Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика преподавания обществознания в 10 классе общеобразовательной организации

Работа №40224

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 7
1.1. Возникновение, реформирование и модернизация обществоведческого
образования в России 7
1.2. Современное состояние обществоведческого образования в России 19
1.3. Актуальные проблемы преподавания обществознания в современных
условиях 25
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 33
2.1 Способы обучения обществознанию в современной школе 33
2.2. Средства обучения обществознанию в современной школе 42
2.3. Результаты обучения обществознанию в современной школе 49
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ 56
3.1. Современные педагогические технологии в обучении обществознанию 56
3.2. Результат применения современных технологий в 10 классах
общеобразовательной организации 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Приложение

Изучение обществознания в современной школе не менее актуально, чем изучение дисциплин технических наук. Гражданственность и патриотизм нынешнего человека во многом характеризуется степенью его соблюдения и уважения к законам страны, государству и обществу. Полноценная правовая подготовка учащихся устанавливает не только истинное качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере патриотического и гражданского воспитания. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи обществоведческого образования, т.е. способом взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, сосредоточенным на достижение цели обществоведческого образования, развития и воспитания школьников, а собственно методам и приемам обучения обществознанию.
Актуальность работы определена педагогической значимостью методики преподавания, так же необходимостью изучить и применить ее на уроках обществознания. На протяжении многих лет, специалисты в области методики стремятся разобраться в том, как учить современного школьника. Но здесь возникают споры об эффективности тех или иных методов, что приводит к разработке все новых и новых методик обучения обществознания. В педагогической литературе исследованию методов и приемов обществоведческого обучения посвящены работы: Л.Н. Боголюбова, О.Б. Соболевой, Е.С. Корольковой, Н.Н. Лазуковой, А.Ф. Никитина Е.А. Певцовой, А.Ю. Лазебниковой, И.А. Ильина.
Методика обучения как самостоятельная наука призвана отвечать на вопросы:
1. Для чего учить? (цель обучения) - ради чего учить (ценность обучения, ценность освоения данного предмета)
2. Чему учить? (содержание предмета)
3. Как учить? (методы приемов и средств обучения)
Она изучает и исследует процесс обучения обществознанию в целях увеличения его эффективности и качества. Главные задачи методики - выявление, описание и оценка способов обучения, которые ведут к улучшению статуса этого предмета в общеобразовательной организации.
Для полной оценки образовательного потенциала курса необходимо проанализировать тенденции его развития, которые происходят в современном обществе. Как нам известно, наше информационное общество, порождая и преобразовывая ее, производит риски для социума. Они в основном изменяют, такие базовые ценности как: свобода, права человека и др. Данная проблема повышает значимость курса обществознания, которая в совокупности своей изучает биосоциальное существование человека, место и роль человека в социуме, тенденций развития общества, основные этапы социализации личности и т.д. Тем самым возникает потребность обучать учащихся критически воспринимать информацию и производить рефлексию. У учеников проявляется способность вырабатывать собственные суждения по определенным проблемам и умением аргументировать свою точку зрения прибегая, к знаниям обществоведческого курса.
Предмет «Обществознание» в школе акцентирует внимание на важнейшие и современные социальные явления. Новшества в изменении общественной жизни требуют от школы внесения в преподавание обществознания существенных содержательных и методических изменений. Цели обществоведческого образования в основной школе в мерах требований, предъявляемых стандартами второго поколения, состоят в том, чтобы обеспечениями учебного предмета интенсивно способствовать:
- воспитанию патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания;
- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватность ее восприятия;
- формирование у учащихся применения полученных знаний и умений в обществоведческом курсе для определения позиций в общественной жизни.
Преподавание обществознания в школе обуславливается несколькими причинами: поступление выпускников в высшие учебные заведения, предмет включен в список вступительных испытаний во многих вузах страны и различных направлениях образования. Для современной молодежи изучение данного предмета является ориентиром в понимании жизни в целом и существовании человека, анализировать и прогнозировать ситуацию в мире и в своей родине. В понимании различных социальных процессов, ученикам помогает предмет «Обществознание» во взаимосвязи наук, перечисленных выше.
