Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ практики права оперативного управления имуществом образовательных организаций

Работа №29150

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
490
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ 6
1.1. Понятие права оперативного управления и его развитие в науке и
законодательстве 6
1.2. Правовой режим имущества образовательных организаций 15
ГЛАВА II. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА
ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 37
2.1. Правовое регулирование приносящей доход деятельности,
осуществляемой образовательными организациями 37
2.2. Гражданско-правовое регулирование отношений собственности в
образовании 46
ГЛАВА III. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 56
3.1. Разработка и апробация ситуативных задач по праву оперативного
управления имуществом образовательных организаций 56
3.2. Анализ эффективности разработанных ситуативных задач 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69

Растущее значение образования как социального института в современном мире свидетельствует о важности юридических исследований, затрагивающих сферу образования. Образование как часть культуры держит все лучшее, что дает опыт веков, переводит научные знания, универсальные и национальные ценности, вносит свой вклад в развитие общества и его граждан. Новый этап в формировании законодательной базы в сфере российского образования, связанный с активным развитием автономии образовательных организаций в качестве одного из принципов государственной политики, стал основой для расширения и укрепления их имущественной независимости. В современных условиях эти организации, по-видимому, являются наиболее важными субъектами гражданских правоотношений и являются активными участниками экономического оборота.
На протяжении всей советской и постсоветской истории России проблемы правового регулирования собственности и связанные с ней проблемы материальных прав подвергались интенсивным исследованиям. Они по-прежнему актуальны сегодня. В современный период научного интереса находятся вопросы, связанные с правовым режимом собственности и особенностями реализации прав собственности образовательными организациями в гражданском обороте. Состояние современного российского законодательства с точки зрения их регулирования позволяет говорить о том, что законодателем не существует единого понимания сути права на оперативное управление имуществом организаций, созданных в форме частных, государственных, бюджетных, автономных учреждений. В то же время эффективность правового регулирования имущественных отношений с участием образовательных организаций влияет на реализацию их основной (образовательной) деятельности, обеспечение ее экономической составляющей, которая в конечном итоге определяет инновационное развитие образовательных организаций, качество образовательных услуг и развития сектора образования в целом.
В этих условиях проблемы правового режима собственности в сфере образования становятся все более актуальными и направлены на исследование содержания и сущности реальных прав, правового режима собственности образовательных организаций, особенностей участия образовательных организаций в гражданско-правовых отношениях.
Юридические монографии и статьи специалистов в области гражданского и делового права посвящены правовому режиму собственности образовательных организаций (учреждений) (Богданов Е.В., Кванава В.В., Киселев О.А., Куров С.В., Леонтьева О.Б., Лукашенко М.А. , Насонкин В.В., Орачева Е.А.). Научные идеи и взгляды профессоров Е.В. Богданова, С.А. Зинченко, Е.А. Суханов.
Среди многочисленных публикаций по законодательству в области образования были выделены монографии и пособия, в которых на основе современного российского и международного образовательного законодательства и результатов теоретических и прикладных исследований был рассмотрен ряд вопросов, касающихся основных особенностей правового регулирования российской системы образования (Александрова Л.Б., Козырин А.Н., Куров С.В., Лукашенко М.А., Смолин О.Н., Сырых В.М., Федорова М.Ю., Шкатулла В.И., Ягофаров Д.А.). При изучении проблем особое внимание уделялось концепциям гражданского права (Богданов Е.В., Брагинский М.И., Егоров Н.Д., Сергеев А.П., Суханов Е.А., Толстой Ю.К. и др.); концепции коммерческого права (Белых В.С., Ершова И.В. и др.); теория образовательного права (Сырых В.М.).
Однако, несмотря на достаточно большой пласт научных работ, вопросы практики использования задач по праву оперативного управления имуществом образовательных организаций остается неисследованным.
Объектом исследования выступает право оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Предмет исследования - процесс правового регулирования оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Цель исследования - проанализировать практику право оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Задачи исследования:
1. изучить право оперативного управления и его место в современном российском праве,
2. проанализировать нормативное регулирование имущественных отношений в сфере управления образовательной организации,
3 предложить методику преподавания права оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Методы исследования:
- теоретические: анализ нормативно-правовой базы, научной литературы по теме исследования,
- эмпирические: наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования,
- статистические: методы качественной и количественной обработки данных.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что основные выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения правового регулирования оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образовательные организации создаются в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 22), и в зависимости от того, кто они созданы, они могут быть государственными, муниципальными или частными (раздел 22, раздел 4). Гражданское законодательство устанавливает четыре типа учреждений - государственные, бюджетные, автономные, частные. Каждое из этих учреждений имеет свои юридические характеристики, специфику в правовом регулировании имущественных отношений, связанные с характером прав собственности, видами и целью собственности, сфера полномочий в ее распоряжении, пределы юридической ответственности. Такой подход законодателя к дифференциации организационно-правовой формы учреждения и его правового регулирования имеет свои плюсы и минусы. Таким образом, очевидно, что преимуществом является разграничение ответственности, что позволяет исключить прямое вмешательство в сферу собственности и финансово-хозяйственную деятельность государственных или муниципальных учреждений других лиц. Недостатком является увеличение числа типов учреждений, обладающих разным уровнем полномочий для распоряжения имуществом и юридической ответственностью, различными способами финансирования, что приводит к определенным проблемам правового регулирования. Отсутствие единого нормативного правового акта о статусе институтов в Российской Федерации, фрагментация правовых норм, регулирующих их правовой статус и хозяйственную деятельность, затрудняют соблюдение закона.
