сделаны следующие выводы. В настоящее время, несмотря на очевидную необходимость развития предпринимательства в сфере образования, в системе российского права отсутствует необходимый уровень законодательного регулирования предпринимательской деятельности.
В рамках данного исследования были проанализированы подходы ученых к содержанию понятия и признаков предпринимательства. Сделан вывод о том, что понятие предпринимательской деятельности является многоплановым и состоит из экономической, правовой и психологической составляющих и содержит в себе следующие признаки: риск, самостоятельный характер, и систематическое получение прибыли.
Образовательная организация помимо образовательной деятельности имеют право заниматься иными видами деятельности, в том числе предпринимательской, если осуществление такой деятельности закреплено в учредительном документе организации (уставе) и соответствует общим целям деятельности организации.
Однако, и в нормативно-правовых актах, и в работах ученых-цивилистов нет единого подхода к определению понятия и сущности предпринимательской деятельности образовательных организаций, а также отсутствует унификация понятий предпринимательской, приносящей доход, коммерческой, экономической деятельности. На наш взгляд, образовательные организации по своим целям и задачам в значительной степени ориентированы на активное участие в экономической деятельности, по многим признакам схожей с предпринимательской. Поэтому считаем обоснованным употребление термина предпринимательская деятельность в отношении деятельности, осуществляемой образовательными организациями.
Кроме того, мы считаем, что предпринимательская деятельность образовательных организаций требует особого правового режима, учитывающего специфику оказания социально и общественно-полезных услуг, которые должны найти отражение, в первую очередь, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Мы полагаем, что целесообразно внести следующие дополнения в нормативно-правовую базу образовательного права:
- закрепить в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие предпринимательской деятельности;
- обозначить конкретные допустимые виды предпринимательской деятельности образовательных организаций;
- внести положения о поощрении образовательных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- наделить надзорные органы исполнительной власти, в частности, надзорные органы образовательной деятельности, полномочиями контролировать предпринимательскую деятельность образовательных организаций.
Полученные результаты исследования могут использоваться в учебном процессе в образовательных организациях при чтении учебных дисциплин «Гражданское право», «Предпринимательское право», «Образовательное право», «Экономика образования».



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая - четвертая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 апреля 2009 г. ] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 22. Ст. 2457.
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 № 117-ФЗ (ред. от 23 апреля 2018) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 3.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - Ст. 145.
7. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №45. - Ст. 4626.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53. - Ст. 7598.
9. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-I // Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 15. - С. 766.
10. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»// Собрание законодательства РФ. - 2013. - №34. - Ст. 4437
11. Об индивидуальной трудовой деятельности: закон СССР от 19.11.1986 г. № 6050-XI // Ведомости Верховного совета СССР. 1986. № 47. Ст. 964.
12. О кооперации в СССР: закон СССР от 26.05.1988 г. № 8998-XI // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
13. Об общих началах предпринимательства граждан в СССР: закон СССР от 02.04.1991 г. № 2079-1 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 16. Ст. 442.
14. О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон от 25 декабря 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1990. № 30. Ст. 418.
15. О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации: закон РСФСР от 07.12.1991 г. № 2000-1 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1992. № 8. Ст. 360.
16. О собственности в РСФСР: закон РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 // Ведомости Совета Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.
17. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 30. - Ст. 418.
Учебная литература
18. Батычко, В.Т. Предпринимательское право [Электронный ресурс] : конспект лекций / В. Т. Батычко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2016 г. - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m236/21_4.htm (дата обращения 29.03.18).
19. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Юристъ, 2001.
20. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник / В.Ф.
Попондопуло. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - С.39.
21. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник / В.Ф.
Попондопуло. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 608 с.
22. Лебедев К. К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. — 318 с.
23. Неганов, Ф.М., Ситкин, А.Б. Экономические и социальные основы деятельности некоммерческих организаций / Ф.М. Неганов, А.Б. Ситкин [текст]. - Уфа: РИО БашГУ, 2006. - 140 с.