Непрерывно развивающемуся обществу необходимы нравственные, предприимчивые, интеллигентные люди. Которые, в ситуации выбора, имеют все шансы самостоятельно принимать серьезные решения. Предвидя их вероятные результаты, готовые к совместной работе, отличающиеся конструктивностью, владеющие развитым чувством ответственности за судьбу собственного государства. Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остается объектом обучения. Существенен переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно учиться, то есть учить себя, не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в практической деятельности.
Цель исследования - изучить особенности методики преподавания обществознания в современной школе.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Определить исторические этапы становления и развития преподавания обществоведческого образования в России.
2. Проанализировать современное состояние обществоведческого образования в России.
3. Выявить актуальные проблемы преподавания обществознания в современных условиях.
4. Ознакомиться со способами, средствами и результатами обучения обществознанию в современной школе.
5. Рассмотреть современные педагогические технологии в обучении обществознанию.
6. Выявить результат применения современных технологий в 10 классах общеобразовательной организации.
Объектом исследования является методика преподавания обществознания в общеобразовательной организации.
Предметом исследования является особенности методики преподаваемого курса обществознания в общеобразовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплины обществознания в школе для повышения эффективности процесса обучения.
Практическая значимость определяется возможностью применения разработанных дидактических материалов в профессиональной деятельности педагога.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие обществоведческого образования в России имеет давнюю и богатую историю, однако подходы к организации обществоведческого образования в школе часто менялись, что не позволило сложиться устойчивой традиции обучения предмету. В этом процессе были апробированы различные варианты содержания обществоведческих дисциплин в школе. В учебных планах они присутствовали как в виде отдельных модульных учебных курсов, так и в интегрированном виде. Однако наиболее проработанными оказались модели интегративного преподавания курса обществоведения. Был накоплен и обобщен значительный опыт преподавания обществоведения, что создало основу для научного изучения проблем обществоведения в школе.
Широкая палитра методов и приемов обучения дает возможность учителю сконструировать очень познавательный для школьников урок обществознания. Комбинирование и чередование различных методических приемов может обеспечивать разнообразие видов познавательной деятельности учеников, сделать эту деятельность увлекательной.
В современной образовательно практике существует достаточно большой выбор разнообразных средств обучения предмету. Для эффективной реализации задач конкретных уроков значимыми являются умения учителя ориентироваться в различных видах средств и понимание их дидактического потенциала. Владение основными принципами отбора (или создания) средств обучения так же позволит сделать урок обществознания современным.
Таким образом, современные подходы к педагогической диагностике ориентируют на составление такого диагностического инструментария, который бы позволял, с одной стороны, определять особенности овладения учащимися обществоведческими знаниями, специальными умениями, качества усвоения ими учебного материала, а с другой, выявлять характер и причины трудностей, испытываемых учащимися, а также динамику
изменений, происходящих в развитии учащихся в процессе обществоведческого образования.
Для обозначения образовательных систем, направленных на достижение результатов с заданными параметрами, в педагогике используется понятие «педагогическая (образовательная) технология». Несмотря на различия в подходах к определению данного понятия следует констатировать, что данное явление сегодня функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Использование педагогических технологий в практике обучения называют технологическим подходом в образовании.
Основные требования, предъявляемые к преподаванию дисциплины «Обществознание» определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования. Данная дисциплина направлена на то, чтобы дать обучающимся представление о биосоциальной сущности человека, об основных этапах и факторах социализации личности, о тенденциях развития общества в целом как сложной динамической системы, показать место и роль человека в системе общественных отношений, необходимость регулирования общественных отношений, особенности социально-гуманитарного познания. Изучение обществознания направлено на достижение следующих основных целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно - пеенной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
- способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе и его сферах, о правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально - экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно - бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.
Нами были разработаны и проведены конспекты уроков на тему: «Религия и религиозные организации». В 10А классе был проведен традиционный урок на данную тему, а в 10Б - современный урок, с применением современных педагогических технологий. Также был разработан контрольный тест для выявления результатов успеваемости. По результатам проведенного теста, было выявлено, что при проведении современного урока, с использованием игровой технологии, улучшилась успеваемость учеников.
