Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предупреждение преступлений, связанных с насилием над несовершеннолетними

Работа №29239
Тип работыДипломные работы
Предметправо
Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава 1. Насилие в отношении несовершеннолетних: понятия и общие положения
1.1 Понятие насилия в отношении несовершеннолетних 7
1.2 Несовершеннолетние лица: общеправовая и психологическая
характеристика 13
1.3 Особенности лиц, совершающих насильственные преступления
против несовершеннолетних 24
Глава 2. Криминологическая характеристика насильственных
преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних
2.1 Причины и условия, основные детерминанты насильственных
преступлений, совершаемых против несовершеннолетних 34
2.2 Мотивация как внутренняя причина совершения насильственного
преступления в отношении несовершеннолетнего 45
2.3 Криминологические особенности насильственных преступлений,
совершаемых против несовершеннолетних в семье 50
Глава 3. Отдельные аспекты предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних
3.1 Общесоциальные меры предупреждения насильственных
преступлений, совершаемых против несовершеннолетних 57
3.2 Специально-криминологические меры предупреждения
насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних в семье 61
3.3 Правовые меры предупреждения преступлений против половой
свободы несовершеннолетних 69
Заключение 76
Список использованной литературы
Актуальность исследования. На сегодняшний день наблюдается резкое ухудшение криминогенной обстановки. Интенсивный рост преступности представляет большую опасность для социального благополучия государства. Ее рост обуславливается различного рода кризисами (экономическим, политическим, социально-культурным).
В современной России насильственная преступность в отношении несовершеннолетних стала большой проблемой. Их уровень сильно тревожит российское общество. Согласно статистике, в России каждый год почти два миллиона детей подвергаются насилию в семье. В этой связи проблема предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, получила широкое распространение в юридической науке.
Так, вопросам предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, посвящены труды Антонян Ю.М., Ильяшенко А.Н., Гусейнов А. А., Шарапов Р. Д. и ряда других ученых. Наличие множества теоретических и практических исследований в рамках данной темы связано с тем, что рассматриваемая категория лиц отличается в своем психическом и физиологическом развитии от взрослого населения. Недостаточный социальный и правовой опыт зачастую становится причиной насильственных действий в отношении детей.
Проявляемое в отношении детей насилие, как явление, страшно не только своим негативным влиянием на их физическое и психическое здоровье, на их развитие. Оно по большому счету предопределяет жизнь нашего будущего поколения. После достижения взрослости, когда придет время воспитывать своих детей, указанные лица будут руководствоваться детским семейным опытом и строить свое поведение на этой основе. Согласно исследованиям психологов, основанием жесткого обращения с несовершеннолетними является механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение.
Необходимо отметить, что в условиях нашего времени место молодежи и подростков в социальной жизни, семье определяется по-новому. С одной стороны, они достаточно активно принимают участие в решении задач общества, в выборе социальных ролей, ярко проявляют свои интересы. С другой, дети, не нашедшие себе место в условиях реальной действительности, не имеют возможности самоутвердиться.
Насильственные преступления в отношении несовершеннолетних имеют свои отличительные признаки, что дает основание рассматривать их в качестве самостоятельного объекта изучения. Выделение их в качестве самостоятельного объекта изучения также обусловлено физическими, психическими, нравственными особенностями развития личности несовершеннолетних. Социальная незрелость также рассматривается в качестве специфических особенностей их развития, так как именно в процессе социализации происходит накопление опыта, в том числе и отрицательного, который может проявиться с запозданием. Ввиду незащищенности данной категории населения, что проявляется в неспособности самостоятельно отстаивать свои права, противостоять насилию в силу их возраста, профилактика преступлений в отношении детей является одной из основной направленностью деятельности правоохранительных органов.
Насилие возникает практически на любой почве: политической, межнациональной, религиозной, наконец, бытовой, где, казалось бы, в отношении ребенка должны править только любовь и родственные чувства.
Проблемой данного исследования является возникновение трудностей при предупреждении насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
Цель данной работы: опираясь на знание криминологических, психологических особенностей субъектов насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, особенностей несовершеннолетних лиц, определить трудности предупреждения данных преступлений и предложить пути для его решения.
Объект исследования: процесс предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних
Предмет исследования: криминологические и психологические особенности предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
В соответствии с данной целью определен круг задач, решение которых составляет сущность исследования.