В соответствии с действующим гражданским законодательством учреждение, независимо от его типа, может иметь только право оперативного управления имуществом с различным объемом полномочий, имеющихся в его распоряжении. Конструкция права оперативного управления, на котором фиксируется собственность учреждения, трансформируется в связи с увеличением объема полномочий по распоряжению имуществом в отношении различных типов учреждений (государственных, бюджетных, автономных и частных) , Реализация прав собственности учебными заведениями имеет свою специфику, которая определяется сферой образования, правовыми отношениями, которые формируются в нем, целью основной деятельности образовательных организаций.
Сегодня государство создало финансовый механизм для деятельности образовательных организаций, в рамках которых проводится поиск дополнительных источников финансирования. Одним из таких источников является использование имущества в гражданском обращении и получение прибыли. Чтобы сохранить финансовую устойчивость образовательных учреждений в современный период, государство создало правовые условия для привлечения дополнительных средств через приносящие доход виды деятельности, расширения их прав и увеличения их независимости в сфере собственности.
Имущественные отношения, связанные с участием образовательных организаций, регулируются гражданским законодательством, а законодательство об образовании в этой части лишь слегка дополняет его. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» сохранил право собственности на собственность на образовательные организации, не указав, какие типы образовательных организаций он охватывает. Закон также не раскрывает понятие собственности, не определяет его количество и источники образования, не определяет критерии экономической и приносящей доход деятельности в отношении его допустимых типов в образовании. Подход законодателя к правовому регулированию
собственности имеет определенные плюсы и минусы. Плюсы - это возможность расширения участия образовательных организаций в гражданском обороте и повышения независимости собственности, а основным недостатком является возможность злоупотребления хозяйствующими субъектами (их органами) экономической свободы, предоставленной им владельцем. Мы считаем, что регулирование сферы имущественных отношений в новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» требует уточнения: права на собственность могут быть установлены, порядок и условия, на которых имущество может быть отчуждено, должны быть четко определены. Что касается экономической деятельности образовательных организаций, то должны быть определены критерии ее реализации.
Анализируя динамично развивающиеся нормы российского законодательства, которые в какой-то мере влияют и регулируют отношения собственности с участием образовательных организаций, можно выделить ключевые законы, которые дали новые импульсы для их развития: Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08 .2004, исключая из законодательства нормы, позволяющие образовательным учреждениям владеть имуществом на праве собственности (за исключением негосударственных образовательных учреждений); федеральный закон «Об автономных учреждениях», который позволил учреждениям, в том числе образовательным, принимать форму автономных и зарабатывать свои средства посредством осуществления предпринимательской деятельности, развивать материально-техническую базу; Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового статуса государственных (муниципальных) учреждений», деление государственных (муниципальных) учреждений на бюджетные учреждения, которые, по статусу собственности подошли к статусу автономных учреждений и приобрели большую свободу и независимость в распоряжении принадлежащего им имущества и использования доходов, полученных от деятельности, приносящей доход, и государственных учреждений, которые по своему финансовому и имущественному статусу обратились к статус бывших бюджетных учреждений.
Следующий этап в развитии законодательной базы в сфере образования связан с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в гражданском праве - Федерального закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ. Можно отметить тенденцию к трансформации отношений собственности в сфере образования, которая заключается в предоставлении в разное время большей или меньшей свободы образовательным организациям управлять имуществом собственника.
Дальнейшее изучение имущественного режима учебного заведения, в свою очередь, будет определять пути повышения эффективности этого режима путем улучшения его правового регулирования и организационных основ.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994. № 51- ФЗ // СЗ РФ. 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996. № 14- ФЗ // СЗ РФ. 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2012. - № 53 (Ч. 1). - Ст. 7598.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ // СЗ РФ. 2010. - № 19. - Ст. 2291.
6. Об автономных учреждениях: федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2006. - № 45. - Ст. 4626.
7. О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // СЗ РФ. 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.
8. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. - № 3. - Ст. 145.
9. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 г. № 538 // СЗ РФ. 2010. №31. - Ст. 4237.
II.Специальная литература
1. Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. - 576 с.
2. Арномазов А.И. Право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом // Юрист. 2012. - № 7. - С. 26-32.
3. Ахмедова З.А. Правовое положение учреждений,
финансируемых собственником (на примере учреждений социокультурной сферы): дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д: 2016. - 185 с.
4. Ахметьянова З.А. Вещные права на имущество юридических лиц // Закон. 2014. - № 2. - С. 17-20.
5. Богданов Е.В. Участие образовательных учреждений в гражданском обороте // Законодательство. 2014. - № 9. - С. 69-75.