Таким образом, современный урок более эффективен, чем традиционный, так как за короткий срок он может способствовать развитию у учащихся познавательной деятельности, правильной работе с литературой и раздаточным материалом, восприятию информации на слух, а также изменить успеваемость учащихся в лучшую сторону. Однако традиционный урок не изжил себя и является составной частью педагогического процесса.
Исходя из данных результатов, можно сделать вывод, что применение новых форм обучения на уроках обществознания в 10 классе позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением информации.
Такая методика обучения позволяет добиваться прочногоб о усвоения материала без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации, вовлекает в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. А главное - учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические при изучении обществоведческих дисциплин, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018).
3. Стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 марта 2004 г. № 1089.- 2004. (дата обращения 14.04.18).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 марта 2004 г. № 1089. (дата обращения 20.04.2018).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897.(дата обращения 15.04.2018).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413. (дата обращения 20.04.2018).
II. Учебная литература
8. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая.- М.: Юрайт, 2018.- 274 с.
9. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе : учеб. пособие / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ю. Ивановна.- М.: Дрофа, 2008.- 608 с.
10. Боголюбов, Л. Н. Обществознание. Базовый уровень : Учебник. 10 класс / Л. Н. Боголюбов [и др.].- М.: Просвещение, 2016.- 352с.
11. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное
пособие / Н. В. Бордовская.- М.: Кнорус, 2013 - 432 с.
12. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова.- М.: Академия, 2008.- 320 с.
13. Брандт, М. Ю. Обществознание. Понятие и термины : толковый словарь / М. Ю. Брант.- М.: Экзамен, 2014.- 128 с.
14. Вяземский, Е. Е.. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова.- М.: Просвещение, 2015.249 с.
15. Давыдова, О. В. Разработка педагогических тестов по истории / О. В. Давыдова, Т. Г. Михалева.- М.: ВАКО, 2013.- 192 с.
16. Днепров, Э. Д. Современная школьная реформа в России / Э. Д. Днепров.- М.: Наука, 1998.- 463 с.
17. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении : книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачев.- М.: Вита-Пресс, 2008.288 с.
18. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов.- 2-е изд.- М.: Академия, 2005.- 208 с.
19. Краевский, В. В. Дидактика и методика : учеб. пособие / В. В. Краевский, А. В. Хуторской.- М.: Академия, 2008.- 352 с.
20. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова.- М.: Академия, 2006. 400 с.
21. Крокер, Л. Введение в классическую и современную теорию тестов : учебник / Л. Крокер, Д. Алгина.- М.: Логос, 2010.- 668 с.
22. Кузнецова М. И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников : пособие для учителя / М. И. Кузнецова.- М.: Вентана-граф, 2014.- 432 с.
23. Морозова, С. А. Методика преподавания права в школе / С. А. Морозова.- М.: Новый учебник, 2004.- 224 с.
24. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова.- М.: Академия, 2009.- 187 с.
25. Певцова, Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI вв. / Е. А. Певцова.-М.: Новый учебник, 2003.- 416 с.
26. Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Певцова.- М.: Владос, 2003.- 400 с.
27. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта / под ред. И. Н. Беловой.- Выпуск 1. СПб: СПГУПМ, 1995,- 136с.
28. Протасова И. А. Школьное Историко-обществоведческое образование в России XVIII-XX вв. : учеб. пособие / И. А. Протасова.- Екатеринбург: АМБ,
2002. - 246 с.
29. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / К. Г. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
30. Соболева, О.Б. Иванов О.В. Обществознание. Введение в обществознание: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О. Б. Соболева, О. В. Иванов.- М.: Вентана-Граф, 2012.- 144 с.
31. Соболева, О. Б. Методика обучения обществознанию : учебник / О. Б. Соболева, Д. В. Кузин.- М.: Юрайт, 2018.- 475 с.
32. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС : учебник / О. Б. Даутова [и др.]; под ред. М.О Вайполина.- СПб.: КАРО, 2014.- 176 с.
33. Хуторской, А. В. Системно-деятельностный подход в обучении / А. В. Хуторской.- М.: Эйдос, 2012.- 63 с.
34. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. пособие / А. В. Хуторской.- 2-е изд.- Спб.: Питер, 2007.- 544 с.
35. Шкарлупина, Г. Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла : учебник / Г. Д. Шкарлупина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 252 с.
III. Специальная литература
36. Асмолов, А. Г. Системно-деятельный подход к разработке стандартного нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика.- 2009.- № 4.- С. 18-22.
37. Бабенко, А. Н. Правовая социализация как процесс освоения правовой ценности / А. Н. Бабенко // Государство и право.- 2005.- № 2.- С. 102-105.
38. Баранов, П. А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание» / П. А. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2011.- № 6.- С. 38-43.
39. Боголюбов, Л. Н. Многообразие форм и методов учебной работы / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2013.- №7.- С. 12-22.
40. Боголюбов, Л. Н. Назначение курса «Обществознание» и его место в системе общего образования / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2010.- № 7.- С. 44-50.
41. Боголюбов, Л. Н. О перспективах развития обществоведческого образования / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012.- №5.- С. 12-18.
42. Боголюбов, Л. Н. Роль курса обществознания в воспитании гражданственности и патриотизма / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 4.- С. 17-22.
43. Боголюбов, Л. Н. Учебная деятельность учащихся как фактор развития воспитательного потенциала курса обществознания / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2015.- № 5.- С. 43-55.
44. Боголюбов, Л. Н. Школьное обществознание в 30 - 80-х годах / Л. Н. Боголюбов // Обществознание в школе.- 1997.- №3.- С. 24-32.
45. Бурякова, В. В. О началах права в курсе обществознания / В. В. Бурякова // Право в школе.- 2004.- № 4.- С. 10-17.
46. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / В. В. Давыдов.- М : Большая российская энциклопедия, 1999.- С. 123
47. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе / Л. Н. Боголюбов [и др.] // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2008.- № 7.- С. 9-16.
48. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии.- 2004.- № 5.- С 11-14.
49. Момджян, К. Х. О школьном курсе обществознания: позиция университетского профессора / К. Х. Момджян // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012.- №9.- С. 13-18.
50. Пайгусов, А. И. Интегрированный урок как форма организаций интегрированного обучения / А. И. Пайсугов // Преподавание истории в школе.- 2007.- №10.- С. 41-46.
51. Певцова, Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е. А. Певцова // Журнал российского права.- 2004.- № 3.- С. 70-81.
52. Рутковская, Е. Л. Диагностика межпредметных понятий / Е. Л. Рутковская // Народное образование. - 2013.- № 9.- С. 23-25.
53. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г.
К. Селевко.- Т. 2.- М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816с.
54. Чумаков, П. В. Педагогические подходы нравственного воспитания личности / П. В. Чумаков // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.- 2014.- № 1.- С. 158-160
IV. Авторефераты, диссертации
55. Погребная, Ю. К. Правосознание современного российского общества :
автореф. дис. ...канд. пед. наук.: 12. 00. 01. / Погребная Юлия
Константиновна.- Москва, 2011.- 187 с.
56. Стреляева, В. В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Стреляева Виктория Вадимовна.- Москва, 2006.- 183 с.
57. Кельцинова, Изольда Степановна Формирование нравственных качеств подростков в процессе изучения обществознания в школе: дис. ... канд. юрид. наук: 13.00.01 / Кельцинова Изольда Степановна. - Якутск, 2006.15с.
V. Электронные ресурсы
58. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы». URL: Ы!:р://правительство.рф/20у/^иИБ/14231/ (дата обращения
5.05.2018) .
59. Боголюбов, Л.Н. Обществоведение. 10-11 кл. / Л. Н. Боголюбов // Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана.- М.:Просвещение, 2014.- 109 с. URL: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov10-11/index.htm (дата обращения
22.03.2018) .
60. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005.- Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (Дата обращения 15.03.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