Задачи исследования:
1. Дать понятие насилия в отношении несовершеннолетних;
2. Рассмотреть особенности лиц, совершающих насильственные преступления против несовершеннолетних;
3. Раскрыть причины и условия, основные детерминанты
насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних;
4. Рассмотреть мотивацию как внутреннюю причину совершения насильственного преступления в отношении несовершеннолетнего;
5. Раскрыть криминологические особенности насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних в семье;
6. Определить общесоциальные меры предупреждения насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних;
7. Определить специально-криминологические меры предупреждения
насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних в семье;
Практическая значимость определяется тем, что материалы и выводы данного исследования могут иметь значение для деятельности органов и организаций, занимающихся предупреждением и профилактикой преступности.
Структура работы. Работа состоит из введения, девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В ходе исследования проблемы предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, были рассмотрены психофизиологические особенности несовершеннолетних лиц и лиц, совершающих насильственные преступления против несовершеннолетних.
Так, в ходе анализа понятия насилия в отношении детей, мы пришли к выводу, что насилию относятся такие элементы как принуждение, незаконность или противоправность его осуществления. Насилие представляет собой умышленное, противоправное, физическое и психологическое воздействие либо угроза применения такого воздействия, что нацелено на подавление человека, вопреки его воли, а также ограничение свободы волеизъявления или действий.
Было отмечено что лица, склонные совершать насильственные преступления в отношении несовершеннолетних, не имеют устойчивых воззрений. Описываемые лица совершают насильственные действия, как правило, при случайно сложившихся обстоятельствах. Для них характерно стремление удовлетворить нужды немедленно, минуя окружающих, принятых социальных, моральных норм.
Насильственные преступники характеризуется асоциальностью, аморальными поступками и административными правонарушениями - систематическое злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков, хулиганство, и т.п. Данные личности оценивают обстановку исходя из своих желаний, личных представлений, минуя при этом социальные нормы, навязанные обществом. Насильственные преступники также характеризуются примитивностью своих потребностей, эгоцентризмом, импульсивным стремлением к осуществлению желаний и потребностей, что не сдерживается механизмом самоконтроля.
Категория несовершеннолетних имеет свои психологические особенности. Их неправильное воспитание и подход к ним, несвоевременное выявление этих особенностей и специфических черт, может привести к нежелательным результатам. Для агентов процесса социализации главное - вовремя выявить эти трудности и своевременно применить нужные методы и приемы, в целях их преодоления. В свете предупреждения насильственных преступлений против несовершеннолетних данное обстоятельство играет важнейшую роль.
Очень часто бывает, что дети не знают об имеющихся у них правах на защиту от насильственных действий со стороны родственников. Поскольку они не имеют четкого представления о противозаконности подобных действий (оскорбления, избиения, ограничение свободы). Особенность рассматриваемых преступлений в том, что в случае наступления насилия семье, несовершеннолетние первом делом обращаются за помощью к родственникам или друзьям. Правоохранительные органы, социально - психологические службы, а также система здравоохранения отходит на второй план. Многие жертвы таких преступлений, считают, что им никто не поможет.
Важно отметить роль социального окружения - семья, образовательные и иные организации, правоохранительные органы, средства массовой информации и другие - все оказывают своеобразно-отличительные воздействия на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка. Зная причины и особенности развития ребенка, вышеперечисленным социальным субъектам необходимо не допустить появление рассматриваемой проблемы, либо устранить ее в зародыше. Недостаточное знание в психофизиологических особенностях подросткового возраста может привести к неэффективности используемых методов профилактики.
Алкоголизм и наркомания в свете предупреждения насильственной преступности против несовершеннолетних также является глобальной проблемой человечества, что в нашем случае проявляется нанесении телесных повреждений ребенку в состоянии алкогольного опьянения, в изнасиловании, во влечении подростка к систематическому приему алкогольных напитков, наркотических средств. Результатом данной проблемы является деградации личности и появление вредных для общества последствий.
Были рассмотрены различные модели и принципы психологопедагогической профилактики. В результате можно сделать вывод о том, что наша страна нуждается в применении современных форм и технологий, которые бы позволили реально изменять ситуацию, связанную алкоголизмом и наркоманией. Правильное соблюдение принципов, требований, условий, а также целесообразная организация работы может способствовать решению проблемы алкоголизации и наркотизации. Важно, чтобы психологи, психиатры-наркологи, социальные работники, несмотря на свой практический опыт, умели правильно пользоваться приведенными в теории методиками, систематически дополняли свои знания новейшими материалами (технологиями, приемами, методиками).