6. Быков А.Г., Суханов Е.А. Правовые формы реализации права государственной собственности // Вестник Московского университета. Серия II. Право. 2017. - № 5. - С. 23-32.
7. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. - М.: Изд-во АН СССР, 1948. - 665 с.
8. Гражданское право: учеб. в 3 т. Т. 1. - 6-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев (и др.); отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. - 784 с.
9. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2013. - 331 с.
10. Долинская В.В. Распоряжение собственностью: состояние и проблемы // Закон. 2015. - № 11. - С. 4-7.
11. Ершова И.В. Проблемы оперативного управления имуществом государственными учреждениями // Юрист. 2013. - № 6. - С. 2730.
12. Кванина В.В. Правомочия ВУЗа по распоряжению имуществом собственника Противоречия в законодательстве.
Коллизии в правоприменении // Закон. 2015. - № 11. - С. 48-52.
13. Крашенинников Е.А. Понятие гражданско-правовой ответственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 2014. - № 5.
14. Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. - СПб.: Юридический Центр Пресс, 2014. - 451 с.
15. Кряжевских К.П. Правовая природа самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным финансируемым собственником учреждением на доходы от «предпринимательской» деятельности / Актуальные проблемы гражданского права: Сборник статей. Выпуск шестой / Под ред. О.Ю. Шилохвоста. М.: Изд-во НОРМА, 2013. - С. 175-199.
16. Куров С.В. Образование и гражданское право: Учебное пособие. - М.: «Готика», 2014. - 116 с.
17. Куров С.В., Насонкин В.В. Экономическая деятельность высших учебных заведений: гражданско-правовой аспект. - М.: Готика,2015.
18. Масляев А.И. Понятие и виды вещных прав // Закон. 2014. - № 2. - С. 3-7.
19. Михеева Л.Ю. Вопросы экономической деятельности образовательного учреждения // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 4. 2013. - Выпуск 2. - С. 73-95.
20. Насонкин В.В. Гражданско-правовое регулирование экономической деятельности высших учебных заведений. // Центр образовательного законодательства. [М.] URL: http://www.lexed.ru/- pravo/notes/?nasonkin_01 .html.
21. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. - СПб.: «Юридический центр Пресс», 2014. - 361 с.
22. Рассолов М.М. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮНИТИ, 2017.
23. Рахмилович В.А. К разработке проблем государственной собственности / Право собственности в условиях совершенствования социализма. - М.: Юрист: 2015. - 320с.
24. Рожков В.И. Правовое положение негосударственного высшего учебного заведения в организационно-правовой форме учреждения по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград: 2015. - 25 с.
25. Российское предпринимательское право: учеб. / Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева (и др.); ответ. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. - 1064 с.
26. Сараев Д.В. Имущественные права учреждений // Юрист. 2013. - № 9. - С. 2-12.
27. Сараев Д.В. О некоторых аспектах имущественных прав учреждений по действующему законодательству Российской Федерации // Юрист. - № 10. 2014.
28. Сафронова Т.Н. Некоторые проблемы осуществления вещных прав образовательного учреждения» // Закон. 2016. - № 4. - С. 71-75.
29. Собчак А.А. Содержание права оперативного управления имуществом // Советское государство и право. 2018. - № 5.
30. Судебная практика по спорам в сфере образования: В 2 ч. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». Ч. 2: Сборник судебных актов арбитражных судов по спорам в сфере образования. - М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2013.
31. Суровцова М.Н. Вуз как некоммерческая организация // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 2. 2017. Выпуск 2.
32. Суханов Е. Ограниченные вещные права // Хозяйство и право. 2015. - № 1. - С. 5-19.
33. Сюбарева И.Ф. Соотношение публичного и частного в правовом регулировании финансово-экономического механизма сферы образования // Журнал российского права. 2013. - № 10.
34. Теоретические проблемы хозяйственного права / Под ред. В.В. Лаптева. - М. Наука, 2015. - 412 с.
35. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2015.- 768 с.
36. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп.
- М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2014.- 616 с.
37. Тихомиров А.В. Режим имущества государственных и муниципальных учреждений. Общая часть. Научно-практическое пособие. - М.: РИГО, ЦНИИОИЗ, 2014. - 64 с.
38. Туктаров Ю.Е. Имущественные права как объекты гражданско-правового оборота / Актуальные проблемы гражданского права: Сборник статей. Вып. 6 / Под ред. О.Ю. Шилохвоста. - М.: Изд- во НОРМА, 2013. - 384 с.
39. Халфина Р.О. Право собственности и право оперативного управления // СССР - Австрия: проблемы гражданского и семейного права. - М.: 2013. - С. 71-78.
40. Юридические лица в российском гражданском праве
(коммерческие и некоммерческие организации) / отв. ред. В.Н. Ли- товкин, О.В. Гутников. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2016.
41. Яковлев В.Ф., Талапина Э.В. Роль публичного и частного права в регулировании экономики // Журнал российского права. 2012. - № 2. - С. 5-16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