24. Предпринимательское право : курс лекций / Е. Б. Абакумова. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. — С.36-40.
25. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Губин Е.П., Лахно П.Г., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2017. - 648 с
26. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Губин Е.П., Лахно П.Г., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2017. - 992 с.
27. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 15.
28. Судовиков М.С., Рафиков А.М. История регионального предпринимательства России: Учебное пособие. Курск: Изд-во ВятГГУ, 2014. — С. 15.
Специальная литература:
29. Балашов А. Е. Правовое регулирование приносящей доход деятельности в сфере высшего образования: дисс.. к.ю.н. М., 2016. - 251 с.
30. Бузуева Ю.Г. Современные тенденции развития российского рынка образовательных услуг // Путь науки. — 2014. — №10 — С. 32-34.
31. Булаевский Б. А. Правовой статус организаций в сфере образования: отдельные новеллы / Б. А. Булаевский // Юрист вуза. - Москва: Панорама. - 2014. - № 1. - С.22-30.
32. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 60 с.
33. Генезис понятия предпринимательства в науке и законодательстве / И.Ф. Сюбарева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 3 (35). - С. 18.
34. Гриднева О.В. Особенности защиты прав потребителей образовательных услуг // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - №. 07 (19) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nauka-rastudent.ru/19/2781/.
35. Гросул, Ю. В. О праве некоммерческих организаций на занятие предпринимательской деятельностью [Текст] /Ю. В. Гросул. // Бизнес и право в России и за рубежом. -2013. - № 3. - С. 16-17.
36. Грошев, И. Бренд высших учебных заведений: особенности формирования [Текст] / И. Грошев, Ю. Ермолов, Е. Степанычева // Общество и экономика. - 2009. - № 11-12. - С. 218-243.
37. Загайнова А.А. Основные проблемы рынка образовательных услуг в современной России // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — №91(07). — С. 1-11.
38. Кочетова, С. М. Правовое положение федерального государственного автономного образовательного учреждения : на примере высшего учебного заведения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М.,2011. -26 с.
39. Мицык Г. Ю. Нормативно-правовые, доктринальные и правоприменительные признаки предпринимательской деятельности / Г. Ю. Мицык // Право и экономика. - 2017. - N 7. - С. 5-11.
40. Набиуллин Т. Р. Особенности развития вуза как субъекта предпринимательской деятельности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 4-2. - С. 68-73.
41. Олейник О.М. Формирование критериев квалификации предпринимательской деятельности в судебной практике // Предпринимательское право. - 2013. - № 1. - С. 2-16.
42. Прикот О. Г., Виноградов В. Н. От образовательного учреждения - к образовательной организации // Школьные технологии. 2012. № 2. С. 51-59.
43. Роженцев С.В. Понятие предпринимательской деятельности в теории права / Административная деликтология (состояние и перспективы): Материалы региональной научно-практической конференции 8 июня 2011 года. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2011. С. 69, 75.
44. Роженцев С.В., Числов А.И. Предпринимательская деятельность: понятие и сущность // Правовое поле современной экономики. - 2012. - № 11. - С. 75-85.
45. Самсонова М.В. Исследование факторов конкурентоспособности образовательной услуги / Самсонова М. В., Самсонова Е. В. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2010. — №3. — С. 88-90.
46. Сошко Ирина Александровна Современное предпринимательство: к теории вопроса // Вестник ЧГУ. 2014. №4. С. 90-95.
47. Сюбарева, И. Ф. Унификация понятий в сфере экономической деятельности в образовании: правовой аспект. / И.Ф. Сюбарева // Вестник
Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - № 3. - С. 137 - 142.
48. Шевченко Л.И. Понятие предпринимательской деятельности, ее экономическая и правовая сущность //Законодательство. - 2006. - № 11. - С. 5356.
49. Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В. К вопросу о сущности предпринимательской деятельности и корпоративных правоотношениях // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №6. С. 45-48.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