В мире очень много духовных, нравственных факторов, что приводит или толкает человека к насильственным преступным посягательствам. Вместе с тем, важнейшим из них выступает отсутствие государственной идеологии, что формирует законопослушное поведение человека. На сегодняшний день наблюдается отрицательная тенденция, Идеологический вакуум, который существует в сознании российских граждан, внедряется культом обогащения незаконным путем. В человеческой жизни, в быту распространяются традиции, правила и иные атрибуты криминальной субкультуры. В России наблюдается глобальная криминализация сознания, поведения человека, что, безусловно, оказывает соответствующее влияние на рассматриваемую преступность.
Таким образом, в ходе проделанной работы, опираясь на психофизиологические особенности субъектов насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, особенностей несовершеннолетних лиц, были определены трудности предупреждения данных преступлений и предложены некоторые пути для его решения.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. - № 237. - Ст.7, 37.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 года (в ред. от 29 декабря 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст.3301. Ст. 27.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018)// "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340,
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст.16. Ст. 56.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017)/ "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954,
III. Специальная литература:
8. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М.: Юнити, 2000. С. 55.
9. Абрамов В.И. Права ребенка в России: (теоретический аспект) / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005. — С. 311.
10. Александров, В. Б. (Владимир Борисович). Предупреждение преступлений против несовершеннолетних: Криминологические и социально-правовые проблемы Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.08 - Уголовное право и криминология; Уголовно исполнительное право /В. Б. Александров; Науч. рук. С. П. Бузынова. -М.,2009. С. 13.
11. Анисимов В.М. Криминальная субкультура. Уфа: Уфимск. юрид. инст. МВД России, 1997. С. 12.
12. Антонян Ю. М. Криминология. Избранные лекции. М.: «Логос». 2004, С. 87-88.
13. Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 1996.
14. Ю. М. Антонян, И. В. Горшков, Г. М. Зулкарнеев, А. Г. Сапрунов. Насилие в семье /Под ред. докт. юрид. наук, профессора Д. К. Нечевина. М.: ВНИИ МВД России, 1999.
15. Ю. М. Антонян. Психология убийства. М.: Юрист, 1997.
16. Антонян Ю.М. Современные проблемы и стратегия борьбы с преступностью / Антонян Ю.М. [и др.]; Науч. ред. В.Н. Бурлаков, Б.В. Волженкин. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 98.
17. Бельцов Н. И. Криминологический анализ и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере семьи и досуга: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 20.
18. Богуш Г.И. Криминология: учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. — М., 2007. — С. 77.
19. Большой юридический словарь. М., 1998. С. 397.
20. Бочкарева Г.Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей от их податливости групповому влиянию // Вопросы судебной психологии. М., 1971, С. 5859.
21. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М., 1988. С. 47-50.
22. Верницкая Н.Н. Трудный ребенок. Минск, 1989; Титов Б. А., Машкова Л. Т. Семейная драма глазами ребенка. Л., 1990. С. 134.
23. Волков Б. С. Мотивы преступлений. Казань, 1982. С. 9.
24. Волков Б.С. Мотив и квалификация преступлений. Казань, 1968. С. 28;
25. Волкова А. Е. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми. Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 1996. С. 199.
26. Волкова Т. Н. Особенности женской преступности в России (криминологический анализ). М., 1998. С. 18; Волкова Т. Н. Криминологические и правовые проблемы женской преступности в современной России: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Рязань, 2001. С.25.
27. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. С. 196.
28. Геллер М.В. Реализация и защита прав несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М.,2007. — С. 25
29. Гилинский, Я. И. Актуальные проблемы криминологии : учебное пособие для магистратуры / Я. И. Гилинский, Ю. В. Морозова, П. В. Федышина. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. — С.56.
30. Гусейнов А. А. Понятия насилия и ненасилия- 1994.- № 5.
31. Гуссейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2000. С. 32.
32. Добреньков В.И Проблема насилия в отношении подростков в городе Москве — Москва 2011г.-С.29.
33. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М.,1980. С. 88.
34. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980, С. 52.
35. Еникеев М. И. Юридическая психология. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 256 с. — (Краткие учебные курсы юридических наук). С. 42.
36. Жариков Н. М., Морозов Г. В., Хритинин Д. Ф.. Судебная психиатрия: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАМН Г. В. Морозова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма,2004. С. 431.
37.Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жестокости // Вопросы ювенальной юстиции. — 2006. — № 1. — С. 15.
38. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. - Череповец: ЧГУ, 2002. С. 78.
39. Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 2005г. С. 98.
40. Ильяшенко А.И. Типология лиц, совершивших насильственные преступления // Российский следователь. 2003. № 3. С. 55.
