ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Особенности обучения обществознанию учащихся 8 классов . 6
1.1. Цели и содержание преподавания обществознания в 8 классе 6
1.2. Методические аспекты преподавания обществознания в образовательных
организациях 16
1.3. Проблемы обучения обществознанию 22
ГЛАВА 2. Специфика преподавания обществознания в образовательных организациях основного общего образования 33
2.1. Задачи курса обществознания в образовательных организациях 33
2.2. Традиционные и инновационные методы преподавания обществознания 43
2.3. Влияние на преподавание возрастных и познавательных особенностей учащихся 49
ГЛАВА 3. Современные тенденции применения инновационных технологий обучения в образовательных организациях основного общего образования 55
3.1. Проблемы применения инновационных технологий в обучении 55
3.2. Пути повышения эффективности преподавания обществознания в
образовательных организациях 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
На сегодняшний день, одной из важнейших задач современной школы является воспитание ответственного гражданина, патриота своей страны, уважающего и соблюдающего законы, все больше возникает необходимость совершенствования системы правового обучения школьников.
Потребность преподавать юридические дисциплины появилась не вчера, уже в XVI столетии Мишель Монтень (1533 - 1592 гг.) один из «отцов» гуманистической педагогики говорил о том, что непосредственно право и законы постоянно изменяются, и обучение детей вследствие этого может оказаться трудной задачей или вовсе невыполнимой. Проблема методических приемов и методов посвящены труды: А.В. Дружкина, Е.А. Певцова, Е.Л. Болотова, А.М. Столяренко. Учителя и методисты в течение долгих лет стараются понять, как сегодня обучать подрастающее поколение .
Что же за предмет - обществознание? Каково его значение и его особенности? Среди гуманитарных и общественных дисциплин, преподаваемых в школе, значение обществознания трудно переоценить. Его особенность заключается в том, что в системе научных знаний этот курс выступает не как непосредственно наука либо ее раздел, а как учебная дисциплина, направленной на ознакомление с самими основами общественной жизни, а также ввести в систему гуманитарных, общественных и социальных наук. Однако обществознание выступает как наука в смысле того, что даваемые им знания систематизированы, доказаны, получены принятыми в науке методами.
Таким образом, обществознание, в первую очередь, направлено на ознакомление учеников с понятием общества, с законами, по которым общество живет и развивается. Аналогичное делает и еще одна наука - история, однако у них существует принципиальное отличие. История исследует явления и события, происходившие в конкретное время и в конкретном месте. Обществознание пытается установить и продемонстрировать типичные, сходные, общие черты, свойственные тогда и свойственные сейчас любым обществам людей во всякое время и во всяком месте. Почему же данная наука важна? Потому что, не зная общее, нельзя понять что-либо конкретное, особенное, отдельное. В частности, не понимая,
что же такое государство, какие у него есть признаки, не получится понять природу и его механизм.
Кроме того, обществознание должно показывать общую картину жизни общества, то есть рассматривать все элементы общественной и социальной жизни. Вследствие этого в содержание обществознания должен входить большое количество тем от политологии до философии, от эстетики и этики до социологии. Можно говорить о том, что оно является введением в общую систему гуманитарных, социальных и философских наук, которые в последующем проходят в ВУЗах. Следовательно, обществознание направлено на расширение восприятия учащимися мира.
Также само расширение восприятия заключается не просто в том, что данная наука создает представления о человеческом обществе, но также в его цели - научить умению мыслить, заложить простейшие начала теоретического мышления, непосредственно посредством обобщающего воззрения на вещи. Таким образом, посредством теоретического мышления учащиеся смогут не просто получить существующие знания, но также приобретут возможность получать новые знания.
Сказанное нами выше предопределяет актуальность избранной темы.
Цель исследования: - изучить особенности методики преподавания обществознания в общеобразовательной организации. При достижении поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место преподавания обществознания в современной школе;
2. Выделить эффективные формы достижения поставленных целей обучения на уроке;
3. Описать учебно-методический комплекс по дисциплине обществознание;
4. Обеспечить реальное понимание права, способное применяться участниками в каждодневной жизни, в т. ч. и после школы;
5. Способствовать воспитанию правовой культуры;
6. Выявить факторы способствующие развитию основных навыков, т.ч. рефлексию, критическое мышление, умение общаться, рассуждать, разрешать проблемы.