41. Ильяшенко А.Н. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовые и криминологические аспекты: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 355.
42. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Пенза, 2010. — С. 25.
43. Козырев Г. И. Проблема насилия в теории, массовом сознании и реальной жизни // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2000. № 6. С. 85.
44. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 82.
45. Криминология / Под ред. А.И. Долговой. — М., 2007. — С. 234.
46. Криминология / Под ред. В.Д. Малкова. — М., 2008. — С. 56.
47. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Д. Эминова. — М., 1995. — С. 76.
48. Криминология, Автор: Степанчикова С.А., Издательство: МИЭМП, Год: 2010, С: 19.
49. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Долговой. М., 2001. С.76.
50. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения). М.: Юрид. лит., 1968. С. 138.
51. Кузнецов В.К. Криминология: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. -Новосибирск. - СибАГС. 2003. С.65.
52. Курносова О.П. Понятие насильственных преступлений против несовершеннолетних// “Черные дыры” в Российском законодательстве.-2009-№ 1. С. 130.
53. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976, С. 29.
54. Лукашовой Е.А. Права человека. Учебник для ВУЗов. Под ред. - М., 2000г., 450 с.
55. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999. С.100.
56. Махов Ф. С. Подросток и свободное время. М., 2005г. С. 156.
57. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. - М., 2010. - С. 11.
58. Муратова С.А. Семейное право - М.: Юрист. , 2013г., С. 340.
59. Назаренко Г.В. Правовая и криминологическая значимость уголовнорелевантных психических состояний.- Орел: ОрелГТУ,- 2002 г., С. 86.
60. Насилие и его влияние на здоровье : до-клад ВОЗ о ситуации в мире / под ред. Этьенна Г. Круга и др.; пер. с англ. — М. : Весь Мир, 2003. С. 9.
61. Насилие над ребенком — причина детской беспризорности, наркомании и преступности // Вопросы ювенальной юстиции. — 2006. — № 4. — С. 12.
62. Насилие. Безнаказанность. Возмездие : пресс-выпуск ВЦИОМ от 15.09.2017 № 3200 // URL: http://wciomru/index.php?id =236&uid= 115864.
63. Наумов А.В. Мотивы убийства. Волгоград, 1969. С. 75.
64.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 344.
65. Ползуновский вестник № 32006 И. С. Колесников- С.115.
66. Потаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения// Психологический журнал. 1987. № 4. Т. 8. С. 94-95.
67. Предупреждение преступности и правонарушений
несовершеннолетних // Беспризорник. 2003. № 2. С. 48-50.
68. Проблема толерантности и жестокости по отношению к детям в семье // Вестник Саратовского гос. ун-та им. . — 2005. — № 4. — С. 14.
69. Рарог А.И. Проблемы квалификации преступлений по субъективным признакам: Монография. М., 2015. С. 167 - 169.
70. Садина, О.В. Понятие и основные направления оптимизации правового статуса несовершеннолетнего / О.В. Садина // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования: сб. ст. Междунар. науч.- практ. конф. / под ред. О.И. Булакова, Г.В. Синцова. - Пенза, 2008. -С. 140-142 (0,18 п.л.).
71. Сапогова Е.Е. "Психология развития человека" - М: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
72. Сообщение Пресс-центра МВД России 15.04.2015 г. — URL: https://mvd.ru/news/item/ 3257808.
73. Сообщение Пресс-центра МВД России 15.04.2017 г — URL: https://mvd.ru/news/item/ 3257818.
74. Социальная педагогика / Под ред.М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 83.
75. Социальная педиатрия. — СПб., 1996. — С. 112.
76. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 320.
77. Старков О.В. Бытовые насильственные преступления. Рязань: РВШ МВД РФ, 1992.С.84.
78. Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. СоцИс № 3 1999. С. 57-73.
79. Тоторкулова М. А. Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по предотвращению последствий семейного насилия над детьми. Дис. . к. пед. наук.: 13.00.01. Ставрополь, 2005. С. 45.
80. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Р.Р. Галиакбарова. Саратов, 1997. С. 210.
81. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. М., 1999. С. 48.
82. Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. Томск, 1981. С 115-116.
83. Фурсов О. Шкала ценностей молодежи // Профессионал. 2005г. № 3. С.21-23.
84.Чубинский М. П. Мотивы преступленной деятельности и его значение в уголовном праве. Ярославль, 1909. С. 113.
85. Шарапов Р. Д. Насилие в уголовном праве (понятие квалификация, совершенствование механизма уголовно-правового предупреждения): Автореф. дис. докт. юрид. наук.- Екатеренбург, 2006.-С.9.
86. Шарапов Р. Д. Физическое насилие в уголовном праве- СПБ. 2001.- С.20.
87. Шерстнева Н.С. Понятие, сущность и система принципов семейного права: моногр. М.: Юстицинформ, 2006. С. 74.
88.Экономические и социальные детерминанты (причины и условия) преступлений против несовершеннолетних // Вестник Ставропольского гос. ун-та. — 2004. — № 36. — С. 104.
89.Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Питер, 1996. - С. 80.
90.Яковлев И. А. Преступность и социальная психология. М.2007г. С.113.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Актуальность исследования. На сегодняшний день наблюдается резкое ухудшение криминогенной обстановки. Интенсивный рост преступности представляет большую опасность для социального благополучия государства. Ее рост обуславливается различного рода кризисами (экономическим, политическим, социально-культурным).
В современной России насильственная преступность в отношении несовершеннолетних стала большой проблемой. Их уровень сильно тревожит российское общество. Согласно статистике, в России каждый год почти два миллиона детей подвергаются насилию в семье. В этой связи проблема предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, получила широкое распространение в юридической науке.
Так, вопросам предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, посвящены труды Антонян Ю.М., Ильяшенко А.Н., Гусейнов А. А., Шарапов Р. Д. и ряда других ученых. Наличие множества теоретических и практических исследований в рамках данной темы связано с тем, что рассматриваемая категория лиц отличается в своем психическом и физиологическом развитии от взрослого населения. Недостаточный социальный и правовой опыт зачастую становится причиной насильственных действий в отношении детей.
Проявляемое в отношении детей насилие, как явление, страшно не только своим негативным влиянием на их физическое и психическое здоровье, на их развитие. Оно по большому счету предопределяет жизнь нашего будущего поколения. После достижения взрослости, когда придет время воспитывать своих детей, указанные лица будут руководствоваться детским семейным опытом и строить свое поведение на этой основе. Согласно исследованиям психологов, основанием жесткого обращения с несовершеннолетними является механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение.
Необходимо отметить, что в условиях нашего времени место молодежи и подростков в социальной жизни, семье определяется по-новому. С одной стороны, они достаточно активно принимают участие в решении задач общества, в выборе социальных ролей, ярко проявляют свои интересы. С другой, дети, не нашедшие себе место в условиях реальной действительности, не имеют возможности самоутвердиться.
Насильственные преступления в отношении несовершеннолетних имеют свои отличительные признаки, что дает основание рассматривать их в качестве самостоятельного объекта изучения. Выделение их в качестве самостоятельного объекта изучения также обусловлено физическими, психическими, нравственными особенностями развития личности несовершеннолетних. Социальная незрелость также рассматривается в качестве специфических особенностей их развития, так как именно в процессе социализации происходит накопление опыта, в том числе и отрицательного, который может проявиться с запозданием. Ввиду незащищенности данной категории населения, что проявляется в неспособности самостоятельно отстаивать свои права, противостоять насилию в силу их возраста, профилактика преступлений в отношении детей является одной из основной направленностью деятельности правоохранительных органов.
Насилие возникает практически на любой почве: политической, межнациональной, религиозной, наконец, бытовой, где, казалось бы, в отношении ребенка должны править только любовь и родственные чувства.
Проблемой данного исследования является возникновение трудностей при предупреждении насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
Цель данной работы: опираясь на знание криминологических, психологических особенностей субъектов насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, особенностей несовершеннолетних лиц, определить трудности предупреждения данных преступлений и предложить пути для его решения.
Объект исследования: процесс предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних
Предмет исследования: криминологические и психологические особенности предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
В соответствии с данной целью определен круг задач, решение которых составляет сущность исследования.
Задачи исследования:
1. Дать понятие насилия в отношении несовершеннолетних;
2. Рассмотреть особенности лиц, совершающих насильственные преступления против несовершеннолетних;
3. Раскрыть причины и условия, основные детерминанты
насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних;
4. Рассмотреть мотивацию как внутреннюю причину совершения насильственного преступления в отношении несовершеннолетнего;
5. Раскрыть криминологические особенности насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних в семье;
6. Определить общесоциальные меры предупреждения насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних;
7. Определить специально-криминологические меры предупреждения
насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних в семье;
Практическая значимость определяется тем, что материалы и выводы данного исследования могут иметь значение для деятельности органов и организаций, занимающихся предупреждением и профилактикой преступности.
Структура работы. Работа состоит из введения, девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.