Предмет: преподаваемый курс обществознания в современной школе
Объект: методы обучения обществознания в общеобразовательных организациях в 8 классе
Теоретическая значимость исследования: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебном процессе при изучении предмета обществознания в школе. Сделанные в процессе исследования выводы и предложения могут быть использованы для дальнейших научных изысканий в данной сфере.
Практическая значимость исследования: отдельные положения выпускной квалификационной работы могут быть использованы при совершенствовании существующих и создании новых учебных пособий для учащихся, методических пособий для учителей (практикумы, сборники заданий); в системе повышения квалификации учителей; они могут найти отражение в курсе методики преподавания обществознания для студентов педагогических вузов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В ходе написания работы мы пришли к следующим выводам. Современная система образования динамично развивается в соответствии с требованиями предъявляемыми обществом и государством. Особое внимание в школьных программах и программах средней и высшей школы уделяется правовым знаниям обучающихся.
Основные правовые знания получаются школьниками на уроках обществознания. Изучение права невозможно без работы с документами и нормативно-правовыми актами, так как их можно назвать со «скелетом права». Работа с нормативно-правовыми актами помогает учащимся освоить их структуру и язык закона.
При работе с нормативно-правовыми актами и документами на уроках права следует использовать адаптированные формы, и игровые методы работы, с целью развить у учащихся интерес к осваиваемому материалу, и выработать правопослушный образ жизни.
Обучение работе с документами и нормативно-правовыми осуществляется поэтапно. Если школьники еще ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на что обращают внимание в первую очередь, затем школьники под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания.
В старших классах, при углубленном изучении административного права, школьники могут знакомиться с позициями юристов по изучаемым вопросам, прочитывая журнальные статьи, юридические книги или отрывки из них. Необходимо приучать детей критически воспринимать информацию, высказывать свою точку зрения по теме, анализировать приводимые в материалах факты. Для организации такой работы необходимо четко сформулировать задание, поставить вопросы, а может, даже определить пошаговую работу ученика.
Главное в педагогической деятельности это выработать у учащихся любовь к праву и осознание того что оно является неотъемлемой частью жизни любого нормального человека желающего добиться успеха в жизни.
Каждому школьнику необходимы определенные навыки правового мышления. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в жизнь по окончании школы. Задача педагога - научить учащихся мыслить, привить им навыки практических действий. Учитель не в силах изменить нравственно - политический климат в стране, но предупредить школьника об опасностях он может. Педагог способен убедить подростка в необходимости задуматься о возможных последствиях его потенциальных противоправных действий; показать, чем он рискует, если позволит увлечь себя стихии подростковых эмоций. Таким образом, проведение внеклассных занятий с использованием активных методов правового воспитания может реально повлиять на повышение уровня правовой культуры учащихся подросткового возраста.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета - 1993. - 25 декабря. (дата обращения 13.03.2018) .
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (ред. от 1 мая 2016). ( дата обращения 13.03.2018)
3. Стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 марта 2004 г. № 1089.// Преподавание истории в школе. - 2004. - №7. (дата обращения 14.04.18)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 марта 2004 г. № 1089. (дата обращения 20.04.2018)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897.(дата обращения 20.04.2018)
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва. (дата обращения 20.04.2018)
7. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы». URL:
http://правительство■рф/gov/results/14231/ (дата обращения 5.05.2018)
II. Научная литература
8. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Ч. 1. - М.: ТЕИС, 1995. С. 2.
9. Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие / С. С. Алексеев. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - С. 88.
10. Аникеев А.С. и др. О развитии гражданского
образования в России //Преподавание обществознания в школе. - М.: 2003 г. С. 56.
11. Батурина И.И. Элективные курсы по обществознанию // Преподавание обществознания в школе.- М.: 2005 г. С.15.
12. Боголюбов Л.Н. Проблема интегративного и
дифференцированного курсов обществознания в образовательной школе //Преподавание обществознания в школе.- М.: 2004 г. С.105.
13. Бурякова В.В. О началах права в курсе
обществознания //Право в школе.- М.: 2004 г. С.73.
14. Вакуленко В. А. Уколова И. Е. Интерактивное
обучение на уроках права.// Право в школе. №1. 2004. С. 99.
15. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников // Уколова И.Е., Друбочевская ИЛ. и др. — РФПР. 2001. // Основы государства и права. № 5-7,1999. С.48.
16. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4) / И.С. Артюхова. - М.: ВАКО, 2010. - С. 272.
17. Дьячкова С. Игры по праву в школе.//Учитель. № 5.2001 г.
18. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. — СПб., 2000. С. 177.
19. Из опыта работы школ по методике Молодежного Центра прав человека и правовой культуры.// Государство и право: теория, история, современность. Под ред. Е. А. Певцовой. - Ростов- на-Дону, «Феникс», 2001. С. 230.
20. Киба О.В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах: компетентностный подход // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. - С. 21-41.
21. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М. 1994. С.123.
22. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М. : Просвещение, 2009. - С. 24.
23. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие / Е. М. Кропанева. - Екатеринбург: РГППУ, 2010. - С. 166.
24. Малинин В. Б. Лучший учебник уголовного права (Общая часть)./ Под ред. Малинина В. Б. - СПб.: Издание профессора Малинина - СПб ГКА. - 2011. - С.824.
25. Максудов P.P., Антропов О.О. Знай свои права: Ты и милиция. — М.,1996. С.320.
26. Милюков С.Ф. Обсуждение проблем преподавания уголовного права / С.Ф. Милюков, В.Г. Павлов // Правоведение. 1996. № 1. С. 205.
27. Морозова С. А. Методика преподавания права в школе. / С. А. Морозова. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. С.224.
28. Методика преподавания прав человека в школе. И. Бочаров, О. Погонина, А. Суслов и др. — Пермь. 2000. С.171.
29. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утверждены Президентом РФ // Юридический журнал директора школы. -2011. - № 6. С.65.
30. Основы права: учебно-методическое пособие / Под ред. В. В. Лазарева. - М. : Юрист, 1996. - С.296.
31. Певцова Е.А. Учителю права: как организовать занятие// www.ychitel.ru.
32. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. — М.: Владос, 2000. С.92.
33. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: Учебник для студентов высших учебных заведений. / Певцова Е. А. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 400.
34. Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов образовательного права //Преподавание обществознания в школе.- М.: 2003 г. С. 66.
35. Право человека. Книга для учителя. Ч. 1; ч. 2. Молодежный Центр прав человека и правовой культуры. — М., 2001. С.85.
36. Поляков С.А. Гражданско-правовое образование: региональный опыт //Право в школе.- М.: 2005 г. С. 22.
37. Силкова К.А., Плешкова И.А. Патриотизм:
ретроспектива оценки и восприятия // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2014. - № 1 (5). С.214.
38. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России: Четвёртый этап. 10-11 классы / сост. и науч. ред. Н.И. Элиасберг. - СПб.: СпецЛит, 2000. С.111.
39. Специфики общества в контексте устойчиво развивающего социума // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 1 (17) С. 141.
40. Соболева О.Б. Использования личного опыта учащихся при изучении обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. - М.: 2003 г. С.43.
41. Степанищев. А.Т. Методический справочник учителя обществознания - М: 2001г. С. 66.
42. Формирование знаний о международном гуманитарном праве как одно из условий воспоминания толерантности у подрастающего поколения. - Майкоп: 2007г. С.133.
43. Флит Н.В. Школа в России в конце XIX — начале XX вв. Методическое пособие. —Л. 1991. С.102.
44. Черненко А.К. Право как фактор формирования гражданственности. Просвещение и гражданское образование: структура и содержание // Формирование правовой системы России. Проблемы и перспективы : [сб. науч. тр.] / [редкол.: А. К. Черненко (отв. ред.) и др.]. - Новосибирск : Наука, 1997. С.97.
45. Чумаков П.В. Педагогические подходы нравственного воспитания личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2014. - № 1. С.158.
IV .Электронные ресурсы
46. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный Закон //Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974.
47. Педагогика. - Режим доступа: http://paidagogos.com).
48. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А.
Сластенина.- М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 576 с. // Педагогическая библиотека.
49. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - Режим доступа: http://si-sv.com.
50. Федеральные государственные образовательные стандарты.- Режим доступа: http://standart.edu.ru.
51. Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования: компетентностный и традиционный подходы. - Режим доступа: Шр://фэпо.рф.