В ходе исследования проблемы предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, были рассмотрены психофизиологические особенности несовершеннолетних лиц и лиц, совершающих насильственные преступления против несовершеннолетних.
Так, в ходе анализа понятия насилия в отношении детей, мы пришли к выводу, что насилию относятся такие элементы как принуждение, незаконность или противоправность его осуществления. Насилие представляет собой умышленное, противоправное, физическое и психологическое воздействие либо угроза применения такого воздействия, что нацелено на подавление человека, вопреки его воли, а также ограничение свободы волеизъявления или действий.
Было отмечено что лица, склонные совершать насильственные преступления в отношении несовершеннолетних, не имеют устойчивых воззрений. Описываемые лица совершают насильственные действия, как правило, при случайно сложившихся обстоятельствах. Для них характерно стремление удовлетворить нужды немедленно, минуя окружающих, принятых социальных, моральных норм.
Насильственные преступники характеризуется асоциальностью, аморальными поступками и административными правонарушениями - систематическое злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков, хулиганство, и т.п. Данные личности оценивают обстановку исходя из своих желаний, личных представлений, минуя при этом социальные нормы, навязанные обществом. Насильственные преступники также характеризуются примитивностью своих потребностей, эгоцентризмом, импульсивным стремлением к осуществлению желаний и потребностей, что не сдерживается механизмом самоконтроля.
Категория несовершеннолетних имеет свои психологические особенности. Их неправильное воспитание и подход к ним, несвоевременное выявление этих особенностей и специфических черт, может привести к нежелательным результатам. Для агентов процесса социализации главное - вовремя выявить эти трудности и своевременно применить нужные методы и приемы, в целях их преодоления. В свете предупреждения насильственных преступлений против несовершеннолетних данное обстоятельство играет важнейшую роль.
Очень часто бывает, что дети не знают об имеющихся у них правах на защиту от насильственных действий со стороны родственников. Поскольку они не имеют четкого представления о противозаконности подобных действий (оскорбления, избиения, ограничение свободы). Особенность рассматриваемых преступлений в том, что в случае наступления насилия семье, несовершеннолетние первом делом обращаются за помощью к родственникам или друзьям. Правоохранительные органы, социально - психологические службы, а также система здравоохранения отходит на второй план. Многие жертвы таких преступлений, считают, что им никто не поможет.
Важно отметить роль социального окружения - семья, образовательные и иные организации, правоохранительные органы, средства массовой информации и другие - все оказывают своеобразно-отличительные воздействия на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка. Зная причины и особенности развития ребенка, вышеперечисленным социальным субъектам необходимо не допустить появление рассматриваемой проблемы, либо устранить ее в зародыше. Недостаточное знание в психофизиологических особенностях подросткового возраста может привести к неэффективности используемых методов профилактики.
Алкоголизм и наркомания в свете предупреждения насильственной преступности против несовершеннолетних также является глобальной проблемой человечества, что в нашем случае проявляется нанесении телесных повреждений ребенку в состоянии алкогольного опьянения, в изнасиловании, во влечении подростка к систематическому приему алкогольных напитков, наркотических средств. Результатом данной проблемы является деградации личности и появление вредных для общества последствий.
Были рассмотрены различные модели и принципы психологопедагогической профилактики. В результате можно сделать вывод о том, что наша страна нуждается в применении современных форм и технологий, которые бы позволили реально изменять ситуацию, связанную алкоголизмом и наркоманией. Правильное соблюдение принципов, требований, условий, а также целесообразная организация работы может способствовать решению проблемы алкоголизации и наркотизации. Важно, чтобы психологи, психиатры-наркологи, социальные работники, несмотря на свой практический опыт, умели правильно пользоваться приведенными в теории методиками, систематически дополняли свои знания новейшими материалами (технологиями, приемами, методиками).
В мире очень много духовных, нравственных факторов, что приводит или толкает человека к насильственным преступным посягательствам. Вместе с тем, важнейшим из них выступает отсутствие государственной идеологии, что формирует законопослушное поведение человека. На сегодняшний день наблюдается отрицательная тенденция, Идеологический вакуум, который существует в сознании российских граждан, внедряется культом обогащения незаконным путем. В человеческой жизни, в быту распространяются традиции, правила и иные атрибуты криминальной субкультуры. В России наблюдается глобальная криминализация сознания, поведения человека, что, безусловно, оказывает соответствующее влияние на рассматриваемую преступность.
Таким образом, в ходе проделанной работы, опираясь на психофизиологические особенности субъектов насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, особенностей несовершеннолетних лиц, были определены трудности предупреждения данных преступлений и предложены некоторые пути для его решения.



1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. - № 237. - Ст.7, 37.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 года (в ред. от 29 декабря 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст.3301. Ст. 27.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018)// "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340,
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст.16. Ст. 56.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017)/ "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954,
III. Специальная литература:
8. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М.: Юнити, 2000. С. 55.
9. Абрамов В.И. Права ребенка в России: (теоретический аспект) / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005. — С. 311.
10. Александров, В. Б. (Владимир Борисович). Предупреждение преступлений против несовершеннолетних: Криминологические и социально-правовые проблемы Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.08 - Уголовное право и криминология; Уголовно исполнительное право /В. Б. Александров; Науч. рук. С. П. Бузынова. -М.,2009. С. 13.
11. Анисимов В.М. Криминальная субкультура. Уфа: Уфимск. юрид. инст. МВД России, 1997. С. 12.
12. Антонян Ю. М. Криминология. Избранные лекции. М.: «Логос». 2004, С. 87-88.
13. Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 1996.
14. Ю. М. Антонян, И. В. Горшков, Г. М. Зулкарнеев, А. Г. Сапрунов. Насилие в семье /Под ред. докт. юрид. наук, профессора Д. К. Нечевина. М.: ВНИИ МВД России, 1999.
15. Ю. М. Антонян. Психология убийства. М.: Юрист, 1997.
16. Антонян Ю.М. Современные проблемы и стратегия борьбы с преступностью / Антонян Ю.М. [и др.]; Науч. ред. В.Н. Бурлаков, Б.В. Волженкин. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 98.
17. Бельцов Н. И. Криминологический анализ и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере семьи и досуга: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 20.
18. Богуш Г.И. Криминология: учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. — М., 2007. — С. 77.
19. Большой юридический словарь. М., 1998. С. 397.
20. Бочкарева Г.Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей от их податливости групповому влиянию // Вопросы судебной психологии. М., 1971, С. 5859.
21. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М., 1988. С. 47-50.
22. Верницкая Н.Н. Трудный ребенок. Минск, 1989; Титов Б. А., Машкова Л. Т. Семейная драма глазами ребенка. Л., 1990. С. 134.
23. Волков Б. С. Мотивы преступлений. Казань, 1982. С. 9.
24. Волков Б.С. Мотив и квалификация преступлений. Казань, 1968. С. 28;
25. Волкова А. Е. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми. Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 1996. С. 199.
26. Волкова Т. Н. Особенности женской преступности в России (криминологический анализ). М., 1998. С. 18; Волкова Т. Н. Криминологические и правовые проблемы женской преступности в современной России: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Рязань, 2001. С.25.
27. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. С. 196.
28. Геллер М.В. Реализация и защита прав несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М.,2007. — С. 25
29. Гилинский, Я. И. Актуальные проблемы криминологии : учебное пособие для магистратуры / Я. И. Гилинский, Ю. В. Морозова, П. В. Федышина. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. — С.56.
30. Гусейнов А. А. Понятия насилия и ненасилия- 1994.- № 5.
31. Гуссейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2000. С. 32.
32. Добреньков В.И Проблема насилия в отношении подростков в городе Москве — Москва 2011г.-С.29.
33. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М.,1980. С. 88.
34. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980, С. 52.
35. Еникеев М. И. Юридическая психология. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 256 с. — (Краткие учебные курсы юридических наук). С. 42.
36. Жариков Н. М., Морозов Г. В., Хритинин Д. Ф.. Судебная психиатрия: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАМН Г. В. Морозова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма,2004. С. 431.
37.Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жестокости // Вопросы ювенальной юстиции. — 2006. — № 1. — С. 15.
38. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. - Череповец: ЧГУ, 2002. С. 78.
39. Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 2005г. С. 98.
40. Ильяшенко А.И. Типология лиц, совершивших насильственные преступления // Российский следователь. 2003. № 3. С. 55.
41. Ильяшенко А.Н. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовые и криминологические аспекты: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 355.
42. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Пенза, 2010. — С. 25.
43. Козырев Г. И. Проблема насилия в теории, массовом сознании и реальной жизни // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2000. № 6. С. 85.
44. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 82.
45. Криминология / Под ред. А.И. Долговой. — М., 2007. — С. 234.
46. Криминология / Под ред. В.Д. Малкова. — М., 2008. — С. 56.
47. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Д. Эминова. — М., 1995. — С. 76.
48. Криминология, Автор: Степанчикова С.А., Издательство: МИЭМП, Год: 2010, С: 19.
49. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Долговой. М., 2001. С.76.
50. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения). М.: Юрид. лит., 1968. С. 138.
51. Кузнецов В.К. Криминология: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. -Новосибирск. - СибАГС. 2003. С.65.
52. Курносова О.П. Понятие насильственных преступлений против несовершеннолетних// “Черные дыры” в Российском законодательстве.-2009-№ 1. С. 130.
53. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976, С. 29.
54. Лукашовой Е.А. Права человека. Учебник для ВУЗов. Под ред. - М., 2000г., 450 с.
55. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999. С.100.
56. Махов Ф. С. Подросток и свободное время. М., 2005г. С. 156.
57. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. - М., 2010. - С. 11.
58. Муратова С.А. Семейное право - М.: Юрист. , 2013г., С. 340.
59. Назаренко Г.В. Правовая и криминологическая значимость уголовнорелевантных психических состояний.- Орел: ОрелГТУ,- 2002 г., С. 86.
60. Насилие и его влияние на здоровье : до-клад ВОЗ о ситуации в мире / под ред. Этьенна Г. Круга и др.; пер. с англ. — М. : Весь Мир, 2003. С. 9.
61. Насилие над ребенком — причина детской беспризорности, наркомании и преступности // Вопросы ювенальной юстиции. — 2006. — № 4. — С. 12.
62. Насилие. Безнаказанность. Возмездие : пресс-выпуск ВЦИОМ от 15.09.2017 № 3200 // URL: http://wciomru/index.php?id =236&uid= 115864.
63. Наумов А.В. Мотивы убийства. Волгоград, 1969. С. 75.
64.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 344.
65. Ползуновский вестник № 32006 И. С. Колесников- С.115.
66. Потаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения// Психологический журнал. 1987. № 4. Т. 8. С. 94-95.
67. Предупреждение преступности и правонарушений
несовершеннолетних // Беспризорник. 2003. № 2. С. 48-50.
68. Проблема толерантности и жестокости по отношению к детям в семье // Вестник Саратовского гос. ун-та им. . — 2005. — № 4. — С. 14.
69. Рарог А.И. Проблемы квалификации преступлений по субъективным признакам: Монография. М., 2015. С. 167 - 169.
70. Садина, О.В. Понятие и основные направления оптимизации правового статуса несовершеннолетнего / О.В. Садина // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования: сб. ст. Междунар. науч.- практ. конф. / под ред. О.И. Булакова, Г.В. Синцова. - Пенза, 2008. -С. 140-142 (0,18 п.л.).
71. Сапогова Е.Е. "Психология развития человека" - М: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
72. Сообщение Пресс-центра МВД России 15.04.2015 г. — URL: https://mvd.ru/news/item/ 3257808.
73. Сообщение Пресс-центра МВД России 15.04.2017 г — URL: https://mvd.ru/news/item/ 3257818.
74. Социальная педагогика / Под ред.М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 83.
75. Социальная педиатрия. — СПб., 1996. — С. 112.
76. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 320.
77. Старков О.В. Бытовые насильственные преступления. Рязань: РВШ МВД РФ, 1992.С.84.
78. Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. СоцИс № 3 1999. С. 57-73.
79. Тоторкулова М. А. Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по предотвращению последствий семейного насилия над детьми. Дис. . к. пед. наук.: 13.00.01. Ставрополь, 2005. С. 45.
80. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Р.Р. Галиакбарова. Саратов, 1997. С. 210.
81. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. М., 1999. С. 48.
82. Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. Томск, 1981. С 115-116.
83. Фурсов О. Шкала ценностей молодежи // Профессионал. 2005г. № 3. С.21-23.
84.Чубинский М. П. Мотивы преступленной деятельности и его значение в уголовном праве. Ярославль, 1909. С. 113.
85. Шарапов Р. Д. Насилие в уголовном праве (понятие квалификация, совершенствование механизма уголовно-правового предупреждения): Автореф. дис. докт. юрид. наук.- Екатеренбург, 2006.-С.9.
86. Шарапов Р. Д. Физическое насилие в уголовном праве- СПБ. 2001.- С.20.
87. Шерстнева Н.С. Понятие, сущность и система принципов семейного права: моногр. М.: Юстицинформ, 2006. С. 74.
88.Экономические и социальные детерминанты (причины и условия) преступлений против несовершеннолетних // Вестник Ставропольского гос. ун-та. — 2004. — № 36. — С. 104.
89.Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Питер, 1996. - С. 80.
90.Яковлев И. А. Преступность и социальная психология. М.2007г. С.113.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.